Содержание и особенности профессиональной деятельности психолога

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Содержание и особенности профессиональной деятельности психолога». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Зарплата выпускника профильного ВУЗа на старте карьеры составляет от 10-12 тыс. в регионах, от 20-25 тыс. в Москве и других крупных городах. Такие показатели характерны для муниципальных учреждений, общественных организаций. Со временем уровень оклада повышается до 30-40 тыс. в регионах, до 50-55 тыс. в Москве и областных центрах. Сколько зарабатывают сотрудники частных клиник зависит от типа их занятости, профессионализма, формы работы. В среднем они получают от 70-80 тыс. рублей. Частная практика в России пока не очень распространена, услуга только набирает популярность. Сколько получает такой психолог напрямую зависит от его деловой хватки, опыта, знаний, навыков.

Чем занимается психолог

Основное место работы психолога – это школы, детские сады, интернаты, центры психологической помощи, частная практика. Специалисты при помощи проверенных методик определяют способности, индивидуальные качества школьников, воспитанников и выстраивают отдельную для каждого программу обучения.

Коррекционная работа также входит в компетенцию психологов. Они помогают детям преодолевать сложные моменты жизни, формировать модели поведения в критических ситуациях. Однако почти половину рабочего времени приходится отдавать бумажной волоките: составлению психологических характеристик, отчетов, планов работ и т.д.

Отделы кадров различных предприятий также становятся местом работы многих специалистов. Они трудоустраиваются менеджерами по персоналу и выполняют ряд следующих функций:

    ✔ Подбор кадров с учетом результатов оценки личных качеств
    ✔ Помощь новым работникам в адаптации
    ✔ Проведение обучающих тренингов
    ✔ Грамотная расстановка рабочего места сотрудников на основе анализа психологической совместимости
    ✔ Содействие в разработке методов управления

Цель работы психолога в корпорации – повысить показатели эффективности компании, максимально мотивировать персонал.
Знание психологии и инструментов воздействия на сознание людей также востребованы в массмедиа, рекламе, политической деятельности, юриспруденции. Психолог может вести частную практику, заниматься наукой в своей сфере.

Плюсы и минусы специальности

Быть психологом не только интересно, но и полезно. Профессия предполагает, что человек всегда должен быть открытым для новых знаний, развиваться, овладевать новыми методиками работы. Другие преимущества специальности:

    ✔ Возможность помогать людям решать их проблемы.
    ✔ Постоянный личностный рост.
    ✔ Познание причин поступков, поведения людей, формирование философского отношения к внешним событиям.
    ✔ Обретение внутреннего спокойствия.
    ✔ Возможность вести частную практику и не зависеть от работодателя.

Чтобы окончательно решить, подходит вам специальность или нет, необходимо знать и минусы профессии:

    ✔ Постоянное нервное напряжение. Страхи, депрессия, отчаяние – психологам приходится разбираться с причинами тяжелых переживаний человека, находить пути избавления от них. Весьма непросто контролировать при этом собственные эмоции, чтобы не принимать чужой негатив близко к сердцу.
    ✔ Высокая ответственность. От рекомендаций специалиста зависят душевное состояние человека, его поступки. Постоянное чувство ответственности может стать причиной страха совершить непоправимое.

Основные области работы

К отдельным направлениям психотерапии относятся:

  • диагностика – исследование особенностей личности клиента с помощью различных методик и тестов;
  • консультирование – диалог между психологом и клиентом, направленный на поиск оптимального решения проблемы;
  • тренинг – прорабатывание травмирующей ситуации через упражнения, игру.

Специфические запросы сформировали несколько отдельных видов психологического консультирования:

  1. Семейное – работа с семейными проблемами: отношения супругов, детско-родительские отношения.
  2. Профессиональное – помощь сотрудникам с адаптацией, урегулирование рабочих конфликтов, подбор персонала, работа с молодыми специалистами, профилактика эмоционального выгорания.
  3. Спортивное – подготовка спортсменов к участию в соревнованиях: настраивание на победу, повышению уверенности в своих силах.
  4. Клиническое – работа в тандеме с психиатром. Помощь пациентам, проходящим лечение в реабилитационных центрах: ВИЧ-инфицированным, наркозависимым, тяжелобольным.
  5. Тюремное – помощь для заключенных по адаптации в социуме после выхода из тюрьмы.

Психолог, специализирующийся на индивидуальных консультациях, совмещает все формы работы, помогая клиенту наладить все аспекты жизни.

Нужно ли психологу высшее образование?

Для того, чтобы понять, где лучше учиться на психолога, нужно для начала определиться, для чего вы идете учиться. Если вас интересует психология как наука, то безусловно нужно поступать в вуз , проучиться 4 или 6 лет и получить диплом бакалавра или магистра психологии.

Про психотерапевтов разговор отдельный, так как это медицинская специальность и прежде, чем приступить к изучению психотерапии, нужно получить высшее медицинское образование и уже потом учиться на психотерапевта. Это долгий путь.

А для того, чтобы работать практическим психологом, высшее образование совершенно не нужно вопреки распространенным заблуждениям. Нужно обязательно пройти курсы профессиональной переподготовки на практического психолога и получить диплом с присвоенной квалификацией, который дает право работы по специальности.

Глава 1.1. Особенности профессиональной деятельности психолога-консультанта. Теоретический анализ модели «идеального» психолога-консультанта.

Проблеме изучения особенностей профессиональной деятельности психолога-консультанта и портрету «идеального» психолога посвящено большое количество исследований (Ю.Б. Алешина, 2000; Г.С. Абрамова, 1998; Р. Кочюнас, 1999; Р. Мэй, 2001; Р.С. Немов, 2000; К. Роджерс, 1994; Н.А. Аминов, М.В. Молоканов, 1992; Е.Э. Смирнова, 1977). Отмечается, что необходимо определить личностные особенности специалиста, которые обеспечивают успешность его профессиональной деятельности (Е.Э. Смирнова, 1977). Необходимость обсуждения этого вопроса связана, прежде всего, на мой взгляд, с тем, что работа психолога-консультанта очень специфична своим предметом – индивидуальностью человека. Р.Кочюнас говорит, что личность консультанта выделяется почти во всех теоретических системах как «важнейшее целительное средство» в процессе консультирования. «По существу основная техника психологического консультирования – это «я – как – инструмент» (23, c.25). Специфичность проявляется и в том, что сам психолог тоже выступает как индивидуальность, как человек, имеющий на нее полное право. В этом смысле возникает множество проблем, связанных с социальным статусом профессии психолога-консультанта, например, проблема критериев эффективности его работы, уровня его квалификации, в конечном счете, проблемы подготовки психологов-консультантов.

Читайте также:  Как быть уверенным, что платишь за свой дом

Важной особенностью психологического моделирования личности является учет основных факторов, оказывающих формирующее влияние на коммуникативную компетентность личности психолога – характер деятельности, система отношений с другими людьми и прочее. Модель «перспективного» специалиста строится на основе экспертных оценок (Г.Е. Леевик, 1982).

При построении модели специалиста метод моделирования широко использовался в социологии. Е.Э. Смирнова модель специалиста раскрывает обобщенно «в виде…образца специалиста, которого высшая школа должна выпустить из своих стен».

Каким же должно быть сочетание свойств личности, которое в наибольшей степени обеспечивало бы успех консультирования?

Хотя исследований в этой области много, однако, единого ответа о свойствах личности, способствующих эффективной работе консультанта, к сожалению, нет.

Определение критериев оценки продуктивности уровня коммуникативной деятельности психолога-консультанта позволяет представить желательные коммуникативные качества профессионала для эффективного осуществления стоящих перед ним практических задач.

Г.С. Абрамова считает, что «эмпирически очевидные показатели, которые служат для проверки валидности теста, обозначаются термином критерий.» (1, с.34). Критерием чаще всего бывает проявление изучаемой характеристики в повседневной жизни. Другими словами, критерий – это очевидный показатель тех характеристик личности, определяемый независимо от предъявления теста.

Известны такие исследования, в которых осуществляется изучение связи и влияние определенного качества (коммуникативная компетентность) на эффективность деятельности профессионала, что дает возможность, учитывая результаты исследования, расценивать составляющие изучаемого качества как желательные или нежелательные для психолога-консультанта, т.е. способствующие или препятствующие оптимальному уровню функционирования коммуникативной компетентности у специалиста, и таким образом входящие или не входящие в модель коммуникативной компетентности эффективного профессионала.

Дадим определение «продуктивной деятельности» – «это специфический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя.» (30, с. 76). Это деятельность, которая приносит ощутимый желаемый результат, имеет конечной своей целью создание какого-либо продукта, например, в качестве продукта может выступать приобретенное умение активно слушать. Более подробное освещение проблемы изучения личности профессионала, его коммуникативных способностей, позволит нам подойти к выявлению критериев оценки данных способностей, которые определяются на материале научных источников.

Несомненно, что коммуникативная компетентность психолога-консультанта находится в прямой зависимости то личностных качеств специалиста, личность психолога оказывает влияние на выбор стиля и способов воздействия.

Качества, необходимые психологу-консультанту, условно можно разделить на 3 сферы:

1. Коммуникативная сфера.

2. Эмоционально-волевая сфера.

3. Познавательная сфера.

Перейдем к рассмотрению качеств, составляющих эти сферы.

1. Коммуникативная сфера.

Эта сфера, по моему мнению, является основной, т.к. психологу-консультанту постоянно приходится иметь коммуникативные связи с другими людьми (клиентами) и умение устанавливать раппорт и поддерживать контакт является необходимым для подобного специалиста.

Необходимой базой для развития этой сферы является такое качество, как потребность в общении с другими людьми. То есть изначальное желание быть включенным в межличностное общение, ориентация на совместную деятельность. Известно, что общительность обеспечивает успех в профессиях, главной особенностью которых является межличностный контакт. Однако в исследовании М.Р. Битяновой (1991), также, как и исследовании Е.И.Рогова (1995), указывается на нежелательность аффектотимии (высокие показатели по фактору общительность), т.к. личность с высокими оценками по данному фактору подвержена аффективным переживаниям, характеризуется сильными колебаниями настроения в течение дня. Излишнюю общительность Е.И. Рогов относит к деформированности личности, вызванной спецификой профессиональной деятельности (1995). Вышеперечисленные факты относятся к профессии педагога, учитывая смежность с профессией психолога, и были приведены эти данные, однако важно помнить о специфике работы психолога.

Следующее важное качество – способность к эмпатии. «Так, одним из важнейших качеств психолога-консультанта некоторые исследователи называют эмпатию (Н.А. Аминов, М.В. Молоканов, 1992; К. Роджерс, 1994). В качестве особых форм эмпатии выделяют: сопереживание – переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через чувствование и отождествление с ним; сочувствие – переживание субъектом тех же эмоциональных состояний по поводу чувств другого, способность понимать аффективные ориентации; когнитивную эмпатию, бизирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и анализ); предикативную эмпатию, проявляющуюся как способность человека предсказывать аффективные реакции другого; эмпатия как социальный инсайт, субъект как бы реконструирует внутренний мир другого человека; эмпатия может рассматриваться как эмоциональное состояние, возникающее при виде переживаний другого; эмпатия рассматривается (школа психоанализа) как свойство врача при взаимодействии с больным, как рефлексивная эмпатия, как способность понять человека при деформации его защитных механизмов и т.д.» (55).

Второй уровень коммуникаций, который также необходимо учитывать специалисту, работающему с людьми – это невербальные коммуникации.

Особенности профессиональной деятельности военного психолога

Сильную значимость в профессиональной деятельности психолога-практика имеет его социальный интеллект. Это подтверждается соответствующими исследованиями, особенно на примере военных психологов. Считается, что в других областях практической психологии это также проявляется. Структура социального интеллекта специалиста-психолога имеет трехкомпонентный состав, она состоит из когнитивного, эмоционального и коммуникативно-организационного компонентов. Более наглядное представление о структуре социального интеллекта специалиста психолога можно получить из таблицы 2.

Таблица 2. Структура социального интеллекта военного психолога

Компонент

Состав компонента

Показатели

Когнитивный компонент

Социальные знания

Знание особых правил поведения

Социальная память

Хорошая память на лица и на имена

Социальное мышление

Определение актуальных чувств

Определение актуального настроения

Рефлексия поступков иных индивидов

Социальное прогнозирование

Формулировка планов своих действий

Рефлексия своего развития

Социальная перцепция

Способность слушать собеседника

Умение понимать язык жестов

Эмоциональный компонент

Социальная чувствительность

Эмоциональная выразительность

Эмпатичность

Способность к саморегуляции

Самоконтроль

Эмоциональная устойчивость

Коммуникативно-организационный компонент

Социальная адаптивность

Способность объяснять и убеждать иных индивидов

Открытость в отношениях с окружающими индивидами

Социальное взаимодействие

Умение и готовность работать совместно с кем-то

Умение взаимодействовать коллективно

Читайте также:  Как получить помощь для многодетной семьи

Круг обязанностей специалиста

Спортивный психолог принимает непосредственное участие в психологической подготовке спортсменов к соревнованиям. Его основная задача – создание максимально благоприятных условий для раскрытия возможностей каждого из членов команды.

Спортивный психолог занимается:

  • профессиональной ориентацией спортсменов;
  • оценкой уровня психологической подготовки спортсменов к состязаниям;
  • психологическим отбором спортсменов – участников выступлений;
  • разработкой индивидуальных развивающих планов;
  • выработкой полезных установок и личностных качеств;
  • диагностированием психологического и эмоционального настроя членов спортивной группы;
  • индивидуальным консультированием и проведением групповых психологических тренингов;
  • подготовкой спортсменов к выступлениям и состязаниям;
  • терапией психотравм;
  • улаживанием внутрикомандных конфликтов;
  • психологической реабилитацией.

Требования к личным качествам

Прежде чем поступить и отучиться на психолога, рекомендуется провести оценку собственной личности. Большинство абитуриентов, нацеленных на поступление в профильный вуз с целью легкого обучения, вскоре бросают заведение.

Чтобы получить образование и стать профессионалом в этом сегменте, нельзя думать и о том, сколько получает работник за то, что «выслушивает чужие проблемы». Требования к специалистам, которые занимаются работой с людьми, очень высоки.

Вот что нужно знать и какими качествами надо обладать, чтобы стать психологом:

  • способность слушать и слышать клиента, готовность понять и принять его особенности;
  • умение сопереживать проблемам, но не делать их частью своей жизни;
  • высокий уровень интеллекта, желание постоянно развиваться и осваивать материалы, которые учат чему-то новому;
  • тактичность, терпимость, стрессоустойчивость;
  • высокая способность к анализу информации;
  • способность четко выражать свои мысли, умение запоминать большие объемы информации;
  • наблюдательность, внимательность, уверенность в своих возможностях.

Перечисленные качества помогают научиться направлять людей с личными проблемами в нужное русло. Даже самый опытный в этой сфере специалист не сотворит чуда, когда клиент отвергает помощь. Зато он способен донести до пациента тот факт, что причина его неудач кроется по большей мере в нем самом. За счет изменения отношения людей к ситуации психологи и добиваются нужных результатов.

Где можно выучиться на психолога

Получить профессию психолога сегодня предлагают многие университеты

и
институты страны
. Как правило, это гуманитарные, педагогические, многопрофильные
учебные заведения
. Поступать в
вузы
можно
после 11 класса
, ссуза. Здесь же можно получить второе высшее образование или пройти курсы переквалификации.
Какие предметы нужно сдавать
при поступлении, каждый определяет сам. Как правило, проводятся вступительные испытания в форме
ЕГЭ по следующим предметам
: ✎ Русский язык ✎ Иностранный ✎ Биология ✎ В некоторых вузах математика и история Возможны также дополнительные
экзамены
. Например, по физической подготовке, если институт готовит будущих или .
В 2021 году
для абитуриентов откроют двери факультеты психологии следующих вузов: • МГУ им. Ломоносова • Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) • Российский государственный социальный университет (РГСУ) • Московский педагогический государственный университет (МПГУ) • Московский городской педагогический университет (МГПУ) • Российский университет дружбы народов (РУДН)
Сколько лет учиться
на психолога, зависит от формы обучения: • 4 года составляет срок студенчества по очной форме • 3,5 года получают второе высшее • 4 года и 6 месяцев учатся на заочном отделении

Зарплата на 31.03.2021

Россия 16000—60000 ₽
Москва 30000—120000 ₽

Психологи традиционно занимаются совершенствованием своих знаний, оттачиванием навыков, что способствует стабильному увеличению их доходов. Особенно амбициозные и влюбленные в свою профессию люди параллельно занимаются публицистической или научной деятельностью. При правильном подходе на большую прибыль могут рассчитывать авторы книг и пособий по психологии в различных сферах жизни.

