Что нужно знать про ВЭД в 2022 году?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что нужно знать про ВЭД в 2022 году?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Когда договор или платёж с нерезидентом подпадает под требования, о которых мы писали выше, в дело вступает валютный контроль. Это особое подразделение банка, с которым нужно находиться на связи и отслеживать каждый контракт и каждый валютный платёж.

Банки под санкциями и #КнопкаПомогает

Как вы уже поняли, эти полгода были не из простых. Кнопка, как и во время изоляции двухлетней давности, старалась давать максимум поддержки и писала о важных для бизнеса новостях в Телеграме, а для клиентов делала рассылки, чтобы точечно сообщить об изменениях и помочь с поиском решения. В это время за кулисами команда валюты проворачивала колоссальную работу.

1. В марте, когда ввели указ об обязательной продаже части валютной выручки, ребята проанализировали, нужно ли продавать что-то нашим клиентам, и если надо, то сколько. И написали им об этом раньше банков, в которых они обслуживались.

2. С распространением санкций банки начали отказывать в валютных переводах. Тогда команда оперативно подхватила задачи по подбору новых банков и открытию в них счетов.

3. Сразу после открытия курировала перенос ВЭД: готовила дополнительные соглашения, снимала контракты с учёта и снова их ставила.

4. Отслеживала новости всех банков и в моменте консультировала о возможностях перевода валюты.

5. Научилась работать по схеме двух банков: когда контракт клиента находится в одном банке, а оплаты он проводит через другой.

Кто осуществляет валютный контроль в Российской Федерации

Согласно положениям ч. 1 ст. 22 173-РФ валютный контроль осуществляют:

  • Правительство РФ;
  • органы валютного контроля;
  • агенты валютного контроля.

Органами валютного контроля в РФ являются (ч. 2 ст. 22):

  • Банк России;
  • подразделения валютного контроля таможни;
  • подразделения валютного контроля налоговой службы.

Ч. 3 ст. 22 определяет уполномоченные банки как агенты валютного контроля, также в их число включены профессиональные участники рынка ценных бумаг и государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ».

В соответствии с положениями ч. 6 ст. 22:

  • Правительство РФ координирует деятельность органов налогового контроля таможни и налоговой службы, а также их взаимодействие с Банком России (ч. 6 ст. 22);
  • Банк России взаимодействует с другими органами валютного контроля, координирует взаимодействие агентов валютного контроля с органами валютного контроля при обмене информацией.

Функции органов валютного контроля:

  • в функции Банка России при осуществлении валютного контроля входит контроль за осуществлением валютных операций кредитными и некредитными финансовыми организациями (ч. 4 ст. 22);
  • органы и агенты валютного контроля осуществляют контроль за валютными операциями других субъектов, резидентов и нерезидентов РФ (ч. 5 ст. 22).

Документы для валютного контроля

О том, какие нужны документы для валютного контроля, говорится в Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И. В ней прописан порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при проведении валютных операций. Рассмотрим этот вопрос на примере экспортных контрактов и приведём выдержки из Инструкции, касающиеся предоставления документов для постановки на учёт (регистрация) договора в банке и иных действий:

  • резидент-экспортёр представляет в банк сведения об экспортном контракте, необходимые для постановки его на учёт по форме банка либо сам экспортный контракт (выписку из экспортного контракта, содержащую информацию, необходимую банку для постановки контракта на учёт и осуществления валютного контроля), и иную информацию, необходимую для формирования банком раздела I ведомости банковского контроля (п. 5.3);
  • в первом варианте резидент должен указать вид экспортного контракта, его дату и номер (при наличии), валюту и сумму контракта для валютного контроля, дату исполнения обязательств по контракту, реквизиты нерезидента, являющегося стороной контракта – наименование, страна (п. 5.4).
  • при исполнении (прекращении) обязательств, изменении суммы обязательств по контракту резидент должен предоставить в банк справку о подтверждающих документах (СПД, приложением 6 к Инструкции) и документы, подтверждающие исполнение (прекращение) обязательств, изменение суммы обязательств (п. 8.1);
  • при внесении изменений (дополнений) в контракт, а также при изменении иных сведений, содержащихся в разделе I ведомости банковского контроля, резидент должен направить в банк заявление о внесении изменений и предоставить подтверждающие документы (пп. 7.1-7.3).

КАК ПРАВИЛЬНО УКАЗЫВАТЬ СРОКИ РЕПАТРИАЦИИ ВАЛЮТНОЙ ВЫРУЧКИ ИЛИ СРОК ВОЗВРАТА АВАНСОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

Импорт

При переводе валюты в качестве предоплаты за товар по импортным договорам, поставленным на учет, банк должен указать срок репатриации. В этом случае сроком репатриации будет срок возврата аванса в случае непоставки товара. Срок возврата аванса будет являться крайним сроком, когда можно получить товар или получить назад предоплату без нарушений.

Срок может быть четко прописан в условиях договора. Например: «срок возврата аванса 180 дней с момента платежа». В этом случае банк поставит эту дату, если вы сами не предоставите расчет срока в банк. Как говорил ранее, рассчитать срок вы всегда можете самостоятельно, но опираясь на условия договора. Поэтому в указанном примере, можно добавить срок банковского перевода, особенно если платеж идет через несколько банков-корреспондентов, рассчитав срок репатриации как 190 дней.

Срок может быть четко не определен. Например: «в случае непоставки товара в срок, поставщик возвращает авансовый платеж в течение 10 дней с момента получения требования о возврате». В этом случае вы можете сами рассчитать срок возврата аванса и сообщить об этом в банк при проведении платежа. При этом вы можете указать любой срок, ограничиваясь сроком действия договора.

Экспорт

Срок репатриации при экспорте указывается в СПД (справка о подтверждающих документах).

Если вы отправляете товар и еще не получили полную оплату за него, то есть, вам заплатят после поставки, или вам внесли частичную предоплату и часть денег вы ждете после поставки товара, в этих случаях вы подаете справку о подтверждающих документах и в ней указываете ожидаемый срок. Этот срок и будет крайним сроком, не позднее которого вы должны получить указанную в справке сумму (либо получить обратно свой товар).

Обратите внимание, СПД на таможенные декларации подается только если не было полной предоплаты за отгружаемый товар (при экспорте), и если была предоплата за ввозимый товар (при импорте).

То есть:

Экспорт – вы получили полную предоплату за товар. СПД на таможенную декларацию делать не нужно. Если предоплата неполная или ее не было, то нужно сделать СПД.

Читайте также:  В Бурятии изменились требования к присвоению звания «Ветеран труда»

Импорт – вы не перечисляли предоплату, оплачивать товар будете после поставки. СПД на таможенные декларации делать не нужно. Если вносили хотя бы часть предоплаты, нужно сделать СПД.

Это относится только поставкам за пределы таможенной территории ЕАЭС. По поставкам в пределах ЕАЭС (Казахстан, Беларусь, Армения и Киргизия) без оформления таможенных деклараций, СПД подается во всех случаях.

Система выявления сомнительных валютных операций заработает в 2022 году

Ключевая инициатива Правительства — это введение механизма сомнительных валютных операций и внедрение риск-ориентированного подхода к контролю за такими операциями. Этот механизм призван в будущем заменить традиционную систему валютного контроля в российских банках и ослабить государственный контроль за валютными правонарушениями. Еще в 2018 году Минфин предлагал ввести в Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — 173-ФЗ) понятие «сомнительной валютной операции». Напомним, что к признакам сомнительных операций (Положение ЦБ РФ от 02.03.2012 N 375-П), относятся, в частности, запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или законной цели, излишняя озабоченность клиента вопросами конфиденциальности, необоснованная поспешность в проведении операции, внесение изменений в сделку непосредственно перед началом ее реализации и т. д.

При выявлении сомнительной валютной операции предлагалось разрешить ЦБ РФ приостановить операцию и обязать передавать соответствующие сведения в контролирующие органы. В списке ведомств, которые должны были заниматься контролем и обработкой сведений о сомнительных валютных операциях, значились ФНС, ФТС, Росфинмониторинг, МВД, Генпрокуратура, СК, ФСБ и уполномоченные банки.

Сейчас та же инициатива, но уже с другим набором вводных, содержится в Плане по восстановлению экономики. Здесь механизм «сомнительных валютных операций» объясняется введением риск-ориентированного подхода к валютному контролю. Это подход, по словам Силуанова, даст возможность отойти от практики тотального контроля за участниками ВЭД.

Механизм работы системы выявления сомнительных валютных операций

Как предположительно будет работать система выявления сомнительных валютных операций? Разработанный законопроект на данный момент не опубликован, его представление в Государственную Думу запланировано на июль 2021 года, а принятие – на февраль 2022 года.

Предполагается, что риск-ориентированный подход может быть реализован в двух сценариях. В текущей редакции статьи 23 173-ФЗ, органы валютного контроля (банки) представляют в органы валютного контроля сведения обо всех валютных операциях клиентов, проводимых с их участием. Одним из возможных сценариев является изменение данной нормы в части объема сведений, передаваемых органам валютного контроля.

  • первый сценарий

Согласно первому возможному сценарию, банки будут передавать сведения в ведомства только в отношении выявленных сомнительных валютных операций. Это позволит существенно снизить нагрузку на работу контролирующих органов и инициировать валютные проверки более точечно.

  • второй сценарий

Кто осуществляет валютный контроль?

Регулирование в этой области осуществляют:

  1. Органы валютного контроля: Центральный банк РФ и Правительство РФ.
    ЦБ РФ осуществляет свои контрольные обязанности непосредственно, а Правительство – наделяет соответствующими полномочиями государственные органы. На сегодня это – налоговая и таможенная службы. Органы валютного контроля (ОВК) не только занимаются проверками, но и могут издавать нормативные акты.
  2. Агенты валютного контроля (АВК) – это структуры, которые непосредственно работают с бизнесменами.
    В первую очередь – это уполномоченные банки, т.е. российские кредитные организации, которые имеют право работать с валютой. Также к категории АВК относятся профучастники рынка ценных бумаг и госкорпорация ВЭБ.РФ.

Типичные ошибки в договоре

Для выполнения обязательств перед центральным банком, банки осуществляющие валютный контроль, как правило, проверяют договор на ошибки, касающиеся валютного контроля (банк не указывает на орфографические ошибки или на невыгодные условия сделки).

Банк сам определяет как сообщить клиенту об ошибке. Рекомендуем отправить банку договор на проверку без подписи, до оплаты по сделке. Банк может отказаться проверять договор, но может и проверить.

Типичные ошибки касающиеся валютного контроля:

  • Отсутствует дата договора;
  • Непонятен объект договора или описан слишком расплывчато (Не ясно что покупаем/продаем);
  • Нет суммы и валюты договора;
  • Не указан срок оплаты или дата поставки, выполнения заказа (обязательное условие);
  • Неполные или неправильные реквизиты сторон.

Как применяется упрощенный контроль?

Пройти проверку по упрощенной процедуре можно при условии, что сумма платежей не превышает 200 тыс. рублей. Если общая сумма больше, для прохождения упрощенного контроля в рамках одной поставки можно заключить несколько сделок на сумму до 200 тыс. руб. каждая (с заключением отдельного договора на каждую из них). По каждой из таких сделок банку предоставляют следующую информацию:

  • данные о контрагенте, с которым заключается контракт (название, страна);
  • дата заключения контракта и его номер;
  • сведения о платежах: валюта и общая сумма сделки, реквизиты счета и способ оплаты (оплата после поставки или предоплата);
  • тип сделки (оказание услуг, импорт, экспорт, заем).

Кто такие валютные резиденты и нерезиденты

Понятие налоговой и валютной резидентности не тождественные. В случае с валютными операциями статус резидента получают:

  • физлица-граждане РФ;
  • физлица-иностранцы, имеющие вид на жительство и лица без гражданства;
  • юрлица, созданные в соответствии с российским корпоративным законодательством;
  • заграничные представительства российских компаний;
  • дипломатические учреждения, представительства в международных организациях;
  • РФ, субъекты РФ, муниципальные образования.

Как видно, чтобы стать валютным резидентом не нужно находиться в стране более 183 дней. Статус валютного резидентства присваивается исходя из места регистрации компании и места длительного проживания физлиц, привязанности лица к стране.

В свою к нерезидентам в соответствии с валютным законодательством относят:

  • всех остальных физлиц, которые не соответствуют критериям резидента;
  • юрлиц, зарегистрированным в за границей;
  • консульства и дипломатические представительства иностранных государств;
  • филиалы и постоянные представительства иностранных организаций;
  • иностранные организации, зарегистрированные в соответствии с ФЗ «О международных компаниях».

Порядок контроля за валютными операциями по экспортным контрактам резидентов РФ

Контроль за валютными операциями в рамках экспортных контрактов всегда представлял собой важнейшее направление валютного контроля в РФ, порядок осуществления которого предусматривал активное участие уполномоченных российских банков путем исполнения возложенных на них функций агентов валютного контроля. На основе действующего в конкретный период Закона о валютном регулировании и валютном контроле Банк России издавал нормативные акты, устанавливающие порядок и процедуры контроля со стороны уполномоченных банков за валютными операциями по экспорту товаров и репатриацией валютной выручки в Российской Федерации.

Современное валютное законодательство сохранило преемственность принципов контроля за операциями по экспортным договорам и репатриацией валютной выручки, которые в настоящее время основываются на положениях Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

В соответствии с ч. 3 ст. 22 Закона N 173-ФЗ агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы. В ч. 2 ст. 24 Закона N 173-ФЗ предусмотрено, что резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены ст. 23 Закона. В ч. 4 ст. 23 названы документы, имеющие прямое отношение к договорам на экспорт товаров: документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты); таможенные декларации; паспорт сделки.

Читайте также:  Условия выплат за третьего ребенка изменили в Алтайском крае

Ниже перечислены статьи Закона N 173-ФЗ, которые напрямую касаются мер валютного контроля, применяемых при проведении резидентами внешнеэкономической деятельности по экспорту товаров.

Статья 19 Закона «Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации» устанавливает обязанность резидентов РФ при осуществлении внешнеторговой деятельности в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары. В данной статье перечисляются разрешенные случаи, при которых резиденты РФ вправе не зачислять выручку в иностранной валюте или валюте РФ на банковские счета в уполномоченных российских банках, в том числе речь идет о выручке по договорам за экспорт товаров:

  • при зачислении выручки на свои счета или счета третьих лиц в банках за пределами территории РФ в целях исполнения обязательств юридических лиц — резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами стран — членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет;
  • при оплате заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов, связанных с сооружением подрядчиками-резидентами объектов на территории иностранных государств, — на период строительства, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках;
  • при использовании иностранной валюты, получаемой резидентами от проведения выставок, спортивных, культурных и иных мероприятий за пределами территории РФ для покрытия расходов по их проведению, — на период проведения мероприятий;
  • при проведении зачета встречных требований:
  • по обязательствам между осуществляющими рыбный промысел за пределами территории РФ резидентами и нерезидентами на основе агентских договоров за услуги, оказываемые резидентам;
  • по договорам (соглашениям), заключенным между транспортными организациями — резидентами и нерезидентами за услуги, оказываемые за пределами территории РФ;
  • по обязательствам между транспортными организациями — резидентами и нерезидентами при проведении зачета встречных требований, в случае если расчеты между ними осуществляются через специализированные расчетные организации, созданные международными организациями в области международных перевозок, членами которых являются такие транспортные организации — резиденты;
  • по обязательствам, вытекающим из договоров страхования и перестрахования или договоров по оказанию услуг, связанных с заключением и исполнением договоров перестрахования, между нерезидентом и резидентом, являющимися страховыми организациями или страховыми брокерами;
  • при зачислении валютной выручки на счета транспортных организаций — резидентов в банках за пределами территории РФ — в целях оплаты возникающих у таких транспортных организаций за пределами территории РФ расходов, связанных с оплатой аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, расходов, связанных с обслуживанием воздушных, речных, морских судов за пределами РФ и их пассажиров, а также расходов для обеспечения деятельности находящихся за пределами РФ филиалов, представительств и иных подразделений таких транспортных организаций.

Обязанность резидентов РФ по зачислению выручки на счета в уполномоченных банках установлена в отношении договоров, связанных с их внешнеторговой деятельностью. Определение понятия внешнеторговой деятельности содержится в Федеральном законе от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (п. п. 4, 7, 28 ст. 2). Внешнеторговая деятельность — деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. Внешняя торговля товарами — импорт и (или) экспорт товаров. Экспорт товара — вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе. Таким образом, обязанность по репатриации выручки установлена для резидентов РФ по договорам на экспорт товаров, в которых предусмотрено условие о вывозе товаров с таможенной территории РФ на территорию иностранного государства.

Порядок передачи уполномоченными банками информации о нарушениях валютного законодательства

В соответствии с ч. 10 ст. 23 Закона N 173-ФЗ уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают информацию о выявленных нарушениях органу валютного контроля, имеющему право применять санкции, в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N 198 функциями органа валютного контроля наделена Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Росфиннадзор осуществляет контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций требованиям лицензий и разрешений, выданных ранее.

В течение длительного периода уполномоченные банки передавали информацию о нарушениях клиентами валютного законодательства только по отдельным запросам Росфиннадзора. Порядок направления запросов, касающихся конкретных валютных операций и сделок, был определен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 07.02.2007 N 80 «О порядке представления органами и агентами валютного контроля в орган валютного контроля, уполномоченный Правительством РФ, необходимых для осуществления его функций документов и информации».

С 16 октября 2007 г. вступает в силу Положение Банка России от 20.07.2007 N 308-П «О порядке передачи уполномоченными банками информации о нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции, актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования». В соответствии с данным нормативным актом уполномоченные банки (в том числе их филиалы) обязаны передавать в территориальное управление Банка России на регулярной основе информацию о выявленных нарушениях валютного законодательства (ежемесячно, не позднее третьего рабочего дня месяца, следующего за отчетным) с указанием нормативного акта, который был нарушен (пункт, часть, статья и т.д.), суммы валютной операции и даты выявленного нарушения. Передача информации осуществляется в виде электронного сообщения и включает нарушения по всем видам валютных операций, проводимых по поручению резидентов и нерезидентов (юридических и физических лиц — индивидуальных предпринимателей, физических лиц, занимающихся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой).

По валютным операциям, проводимым в рамках экспортных товарных контрактов, резиденты не должны допускать следующих нарушений требований валютного законодательства:

  • несвоевременного оформления/переоформления паспорта сделки;
  • непредставления в установленный срок — 7 рабочих дней со дня зачисления средств в иностранной валюте на транзитный валютный счет — распоряжения на обязательную продажу иностранной валюты;
  • непредставления в установленный срок справки о валютных операциях; справки о подтверждающих документах; справки о расчетах через счета за рубежом; справки о поступлении валюты РФ;
  • непредставления подтверждающих документов;
  • непоступления валютной выручки в контрактные сроки (полное или частичное);
  • поступления валютной выручки с нарушением контрактных сроков.

Уполномоченные банки, являясь агентами валютного контроля, обязаны осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования (ч. 7 ст. 23 Закона N 173-ФЗ). Переданная уполномоченными банками в Банк России информация в согласованном между ними порядке будет направляться в Росфиннадзор для принятия каких-либо решений по возникшим фактам нарушений в рамках ответственности, установленной в ст. 15.25 КоАП РФ.

Положения валютного законодательства РФ о контроле над поступлением выручки от экспорта товаров распространяется на валютные операции между резидентом (юридическим лицом и физическим лицом — индивидуальным предпринимателем) (далее — резидент) и нерезидентом, заключающиеся в осуществлении расчетов и переводов через банковские счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банках за пределами территории Российской Федерации (далее — банк-нерезидент) за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом и нерезидентом (далее — контракт).

Читайте также:  Имеют ли право судебные приставы вскрывать квартиру без хозяина

Действие валютного контроля за поступлением выручки от экспорта товаров не распространяется на операции, осуществляемые:

-между нерезидентом и кредитной организацией — резидентом;

-между нерезидентом и федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на осуществление валютных операций в соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» Правительством Российской Федерации;

-между нерезидентом и резидентом в случае, если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 5000 долларов США на дату заключения контракта.

Согласно Закону «О валютном регулировании и валютном контроле» экспортеры обязаны обеспечить зачисление валютной выручки от экспорта товаров на свои валютные счета в уполномоченных банках РФ. При этом зачисление рассматриваемой выручки на иной счет, чем счет экспортера в уполномоченном банке, указанный в контракте, допускается только при наличии у экспортера разрешения ЦБ РФ.

Основной принцип действия контрольных механизмов за поступлением валютной выручки от экспорта товаров заключается в обмене информацией между банковской системой и таможенными органами. Банкам, на счета которых подлежит зачислению выручка от экспорта товаров, вменено в обязанность следить за поступлением указанной выручки на счет экспортера в полном объеме. Все сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для осуществления контроля, излагаются экспортером в стандартизированной форме и фиксируются уполномоченными органами.

С целью осуществления контроля за выполнением указанного требования на территории РФ введен следующий порядок действий экспортеров, органов и агентов валютного контроля:

*оформление паспорта сделки;

*таможенное оформление экспортных товаров;

*передача в уполномоченные банки сведений об отгрузке экспортных товаров;

*контроль уполномоченными банками за поступлением валютной выручки от экспорта товаров;

*передача уполномоченными банками в ФТС РФ сведений о поступлении валютной выручки от экспорта товаров;

*конечная проверка сведений о поступлении валютной выручки от экспорта товаров органами валютного контроля.

Введена в действие инструкция ЦБ РФ «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок».

Инструкция направлена на ограничение и пресечение попыток отечественных предпринимателей скрыть экспортную выручку за рубежом, на обеспечение ее полного и своевременного поступления в Россию, а также на борьбу с незаконным вывозом из страны материальных и финансовых ресурсов.

Данной инструкцией активно вовлекаются в механизм валютного контроля все коммерческие банки, а базовым документом становится паспорт сделки (далее ПС), оформляемый экспортером в банке, где у него открыт валютный счет.

Меры, принимаемые для сокращения оттока за рубеж валютных средств

Создание и обеспечение устойчивого функционирования внутреннего валютного рынка.

В целях создания устойчивого и крупного по объемам поступлений внутреннего валютного рынка, ограничения во многом искусственно завышенного спроса на иностранную валюту и последующей утечки капитала за пределы РФ, обеспечения прогнозируемого и устойчивого курса рубля, репатриации в страну валютной выручки от экспорта товаров были изданы: Указы Президента РФ от 30 декабря 1991 г. N 335 «О формировании Республиканского валютного резерва РСФСР в 1992 году» и от 14 июня 1992 г. N 629 (в ред. от 24 декабря 1993 г. N 2283) «О частичном изменении порядка обязательной продажи валютной выручки и взимания экономических пошлин», Инструкция Центробанка от 29 июня 1992 г. N 7 (с изменениями и дополнениями) «О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные и банки проведение операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации» и другие нормативные акты.

Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» был принят 9 октября 1992 г. Юридические лица независимо от форм собственности (в том числе с иностранными инвестициями) должны были осуществлять обязательную продажу 50 процентов валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг) на внутреннем валютном рынке России.

Меры ответственности, применяемые к участникам внешнеэкономической деятельности за нарушение валютного законодательства и таможенных правил Ответственность экспортера

В отношении лиц, осуществивших экспорт товаров и не обеспечивших принятие мер к получению и зачислению всей валютной выручки от экспорта товаров на их счета в уполномоченных банках в сроки, определенные законодательством для совершения валютных операций, таможенными органами решается вопрос о заведении и принятии к производству дела о нарушении таможенных правил по ст. 273 Таможенного кодекса РФ (п. 2 Приказа ГТК от 24 июля 1995 г. N 467). В соответствии с этой статьей незачисление всей или части валютной выручки на счет экспортера в уполномоченном банке квалифицируется как неправомерные операции с товарами и транспортными средствами, помещенными под определенный таможенный режим, поскольку такое нарушение выражается в несоблюдении требований режима экспорта, установленного ст. 98 Таможенного кодекса. Данное правонарушение может быть совершено как через бездействие (экспортер не принял мер, обеспечивающих зачисление валютной выручки), так и путем исполнения определенных действий, повлекших за собой уклонение покупателя от выполнения предусмотренных контрактом условий платежа. Нарушениями таможенных правил не считаются факты незачисления на счета уполномоченных банков всей валютной выручки или ее части, связанные с:

  • возвращением на российскую таможенную территорию товаров, ранее вывезенных в режиме экспорта в сроки, предусмотренные для совершения текущих валютных операций (при условии подтверждения возвращения товара таможенными органами);
  • поступлением экспортной выручки в другой уполномоченный банк (при условии идентификации таким банком поступивших средств применительно к экспортным поставкам товаров, за которыми осуществляется валютный контроль);
  • уменьшением стоимости товара из-за несоответствия качества поставленного товара условиям контракта (при наличии письменного подтверждения МВЭС или Торгово — промышленной палаты). При этом если качество товара ухудшилось при транспортировке, то уменьшение цены может быть признано обоснованным только в том случае, если риск повреждения товара в соответствии с базовыми условиями поставки, закрепленными в контракте, нес экспортер;
  • несоответствием количества товара, указанного в ГТД, количеству, указанному в товаросопроводительных документах и подтверждаемому коммерческими актами транспортных организаций. Если потери товара предусматриваются условиями транспортировки (выветривание, усушка и т.п.), то незачисление валютной выручки должно соответствовать объему убыли, определяемому по действующим в России нормам для данного товара;
  • несоответствием стоимости, указанной в ГТД, фактически уплаченной цене товара из-за изменения стоимости товара на международных биржах после завершения его таможенного оформления (если это предусматривалось контрактом);
  • оплатой банковских расходов и комиссий (при условии выполнения установленных ЦБ и ГТК требований);
  • невывозом товарной поставки или ее части с российской таможенной территории после завершения таможенного оформления;
  • оплатой транспортных и иных расходов, связанных с изменением базисных условий поставок (при наличии соответствующего дополнения к контракту и документов, подтверждающих факт оплаты);
  • иными случаями, если это непосредственно вытекает из российского законодательства или международных договоров с участием России.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *