Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Миграция и мобилизация: как это скажется на демографической ситуации в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Новый прогноз, подготовленный для «Проекта единого плана по достижению национальных целей до 2030 года» говорит о том, что в 2021 году численность населения РФ сократится на 290 тысяч, в 2022-м — на 238,1 тысячи, в 2023-м — на 189,1 тысячи, а в 2024 году — на 165,3 тысячи человек. Суммарно за 2020-2024 годы — более чем на 1,2 миллиона человек. Прирост населения прогнозируется только в 2030 году. Об этом сообщил телеграм-канал «Майский указ».
Грамотность населения
По нашим подсчётам в России около 123 547 198 человек старше 15 лет могут читать и писать на каком- либо языке. Это составляет 99.72% от общего числа взрослого населения. Под взрослым населением в данном случае подразумеваются все люди старше 15 лет. Соответственно, около 345 849 человек все ещё остаются безграмотными.
Уровень грамотности среди мужского взрослого населения составляет 99.73% (55 587 843 человека).
151 611 человек — безграмотны.
Уровень грамотности среди женского взрослого населения составляет 99.72% (67 959 355 человек).
194 238 человек — безграмотны.
Уровень грамотности среди молодёжи 99.66% и 99.75% для мужчин и женщин соответственно. Общий уровень грамотности среди молодёжи составляет 99.7%. Понятие молодёжи в данном случае покрывает население в возрасте от 15 до 24 лет включительно.
Разбегаются: неутешительные итоги миграции в Алтайском крае за полгода
Самое существенное сокращение численности населения наблюдается в Еврейском автономном округе, Магаданской и Тамбовской областях. На последнем месте в рейтинге расположилась Еврейская автономная область, здесь численность населения за три года сократилась на 3,72%. В Магаданской области этот показатель составил 3,53%, в Тамбовской области – 3,27%.
В последнюю пятерку также входят Курганская область (минус 3,16%) и Коми (минус 3,1%).
Наибольшая убыль населения в абсолютном выражении зафиксирована в Саратовской области (минус 46,68 тысячи человек), Нижегородской области (минус 45,68 тысячи человек) и Алтайском крае (минус 43,89 тысячи человек).
Миграционный отток отмечен в 59 регионах страны, максимальный – в Дагестане, Омской области, Коми, Оренбургской области и Алтайском крае.
Что представляет собой трудовая миграция в России
Трудовая миграция в России представляет собой переезд граждан в другой населенный пункт страны или за пределы республики, основной целью которого является устройство на более высокооплачиваемую работу. Тема о трудовой миграции на сегодняшний день не теряет своей актуальности, так как именно этот процесс оказывает существенное влияние на темпы экономического развития.
Мобильность в России обусловлена ощутимой разницей в экономических возможностях, социальном развитии и уровне жизни в разных регионах.
Основной причинный фактор, в результате которого появляется трудовая миграция – разная оплата труда. К примеру, бывает так, что после банкротства и закрытия крупного предприятия или организации население остается без работы. Такое положение вещей приводит к оттоку рабочей силы, что заставляет людей искать новое место и менять адрес основного проживания.
Ответственность за прием нелегалов
Вопрос о нелегальных мигрантах остро стоит во многих развитых и развивающихся странах. Потоки нелегалов из государств с плохо развитой экономикой каждый день атакуют их границы, проникая во многие города. На сегодняшний день в Западной Европе находятся более 5 млн. нелегалов. Но самая критическая ситуация наблюдается в США, куда за «американской мечтой» ежедневно приезжают тысячи китайцев, мексиканцев и прочих нелегалов.
Власти стран уделяют большое внимание нелегальной внутренней миграции, а мировое сообщество – международному перемещению трудоспособного населения в поисках хорошей работы, но проблема только все больше назревает. Несмотря на все санкции против самих нелегалов, а также против работодателей, которые их привлекают на работу, число незаконных работников не уменьшается. За прием на работу нелегальных мигрантов предусмотрены административные штрафы и даже уголовная ответственность. Нелегалу грозит депортация или выдворение из страны.
Нелегальное трудоустройство чревато самыми неприятными последствиями, как для работника, так и для работодателя. Устроившись неофициально, следует ожидать, что работодатель заставит трудиться больше и дольше, в более тяжелых условиях, чем официальных сотрудников, а заплатит гораздо меньше, или вообще не заплатит. И ничего с этим не поделаешь, так как нелегал – это бесправная рабочая сила.
Национальные зарубежные службы по охране рынка труда ежегодно ужесточают меры ответственности за трудоустройство нелегалов. Регулярно проводятся проверки на всех предприятиях и в учреждениях, в которых люди могут работать незаконно.
В Европе за одного нелегала нужно будет заплатить штраф в размере 50 000 или же получить тюремный срок. Также могут остановить работу предприятия на 3 месяца, что повлечет значительные убытки. Сам работник получит штраф в 1 000 евро, его депортируют, и в течение 1-5 лет не будут впускать в страны ЕС. В России штрафы за привлечение нелегальных мигрантов составляют 400 000 – 1 000 000 рублей. Также работодателю грозит приостановка работы учреждения на период 14-90 дней.
По официальным данным Организации Объединённых Наций на 2019 год общее количество мигрантов в мире составило 232 миллиона человек. Процентное соотношение мигрантов ко всему населению Земли составляет 3,2%. При этом тогда были выделены крупнейшие мировые миграционные коридоры, по которым происходит перемещение населения. К ним относятся:
- Мексика — США с 13 миллионами мигрировавших людей за 01.01.2019-01.08.2019.
- Россия — Украина (3,5 миллиона переместившихся за аналогичный промежуток времени).
- Украина — Россия (показатель — 2,9 миллиона человек).
- Казахстан — Россия (цифра — 2,5 миллиона человек за тот же временной отрезок).
По данным экспертов число международных мигрантов на 2019 год 214 миллионов человек. Было высказано мнение, что к 2050 году оно составит 405 миллионов людей. Но этот прогноз был сделан до событий «арабской весны», Гражданских войн в Сирии и на Украине. Так что увеличившиеся во время этих событий миграционные потоки остались вне поля зрения составителей этого прогноза. Однако, какова ситуация для Российской Федерации?
Под понятием «миграция населения» подразумевается сложный социально-экономический процесс перемещения людей внутри одного государства или за его пределами. Специалистами, которые занимаются миграционными проблемами, в зависимости от признаков были выделены разные виды миграции населения и создана ее примерная классификация.
В зависимости от направления:
- внутренняя – когда смена места жительства происходит внутри одного государства (из сельской местности в города, из одних регионов в другие);
- внешняя, когда граждане перемещаются из одной страны в другую.
По продолжительности:
- временная – при которой переезд осуществляется на определенный период времени (маятниковая, сезонная, вахтовая);
- постоянная – когда человек переезжает с целью обосноваться на новом месте навсегда.
В зависимости от причин. Побудить к переезду могут такие мотивы:
- экономические (когда человек стремиться улучшить свое благосостояние);
- семейно-бытовые (переезд к родителям, детям, супругу (супруге));
- политические (стремление избежать политических преследований);
- этнические (возвращение на историческую родину);
- военные (когда территория проживания людей становится зоной военных действий).
Под понятием «миграция населения» подразумевается сложный социально-экономический процесс перемещения людей внутри одного государства или за его пределами. Специалистами, которые занимаются миграционными проблемами, в зависимости от признаков были выделены разные виды миграции населения и создана ее примерная классификация.
В зависимости от направления:
- внутренняя – когда смена места жительства происходит внутри одного государства (из сельской местности в города, из одних регионов в другие);
- внешняя, когда граждане перемещаются из одной страны в другую.
По продолжительности:
- временная – при которой переезд осуществляется на определенный период времени (маятниковая, сезонная, вахтовая);
- постоянная – когда человек переезжает с целью обосноваться на новом месте навсегда.
В зависимости от причин. Побудить к переезду могут такие мотивы:
- экономические (когда человек стремиться улучшить свое благосостояние);
- семейно-бытовые (переезд к родителям, детям, супругу (супруге));
- политические (стремление избежать политических преследований);
- этнические (возвращение на историческую родину);
- военные (когда территория проживания людей становится зоной военных действий).
Поуехавших сделают понаехавшими
6. Миграционные процессы играют значимую роль в социально-экономическом и демографическом развитии Российской Федерации. За последние два десятилетия миграционный прирост в значительной степени компенсировал более половины естественной убыли населения. Согласно расчету Федеральной службы государственной статистики о перспективной численности населения до 2030 года (высокий и средний варианты), учитывающему результаты Всероссийской переписи населения и динамику демографических процессов последних лет, численность населения страны на начало 2025 года составит 142,8 — 145,6 миллиона человек.
7. Переселение мигрантов на постоянное место жительства в Российскую Федерацию становится одним из источников увеличения численности населения страны в целом и ее регионов, а привлечение иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам в соответствии с потребностями российской экономики является необходимостью для ее дальнейшего поступательного развития.
8. В современных условиях миграция работников высокой квалификации является важным источником накопления человеческого капитала, обеспечивающего экономический рост и благосостояние в принимающих странах. Не случайно конкуренция за привлечение таких работников имеет международный масштаб. Одна из стратегических задач — создание условий и механизмов для привлечения востребованных экономикой высококвалифицированных и квалифицированных специалистов разного профиля, предпринимателей и инвесторов, прежде всего на долгосрочной основе.
9. В настоящее время миграционная привлекательность Российской Федерации по сравнению с другими странами, принимающими мигрантов, невысока и распространяется преимущественно на граждан государств — участников Содружества Независимых Государств. Продолжается эмиграционный отток из страны. Мигранты новых поколений, прибывающие в Российскую Федерацию из государств — участников Содружества Независимых Государств, по сравнению с их предшественниками обладают более низким уровнем образования, знания русского языка и профессионально-квалификационной подготовки.
10. Неблагоприятные тенденции наблюдаются во внутренних миграциях. Население Российской Федерации отличается более низкой территориальной мобильностью (в том числе на локальном уровне) в сравнении с другими странами. Причины обусловлены большими издержками на переселение, неразвитостью транспортной сети, ограниченностью рынка арендуемого жилья, высокой стоимостью жилья и его аренды, низкими доходами большей части населения. Основным вектором межрегиональных внутренних миграций остается движение с Востока в Центр и в Московский регион, что усиливает дисбаланс в распределении населения по территории Российской Федерации.
11. Миграционное законодательство Российской Федерации не в полной мере соответствует текущим и будущим потребностям экономического, социального и демографического развития, интересам работодателей и российского общества в целом. Оно ориентировано на привлечение временных иностранных работников и не содержит мер, способствующих переезду на постоянное место жительства, адаптации и интеграции мигрантов.
12. Несовершенство действующей системы управления миграционными процессами проявляется в наличии большого числа незаконных мигрантов. Ежегодно в стране от 3 до 5 миллионов иностранных граждан осуществляют трудовую деятельность без официального разрешения. Незаконная миграция, питающая рабочей силой теневой сектор экономики, является одной из главных причин усиления негативного отношения к мигрантам со стороны части населения Российской Федерации.
13. За исключением Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, отсутствуют программы привлечения на постоянное место жительства мигрантов с востребованными в стране профессионально-квалификационными, образовательными, экономическими, демографическими, социокультурными и другими характеристиками, способных успешно адаптироваться и интегрироваться в российское общество. Сложности в получении разрешения на временное проживание и вида на жительство затрудняют процесс получения гражданства для большинства законопослушных мигрантов.
14. Система привлечения временных трудовых мигрантов и определения потребности в иностранной рабочей силе нуждается в совершенствовании. Трудовые контракты с иностранными работниками вне зависимости от их вида деятельности ограничены сроком в один год. Непозволительно долго осуществляется формирование механизмов набора иностранных работников, дифференцированных в соответствии с профессионально-квалификационными запросами российских работодателей. Исключением является узкая категория высококвалифицированных специалистов. Отсутствуют специальные программы каникулярной и сезонной трудовой миграции. Действующая система квотирования несовершенна и предполагает излишне длительные сроки рассмотрения заявок работодателей, а также не обеспечивает привлечения иностранных работников на рабочие места в соответствии с заявленной потребностью работодателей.
21. Цели государственной миграционной политики Российской Федерации:
а) обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, максимальная защищенность, комфортность и благополучие населения Российской Федерации;
б) стабилизация и увеличение численности постоянного населения Российской Федерации;
в) содействие обеспечению потребности экономики Российской Федерации в рабочей силе, модернизации, инновационном развитии и повышении конкурентоспособности ее отраслей.
22. Принципы государственной миграционной политики Российской Федерации:
а) обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
б) недопустимость любых форм дискриминации;
в) соблюдение норм национального и международного права;
г) гармонизация интересов личности, общества и государства;
д) взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, развитие институтов социального партнерства и гражданского общества;
е) защита национального рынка труда;
ж) дифференцированный подход к регулированию миграционных потоков в зависимости от целей и сроков пребывания, социально-демографических и профессионально-квалификационных характеристик мигрантов;
з) учет особенностей регионального развития;
и) открытость и доступность информации о миграционных процессах и принимаемых решениях в области реализации государственной миграционной политики Российской Федерации;
к) научная обоснованность принимаемых решений.
23. Задачи государственной миграционной политики Российской Федерации:
а) создание условий и стимулов для переселения в Российскую Федерацию на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, эмигрантов и отдельных категорий иностранных граждан;
б) разработка дифференцированных механизмов привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы;
в) содействие развитию внутренней миграции;
г) содействие образовательной миграции и поддержка академической мобильности;
д) выполнение гуманитарных обязательств в отношении вынужденных мигрантов;
е) содействие адаптации и интеграции мигрантов, формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом;
ж) противодействие незаконной миграции.
Новая миграционная концепция — попытка догнать вчерашний день — эксперт
-
Указ Президента РФ от 19.05.2012 N 635 (ред. от 19.11.2021)
«Об упорядочении использования устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, устанавливаемых на транспортные средства»
-
Указ Президента РФ от 18.11.2021 N 661
«О внесении изменений в Положение о Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. N 562»
-
Указ Президента РФ от 18.11.2021 N 659
«О награждении государственными наградами Российской Федерации»
-
Распоряжение МВД России от 08.09.2021 N 1/10161
«О внесении изменений в распоряжение МВД России от 29 декабря 2020 г. N 1/15065 «Об утверждении Ведомственной программы цифровой трансформации МВД России на 2021 — 2023 годы»
-
Распоряжение МВД России от 29.12.2020 N 1/15065 (ред. от 08.09.2021)
«Об утверждении Ведомственной программы цифровой трансформации МВД России на 2021 — 2023 годы»
-
Доклад о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2019 год
Вид на жительство станет основным миграционным статусом, позволяющим в будущем получить гражданство в общем или упрощенном порядке. РВП (разрешение на временное проживание) как временный статус на этапе к гражданству, выделяемый по квоте, предполагается исключить.
Отмечается, что статус РВП оформляют преимущественно с тем, чтобы избежать необходимости получения разрешительных документов для временной трудовой деятельности, а для тех, кто намерен приобрести гражданство, данный этап оказывается лишней бюрократической ступенью, которая влечёт дополнительные финансовые и временные затраты для мигрантов, повторные обращения в государственные органы с фактически одинаковым комплектом документов.
Предлагается установить три вида порядка приёма в гражданство Российской Федерации: общий, упрощенный и особый.
Новый посыл миграционным органам, обществу и мигрантам
Эксперты МВД подготовили анализ миграционной ситуации в России и спрогнозировали ее дальнейшее развитие
ДУШАНБЕ, 16 июн — Sputnik. Пандемия коронавируса сделала очевидной необходимость вывести нелегальных мигрантов в РФ из тени.
Какие изменения готовятся МВД, ведомственными экспертами, специалистами по миграционной политике и что они дадут как россиянам, так и мигрантам, разбиралось РИА Новости.
Пандемия потребовала беспрецедентных мер в отношении мигрантов, оставшихся в России, – в частности, власти продлили действие виз и рабочих патентов для иностранцев. Параллельно эксперты МВД подготовили анализ миграционной ситуации в стране и спрогнозировали ее дальнейшее развитие.
Еще в начале года мы наблюдали незаконный ввоз мигрантов в грузовых отсеках фур в Европу.
- 2009
- 2010
- 2011
- 2012
- 2013
- 2014
- 2015
- 2016
- 2017
- 2018
- 2019
- 2020
- 2021
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
Миграционная ситуация в РФ и ее регулирование государством
Миграционные процессы в России подвергаются как отрицательным, так и положительным факторам развития. К отрицательным факторам относятся распад бывшего Союза ССР, проявления национализма, терроризм, незащищенность отдельных участков государственной границы Российской Федерации, ухудшение качества жизни людей и состояния окружающей среды, экономическая нестабильность и социальные конфликты. Не смотря на большое количество отрицательных факторов, так же имеются и положительные, например такие, как развитие рыночных отношений, развитие трудовой деятельности в отдаленных районах государства.
Российская Федерация всегда имел интерес у большинства иностранных граждан, она привлекала свое большой территорией и разновидностью трудовой деятельности. Исходя из этого, трудовая миграция пользуется особым интересом в РФ. Но для того, что бы в стране не возник экономический кризис, все трудовые отношения с мигрантами регулируются законами РФ. Так, например, с помощью миграционных квот, государство регулирует численность рабочих, которым могут предоставить место в организации или предприятии.
Миграционная политика служит для обеспечения устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности РФ, удовлетворения потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рационального размещения населения на территории страны, использования интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания России. Миграционную политику нельзя оставлять без внимания ни органам власти, ни обществу. Она является неотъемлемой частью всей государственной политики в целом, так как имеет непосредственное отношение к жизни многих граждан страны, заботиться о которых — первоочередная задача и цель любого государства.
Миграционное положение в России
Ни для кого не секрет, что Россия ежегодно принимает огромное количество мигрантов. В основном иностранные граждане приезжают с целью устроиться на работу. Логично предположить, что наиболее развита миграция из Центральной Азии в Россию. Объяснить это можно тем, что страны находящиеся именно в данной части материка, близко расположенной к Российской Федерации, экономически менее развиты.
Также на то, что в Российской Федерации преобладают мигранты, приезжающие стран СНГ, влияет и действие программы добровольного переселения соотечественников. Именно поэтому граждане соседних государств, правительство которых не обеспечивает достойного уровня жизни, стремятся в Россию.
Стоит отметить, что в некоторых странах – бывших республиках СССР до сих пор высоко ценится российское образование, что обеспечивает еще одно миграционное направление – получение образование в РФ.
Привлечение потока мигрантов страну, конечно, обеспечивает прирост населения, однако современная миграционная ситуация в РФ в 2017 году, вернее, статистические данные говорят о том, что большое количество самих россиян ежегодно покидает страну, они отдают предпочтение таким промышленно развитым государствам, как США, Австралия, Канада, Финляндия и Германия.
Под понятием «миграция населения» подразумевается сложный социально-экономический процесс перемещения людей внутри одного государства или за его пределами. Специалистами, которые занимаются миграционными проблемами, в зависимости от признаков были выделены разные виды миграции населения и создана ее примерная классификация.
В зависимости от направления:
- внутренняя – когда смена места жительства происходит внутри одного государства (из сельской местности в города, из одних регионов в другие);
- внешняя, когда граждане перемещаются из одной страны в другую.
- временная – при которой переезд осуществляется на определенный период времени (маятниковая, сезонная, вахтовая);
- постоянная – когда человек переезжает с целью обосноваться на новом месте навсегда.
В зависимости от причин. Побудить к переезду могут такие мотивы:
- экономические (когда человек стремиться улучшить свое благосостояние);
- семейно-бытовые (переезд к родителям, детям, супругу (супруге));
- политические (стремление избежать политических преследований);
- этнические (возвращение на историческую родину);
- военные (когда территория проживания людей становится зоной военных действий).
Юрий Жданов: в 2022 году нужно готовиться к росту миграционных и киберугроз
Согласно предварительным данным, которые предоставила Федеральная служба государственной статистики, на 1 января 2019 года численность населения РФ составила 146,8 млн человек.
В прошлом (2018-м) году количество жителей сократилось на 93,5 тыс. человек. Среди причин – уменьшение числа прибывших в РФ граждан и рост числа уехавших из страны.
По сравнению с 2017-м, в 2019 году миграционный прирост в России снизился на 41,1%.
Для миграционной ситуации в Российской Федерации на начало 2019 года характерно увеличение количества людей, сменивших место жительства в пределах страны. К миграционно привлекательным регионам относятся Северо-Западный (Санкт-Петербург, Ленинградская область) и Южный федеральные округа.
Центральный федеральный округ, в состав которого входит столица и Московский регион, стал территорией, где традиционно отмечается наиболее интенсивная внутренняя миграция в России. К субъектам Федерации, которые теряют население, относятся Сибирский, Уральский, Приволжский федеральные округа.
Согласно последним исследованиям Международной организация труда ООН, во всем мире насчитывается 277 млн мигрантов. Большая часть из них (164 млн) принадлежит к категории трудовых мигрантов, еще 19 млн человек являются беженцами. За последние пять лет количество граждан, сменивших место жительства с целью устроиться на работу, выросло почти на 10%.
Главные районы миграции, лидирующие по притоку переселенцев, – страны Северной Америки и Европы. Больше всего мигрантов проживают в США, Германии, Великобритании, Франции, Канаде, Испании. В последние годы наблюдается тенденция роста трудовой миграции в странах со средним уровнем дохода. Это такие государства, как Россия, Казахстан, Туркменистан, Азербайджан, Белоруссия, Бразилия и Китай.
В связи с этим можно выделить следующие положительные особенности мирового миграционного процесса:
- за счет мигрантов, которые переводят заработанные деньги на родину, осуществляется социальная поддержка малообеспеченных граждан;
- мигранты получают высокую зарплату, возможность для карьерного роста и профессионального развития;
- работодатели выбирают среди соискателей наиболее талантливых специалистов;
- страны, которые принимают мигрантов, получают экономическую выгоду от притока инвесторов, а также работоспособных, умных и одаренных работников.
Как показывает статистика миграции в мире, приток людей из других стран опережает темпы роста численности населения:
- 2013 год – их количество составляло около 232 млн. человек;
- 2015 год – цифра достигла 244 млн. Из них 20 млн. человек являются беженцами.
Чаще всего в основе массового перемещения людей лежат экономические причины. Статистика миграции населения в мире выделяет следующие факторы:
- переезд работников низкой квалификации в страны с высоким уровнем экономики;
- переселения между странами с одинаковым уровнем развития из-за социальных или культурных факторов;
- статистика по миграции в мире отражает перемещение трудовых ресурсов из государств бывшего СССР и Восточной Европы в Западную ее часть и США;
- наблюдается также переезд квалифицированных работников из благополучных стран в развивающиеся по причинам высоких заработков, карьеры.
Среди других факторов, влияющих на массовые перемещения, статистика миграции населения выделяет также:
Приток происходит преимущественно за счет стран СНГ:
- 2014 год – 92%;
- 2015 год – 89 %.
Основную часть составляет миграция из Украины. Статистика за 2016 год насчитывает 35% (178 тыс. человек из 512 тыс. прибывших из стран СНГ). Однако за первые три месяца 2017 года статистика миграции рабочей силы показывает снижение числа прибывших на 8,1% по сравнению с первым кварталом 2016 года. В значительной мере снижение произошло за счет украинцев.
Незаконная миграция в РФ по статистике составляет около 3,6 млн. от общего числа граждан въехавших в страну. У большинства нелегалов закончился срок действия разрешительных документов. Статистика незаконной миграции указывает на последствия нелегального въезда и нахождения на территории страны:
- избыток дешевой рабочей силы;
- рост безработицы;
- недополучение бюджетом налогов;
- разводы;
- расширение теневой экономики;
- перенаселение жилья;
- рост коррупции. Статистика по миграции МВД отмечает всплеск взяточничества среди сотрудников правоохранительных органов и работников соответствующих служб;
- обострение социальной напряженности в обществе;
- расширение криминальной среды.
Если проанализировать статистические показатели миграции населения, то несмотря на меры, предпринимаемые законодательной и исполнительной властью, ситуация чревата негативными последствиями.
Об этом «Российской газете» рассказала заведующая лабораторией количественных методов исследования регионального развития Российского экономического университета имени Плеханова Елена Егорова, проанализировав предварительные данные Росстата о численности населения России на 1 января 2021 года и в целом за 2019 год. По ее словам, превышение естественного прироста над миграционным наблюдалось в республиках Северного Кавказа, а также на севере — в Якутии, Тыве, Бурятии, на Алтае, в Ямало-Ненецком и Ненецком автономных округах.
В целом, по предварительным данным, россиян за прошлый год стало меньше на 35,6 тысячи человек. «Связано это, прежде всего, с продолжающимся падением рождаемости, — отмечает эксперт. — В детородный возраст вошло малочисленное поколение 90-х годов». А в Росстате добавляют, что ежегодное снижение числа родившихся составляет 45 тысяч человек. «Миграционный прирост в 2021 году компенсировал естественную убыль примерно на 90 процентов, однако ожидается, что она будет нарастать», — говорят в Росстате.
Так, естественная убыль населения отмечена во всех федеральных округах, за исключением Северо-Кавказского. Миграционный прирост населения смог перекрыть естественную убыль населения в 4 округах — Центральном, Северо-Западном, Южном и Уральском. И за год в них был отмечен общий прирост населения. В трех федеральных округах — Приволжском, Сибирском и Дальневосточном — наблюдалась как естественная убыль населения, так и миграционная.
По общему приросту населения, несомненно, лидирует Москва и Московская область — 88 и 77 тысяч человек, по естественному приросту — республики Дагестан и Чеченская — 31 и 22 тысячи человек.
По общему приросту населения в лидерах Москва и Московская область, а также северо-кавказские республики
Интересно, что Чукотский автономный округ показал за год самые высокие демографические результаты — общий прирост населения вырос за год на 21 процент, миграционный — на 19 процентов и только естественный всего на 1,5 процента. За счет приезжих прирастают 13 регионов, среди которых Московская область, Краснодарский край, Ленинградская область, Калининградская область, г. Санкт-Петербург, Республика Адыгея, Ставропольский край, г. Севастополь, Новосибирская область, Республика Татарстан, Томская область, Республика Крым, Белгородская область
Прирост и убыль населения в России по годам с 1950 по 2021
Сегодня в России наблюдается естественная убыль населения. Но были, в том числе в новейшей истории России, периоды, когда был отмечен хоть и небольшой, но рост.
Для наглядности мы собрали данные о приросте/убыли населения РФ за последние 20 лет в таблицу. Для справки указаны также некоторые показатели времен СССР.
Год | Естественный прирост (+), убыль (-) |
1950 | 16,8 |
1960 | 15,8 |
1970 | 5,9 |
1980 | 4,9 |
1990 | 2,2 |
1995 | -5,7 |
2000 | -6,6 |