Порядок и основные способы уплаты налога

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок и основные способы уплаты налога». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Физические лица в России обязаны уплачивать налог на доходы физических лиц, транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц. Кроме того, из начисленной заработной платы работника производятся обязательные отчисления в социальные страховые фонды – Пенсионный фонд России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Федеральный фонд социального страхования. Из этих взносов формируются пенсия, оплата больничных листов и социальные пособия. Помимо этого физические лица несут бремя уплаты косвенных налогов – налога на добавленную стоимость и акцизов на алкоголь, табак и нефтепродукты. По некоторым оценкам, физические лица фактически уплачивают до 70 % сумм косвенных налогов, поступающих в бюджет России.

Комментарий к ст. 58 НК РФ

Комментируемая статья устанавливает общие правила уплаты налога.

Уплата налога производится в наличной или безналичной форме.

Письмом МНС России N ФС-8-10/1199, Сбербанка России N 04-5198 от 10.09.2001 «О бланках платежных документов, используемых физическими лицами при перечислении налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации» с изменениями, внесенными письмом ФНС России N ЗН-4-1/22325@, Сбербанка России N 12/677 от 11.12.2013, установлены бланки платежных документов: форма N ПД (налог) (приложение 1), форма N ПД-4сб (налог) (приложение 2) и форма заявления физического лица на перевод денежных средств (приложение 3).

Образец платежного документа формы N ПД (налог) приведен в приложении 1. Размеры платежного документа формы N ПД (налог) приведены в приложении 4.

Образцы и размеры платежных документов формы N ПД-4сб (налог) приведены в приложении 2.

Образец формы заявления физического лица на перевод денежных средств приведен в приложении 3.

Правила заполнения платежных документов формы N ПД (налог) и формы N ПД-4сб (налог) отражены в приложении 5.

Для плательщика уплата платежей по формам N ПД (налог), N ПД-4сб (налог) и заявления физического лица на перевод денежных средств является равноценной.

Налоговые органы с целью сокращения количества возможных ошибок при указании плательщиками информации в реквизитах платежных документов обеспечивают автоматизированное формирование и заполнение за налогоплательщиков бланков платежных документов формы N ПД (налог).

Сформированные в налоговом органе платежные документы должны иметь индивидуальный номер (который проставляется в реквизите «Индекс документа») и быть зарегистрированы в налоговом органе в специальном журнале (реестре).

Заполненные налоговыми органами платежные документы формы N ПД (налог), в которых реквизиты «Плательщик (подпись)» и «Дата» остаются незаполненными, направляются налогоплательщикам — физическим лицам вместе с налоговым уведомлением согласно статье 52 НК РФ или вместе с требованием об уплате налога (сбора) согласно статье 69 НК РФ, а также выдаются при обращении налогоплательщика в налоговые органы.

На бланк платежного документа формы N ПД (налог) налоговые органы наносят штрих-код, содержащий в себе информацию из платежного документа, позволяющую автоматизировать процесс учета налоговых платежей физических лиц.

Безналичные расчеты производятся через банки, иные кредитные организации, в которых открыты соответствующие счета, если иное не вытекает из закона и не обусловлено используемой формой расчетов.

Следует отметить некоторые особенности, возникающие в связи с уплатой авансовых платежей.

НК РФ может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу — авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.

Нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.

Таким образом, поскольку из взаимосвязанного толкования пункта 3 статьи 58 НК РФ и пункта 1 статьи 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов — налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода, то установленной статьей 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части второй НК РФ.

Такая позиция закреплена в письме ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692.

В пункте 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» отмечено, что в случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 Кодекса.

При этом порядок исчисления пеней не ставится в зависимость от того, уплачиваются ли соответствующие авансовые платежи в течение или по итогам отчетного периода, исчисляются ли они на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 53 и 54 Кодекса и отражающей реальные финансовые результаты деятельности налогоплательщика.

Пени за неуплату в установленные сроки авансовых платежей по налогам подлежат исчислению до даты их фактической уплаты или в случае их неуплаты — до момента наступления срока уплаты соответствующего налога.

Если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, судам необходимо исходить из того, что пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению.

Читайте также:  По 5000 рублей за стаж 30 лет могут получить россияне с 17 января

Данный порядок надлежит применять и в случае, если сумма авансовых платежей по налогу, исчисленных по итогам отчетного периода, меньше суммы авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого отчетного периода.

Сроки уплаты страховых взносов в 2022 году

Вид страховых взносов Период уплаты Срок уплаты
Страховые взносы в ИФНС
Взносы с выплат работникам на ОПС, ОМС и ВНиМ За декабрь 2021 г. Не позднее 17.01.2022
За январь 2022 г. Не позднее 15.02.2022
За февраль 2022 г. Не позднее 15.03.2022
За март 2022 г. Не позднее 15.04.2022
За апрель 2022 г. Не позднее 16.05.2022
За май 2022 г. Не позднее 15.06.2022
За июнь 2022 г. Не позднее 15.07.2022
За июль 2022 г. Не позднее 15.08.2022
За август 2022 г. Не позднее 15.09.2022
За сентябрь 2022 г. Не позднее 17.10.2022
За октябрь 2022 г. Не позднее 15.11.2022
За ноябрь 2022 г. Не позднее 15.12.2022
За декабрь 2022 г. Не позднее 16.01.2023
Взносы ИП за себя За 2021 год Не позднее 10.01.2022
За 2021 год (доплата взносов на ОПС при сумме дохода за 2020 год, превышающей 300 тыс. руб.) Не позднее 01.07.2022
За 2022 год Не позднее 09.01.2023
За 2022 год (доплата взносов на ОПС при сумме дохода за 2020 год, превышающей 300 тыс. руб.) Не позднее 03.07.2023
Страховые взносы в ФСС
Взносы на травматизм За декабрь 2021 г. Не позднее 17.01.2022
За январь 2022 г. Не позднее 15.02.2022
За февраль 2022 г. Не позднее 15.03.2022
За март 2022 г. Не позднее 15.04.2022
За апрель 2022 г. Не позднее 16.05.2022
За май 2022 г. Не позднее 15.06.2022
За июнь 2022 г. Не позднее 15.07.2022
За июль 2022 г. Не позднее 15.08.2022
За август 2022 г. Не позднее 15.09.2022
За сентябрь 2022 г. Не позднее 17.10.2022
За октябрь 2022 г. Не позднее 15.11.2022
За ноябрь 2022 г. Не позднее 15.12.2022
За декабрь 2022 г. Не позднее 16.01.2023

Сроки уплаты земельного налога в 2022 году

Вид налога Период уплаты Срок уплаты
Земельный налог За 2021 год Не позднее 01.03.2022
За I квартал 2022 г. Не позднее 04.05.2022
За II квартал 2022 г. Не позднее 01.08.2022
За III квартал 2022 г. Не позднее 31.10.2022
За 2022 год Не позднее 01.03.2023

Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами

Плательщиками налогов являются физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации. Это могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

При этом в зависимости от времени пребывания на территории России налогоплательщик получает статус налогового резидента или нерезидента.

Налоговым резидентом признается физическое лицо, которое пребывает на территории России не менее 183 календарных дней подряд в течение 12 следующих подряд месяцев. Таким образом, статус налогового резидента может быть присвоен гражданам иностранного государства, а российский гражданин может не иметь статуса резидента.

Основная налоговая нагрузка на население связана с уплатой налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный за год. С 2000 года в России действует плоская шкала налогообложения доходов физических лиц: это значит, что ставка налога одинакова для всех и не зависит от размера дохода. В то же время российским законодательством установлены разные ставки НДФЛ для разных видов доходов физических лиц.

Доходы физических лиц – налоговых резидентов – от трудовой деятельности облагаются НДФЛ по ставке 13 %. Выигрыши и призы в конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг облагаются НДФЛ по ставке 35 %. Также по ставке 35 % в некоторых случаях облагаются НДФЛ процентные доходы по вкладам в российских банках и доходы в виде материальной выгоды.

Нерезиденты платят НДФЛ по ставке 13 % с доходов от осуществления трудовой деятельности, 15 % – с доходов в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций и по ставке 30 % со всех остальных видов доходов.

«С точки зрения налогообложения НДФЛ между резидентами и нерезидентами есть существенная разница. Так, налоговые резиденты уплачивают НДФЛ с доходов, полученных как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами. Нерезиденты уплачивают налог только с доходов, полученных от источников в Российской Федерации».8

Физические лица обязаны предоставлять в налоговые органы отчет о своих доходах помимо заработной платы по трудовому договору. Для этого заполняется налоговая декларация.

Опыт СМИ в поддержании законодательных инициатив в сфере налогообложения

Средства массовой информации традиционно относятся к любым нововведениям в налоговой сфере скептически и в первую очередь ставят своей целью оценить все позитивные и негативные последствия для экономики и общества.

Безусловной поддержкой СМИ пользовались только законодательные инициативы, которые были однозначно позитивными для налогоплательщиков, как, например, отмена налога с продаж в 2004 году или снижение страховых взносов в социальные фонды для предпринимателей.

В 2014 году в СМИ развернулась кампания по информированию населения об изменении порядка расчета налога на имущество физических лиц: было объявлено, что вместо привычной инвентаризационной стоимости в 2016 году налог будут рассчитывать, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Новый принцип декларировался как способ более справедливый, позволяющий повысить налоговую нагрузку на владельцев дорогой недвижимости.

Некоторые СМИ подогревали панические настроения, возникшие в обществе, и прогнозировали рост налога до неподъемной для населения величины. Однако большинство СМИ взвешенно подошли к этой теме, разъяснив на примерах, что размер налога для большинства изменится незначительно. Это помогло заметно снизить градус напряженности в обществе.

В 2015 году благодаря СМИ распространилась информация о появлении инвестиционного налогового вычета для владельцев индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС). Этот вид счетов и связанная с ним налоговая льгота были специально разработаны в рамках государственной политики по стимулированию инвестиционной активности населения. СМИ принадлежит большая заслуга в популяризации этого нового финансового продукта и преимуществ, которые получает инвестор, который управляет своим портфелем посредством ИИС.


Основные способы уплаты налога

  • 1. Уплата налога по декларации (декларационный), когда на налогоплательщика возлагается обязанность представить в установленный срок в налоговый орган официальное заявление о своих налоговых обязательствах — налоговую декларацию. При этом вся полнота ответственности по исчислению и уплате налога возложена на налогоплательщика. Например, при уплате НДС, налога на прибыль организаций, акцизов и др. Этот способ недостаточно эффективен, так как имеются возможности уклонения от уплаты налога, а проверка налоговых деклараций — трудоемкий и длительный процесс.
  • 2. Уплата налога у источника дохода, где момент уплаты налога предшествует моменту получения дохода. В данном случае исчисление и уплату суммы налога производит лицо, выплачивающее доход налогоплательщику, взимая при этом сумму налога с выплачиваемого дохода. Лицо, выплачивающее доход, выполняет функции налогового агента. Он и несет ответственность за правильность исчисления налога, своевременность внесения его в бюджет. Этот способ применяется при уплате налога на доходы физических лиц.
  • 3. Кадастровый способ уплаты налога, когда налог взимается на основе внешних признаков предполагаемой средней доходности объекта. При кадастровом способе момент уплаты налога никак не связан с моментом получения дохода. Сам кадастр представляет собой реестр, который устанавливает перечень типичных объектов, классифицируемых по внешним признакам, и среднюю доходность объекта налога. Для уплаты налогов при этом способе устанавливаются фиксированные сроки их внесения. В зависимости от объектов существуют земельный, имущественный, промысловый и прочие кадастры. В РФ этот способ применяют при уплате земельного налога, налога на имущество и других видов налогов.
Читайте также:  Как купить квартиру, чтобы обезопасить ее от притязаний супруга?

Комментарий к Ст. 12 Налогового кодекса

В пункте 1 комментируемой статьи законодатель определяет структуру системы налогов и сборов, устанавливаемых в Российской Федерации.

Система налогов и сборов в Российской Федерации отражает федеративное устройство Российского государства и представлена тремя уровнями:

1) федеральные налоги и сборы;

2) региональные налоги и сборы, т.е. налоги и сборы субъектов Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов;

3) местные налоги и сборы.

Выделение трех уровней системы налогов и сборов в Российской Федерации позволяет четко дифференцировать полномочия представительных органов различных уровней в отношении конкретных видов налогов и сборов.

Под федеральными налогами и сборами понимаются налоги и сборы, отвечающие одновременно двум условиям:

1) устанавливаются Налоговым кодексом РФ;

2) обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

Региональные налоги и сборы в соответствии с комментируемой статьей характеризуются следующими чертами:

1) устанавливаются Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ;

2) вводятся в действие законами субъектов РФ в соответствии с Налоговым кодексом РФ;

3) обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ;

4) законодательные органы субъектов РФ при установлении регионального налога определяют:

— налоговые ставки (в пределах, установленных НК РФ);

— порядок и сроки уплаты налога;

— формы отчетности по региональному налогу;

— (факультативно) налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Законодательство запрещает устанавливать региональные налоги, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ (п. 5 ст. 12 НК).

Местные налоги и сборы:

1) устанавливаются Налоговым кодексом РФ и нормативными актами представительных органов местного самоуправления;

2) вводятся в действие (в соответствии с Налоговым кодексом РФ) нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

3) обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований (городских или сельских поселений, муниципальных районов, городских округов либо внутригородской территории города федерального значения) ;

4) представительные органы местного самоуправления при установлении местного налога определяют:

— налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ;

— порядок и сроки уплаты налога;

— формы отчетности по местному налогу;

— (факультативно) налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
———————————
Определение муниципального образования содержится в ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822).

Так же, как и в отношении региональных налогов, законодатель запрещает установление местных налогов и сборов, не предусмотренных Налоговым кодексом РФ (п. 5 ст. 12 НК).

Для местных налогов и сборов в городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) законодатель устанавливает особенность, состоящую в том, что такие налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие законами городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Налоги и сборы, включенные в систему налогов и сборов Российской Федерации, подразделяются на виды в соответствии с несколькими критериями — порядком установления, порядком введения в действие, территорией, на которой налоги и сборы обязательны к уплате.

При этом следует отметить, что принадлежность налога (сбора) к конкретному уровню системы налогов и сборов не означает, что он является источником доходов только федерального бюджета, или региональных бюджетов, или местных бюджетов. Законодатель, например, может предусмотреть полное или частичное закрепление конкретных федеральных налогов в качестве источника доходов региональных и местных бюджетов. В соответствии с бюджетным законодательством часть поступлений региональных налогов может направляться в доход местных бюджетов.

Иными словами, определяющим критерием деления налогов и сборов на виды является наделение субъектов Российской Федерации и муниципальных образований полномочиями по установлению и введению региональных и местных налогов соответственно, а не то, в какие бюджеты поступают такие налоги. Федеральные налоги могут поступать как в федеральный бюджет, так и в региональные и местные бюджеты согласно нормам, содержащимся в бюджетном законодательстве. Региональные и местные налоги могут также перераспределяться по бюджетам всех трех уровней в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Способы уплаты налогов

8.3. Способы уплаты налогов

Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату этого налога или сбора.

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Обязанность по уплате налога (сбора) прекращается:

– с уплатой налога налогоплательщиком (сбора плательщиком сбора);

– со смертью физического лица – налогоплательщика или с признанием его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации;

– с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации;

– с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

Исчисление налога, подлежащего уплате за налоговый период, производится исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

НК предусматривает возможность исчисления налога:

Самостоятельное исчисление налога налогоплательщиком является процедурой универсального применения и не требует специального подтверждения в соответствующей норме законодательства о налогах и сборах для каждого конкретного случая или каждого конкретного налога.

Читайте также:  Изменения патента в 2022 году для ИП

Исчисление суммы налога налоговым органом или налоговым агентом производится только в случаях, прямо предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

В случае исчисления налога налоговым органом он не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

При расчете с бюджетом плательщик обязан соблюдать определенные нормы:

  • обязанность вносить платежи своевременно или досрочно;
  • уплачивать налоги самостоятельно (другой порядок может быть предусмотрен местными НПА или федеральным законодательством);
  • оплачивать наличными или безналичным способом;
  • по общему правилу вносить платеж в российской валюте.

Обязанности по перечислению сборов и налогов могут считаться исполненными в случае:

  • в кассу банка предъявлена платежка на перечисление суммы налога со счета организации, если на нем имеется достаточная для платежа сумма;
  • внесение в лицевой счет предприятия записи о том, что было сделано перечисление в бюджет;
  • физлицо внесло в кассу банка, отделения связи, органа самоуправления, сельсовета определенную сумму для перечисления в казну;
  • было вынесено судебное решение о том, что излишне перечисленные суммы налогов или штрафов зачислены в качестве платежа;
  • внесение декларационного платежа (упрощенный порядок декларирования дохода физлица).

Кадастровый метод сбора налогов

Специфика рассматриваемого метода исчисления и обеспечения уплаты налогов — в установлении государством либо аффилированными с ним структурами конкретных показателей стоимости активов, которые формируют базу для налогообложения. В России чаще всего таковыми становятся объекты недвижимости — квартиры, земельные участки, коммерческие сооружения. В отношении каждого из типов недвижимости устанавливается кадастровая стоимость. Как правило, она сопоставима с рыночной — и потому, может пересматриваться в зависимости от динамики цен в том или ином сегменте купли-продаж недвижимости.

Государство либо муниципалитеты — если взимание налогов находится в их компетенции, определяют соответствующий показатель стоимости, затем исчисляют сбор — исходя из установленной ставки. В ряде случаев в «формулу» расчета подобных платежей включаются вычеты и льготы. Основные параметры, влияющие на фактическую величину налога, определяемого по кадастровому методу — площадь, а также тип недвижимости.

Изъятие налогов при потреблении

Классификация налогов по способу взимания, распространенная в РФ, предполагает исчисление и уплату сборов в бюджет непосредственно в момент потребления плательщиком тех или иных ресурсов. Многие исследователи рассматривают данный метод как разновидность предыдущего. Основной критерий разграничения между ними — в первом случае речь идет об исчислении сбора иных расходов. Например — при покупке того или иного товара по установленной цене. Текущий способ предполагает взимание налогов в чистом виде — как критерий доступа к тому или иному ресурсу. Выше мы привели пример — когда владелец машины платит государству либо муниципалитету за проезд по платной магистрали. В России, однако, пока такая схема не реализована — у нас плату за проезд по дорогам соответствующего типа взимает не орган власти, а компания «Автодор». Которая полностью принадлежит государству, и основная часть ее выручки направляется в бюджет.

Методы и способы уплаты налогов

Под методом налогообложения понимается установление зависимости между величиной ставки налога и размером объекта налогообложения. Существуют четыре метода уплаты налогов: равный, пропорциональный, прогрессивный, регрессивный.

Метод равного налогообложения заключается в том, что все налогоплательщики уплачивают одинаковую сумму налога независимо от имеющегося в их собственности дохода или имущества. В современных условиях он используется редко. В РФ данный метод использовался при построении некоторых местных налогов, когда величина налоговой ставки определяется кратно законодательно установленному минимальному размеру оплаты труда (МРОТ).

Метод пропорционального налогообложения.Суть его заключается в том, что величина ставки одинакова для всех плательщиков. Однако уплачиваемый налоговый оклад будет различным. Его величина зависит от размера объекта обложения: чем больше величина объекта (дохода или имущества), тем при равной ставке больше сумма налогового обязательства. В настоящее время по пропорциональному методу построено подавляющее большинство налогов (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на имущество предприятий и др.).

Можно ли в 2023 году платить налоги по старым правилам

Если коротко ответить на данный вопрос, то нет, нельзя. С 1 января 2023 года порядок уплаты налогов и страховых взносов будет изменен для всех без исключения организаций, ИП и физлиц. С указанного момента все налоги и прочие обязательные платежи, кроме единичных случаев, нужно будет платить единым налоговым платежом (ЕНП) на единый налоговый счет (ЕНС). ЕНП и ЕНС станут безальтернативным способом уплаты налогов, обойти который не получится.

Уплата налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов будет осуществляться на ЕНС, открытый налогоплательщику, путем перечисления на него ЕНП (Федеральный закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ). Деньги будут накапливаться на ЕНС и списываться оттуда налоговиками по мере наступления сроков уплаты того или иного налога. Списание и зачет средств, накопленных на ЕНС, будут производиться на основании уведомлений об исчисленных суммах налогов, которые организации и ИП станут направлять в ИФНС не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты соответствующих налогов, авансовых платежей, сборов или страховых взносов, а также деклараций и расчетов.

I. Новые каноны администрирования налоговых платежей

С 2023 года вводится принципиально новый порядок уплаты налогов.

Так называемый единый налоговый платеж (ЕНП): организации или ИП нужно будет определять общую сумму налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую следует уплатить (перечислить) как налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов и (или) налоговому агенту самостоятельно и/или на основании требования налогового органа (совокупная обязанность), и одним платежом перечислять всю сумму в бюджетную систему РФ на счет Федерального казначейства (п. 2 ст. 11, ст. 11.3, п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 58 НК РФ в ред. Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ*).

* Здесь и далее все ссылки даны на статьи НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ, действующей с 01.01.2023 г.

Налоговый орган будет вести по каждой организации и каждому физическому лицу единый налоговый счет, на котором отразится как совокупная обязанность по данным налогового органа, так и ЕНП (п. 1 ст. 11.3 НК РФ).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *