Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Экспертиза в рамках выездной налоговой проверки назначается». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Далее следует соотнести вынесенное решение с представленной на камеральную проверку отчетностью или с решением о назначении ВНП. Нередко налоговики доначисляют недоимку, пени и штрафы по тем налогам и за те периоды, которые не подлежали проверке в рамках проведенной камеральной или выездной налоговой проверки.
Характерные нарушения
Нельзя точно определить перечень нарушений, которые могут быть выявлены в ходе проверки в месте нахождения компании. Однако практика, сложившаяся за долгие годы, анализ материалов, установленные факты привлечения к ответственности, — все это позволяет рассмотреть несколько самых распространенных примеров:
- Занижение налоговой базы.
Проявляется такое нарушение различными способами. Налогоплательщик может скрыть часть доходов от реализации или кредитной задолженности или необоснованно уменьшить стоимость отчуждаемого имущества, если такая сделка носит безвозмездный характер. В большинстве случаев эти нарушения касаются налога на прибыль организации, НДС и НДФЛ.
- Сокрытие доходов в целях уклонения от уплаты НДФЛ.
Налог на доход является предметом большинства нарушений. Распространенными вариантами выступают неправомерные действия при исчислении и уплате НДФЛ с заработной платы, а также при реализации имущества, если речь идет о физических лицах.
- Завышение расходов.
Здесь речь идет о попытки сократить сумму налога на прибыль, которая рассчитывается путем вычета затрат из полученного дохода. Чем меньше эта разница, тем ниже налог. В данном случае осуществляется сокрытие фактических полученной прибыли.
- Неправильное применение УСН.
Здесь также нарушаются правила относительно предельной суммы дохода, достижение которой не позволяет предприниматель платить налоги по данному льготному режиму с заниженной ставкой.
- Непредставление документов в налоговый орган.
ИСТРЕБОВАНИЕ ДОКУМЕНТОВ
1) истребование налоговиками документов у налогоплательщика после истечения сроков проведения налоговой проверки либо дополнительных мероприятий налогового контроля (п.2 ст. 88, п. 6 ст. 89 и п. 6 ст. 101 НК РФ, абз. 1, 2 п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57);
2) истребование налоговиками документов в рамках камеральной налоговой проверки без предусмотренных ст.88 НК РФ оснований, в частности:
- в отсутствие выявленных ошибок, противоречий или несоответствий в налоговой декларации (расчете), сведениях и документах ;
- в отсутствие применения налогоплательщиком льгот, что актуально при истребовании налоговиками документов, подтверждающих операции, которые:не являются объектом обложения НДС в силу п. 2 ст. 146 НК РФ, местом реализации которых не является РФ, или освобождаются от обложения НДС на основании ст.149 НК РФ, когда такое освобождение не имеет своей целью предоставление определенной категории лиц преимуществ по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции, а представляет собой специальные правила налогообложения соответствующих операций ;
- для подтверждения применения ставки НДС 10 процентов ;
- для подтверждения вычетов по НДС в отсутствие суммы налога к возмещению, противоречивости сведений в налоговой декларации и несоответствия со сведениями по тем же операциям у контрагента .
Кто принимает решение о проведении выездной проверки
Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, обособленного подразделения иностранной организации или месту жительства физлица, признанных налоговыми резидентами РФ. Также решение может принять налоговый орган, уполномоченный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ в отношении налогоплательщиков, имеющих местонахождение (место жительства) на территории этого субъекта.
Если организация относится к категории крупнейших налогоплательщиков (ст.83 НК РФ), решение о выездной проверке выносит налоговый орган, который поставил эту организацию на учёт в качестве крупнейшего налогоплательщика.
Самостоятельную налоговую проверку филиала или представительства проводят на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения или налогового органа, уполномоченного на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ филиалов и представительств, имеющих местонахождение на территории этого субъекта РФ.
В решении о проведении выездной налоговой проверки должны содержаться следующие сведения:
- полное и сокращённое название организации либо ФИО налогоплательщика;
- предмет проверки (налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке);
- периоды, за которые проводится проверка;
- должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.
Вопрос 3: «О каких правах идёт речь?»
Выездная налоговая проверка может затронуть различные права и обязанности налогоплательщика, а именно:
- Право на конфиденциальность — проверяющий орган обязан соблюдать конфиденциальность налоговой информации, полученной в ходе проведения проверки;
- Право на участие в процедурах — налогоплательщик имеет право присутствовать при осуществлении проверки и давать пояснения, предоставлять необходимые документы и информацию;
- Право на защиту — налогоплательщик имеет право обжаловать незаконные решения и действия проверяющего органа;
- Право на обжалование — налогоплательщик имеет право обратиться в вышестоящий орган с жалобой на действия проверяющего органа, если считает их незаконными;
- Обязанность предоставить требуемую информацию и документы — налогоплательщик обязан предоставить проверяющему органу необходимые документы и информацию в рамках проведения проверки.
Сколько «стоит» налоговая проверка?
Любая налоговая проверка — это испытание для налогоплательщика, которое часто оборачивается взысканием значительных сумм недоимки по налогу, начислением пени, а в некоторых случаях и штрафами. Получить представление об этих суммах можно из официальных данных ФНС.
Каждый год Федеральная налоговая служба готовит доклад о результатах проведения контроля за бизнесом. В 2016 году эффективность одной выездной налоговой проверки выросла, по сравнению с прошлым годом, на 54% и составила 13,7 млн рублей. Для сравнения, в 2013 году сумма была почти в 2 раза меньше — 7,1 млн рублей. Налоговые органы считают, что риск-ориентированный подход к проведению проверок сказывается положительно, ведь количество выездных проверок снижается, а их результативность растет.
Налоговая проверка. Экспертиза.
По итогу проверки должное лицо подводит итог и формулирует соответствующие выводы. Если были выявлены нарушения законодательства, то налоговый орган, анализируя имеющиеся сведения, выносит одно из возможных решений:
- привлечение налогоплательщика к ответственности, в частности административной;
- отказ в привлечении лица к ответственности даже при наличии правонарушений (ст. 101 НК РФ).
Поскольку решение по результатам проверки так же, как и при ее назначении, выносится руководителем ФНС России (в некоторых случаях его заместителем), то потребуется изучение нескольких документов:
- акт налоговой проверки;
- материалы, представленные в ходе проверки;
- возражения налогоплательщика.
При этом исследование материалов должно помочь дать ответы на ряд вопросов, поставленный перед руководителем ИФНС при принятии решения:
- Совершал ли плательщик налогов действия, приводящие к нарушению законодательства?
- Образуют ли действия плательщика состав правонарушения?
- Есть ли необходимость привлечения лица в ответственности?
ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ В ХОДЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Цели предстоящей налоговой экспертизы, а также обстоятельства ее назначения предполагают постановку определенных задач исследования. Задачи также зависят от того, какой именно орган выступает инициатором проведения исследования. Перед экспертом могут быть поставлены любые из следующих задач:
- Определение объемов денежных средств организации (предприятия), выведенных из-под налогообложения.
- Анализ структуры исчисления уплаты налогов (синтетического или аналитического).
- Установление достоверности отображения налогового бремени организации в налоговой и бухгалтерской документации. Выявление полноты исполнения налоговых обязательств.
- Установление своевременности уплаты налогов. Выявление отсутствия задолженности по уплате налогов.
- Установление факта, были ли в полной мере учтены предписания налогового законодательства при определении налоговой базы организации (предприятия).
- При проведении досудебных исследований – составление акта разногласий, сформулированного на основе осуществленной налоговой проверки.
Что такое выездная налоговая проверка?
Налоговый кодекс РФ не предусматривает конкретного определения понятия «выездная налоговая проверка». Определить суть данного надзорного мероприятия можно, рассмотрев ряд характерных признаков:
- проведение проверки осуществляется только по месту нахождения налогоплательщика;
- предмет надзорного мероприятия – правильность и своевременность уплаты налогов;
- назначается проверка исключительно руководителем налогового органа, проводится уполномоченным должностным лицом;
- срок выездной проверки составляет два месяца;
- в ходе выездных проверок осуществляется анализ документов, находящихся у налогоплательщика и запрашиваемых непосредственно ФНС РФ;
- максимальный период надзорных мероприятий составляет три года.
Таким образом, выездная налоговая проверка является формой контроля со стороны уполномоченных руководством ФНС России лиц, направленной на выявление нарушений в сфере исчисления и уплаты налогов в установленные законом сроки.
Определяя суть выездного налогового контроля, нужно обозначить положения, определяющие то, что должные лица делать не вправе.
- Во-первых, не разрешается проведение двух и более проверок за один период или по одному и тому же виду налогов.
- Во-вторых, в течение одного календарного года также не допускается реализация контрольных мер более одного раза.
- В-третьих, согласно статье 89 НК РФ срок выездной налоговой проверки не может превышать трех лет, которые отсчитываются с момента вынесения решения.
Характерные нарушения
Нельзя точно определить перечень нарушений, которые могут быть выявлены в ходе проверки в месте нахождения компании. Однако практика, сложившаяся за долгие годы, анализ материалов, установленные факты привлечения к ответственности, — все это позволяет рассмотреть несколько самых распространенных примеров:
- Занижение налоговой базы.
Проявляется такое нарушение различными способами. Налогоплательщик может скрыть часть доходов от реализации или кредитной задолженности или необоснованно уменьшить стоимость отчуждаемого имущества, если такая сделка носит безвозмездный характер. В большинстве случаев эти нарушения касаются налога на прибыль организации, НДС и НДФЛ.
- Сокрытие доходов в целях уклонения от уплаты НДФЛ.
Налог на доход является предметом большинства нарушений. Распространенными вариантами выступают неправомерные действия при исчислении и уплате НДФЛ с заработной платы, а также при реализации имущества, если речь идет о физических лицах.
- Завышение расходов.
Здесь речь идет о попытки сократить сумму налога на прибыль, которая рассчитывается путем вычета затрат из полученного дохода. Чем меньше эта разница, тем ниже налог. В данном случае осуществляется сокрытие фактических полученной прибыли.
- Неправильное применение УСН.
Здесь также нарушаются правила относительно предельной суммы дохода, достижение которой не позволяет предприниматель платить налоги по данному льготному режиму с заниженной ставкой.
- Непредставление документов в налоговый орган.
Речь идет о декларациях, ответах на запросы, объяснениях и иных сведениях, которые обязательны к передаче в ИФНС. Такие действия также могут считаться правонарушением.
Полной сводный перечень характерных нарушений, которые выявляются путем проведения проверок на местах, можно найти на сайте «Шмелева и Партнеры».
Наиболее популярные виды
На сегодня в НК РФ, не закреплено понятие «налоговая экспертиза», но на практике выделились ее виды.
Наиболее популярные, расположенные в порядке убывания по спросу:
- Массовые почерковедческие.
Такой вид экспертизы можно отнести к массовой. В ее квалификацию попадает огромное количество различной документации. Наиболее часто применяется для выявления фирм-однодневок.
Почерковедческая экспертиза позволяет установить подлинность или подделку документов. Также проверка документов проводится при сомнении в подлинности уставных документов.
Часто для снижения налогооблагаемой базы подделываются подписи на первичной документации. Проводится экспертиза подлинности подписей.
- Строительно-экономические.
Такой вид экспертизы востребован при взаимоотношениях между строительными компаниями и проверяющими организациями по оплате налога на добавленную стоимость.
На практике широко практикуется снижение НДС, путем завышения размера своих расходов.
- Финансово-экономические.
Налоговые органы не часто обращаются к проведению такого вида экспертизы, так как считают, что могут самостоятельно осуществить экономическую проверку.
Для проведения финансово-экономической экспертизы необходимо комплексное изучение деятельности предприятия.
- Оценочные.
Налоговые экспертизы могут быть произведены только по отправленным запросам. Также происходит и с оценочным исследованием.
Проводится для определения финансового состояния предприятия и выявления всех слабых сторон.
Отметим, что этот список неполный. Его можно дополнить наименее востребованными видами экспертиз.
Центр налоговых экспертиз и аудита
Центр налоговых экспертиз и аудита проводит исследование и проверку бух. отчетности, оказывает бухгалтерские услуги, проводит экспертизу документации и подготавливает первичную документацию.
Цель деятельности:
- предоставление финансовых и юридических услуг;
- юридическое сопровождение сделок;
- проверка настоящих и будущих финансовых сделок относительно действующего законодательства.
Поддержка между:
- предприятие и гос.орган;
- предприятие и работники;
- предприятия и его контрагенты;
- собственник и руководство;
- руководитель и фин.службы.
На какой стадии компании следует инициировать экспертизу?
Разумеется, инициировать экспертизы может не только инспекция, но и бизнес. Также компания может ходатайствовать о том, чтобы инспекция назначила экспертизу. Если в процессе выездной налоговая пришла к выводам, с которыми компания не согласна, то бизнес может укрепить свою позицию с помощью экспертизы.
Вопрос — на каком этапе инициировать экспертизу?
Мы считаем, что лучше всего ходатайствовать о проведении экспертизы в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля, когда инспекция собрала свои доказательства, но компания не согласна с выводами и заявляет, чтобы инспекция провела дополнительные мероприятия налогового контроля. В них должна входить экспертиза, которая опровергнет выводы инспекции.
Налоговая может проигнорировать это ходатайство. В таком случае компания может заказать экспертизу сама, и лучше всего это сделать при подготовке апелляционной жалобы в УФНС. Управление не проводило выездную проверку, оно имеет лишь ту информацию, которую ей представила ИФНС. Это удобная ситуация, чтобы «ударить» по выводам ИФНС заключением эксперта.
О проведении экспертизы можно ходатайствовать и в суде. Если компания и инспекция заказывали экспертизы, и они пришли к разным выводам, то судебная экспертиза устранит эти противоречия.
Порядок и сроки проведения выездных налоговых проверок
Обычно выездной контроль длится не более двух месяцев. Но мероприятия могут продолжаться и до четырех месяцев, а в особых случаях (например, при наличии десятка и более обособленных подразделений) — до полугода.
Первый этап проверки — вынесение решения о начале выездного контроля. Важно, чтобы такое решение было подписано руководителем той ИФНС, сотрудники которой выполняют проверку, либо его заместителем. Срок проведения выездной налоговой проверки отсчитывается с даты, когда было принято решение.
В указанный день проверяющие сотрудники приезжают на территорию компании. Они изучают документы первичного учета, опрашивают персонал и выполняют другие процедуры в отдельном помещении, которое обязан выделить налогоплательщик.
Когда проверка завершается, составляется справка с датой окончания выездного контроля, а в течение следующих двух месяцев — акт о результатах проверки в двух экземплярах. Если были выявлены нарушения, ИФНС выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности.
Сроки выездной налоговой проверки
Выездная проверка проводится в течение двух месяцев. Однако этот период выездной проверки может быть продлен до 4 и даже 6 месяцев (п. 6 статьи 89 НК РФ).
Продление срока выездной проверки возможно, если:
- выездная проверка проходит у крупнейшего налогоплательщика;
- во время выездной проверки инспекторы получили информацию о каких-то дополнительных нарушениях, требующих тщательного изучения и проверки;
- на территории проверяемой компании случился пожар, наводнение, затопление или произошел еще какой-то форс-мажор;
- проверяемая компания имеет обособленные подразделения;
- налогоплательщик оттягивает представление документов, необходимых инспекторам для полноценного проведения выездной проверки;
- иные обстоятельства, среди которых выделяются объемы проверяемых и анализируемых документов, количество осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности и т. д.
Что такое налоговая экспертиза
Этот вид экспертизы представляет собой исследование в сфере налогообложения, с помощью которого можно решить множество экономически важных вопросов. Качественная налоговая экспертиза определяет, насколько правильно платятся налоги и страховые взносы. Также использование услуг нашего Центра поможет разрешить вопрос о своевременности уплаты налоговых сборов и определить рациональность использования принятой системы налогообложения в зависимости от вида предпринимательской деятельности. Своевременная экспертиза налоговой проверки поможет доказать незаконность проводимых налоговыми органами действий и на основании заключения потребовать их обоснования. Кроме того, наши высококвалифицированные специалисты помогут разрешить множество других вопросов, касающихся сферы налогообложения и налоговой политики предприятия. Заказать проведение исследования в сфере налогообложения может как сам налогоплательщик, так и государственный орган, например, налоговая или суд.