Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Возражение на жалобу в ФАС оформление и порядок подачи в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Рассмотрение возражения в ФАС осуществляется в определенном порядке. В данном разделе мы расскажем о том, как подать возражение, причины отказа в рассмотрении жалобы и возможные действия при подаче возражения в судебном порядке.
Порядок рассмотрения возражения
-
Подача возражения
Для того чтобы оспорить решение или отказ в рассмотрении жалобы, необходимо подать возражение. Подача возражения осуществляется письменно и должна содержать все необходимые документы и обоснование.
-
Рассмотрение возражения
После подачи возражения, оно будет рассмотрено в соответствии с установленным порядком. Документы, поданные заявителем, будут изучены, аргументы будут анализироваться.
-
Оспаривание в судебном порядке
Если возражение будет отклонено, заявитель имеет право обратиться в судебный орган для оспаривания решения. Возможные действия при подаче возражения в судебном порядке включают подачу искового заявления и представление необходимых доказательств.
В результате рассмотрения возражения ФАС может принять решение об отклонении или удовлетворении возражения. Порядок рассмотрения возражений может различаться в зависимости от конкретной ситуации и причин отказа в рассмотрении жалобы.
Причины отказа в рассмотрении жалобы | Возможные возражения |
---|---|
Отсутствие необходимых документов | Представление дополнительных документов |
Несоответствие формальным требованиям | Исправление ошибок и предоставление дополнительных материалов |
Отсутствие достаточных аргументов и доказательств | Представление дополнительных аргументов и доказательств |
При подаче возражения важно следовать установленному порядку и представлять все необходимые документы и аргументы. Только в этом случае есть шанс на положительное решение в отношении жалобы или возражения.
Возможные причины отказа в рассмотрении
Возражение может и не быть рассмотренным, если была нарушена процедура его подачи (сроки, форма и пр.). Необходимо всегда готовить документ в письменном виде с указанием всех реквизитов и телефонов. Не нужно излагать свои возражения в рукописном виде, лучше набрать текст на компьютере.
ФАС также не станет рассматривать обращения, которые содержат оскорбления, бранные слова.
Еще одна причина, по которой жалоба остается без ответа — неоднократные обращения заявителя с этим вопросом в прошлом и получение ответа от антимонопольной службы.
В этом случае выносится решение о безосновательности обращения.
Невозможно также рассмотреть документ, если автор жалобы или возражения к ней требует предоставить сведения, которые содержат государственную тайну.
Как пишется возражение на жалобу
Составлять возражение на жалобу лучше в письменной форме.
Законодательство не запрещает в большинстве случаев заявлять их устно, но обычно довольно сложно логически и грамотно изложить все мысли, а тем более привести необходимые ссылки на нормативно-правовые акты.
Для документа установлена свободная форма, но следует не забывать указывать полные данные заявителя, т. к. анонимные документы государственными органами и тем более, судами рассматриваться не должны и не будут.
Обычно возражения на жалобу готовятся самостоятельно, но иногда это сделать довольно сложно.
Например, возражения на жалобу о возбуждении уголовного дела без привлечения профессионального юриста практически нереально даже подготовить, не говоря уже о том, чтобы добиться их подачей желаемого результата.
Сколько ее будут рассматривать
Процедура рассмотрения заявлений состоит из нескольких этапов: предварительного ознакомления, изучения материалов по существу, изготовления и направления текста решения. На первый этап дается 2 рабочих дня. В это время заявителю и лицам, чьи действия оспариваются, направляется информация о дате и месте рассмотрения жалобы. Предприниматель может лично присутствовать на заседании либо отправить туда своего представителя.
На изучение материалов антимонопольщикам дается 5 рабочих дней. Еще 3 рабочих дня придется подождать, пока будет подготовлено решение.
Такие же сроки предусмотрены для обнародования материалов в сети Интернет. Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.10.2015 N 1148, информация о нарушениях закона 44-ФЗ должна фиксироваться в ЕИС в сфере закупок. ФАС Москвы реестр жалоб дублирует. На специальной странице ведомства можно найти и уведомления о приеме писем к рассмотрению, и более ранние решения по похожим ситуациям.
Примеры успешного обжалования ФАС
Кейс 1. Август 2014 г. Гос.заказчик отказал Участнику торгов в допуске на электронный аукцион, сославшись на следующие умозаключения:
В п.2 «Манометры МП-4У» Приложения №1 к ТЗ было указано «Степень защиты оболочки: IP53. Защита корпусом: защищает от проникновения частиц размером 1 мм».
Согласно ГОСТ«Степени защиты, обеспечиваемыми оболочками» степень защиты IP53 означает «От проникновения внешних твердых предметов: пылезащищенное (первая характеристическая цифра 5). От вредного воздействия в результате проникновения воды: дождевание (вторая характеристическая цифра 3)».
Для защиты корпусом «Защита корпусом: защищает от проникновения частиц размером 1 мм» степень защиты должна быть IP40
В жалобе Участника торгов на неправомерные действия Заказчика было аргументировано, что первая части заявки Заявителя содержит характеристики предлагаемого к поставке товара, в частности, п.2 «Манометры МП-4У»: Степень защиты оболочки: IP53. Защита корпусом: должна защищать от проникновения частиц размером 1 мм., что соответствует аукционной документации.
На заседании ФАС комиссия поддержала требования Участника торгов и признала, что поданное предложение соответствует аукционной документации. Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в допуске к участию в аукционе. Согласно ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Заказчику было выдано Предписание восстановить Заявителя на торгах, устранив тем самым нарушение законодательства о закупках.
Данный кейс иллюстрирует пример типичной хитрости со стороны гос.заказчика, которую удалось преодолеть. Гос.заказчик манипулирует показателем IP и требованием ГОСТа. Расчет идет на то, что Участник торгов укажет конкретное значение показателя IP, соответствующее требованиям Заказчика в Форме 2, но противоречащее ГОСТу.
С показателем IP часто размещаются подводные камни, рассчитанные на неопытность сотрудников, заполняющих Форму 2. Техническая характеристика IP воспринимается как единое цело, например, IP23. Специфика в том, что первая цифра показателя показывает защищенность оборудования от пыли, а вторая цифра – защищенность от влаги. Оборудование может быть максимально защищено от проникновения пыли, но при этом влагозащищенность останется невысокой.
Так, например, в декабре 2013 г. УФАС по г. Москве рассматривало еще одну нашу жалобу, связанную с неправомерным отклонением Участника торгов.
Гос.заказчик разместил требование поставить Извещатель охранный, степень защиты более IP23. По его пояснению в параметре установлено одновременно два требования и в предложении Участника торгов оба показателя должны превышать указанное значение. Участник торгов выразил готовность поставить оборудование по данной позиции с показателем IP30.
На заседании Комиссия признала верность правовой позиции Заявителя, т.к. в аукционной документации отсутствовало прямое указание на соответствие данному требованию.
Заказчику было вынесено предписание, результаты аукциона – отменены, а торги назначены на новую дату. Таким образом, основываясь на понимании технических характеристик поставляемых товаров, нам удалось отстоять позицию Клиента.
Кейс 2. Декабрь 2012 г. Гос.заказчик разместил заказ в виде открытого конкурса, когда в соответствии с законом обязан размещать его в виде открытого аукциона в электронной форме.
При размещении заказа на техническое обслуживание инженерных сетей был выбран код общероссийского классификатора деятельности услуг (ОКДП)- Услуги по техническому обслуживанию машин и оборудования (в том числе гарантийные).
В жалобе Участника торгов было обращено внимание Комиссии УФАС г. Москвы на то, что предмет торгов попадает в перечень № 236-р «Перечень (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона».
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 №498, ч. 5 ст. 17, ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, комиссия управления поддержала требования Участника торгов.
Приведенный пример иллюстрирует возможность успешного обжалования в федеральной антимонопольной службе случаев неправомерного размещения заказов в форме открытого конкурса. Заметим, что процедура проведения конкурса и электронного аукциона значительно отличается. По опыту работы юристов нашего Тендерного бюро, размещение заказа в виде открытого конкурса благоприятствует коррупционным злоупотреблениям со стороны Гос.заказчика. Ограничение конкуренции часто происходит за счет манипуляции с оценкой критериев Участников торгов, по которым выбирается победитель. Таким образом, обязав через ФАС гос.заказчика разместить госзаказ в форме электронного аукциона, наша компания существенно увеличила шансы Клиента на победу.
Похожее решение было принято ФАС по жалобе нашего Клиента в июне 2013 г. Формально нарушение законных прав и интересов Участника торгов выразилось в выборе Заказчиком неверного кода ОКДП.
Заказчиком был выбран код ОКДП- Коммерческие и технические услуги прочие, не включенные в другие группировки.
Согласно ч. 4 ст. 10 Закона о размещении заказов существуют поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, которые производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам Заказчика. Осуществление данных поставок проводится исключительно путем проведения аукциона, т.к. для данных заказов есть функционирующий рынок и сравнивать их можно только по текущим ценам.
Перечень товаров, работ, услуг, размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляются путем проведения аукциона (далее — Перечень), утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.03.2010 №427-р.
Кейс 3. Июнь 2014 г. Заявку Участника торгов отклонили по причинам не предоставления (неправильного предоставления) информации о конкретных показателях оборудования, поставляемого в рамках исполнения госзаказа (Форма 2). Обоснование Заказчика:
Не предоставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 года (пункт 1 части 4 статьи 67 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 года; пункт 17.1 раздела III «Требования к участникам закупки и необходимый перечень документов для участия в закупке. Порядок оформления заявки» документации об аукционе): в заявке не указаны конкретные показатели характеристик товаров, используемых при выполнении работ, требования к которым установлены в Приложении к технической части документации об аукционе (п.20 – ток потребления в дежурном режиме при напряжении питания 24В).
Участник торгов посчитал действия Гос.заказчика неправомерными и обратился с жалобой в региональное управление ФАС.
Рассмотрение возражения на жалобу
Возражение на жалобу, поданную в ФАС, рассматривается в том же порядке, что и сама жалоба. Срок, отведенный на это — 5 рабочих дней. Рассматриваться возражение может только коллегиально. При этом право присутствовать имеет сторона, подавшая возражение, либо ее представитель.
Также как и при рассмотрении жалобы, при рассмотрении возражения процедура, в отношении которой оно подано, приостанавливается. Коллегиальный орган, который рассматривает возражение, может запросить документы и сведения у любых участников закупки, и те должны будут их представить.
Что касается порядка рассмотрения возражения, то он абсолютно такой же, как и для жалобы. В итоге принимается решение, которое доводится до сведения заявителя по почте — обычной или электронной.
Обжалование решения ФАС: пошаговый алгоритм действий
Взаимоотношения между заказчиками и поставщиками во время закупочного процесса регулируют антимонопольные органы. ФАС – это государственная структура, уполномоченная контролировать все этапы торгов. Ведомство вправе рассматривать дела о нарушении контрактного законодательства, выносить постановления и налагать штрафные санкции на виновных лиц.
Однако случается, что ФАС сами допускают ошибки. Законодательство позволяет ставить под сомнение вынесенные антимонопольными органами решения и дает возможность обжаловать их в установленном порядке. Кроме того, заявитель сам может выбрать место, куда направить свое обращение: вышестоящий государственный орган ФАС или суд. Но перед тем как обжаловать действия или бездействие ФАС, следует понимать все тонкости этого процесса:
- в течение какого времени нужно уложиться;
- какие документы подавать вместе с жалобой;
- в какой вышестоящий орган ФАС или суд будет обжаловано решение ведомства или постановление о нарушении норм закона.
В новой статье разбираемся с особенностями и скрытыми возможностями.
Чем занимается антимонопольная служба? Рассмотрим ее самые главные задачи в РФ:
- Контроль за соблюдением российского антимонопольного законодательства. В главной мере: в области электроэнергетики, использования земельных участков, природных, водных ресурсов, полезных ископаемых и проч.
- Надзор за соблюдением законодательных актов в сфере естественной монополии.
- Контроль за соблюдением законодательства о рекламной деятельности.
- Контроль в сфере закупок продукции, услуг, товаров, призванных обеспечить муниципальные и государственные нужды.
- Надзор за соблюдением российских законов в сфере оборонных госзаказов.
- Контроль за вложениями иностранных инвесторов в компании, организации, что имеют стратегическое значение для обеспечения безопасности России.
Особенности в закупках отдельными видами юрлиц
Право на подачу возражений на жалобы по ФЗ № 223 закреплено не в Законе о закупках отдельных видов юридических лиц, а в ФЗ № 135 «О защите конкуренции». В части 13 ст. 18.1 настоящего Закона предусмотрено, что организатор торгов, оператор электронной площадки, конкурсная или аукционная комиссия, уполномоченный орган или организация, эксплуатирующая сети, вправе подать возражение в антимонопольный орган и участвовать в обращаться лично или через своих представителей.
Возражение на претензии провайдера должно содержать сведения, указанные в ч. 6 ст. 18.1 135-ФЗ. Это правило устанавливает сведения и документы, которые предоставляются при подаче жалобы.
Инструкция, как написать уведомление, если в жалобе ФАС обнаружена ошибка, следующая:
- Готовить дополнения, изменения для тиража.
- Предъявите их в ФАС до заседания.
Обжалование решения ФАС: пошаговый алгоритм действий
Взаимоотношения между заказчиками и поставщиками во время закупочного процесса регулируют антимонопольные органы. ФАС – это государственная структура, уполномоченная контролировать все этапы торгов. Ведомство вправе рассматривать дела о нарушении контрактного законодательства, выносить постановления и налагать штрафные санкции на виновных лиц.
Однако случается, что ФАС сами допускают ошибки. Законодательство позволяет ставить под сомнение вынесенные антимонопольными органами решения и дает возможность обжаловать их в установленном порядке. Кроме того, заявитель сам может выбрать место, куда направить свое обращение: вышестоящий государственный орган ФАС или суд. Но перед тем как обжаловать действия или бездействие ФАС, следует понимать все тонкости этого процесса:
- в течение какого времени нужно уложиться;
- какие документы подавать вместе с жалобой;
- в какой вышестоящий орган ФАС или суд будет обжаловано решение ведомства или постановление о нарушении норм закона.
В новой статье разбираемся с особенностями и скрытыми возможностями.
Как расшифровывается ФАС? Ответ на вопрос — в названии организации. Это Федеральная антимонопольная служба.
Является федеральным органом исполнительной власти, что осуществляет целый ряд функций:
- Принятие нормативных, правовых актов в области антимонопольного законодательства.
- Контроль за соблюдением данного законодательства.
- Контроль за соответствием российскому законодательству деятельности в области естественных монополий и рекламы.
- Контроль за осуществлением вложений иностранными инвесторами в хозяйствующие объекты, что имеют стратегическое значение для российской обороны и отечественной безопасности.
- Надзор в нише государственных оборонных заказов, области закупок, работ, товаров и услуг для муниципальных и госнужд.
- Согласование использования закрытых способов определения подрядчиков, поставщиков, исполнителей.
Подача возражения на жалобу в ФАС
Само возражение на жалобу отправляется в ФАС.
Следует знать, что в досудебном порядке на подачу заявления обжалования решения ФАС дается один месяц, а в судебном — три месяца. В досудебном разбирательстве санкции ФАС продолжают работать, в случае судебного разбирательства штрафные санкции замораживаются. Кроме того, досудебное обжалование направляется в вышестоящую структуру ФАС, а в при судебном — в арбитражный суд.
Документ можно оформить как на бумажном носителе, так и в электронной форме. Жалоба будет отклонена, если текст составлен неряшливо, безграмотно, неразборчиво оформлен, содержит некорректные выражения и угрозы.
Прежде чем приступать к подготовке заявления заказчику потребуется учесть все правила согласно с которыми происходит оформление необходимых документов, указанных в ч 2 ст 106 44 ФЗ.
Сам ответ на претензию в ФАС должен быть создан на фирменном бланке со стороны заявителя и он обязан внести необходимые данные, к которым будут относиться:
- данные организации-заказчика;
- реквизиты по закупке;
- информация об организации;
- доказательства, которые подтвердят регламентированность и законность действий организации-заказчика.
Сам текст заявления включает в себя претензии, которые поступили в ФАС.
Но помимо этого от заказчика потребуется разбавить данный текст и внести в него пункт, в котором будут иметься доказательства совершенных собой действий.
К самом заявлению могут быть прикреплены приложения, к которым будут относиться:
- документация к закупочной процедуре;
- заявки, которые подавались участниками;
- протоколы подведения результатов закупки и рассмотрения заявок;
- видео и аудиозаписи, если они имеются;
- остальные документы, которые могут понадобиться по требованию уполномоченных органов согласно с ч 3, 4 ст 106 44 ФЗ.
При этом сама процедура обжалования может быть рассмотрена коллегиально по адресу ФАС в период времени, который составляет 5 дней. При процедуре обжалования имеет возможность присутствовать заявитель, который и подает заявление или же его представитель по доверенности.
Внесудебный и судебный порядок обжалования
Акт Федеральной антимонопольной службы можно оспаривать в ведомственном или судебном порядке.
В первом случае заявление рассматривается самим ведомством, во втором – арбитражным судом.
Выбирая орган для обжалования решения ФАС, следует учитывать:
- Досудебный порядок обжалования не обязателен.
- Ведомственный способ обжалования подходит не для всех актов.
- Само ведомство не часто склоняется к необходимости отменять решения сотрудников, поэтому получив отрицательный результат, скорее всего, нужно будет обращаться в суд.
- Только судебное обжалование приостанавливает действие предписания.
- Контролирующий орган, в отличие от судебного, не может восстановить пропущенный срок.
Особенности в закупках отдельными видами юрлиц
Право на предоставление возражений на жалобы по ФЗ№ 223 прописано не в законе о закупках отдельными видами юридических лиц, а в федеральном законе №135 о защите конкуренции. В ч.13 ст. 18.1 этого закона указано, что организатор торгов, оператор электронной площадки, конкурсная или аукционная комиссия, уполномоченный орган или организация, осуществляющая эксплуатацию сетей, вправе отправить в антимонопольный орган возражение и участвовать в обжаловании лично или через своих представителей.
Возражение на жалобы поставщиков должно содержать сведения, которые указаны в ч. 6 ст. 18.1 135-ФЗ. В этой норме закреплены сведения и документы, которые предоставляют при составлении жалобы. Подробнее: «Как жаловаться в ФАС на действия заказчика по 223-ФЗ».
В случае признания жалобы частично обоснованной резолютивная часть решения должна содержать выводы Комиссии о том, какие именно доводы жалобы признаны обоснованными.
В случае если одним из доводов жалобы является обжалование положений конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе документации об открытом аукционе в электронной форме) или извещения о проведении запроса котировок в случае подачи жалобы после окончания срока подачи соответственно заявок на участие в конкурсе, заявок на участие в аукционе (в том числе заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме) или котировочных заявок, рассмотрение данного довода жалобы не проводится и резолютивная часть решения должна содержать выводы Комиссии о том, что рассмотрение данного довода жалобы не проводится в соответствии с частями 2, 2.1 статьи 57 Закона о размещении заказов.
В случае если доводом жалобы являются результаты оценки заявок на участие в конкурсе по критериям оценки, указанным в пунктах 1 и 1.1 части 4 статьи 28, пунктах 1, 2 и 4 части 3 статьи 31.6 Закона о размещении заказов, резолютивная часть решения должна содержать выводы Комиссии о том, что рассмотрение жалобы не проводится в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе по критериям оценки заявок на участие в конкурсе, указанным в пунктах 1 и 1.1 части 4 статьи 28, пунктах 1, 2 и 4 части 3 статьи 31.6 Закона о размещении заказов, и обжаловать такие результаты оценки заявок можно в судебном порядке.