Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «НДС 0 %: как подтвердить нулевую ставку НДС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Состав документов, который может быть запрошен непосредственно у налогоплательщика, в рамках камеральных проверок ограничен (ст.88 НК РФ). В основном это документы, подтверждающие право на применение льгот или правомерность возмещения, либо возврата НДС.
Требования в рамках «встречных проверок».
Однако данные ограничения могут быть легко инспектором преодолены.
Если документы, связанные с деятельностью налогоплательщика нельзя истребовать при камеральной проверке у самого налогоплательщика, то почему бы не запросить интересуемые инспектора документы в рамках «встречной» проверки каждого из контрагентов налогоплательщика. Получается, что инспектор запрашивает документы не в отношении самого налогоплательщика, а имеющиеся у него документы в отношении всех его контрагентов. Фактически же проверяется сам налогоплательщик. Формально такие требование законны и оспорить их в суде в подавляющем большинстве случаев не удается.
Важным нюансом встречных поверок является то, что запрашиваемые при их проведении документы и информация должны быть связаны с проверяемым налогоплательщиком, то есть с вашим контрагентом, в отношении которого и проводится проверка.
Эта связь не обязательно должна быть прямой.
В ситуации, когда у вас запрашивают документы по взаимоотношениям с вашим контрагентом, но при этом проверяют третье лицо (которое вы можете и не знать), такое требование будет законным, если ваш контрагент является звеном в цепочке поставщиков (покупателей), ведущей к проверяемому третьему лицу.
Или, например, у вас может быть запрошена информация о том, как вы отразили операцию с контрагентом в своем бухгалтерском учете. Связь данной информации с проверяемым налогоплательщиком (вашим контрагентом) неочевидна, однако суды признают истребование такой информации правомерной.
Что делать, если просят дать пояснения?
Сразу обращаем внимание, на основании какой нормы просят дать пояснения.
Если на основании 93.1 НК РФ, то актуально все то, что написано выше.
Если же на основании п. 3 ст. 88 НК РФ, то налоговый орган должен в требовании указать, какие выявлены проверкой ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, полученным им в ходе налогового контроля.
Если налоговый орган не указывает, какие ошибки либо противоречия выявлены, то ответ на него является вашим правом, но не обязанностью.
ВАЖНО! Даже в таком случае не следует игнорировать требование. Целесообразно указать в ответе, что при самостоятельной проверке налогоплательщиком поданной им декларации никаких ошибок, противоречий не выявлено, соответственно, обязанности давать какие-либо пояснения не возникает.
Как можно ответить на требование ИФНС о представлении документов
После приема документов пользователь оценивает время, которое нужно для подготовки ответа, нажимает кнопку «Подготовить ответ» и выбирает вариант:
- «Ответ на требование документов (информации)» — для ответа по существу в формализованном виде;
- «Уведомление о невозможности ответить в срок» — для отправки в ИФНС уведомления, что субъект не может представить документы или информацию в установленный срок. Документ регламентирован Приказом ФНС от 24.04.2019 г. № ММВ-7-2/204@$
- «Реестр документов, подтверждающих льготы по НДС» — для сокращения перечня требуемых документов в ходе проведения камеральной проверки. Вместо самого пакета документов на льготу по НДС можно подать реестр этих документов в электронном виде. Этот документ регламентирован Письмом ФНС от 12.11.2020 г. № ЕА-4-15/18589.
Что делать, если просят дать пояснения?
Сразу обращаем внимание, на основании какой нормы просят дать пояснения.
Если на основании 93.1 НК РФ, то актуально все то, что написано выше.
Если же на основании п. 3 ст. 88 НК РФ, то налоговый орган должен в требовании указать, какие выявлены проверкой ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, полученным им в ходе налогового контроля.
Если налоговый орган не указывает, какие ошибки либо противоречия выявлены, то ответ на него является вашим правом, но не обязанностью.
ВАЖНО! Даже в таком случае не следует игнорировать требование. Целесообразно указать в ответе, что при самостоятельной проверке налогоплательщиком поданной им декларации никаких ошибок, противоречий не выявлено, соответственно, обязанности давать какие-либо пояснения не возникает.
Имейте в виду, что пояснения в любом случае придется дать, если:
-
в декларации по налогу на прибыль заявлена сумма убытка;
-
налогоплательщиком в декларации заявлены операции (имущество), по которым применены налоговые льготы;
- в иных случаях, указанных в п. 8.1, 8.2, 8.5, 8.6, 8.8, 8.9, 12 ст. 88 НК РФ.
Можно ли отказаться от возврата НДС и перенести вычеты на следующие периоды
Такая ситуация возникает, когда налогоплательщик:
- Предполагает, что в следующем квартале у него будет НДС к уплате. Возврат НДС — это сложный и длительный процесс. Может получиться так, что пройдет несколько месяцев, вам возместят НДС, но подойдут сроки уплаты нового НДС, и эти деньги снова придется отдать в уплату налога. Быстрее и выгоднее может быть сразу перенести вычет на следующий период.
- Не хочет связываться с налоговиками: проходить камеральную проверку, собирать документы, ходить на комиссии, а возможно, и судиться.
Что экспортировали из России в 2018 году:
Нефть, нефтепродукты, руда и т.п. | $256.9 млрд | 52.8% |
Прочее | $97,4 млрд | 20% |
Металлы и изделия из них | $48.7 млрд | 10% |
Продукция химической промышленности | $21.3 млрд | 4.4% |
Машины, оборудование и аппаратура | $16 млрд | 3.3% |
Продукты растительного происхождения | $13.3 млрд | 2.7% |
Драгоценности | $11.1 млрд | 2.3% |
Древесина и изделия из нее | $9.72 млрд | 2% |
Пластмассы, каучук, резина | $6.8 млрд | 1.4% |
Транспорт | $5.44 млрд | 1.1% |
Когда сдавать документы на 0% НДС
Заявить об операции в ФНС, облагаемой нулевым НДС, необходимо не позднее 180 календарных дней с момента получения товаром таможенного экспортного статуса. Если налогоплательщик не представит указанные выше документы или их копии, экспортные сделки будут облагаться по другим ставкам НДС – 10% или 20%, в зависимости от категории товара или услуги.
Если опоздавший налогоплательщик все же представит в ФНС документы, которые подтвердят его право на нулевую налоговую ставку по НДС, уплаченные суммы налога ему будут возвращены. А вот за просроченное время — с момента отгрузки до даты фактического подтверждения обоснованности нулевой ставки налога, начислят пеню за каждый день просрочки.
Кроме того, с 2018 года экспортеры вправе самостоятельно отказаться — в силу своих причин — от нулевой ставки по НДС. Отказаться можно только по всем экспортным операциям сразу.
«Внерамочные» требования, «устрашающие» требования и требования по налоговым оговоркам
Истребование информации через «внерамочные» требования, «устрашающие» требования и требования по налоговым оговоркам в последнее время становится не просто трендом налогового контроля, а каким-то хайпом для проверяющих и рассматривать их необходимо вместе потому, что для данных требований в НК РФ имеется общая статья 93.1.
Хоть статья и одна, но полномочия налоговых органов по ней четко дифференцированы по объему запрашиваемых у компании документов в зависимости от проводимой в отношении ее контрагента формы налогового контроля:
- в ходе налоговых проверок налоговый орган вправе истребовать у компании документы (информацию), касающиеся деятельности его проверяемого контрагента компании или иных лиц (пункт 1 статьи 93.1 НК РФ);
- вне рамок проведения налоговых проверок проверяющий налоговый инспектор вправе истребовать лишь документы (информацию) в отношении конкретной сделки (пункт 2 статьи 93.1 НК РФ).
Срок для представления документов — 5 дней или 10 дней (зависит от основания истребования) со дня получения требования, но может быть продлен по после соответствующего уведомления от проверяемой компании.
Упоминание о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды в случае заключения сделок с контрагентами, которые в реальности не могли осуществить взятые на себя обязательства, были озвучены еще в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».
Впоследствии налоговые органы выпустили довольно много разъяснений о том, что налогоплательщик при выборе контрагента обязан проявлять должную осмотрительность и осторожность, которая в общем случае подразумевает проверку
Позже в Налоговом Кодексе появилась статья 54.1, которая на законодательном уровне закрепила полномочия налоговых органов при рассмотрении ими вопросов о получении необоснованной налоговой выгоде налогоплательщиками. Рождению этой статьи предшествовала многолетняя судебная практика, особенно выводы указанного выше Пленума ВАС РФ в Постановлении от 12.10.2006 N 53.
Статья 54.1 НК РФ по сути ничего нового не привнесла. Но в этой статье нет термина «необоснованная налоговая выгода», а перечислены конкретные условия, при которых налогоплательщик вправе уменьшить свою налоговую базу или сумму налога, а именно:
С проверкой первого условия понятно — налогоплательщик должен в учете отразить свершившуюся операцию на основании первичных документов.
Под проверкой соблюдения второго условия будет рассматриваться с кем именно заключена сделка, например, присутствует ли взаимозависимость лиц в сделке.
И соблюдение третьего условия означает, что должна присутствовать реальность сделки.
Но несмотря на то, что в НК РФ так и внесено понятие «необоснованной налоговой выгоды», при проверке налоговые органы ищут именно ее.
Так что это такое, эта необоснованная налоговая выгода?
Например, если налогоплательщик заявляет вычет по НДС или учитывает расходы по налогу на прибыль, то он получает налоговую выгоду. При проверке налоговики будут выяснять, насколько данная выгода является обоснованной.
Если, допустим, будет установлено, что сделка, по которой сумма НДС принята к вычету, а стоимость приобретенного товара (работы, услуги) по этой сделке учтена в расходах по налогу на прибыль, не была исполнена контрагентом лично по причине того, что у него не было ни трудовых ресурсов, ни запасов, ни оборудования, то это значит, что налогоплательщик получил необоснованную налоговую выгоду и ему будут доначислены налоги.
Поэтому при заключении договоров и совершении сделок, как и прежде, налогоплательщик обязан проверять своего контрагента и отражать все операции в учете только на основании корректных первичных бухгалтерских документов. Совершаемые сделки не должны иметь цель только уменьшения налогов.
Считается, что если налогоплательщик соберет о контрагенте указанную выше информацию, то это оградит его от налоговых рисков и от претензий со стороны налоговых органов. Как бы не так! Это всего лишь документы, некоторые из которых находятся в свободном доступе.
В подтверждение этому имеется Определение Верховного суда РФ от 05.08.2019 № 309-ЭС19-11950 по делу № А76-29510/2016. А уж если дело дошло до суда, то можно сделать вывод, что компания собрала нужный пакет документов, так сказать, проявила должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагента и рассчитывала только этим доказать, что она права.
Тот факт, что контрагенты перечисляли НДС в бюджет, по мнению суда, означает, что ими создавалась видимость ведения деятельности. Вот так получается, не платишь — виноват, а если платишь — тоже виноват, просто вид делаешь честный.
Что могут потребовать при камералке по НДС — анализ практики
Второе нарушение тоже связано с чрезмерными запросами налоговиков. Они просят предоставить: штатное расписание, решение учредителей о назначении директора, приказ о назначении директора и другие документы.
В ходе камеральной проверки налоговой декларации по НДС у налогоплательщика запросили копии:
- ветеринарных свидетельств на крупный рогатый скот, транспортных накладных, пояснения относительно оплаты за мясо;
- штатного расписания, актов сверок с контрагентами, решения учредителей о назначении директора, приказа о назначении директора, трудовой книжки директора;
- договоров с покупателями продукции, оборотно-сальдовых ведомостей по счетам бухгалтерского учета на приобретенные и реализованные товары.
Компания отказалась предоставить ветеринарные свидетельства, штатное расписание, решение учредителей, копию трудовой книжки, оборотно-сальдовые ведомости по счетам бухгалтерского учета, сославшись на то, что указанные документы непосредственно к исчислению НДС не относятся в силу п. 7, 8 ст. 88, ст. 172 НК РФ.
Суд указал, что запрашиваемые инспекцией документы (штатное расписание, решение учредителей о назначении директора, приказ о назначении директора, копия трудовой книжки директора) не относятся к документам, подтверждающим правомерность применения вычетов по НДС, неисполнение налогоплательщиком требования контролеров считается правомерным (Постановление Арбитражного суда ЦО № Ф10-2225/2017 от 30.05.2018 по делу № А48-5582/2016).
При проведении камеральной проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, кроме предусмотренных НК РФ.
Требования, предъявляемые к срокам представления документов
- Пример Требования
- Отправка квитанции
- Сроки ответа на требование
- Пояснения
- Как отсрочить ответ
- Санкции за просрочку с ответом
- Разрыв в цепочке контрагентов
- Подготовка ответа в ИФНС
- Правомерный вычет НДС
- Пени по НДС: начисление и уплата
- Уточненка по НДС: как подготовить
- Отправка ответа в ИФНС
НК РФ не уточняет, какие виды документов могут требовать контролеры у налогоплательщиков. Статьи кодекса содержат лишь обтекаемые формулировки: «документы относительно конкретной сделки», «необходимые для проведения проверки документы», и т. д. Поэтому контролеры самостоятельно решают, какую именно документацию запросить в каждом отдельном случае.
Например, при камеральной проверке декларации НДС с заявленным возмещением, обычно требуют счета-фактуры и иные документы, свидетельствующие о правомерности вычетов.
При выездной проверке могут быть запрошены любые документы в пределах проверяемого периода и налога, включая регистры учета, первичную документацию (счета, договоры, накладные, банковские выписки) и пр.
Если фискалов интересуют сведения о контрагенте (встречная проверка) или определенной сделке, могут запрашивать: договор с конкретным субъектом и дополнительные соглашения к нему, счета, акты, товарные накладные, таможенные декларации, счета-фактуры и т. д.
Если компания должна представить контролерам свои документы в рамках проверки или документацию об определенной сделке – срок направления ответа 10 дн.
Передать документы с данными по контрагенту или сообщить, что таковые отсутствуют, нужно не позже, чем через 5 дн.
Обратите внимание!
Ответ на запрос контролеров составляется в произвольной форме, ведь по большому счету — это просто сопроводительное письмо к представляемой документации.
То есть в тексте ответа указывается, что налогоплательщик выполняет конкретный запрос инспекторов, а также перечисляет, какие именно документы передаются, и в каком количестве. Если в требовании ИФНС были прописаны дополнительные вопросы, то в ответ включаются пояснения по каждому из них.
Образец ответа на требование
У законопослушного предприятия, получившего требование контролеров, есть всего 3 варианта действий:
- сообщить, что требуемых документов у него нет;
- представить истребованные данные;
- попросить отсрочку.
Неисполнение запроса инспекторов карается штрафами по ст. 126 НК РФ. Положения п. 1 этой статьи распространяются на предприятия, вовремя не подавшие сведения в отношении самих себя (200 руб. за каждый несданный документ), а п. 2 применяется, если налогоплательщик не ответил на запрос ИФНС о конкретной сделке или контрагенте (10 000 руб.).
Обратите внимание!
Пункт 2 ст. 126 НК РФ никак не разграничивает ответственность налогоплательщика в зависимости от того, представил ли он документацию частично или не подал совсем. Поэтому даже неподача 1 документа из затребованного списка дает налоговикам право взыскать с виновного полную сумму штрафа.
Как составить письмо-запрос
Как любой другой вид деловых писем, данный запрос не имеет унифицированной формы и составляться может в абсолютно произвольном виде. Однако при этом не стоит забывать о том, что письмо-запрос относится к официальной деловой корреспонденции, поэтому для его оформления требуется соблюдать некоторые нормы и правила в части корпоративной этики и делопроизводства.
- Первым делом в нем следует указать адресата, т.е. наименование компании-отправителя (с адресом и номером телефона для связи), а также название компании-получателя. Тут же при необходимости нужно вписать конкретного сотрудника (его должность и ФИО).
- Затем следует основная часть, которая касается самого запроса. Здесь в уважительной, корректной форме следует высказать суть просьбы и указать причину запроса («в связи с получением», «исходя из результатов», «для решения вопроса», на основании переговоров» и т.п.).
- Если запрос требует получения ответа в какой-то определенный период или к точной дате, это следует вежливо, но твердо обозначить в тексте послания.
- При необходимости в текст можно вставлять ссылки на законы, нормативные и правовые акты, имеющие отношение к сути письма. Кроме того, к запросу могут быть приложены какие-либо дополнительные документы, обосновывающие его, при этом сведения о них необходимо также включить в основную часть послания.
- Письмо обязательно должно быть подписано с указанием должности и ФИО составителя, а также проштамповано (при условии, что организация использует штампы и печати для удостоверения документации).
Если запрос касается сразу нескольких тем, то его следует разбить на пункты или разделы. При этом следует помнить, что негласные правила деловой переписки говорят о том, что ответ на подобного рода послания также должен быть разделен на пункты.
Любой запрос предполагает получение ответа на него. Всего можно выделить две разновидности ответа на письмо-запрос:
- положительный;
- отрицательный.
Итак, для наглядности, порядок составления ответа на запрос документов, можно представить в виде следующей инструкции:
- «Шапка» ответа — составляется по аналогии с письмом-запросом. Необходимо указать все реквизиты организации отправителя, а также ФИО должностного лица организации, в которую направляется документ.
- Регистрационные данные – дата и номер регистрации ответа на запрос.
- Обращение к представителю организации, для которой готовится ответ.
- «Тело» документа – будет отличаться в зависимости от того, к какому виду относится тот или иной ответ.
В случае положительного ответа:
- необходимо сослаться на ранее полученный запрос (указываются его реквизиты, а также кратко излагается суть);
- дается ответ о согласии представить запрашиваемые документы;
- к письму-ответу прилагается соответствующая документация.
При отрицательном ответе указывается:
- ссылка на ранее полученный запрос;
- причина, по которой организация отказывает в предоставлении документов;
- констатация отказа.
- Приложения – указываются в случае, если ответ носит положительный характер.
- Подпись руководителя организации, печать, а также контактные данные исполнителя письма-ответа.
Кто отвечает за документы
Обсуждая вопрос, как наладить эффективный документооборот компании, чтобы все документы контрагентов попадали вовремя к конечному лицу — бухгалтеру, нельзя не сказать об ответственности служб: бухгалтерской и службы менеджмента.
Если в организации не отрегулировано и не закреплено разделение обязанностей, работники могут перекладывать ответственность друг на друга: истребовать документы порой бывает не так просто, а последствия для фирмы в виде санкций ФНС вполне реальны.
Выход кроется в исполнении положений ПБУ1/2008 (утв. Приказом №106 н Минфина от 06/10/08 г.). Согласно ему, утверждая учетную политику предприятия, необходимо утвердить и правила документооборота на ней (п. 4). В них целесообразно детально прописать прохождение документов, ответственность сотрудников, в том числе и в части истребования документов, удерживаемых контрагентами: кто обязан составлять письменные требования о возврате и отслеживать их, кто будет вести при необходимости телефонные переговоры, осуществлять личные контакты с представителями контрагента.
А может ли АУ обойтись без названных документов?
Формально все организации и учреждения при применении традиционной системы налогообложения признаются плательщиками НДС (п. 1 ст. 143 НК РФ). В то же время начиная с 2014 года налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж только при совершении операций, признаваемых объектом обложения НДС. В части операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) и поименованных в ст. 149 НК РФ, этого делать не нужно (пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 420-ФЗ). Таким образом, если АУ оказывает исключительно необлагаемые услуги в сфере образования, культуры и искусства (ст. 149 НК РФ), составлять счета-фактуры, вести книгу покупок и книгу продаж нет необходимости (Письмо Минфина РФ от 19.03.2014 N 03-07-09/11822).
Еще одна ситуация: учреждение в связи с небольшой выручкой пользуется освобождением от исполнения обязанностей плательщика НДС (ст. 145 НК РФ). В таком случае бухгалтер АУ в силу п. 5 ст. 168 НК РФ обязан выставлять расчетные документы и счета-фактуры с надписью «Без НДС» (при оказании услуг юридическим лицам) и регистрировать их в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур (до января 2015 года), а также в книге продаж в общеустановленном порядке. При этом книгу покупок можно не вести, так как такие «налогоплательщики» не имеют право на налоговые вычеты по НДС (Письмо ФНС РФ от 29.04.2013 N ЕД-4-3/7895@).
Если же АУ имеет дело с облагаемыми НДС операциями, то все перечисленные документы бухгалтер составляет и ведет в общем порядке. При этом следует уделить внимание электронному документообороту, так как для налоговой отчетности по НДС он уже стал обязательным (Письмо УФНС по г. Москве от 12.03.2014 N 24-15/022540). Для счетов-фактур электронный документооборот пока добровольный, он возможен по взаимному согласию сторон сделки и при наличии у них совместимых технических средств и возможностей для приема и обработки счетов-фактур (п. 1.4 Порядка выставления счетов-фактур в электронном виде ). Сегодня все большее количество плательщиков НДС переходят на электронный документооборот.
Письмо-ответ. Образец ответа на письмо-запрос
Учтите! Нормами налогового законодательства установлено, что должностное лицо может требовать представления документов, только когда есть основания для проведения налоговой проверки или при проведении «встречной» проверки контрагента или иных лиц, имеющих сведения о деятельности проверяемого налогоплательщика.
П. 1 ст. 87 НК РФ устанавливается следующий перечень видов проверок: камеральная и выездная. Камеральная проверка организовывается в месте нахождения налоговой службы на основании материалов, представленных налогоплательщиком, а также на основании иных документов, которые имеются у органа.
Камеральная проверка может быть осуществлена в течение трех месяцев после предоставления документов лицом, уплачивающим налоги в налоговую службу. Закон не допускает продления срока проведения исследования материалов или его приостановления.
Учтите! Выделяют следующие основания для проведения камеральной проверки и истребования документов:
- при применении организацией льгот, которые установлены налоговым законодательном;
- в случае выражения желания организацией вернуться к НДС;
- в случае осуществления проверки в отношении платежей по налогам, которые были внесены в связи с пользованием природными ресурсами;
- при разрешении вопросов, касающихся осуществления налогового контроля.
Никаких иных причин для запроса сведений налоговый орган не имеет.
Важно! Выездная налоговая проверка может быть проведена только на территории налогоплательщика, отправившего налоговые материалы. В качестве основания её проведения выступает решение руководителя налоговой службы.