Как организована Социальная защита пожилых людей в нашей стране и за рубежом

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как организована Социальная защита пожилых людей в нашей стране и за рубежом». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


С возрастом физические возможности людей угасают. Снижение многих функций происходит из-за болезней, да и просто в силу физиологических причин. Именно поэтому на данном этапе жизни многим людям требуется помощь государства.

Социальная помощь пожилым людям и ее виды

В Гражданском Кодексе Российской Федерации прописаны виды соцпомощи пожилым людям, в частности:

  • социальная помощь престарелых людей на дому;
  • оказание помощи в стационарах, а также интернатах и приравненных к ним организациях (пансионатах и т.п.);
  • полустационарная помощь для пребывания в светлое время суток;
  • срочная социальная помощь и поддержка — разовая;
  • оперативная помощь в виде консультаций для инвалидов.

Для лучшей адаптации пожилых людей в обществе работают специализированные территориальные центры. Они созданы непосредственно для оказания всесторонней социальной помощи пенсионерам и инвалидам. В их обязанности входит постановка престарелых людей на учет и контроль за тем, чтобы остро нуждающиеся своевременно получали помощь от государства. Территориальные центры оказывают услуги исходя из условий проживания пожилых, их насущных проблем, которые решаются в индивидуальном порядке.

Современная правовая система социальной защиты пожилых людей в России

Сегодня правовая система Российской Федерации – это комплекс законов с подзаконными актами, которые обеспечивают и гарантируют защиту интересов граждан страны. Система нормативных документов охватывает все сферы жизни и деятельности населения. Учтены все социальные и возрастные категории жителей государства. Значительная часть законодательной базы посвящена пенсионерам.

Защита прав пожилого человека в России обеспечена его правами, которые закреплены в трех условных группах правовых документов:

  1. Общие права граждан, в том числе права, имеющие для стариков повышенное значение. Основной документ этой группы – Конституция РФ.
  2. Документы, устанавливающие права граждан пенсионного возраста и инвалидов, а также обязанности государства и общества. В эту группу входит Закон о защите прав пожилых людей.
  3. Документы, устанавливающие права особых категорий представителей пенсионного возраста: ветеранов, стариков, имеющих звание Героя, и т. д.

Конституция РФ – основной закон государства, на основании которого и в соответствии с которым должны разрабатываться все регламентирующие акты. В ней перечислены и описаны все права граждан. Также она содержит правовые нормы, предусмотренные специально для защиты интересов пожилых людей. Статья 7 устанавливает для граждан пенсионного возраста нашей страны нормы по поддержке и гарантии социальных условий, обеспеченные государством. Предусмотрены пенсии, служба защиты пожилых людей и многое другое. Особо важны для стариков закрепленные в Конституции РФ права на жилище, на частную собственность, на медицинское обслуживание. Как основа законодательства, документ по определению не подразумевает активных изменений. Но мировая практика свидетельствует о необходимости внесения поправок, дополнений и в этот нормативно-правовой акт. Дальнейшее развитие защиты граждан преклонного возраста нашей страны может заключаться в декларации приоритета прав этих слоев населения. На сегодняшний день данный вопрос в Конституции РФ не отражен.

    Рекомендуемые к прочтению статьи:
  • Социальная реабилитация пожилых людей
  • Заболевания старческого возраста
  • Ценные советы, как выбрать пансионат

Для реализации указанных норм по защите социальных прав предусмотрено три группы законов: общие нормы, в том числе имеющие повышенное значение для возрастного населения; законы, непосредственно влияющие на жизнь пожилых граждан; законы, прописывающие особый статус ветеранов, стариков, имеющих звание Героя и т. д.

В условиях снижающейся дееспособности старшее поколение в первую очередь волнуют вопросы: где жить, на что, как обустроить свой быт. Поэтому законодательные нормы, регулирующие жилищные, финансовые и семейные моменты, имеют для представителей преклонного возраста особое значение. К сожалению, масса печальных примеров отсутствия своевременной защиты пенсионеров подтверждает эту актуальность: конфликты с непорядочными родственниками из-за наследства; ставшие кошмаром для одиноких стариков систематические махинации с жильем, в результате которых на склоне лет превращаешься в бездомного. Но на сегодняшний день нет законодательных норм, ограждающих наиболее уязвимую часть населения от этой угрозы. Такая ситуация, во-первых, предоставляет широкое поле деятельности для мошенников, а во-вторых, благодаря несовершенству законов создает конфликтные ситуации там, где их быть не должно. Отдельного упоминания заслуживает охрана здоровья. В законодательстве РФ закреплено право на медицинское обслуживание для всех граждан и выделено право пожилых людей на этот вид социальной защиты, а именно: право на медицинскую помощь, в том числе на дому, что порой имеет критическое значение для больных данной категории. Также закреплено право на льготное или бесплатное обеспечение лекарствами, что при ограниченных материальных возможностях и сложностях при перемещении пожилых людей крайне важно. Но указанные нормы в значительном числе случаев недостаточно разъяснены, что приводит к снижению эффективности оказания медицинских услуг престарелым гражданам вплоть до отсутствия таковой.

В этом плане пенсионное законодательство имеет гораздо меньше изъянов. Соответствующие права и нормы были достаточно подробно описаны и разобраны, и, что особо важно, хорошо известны пожилым людям. Но процесс замены предусмотренных ранее льгот на денежный эквивалент вновь добавил путаницы и противоречий в эту сферу. В частности, снизился уровень гарантии в получении причитающихся благ. Например, право на бесплатный проезд. Если до монетизации пенсионер мог воспользоваться общественным транспортом в любом случае, независимо от того, есть у него деньги или нет, то сейчас он не сможет доехать, например, до больницы, если не рассчитал, потратил все средства или забыл дома кошелек. А такая ситуация для представителей преклонного возраста весьма реальна. Особый статус в социальной защите ветеранов Великой Отечественной войны, Героев труда и других людей, имеющих особые заслуги перед страной, – это уважение, выраженное в виде льгот и привилегий.

Дома для престарелых в Подмосковье

Сеть пансионатов для пожилых людей предлагает дома для престарелых, которые являются одними из лучших в плане комфорта, уюта и расположены в красивейших местах Московской области.

Мы готовы предложить:

  • Комфортабельные пансионаты по уходу за пожилыми людьми в Москве и МО. Предложим все возможные варианты для размещения близкого Вам человека.
  • Большую базу квалифицированного персонала по уходу за пожилыми людьми.
  • Круглосуточный уход за престарелыми людьми профессиональными сиделками (весь персонал граждане РФ).
  • Если Вы в поиске работы, мы предлагаем вакансии сиделок.
  • 1-2-3-местное размещение в пансионатах для пожилых людей (для лежачих специализированные удобные кровати).
  • 5-разовое полноценное и диетическое питание.
  • Ежедневный досуг: игры, книги, просмотр кинофильмов, прогулки на свежем воздухе.
  • Индивидуальную работу психологов: арт-терапия, музыкальные занятия, лепка.
  • Еженедельный осмотр профильных врачей.
  • Комфортные и безопасные условия: благоустроенные загородные дома, прекрасная природа, чистейший воздух.

Процедура оформления и необходимые документы

Назначение социальной пенсии по старости проще, чем аналогичная процедура для страховой пенсии, поскольку не требуется предоставлять сведения о стаже и собирать справки из архивов. Для оформления социальной пенсии достаточно обратиться в отделение Пенсионного фонда России или ближайший многофункциональный центр (МФЦ) после достижения соответствующего возраста и предоставить такие документы:

1 заявление на назначение социальной пенсии по старости
2 документы, подтверждающие личность, гражданство и возраст заявителя – паспорт
3 для представителей малочисленных народов Севера (которые имеют право на социальную пенсию на 5 лет раньше) – справка, выданная общиной такого народа
4 документы, подтверждающие место пребывания или фактического проживания на территории РФ. В большинстве случаев это – паспорт

Важно, что претендовать на социальную пенсию по старости могут только граждане, которые не осуществляют трудовую или иную деятельность (которая засчитывается в страховой стаж).

Кто имеет право на получение льгот и выплат

Категория пожилых людей в разных странах определяется по-разному. Так, эксперты ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) к группе престарелых людей повышенного риска относят людей в возрасте старше 80 лет, или живущих одиноко, страдающих тяжелыми заболеваниями, либо живущих на минимальное пособие от государства. Согласно нормам ВОЗ такие люди нуждаются в наблюдении и оказании квалифицированной помощи.

В России вопросы государственного пенсионного обеспечения по возрасту регламентируются Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Согласно этому закону, при обычных условиях возраст, дающий право на установление пенсии, составляет 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Однако законодательство устанавливает несколько видов социального обеспечения, от чего зависят условия государственного социального обеспечения.

Кроме трудовых (страховых) пенсий, назначение которых зависит от ряда условий (наличие стажа, пенсионных баллов, подтверждение заработка и т.д.), все пожилые люди, достигшие пенсионного возраста, не останутся без помощи государства. В этой связи выделяют такие категории получателей выплат и льгот:

  • социальные пенсии по старости – женщины, достигшие 60 лет и мужчины, достигшие 65 лет, которые не имеют работы и прожили в России как минимум 15 лет;
  • социальное обслуживание – одинокие и одиноко проживающие пожилые люди, которым требуется уход;
  • субсидии на оплату ЖКХ – малообеспеченные пожилые люди;
  • льготы на оплату ЖКХ, оформление компенсации за уход другим человеком – достигшие возраста 80 лет.

Как видно, пожилой человек не останется без средств к существованию, даже если не работает и не имеет права на получение трудовой пенсии.

Последние изменения в законодательстве

Основная часть ежегодных изменений в законодательстве относительно социальных пенсий касается их индексации. Так, в апреле 2021 года пенсии были повышены на 4,1%, а в 2021 году планируется индексация на 2,4%. Согласно законодательству, пенсии должны повышаться в соответствии с инфляцией, однако не всегда это соблюдалось.

Также с 2015 года происходят ежегодные изменения в правилах начисления страховой пенсии. Для получения страховой пенсии в 2018 году необходимо иметь как минимум 9 лет страхового стажа и 13,8 пенсионных балла. До 2025 года каждый год эти величины повышаются на 1 год и 2,4 балла соответственно. Следовательно, все большее количество людей сможет претендовать лишь на социальные пенсии по старости.

Кроме того, изменения в последние годы коснулись и льгот на капитальный ремонт для людей старше 70 и 80 лет. Так, до 01.01.2019 года будет существовать коллизия, когда пожилые люди, проживающие вместе с инвалидами, лишались льготы.

Согласно новому закону, вступающему в силу с начала 2021 года, расширяется список льготников и регионы смогут компенсировать взносы на капремонт указанной категории пожилых людей.

Современная правовая система социальной защиты пожилых людей в России

Сегодня правовая система Российской Федерации – это комплекс законов с подзаконными актами, которые обеспечивают и гарантируют защиту интересов граждан страны. Система нормативных документов охватывает все сферы жизни и деятельности населения. Учтены все социальные и возрастные категории жителей государства. Значительная часть законодательной базы посвящена пенсионерам.

Читайте также:  Три налоговых вычета: как сэкономить при покупке и продаже жилья

Защита прав пожилого человека в России обеспечена его правами, которые закреплены в трех условных группах правовых документов:

  1. Общие права граждан, в том числе права, имеющие для стариков повышенное значение. Основной документ этой группы – Конституция РФ.
  2. Документы, устанавливающие права граждан пенсионного возраста и инвалидов, а также обязанности государства и общества. В эту группу входит Закон о защите прав пожилых людей.
  3. Документы, устанавливающие права особых категорий представителей пенсионного возраста: ветеранов, стариков, имеющих звание Героя, и т. д.

Конституция РФ – основной закон государства, на основании которого и в соответствии с которым должны разрабатываться все регламентирующие акты. В ней перечислены и описаны все права граждан. Также она содержит правовые нормы, предусмотренные специально для защиты интересов пожилых людей. Статья 7 устанавливает для граждан пенсионного возраста нашей страны нормы по поддержке и гарантии социальных условий, обеспеченные государством. Предусмотрены пенсии, служба защиты пожилых людей и многое другое. Особо важны для стариков закрепленные в Конституции РФ права на жилище, на частную собственность, на медицинское обслуживание. Как основа законодательства, документ по определению не подразумевает активных изменений. Но мировая практика свидетельствует о необходимости внесения поправок, дополнений и в этот нормативно-правовой акт. Дальнейшее развитие защиты граждан преклонного возраста нашей страны может заключаться в декларации приоритета прав этих слоев населения. На сегодняшний день данный вопрос в Конституции РФ не отражен.

    Рекомендуемые к прочтению статьи:
  • Социальная реабилитация пожилых людей
  • Заболевания старческого возраста
  • Ценные советы, как выбрать пансионат

Для реализации указанных норм по защите социальных прав предусмотрено три группы законов: общие нормы, в том числе имеющие повышенное значение для возрастного населения; законы, непосредственно влияющие на жизнь пожилых граждан; законы, прописывающие особый статус ветеранов, стариков, имеющих звание Героя и т. д.

Забота о пожилых людях в России и за рубежом

Категория пожилых людей в разных странах определяется по-разному. Так, эксперты ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) к группе престарелых людей повышенного риска относят людей в возрасте старше 80 лет, или живущих одиноко, страдающих тяжелыми заболеваниями, либо живущих на минимальное пособие от государства. Согласно нормам ВОЗ такие люди нуждаются в наблюдении и оказании квалифицированной помощи.

В России вопросы государственного пенсионного обеспечения по возрасту регламентируются Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Согласно этому закону, при обычных условиях возраст, дающий право на установление пенсии, составляет 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Однако законодательство устанавливает несколько видов социального обеспечения, от чего зависят условия государственного социального обеспечения.

Существует несколько видов государственной социальной помощи

Основные разновидности соцпомощи, практикующиеся на территории России, следующие:

  • Социальное пособие. Деньги, которые выделяют из средств бюджета. Она передается нуждающимся гражданам безвозмездно.
  • Субсидии. Средства, которые перечисляются для оплаты материальных благ, услуг, в которых нуждаются граждане.
  • Компенсации. Это средства, которые перечисляются для возмещения расходов, которые понесли люди.

Натуральная форма оказания помощи выражается в выделении определенным гражданам продуктов, топлива, лекарств, одежды. К такой форме прибегают, когда в бюджете мало средств на оказание помощи в денежном виде.

Обострение социальных проблем в обществе предъявляет к органам соцзащиты новые требования, для удовлетворения которых надо разрабатывать новые механизмы поддержки граждан. Сегодня необходимо усилить работу по оптимизации процесса помощи гражданам, чтобы более эффективно расходовать средства бюджета.

Итак, на сегодняшний день соцпомощь делится на 2 разновидности:

  1. денежные выплаты (субсидии и компенсации, пособия и прочие выплаты);
  2. натуральная форма (топливо и продукты, медикаменты и одежда).

Пособиями называют денежные суммы, которые перечисляются гражданам из бюджетных ресурсов. Отличительная особенность социальных пособий – безвозмездность, то есть деньги выделяются не на время, а навсегда, возвращать их не надо. Потратить деньги, полученные в форме этих пособий, люди могут так, как им хочется.

Размер пособия варьируется, но всегда соответствует указаниям, зафиксированным в законе. В законодательстве нет четко оговоренных сумм, определена только максимальная сумма выплат для каждого случая. В разных субъектах размер пособия свой.

Государственная социальная помощь положена многодетным семьям

Любая субсидия носит целевой характер, то есть деньги выделяются на оплату определенных услуг или получение четко оговоренных благ. На иные цели граждане потратить эти деньги не смогут. Средства сразу приходят на счет, соответствующий тому направлению, на который они выделены.

Это особый вид государственной помощи. Обращение к данной форме входит в полномочия местных органов. Они могут либо выделять денежные средства, либо обратиться к натуральной форме помощи.

Когда в бюджете нет средств, помощь отдельным гражданам может носить натуральный характер, то есть вместо денег им выделят одежду или обувь, топливо или продукты. Помощь может выражаться в выделении любых товаров на усмотрение местных властей. Разумеется, не всегда граждане предпочитают помощь в натуральном виде: тратить деньги самостоятельно выгоднее.

Однако получение топлива в частном секторе, необходимых медикаментов хроническими больными, одежды и школьной канцелярии для школьников накануне 1 сентября бывает очень необходимо.

Как отмечено выше, государство гарантирует пенсионное обеспечение всем гражданам, достигшим определенного возраста. Основной источник дохода российских пенсионеров – это страховые пенсии. Однако для их получения человек должен иметь определенный страховой стаж (на данный момент он составляет 9 лет, а к 2024 году достигнет 15 лет), а также определенное количество пенсионных баллов. Многие люди, достигающие пожилого возраста, в силу разных причин не имеют необходимого стажа, и для них государством предусмотрена система социальных пенсий.

Социальная пенсия по старости назначается всем женщинам, достигшим 60 лет и всем мужчинам, достигшим возраста 65 лет, которые проживали не менее 15 лет на территории России (для представителей малочисленных народов Севера соответственно 55 и 60 лет). Размер социальной пенсии был проиндексирован с 1 апреля 2021 года и составляет сейчас 5180,24 рубля в месяц. Однако размер социальной пенсии может быть увеличен в следующих случаях:

  • в местности, где проживает пенсионе, установлен районный коэффициент, на величину которого увеличивается выплата;
  • на момент достижения 60 (65) лет пенсионер получал трудовую пенсию по инвалидности. Социальная пенсия по старости в таком случае будет не ниже получаемой ранее пенсии;
  • прожиточный минимум в регионе, где проживает пенсионер, выше размера социальной пенсии. В таком случае пенсия увеличивается до прожиточного минимума.

Последний пункт – самый важный в части установления социальных пенсий. Так, прожиточный минимум в целом по России установлен на начало 2021 года в размере 8726 рублей в месяц, что выше социальной пенсии по старости. При этом в разных регионах величина прожиточного минимума может быть выше или ниже этого значения. Самое низкое значение в 2021 году отмечено в Тамбовской области – 7489 рублей, самое высокое – в Чукотском автономном округе – 19000 рублей. Если прожиточный минимум в регионе ниже общероссийского значения, к социальной пенсии производится федеральная социальная доплата (ФСД), если выше – региональная социальная доплата (РСД).

Важно, что при определении суммы доплаты к социальной пенсии учитываются все получаемые от государства доходы пенсионера:

  • непосредственно назначенная социальная пенсия;
  • при наличии – ежемесячная денежная выплата (ЕДВ), включая набор социальных услуг (НСУ);
  • дополнительные выплаты по материальному обеспечению;
  • дополнительные меры социальной поддержки на уровне региона;
  • компенсации по оплате ЖКХ, расходов на транспорт и другие.

Таким образом, любой человек, достигший пенсионного возраста, сможет претендовать на выплаты в размере прожиточного минимума, даже если не имеет страхового стажа.

С возрастом физические возможности людей угасают. Снижение многих функций происходит из-за болезней, да и просто в силу физиологических причин. Именно поэтому на данном этапе жизни многим людям требуется помощь государства.

В Гражданском Кодексе Российской Федерации прописаны виды соцпомощи пожилым людям, в частности:

  • социальная помощь престарелых людей на дому;
  • оказание помощи в стационарах, а также интернатах и приравненных к ним организациях (пансионатах и т.п.);
  • полустационарная помощь для пребывания в светлое время суток;
  • срочная социальная помощь и поддержка — разовая;
  • оперативная помощь в виде консультаций для инвалидов.

Для лучшей адаптации пожилых людей в обществе работают специализированные территориальные центры. Они созданы непосредственно для оказания всесторонней социальной помощи пенсионерам и инвалидам. В их обязанности входит постановка престарелых людей на учет и контроль за тем, чтобы остро нуждающиеся своевременно получали помощь от государства. Территориальные центры оказывают услуги исходя из условий проживания пожилых, их насущных проблем, которые решаются в индивидуальном порядке.

Качественные изменения в соотношении возрастных групп населения значительно повлияли на методы защиты интересов пожилых граждан. Резкое увеличение числа пенсионеров исчерпало возможности существующих систем социальной поддержки в первую очередь развитых государств. Рост безработицы дополнительно усугубил положение. Правительства стран, где ситуация наиболее острая, попытались найти решение проблемы, мотивируя сотрудников уходить на пенсию в более раннем возрасте. Эта мера была призвана освободить рабочие места для молодого поколения, тем самым снизив уровень безработицы и увеличив производительность труда.
Различные процедуры преждевременного ухода на пенсию существуют с 80-х годов XX века и уже применяются в большинстве стран Евросоюза.

Реализация принципа «Пенсия раньше» пошла по двум направлениям:

  1. Человек после выхода на пенсию имеет право работать.
  2. Человек после выхода на пенсию не имеет права работать.

Наибольшего успеха в этом вопросе добились Бельгия, Германия и Франция.

Граждане Бельгии могут воспользоваться пенсией уже в 50 лет. А если ранний уход совершен в интересах работодателя, ежемесячные выплаты составят 80 % зарплаты. При этом большая часть пенсии идет из средств фонда страхования от безработицы, и пенсионеру разрешено ограниченно подрабатывать. На освободившиеся места бельгийского работодателя обязали принимать только молодых людей. В результате ожидается существенное омоложение трудящихся. Французские граждане по принципу «Пенсия раньше» могут получить 70 % зарплаты при условии, что на освободившееся место принят человек не старше 26 лет. Финансирование осуществляется из фонда страхования от безработицы, а также из бюджета. В Германии можно выйти на пенсию по своему желанию в 57 лет при условии наличия достаточных накоплений. Выплаты составят 65 %. Если на освободившееся место принят безработный, то наниматель может рассчитывать на специальный грант. Перечисленные меры дали ожидаемые результаты: на пенсию стали уходить раньше, освободились рабочие места. Подобная практика стала применяться и в других странах. Но эффект от внедрения принципа «Пенсия раньше» оказался неоднозначным. Наряду с улучшением ситуации имеет место и негативная тенденция для работодателей. Одно из отрицательных последствий – снижение общего уровня квалификации сотрудников. Специалисты, обладающие требуемым опытом и знаниями, оказались не у дел. Для «ранних» пенсионеров тоже не все хорошо: резкое уменьшение круга общения, изменение образа жизни отрицательно сказались на моральном состоянии большого количества еще достаточно активных людей. Это в целом ухудшило социальный климат государств, идущих по пути реализации данного принципа. Возможно, поэтому наметился обратный процесс – возвращение к прежнему возрасту выхода на заслуженный отдых. Пенсионные реформы последних лет в развитых странах допускают увеличение возраста, позволяющего получить выплаты. В сфере социальной защиты пожилого человека дискуссии ведутся также по сопутствующим направлениям. В частности, о правах на пенсию супруга. Здесь мнения разделились. В Германии ввели эту процедуру, в Дании отменили. Но есть и единые для всех стран тенденции: оптимизация пенсионных выплат. Для этого изменяют методики расчета пенсий, порядок взносов и т. п. Например, в 1986 году Великобритания сократила пенсию на 5 %, в Люксембурге был увеличен период взносов.

Читайте также:  Как снять запрет на въезд в РФ гражданам Азербайджана

Учреждения социального обслуживания пожилых и инвалидов – это пансионаты широкого функционала, которые помогают нуждающимся по различным направлениям и при подготовке досуга. Все подобные организации классифицируются на три группы: медицинские, социально-бытовые и оказывающие торговые услуги. Главной задачей остается развитие направлений нестационарной помощи (включая предоставление надомной поддержки). Этот подход предполагает возможность максимально продлить время нахождения пожилых людей в привычных для них условиях, сохранять их значимость в обществе. Таким образом, необходима разработка альтернативных методов социальной работы с престарелыми гражданами. Важнейшие аспекты этого направления следующие: благотворительность, работа в сообществах, объединениях взаимной помощи.
Главные задачи специалиста при взаимодействии с подопечными:

  • постановка на учет и обслуживание пожилых людей, оставшихся в одиночестве, либо лиц, утративших трудоспособность, которым необходима помощь на дому;
  • налаживание взаимодействия и доверительных отношений в трудовых коллективах, где ранее осуществляли деятельность ветераны войны и труда;
  • установление связей с комитетами общества Красного креста, Советами ветеранов войны, различными организациями, представляющими общественность, благотворительными фондами.

Следуя Гражданскому Кодексу Российской Федерации, социальная поддержка граждан престарелого возраста может осуществляться с целью:

  • улучшения качества жизни и отдыха пожилых людей;
  • приобретения продуктов питания, медикаментов, товаров первой необходимости и т.п.;
  • предоставления разного рода услуг и помощи по дому (к примеру, доставки питьевой воды, розжига печи (при отсутствии центрального отопления и водопровода);
  • приведении в порядок жилья, включая посильный ремонт помещений в квартире или частном доме;
  • помощи в оплате коммунальных услуг, сопровождении к участковому врачу, на прогулке, в поездке в санаторий или профилакторий;
  • вызова специалиста узкой медицинской специальности на дом в случае необходимости.

Многие пенсионеры, будучи на инвалидности, не могут себя полноценно обслуживать, даже простейшие гигиенические процедуры для них сложны и становятся непосильной задачей. Обязанность социальных работников — помочь таким людям, максимально сделать их жизнь комфортной. Для этого специалист из службы соцпомощи на дому обязан:

  • предложить свои услуги, чтобы вызвать врача;
  • выполнить все необходимые гигиенические процедуры, которые требуются подопечному;
  • оказать содействие в прохождении медосмотра и медико-социальной экспертизы;
  • сопроводить больного пожилого человека в лечебное учреждение для получения профессиональной медицинской помощи.
  • Кроме всего прочего, к социальным работникам нередко обращаются за помощью в вопросах юридического характера, сборе справок, получении бумаг, восстановлении документов и пр.

Сегодня правовая система Российской Федерации – это комплекс законов с подзаконными актами, которые обеспечивают и гарантируют защиту интересов граждан страны. Система нормативных документов охватывает все сферы жизни и деятельности населения. Учтены все социальные и возрастные категории жителей государства. Значительная часть законодательной базы посвящена пенсионерам.

Защита прав пожилого человека в России обеспечена его правами, которые закреплены в трех условных группах правовых документов:

  1. Общие права граждан, в том числе права, имеющие для стариков повышенное значение. Основной документ этой группы – Конституция РФ.
  2. Документы, устанавливающие права граждан пенсионного возраста и инвалидов, а также обязанности государства и общества. В эту группу входит Закон о защите прав пожилых людей.
  3. Документы, устанавливающие права особых категорий представителей пенсионного возраста: ветеранов, стариков, имеющих звание Героя, и т. д.

Конституция РФ – основной закон государства, на основании которого и в соответствии с которым должны разрабатываться все регламентирующие акты. В ней перечислены и описаны все права граждан. Также она содержит правовые нормы, предусмотренные специально для защиты интересов пожилых людей. Статья 7 устанавливает для граждан пенсионного возраста нашей страны нормы по поддержке и гарантии социальных условий, обеспеченные государством. Предусмотрены пенсии, служба защиты пожилых людей и многое другое. Особо важны для стариков закрепленные в Конституции РФ права на жилище, на частную собственность, на медицинское обслуживание. Как основа законодательства, документ по определению не подразумевает активных изменений. Но мировая практика свидетельствует о необходимости внесения поправок, дополнений и в этот нормативно-правовой акт. Дальнейшее развитие защиты граждан преклонного возраста нашей страны может заключаться в декларации приоритета прав этих слоев населения. На сегодняшний день данный вопрос в Конституции РФ не отражен.

    Рекомендуемые к прочтению статьи:
  • Социальная реабилитация пожилых людей
  • Заболевания старческого возраста
  • Ценные советы, как выбрать пансионат

Для реализации указанных норм по защите социальных прав предусмотрено три группы законов: общие нормы, в том числе имеющие повышенное значение для возрастного населения; законы, непосредственно влияющие на жизнь пожилых граждан; законы, прописывающие особый статус ветеранов, стариков, имеющих звание Героя и т. д.

В условиях снижающейся дееспособности старшее поколение в первую очередь волнуют вопросы: где жить, на что, как обустроить свой быт. Поэтому законодательные нормы, регулирующие жилищные, финансовые и семейные моменты, имеют для представителей преклонного возраста особое значение. К сожалению, масса печальных примеров отсутствия своевременной защиты пенсионеров подтверждает эту актуальность: конфликты с непорядочными родственниками из-за наследства; ставшие кошмаром для одиноких стариков систематические махинации с жильем, в результате которых на склоне лет превращаешься в бездомного. Но на сегодняшний день нет законодательных норм, ограждающих наиболее уязвимую часть населения от этой угрозы. Такая ситуация, во-первых, предоставляет широкое поле деятельности для мошенников, а во-вторых, благодаря несовершенству законов создает конфликтные ситуации там, где их быть не должно. Отдельного упоминания заслуживает охрана здоровья. В законодательстве РФ закреплено право на медицинское обслуживание для всех граждан и выделено право пожилых людей на этот вид социальной защиты, а именно: право на медицинскую помощь, в том числе на дому, что порой имеет критическое значение для больных данной категории. Также закреплено право на льготное или бесплатное обеспечение лекарствами, что при ограниченных материальных возможностях и сложностях при перемещении пожилых людей крайне важно. Но указанные нормы в значительном числе случаев недостаточно разъяснены, что приводит к снижению эффективности оказания медицинских услуг престарелым гражданам вплоть до отсутствия таковой.

В этом плане пенсионное законодательство имеет гораздо меньше изъянов. Соответствующие права и нормы были достаточно подробно описаны и разобраны, и, что особо важно, хорошо известны пожилым людям. Но процесс замены предусмотренных ранее льгот на денежный эквивалент вновь добавил путаницы и противоречий в эту сферу. В частности, снизился уровень гарантии в получении причитающихся благ. Например, право на бесплатный проезд. Если до монетизации пенсионер мог воспользоваться общественным транспортом в любом случае, независимо от того, есть у него деньги или нет, то сейчас он не сможет доехать, например, до больницы, если не рассчитал, потратил все средства или забыл дома кошелек. А такая ситуация для представителей преклонного возраста весьма реальна. Особый статус в социальной защите ветеранов Великой Отечественной войны, Героев труда и других людей, имеющих особые заслуги перед страной, – это уважение, выраженное в виде льгот и привилегий.

Сотрудники социальной службы берут под свою опеку:

  • людей, получающих на пенсию по возрасту
  • — женщин от 55 лет; — мужчин от 60 лет;

  • инвалидов без каких-либо возрастных ограничений.
  • Специалисты должны безоговорочно выполнять свои обязанности в отношении пожилых людей, действительно нуждающихся в помощи со стороны. Социальная помощь на дому предназначена для граждан, которые не могут за собой ухаживать.

    Заключение о предоставлении пенсионерам такой помощи выдается на основании обследования специальной комиссии. Комиссия при рассмотрении дела может вынести вердикт «отказать» в получении социальной помощи на дому. Отказ может прозвучать на основании:

    • психического заболевания, которое представляет собой опасность для жизни социального служащего;
    • злоупотребления алкогольсодержащими напитками;
    • употребления наркотических веществ;
    • заболеваний, относящихся к карантинным, а также венерических;
    • диагноза «туберкулез» и подобных, которые лечатся в учреждениях закрытого типа.

    Нередко социальные службы не могут вовремя оказать помощь из-за большой загруженности своих работников или вследствие того, что обратившийся пенсионер не имеет определенного места жительства. В судебном порядке решается вопрос об определении пожилого гражданина в специальные учреждения, где ему окажут помощь в лечении или предоставлении постоянного места жительства. Такие вопросы решаются и без привлечения судебных органов — если человек одинокий или по согласованию с родственниками. Также этим правом могут воспользоваться инвалиды с нарушением двигательных функций и ограничением самообслуживания.

    Организация социальной помощи пожилым людям в развитых странах

    С 1 января 2020 года страховые пенсии неработающим пенсионерам будут проиндексированы на 6,6%, что значительно превысит уровень ожидаемой инфляции 2019 года (3,8%). Среднегодовое увеличение размера страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров составит в среднем 1 тыс. рублей. Индексация коснется порядка 31 млн неработающих пенсионеров.

    С 1 апреля 2020 года планируется индексация пенсий по государственному пенсионному обеспечению, включая социальные пенсии, в соответствии с ростом прожиточного минимума пенсионера в 2019 году (предварительно на 7%). Повышение затронет почти 4 млн пенсионеров, из которых 3,2 млн являются получателями социальных пенсий.

    Исходя из общей тенденции старения населения и сокращения трудовых ресурсов, с каждым годом будет нарастать потребность экономики в использовании труда пожилых людей.

    Стимулирование занятости граждан пожилого возраста является одним из важных направлений государственной политики Российской Федерации и имеет большое значение как с позиции обеспечения доходов пожилых людей, использования имеющегося у них образовательного и трудового потенциала в интересах экономики страны, так и с точки зрения социализации пожилых людей, их интеграции в жизнь общества.

    За последние пять лет доля лиц старше трудоспособного возраста в численности занятых выросла с 8,5% до 9,6%.

    С целью продления трудовой деятельности работников старшего поколения и получения знаний и навыков, соответствующих современным требованиям работодателей, с 2014 года органы службы занятости организуют профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по востребованным на рынке труда профессиям (специальностям) незанятых граждан, которым назначена пенсия и которые стремятся возобновить трудовую деятельность. Регионы финансируют обучение из собственных средств.

    С 2019 года при поддержке федерального бюджета в рамках федерального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография» проводится профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование граждан предпенсионного возраста (граждане в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно).

    Участники мероприятий — как работники организаций, проходящие обучение по направлениям работодателей, так и граждане, самостоятельно обратившиеся в органы службы занятости населения.

    Граждане обучаются востребованным в экономике навыкам и компетенциям.

    В реализации мероприятий по обучению принимают участие органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения и в сфере образования, Союз «Ворлдскиллс Россия», образовательные организации, работодатели.

    Ежегодно, с 2019 года, обучением будут охвачены не менее 75 тыс. граждан предпенсионного возраста. Таким образом, к концу 2024 года мероприятиями по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию будет охвачено не менее 450 тыс. человек. На эти цели из федерального бюджета выделяется 5 млрд рублей ежегодно.

    Плановое значение по обучению граждан предпенсионного возраста при содействии органов службы занятости на этот год — 50 тыс. человек. По состоянию на конец сентября 2019 года заключены договоры на обучение 76,5 тыс. человек. Прошли или продолжают обучение 58,7 тыс. человек.


    Минтруд России проинформировал о ходе работы над повышением уровня и качества жизни пожилых граждан и совершенствованием их образа жизни.

    С 1 января 2020 гг. страховые пенсии неработающим пенсионерам будут проиндексированы на 6,6%. Среднегодовой размер пенсии по старости увеличится на 1 тыс руб.

    Читайте также:  Предоставляют ли материнский капитал за двойню

    Прогнозируется потребность экономики в использовании труда пожилых людей. С 2014 г. органами службы занятости организуются профобучение и дополнительное профобразование для незанятых граждан, которым назначена пенсия и которые хотят работать. С 2019 г. профобучение проводится для граждан предпенсионного возраста.

    Получили широкое развитие стационарозамещающие технологии. Приобретается автотранспорт для доставки в медорганизации лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности. В 2019-2024 гг. во всех регионах будут созданы гериатрические центры и отделения.

    В рамках данного вопроса представлены статистические данные.

    Качество жизни является интегральным понятием, отражающим не только выра-женность симптомов заболевания, но и функциональное состояние пожилого человека, состо-яние его физического и психического здоровья, социальную активность, способность к само-обслуживанию, материальное обеспечение и условия жизни, а также удовлетворенность ощущением собственного физического и психического благополучия.

    Основные принципы социальной геронтологии и социальной защиты геронтов

    (лиц старших возрастных групп) базируются на правах человека (личности) и правах пациента:

    · -обеспечение социальных (экономических, бытовых) и медицинских вопросов;

    · -выявление индивидуальных проблем (потребностей) в медицинской, социальной помощи и обслуживании;

    · -обеспечение условий для личностного самовыражения;

    · -способствование развитию само- и взаимопомощи пожилых.

    В основе концепции социальной защиты лежат принципы ООН (1991 г.).

    Люди пожилого и особенно старческого возраста в силу своих физиологических особенностей относятся к социально-уязвимой группе населения и нуждаются в поддержке общества. В РБ вопросами социаль­ной помощи, реабилитации граждан «третьего возрас­та» занимаются: Министерство социальной защиты населения РБ, МЗ РБ.

    Социальная помощь людям пожилого и старческого возраста

    Качество жизни является интегральным понятием, отражающим не только выра-женность симптомов заболевания, но и функциональное состояние пожилого человека, состо-яние его физического и психического здоровья, социальную активность, способность к само-обслуживанию, материальное обеспечение и условия жизни, а также удовлетворенность ощущением собственного физического и психического благополучия.

    Основные принципы социальной геронтологии и социальной защиты геронтов

    (лиц старших возрастных групп) базируются на правах человека (личности) и правах пациента:

    · -обеспечение социальных (экономических, бытовых) и медицинских вопросов;

    · -выявление индивидуальных проблем (потребностей) в медицинской, социальной помощи и обслуживании;

    · -обеспечение условий для личностного самовыражения;

    · -способствование развитию само- и взаимопомощи пожилых.

    В основе концепции социальной защиты лежат принципы ООН (1991 г.).

    Люди пожилого и особенно старческого возраста в силу своих физиологических особенностей относятся к социально-уязвимой группе населения и нуждаются в поддержке общества. В РБ вопросами социаль­ной помощи, реабилитации граждан «третьего возрас­та» занимаются: Министерство социальной защиты населения РБ, МЗ РБ.

    Остаться дома среди привычных вещей

    По данным центра НАФИ, в России живет около 7 миллионов одиноких пожилых людей. Они не ведут активную социальную жизнь: после 60 лет больше половины из них — 70% — замыкается на доме и быте. Усложняется ситуация и тем, что из-за проблем со здоровьем пожилые люди теряют мобильность. Фактически человек остается один, при этом остро нуждаясь в помощи извне.

    82-летняя Софья Васильевна Рощина (фамилия изменена по просьбе героини. — Прим. ТД) живет в Твери в своей квартире на 12-м этаже. Она инвалид первой группы по зрению. Женщину беспокоят постоянные сильные боли в спине, груди и шее, из-за них ей тяжело передвигаться. Последние 17 лет она живет с внуком. Несколько лет назад он получил серьезную травму на заводе и теперь прикован к постели.

    «Я за ним ухаживала сама. Это сложно, не каждый сможет поднять лежачего человека, обработать тело, поменять подгузник, — говорит Софья Васильевна. — В какой-то момент мне стало совсем тяжело. Еще и мои болезни обострились. Из-за головокружений на улицу выйти одна не могла — падала несколько раз. За внуком ухаживать сил не осталось. Социальный работник приходила два раза в неделю, приносила еду.

    Родственников, кроме 84-летнего брата, у меня и нет — все умерли. Думала, как нам выжить

    Началась сильная депрессия, которую пришлось лечить в психоневрологическом диспансере».

    Бытовой помощи, которую сейчас соцработники оказывают маломобильным людям на дому, просто недостаточно, считает руководитель направления надомного ухода фонда «Старость в радость» Кира Белелюбская. В 2017 году фонд предложил концепцию системы долговременного ухода за пожилыми людьми. «Сначала вошла в президентские поручения и комплекс мер по системе долговременного ухода. В прошлом году ее включили в пилотный проект в рамках нацпроекта “Демография”, — отмечает эксперт. — Все адресаты системы нуждаются в посторонней помощи. Речь идет о людях с ментальными, физическими и сенсорными нарушениями».

    В пилотных регионах подопечный может получать по программе помощь на протяжении четырех часов в день: по данным Белелюбской, примерно столько времени нужно, чтобы действительно помочь пожилому маломобильному человеку. «Благодаря этой помощи он сможет остаться жить дома, не переезжая в интернат, — объясняет она. — Это огромная радость для многих, ведь дома всегда лучше: ближе к своему привычному окружению, образу жизни».

    Кроме фонда «Старость в радость», в проекте участвует родственный ему фонд «Старшие». Он разрабатывает методологию, обучает специалистов по всей России — от чиновников до помощников по уходу. Со стороны государства проект курируют Минтруд и Минздрав, региональные администрации и Агентство стратегических инициатив.

    Сейчас в проекте «Система долговременного ухода» участвует 20 регионов. К 2022 году его хотят распространить на все 85 субъектов России.

    Книги по социальной поддержке

    Сегодня в продаже:

    • Договоры в сфере семьи, труда и социального обеспечения. Учебное пособиеИздательство: Проспект. Год: 2019.

      Данное учебное пособие является комплексным исследованием учений о договорах в сфере семейного права, трудового права и права социального обеспечения. Эти договоры имеют общую с гражданско-правовыми договорами цивилистическую основу, но в то же время обладают существенными отличиями. Отличия обусловлены единством частных и публичных начал в правовом регулировании семейных, трудовых и социально-обеспечительных отношений. Изложение учений об отраслевых…

    • Права детей на дополнительное образование и социально-педагогическую поддержкуИздательство: Каро. Год: 2005. Серия: Педагогическая серия.

      Пособие раскрывает основные направления деятельности работников сферы образования по соблюдению прав детей в сфере дополнительного образования, социально-педагогической поддержки. Охарактеризованы нормативные основы соблюдения прав детей, информационные ресурсы экспертизы соблюдения прав детей на дополнительное образование и социально-педагогическую…

    Целью курсовой работы было изучение теоретических и практических аспектов оценки социальных услуг.

    Актуальность темы курсовой работы обусловлена необходимостью совершенствования базы социального обслуживания населения, усиления социальной поддержки наиболее уязвимых слоев общества.

    Социальные услуги носят комплексный характер и включают в себя разнообразные виды социальных услуг, направленных на граждан для удовлетворения их специфических потребностей, вызванных болезнью, инвалидностью, старостью, воспитанием детей.

    В рамках курсовой работы сложно указать все проблемы и тенденции в развитии социальных услуг для уязвимых слоев общества. Проведенное исследование позволяет резюмировать поднятые вопросы следующим образом:

    1. социальная защита населения должна быть одним из основных направлений государственной политики.

    2. необходимо продолжить работу по совершенствованию законодательной и нормативной базы, внедрить стандарты организации социального обслуживания населения, используя для этого научный потенциал страны и зарубежный опыт.

    3. общественные науки должны активнее заниматься прогнозированием и разработкой на основе предсказания эффективных управленческих решений, исключающих негативные социальные последствия в исследованиях, в большей степени опираться на практический материал.

    4. невозможно создать эффективную систему социального обслуживания населения без соответствующего материально-технического обеспечения и базы данных групп населения, нуждающихся в поддержке или находящихся в зоне риска.

    5. финансирование центров социального обслуживания, как государственных учреждений, направленных на защиту населения, должно быть обеспечено и за счет бюджета.

    6. необходимо пересмотреть подход к оценке работы руководителей центров социального обслуживания, решить вопрос о пересмотре заработной платы социальных работников и административно-хозяйственного персонала центров.

    7. сделать социальные услуги более доступными путем внедрения новых эффективных методов социальной работы с пожилыми людьми. Для расширения сети учреждений и более эффективной помощи населению необходимо привлекать не только государственные организации, но и налаживать контакты с коммерческими структурами и благотворительными фондами, через тесное сотрудничество со СМИ и коммуникациями.

    Важность проведенного исследования подтверждает растущее число пожилых людей, нуждающихся в социальной помощи, а существующая система не способна в полной мере защитить их и требует дальнейшего совершенствования, поэтому России необходимо постепенно строить новую модель системы социального обслуживания, отвечающую современным потребностям общества и экономическим возможностям государства.

    «Никакой социальной помощи у нас не было»: кому полагаются соцуслуги и как их получить?

    Ольга: «[У моего отца] был рак кишечника. Ему сделали колостому, и ее сделали так неудачно, что невозможно было ставить калоприемники. С этого начинаются все наши мытарства, потому что уход за колостомой был невозможен, и он вынужден был сам изобретать какие-то пакетики, мешочки, ухищряться, все это было не очень чисто. Иногда его состояние ухудшалось, была рвота, он не мог есть. У него была слабость, было истощение. Была инвалидность первой группы.

    Никаких родственников у нас не было, я была одна. Все это течет, как бы ужасно это ни звучало, нужно все время все мыть, стирать белье. И плюс ему еще сделали цистостому. Из-за цистостомы он не мог сидеть. Ходить он мог по квартире, но мы на четвертом этаже в доме без лифта, и спуститься с этой цистостомой он не мог по лестнице. Я совмещала работу с уходом, но мне пришлось отказаться от учебы, чтобы ухаживать за отцом. Это был очень тяжелый период.

    Никакой социальной помощи у нас тоже не было — мне даже не пришло в голову обратиться за ней. Хотя, вот сколько отец был в таком состоянии, я была привязана к нему, я не могла уехать куда-то. У меня умерла мама, и у нее были живы родители, очень пожилые, я не имела возможности съездить к ним».

    Организация пенсионного обеспечения

    В России каждый гражданин имеет право на получение пенсии по достижении им определенного возраста.

    Каковы законодательные аспекты социальной защиты престарелых граждан в части пенсионного обеспечения?

    • Закон гласит, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право на начисление ему базовой пенсии, размер которой не зависит от его трудового стажа и величины заработной платы. Ее определяет Правительство РФ и Пенсионный фонд. Базовая часть пенсии в 2019 году составляет 5334,19 руб. Это тот минимум, который могут получать все граждане РФ, достигшие пенсионного возраста. Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии регулярно индексируется. Задачей Правительства является увеличение размера базовой пенсии до размера прожиточного минимума.
    • Пенсия имеет также страховую часть. Размер страховой части пенсии у всех граждан индивидуален, он рассчитывается по определенной формуле, которая включает такие показатели, как величина трудового стажа и заработной платы, наличие льгот (к примеру, надбавки получают люди, имеющие несколько лет трудового стажа сверх установленной государством нормы, ветераны или участники ВОВ, инвалиды и т.п.).
    • Кроме того, существует третья часть пенсии – накопительная. Накопительная пенсия – это ежемесячная пожизненная выплата пенсионных накоплений, сформированных за счет страховых взносов работодателей и дохода от их инвестирования. Накопительная пенсия может формироваться у граждан 1967 года рождения и моложе в случае, если до конца 2015 был сделан выбор в ее пользу.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *