Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 190. Общие положения банкротства стратегических предприятий и организаций». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По общим правилам для объявления о своем банкротстве компания должна соответствовать некоторым формальным признакам. Так, сумма ее задолженности перед кредиторами должна находиться на отметке более 300 тыс. р., а продолжительность просрочки – превышать 3 месяца.
Условия для банкротства
Для стратегических предприятий по нормам ст. 190 127-ФЗ предусмотрено иное предельное значение. Они считаются неспособными погасить кредиторские требования (по денежным обязательствам, выплате выходных пособий и оплате труда работающих по трудовому договору лиц, а также в части налоговых платежей) в следующих случаях:
- Просрочка по обязательствам составила 6 месяцев и более с того момента, когда они должны были быть исполнены (по п. 3 ст. 190 127-ФЗ).
- Для возбуждения дела о банкротстве требования должны составлять не менее 1 млн р. (по п. 4 ст. 190 127-ФЗ).
Лимит для объявления о банкротстве стратегического предприятия был пересмотрен в 2014 году и по решению законодателей его решено было увеличить в два раза: с 500 тыс. р. до 1 млн р.
Удовлетворение требований кредиторов
Особенности банкротства градообразующих предприятий подразумевают некоторые нарушения очередности выплат средств кредиторам.
В первую очередь средства будут направлены на ликвидацию негативных последствий для региона от признания несостоятельности предприятия. Вторым пунктом идет выполнение обязательств перед работниками, согласно условиям трудовых договоров. Далее выплачиваются компенсации лицам, здоровью и жизни которых нанесен вред деятельностью организации. В последнюю очередь удовлетворяются требования кредиторов. Если средств недостаточно, остаток долга списывается.
Следует отметить, что банкротство градообразующих предприятий – достаточно редкое явление, поскольку используются все законно возможные способы, чтобы избежать подобного.
Основные предпосылки предупреждения бан кротства стратегических предприятий и организаций
Под стратегическими предприятиями и организациями понимаются:
- 1) федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых находится в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции, имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации;
- 2) организации оборонно-промышленного комплекса: производственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно — конструкторские, испытательные и другие организации, осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа.
Предупредительные меры банкротства стратегических объектов
Предупредительные меры для стратегически важных объектов разрабатываются Правительством России и представляют собой следующее:
- Осуществление учета финансового состояния и анализирование деятельности предприятия на предмет установления способности выполнять обязательства и совершать платежи
- Выполнение реорганизационных мер в структуре оборонных предприятий и объектов
- Взятие на себя обязательств Правительством по ликвидации имеющихся задолженностей по оплате оборонного заказа государства, выполняемого данным предприятием
- Реструктурирование основных задолженностей и процентом по ним, а также штрафных санкций в отношении предприятия исполняющего оборонный заказ
- Взаимодействие по вопросам мировых соглашений между стратегическими объектами и кредиторами на предмет погашение задолженностей, а также предоставление гарантий государственного значения
- Проведение досудебных мер по финансовому оздоровлению данных предприятий;
- Совершение иных мер препятствующих к образованию банкротства на стратегически важных объектах, не противоречащих действующему законодательству
Предупредительные меры банкротства стратегических объектов
Предупредительные меры для стратегически важных объектов разрабатываются Правительством России и представляют собой следующее:
- Осуществление учета финансового состояния и анализирование деятельности предприятия на предмет установления способности выполнять обязательства и совершать платежи
- Выполнение реорганизационных мер в структуре оборонных предприятий и объектов
- Взятие на себя обязательств Правительством по ликвидации имеющихся задолженностей по оплате оборонного заказа государства, выполняемого данным предприятием
- Реструктурирование основных задолженностей и процентом по ним, а также штрафных санкций в отношении предприятия исполняющего оборонный заказ
- Взаимодействие по вопросам мировых соглашений между стратегическими объектами и кредиторами на предмет погашение задолженностей, а также предоставление гарантий государственного значения
- Проведение досудебных мер по финансовому оздоровлению данных предприятий;
- Совершение иных мер препятствующих к образованию банкротства на стратегически важных объектах, не противоречащих действующему законодательству
Банкротство стратегических предприятий и организаций – особенности
Стратегические предприятия и организации это те унитарные субъекты хозяйствования федерального значения, которые находятся в собственности государства и относятся к производителям продукции стратегического сектора.
К таковым можно отнести: предприятия оборонно-промышленного направления, организации научно-исследовательского характера, а также организации, продукция которых обеспечивает государственную безопасность, защиту прав и здоровья граждан.
Полный перечень предприятий стратегического значения определен и опубликован Правительством РФ.
Банкротство стратегических предприятий и организаций признается в тех случаях, когда субъект не способен удовлетворять кредиторские требования по обязательствам денежного характера, при этом неисполнение таких обязательств происходит на протяжении 6 месяцев, отсчет которых начат со дня, когда они подлежали фактическому исполнению.
Особенностью повода для возбуждения дел о несостоятельности данной категории предприятий является наличие финансовой задолженности перед кредиторами, общая сумма которой не может быть менее 500 тыс. руб.
Государство принимает весь спектр мер, направленных на недопущение банкротства предприятий и организаций данного типа, ввиду специфичности их производства и потребности в продукции, выполняемой ими
Особенности банкротства стратегически важных объектов
Среди огромного количества хозяйствующих субъектов, зарегистрированных на территории России, отдельно выделяются предприятия и организации федерального значения, либо контрольный пакет акций которых находится у государства.
Цель создания таких объектов – выполнение стратегических целей страны, обеспечение обороны и целостности государства. Однако это также хозяйствующий субъект, который не исключен от возможности стать банкротом.
Перечень всех стратегических объектов страны утвержден Правительством РФ. Предприятие считается банкротом при невозможности выполнить имеющиеся обязательства или платить по долгам по истечении полугода со дня, когда наступила такая обязанность.
Совокупность всех требований, которые принимаются судом для возбуждения банкротства, должны составлять не меньше одного миллиона рублей.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Упрощенные процедуры банкротства
К упрощенным процедурам банкротства относятся банкротство ликвидируемого и отсутствующего должника.
1. Банкротство ликвидируемого должника. В случае если стоимость имущества должника – юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренным Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”.
В этом случае собственник или учредители должника обязаны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. Нарушение этого правила является основанием для отказа во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности юридического лица. При этом собственник (учредитель) несет субсидиарную ответственность по неудовлетворенным требованиям по денежным обязательствам и обязательным платежам.
Далее арбитражный суд принимает решение о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного производства и утверждает конкурсного управляющего. Обязанности конкурсного управляющего могут быть возложены на председателя ликвидационной комиссии независимо от наличия лицензии арбитражного управляющего.
Кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение одного месяца с момента публикации объявления о признании ликвидируемого должника банкротом.
Наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве ликвидируемого должника не применяются.
Восстановление месячного срока для предъявления кредиторами требований к ликвидируемому должнику законодательством не предусмотрено.
2. Банкротство отсутствующего должника. В случаях, когда руководитель должника – юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует или установить местонахождение юридического лица не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности.
Заявление о признании отсутствующего должника банкротом подается уполномоченным органом только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур, применяемых в деле о банкротстве. Порядок и условия финансирования процедур, применяемых в деле о банкротстве к отсутствующему должнику, в том числе размер вознаграждения конкурсного управляющего, устанавливаются Правительством РФ.
Особенностью рассмотрения дела о банкротстве в отношении отсутствующего должника является то обстоятельство, что закон предусматривает на это сокращенный срок (один месяц), поскольку в отношении данного должника не применяются процедуры наблюдения, финансовое оздоровление и внешнее управление.
Конкурсный управляющий осуществляет опубликование сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в отношении отсутствующего должника. Одновременно он письменно уведомляет о банкротстве отсутствующего должника всех известных ему кредиторов, которые в месячный срок со дня получения уведомления могут предъявлять свои требования [1] .
Если в ходе конкурсного производства обнаружено имущество должника, конкурсный управляющий вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством о прекращении упрощенной процедуры банкротства и переходе к общим процедурам банкротства, предусмотренным Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ.
В случае обнаружения признаков отсутствующего должника в ходе наблюдения, временный управляющий обязан подать заявление в арбитражный суд о переходе к упрощенной процедуре, применяемой в деле о банкротстве к отсутствующему должнику. Арбитражный суд выносит соответствующее определение.
Предупредительные меры банкротства стратегических объектов
Предупредительные меры для стратегически важных объектов разрабатываются Правительством России и представляют собой следующее:
- Осуществление учета финансового состояния и анализирование деятельности предприятия на предмет установления способности выполнять обязательства и совершать платежи
- Выполнение реорганизационных мер в структуре оборонных предприятий и объектов
- Взятие на себя обязательств Правительством по ликвидации имеющихся задолженностей по оплате оборонного заказа государства, выполняемого данным предприятием
- Реструктурирование основных задолженностей и процентом по ним, а также штрафных санкций в отношении предприятия исполняющего оборонный заказ
- Взаимодействие по вопросам мировых соглашений между стратегическими объектами и кредиторами на предмет погашение задолженностей, а также предоставление гарантий государственного значения
- Проведение досудебных мер по финансовому оздоровлению данных предприятий;
- Совершение иных мер препятствующих к образованию банкротства на стратегически важных объектах, не противоречащих действующему законодательству
Нормативные значения
На 31 января
2011 г.
На 31 декабря
2010 г.
На 31 декабря
2009г.
1 Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения, тыс руб.
х
70966
12214
9940
2 Дебиторская задолженность, тыс руб.
х
974757
559495
706942
3 Оборотные активы, тыс руб.
х
1180218
682236
840063
4 Кредиторская задолженность, тыс руб.
х
546269
295057
271513
5 Краткосрочные кредиты и займы, тыс руб.
х
4462
14833
256953
6 Краткосрочные обязательства, тыс руб (стр.4+стр.5)
х
550731
309890
528466
7 Общий коэффициент покрытия (стр.3/стр.6)
1…2
2,14
2,20
1,59
8 Коэффициент срочной ликвидности
1,90
1,84
1,36
9 Коэффициент абсолютной ликвидности (стр.1/стр.6)
0,13
0,04
0,02
Процедура банкротства предприятия
Процедура банкротства предприятия имеет свое начало с оформления заявления, в котором выражаются требования по выдаче должнику статуса банкрота.
Инициатором подачи заявления может стать как сам должник, так и кредиторы, перед которыми у него имеются обязательства.
Арбитражный суд проводит анализ обоснованности данного прошения. Для этого проводится комплекс мероприятий по определению возможной фиктивной или умышленной несостоятельности.
Разберем, как проводится диагностика банкротства предприятия на примере стандартной организации.
Само по себе банкротство состоит из нескольких последовательных этапов:
[1]. Наблюдение. На данной стадии определяется реальный уровень платежеспособности компании, претендующей на статус банкрота.
Понятие несостоятельности (банкротства)
В настоящей диссертации банкротство рассматривается как один из институтов гражданского права. Под институтом гражданского права понимают законодательно обособленную в рамках отрасли гражданского права совокупность правовых норм, обеспечивающих комплексное регулирование определенной относительно самостоятельной группы однородных и взаимосвязанных общественных отношений.
Гражданское право регулирует имущественные отношения, а также связанные с ними личные неимущественные отношения. В п. 1 ст. 2 ГК РФ зафиксировано, что действующее гражданское законодательство регулирует также предпринимательские отношения. Данное положение ГК РФ важно в контексте анализа института банкротства, поскольку правоотношения несостоятельности включают и несостоятельность (банкротство) индивидуальных предпринимателей. К тому же под определение предпринимательской деятельности подпадает и деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляемая без образования юридического лица. Правила банкротства несостоятельного крестьянского (фермерского) хозяйства также отражены в действующем законодательстве о банкротстве . И.В.Дойников 2 трактует предпринимательские отношения как отношения предприниматель-предприниматель. Предпринимательские отношения противопоставляются некоммерческим отношениям. При этом под некоммерческими отношениями понимаются вертикальные отношения: предприниматель — орган управления. Предпринимательские и некоммерческие отношения образуют в совокупности хозяйственно-правовые отношения. Институт банкротства включает обе группы указанных отношений. В связи с этим И.В. Дойников рассматривает банкротство как институт хозяйственного (предпринимательского) права. Не вступая в полемику о соотношении гражданского и предпринимательского права, отметим следующее. Гражданско-правовое регулирование банкротства предусматривает акцентирование горизонтальных отношений между субъектами имущественного оборота. Вместе с тем мы не можем не учитывать и вертикальные отношения, которые регулируются законодательством о банкротстве. Так, понятие несостоятельности (банкротства), приводимое в ст. 2 ФЗ о банкротстве от 1998 г., предусматривает недоимки по обязательным платежам. Обязательные платежи определяются как налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет и во внебюджетные фонды, которые взимаются государством на основании не гражданско-правовых, а публично-правовых актов. Это позволяет рассматривать институт банкротства как комплексный правовой институт. Данный правовой институт имеет не только гражданско-правовую, но и публично-правовую составляющую.
Наше исследование будет сфокусировано главным образом на гражданско-правовой составляющей института банкротства, которую мы считаем базовой, основной, определяющей сущность правового регулирования банкротства. Об этом свидетельствует и то обстоятельство, что в дореволюционном гражданском праве банкротство рассматривалось как составная часть гражданского права. Так, выдающийся отечественный юрист Г.Ф. Шершеневич писал по этому поводу: «Совокупность норм, определяющих личные и имущественные последствия конкурсного производства, составляет конкурсное право в тесном значении слова и является отделом частного, гражданского права» Имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения включены законодателем в предмет гражданского права. Предмет правового регулирования определяет метод правового регулирования. Под методом правового регулирования подразумевается система специфических способов, средств, приемов, посредством которых право воздействует на общественные отношения в нормативном порядке. Нормативный порядок воздействия права на общественные отношения состоит в установлении правил поведения их участников, в предоставлении им прав и наделении их обязанностями.
Метод гражданско-правового регулирования, как известно, характеризуется следующими принципами: равенства участников гражданско-правовых отношений, автономии воли участников гражданско-правовых отношений, имущественной самостоятельности участников гражданского оборота, защиты гражданских прав от правонарушений, гражданской ответственности.
В рамках нашего диссертационного исследования особое значение занимают вопросы, связанные с применением гражданско-правовой ответственности.
Какие лица относятся к отдельной категории
Поскольку не всякая компания, юрлицо или физлицо, одинаково ведёт свою коммерческую или хозяйственную деятельность, то возникла необходимость применить отдельные определения, назвав несостоятельность таких лиц, для которых применяются разные методы по изъятию собственности и её реализации на торгах в счет погашения задолженности – банкротство отдельных категорий должников (см. гл. 9 ФЗ Российской Федерации № 127 «О банкротстве»).
К таким особым категориям должников относятся:
- организации (компании), которые занимаются строительством жилых комплексов массового жилищного строительства и девелопментом;
- градообразующие организации — юридическое лицо, численность работников которого составляет не менее 1/4 части занятого населения (минимум 5 000 раб. мест) данного населенного пункта или в результате осуществления хозяйственной (хозяйственной) деятельности которого поддерживается его жизнеобеспечение;
- предприятия стратегического значения;
- фирмы, которые управляют трудоёмкими инфраструктурами, имеющие статус естественных монополий (т. е. инфраструктурные отрасли);
- финорганизации, кредитные организации, которые предоставляют финуслуги населению, а также ИП или компаниям, работающим в перспективных сферах бизнеса.