Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налогообложение в Узбекистане в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Средняя зарплата в Узбекистане не совсем соответствует уровню цен, что заставляет многих жителей страны ограничивать себя в тратах и экономить. С другой стороны, ситуация в Ташкенте и других городах отличается друг от друга. Если жителям столицы в целом хватает суммы среднего заработка на оплату жилья, продуктов и прочих нужд, и они еще могут себе позволить развлечения, то в регионах доходы и обязательные траты часто почти сопоставимы.
Уровень безработицы и перспективы мигрантов
Согласно официальной статистике, уровень безработицы в государстве составляет 5,2 процента, что, однако, подвергается сомнению среди жителей страны.
Количество мигрантов в соседние Россию и Казахстан увеличивается, что вносит определенный вклад в укрепление экономики Узбекистана (денежными переводами в страну попадает почти 3 миллиарда долларов в год). Правительство активно разрабатывает программы по защите интересов мигрантов для облегчения легализации их деятельности.
Несмотря на рост экономики и укрепление финансового благополучия граждан, Узбекистан остается не самой привлекательной страной для работы как для местных жителей, так и для иностранцев. Уровень средних зарплат не позволяет комфортно жить большинству людей. Даже с учетом всех программ по улучшению благосостояния населения количество трудовых мигрантов растет, и ситуация вряд ли поменяется к лучшему в ближайшее время.
Налоговые ставки в 2021 году: что изменится, а что сохранится
Средняя зарплата в Узбекистане не совсем соответствует уровню цен, что заставляет многих жителей страны ограничивать себя в тратах и экономить. С другой стороны, ситуация в Ташкенте и других городах отличается друг от друга. Если жителям столицы в целом хватает суммы среднего заработка на оплату жилья, продуктов и прочих нужд, и они еще могут себе позволить развлечения, то в регионах доходы и обязательные траты часто почти сопоставимы.
В Ташкенте аренда квартиры в спальных районах начинается от 200 долларов. Поход в магазин с покупкой фруктов, риса, курицы, хлеба и молока обойдется примерно в 15 долларов. Поездка по городу выйдет приблизительно в 2-3 доллара, а за коммунальные услуги (жилплощадь в 80 квадратных метров) придется отдать около 90 долларов. Налоги составят около 15 процентов от зарплаты.
Нахождение в стационаре стоит около 10-20 долларов в сутки (как в платных, так и в бесплатных клиниках). Из развлечений: билет в кино – 1 доллар, поход в кафе – 2 доллара с человека.
Подоходный налог в Узбекистане
Показатель | Значение | Период |
---|---|---|
Ставка подоходного налога | 12 % | 2022 |
Удержания по инициативе нанимателя
Инициатором удержания средств может быть и сам наниматель. Это возможно, если:
- был выплачен аванс в счет заработной платы, а работник решил уволиться;
- произошла ошибка в расчетах при начислении оплаты труда;
В случаях с авансом и ошибкой удержание может быть сделано не позднее одного месяца с того дня, когда был установлен окончательный срок возврата аванса. Или не позднее одного месяца со дня неправильного начисления зарплаты. Данное удержание возможно только, если работник не оспаривает мнение работодателя посредством документальных доказательств. Предоставление доказательств требуется и от нанимателя.
- был выдан аванс на служебную командировку, хозяйственные расходы и прочее, который превысил реальные затраты;
- если увольнение происходит в незавершенный календарный период и есть неотработанные дни трудового отпуска;
- если по вине работника был нанесен ущерб нанимателю;
В случаях удержаний по вине работника может быть два сценария развития событий. Первый – работник может добровольно возместить ущерб в полном объеме или частично. Для этого требуется его заявление, что, по сути, является признанием вины. И в ответ на заявление издается приказ об удержании в счет возмещения нанесенного ущерба. Второй вариант – после обнаружения ущерба, не позднее двух недель с момента обнаружения, от работника требуется письменное объяснение. В эти же сроки издается приказ, с которым должны ознакомить работника. А далее он дает свое согласие на удержание средств, которые могут быть взысканы не ранее, чем через десять дней после уведомления работника.
- если в коллективном договоре закреплены трудовые нормы или план работ, которые не были выполнены по вине работника, а наниматель претерпел ущерб;
- если выданная спецодежда или прочие средства индивидуальной защиты были повреждены работником (это тоже относится к категории “ущерб нанимателю”).
Спецодежда, обувь, средства защиты – это имущество работодателя (если оно не арендуется), и он предоставляет эти средства на безвозмездной основе. При увольнении работник возвращает нанимателю его имущество. Законное удержание на возмещение ущерба нанимателю допустимо только, когда доказано неаккуратное обращение с его имуществом. Осуществляется возмещение только остаточной стоимости имущества, то есть с учетом износа.
Узбекистан не является государством с высоким уровнем безработицы. Среди прочих он занимает только 105 место. По официальным данным, безработным является менее 10 процентов трудоспособных жителей. Большая часть из них это молодёжь, большой процент также составляют женщины.
Активную и успешную работу ведут биржи труда. Практически каждый, кто обращается сюда за помощью в трудоустройстве, в итоге получает рабочее место. В Узбекистане достаточное количество вакантных должностей, чаще всего люди недовольны именно уровнем оплаты труда и предпочитают отправляться на заработки за границу.
Органы власти активно помогают тем, кто желает развивать собственное дело, индивидуальным предпринимателям, фермерам, другим представителям частного сектора экономики. Для этого из бюджета выделяются существенные средства.
Уровень зарплат по регионам
Для того чтобы понять какой из городов наиболее выгоден для трудоустройства и проживания, нужно рассматривать ситуацию комплексно. В таблице показан оклад среднестатистического менеджера:
Город | СЗП, $ | СЗП, ₽ | Особенности |
Ташкент | 220 | 14000 | Стоимость проживания и питания соответствует уровню заработных плат. |
Андижан | 180 | 11470 | Завышены цены на продукты питания, доходы едва покрывают расходы. |
Шават | 230 | 14650 | Дорогие продукты и питания и стоимость жилья. |
Самарканд | 210 | 13380 | Жилье дешевле, чем в других регионах, продукты дорогие. |
Бухара | 180 | 11470 | Купить квартиру в этом городе невозможно в силу ее высокой стоимости, недвижимость передается по наследству. Цены на продукты питания умеренные. |
Ургенч | 125 | 7960 | Уровень жизни на низком уровне. Расходы превышают доход на душу населения. |
При расчете затрат на проживание не учтены увлечения и вредные привычки индивидуума. Например, если брать в расчет двухразовое посещение спортивного зала или бассейна, заработной платы не хватит ни в одном из вышеперечисленных регионов, а они считаются высокооплачиваемыми.
Какой город в Узбекистане наиболее развит для хорошей жизни?
В Узбекистане есть города более и менее богатые. Рассмотрим, какой город можно считать самым приспособленным для хорошей жизни, учитывая уровень заработка самых больших городов государства, среди которых:
- Ташкент – столица Узбекистана. Цены в Ташкенте умеренные, что позволяет жителям города укладываться в среднюю зарплату, которая составляет около 200 долл. в месяц.
- Андижан – средний заработок у жителей этого города составляет приблизительно 180 долл. Жители этого города едва укладываются в данную сумму, ведь цены в Андижане намного больше, чем в Ташкенте.
- Шават – жители этого города получают среднюю заработную плату до 230 долл. Но их не всегда хватает, ведь цены здесь также высокие.
- Самарканд – в среднем заработная плата у жителей этого города составляет 210 долл. ежемесячно. Основные затраты приходятся на еду, которая здесь дорогая. Но стоимость жилья в этом городе намного меньше, чем в других больших городах Узбекистана и составляет 500-550 долл.
- Бухара – средняя зарплата в этом городе редко превосходит 180 долл., при высоком уровне цен, жители города часто не могут позволить купить себе собственное жилье. Молодые семьи в Бухаре вынуждены арендовать жилье. Квартиры в собственность обычно передаются по наследству или дарятся.
- Ургенч. Здесь средняя зарплата находится на уровне 123 долл., что намного меньше других больших городов. При этом продукты питания и жилье в городе достаточно дорогие, из-за этого жителям города приходится сильно экономить.
Что такое БРВ в Узбекистане и его размер
Базовая расчетная величина (БРВ) применяется при определении размеров налогов, сборов, штрафов, государственных пошлин и других платежей за предоставляемые государственные услуги, а также стоимости патента, лицензии и других платежей для занятия определенным видом предпринимательской деятельности, размера уставных и других фондов (капитала) организаций, стоимости оплачиваемых не денежными средствами акций, иных ценных бумаг, балансовой стоимости активов юридических лиц, предельного размера микрокредитов и лизинга, а также других финансово-экономических показателей.
С 1 сентября 2019 г. базовая расчетная величина (БРВ) определяет размеров налогов, сборов, штрафов, пошлин и других платежей.
- С 01.06.2022 года размер БРВ в Узбекистане составит 238 610 сум в месяц
- С 01.09.2021 до 30.04.2022 года размер БРВ в Узбекистане был равен 238 610 сум в месяц
- С 01.02.2021 до 31.08.2021 года размер БРВ в Узбекистане был равен 238 610 сум в месяц
Налоги и платежи с заработной платы в Узбекистане на 2019 год
Сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая уплате в бюджет, определяется за вычетом суммы отчислений на ИНПС. Отчисления на ИНПС в 2019 году составляют 0,1 процент от совокупного дохода сотрудника облагаемого НДФЛ.
Уплата налогов с заработной платы сотрудников в Узбекистане является обязанностью их работодателей. Работодатели выступают в качестве налоговых агентов своих сотрудников, поэтому они должны правильно рассчитать и своевременно уплатить отчисления из зарплаты работников.
Оклад сотрудника – 2 500 000 сумов. Льгот по налогу на доходы физических лиц у него не имеется. Так как работник является резидентом нашей страны, подоходный налог с его заработной платы составит 12%.
Шаг 1. Определяем доходы сотрудника.
Облагаемый доход составляет 2 500 000 сумов.
Шаг 2. Производим обложение налогом заработной платы.
Планы правительства по повышению зарплат
Власти осведомлены в том, что более 70% населения страдает от низкого уровня жизни и невозможности обеспечить даже самые важные нужды. В 2021 году вступил в силу закон о повышении оплаты труда граждан на 7% от установленного размера.
Не остались без внимания пенсионеры и безработные. Пожилые узбеки будут получать помощь от государства в размере $43 каждый месяц, а выпускники вузов на момент поиска работы могут рассчитывать на финансовую поддержку в размере $26.
Уровень жизни Республики Узбекистан оставляет желать лучшего. Целеустремленные жители страны вынуждены покидать родину в поисках достойной работы и высокой оплаты труда. Узбеки, ведущие личные подсобные хозяйства, пополняют семейный бюджет прибылью, полученной от торговли на рынках.
Мужское население выходит из трудного положения, подрабатывая таксистами или уезжая на сезонные работы в другие страны. Из этого следует вывод, что Узбекистан – страна, подходящая для туризма, но не улучшения финансового состояния. Трудоустроиться сразу на высокооплачиваемую должность можно здесь только при наличии рекомендации или в результате перевода из иностранной компании с правом на сохранение прежней зарплаты.
Налоги и прочие выплаты с заработной платы в Узбекистане
Как и в любой стране, в Узбекистане имеются налоги и социальные выплаты, которые принято исчислять с заработной платы граждан. В стране представлено порядка 20 различных налогов, которые ежегодно укрепляют экономическую ситуацию в стране.
Так, среди обязательных налогов в Узбекистане выделяют налог на доходы физических лиц, взносы на индивидуальный накопительный пенсионный счет, обязательная выплата во внебюджетные фонды и прочее. Величина процентной ставки по налогам различна. Обычно она зависит от размера заработной платы граждан. К примеру, если вы получаете до 172 000 сум, то величина НДФЛ будет нулевой, а в случае, если доход в месяц составляет 1 700 000 сум, то придется заплатить 22,5%. Иными словами, процентные ставки по НДФЛ бывают нулевыми, 7,5%, 16,5% и максимальные 22,5%.
Какой город в Узбекистане наиболее развит для хорошей жизни?
В Узбекистане есть города более и менее богатые. Рассмотрим, какой город можно считать самым приспособленным для хорошей жизни, учитывая уровень заработка самых больших городов государства, среди которых:
- Ташкент – столица Узбекистана. Цены в Ташкенте умеренные, что позволяет жителям города укладываться в среднюю зарплату, которая составляет около 200 долл. в месяц.
- Андижан – средний заработок у жителей этого города составляет приблизительно 180 долл. Жители этого города едва укладываются в данную сумму, ведь цены в Андижане намного больше, чем в Ташкенте.
- Шават – жители этого города получают среднюю заработную плату до 230 долл. Но их не всегда хватает, ведь цены здесь также высокие.
- Самарканд – в среднем заработная плата у жителей этого города составляет 210 долл. ежемесячно. Основные затраты приходятся на еду, которая здесь дорогая. Но стоимость жилья в этом городе намного меньше, чем в других больших городах Узбекистана и составляет 500-550 долл.
- Бухара – средняя зарплата в этом городе редко превосходит 180 долл., при высоком уровне цен, жители города часто не могут позволить купить себе собственное жилье. Молодые семьи в Бухаре вынуждены арендовать жилье. Квартиры в собственность обычно передаются по наследству или дарятся.
- Ургенч. Здесь средняя зарплата находится на уровне 123 долл., что намного меньше других больших городов. При этом продукты питания и жилье в городе достаточно дорогие, из-за этого жителям города приходится сильно экономить.
Исходя из уровня дохода перечисленных городов, можно сказать, что средний заработок в Узбекистане неплохой, но, чтобы позволить себе больше роскоши, придется работать на нескольких работах либо стараться трудоустроиться в одну из больших корпораций.
Налоговая система Узбекистана
В Узбекистане есть около 20 видов налогов, которые укрепляют финансовое благополучие страны. С доходов жителей удерживаются такие налоги:
- НДФЛ;
- взносы на ИНПС (индивидуальны накопительный пенсионный счет);
- обязательные страховые взносы во внебюджетный ПФ.
Налог на доход удерживается с общего официального дохода. В государстве есть 4 ставки подоходного налога:
- 0 % — нулевая;
- 7,5 % — минимальная;
- 16,5 % — средняя;
- 22,5 % — максимальная.
К ряду социальных взносов относятся удержания на ИНПС, которые составляют 2 % от официально заработной платы работника за вычетом минимальной суммы, которая не облагается НДФЛ (172 240 сум). Страховые взносы во внебюджетный ПФ составляют 8 % от официального заработка работника.
Налогами не облагаются:
- денежные средства, потраченные на ипотеку;
- суммы материальной поддержки;
- доход, полученный от реализации частной собственности;
- выходное пособие;
- стипендии;
- пенсионные выплаты;
- государственные компенсации;
- деньги, полученные за участие в донорской программе.
Уровень зарплат по регионам
Для того чтобы понять какой из городов наиболее выгоден для трудоустройства и проживания, нужно рассматривать ситуацию комплексно. В таблице показан оклад среднестатистического менеджера:
Город | СЗП, $ | СЗП, ₽ | Особенности |
Ташкент | 220 | 14000 | Стоимость проживания и питания соответствует уровню заработных плат. |
Андижан | 180 | 11470 | Завышены цены на продукты питания, доходы едва покрывают расходы. |
Шават | 230 | 14650 | Дорогие продукты и питания и стоимость жилья. |
Самарканд | 210 | 13380 | Жилье дешевле, чем в других регионах, продукты дорогие. |
Бухара | 180 | 11470 | Купить квартиру в этом городе невозможно в силу ее высокой стоимости, недвижимость передается по наследству. Цены на продукты питания умеренные. |
Ургенч | 125 | 7960 | Уровень жизни на низком уровне. Расходы превышают доход на душу населения. |
При расчете затрат на проживание не учтены увлечения и вредные привычки индивидуума. Например, если брать в расчет двухразовое посещение спортивного зала или бассейна, заработной платы не хватит ни в одном из вышеперечисленных регионов, а они считаются высокооплачиваемыми.
Соотношение зарплаты и расходов на жизнь
Средняя зарплата в Узбекистане не совсем соответствует уровню цен, что заставляет многих жителей страны ограничивать себя в тратах и экономить. С другой стороны, ситуация в Ташкенте и других городах отличается друг от друга. Если жителям столицы в целом хватает суммы среднего заработка на оплату жилья, продуктов и прочих нужд, и они еще могут себе позволить развлечения, то в регионах доходы и обязательные траты часто почти сопоставимы.
В Ташкенте аренда квартиры в спальных районах начинается от 200 долларов . Поход в магазин с покупкой фруктов, риса, курицы, хлеба и молока обойдется примерно в 15 долларов . Поездка по городу выйдет приблизительно в 2-3 доллара , а за коммунальные услуги (жилплощадь в 80 квадратных метров) придется отдать около 90 долларов. Налоги составят около 15 процентов от зарплаты.
Нахождение в стационаре стоит около 10-20 долларов в сутки (как в платных, так и в бесплатных клиниках). Из развлечений: билет в кино – 1 доллар, поход в кафе – 2 доллара с человека.
Доходы узбекистанцев к 2030 году превысят средний мировой уровень
Главной целевой задачей Узбекистана является вхождение в число демократически развитых стран с устойчиво развивающейся многоотраслевой экономикой, высоким уровнем и качеством жизни населения. Об этом на Саммите ООН по устойчивому развитию в Нью-Йорке 25 сентября заявил министр иностранных дел страны Абдулазиз Камилов.
«Основным ориентиром для нас явится вхождение Узбекистана к 2030 году в число государств с уровнем дохода выше среднего мирового показателя», — отметил министр.
«Особое значение придается созданию достойных условий жизни сельского населения, стиранию грани между городом и селом в доступе к жилищным и коммунальным услугам, услугам социальной и рыночной инфраструктуры», — сообщил Абдулазиз Камилов.
По его словам, в стране будет продолжена реализация уникальной комплексной программы по строительству комфортабельного индивидуального сельского жилья.
«Строительство такого жилья, помимо качественного улучшения жилищных условий, оказывает огромное влияние на коренное изменение уклада жизни, мировоззрения сельского населения, снижение разрыва между городским и сельским образом жизни», — подчеркнул руководитель внешнеполитического ведомства Узбекистана.
«Республика Узбекистан поддерживает выдвинутую Генеральным секретарем ООН новую повестку дня будущего человечества — Цели устойчивого развития, рассчитанную на 2016-2030 года, что должно стать логическим и закономерным продолжением завершающейся Программы Целей развития тысячелетия 2000-2015 года», — отметил на саммите Абдулазиз Камилов.
Говоря о шагах, сделанных страной на пути достижения целей, заложенных в Декларации тысячелетия, министр отметил, что «Узбекистан, несмотря на огромные вызовы и испытания, некогда одна из самых отсталых по потенциалу и бедности республик с однобоко развитой экономикой, превратился в устойчиво и стабильно развивающуюся страну с современной многоотраслевой экономикой, обеспечивающей кардинальный рост благосостояния и качества жизни населения, уверенное продвижение по пути демократического обновления и модернизации».
«За годы независимого развития, т. е. за 24 года, экономика Узбекистана выросла более чем в 5,5 раза, реальные доходы населения — в 9 раз. Средняя продолжительность жизни населения выросла с 67 до 73 лет, женщин — до 75 лет.
На социальное развитие населения направляется около 60% государственного бюджета, в том числе на образование 10-12% ВВП, доля этой статьи расходов в расходах госбюджета составляет 35%.
Это особенно важно, если учесть, что свыше 60 процентов населения страны составляет молодежь в возрасте до 30 лет», — рассказал глава МИДа.
«Масштабные реформы в сфере здравоохранения позволили достичь еще в 2009 году предусмотренное в Целях развития тысячелетия снижение на треть уровня смерти детей в возрасте до 5 лет, а снижение материнской смертности на одну треть было достигнуто в 2013 году.
С 2009 года обеспечено снижение уровня распространения ВИЧ/СПИД. Показатели заболеваемости туберкулезом сократились по сравнению с пиковым 2002 годом в 1,6 раза.
Начиная с 2013 года в стране не было зарегистрировано ни одного нового случая малярии», — сообщил Абдулазиз Камилов.
Принятые в республике меры в сфере повышения экологической устойчивости позволили сократить объем выбросов загрязняющих веществ на душу населения с 95 кг в 2000 году до 61 кг в 2015 году. Энергоемкость ВВП за последние 15 лет удалось снизить более чем в два раза.
«Существенно изменилось положение дел с гендерным равенством. Около 50% общего числа занятых в экономике составляют женщины», — добавил министр иностранных дел.
Он подчеркнул, что принятая в Узбекистане в начале года Программа углубления реформирования, структурных преобразований и модернизации экономики, расширение масштабов частной собственности и предпринимательства, рассчитанная на 2016-2020 годы, будет прекрасной базой для достижения программных задач Целей устойчивого развития, которые будут приняты на Саммите ООН.
Что изменится в налогообложении в 2021 году
Сохраняется порядок исчисления и уплаты акцизного налога.
Ставки акцизного налога устанавливаются Налоговым кодексом (статьи 289−1 — 289−3). При этом при исчислении акцизного налога при ввозе, до утверждения соответствующего решения Кабинета министров применяются коды ТН ВЭД, действующие в соответствии с постановлением президента от 29 июня 2018 года (ПП-3818).
При отсутствии в статьях 289−1 — 289−3 товарной позиции соответственно акцизный налог на отсутствующие товарные позиции не начисляется.
Отменен акцизный налог по 73 позициям, в том числе на электротехническую продукцию (холодильники, кондиционеры, стиральные машины), тракторы и полуприцепы, пищевую продукцию (маргарин, кондитерские и другие изделия)
При использовании ввезенных (импортированных) подакцизных товаров, реализуемых конечному потребителю (бензин, дизтопливо, сжиженный и сжатый газ) для собственных нужд, налогоплательщиками являются лица, осуществившие ввоз этих товаров для собственных нужд.
Не являются объектом налогообложения натуральные вина (за исключением бутилированных), реализуемые производителями в дегустационных зонах (местах), организованных по туристским маршрутам.
Сохраняется порядок исчисления и уплаты налога на прибыль, а также налоговые ставки, действовавшие в 2020 году.
С 1 января имущество, полученное или приобретенное (созданное) за счет средств, поступивших в соответствии с пунктами 8, 9, 14, 15 и 17 статьи 304 Налогового кодекса, а также полученное или приобретенное (созданное) за счет средств, высвобожденных в результате предоставленных налоговых и таможенных льгот, не признаются амортизируемыми активами и не подлежат амортизации.
Стоимость амортизируемого актива относится к расходам через амортизационные отчисления, начисляемые от первоначальной стоимости без учета их переоценок.
Стоимость амортизируемых активов, с учетом ранее проведенной переоценки, имеющаяся у налогоплательщика по данным бухгалтерского учета по состоянию на 1 января 2021 года, в целях налогообложения является первоначальной стоимостью.
С 1 января при проведении налогоплательщиком в последующих отчетных (налоговых) периодах переоценки стоимости амортизируемых активов результат такой переоценки в целях налогообложения при начислении амортизационных отчислений не учитывается.
Сохраняется исчисление авансовых платежей налоговыми органами на основе предыдущего отчетного периода.
Вместе с тем налогоплательщик вправе представить в налоговые органы справку о сумме авансовых платежей до 10 числа первого месяца следующего квартала, исходя из ожидаемой суммы прибыли в текущем квартале. Ранее эта норма была предусмотрена в указе президента от 3 апреля 2020 года (УП-5978).
Сохраняется порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц, а также налоговая ставка в размере 12%.
Для налогоплательщиков, уплачивающих налог в фиксированных размерах, предусматривается следующее:
- налоговые ставки устанавливаются Налоговым кодексом. При этом сохраняется размер налоговых ставок, действовавших в 2020 году;
- в Налоговый кодекс переносятся отдельные нормы, связанные с применением этих налоговых ставок, которые были предусмотрены в законе о госбюджете на 2020 год.
- доходы физических лиц от сдачи имущества в аренду облагаются налогом по ставке 12%. Минимальные ставки арендной платы для физических лиц, сдающих имущество в аренду в целях налогообложения, установлены в приложении №8 к закону о госбюджете на 2021 год. Например, для Ташкента минимальная ставка установлена в размере 14 тысяч сумов за 1 кв. м общей площади жилого помещения.
- за кенгашами народных депутатов районов и городов сохраняется право устанавливать понижающие или повышающие коэффициенты от 0,7 до 1,3 к суммам налога в фиксированных размерах для индивидуальных предпринимателей (ИП) в зависимости от специфики места осуществления деятельности ИП, а также сезонности осуществляемых видов деятельности.
Налог с физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с индивидуальным предпринимателем, исчисляется и удерживается налоговыми агентами — ИП — у источника выплаты, при выплате дохода налогоплательщику.
Сохраняется порядок исчисления и уплаты налога с оборота.
Дополняется перечень лиц, на которых не распространяется налог с оборота, с учетом введения уплаты НДС в обязательном порядке для отдельной категории плательщиков. Следующие лица не вправе применять налог с оборота:
- стационарные торговые точки по розничной реализации алкогольной продукции, включая пиво;
- рынки и торговые комплексы.
Налоговая ставка для лиц, осуществляющих риэлторскую деятельность, снижается с 25% до 13%.
Для остальных категорий налогоплательщиков сохраняются налоговые ставки, действовавшие в 2020 году.
Сохраняется порядок исчисления и уплаты налога на имущество юридических и физических лиц, а также базовая налоговая ставка для юридических лиц в размере 2%.
Продолжается поэтапное доведение пониженной налоговой ставки для юридических лиц до базовой путем увеличения пониженной налоговой ставки, установленной в отношении объектов, предусмотренных в части 4 статьи 415 Налогового кодекса, с 0,2% до 0,4%. Пониженная налоговая ставка для юридических лиц была введена с 1 января 2020 года в отношении объектов, по которым ранее были предоставлены налоговые льготы.
Для физических лиц проиндексированы налоговые ставки, действовавшие в 2020 году, в 1,15 раза. Это обусловлено тем, что для физлиц сохраняется размер кадастровой стоимости объектов налогообложения (налоговая база), определенный органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в 2018 году.
При этом в 2021 году для физлиц сумма налога, исчисленная на основании кадастровой стоимости, определенной в 2018 году, не может превышать сумму налога, начисленного за 2020 год, более чем на 30%.
Отменяется налоговая льгота, в части санаторно-курортных объектов, расположенных в туристских зонах.
При этом Жокаргы Кенесу Каракалпакстана и кенгашам народных депутатов областей предоставлено право устанавливать пониженную налоговую ставку либо освобождение от уплаты налога на имущество в отношении земельных участков, занятых отдельными санаторно-курортными объектами, расположенными в туристских зонах.
Включается в объект налогообложения по налогу на имущество физлиц машино-место, неразрывно связанное с многоквартирным домом. Данный объект облагается налогом по налоговой ставке в размере 0,23% к налоговой базе. Подробнее.
Сохраняется порядок исчисления и уплаты земельного налога с юридических и физических лиц, а также налоговая ставка, установленная по землям сельскохозяйственного назначения, в размере 0,95% к нормативной стоимости сельхозугодий.
При этом для плодоовощеводческих сельскохозяйственных предприятий за земли, занятые плодоовощеводческой продукцией, а также для дехканских хозяйств отменяется порядок исчисления налога исходя из базовой налоговой ставки земельного налога на орошаемые и неорошаемые сельскохозяйственные угодья и поправочного коэффициента, учитывающего качественную характеристику земельного участка (балл бонитета).
Данная категория налогоплательщиков переводится на уплату налога исходя из нормативной стоимости сельскохозугодий, с установлением ставки земельного налога как для земель сельскохозяйственного назначения.
Исчисление налога по землям сельскохозназначения, предоставленным для ведения дехканского хозяйства, производится налоговыми органами по месту расположения земельного участка на основании данных органа, определяющего нормативную стоимость сельскохозяйственных угодий, за вычетом земельных участков сельскохозяйственного назначения, не подлежащих налогообложению.
К приусадебным земельным участкам, предоставленным физическим лицам для индивидуального жилищного строительства и благоустройства жилого дома, применяется налоговая ставка, установленная для земельных участков, занятых под индивидуальное жилищное строительство.
Налоговым кодексом устанавливаются базовые налоговые ставки за земли несельскохозяйственного назначения (в абсолютной величине) для юридических и физических лиц, в разрезе регионов страны.
Конкретный размер налоговых ставок за земли несельскохозяйственного назначения определяется в следующем порядке:
- Жокаргы Кенес Каракалпакстана и кенгаши народных депутатов областей устанавливают налоговые ставки за земли несельскохозяйственного назначения в разрезе районов и городов в зависимости от их экономического развития на основании базовых налоговых ставок, установленных в Налоговом кодексе, с применением понижающих и повышающих коэффициентов от 0,5 до 2;
- кенгаши районов и городов вводят понижающие и повышающие коэффициенты от 0,7 до 3 к налоговым ставкам, установленным Жокаргы Кенесом и кенгашами областей, а для Ташкента — к базовым налоговым ставкам, установленным в Налоговом кодексе, в разрезе квартала, массива, махалли, улицы, расположенных на их территории.
При этом кенгаши районов и городов имеют право устанавливать повышенные до 3-кратного размера ставки земельного налога в отношении отдельных земельных участков, а также земельных участков, находящихся в пользовании физических лиц площадью более 1 га, расположенных в туристских зонах.
Налоговые ставки на 2021 год кенгаши районов и городов представляют до 31 декабря 2020 года в налоговые органы по месту нахождения земельного участка несельскохозяйственного назначения.
Налоговые органы по месту нахождения земельного участка в течение 5 дней обязаны довести до сведения налогоплательщиков эти налоговые ставки для исчисления земельного налога с юридических лиц за земли несельскохозяйственного назначения.
При этом, юридические лица налоговую отчетность по землям несельскохозяйственного назначения за 2021 год представляют в налоговые органы до 10 января 2021 года.
В 2021 году сумма налога, взимаемого с физических лиц (за исключением индивидуальных предпринимателей), не должна превышать сумму налога, начисленного в 2020 году, более чем на 30%.
В Налоговый кодекс переносятся также отдельные нормы, связанные с применением налоговых ставок, которые были предусмотрены в законе о госбюджете на 2020 год.
Продолжается поэтапное доведение пониженной налоговой ставки до базовой путем увеличения понижающего коэффициента, применяемого к налоговым ставкам для юридических лиц в отношении земельных участков, занятых отдельными объектами, предусмотренными в статье 429 Налогового кодекса, с 0,1 до 0,25. Понижающий коэффициент к ставкам земельного налога был введен с 1 января 2020 года, в отношении объектов, по которым ранее были предоставлены налоговые льготы.
Исключается из объекта налогообложения земельным налогом с юрлиц земельные участки, отведенные для хранения всех видов отходов и их утилизации.
Отменяется налоговая льгота для юридических лиц в части земель, занятых:
- санаторно-курортными объектами, расположенными в туристских зонах;
- местами отдыха и оздоровления матерей, домами отдыха.
При этом Жокаргы Кенесу и кенгашам областей предоставлено право устанавливать пониженную налоговую ставку либо освобождение от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, занятых отдельными санаторно-курортными объектами, расположенными в туристских зонах.
Расширяется налоговая льгота по внедрению водосберегающих технологий за счет включения в нее других видов водосберегающих технологий. До 1 января 2021 года налоговой льготой могли воспользоваться только те налогоплательщики, которые использовали систему капельного орошения.
С 1 января 2021 года от уплаты налога освобождаются также земли, на которых внедрены другие виды водосберегающих технологий орошения (дождевальное, дискретное и другое (включая капельное), — сроком на пять лет с начала месяца, в котором внедрена водосберегающая технология орошения. Данная льгота предоставляется на основании заключения уполномоченного органа в области водопользования и водопотребления.