Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Европротокол — что это и как его использовать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если допустить нарушения положений законодательства «Об ОСАГО», после оформления ДТП по Европротоколу, то можно как я говорил, получить регрессные требования от страховой компании и получится, что Вы за свой счет возместили ущерб потерпевшему.
Что делать виновнику ДТП, после оформления Европротокола?
Данный вопрос, регулируется статьей 11.1 закона «Об ОСАГО».
Основываясь на положении пункта 2, статьи 11.1 закона «Об ОСАГО», от виновника так и от пострадавшего, закон требует, направить извещение о ДТП в свою страховую компанию в течение 5 дней, с момента ДТП.
Простыми словами, потерпевший направляет свой экземпляр протокола в страховую компанию застраховавшую его гражданскую ответственность, а виновник в свою.
Ссылка на пункт законодательства:
Статья 11.1. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции
…
2. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции извещение о дорожно-транспортном происшествии, заполненное в двух экземплярах водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств, если иное не установлено настоящим пунктом, направляется этими водителями страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия. Потерпевший направляет страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, свой экземпляр совместно заполненного извещения о дорожно-транспортном происшествии вместе с заявлением о прямом возмещении убытков.
Как видите, все просто и понятно.
Если страховая предъявила регресс по европротоколу, что делать?
Документы нужно правильно передать, а как это сделать?
Где взять бланк европротокола?
Европротокол при ДТП оформляется с использованием специального бланка, который страховой агент бесплатно обязан выдать владельцу транспортного средства при оформлении полиса ОСАГО или КАСКО. Если вы уже использовали имеющийся бланк или его по какой-то причине нет под рукой, необходимо обратиться в ближайший офис страховой компании. Кроме того, можно скачать бланк бесплатно в интернете и распечатать на любом принтере (рекомендуется загружать форму документа только с официальных авторитетных источников, например с сайтов справочно-правовых систем «Гарант» или «Консультант»). Образец заполнения европротокола также можно найти на различных ресурсах.
Лимит выплат по европротоколу
На сегодняшний день максимальная сумма компенсации (далее, лимит выплаты), причитающейся пострадавшей в ДТП стороне, составляет 400 000,00 рублей, при условии, если обстоятельства ДТП зафиксированы одним их следующих способов:.
- с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия (далее, система ГЛОНАСС);
- с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия (далее, Мобильное Приложение).
Что делать после оформления европротокола
Копию извещения о ДТП необходимо передать в страховую компанию, сделать это нужно в течение пяти рабочих дней. При этом требуйте, чтобы вам дали копию с указанием, в какой день приняли, а также печатью.
Вместе с извещением предоставьте следующие документы:
- Заявление о страховом возмещении или прямом возмещении убытков.
- Паспорт и водительское удостоверение.
- Документы, подтверждающие право собственности на транспортное средство.
- Банковские реквизиты на случай, если страховая компания возместит ущерб не в натуральном виде (отремонтировав транспортное средство), а деньгами и вы хотите получить их не наличными, а переводом на счет.
Можно ли оспорить сумму выплаты?
Если вы считаете, что сумма выплаты оказалась занижена, а также в случае, когда страховая компания вообще отказывается платить или ремонтировать автомобиль, обращайтесь в адрес страховщика с письменной претензией. Подготовьте ее в двух экземплярах, один останется у вас (на нем должны поставить дату и подпись ответственного лица).
В случае, когда компания не отвечает вовремя или ответ вас не устраивает, обращайтесь к финансовому омбудсмену. С 1 июня 2019 года все страховые компании, которые занимаются ОСАГО, обязаны с ним сотрудничать и выполнять его решения.
Если и это не имеет эффекта, можно обращаться в суд. Для разбирательства подготовьте все доказательства, которые у вас есть, а также по возможности найдите свидетелей, чтобы они повторили или дополнили свои показания о том, что произошло. Любые документы, относящиеся к делу, могут помочь вам доказать свою правоту.
Главная проблема заключается в том, что выплата потерпевшему по Европротоколу является ограниченной. Если выяснится, что ремонт авто обошелся в сумму большую, чем может выдать страховщик, разницу придется отдавать виновнику ДТП. Описанное правило зафиксировано в регулировании ОСАГО и не противоречит законодательству. При этом предъявлять претензии к страховому агенту пострадавший права не имеет.
Еще одним неприятным сюрпризом будет то, что износ деталей при расчете суммы ущерба не учитывается. Из-за этого сумма станет значительно больше реальной. Если же виновники отказываются компенсировать что-либо владельцам поврежденных ТС, однако их могут заставить это сделать в судебном порядке.
Официальным основанием для определения материальных потерь потерпевшего считаются платежные документы на ремонтные работы. Получается, что виновник аварии, уже потративший деньги на полис автогражданки, еще и должен компенсировать часть средств, потраченных в сервисе другим водителем. Дополнительно для него увеличат размер тарифа в калькуляторе ОСАГО, ведь страховщик также произвел выплату по Европротоколу.
В связи с этим, инициаторам аварии стоит взвесить все плюсы и минусы, прежде чем соглашаться на договоренность без участия ГАИ. Также у них всегда есть возможность использовать несколько секретных ходов.
Первое, что стоит сделать перед тем, как соглашаться на Европротокол, это оценить масштабы повреждений. Если Вы точно знаете, что спровоцировали аварию, постарайтесь примерно предположить, во сколько обойдется ремонт машины пострадавшего.
Конечно, с первого раза правильно определить размер нанесенного ущерба получается не у всех. В таком случае попробуйте связаться с дилерами конкретной марки машины, чтобы предположить себестоимость деталей. Не стоит верить на слово потерпевшему, ведь он всегда может намеренно занизить цену или просто ошибиться.
Если Вы понимаете, что максимальной компенсации по Европротоколу для оплаты ремонтных работ недостаточно, не соглашайтесь его подписывать. Вместо этого настаивайте на вызове автоинспектора и официальном оформлении происшествия. В такой ситуации страховая компания может выплатить потерпевшему до 500 000 рублей, обычно этой суммы бывает достаточно для покрытия услуг автосервиса.
В каких случаях Европротокол могут признать недействительным и отказать вам в выплате?
- Если Европротокол подписан только с одной стороны. По правилам его обязательно необходимо подписать виновнику и потерпевшему как с лицевой, так и с обратной стороны. Обратите на то, что на лицевой стороне необходимо поставить 2 подписи как в пункте 15 так и в пункте 18 и виновнику и пострадавшему. Если не выполнить данное условии, то Европротокол будет считаться недействительным. То есть для того, что бы протокол был действительным, то вам необходимо поставить 3 подписи, 2 на лицевой стороне и одну на оборотной. Бывает, что виновник умышленно не ставить одну подпись, а потом не выходит на связь с потерпевшим, либо просто забывает поставить подпись. Обязательно возьмите номер телефона у виновника ДТП и в случае выявления каких либо неточностей, связывайтесь с ним в урегулируйте данные вопросы;
- Если информацию в Европротоколе невозможно прочитать, к примеру на него попала вода и чернила размокли, появились разводы, чернила расплылись и информацию в невозможно распознать. Поэтому протокол рекомендуют заполнять шариковой ручкой, во первых даже если на протокол попадет вода, то она не расплывется, а во вторых, при заполнении шариковой ручкой получается четкий отпечаток на втором экземпляре протокола. Не допускайте попадания на протокол жидкости и заполняйте его шариковой ручкой;
- Необходимо, чтобы полисы ОСАГО у обоих водителей были действительны и не поддельные, если позже выяснится, что полис одного из водителей (к примеру виновника) был поддельный, то в выплате по Европротоколу страховая откажет, так как один поддельный или просроченный полис, это равно нет полиса у одного из участников ДТП, а согласно правилам оформления по Европротоколу, у обоих участников ДТП должен быть действующий полис ОСАГО. В такой ситуации протокол будет считаться недействительным и в выплате вам откажут;
- Если данные внесенные в Европротокол имеют разногласия между собой. Это означает, что водители транпортных средств не пришли к согласию и характер и перечень повреждений вызвал у обоих водителей разногласия, а если это произошло, то оформлять ДТП по протоколу запрещено. Однако если все же водители оформили Европротокол и информация была внесена с наличием разногласий, то такой Европротокол считается недействительным и страховая имеет право отказать вам в выплате, так как имеются разногласия между участниками ДТП. Для того, чтобы не попасть в такую ситуацию, вам необходимо вместе с виновником ДТП обсудить перед заполнением протокола, как и при каких обстоятельствах произошло ДТП, так же согласовать перечень повреждений и только после того, как вы пришли к согласию, внимательно заполнить извещение о ДТП;
- Если виновник не вписан в полис ОСАГО. К примеру формально полис может быть, он действителен, но оформлен на имя другого человека, к примеру на имя владельца авто, а лицо управляющее автомобилем, не было вписано в полис ОСАГО и получается, что фактически его ответственность виновника ДТП не застрахована по ОСАГО, а это причина отказа в выплате страховой премии и конечно же такой Европротокол признают недействительным и потерпевшему откажут в выплате;
- Если не хватает данных в извещении, есть пустые незаполненные графы, тем более на лицевой стороне, которые, ведь на ней указывается самая важная информация, такая как номер полиса, номер авто, номер водительского удостоверения. Внимательно изучите протокол перед тем как его подписать, проверьте не отсутствует ли какая ни будь важная информация и если отсутствует требуйте ее заполнить, а если получаете отказ то вызывайте для оформления ДТП сотрудников ГИБДД, лучше оформить данное ДТП с их участием;
- Если неверно указанны какие либо данные. Страховая компания конечно согласно правилам ОСАГО может самостоятельно найти недостающие или неверно указанные данные, но на практике она этого делать не будет, ей проще отказать вам в выплате и признать протокол недействительным. Такое может произойти если виновник не верно укажет номер авто, номер полиса ОСАГО, номер водительского удостоверения. Проверяйте эти данные на месте и если виновник опять же ведет себя как то странно и отказывается вам предоставить для сверки документы, то не оформляйте ДТП по Европротоколу и вызовите сотрудников ГИБДД.
Как правильно оформить извещение при ДТП в 2023 году?
После того, как у вас оказался на руках бланк извещения европротокала, убедитесь в наличии у него оборотной и лицевой сторон. В 2023 году указанные на лицевой части данные обязательно должны быть отпечатаны на оборотной стороне. Заполнять поля европротокола надо простой ручкой. Гелевые чернила не подходят. Они будут размазываться. Карандаш тоже не годится, т. к. написанные с его помощью слова можно без особого труда стереть.
В бланке извещения при дорожно-транспортном происшествии каждый из водителей должен будет заполнить свою, отдельную колонку. Здесь должны присутствовать данные относительно их автомобилей. Соответствующая информация указывается на лицевой области бланка извещения, в специально выделенных полях.
Обратите внимание! Наличие повреждений на машине и их характер указывается в 14 пункте бланка. Надо заполнять его внимательно.
Что делать после заполнения европротокола?
После заполнения европротокола в 2023 году извещение направляется в страховую компанию не позднее 5 суток с момента совершения ДТП. Каждый водитель предоставляет свой бланк протокола в фирму, в которой он обслуживается. Но это ещё не всё. Вы должны подтвердить, что не превысили 5-дневный срок подачи извещения. С этой целью надо забрать копию с отметкой о принятии документа. Если вдруг страховая компания решит открыть спор о несвоевременности сообщения о дорожно-транспортном происшествии, такая отметка будет как нельзя кстати.
Обратите внимание, что в 2023 году первые 15 дней с момента происшествия и оформления европротокола отправлять машину в ремонт нельзя. Это не должно вызвать каких-либо неудобств, т. к. основанием для европротокола служат незначительные дефекты типа царапин и небольших сколов. А потому вы сможете без проблем передвигаться на своём автомобиле и дальше по городу.
Какие предпринимать действия пострадавшему до составления протокола?
Алгоритм действия при ДТП до составления протокола евро-формата для ее участников следующий:
- Прекратить движение транспорта, остановиться и включить сигнальные аварийные огни, при наличии выставить соответствующий указатель за 15-30 метров до места происшествия.
- Убедиться, что при аварии не пострадали люди и предложить составить европротокол.
- Проверить наличие страховых полисов и срока их действия (не должны быть просрочены).
- Совершить фотосъемку и видео для регистрации повреждений (общий план, следы торможения, обломки, разбитые элементы, повреждения).
- Сохранить следы ДТП и оценить понесенный ущерб.
По возможности необходимо найти свидетелей и записать их показания, контактные данные.
Сравнение цен в Росгосстрахе с другими популярными компаниями (Мосгаз, АльфаСтрахование, ВТБ Страхование)
Согласно закону «об ОСАГО» Стоимость страхового полиса «ОСАГО» одинакова во всех страховых компаниях. На практике, Страховые компании имеют возможность действовать в рамках коридора базовой ставки – 3432-4118 руб.
Что касается КАСКО, то каждая компания старается не разглашать данные о страховых полисах, во избежание оттока клиентов. Следовательно, чтобы сравнить цены на КАСКО или узнать точную стоимость ОСАГО вам необходимо ввести реальные данные про ваш автомобиль, ФИО, адрес электронной почты, часто, паспортные данные в онлайн-калькулятор каждой из страховых компаний и получить расчёт на почту.
Есть ещё другой вариант – прийти в офис компании, но, в этом случае вы потратите время не только на дорогу, но и на вежливое выслушивание потока всевозможных спецпредложений от менеджеров.
Также можно воспользоваться любым онлайн-калькулятором, не требующим персональных данных. В этом случае вы сможете узнать приблизительную стоимость КАСКО и точну стоимость ОСАГО перед покупкой автомобиля.
Что делать, если составлялся Европротокол
В случае отказа нарушителем подписать схему ДТП и объяснительную в Европротоколе, придётся обратиться для оформления происшествия в ГИБДД.
Если изначально был составлен Европротокол и сотрудники ГИБДД или аварийный комиссар не привлекался, а после того виновный водитель отказался от ответственности, то ситуация немного сложнее. Главное здесь, что извещение о ДТП (Европротокол) был подписан обеими сторонами. В этом случае проблем со страховой компанией не возникнет. Страховщик сам определит степень вины в аварии, основываясь на российском законодательстве.
Если был ранее подписан Европротокол обеими сторонами, то шансы на изменение ролей водителей минимальны.
В любом случае, возможность обжалования решения ГИБДД и страховых компаний есть у обеих сторон, как у пострадавшего, так и у виновного.