Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Управление социальной защиты населения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Таким образом, основными нормативно-правовыми актами Российского законодательства по вопросам опеки и попечительства являются Семейный Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ. А также ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка», ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».
Актуальность выбранной темы заключается в том, что институт опеки и попечительства занимает важнейшее место в жизни общества, а именно, является формой временного индивидуального устройства недееспособных или не полностью дееспособных граждан, которая предназначена для восполнения недостающей дееспособности подопечного лица или в целях воспитания несовершеннолетних.. Каждый гражданин (физическое лицо) независимо от возраста и состояния здоровья способен иметь права и обязанности, т.е. обладает правоспособностью. Но не все граждане (физические лица) способны самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности в силу недостатка дееспособности или ее полного отсутствия. Для восполнения недостающей или отсутствующей у таких граждан дееспособности и для защиты их прав и интересов используется институт опеки и попечительства.
Институт опеки и попечительства регулируется нормами как гражданского, так и семейного права, что лишний раз доказывает близость данных отраслей права. Однако, если Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) определяет общие положения, касающиеся опеки и попечительства, то Семейный кодекс РФ (СК РФ) уделяет внимание в первую очередь опеке над несовершеннолетними.
Следовательно, опека и попечительство являются одной из форм осуществления государственной защиты личности.
Объектом исследования являются понятия: опека и попечительство, патронаж над дееспособными гражданами.
Предметом исследования являются нормы российского законодательства, регулирующие отношения в данной сфере.
Целью данной работы является определение особенностей опеки и попечительства, патронаж над дееспособными гражданами.
Для достижения поставленной цели, поставлены следующие задачи:
- изучить правовое регулирование опеки и попечительства в правовой системе Российской Федерации;
- определить особенности опеки и попечительства над несовершеннолетними
- рассмотреть попечительство в форме патронажа над дееспособными гражданами
Изучению вопросов опеки и попечительства посвящено значительное число исследований. В работах Михеевой Л.Ю. четко излагаются общие положения об опеке и попечительстве. Здесь представлены основные понятия, используемые законодательством об опеке и попечительстве, освещена система источников правового регулирования этих институтов, детально анализируются вопросы, связанные с деятельностью органов опеки и попечительства. Работы Кулагиной Е.В., Кулагина М.И. содержат научно-практический комментарий норм Семейного кодекса, регулирующих порядок воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, а также иных нормативных актов, дополняющих и развивающих положения Семейного Кодекса.
При раскрытии темы работы были использованы такие методы научного познания, как: сравнительно-правовой, формально-юридический методы.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней осуществлено комплексное исследование особенностей опеки и попечительства, патронажа над дееспособными гражданами. Исследуемые в курсовой работе вопросы опеки и попечительства, патронажа над дееспособными гражданами определяют теоретически значимый аспект в структуре актуальных проблем современности.
Список использованных источников
Нормативные правовые акты
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.2014 г. // Российская газета. — 2014. — № 62.
- Гражданский кодекс Российской Федерации : (часть первая) : федеральный закон от 30.11.2014 №51-ФЗ : (с измен. по сост. на 27.12.2009) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 330.
- Семейный кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 29.12.2015 №138-ФЗ : (с измен. по сост. на 30.06.2008) // СЗ РФ. – 2016. — №1. – Ст. 16.
- Федеральный закон от 24 апреля 2018 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (с измен по сост. На 18.07.2009г.) // СЗ РФ. – 2018. — № 17. — Ст. 1755.
- Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2013 № 131-ФЗ. // Российская газета. -2013. — № 202
- Федеральный закон от 2 августа 2015 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»// СЗ РФ. — 2015. -№ 32. -Ст. 3198.
- Распоряжение Правительства РФ от 19.01.2006 № 38-р «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесроч-ную перспективу (2006 — 2008 годы)» // СЗ РФ. — 2016.- № 5. -Ст. 589.
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 25 июня 2017 года № АФ-226/06 «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних». // Правовая система «Гарант»
Специальная литература
- Алексеев С.С.Гражданское право Краткий учебный курс. -М.: НОРМА, 2018. -566с.
- Арутюнян Г.В. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей // Семейное и жилищное право.-2018.-N 4. С.3 8.
- Веретенников А.В. К вопросу о формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей // Законодательство и экономика. -2016. -N 2.- С. 68 — 70.
- Гражданский кодекс Квебека. Серия «Современное зарубежное и международное частное право».- М., 2017. — 211с.
- Гражданский кодекс РФ. Часть первая: Научно-практический ком-ментарий / Отв. ред. Т.Е. Абова, А.Ю. Кабалкин, В.П. Мозолин.- М., 2012. -654с.
- Гражданское право / под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. -М., Проспект, 2012. -601с.
- Гражданское право. В 4 т. Т. 1: Общая часть (отв. ред. — Е.А. Суха-нов). — М.: «Волтерс Клувер», 2018.- 479с.
- Гражданское право. В 4 т. Т. 1: Общая часть / под ред. — Е.А. Суха-нов. — М.: «Волтерс Клувер», 2018.- 659с.
- Гражданское право. Том I / Под ред. докт. юрид. наук, проф. Е.А. Суханова.- М.: Волтерс Клувер, 2016. -701с.
- Гришаев С.П. Гражданское право в вопросах и ответах // СПС «Га-рант», 2017. -219с.
- Ершов В.А. Опека и попечительство: юридический статус и защита прав и законных интересов детей, лишенных родительской опеки, недееспособ-ных и ограниченно дееспособных граждан. — М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2018. — 112 с.
- Законы об опеке и попечительстве (ст. ст. 212 — 382 т. X, ч. 1) по кассационным решениям Правительствующего Сената / Сост. А.Г. Бекин. -М., 2013. -295с.
- Кузнецова О.В., Пивоварова Т.Г. Комментарий к Федеральному за-кону от 24 апреля 2018 года N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». — Система ГАРАНТ, 2009.- 812с.
- Кулагина Е.В., Кулагин М.И. Новый Семейный кодекс Алжира // Вестник МГУ. Серия 11: Право. -2018. -№ 2. -С. 79-81.
- Михеева Л.Ю. Проблемы правового регулирования отношений в сфере опеки и попечительства: Дис. … докт. юрид. наук. -Барнаул, 2013.- 179с.
- Нечаева А.М. О Федеральном законе «Об опеке и попечительстве» // Законы России: опыт, анализ, практика. -2018. -N 7. -С. 85 — 90.
- Пелевин А.А. Патронаж над дееспособными гражданами и смежные правоотношения // Российский судья. – 2008. -N 3. –С.8-15.
- Поздняков А.Б. :Правовые вопросы патронажа как института гражданского права Российской Федерации // Семейное и жилищное право // 2018. — N 5. –С.7-11.
- Синайский В.И. Русское гражданское право. -М., 2012.-459с.
- Суханов Е.А. Гражданское право. В 4 т. Том 1. Общая часть. : учеб. для студентов вузов, обучающихся по юрид. Специальностям. -М. Волтерс Клувер, 2017. -596с.
- Ходырева Е.А. Правовые вопросы определения и назначения опекунов или попечителей на случай смерти единственного родителя несовершеннолетнего гражданина // Семейное и жилищное право.-2018. -N 5.- С. 16 — 19.
- Шерстнева Н.С. Охрана интересов детей в советском семейном праве: Дис. канд. юрид. наук. Свердловск, 2017. -321с.
- Ярошенко К.Б. Гражданское право России. Общая часть. Курс лекций / Отв. ред. О.Н. Садиков. -М., 2016.- 512с.
Установление попечительства над совершеннолетними гражданами
Над совершеннолетними гражданами может быть установлена как опека, так и попечительство. Оснований для установления над гражданином попечительства несколько. Одно из них — ограничение дееспособности гражданина, вследствие злоупотребления им спиртными напитками или наркотическими веществами. Однако попечительство над таким гражданином может быть установлено лишь в том случае, если своими действиями он ставит семью в трудное материальное положение. Других оснований для ограничения дееспособности гражданина не существует. Но я считаю, что нужно расширить этот перечень. Ведь ставить свою семью в тяжелое материальное положение можно и азартными играми, и рискованным ведением предпринимательской деятельности и другими непродуманными действиями.
Установление и отмена опеки
С целью заботы о благоприятном взрослении детей, которые оказались в ситуации лишения родительского попечения, а также с целью защиты гражданских прав совершеннолетних недееспособных людей государство предусматривает возможность установления опеки и попечительства над этими гражданами, которое принимается по решению органов опеки.
Регулирование работы органов опеки и попечительства происходит на основании разноотраслевых норм права:
- нормы административного права регулируют деятельность органов опеки и попечительства; на основании этих норм соответствующие органы принимают решение о назначении опекунов и попечителей;
- нормы семейного права призваны регулировать отношения между опекунами, попечителями и подопечными;
- нормы Гражданского кодекса определяют опеку и попечительство независимый самостоятельный гражданско-правовой институт, а также устанавливают статус опекунов и попечителей и определяют характер участия опекунов в имущественных гражданско-правовых отношениях, которые непосредственно касаются подопечных.
Основания для назначения опекуна
Опекун может быть назначен в тех случаях, когда родители несовершеннолетнего:
- умерли;
- признаны судом безвестно отсутствующими;
- лишены или ограничены в родительских правах;
- решением суда признаны недееспособными;
- не могут содержать своего ребенка в силу длительной серьезной болезни;
- длительное время отсутствуют (к примеру, находятся в длительной командировке, либо судом им назначено наказание в виде лишения свободы и они находятся в МЛС);
- отказались от ребенка;
- создают постоянную угрозу их жизни и здоровью;
- сами являются несовершеннолетними в возрасте младше шестнадцати лет.
Для совершеннолетних граждан основанием для назначения ему опекуна может стать только лишение его дееспособности по суду.
Родители, обращаясь в орган опеки и попечительства с заявлением об установлении временного опекунства над несовершеннолетним ребенком, указывают в нем период, в течение которого они самостоятельно не смогут осуществлять за ним уход. Срок временной опеки будет устанавливаться в соответствии со сроком, указанным в заявлении.
В том случае, если опекунство оформляется не по просьбе родителей, то срок устанавливают сами сотрудники органа опеки и попечительства. Согласно ч. 5 ст. 12 №48-ФЗ, опекунство может быть оформлено на срок до 6 месяцев, но при наличии исключительных обстоятельств он может быть продлен до 8 месяцев.
Прекращение опеки и попечительства
Опека и попечительство прекращаются в следующих случаях:
- если опекун (попечитель) либо сам подопечный умер;
- если был указан срок действия опекунства, то по истечении этого срока;
- если опекаемый гражданин признается полностью дееспособным;
- при отстранении или освобождении опекуна (попечителя) от исполнения обязанностей.
Кроме того, опека над несовершеннолетними детьми прекращается в следующих случаях:
- достижение несовершеннолетним возраста 14 лет прекращает опеку, достижение возраста 18 лет — прекращает попечительство;
- если несовершеннолетний вступает в брак, то попечительство прекращается;
- опека над ребенком, у которого родители не достигли возраста 16 лет, прекращается при достижении его родителями совершеннолетия;
- если несовершеннолетнего возвращают родителям либо усыновляют;
- если подопечного помещают в специальное заведение (интернат, лечебное заведение и т.п.).
1. Настоящее Положение регулирует отношения по установлению, осуществлению и прекращению опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, недееспособными или ограничено дееспособными гражданами, отношения по установлению, осуществлению и прекращению патронажа над совершеннолетним дееспособным гражданином, а также вопросы организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству, патронажу.
2. Нормы настоящего Положения, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, применяются к учреждениям и организациям, в которые помещены под надзор несовершеннолетние дети, недееспособные или ограниченно дееспособные граждане, в том числе к учреждениям и организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3. В настоящем Положении используются следующие понятия и термины:
«кандидат в опекуны и попечители» — гражданин желающий принять несовершеннолетнего на воспитание и внесенный территориальным подразделением уполномоченного органа по защите детей в Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в качестве кандидатов в опекуны и попечители;
«нуждающиеся в установлении опеки и попечительства лица» — совершеннолетние недееспособные граждане, ограниченные в дееспособности граждане, несовершеннолетние, которым в силу обстоятельств требуется уход, забота, воспитание, совершение установленных законодательством действий в их интересах и от их имени;
«подопечный» — гражданин, в отношении которого установлены опека, попечительство или патронаж;
«территориальное подразделение уполномоченного государственного органа по защите детей» — государственный орган, осуществляющий функции опеки и попечительства (далее — территориальное подразделение).
4. Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, регулируются Семейным кодексом Кыргызской Республики, Кодексом Кыргызской Республики о детях, Гражданским кодексом Кыргызской Республики и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, а также настоящим Положением.
5. Деятельность по опеке и попечительству осуществляется в соответствии со следующими принципами:
1) добровольное принятие гражданином обязанностей по опеке и попечительству;
2) контроль за осуществлением обязанностей по опеке и попечительству;
3) обеспечение защиты прав и законных интересов подопечных.
Гражданин, желающий быть опекуном, должен быть полностью дееспособным и совершеннолетним.
Не рассматриваются в качестве кандидата в опекуны следующие граждане:
- эмансипированные лица в возрасте от 16 до 18 лет;
- ограниченные дееспособности в судебном порядке;
- состоящие на учете в наркологическом или психиатрическом диспансере;
- судимые за преступления против личности, жизни и здоровья граждан;
- лишенные родительских прав;
- ограниченные в родительских правах;
- граждане, лишенные права быть опекунами;
- лица, не имеющие постоянной регистрации и квартиры;
- граждане, супруги которых признаны недееспособными в судебном порядке;
- лица, лишенные права быть усыновителями;
- граждане, имеющие болезни, которые препятствуют исполнению обязанностей родителей.
Где оформляется опека?
Пакет документов кандидат в опекуны подает в органы опеки и попечительства. После изучения документов в течение 7 дней проводится проверка жилищных условий, в которых будет находиться подопечный. Важнейшее требование для ребенка — наличие отдельного спального места, а также места для занятий. Ребенку с инвалидностью необходимо предоставление отдельной комнаты.
На принятие решения об установлении опеки дается 15 дней.
Кандидат в опекуны получает заключение о разрешении или отказе в опекунстве. Если социальная служба отказала, ее заключение можно обжаловать в судебном порядке.
Постановление предоставляется:
- в школу;
- больницу, поликлинику;
- правоохранительным органам (при необходимости);
- во время поездок.
Опекуны и попечители. Установление опеки.
Опекун (попечитель) назначается органами опеки и попечительства по месту жительства нуждающегося в опеке лица. Это происходит в течение месяца с момента, когда стало известно о такой необходимости. Началом месячного срока служит день вступления в законную силу решения суда о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным, о лишении родителей родительских прав, об отобрании ребенка без лишения родительских прав или день вступления в силу приговора суда относительно родителей ребенка.
Датой утраты родительского попечения признается день смерти одинокой матери, последнего из родителей и т. д. В случае если дату возникновения потребности в опеке (попечительстве) установить невозможно, она соответствует дню составления акта обследования уполномоченным на это лицом. При обращении потенциального опекуна (попечителя) в органы местного самоуправления с просьбой о его назначении, месячный срок исчисляется со дня подачи такого заявления.
При определенных обстоятельствах опекун (попечитель) может быть назначен органом опеки и попечительства, расположенным по месту жительства опекуна (попечителя). Например, если он уже перевез нуждающегося в помощи гражданина к себе в дом или не имеет возможности долго пребывать в доме своего подопечного. Если опека оформляется по месту жительства опекуна (попечителя), то все необходимые документы он получает по месту принятия постановления об опеке, однако затем личное дело подопечного пересылается по месту жительства подопечного.
Если нуждающемуся в опеке или попечительстве опекун (попечитель) в течение месяца не назначен, исполнение обязанностей по опеке временно возлагается на сам орган опеки и попечительства. Эти обязанности органы опеки несут столько времени, сколько потребуется для поиска и назначения опекуна (попечителя) или подбора соответствующего учреждения, где подопечный будет находиться на полном государственном попечении. При принятии решения о назначении опекуна (попечителя) орган местного самоуправления выдает ему экземпляр постановления и удостоверение опекуна.
Другой комментарий к статье 41 ГК РФ
1. Институт патронажа над дееспособными гражданами ранее в законодательстве РФ отсутствовал. Необходимость усиления охраны прав, интересов совершеннолетних лиц, которые сами не в состоянии в полной мере о себе позаботиться, обусловила включение норм о патронаже в ГК. Обстоятельства, вызывающие потребность в патронаже, связаны с состоянием здоровья, обусловленным преклонным возрастом, тяжелым соматическим расстройством, инвалидностью, невозможностью из-за физического недуга свободно передвигаться за пределами своего дома и т.п. При этом сохраняется интеллект, способность разумно оценивать свои поступки и действия. Такому гражданину нужен только помощник. Потребность в помощнике обычно возникает, если рядом нет близких людей, готовых оказать поддержку, в чем бы она ни выражалась.
По смыслу п. 1 комментируемой статьи патронаж — разновидность попечительства, предусмотренного ст. 35 ГК. С таким подходом трудно согласиться. Попечительство над дееспособными совершеннолетними лицами имеет свои отличительные правовые признаки. Главный из них — восполнение дееспособности лица. При патронаже речь идет о полностью дееспособных гражданах, нуждающихся только в помощи. Она может быть активной и пожизненной, разовой и систематической, касаться мелких и крупных сделок, распоряжения имуществом. Какой должна быть эта помощь, определять находящемуся под патронажем лицу. Поэтому правильнее было бы говорить о патронаже над дееспособными гражданами как совершенно самостоятельном правовом способе помощи со стороны лиц, которым они доверяют. При отсутствии таких лиц гражданин может быть помещен в одно из специализированных учреждений (интернат, дом инвалидов) на полное государственное попечение. Однако временное пребывание в подобного рода учреждении не исключает патронажа.
2. В п. 2 комментируемой статьи использована уже более точная терминология. Лицо, осуществляющее патронаж, именуется помощником. Его статус отличается от регламентируемых ст. 35 ГК прав и обязанностей попечителя. Поступки, действия помощника связаны не правовыми предписаниями, а волей дееспособного совершеннолетнего гражданина. Чтобы обезопасить его от всякого рода случайностей, скрытой недобросовестности помощника, устанавливается определенный порядок оформления его отношений с лицом, находящимся на патронаже. Помощник назначается постановлением органов опеки и попечительства после того, как между ним и этими органами будет заключен договор патронажа, на что требуется согласие подлежащего патронажу лица. Именно такой видится формальная сторона договора патронажа, которая в ст. 41 четко не определена.
3. Настоящий пункт посвящается защите помощником только имущественных прав патронируемого. Она осуществляется по смыслу п. 3 комментируемой статьи на основании договора поручения или доверительного управления, заключаемого между помощником и лицом, находящимся на патронаже.
По нашему мнению, подобного рода правила неоправданно усложняют не только правовую, но и фактическую сторону патронажа, затрудняют его использование по назначению. Это обстоятельство вызывается смешением института попечительства как такового и патронажа. Представляется, что объединенные договором патронажа стороны связаны намерениями находящегося на патронаже лица. Если же возникнет надобность в совершении сделок, требующих нотариального удостоверения, помощник может действовать на основании доверенности.
Патронаж как самостоятельный вид помощи дееспособным, но беспомощным гражданам может быть как безвозмездным, так и оплачиваемым за счет патронируемого лица из получаемых им доходов. Вознаграждение может выражаться в предоставлении благ как имущественного, так и неимущественного характера (пользование дачей, автомашиной, комнатой в квартире, личной библиотекой и т.п.). При отсутствии всяких средств у лица, нуждающегося в помощнике, в исключительных случаях труд последнего может оплачиваться органами социальной помощи, различного рода фондами. Все эти важные для договора патронажа обстоятельства следует отразить в его тексте. В нем должны быть четко зафиксированы права и обязанности сторон (помощника и органов опеки и попечительства), а также права и обязанности лица, ради которого этот договор заключается. В тексте договора могут быть оговорены важные для беспомощного гражданина детали (доставка ему продуктов, приготовление пищи, уборка, организация медицинской помощи, чтение вслух для слепых и т.п.). Договор патронажа предполагает существование систематического надзора (контроля) за его осуществлением со стороны органов опеки и попечительства, а в необходимых случаях — отчетности помощника. Особого внимания заслуживают действия помощника, даже если они основаны на доверенности, по отчуждению имущества, имущественных, жилищных и других жизненно важных прав лица, пользующегося договором патронажа. Ни одна из имущественных сделок, требующих нотариального удостоверения, не может быть совершена от имени находящегося на патронаже без согласия органов опеки и попечительства. Для обеспечения большей безопасности беспомощных лиц требуется особая тщательность в подборе помощника.
4. Патронаж может быть прекращен по одностороннему заявлению помощника, лица, которое пользуется его помощью, органов опеки и попечительства, а также прокурора. При этом не имеют значения побуждения, вызвавшие желание физического лица прекратить отношения по патронажу. Для органов опеки и попечительства, прокурора основанием для постановки вопроса о прекращении этого договора служит недобросовестное исполнение обязанностей помощником. Прекращается договор патронажа и смертью помощника либо лица, пользовавшегося его помощью. Трактуя освобождение помощника (его отстранение) от принятых на себя обязательств, ст. 39 ГК исходит из понимания патронажа как разновидности попечительства, с чем трудно согласиться.
Опека и попечительство являются формами устройства ребенка в семью не на правах родного, но с возможностью получить воспитание, образование в специализированных учреждениях разного уровня, лечение (в том числе санитарно-курортное) и общение с близкими людьми в индивидуальном порядке, а не в условиях детского дома или дома малютки.
Государство предоставляет определенные льготы и пособия, часть из которых направляются непосредственно опекуну и попечителю. Большая часть выплат адресуется ребенку, что соответствует фактическому невмешательству опекунов и попечителей в финансовые и материальные вопросы подопечных. Они могут вмешаться, если ребенок, перешедший 14-летний рубеж, совершает заведомо опасную для него сделку, но препятствовать объективным процессам (вступление в право наследования, и т.п.) не имеют права. Данная схема защищает детей от действий мошенников и откровенного использования несовершеннолетних в собственных целях.
Что такое предварительная опека?
Мнение эксперта
Станислав Евсеев
Юрист. Опыт 12 лет. Специализация: гражданское, семейное, наследственное право.
Понятие предварительного опекунства устанавливается ФЗ от 2008 года № 48. Под опекой, назначенной предварительно, понимается временное устройство несовершеннолетнего или недееспособного гражданина в семью, в случае если требуется установление над ним постоянной опеки.
Однако перечень документов для постоянного опекунства является значительным. Потенциальный кандидат должен пройти медицинскую комиссию и получить заключение о возможности быть опекуном.
Чтобы не помещать ребенка или недееспособного гражданина на период сбора документации потенциальным опекуном в специализированную организацию, опекунство назначается предварительно.
Особенностью формы устройства является возможность оформления только в течение 30 дней. Срок исчисляется с момента получения ребенком статуса или вступления решения суда в отношении совершеннолетнего гражданина в силу.