В свете растущего уровня стресса у людей в современном обществе, профессия психолога стремительно набирает актуальность и популярность. Специалисты в данной сфере с опытом работы и умением общаться с людьми способны найти место работы, которое удовлетворит их моральные потребности и финансовые запросы.

Социальные представления как объект психологического исследования: структура, функции, динамика, методы исследования

В исследованиях социальных представлений наиболее ярко воплотились черты западноевропейской социальной психологии, характерные для нее, начиная с 70-х годов. К ним относятся: возврат к собственному интеллектуальному наследию; ориентация больше на социологию, социальную философию, нежели на психологию; стремление выйти за рамки межиндивидуальных отношений, системный анализ, попытка включить в сферу внимания процесс их социокультурной детерминации.

Идейным источником концепции является социологическая теория Дюркгейма. На протяжений ряда десятилетий она не привлекала внимания социальных психологов в Западной Европе до тех пор, пока не стала очевидной ограниченность и неполнота американской парадигмы. Обращение к идеям Дюркгейма оказалось своевременным и продуктивным.

В настоящее время школой социальных представлений достигнуты значительные успехи, как в области теории, так и в области эмпирических исследований. Более того, уже сейчас можно говорить о ее большом, и далеко еще неисчерпанном потенциале (А.И.Донцов, Т.П.Емельянова).

Теперь уже существуют не только французская, но также швейцарская и английская школы социальных представлений, у концепции немало последователей в Италии, Испании, Австрии, а библиография работ в этой области исчисляется сотнями наименований. В определенной степени можно говорить и о зарождении такой школы в России. Впервые в отечественной психологической науке обращение к концепции социальных представлений было совершено в работах Т.П.Емельяновой и А.И.Донцова. В 1985 году была защищена Т.П.Емельяновой кандидатская диссертация на тему «Концепция социальных представлений во французской социальной психологии». В 1987 году вышла монография А.И.Донцова и Т.П.Емельяновой «Концепция социальных представлений в современной французской психологии». В вышеуказанных научных работах были освещены важнейшие понятия, разрабатываемые в концепции социальных представлений, сделан обзор основных направлений исследований в рамках школы социальных представлений. В 1997 г. вышла коллективная монография под редакцией К. Абульхановой и А. Брушлинского «Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики», где концепция С. Московией служит фактически основой исследовательской программы, квалифицируется как практичная, конструктивная, методы — «сверхнадежные и годами отработанные» (Российский менталитет, 1997, с. 14).

Читайте также:  Бесплатный земельный участок в Алтайском крае

Что же обеспечило концепции социальных представлений такой не F сомненный успех? По мнению А. Донцова и Т. Емельяновой (1987) его можно объяснить следующими факторами. Первый — наличие в концепции альтернативной позитивной платформы, обладающей более широкими объяснительными возможностями по сравнению с узко когнитивистской ориентацией. Второй — оригинальность и эмпирическая обоснованность в сочетании с социальной значимостью исследуемых объектов. Третий — высокая активность и организаторские способности основателя школы (63).

Со времен дюркгеймовской социологии понятие представления исчезло из социологического и социально-психологического лексикона, оттеснено более операциональными терминами. Возвращение к этому «забытому», по выражению С.Московиси, понятию не просто дань национальной традиции в обществоведении, это новый исследовательский поворот, соответствующий, по мысли авторов, коренным задачам перестройки методологических основ социально-психологического знания. Чем объясняется не просто возврат к «забытому» понятию, но и придание ему статуса предмета социальной психологии? По-видимому, двумя обстоятельствами. Первое достаточно точно охарактеризовано ближайшей сотрудницей С.Московиси Д.Жоделе: понятие социального представления было включено в социальную психологию вследствие недостаточности классических моделей, в особенности — бихевиористской, для объяснения смысловых связей человека с миром.

Для Московией в социальном представлении — своеобразной форме обыденного познания, социальный субъект активен в познавательной деятельности, посредством представлений он воссоздает и как бы заново созидает объекты, людей, события окружающего мира.

Итак, обращение к термину представление позволяло продемонстрировать активную, системно обусловленную природу субъекта, процесса и результата социально-психологического отражения. Соединяя в себе атрибуты образа и понятия, в сформированном виде представление трактуется как обобщающий символ, знак определенных общественных явлений, как «система интерпретации … система классификации и типологии личностей и событий» (176, 312). Подобное толкование социального представления возводит его в ранг когнитивного универсума индивида и группы и позволяет сторонникам концепции рассматривать его как универсальный инструмент и самодовлеющий механизм социального познания.

Как стать профессиональным психологом

Разобравшись, какие бывают специальности в направлении, рано приступать к выбору ВУЗа. Сначала стоит оценить свои сильные и слабые стороны, цели, особенности характера. Люди, которых привлекает только потенциально высокая зарплата психолога, редко добиваются успеха и получают удовольствие от работы

Важно помнить, что основная цель специалиста – помощь людям в решении их проблем

Характеристика человека, способного стать хорошим психологом:

  • высокий уровень толерантности к чужим недостаткам, особенностям, причудам;
  • умение слушать людей, не осуждая их поступки;
  • способность оценивать ситуацию в жизни собеседника, сопереживая, но не зацикливаясь на чужих проблемах;
  • стремление постоянно учиться, повышать уровень интеллекта и профессиональный уровень;
  • тактичность, терпение, красивая и понятная речь;
  • наблюдательность, уверенность в себе, умение спокойно реагировать на нестандартные ситуации;
  • приятная внешность, располагающие к себе манеры;
  • хорошая память, способность быстро анализировать информацию.

Документация педагога-психолога

В качестве обязательных документов педагог-психолог должен иметь: 1) план работы на год, утвержденный руководителем учреждения;

  • планы работы на месяц, на день (неделю) и отчеты об их выполнении;
  • индивидуальные психодиагностические материалы, которые хранятся до выпуска обучающихся из учреждения образования;
  • график работы;
  • аналитические отчеты о работе за год;
  • отчеты и аналитические материалы о реализации программ психологической поддержки и планов оказания помощи конкретным категориям обучающихся, воспитанников, родителям;
  • журнал учета консультаций обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов;
  • перечень психологических методик, используемых в работе.

При увольнении педагог-психолог обязан оставить в учреждении образования все документы и материалы, касающиеся профессиональной деятельности, за исключением литературы, приобретенной за счет собственных средств.

Насколько востребованы психологи

«Великий гений, учитель правды» Лев Николаевич Толстой заболел пневмонией и умер на железнодорожном полустанке под Липецком. Причиной того, что писатель там оказался, биографы считают ссору с женой и уход графа из дома.

Запутаться в отношениях с людьми или в самом себе способен человек любого уровня интеллекта. Ученый, инженер, изобретатель, руководитель государства в критические моменты своей жизни нуждаются в объективном взгляде со стороны.

Эту простую истину следует иметь в виду, отвечая на вопрос, востребована ли профессия психолога.

При подготовке спортсмена к соревнованиям, политика – к выступлениям публично, менеджера – к важным деловым переговорам, прибегают к услугам специалистов в области психологии.

В помощи нуждаются будущие матери перед родами, дети при проблемах с учебой, молодые люди, проходящие службу в горячих точках, пожилые, недавно вышедшие на пенсию и порой не знающие, чем себя занять.

Психолог, психотерапевт, психиатр — в чем разница?

В современном мире психология считается актуальной и востребованной профессией. Однако, чтобы стать хорошим психологом, необходимо получить высшее образование по этой специальности. Причем учиться нужно, глубоко вникая в каждую тему.

В большинстве случаев, поступая на факультет психологии, все, что знает первокурсник об этой специальности, это картинки из кино, где у психологов свой кабинет и секретарша, красивая кожаная кушетка, неплохой костюм и пациенты со сложными проблемами, которые психолог обязательно помогает решить.

Еще одну ошибку допускают абитуриенты, когда желая стать психотерапевтом, подают заявления на факультеты психологии. Нужно понимать, что существует весомая разница между профессиями психолога, психотерапевта и психиатра. Два последних понятия обозначают специальности врачей, следовательно, обучение студентов проходит в медицинских вузах.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *