ОСАГО без ТО: новые правила получения страховых полисов вступили в силу

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ОСАГО без ТО: новые правила получения страховых полисов вступили в силу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Каждое транспортное средство, выезжая на дороги страны, должно соответствовать требованиям, предъявляемым к участникам дорожного движения. Это, в первую очередь, исправность, что поможет избежать аварийных ситуаций.

Проверок стало меньше

С 1 сентября 2022 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 9 марта 2022 г. № 306. Документ изменил регламент проведения технического осмотра – проверок стало меньше. Теперь в списке 55 пунктов, против 82-х, которые были раньше. Не будут, например, контролировать:

  • наличие коррозии элементов тормозной системы;
  • наличие повреждений тормозных трубопроводов;
  • наличие мест для установки государственного регистрационного знака;
  • уровень шума выпускной системы;
  • наличие каплепадения масла и других жидкостей из двигателя, коробки передач, мостов, аккумуляторов;
  • наличие аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки;
  • способность стеклоомывателя подавать жидкость на лобовое стекло;
  • работу штатного противоугонного устройства.

Также отменены и некоторые другие требования к проверке автомобиля. При этом закон по-прежнему запрещает самостоятельно вносить изменения в конструкцию авто. С явными переделками конструкции и дополнительным оборудованием, которые не внесены в регистрационные документы, пройти осмотр не получится. Аптечку и огнетушитель, которые не проверяют по новым правилам при техосмотре, обязательно нужно иметь в автомобиле. Это требование ПДД, которое никто не отменял.

Почему на техосмотр начали менять цены

Вмешательство со стороны в ФАС в ценообразование при установке цен на прохождение техосмотра произошло после многочисленных жалоб операторов. Последние несколько лет, они настаивали, что при текущих тарифах оказывать госуслугу им невыгодно и требовали дать им возможность эти цены поднять. Дело в том, что менять цены самостоятельно операторы права не имеют: тарифы на госуслугу в каждом субъекте устанавливают региональные власти. К примеру, в Москве это 720 руб., в Ленинградской области — 940 руб., в Краснодарском крае — 651 руб.

Очередным поводом для изменения цен стала реформа системы техосмотра. Так, в конце 2021 года обязательное оформление диагностических карт для частных собственников легковых автомобилей практически упразднили, за исключением нескольких случаев, включая перерегистрацию автомобиля старше четырех лет на нового собственника. Тогда операторы в очередной раз заявили, что цены надо повышать минимум до уровня стоимости нормо-часа на услуги СТО в регионе. В Москве это, к примеру, около 2,5–3 тыс. руб.

Каким автомобилям нужно проходить обязательный техосмотр в 2023 году?

Итак, информацию об этом можно найти в ст. 15 ФЗ-170 О техосмотре, где подробнейшим образом описано, кому из водителей нужно получать диагностические карты, а кто освобождён от этой обязанности.

Частота осмотра машины на станции ТО зависит от типа транспортного средства, владельца, но самое главное – от года производства автомобиля.

Таблица периодичности техосмотра по годам выпуска
Тип транспортного средства Кому принадлежит? Год выпуска ТС Как часто нужно проходить техосмотр?
Легковые автомобили юридическому лицу от 4 до 10 лет каждые 24 месяца
Легковые машины юридическому лицу 10 лет и старше ежегодно
Легковое авто, используемое в любом виде деятельности за исключением такси физическому лицу (гражданину) старше 4 лет и до 10 лет каждые 24 месяца
Легковой автомобиль, используемый в любом виде деятельности, кроме такси физлицу от 10 лет раз в 12 месяцев
Легковые такси неважно до 5 лет один раз в год
Легковые такси неважно от 5 лет и старше каждые 6 месяцев
Грузовики, массой до 3,5 тонн неважно 4-10 лет раз в 24 месяца
Грузовой транспорт с разрешённой массой менее 3,5 тонн неважно свыше 10 лет ежегодно
Грузовики, чья масса свыше 3,5 тонн неважно до 5 лет раз в год
Грузовые машины с массой более 3,5 тонн неважно более 5 лет каждые 6 месяцев
Грузовые авто, предназначенные для перевозки людей с числом мест от 8 и более (не считая места водителя) неважно до 5 лет каждые 12 месяцев
Грузовики для перевозки людей с числом мест свыше 8 неважно старше 5 лет раз в полгода
Грузовой автотранспорт, оборудованный и перевозящий опасные грузы неважно неважно один раз в 12 месяцев
Автобусы неважно до 5 лет ежегодно
Автобусы неважно старше 5 лет каждые 6 месяцев
Прицепы или полуприцепы грузовиков, массой свыше 3,5 тонн юридическому лицу от 4 до 10 лет один раз в 24 месяца
Те же прицепы и полуприцепы юрлицу от 10 лет и старше каждые 12 месяцев
Читайте также:  Какие выплаты положены в России на 3 ребенка в 2022-2023 году

Также обратите внимание на то, как вести отсчёт с даты выпуска автомобиля. Правильно делать это с того года, когда техника была произведена заводом. Причём пп. 1 п. 1 ст. 15 ФЗ О техосмотре предписывает смотреть эти сведения либо в ПТС, либо в СТС машины. К примеру, если автомобиль используется вами для работы в такси, и выпущен с конвейера 20 ноября 2021 года, то ближайший ТО вам надлежит пройти в 2024 году. То есть год производства машины автоматически включается в расчёт.

Получится ли купить поддельную карту?

После принятия закона, позволяющего не ГИБДД, а сторонним дилерским центрам проводить ТО и заниматься выдачей техосмотра, появилось немало мошенников. Перед тем как проходить техосмотр, необходимо проверить центр по единой базе реестра на сайт РСА. Почему так важно, чтобы документ не был поддельным? Дело в том, что если в случае ДТП он окажется фиктивным, то по полису ОСАГО выплат не будет.

Владелец автомобильного средства, который покупает поддельный документ без осмотра автомобиля, сильно рискует. Если карту не зарегистрируют в ЕАИСТО, получить полис ОСАГО будет невозможно. Такой документ окажется недействительным и придется еще раз проходить техосмотр и снова платить.

Для получения карты диагностики транспортного средства необходимо обращаться только в проверенные центры, у которых не отозвана аккредитация. Нет необходимости оформлять подделку, ведь цена документа не так уж и велика.

Порядок прохождения техосмотра

Проверка транспортных средств в ПТО существенно усложнилась. Причем не столько для автомобилистов, сколько для самих технических центров. С апреля 2020 г. каждый ПТО должен быть укомплектован современным оборудованием, включая хорошую фотокамеру и устройства, определяющие расположение ПТО сигналами глобальной навигационной спутниковой системы РФ, с погрешностью определения не более 3 секунд при доверительной вероятности 0,95γ.

При этом каждая диагностическая карта подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью технического эксперта. Без ЦП документ нельзя загрузить в систему ЕАИСТО, равно как и без фотографий. Возможно, поэтому большинство ПТО регионов не готовы к проведению ТО по новым правилам. Тому свидетельство – длинные очереди машин у работающих пунктов техосмотра. Но эксперты отмечают рост числа аккредитованных центров.

Ситуация на текущий момент

По заявлению представителей ФАС в стране сложилась сложная ситуация с ценами на услуги пунктов технического осмотра. Отсутствие единой нормативной базы, регламентирующей ценообразование, привело к определенным проблемам.

  • Несоразмерное повышение цен. Некоторые пункты технического осмотра повышают стоимость работ путем навязывания дополнительных услуг. Это обусловлено коммерческой составляющей: высокая посещаемость пункта позволяет добавлять новые продукты с целью увеличения прибыли.
  • Полное отсутствие индексации. Обновления тарифов в ряде регионов не наблюдалось с 2012 года. В результате пункты осмотра не могли компенсировать издержки за счет прибыли.
Читайте также:  ФНС уточнила реквизиты для уплаты налогов через единый налоговый счет

Новая методика позволит преодолеть обозначенные проблемы, внесет порядок на рынок услуг по техническому осмотру.

Как проходит техосмотр

Прохождение техосмотра предполагает выполнение перечня операций со стороны водителя.

  • Поиск пункта осмотра. Автовладелец подбирает пункт для прохождения проверки. Ключевые требования: качественное техническое оснащение, наличие аккредитации и возможность своевременного осмотра.
  • Запись. Водитель обращается к оператору, согласовывает дату и время мероприятия. Если машину требуется проверить вечером или на выходных, стоит выбрать пункт с соответствующим графиком.
  • Прибытие. В назначенное время клиент посещает организацию. Он загоняет машину на подъемник, ожидает завершения процедур. Продолжительность осмотра зависит от типа транспорта. Например, проверка стандартного легкового автомобиля занимает около 40 минут, в то время как осмотр специализированной техники – 2 часа.
  • Проверка. Сотрудники станции оценивают состояние транспорта. Для этого используются поверенные средства диагностики и прогрессивные методики испытаний. Сведения о выявленных недочетах записываются в соответствующем документе.
  • Выдача диагностической карты. При успешном прохождении проверки оформляется диагностическая карта. Документ имеет установленный срок действия, содержит исчерпывающую информацию о ТС.

Владельцам неисправных автомобилей выдается список недочетов. Они могут повторно прибыть на станцию после ремонта техники.

Вторая проверка проводится в штатном режиме, предполагает полный осмотр требуемых узлов.

ВАЖНО. Владельцы автомобилей с неисправностями оплачивают повторные процедуры в соответствии с тарифом, им не полагается скидок и льгот. Чтобы избежать дополнительных трат, стоит тщательно проверить автомобиль до визита на станцию. Это можно сделать самостоятельно или в любом профильном СТО.

Когда и зачем нужна диагностическая карта

В 2022 г. личные легковые авто и мототранспорт граждан освобождены от обязательного ТО, а ДК исключена из списка обязательной документации при оформлении автостраховки ОСАГО. Соответствующая законодательная редакция произошла в августе 2021 г. в ФЗ №40-ФЗ.

Обязательства по прохождению ТО остались в таких случаях:

  1. Для первичной постановки на регистрационный учет ТС, с даты производства которого прошло более 4-х лет.
  2. При регистрации, связанной со сменой владельца (например, после покупки), если с момента производства авто прошло больше 4-х лет.
  3. При регистрационных операциях, опосредованных конструктивными изменениями в ТС, заменой основных агрегатов, а также при внесении таких изменений в эксплуатируемый транспорт для соблюдения соглашения ЕЭС.
  4. Для грузовых авто, автобусов и такси.
  5. Зрительное выявление дефектов, угрожающих БДД.

Таким образом, делать диагностическую карту для ОСАГО в 2022 г. не придется, поскольку в этом нет законодательной необходимости.

Изменения в проведении ТО в 2021 году

С 2012 года ДК выдавалась как физически, так и в виде электронном. Однако в итоге систему решили модернизировать. Начиная с 1 марта 2021 года выдаваться будут только виртуальные варианты документа. Бумажную же версию с печатью и подписью теперь выйдет получить только по отдельному запросу.

К тому же меняется и формат самого документа. Теперь, помимо прочего, в нём обязательно должно быть фото автомобиля во время осмотра, а также координаты место проведения ТО. Вся эта информация будет заноситься в единый реестр и храниться там минимум пять лет.

Все диагностические карты, заведённые до 1 марта 2021 года без заезда машины на осмотр, будут аннулированы. Кроме того, оформление карты без проверки самого авто теперь будет караться законом.

Новая методика ФАС по расчету тарифов ТО

На официальном сайте Госдумы был опубликован документ ФАС, содержащий обновленные правила по расчету предельных тарифов на ТО. Они начнут работать с 2023 года.

На данный момент тарифы на техосмотр определяются по методике, утвержденной в 2012 году. Операторы техосмотра неоднократно заявляли о том, что она устарела и не соответствует нынешним реалиям. Она не позволяет устанавливать расценки, которые бы окупали расходы на оборудование для диагностики и само проведение диагностических работ. Так, в некоторых регионах тариф находится на уровне 500 рублей. Это очень маленькая сумма по нынешним меркам.

В 2015 у ФАС появились полномочия по разработке новой методики расчета тарифов. В феврале текущего года ведомство представило первую версию этой методики, в марте – вторую. Финальная редакция была представлена совсем недавно.

Читайте также:  Права родителей ребенка-инвалида

В ФАС утверждают, что это изменение вынужденное. Оно обеспечит целесообразность работы пунктов техосмотра и сохранит доступность услуги для всех водителей.

Реальные отзывы наших клиентов

Не можете заполнить заявку
Вам нужна помощь? Напишите в чат и мы ответим на все Ваши вопросы:

  • Как заполнить заявку
  • Как сделать фото
  • Как проверить карту
  • Как оплатить результат

Для чего нужна диагностическая карта

Как гласит приложение №1 к Правилам проведения техосмотров, допустить к участию в дорожном движении можно только то ТС, которое успешно прошло технический осмотр, подтверждением чего и становится диагностическая карта. Без нее транспортное средства не застрахуют, не выдадут полис ОСАГО, а передвижение по дорогам без него карается штрафом и другими видами административной ответственности.

Диагностическая карта гарантирует, что эксперт осмотрел и нашел удовлетворительным:

  1. Моторную часть.
  2. Тормозную систему.
  3. Рулевое управление.
  4. Шины, диски.
  5. Выхлоп (на токсичность);
  6. Элементы обзорности (зеркала, стекла);
  7. Светосигнальные приспособления и устройства.

Нужно ли оформлять диагностическую карту? Когда она необходима? На какие типы транспорта?

Диагностическая карта нужна всем транспортным средствам, участвующим в дорожном движении, за исключением:

  • легковых автомобилей (категории B), мотоциклов, прицепов и полуприцепов, если их возраст – менее трех лет.
  • прицепов и полуприцепов, чьи владельцы – физические лица, а грузоподъемность – не более 3,5 тонн.

Проходить техосмотр обязаны:

  • легковые автомобили категории B старше 3 лет;
  • мототранспортные средства;
  • прицепы и полуприцепы;
  • автомобили категории С;
  • учебные автомобили;
  • автомобили, оборудованные спецсигналами;
  • такси;
  • автобусы;
  • грузовики для перевозки людей;
  • автомобили для перевозки опасных грузов.

Ответственность за подделку диагностической карты

Если обнаружится, что диагностическая карта была просто куплена, без реального техосмотра машины, она автоматически признается подделкой. А это грозит автовладельцу уголовной ответственностью! Закон гласит, нарушение части 3 статьи 327 Уголовного кодекса «Приобретение, хранение и использование заведомо поддельного документа, предоставляющего право или освобождающего от обязанностей», до одного года тюрьмы.

У продавцов ДК также будут проблемы. Организация, не имеющая аккредитации на техосмотр, будет оштрафована на 300 тысяч рублей, а ее сотрудник, участвовавший в противоправном действии, получит 480 часов обязательной работы или будет заключен в тюрьму на 6 месяцев. На аккредитованный технический центр, неправильно проверивший автомобиль, будет наложен штраф от 100 тысяч рублей.

Итак, подведем итог, диагностическая карта онлайн законно ли это и можно ли получить? Получить ДК онлайн можно, но это преследуется законом РФ. Может наступить уголовная или административная ответственность.

Сроки получения и пошлины

Сроки выдачи диагностической карты зависят в большей степени от места проведения технического осмотра:

  • В центрах при ГИБДД и специализированных центрах проверка проводится более тщательно, осматривают все узлы ТС. Время проведения обследования 1-3 часа.
  • Центры техосмотра при страховых компаниях менее щепетильны в данном вопросе. Процедура осмотра занимает 15-60 мин.

Важно помнить и о периодичности прохождения техосмотра. В диагностической карте указан срок ее действия, по завершению которого нужно повторно обращаться в центр технического осмотра.

Продолжительность действия документа зависит от времени ее эксплуатации:

  • 2 года для машин возрасте 3-7 лет.
  • 1 год, если срок эксплуатации более 7 лет.
  • 1 год для грузовиков весом более 3,5 т.
  • Полгода для транспорта, задействованного в перевозках пассажиров.

На какой срок выдается диагностическая карта

Срок действия диагностической карты зависит от типа транспортного средства и от его возраста:

Тип автомобиля Допустимая максимальная масса Возраст транспортного средства (с момента изготовления) Срок действия ДК
Легковые и грузовые автомобили до 3,5 т 3 – 7 лет 2 года
Легковые и грузовые автомобили до 3,5 т от 7 лет 1 год
Грузовые автомобили от 3,5 т 1 год
Транспортные средства для перевозки опасных грузов, людей 6 мес.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *