Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как участвовать в электронных торгах с государством». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В закупках по 44-ФЗ заказчиками являются государственные и муниципальные органы и учреждения, бюджетные организации. Участником госзакупок может быть любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальные предприниматели.
Дополнительные требования к участникам госзакупок
Заказчики могут предъявить дополнительные требования к квалификации участников, их опыту, деловой репутации, финансовым ресурсам и оборудованию. Такие требования устанавливают, если закупка касается реконструкции объекта культурного наследия, строительству объекта капитального строительства, ремонту автодорог и других работ из перечня Правительства РФ №99. Подтвердить соответствие требованиям участник должен до подачи заявки на закупку — прикрепив документы в личном кабинете на федеральной ЭТП.
Заказчик может потребовать, чтобы участник закупки соответствовал требованиям на выполнение определенной деятельности — имел соответствующую лицензию для проведения работ, членство в саморегулируемых организациях и тд.
Участник должен иметь патент, лицензионный договор или другое подтверждение прав на результаты интеллектуальной деятельности. Это требование обязательно, если в рамках контракта заказчик получает права на результаты интеллектуальной деятельности. Требования не устанавливается, если по контракту поставщик создает или исполняет произведение литературы или искусства, финансирует прокат или показ национального фильма.
Госзаказчики могут закупить товар, работу или услуги 7 способами:
- открытый конкурс
- конкурс с ограниченным участием
- двухэтапный конкурс
- электронный аукцион
- запрос предложений
- запрос котировок
- закупка у единственного поставщика (проводится в ограниченных законом случаях).
В зависимости от вида закупки победителя определяют одним из двух способов:
- По минимальной цене, предложенной в ходе закупки — аукцион, запрос котировок.
- По лучшему сочетанию цены и условий исполнения контракта, предложенным в заявках или окончательных предложениях — в конкурсах и запросах предложений.
Что нужно для победы |
Как участвовать |
|
Аукцион |
Наименьшая цена |
Подать заявку без ошибок, снижать цену на онлайн-аукционе. |
Конкурс |
Лучшее сочетание цены и условий исполнения |
Направить заявку, в которой указаны цена, характеристики товара и другие условия исполнения контракта с подтверждающими их документами. |
Запрос котировок |
Наименьшая цена |
Отправить заявку, в которой согласиться с условиями исполнения контракта, описать товар и предложить цену. |
Запрос предложений |
Лучшее сочетание цены и условий исполнения |
Направить заявку, в которой указаны цена, характеристики товара и другие условия исполнения контракта с подтверждающими их документами. Условия можно улучшить один раз после вскрытия всех заявок. |
Реестр недобросовестных поставщиков
Если компания попала в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП), то она не сможет участвовать в закупках по 44-ФЗ и других закупках, если заказчик установит соответствующее требование.
Причины, почему победитель закупки может попасть в РНП по 44-ФЗ:
- Если он победил в закупке (или стал единственным допущенным участником закупки) и отказался заключать договор с заказчиком.
- Компания победила в закупке, но подписала контракт позже необходимых сроков.
- Победитель не предоставил обеспечение контракта, предоставил его поздно или с ошибкой.
- Если контракт расторгнут по решению суда, потому что победитель серьезно нарушил обязательства по контракту.
- Заказчик решил расторгнуть контракт в одностороннем порядке.
С чего начать заказчику закупки по 44-ФЗ
Далее разберём, как проводится закупка с точки зрения покупателя по 44-ФЗ, с чего начать заказчику и как действовать правильно на при выборе поставщика.
Итак, для любого контрактного управляющего необходимо хорошо разбираться в нормативной базе, касающейся закупок в своей сфере. На предприятии в обязательном порядке должно быть разработано Положение о контрактном управляющем, а также издаётся приказ о назначении КУ. Помимо этого, должны быть утверждены план закупок (ПЗ) и план-график закупок (ПГЗ). Эти документы являются основой, на котором в дальнейшем строится работа контрактного управляющего.
Начать следует с того, чтобы выделить первоочередные задачи. Потребуется определиться, какие объекты необходимо закупить прежде всего, в каком объёме, на какую сумму и в какие сроки. Затем нужно сверить, занесена ли данная закупка в план-график и когда именно.
Дело в том, что 44-ФЗ накладывает временные ограничения на различные этапы реализации государственных закупок. Изменения в законе с 01 июля 2018 года отменили десятидневный срок ожидания для публикации извещения после того, как закупка вносится в план-график. Но это касается сделок с единственным поставщиком и проведения повторных конкурсных процедур. Данное нововведение в 44-ФЗ позволяет заказчику быстрее начать закупку.
После определения ближайшей цели можно составлять план действий.
- В первую очередь нужно определить схему, по которой будет проводиться выбор поставщика: аукцион, конкурс, запрос предложений, запрос котировок, закупка у единственного поставщика. Важно учесть все ограничивающие факторы, которые установлены законом для той или иной процедуры, в частности не попадает ли объект закупки в обязательный аукционный перечень. Алгоритм дальнейших действий распишем на примере электронного аукциона.
- Вторым шагом сверяемся с планом-графиком. Если закупка в нём присутствует, то уточняем, какая именно информация занесена в план-график – объем закупки, её стоимость. Затем следует поднять документы, обосновывающие цену контракта. Если вы убедились, что вся информация актуальна и нужные бумаги в наличии, можно приступать к составлению конкурсной документации.
- Если у вас нет опыта проведения государственных закупок, то лучше всего в качестве примера взять документацию с предыдущих торгов, что позволит вам не изобретать велосипед и в то же время включить всю нужную информацию. Все положения необходимо сверить с актуальной редакцией закона. Затем документацию потребуется согласовать.
- 44-ФЗ жёстко регламентирует этапы аукциона по срокам. Поэтому необходимо соблюдать временные рамки всех действий: прием заявок, их рассмотрение, дата проведения самого аукциона, оформление результатов. Удобнее всего рассчитать сроки таким образом, чтобы прием заявок заканчивался в утренние часы на 8-й день после того, как будет опубликовано извещение об аукционе. Таким образом у вас окажется достаточно времени, чтобы оформить первый протокол. Помимо этого, нужно принимать во внимание, что при размещении извещения в системе оно подвергается казначейскому контролю, на что также требуется время.
- Аукцион может состояться только при условии, что на него подается не менее 2 заявок. Если вы только начинаете свою деятельность в должности конкурсного управляющего, то интересно и полезно наблюдать за ходом торгов через личный кабинет, находясь онлайн на электронной площадке. Как только аукцион закончен, вам потребуется подвести итоги, сформировать и разместить протокол, содержащий результаты рассмотрения вторых частей заявок. Затем следует процедура подписания контракта с победителем. Функционал электронной площадки не позволит сделать этого раньше, нежели установлено законом. Поэтому нужно внимательно наблюдать за подсказками в личном кабинете, и тогда вы сделаете всё вовремя.
-
После подписания контракта стороны приступают к его непосредственному исполнению. С 01 июля 2018 года в 44-ФЗ были внесены изменения, сократившие количество процедур, по которым потребуется размещать в системе отчеты по результатам закупок. В настоящее время такая обязанность осталась, если предметом закупки являются работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, по сохранению объектов культурного наследия. А также в том случае, если начальная минимальная цена контракта больше 1 млрд руб. Соответственно, объём работы контрактного управляющего по всем остальным закупкам будет меньше.
Никакими нормативными документами нельзя предусмотреть весь спектр обстоятельств, возникающий для каждой конкретной закупки. Поэтому контрактный управляющий должен обладать широкими знаниями в разных сферах, чтобы быстро ориентироваться в любой ситуации и успешно справляться даже с самыми трудными моментами, уметь эффективно действовать при форс-мажорах.
Сколько можно заработать, и для кого подходит
Согласно пункта 4 части 1 статьи 3 ФЗ-44, участвовать в госзакупках могут:
- Юридические лица.
- Любое физическое лицо, а также зарегистрированные индивидуальные предприниматели.
То есть в госзакупках могут принимать участие и физические лица. Однако для них есть определенные ограничения. Одним из существенных является то, что физические лица могут участвовать в госзакупках на выполнение работ или оказание услуг, но только не на поставку товаров.
Ограничения, связанные с деятельностью самозанятых, оговорены в Законе № 422-ФЗ от 27.11.2018 года (законе «О самозанятых»). Из него следует, что самозанятые граждане не могут продавать подакцизные товары, заниматься перепродажей товаров и оказывать услуги по договору поручения, комиссии либо агентскому договору.
То есть это такое же физическое лицо, которое может принимать участие в госзакупках на выполнение работ и оказание услуг.
Сравним условия участия в тендерах для обеих категорий:
Критерии сравнения | Физические лица | Юридические лица и ИП |
Формат участия | Оказание услуг, несложный ремонт, аренда помещений, продажа недвижимости | Поставки различных категорий товаров и услуг |
Предоставление услуг на постоянной основе | Оказывать услуги на постоянной основе запрещено | Нет ограничения на количество поставок товаров одному заказчику |
Кто платит налоги | Налоговым агентом выступает заказчик | Юрлица платят налоги самостоятельно |
Ограничение на участие | Недоступны закупки, где нужна лицензия, закупки для субъектов малого предпринимательства, а также тендеры, где нужен допуск СРО | Нет ограничений на участие. Участвовать не могут только лица, зарегистрированные в оффшорных зонах |
Максимальная сумма закупки | Допускаются к госзакупкам до 1,5 млн. рублей | Ограничения по сумме не установлены |
Помимо федеральных электронных площадок, на которых проводятся госзакупки в электронной форме, существуют и электронные магазины малых закупок. На этих площадках заказчики проводят прямые закупки на суммы до 300-600 тыс. рублей. Соответственно, у участников закупок есть возможность размещать в этих электронных магазинах свои оферты. А заказчики могут заключить прямой договор с участником, у которого будет нужный товар (работа, услуга) по лучшей цене.
Участие в закупках на постоянной основе для физических лиц невыгодно. Кроме вышеперечисленных ограничений, к физлицам применяется налог НДФЛ 13%. Этот налог удерживается заказчиком при оплате по контракту.
На руки физлицо получит сумму, уменьшенную на размер НДФЛ и отчисления в ПФ и ФОМС. Если сравнивать участие физлица и юрлица, то по «упрощенке» предприниматель оплатил 6% от полученной прибыли, а физлицо – 13%, плюс еще отчисления, которые удержались по контракту.
Проблема №5: «Коррупция»
Даже неудобно как-то об этом говорить, но есть, так сказать, отдельные в нашей стране случаи коррупции. Чтобы не нарваться на обвинения в клевете на конкретных чиновников, приведу только описания общих ситуаций.
Например, в аукционной документации могут быть указаны следующие требования:
- Максимальный линейный размер поры или шлакового включения – не более 1,5 мм
- Временное сопротивление разрыву металла шва или наплавленного металла – не менее 42 кгс/мм2
- Минимальная температура, при которой ударная вязкость металла шва и наплавленного металла аH45 (при испытании образцов типа IX) не менее 35 кгсхм/см2 – не более 20
Особенности работы контрактного управляющего в организации среднего размера.
У средних заказчиков объемы закупок в год составляют не более 100 млн. руб. Тут также не приходится создавать контрактную службу. Однако, если объемы каждой конкретной процедуры закупки небольшие, то справится в одиночку с поступающей информацией и документами уже становится достаточно проблематично.
Образно говоря, на рабочем месте не будет времени попить чай и поболтать по телефону. Вам действительно придется на работе исключительно работать, работать много и быстро, особенно в начале и конце финансового года.
Совмещать основную работу с деятельностью контрактного управляющего в таких условиях можно только в том случае, когда за каждую закупку в учреждении реально отвечает непосредственно тот, кто в этом заинтересован.
В этом случае создать единую систему будет достаточно сложно, однако примеры успешных решений имеются.
Контрактный управляющий вынужден закупать широчайший ассортимент товаров и услуг — от хозтоваров и туалетной бумаги до мобильного электроснабжения, охраны, химических веществ, медицинских препаратов, стройматериалов, услуг связи и т. д.
Примеры запросов от организаций встречаются самые удивительные, а иногда смешные.
Конечно, квалифицированно разбираться во всем этом одному человеку физически невозможно.
Чтобы избежать задержек по времени и ошибок в составлении документации, в такой ситуации следует привлекать к закупкам сотрудников, которым непосредственно нужно то, что закупается.
В частности, в документации к закупке обязательно наличие технического задания (ТЗ). ТЗ проще составить фактическому потребителю, тому, кто непосредственно знает, что ему нужно и как это должно выглядеть.
Если удается найти понимание с конечным потребителем товара или услуги и он идет навстречу, жизнь контрактного управляющего немного упрощается.
К сожалению, это бывает не всегда, руководство не любит отвлекать сотрудников, а сами сотрудники всячески уклоняются от рутинной работы по составлению ТЗ.
В таком случае контрактный управляющий или тендерный специалист вынужден делать ТЗ сам.
Для этого нужно настойчиво просить исчерпывающую информацию о товаре (работе, услуге) от инициатора закупки, включая все существенные особенности, сроки, количество или объем поставки.
Настоятельно советую фиксировать эту информацию в письменном виде, на бумаге, в электронной почте и так далее.
На это есть 2 причины:
1) проще делать документацию на закупку с минимумом ошибок;
2) рано или поздно окажется, что какой-то сотрудник забудет о своей заявке, прозевает сроки, ассортимент или какие-либо важные условия и потребуется фактура. Иногда недобросовестные сотрудники в случаях своих ошибок пытаются свалить проблему на контрактного управляющего. Документирование заявок и сохранение переписки может сберечь нервы, кошелек и репутацию.
Также продуктивной работе в большинстве случаев очень помогает разработка и внедрение отдельного регламента взаимодействия работы по закупкам, в которых должны указываться ответственность, распределение обязанностей и формы взаимодействия участников процесса закупки — от конечного потребителя до руководителя организации.
Онлайн-интервью с О.В. Анчишкиной, к.э.н., ведущим научным сотрудником Института экономики РАН, экспертом ООН по публичным закупкам, руководителем проекта «Центр стратегических разработок по развитию контрактной системы»
О профессии специалист по госзакупкам, о ее будущем и перспективах в этой сфере для молодых специалистов мы поговорили с к.э.н., ведущим научным сотрудником Института экономики РАН, экспертом ООН по публичным закупкам, руководителем проекта «Центр стратегических разработок по развитию контрактной системы» О.В. Анчишкиной.
КонсультантПлюс: Ольга Владленовна, вы один из авторов концепции контрактной системы, а именно, федеральных законов №44-ФЗ и №223-ФЗ. По сути, вы стояли у истоков создания новой профессиональной сферы в нашей стране. Давайте разберемся, что же собой представляет данная профессия на сегодняшний день. На ваш взгляд, какое высшее образование предпочтительно для специалиста по госзакупкам — юридическое, экономическое или бухгалтерское?
Специалист по госзакупкам
Ольга Владленовна Анчишкина специалист по госзакупкам: При ответе на вопросы об образовании обратила бы внимание на три самостоятельных аспекта. Поясню по каждому, чтобы обосновать итоговые рекомендации.
Во-первых, рассмотрим, как обстоят дела с образованием специалистов по публичным закупкам (закупкам для государственных и муниципальных нужд по правилам закона № 44-ФЗ).
Для данной группы госслужащих предпочтительно иметь профильное, специальное профессиональное образование — закупщик, снабженец, специалист по логистике, а в международной терминологии — supply chain manager.
Или даже более специализированное образование специалиста по публичным закупкам, а в международной терминологии — contracting officer. Известно, что у нас в стране таких специалистов не готовят.
В большинстве учебных заведений нет даже магистратур по госзакупкам. Образование идет в рамках подготовки специалистов государственного и муниципального управления или иных более общих (по отношению к закупкам) специальностей. Пока российские учебные организации ограничиваются системой дополнительного образования, в рамках которой ведут профессиональную подготовку и переподготовку специалистов контрактных служб, контрактных управляющих и членов закупочных комиссий. В таком случае давайте посмотрим, где именно учились те, кто сейчас работает на руководящих должностях в госзаказе.
Выясним таким образом, какое образование в российских реалиях действительно наилучшим образом формирует базу знаний для специалистов по госзаказу. Так, согласно официальной информации Минфина России, Демидова Т.П., директор департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы, получила юридическое образование.
Окончила Современный гуманитарный институт по специальности юриспруденция, магистратуру Московского государственного института международных отношений (университета) МИД РФ. Дегтев Г.В., руководитель департамента города Москвы по конкурентной политике, окончил Московский энергетический институт. Сачков Д.И., председатель комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга, окончил юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. Гончаров Е. Н., временно исполняющий обязанности руководителя управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области, окончил Воронежский государственный университет (квалификация экономист).
Это лишь несколько примеров, которые показывают, что в существующих правовых условиях и с учетом реальных кадровых лифтов востребованным является юридическое и экономическое образование. Между тем для продвижения по госслужбе в сфере госзаказа не станет преградой и иная квалификация.
Замечу, российская ситуация не является уникальной. Получить профильное образование по публичным закупкам можно далеко не во всех странах даже с развитыми рыночными экономиками.
Страны Европейского союза, в лице закупочного сообщества, поставили перед правительствами и наднациональными органами вопрос об институализации профессии публичного закупщика и соответствующей образовательной подготовке. И хотя развитие систем публичных закупок в направлении последовательной профессионализации идет, Европа пока не завершила данный процесс. Однако есть страны, которые этот вопрос уже решили. К примеру, специалистов по госзакупкам готовят в США, причем высшие учебные заведения этой страны готовят как специалистов по гражданским публичным закупкам, так и по военным закупкам. В сфере подготовки и совершенствования кадров в области госзакупок существуют такие профильные учебные заведения, как Federal Acquisition Institute, The National Institute of Governmental Purchasing, Defense Acquisition University. Выходит специализированное издание — «Government Procurement Journal».
Одновременно имеется признание и, соответственно, приравнивание дипломов гражданских и военных специалистов по закупкам. Это дает возможность переходить из одной сферы в другую, дополнительно сдавая лишь отдельные узкопрофильные дисциплины.
Как выбить деньги и не поссориться с заказчиком
Тонкостей много, но что важно говорить с заказчиками на языке закона. Никто не сможет сделать вам преференций, перечислить предоплату и увеличить необоснованно стоимость контракта. Научится грамотно читать технические задания. Если заказчик так описал товар, значит он действительно это должен получить. Идея, что можно привезти что-то чуть-чуть попроще, поменьше и не того цвета относится к идеям на грани фола. Единственное, что можно предложить заказчику – это поставить товар с улучшенными характеристиками, но это должно быть обосновано. И не каждое госучреждение на это дает свое согласие.
Надо отметить, что последнее время бОльшая часть заказчиков исправно платит согласно контракту. Хотя еще пару лет назад были организации, которые этим грешили. Могу поделиться небольшим лайфхаком. Если так случилось, что Вы поставили товар злостному неплательщику по 44-ФЗ, то и разговоры с курирующим закупку сотрудником и бухгалтерией не заканчиваются успехом, то можно попробовать связаться с контрактным управляющим. До этого найдите других поставщиков этого заказчика, которые также страдают от нерегулярных оплат.
Госзакупки – что это такое?
Коротко – это такая схема, при которой результаты конкретного бизнеса (товары, услуги или другие виды работ) приобретаются государством. Его представляют со стороны покупателя любые учреждения и предприятия – муниципальные или региональные, от совсем небольших до огромных корпораций. В них работает множество сотрудников разного уровня – и все они нуждаются в совершенно типовых товарах или услугах.
Возможно, кому-то из предприятий потребуется разработать и оформить сайт или перезапустить и апгрейдить имеющийся. Интернет тоже нужно поддерживать или прокладывать, то же самое касается телефонии. Иногда возникает надобность в реставрации зданий – и, разумеется, офисные помещения всегда нужно обслуживать. Снабжение сотрудников питьевой водой и горячими обедами, канцтоварами или курьерскими услугами – словом, множество потребностей в любой сфере совершенно в любом регионе страны могут быть интересны бизнесмену.
Сотрудничать с государством очень выгодно и удобно, поскольку бюджеты на конкретный пакет госуслуг обычно просчитаны и заложены изначально, что является серьезной гарантией своевременной и полной оплаты работы подрядчика.
Заказчик-госучреждение изучает все доступные предложения и выбирает исполнителя или поставщика. Тот из бизнесменов, который предложил самые выгодные условия или цены, получает проект контракта. В случае электронного аукциона на изучение проекта договора отводится пять календарных дней.
Если возникает необходимость правок и внесения изменений, стороны должны составить протокол разногласий и выполнить все пункты предписаний, которые будут в него внесены. Стандартно в договор должны быть вписаны полностью все виды услуг или товары, которые служат объектом контракта, сроки исполнения, размер и сроки оплаты и штрафные санкции за нарушение любого из пунктов контракта либо ненадлежащее выполнение.
Если договор всех устраивает, то контракт подписывается электронной подписью с обеих сторон. Это должно произойти в течение максимум 20 дней с момента объявления результатов конкурса по любому из профилей и объемов.
Государственные закупки бывают двух видов:
- Неконкурентные – закупка осуществляется у единственного поставщика без организации конкурса.
- Конкурентные – создается площадка с участием минимум двух конкурирующих исполнителей. Побеждает поставщик, который предлагает наиболее выгодные условия сделки.
Конкурентными способами являются:
- Конкурс – способ определения поставщика, при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта. Виды: открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс.
- Аукцион – способ определения поставщика, при котором победителем признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта. Виды: электронный аукцион, закрытый аукцион.
- Запрос котировок – способ определения поставщика, при котором победителем признается участник, предложивший наиболее низкую цену. При этом начальная цена контракта не должна превышать 500 тыс. руб.
- Запрос предложений – способ определения поставщика, при котором победителем признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услугам.
Закупки могут проводиться в закрытой или открытой формах.
- Открытые закупки. Наиболее популярная форма госзакупок. Информация о закупках и требования к участникам доступна в ЕИС любому желающему. К участию допускаются все исполнители, товары которых отвечают требованиям заказчика. Для поставщиков и документации формируются равные условия.
- Закрытые закупки. Проводятся для военной отрасли и сфер, деятельность которых относится к государственной тайне.
Инструкции, которая приведет вас к гарантированной победе в конкурсах или аукционах, не существует. Однако соблюдение правил участия в госзакупках увеличивает шансы на выигрыш.
- Первые заявки не должны быть высокодоходными.
- Грамотная подача заявки на участие – важный аспект. Первое время можно пользоваться помощью специалистов по заполнению форм. Вносимая информация должна быть актуальной.
- Чаще побеждают исполнители, предлагающие низкую цену. Однако нет смысла работать себе в убыток.
- Заказчики обращают внимание на опыт исполнителя. Старайтесь исполнять действующие контракты в полном объеме и без нарушений.
- Внимательно вычитывайте проект государственного контракта, описывайте все пункты, указанные в запросе.
Они так же, как и конкурсы, бывают открытыми и закрытыми. Исполнитель в данном случае выбирается по принципу «готов выполнить необходимый объем работ за минимальную сумму». Причем понижение ставки осуществляется по заранее установленным параметрам, что регламентируется законодательством. Особенностью закрытых аукционов является максимальная степень конфиденциальности. Таким образом, заказчика защищают от возможного сговора. Особенно следует уделить внимание электронным аукционам. Они проводятся на виртуальных торговых площадках, что были аккредитованы контролирующим органом. В таком случае подать заявку можно только через интернет.
Всё возрастающая популярность мировой сети приводит к тому, что многие страны законодательно обязывают свои институты закупать всё необходимое с помощью именно электронных аукционов. Современные технологии позволяют делать процесс выбора исполнителя для нужд государства предельно честным и снижают риск преступного сговора. К тому же предприниматели, что берут участие в аукционах, могут собственными глазами видеть процедуру выбора. И если будет кто-то обиженный, то что его воздержит от сообщения в полицию и прокуратуру?
Возможные трудности во время участия
Для того чтобы начать зарабатывать на тендере, нужно обратиться к специалисту с огромным опытом работы на таком рынке. Если вы новичок, вы не сможете самостоятельно разобраться в этой сложной процедуре. Поэтому квалифицированный помощник – лучший выход.
Кроме того, очень важно быть в курсе состояния тендерного рынка и хорошо владеть знаниями по поводу своей продукции. Такая информация нужна для правильного составления заявки и оценки вашего товара.
Что касается цены, то она должна быть выгодна для заказчика, но в то же время конкурентной. Однако, и взнос должен быть соответствующим.
Если тендерный аукцион проводится в электронном варианте, нужна электронная подпись. И вообще – все документы должны быть в полном порядке. Иначе вас просто не допустят к конкурсу.
Как выбрать свою сферу
Участвовать в государственных закупках могут предприниматели и организации самых разных отраслей. Система включает покупку товаров для множества учреждений: образовательных, медицинских, военных, административных. Поэтому и спектр необходимых товаров очень широк. Среди самых популярных категорий на госзакупках можно назвать:
- медицинские препараты и изделия;
- продукты питания;
- канцелярские товары, бумага, конверты;
- программное обеспечение;
- разнообразная техника (компьютеры, принтеры, телефоны);
- автомобили и техническое обслуживание;
- типографская печать;
- строительные работы и услуги ремонта;
- услуги доставки и курьеров;
- разработка изменений в генеральные планы, схемы и т.д.
Список востребованных товаров и услуг очень широк. Практически любой предприниматель в силах найти профильную закупку и попытаться заработать таким образом. Разумеется, больших надежд на государственные закупки возлагать не стоит. Это точно не может быть единственным источником прибыли. Но в определённые моменты продавая государству можно неплохо заработать.
Пошаговая инструкция по участию в госзакупках
С чего начать бизнес на государственных закупках? Ниже будет представлена пошаговая инструкция для нескольких моделей работы на портале. Прежде всего следует приготовиться к большому количеству бумаг, разрешений, копий и подтверждений соответствия. Данная система очень бюрократизирована и успешно работать в ней могут только те, кто научился играть по таким правилам.
Чтобы участвовать в конкурсах, аукционах или запросах котировок, у вас уже должен быть работающий бизнес. Государственные заказчики предпочитают не связываться с новичками и найдут формальный повод отказать, если сочтут, что у компании мало опыта.
Затачивать всё предприятие под государственные закупки нет никакого смысла. Достаточно иметь в штате 1-3 сотрудников, которые будут постоянно искать подходящие заявки на портале и готовить документацию к ним. После того, как предприятие выигрывает конкурс, оно выполняет стандартную для себя работу.