Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Скорость, знаки и электросамокаты: внесены изменения в ПДД». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно указу № 145 «О совершенствовании организации дорожного движения», который был подписан 18 апреля 2022 введено новое обобщенное понятие «средство персональной мобильности». К таким средствам будут отнесены электросамокаты, электроскутеры, гироскутеры, моноколеса, сегвеи и прочий моблильный электротранспорт.
Изменения в ПДД РБ (Октябрь 2022)
Для передвижения на всех типах «средствах персональной мобильности» не нужно получать водительские права.
Теперь передвигаться на таких устройствах необходимо по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии — по тротуару, пешеходной дорожке либо обочине со скоростью не выше 25 км/ч, не создавая препятствия для движения пешеходов. Устанавливается возрастное ограничение на использование средств персональной мобильности — с 14 лет. Но оно не будет действовать в жилых и пешеходных зонах.
Указ вступил в силу в конце октября 2022.
Электротранспорт – удобный, экологичный, экономичный и приятный способ передвижения, поэтому на дорогах его становится с каждым годом все больше. Водители транспортных средств не скрывают свое недовольство от присутствия на дорогах электромотоциклов, электрических самокатов и велосипедов. И, раз уж водители электротранспорта претендуют быть полноправными участниками дорожного движения, то нормы для них должны быть предусмотрены в ПДД. Поэтому многие интересуются, нужны ли права на электроскутер в Беларуси прежде, чем покупать его. Если раньше в правилах этот вопрос обговаривался вскользь, то теперь, когда на дорогах Минска невозможно не встретить электромотоцикл, гироскутер, электровелосипед, он требует срочного рассмотрения.
Какие изменения появятся в категории водительских прав в Беларуси в 2022 году?
С какого возраста можно ездить на велосипеде по дорогам? В пешеходных и жилых зонах, по тротуарам, по велосипедным или пешеходным дорожкам можно ездить в каком угодно возрасте.
А вот выезжать на дорогу без сопровождения совершеннолетнего можно только начиная с 14 лет. 3. Как проезжать перекрестки? Проезжать на велосипеде по пешеходному переходу запрещено.
Велосипедист должен остановиться, слезть с велосипеда и катить его в руках по зебре. Исключение: «зеленые велопереезды» — места, выделенные специальной зеленой разметкой.
Велосипедист может двигаться по любой обочине, если маршрут его движения не предполагает выезд на проезжую часть дороги (). В темное время суток и (или) при недостаточной видимости дороги в случае движения по обочине или по краю проезжей части дороги пешеход, ведущий велосипед, обозначенный габаритными огнями, сигнальными фонарями или световозвращателями (световозвращающими лентами), должен двигаться по ходу движения транспортных средств.
В пешеходных и жилых зонах, по тротуарам, по велосипедным или пешеходным дорожкам можно ездить в каком угодно возрасте. А вот выезжать на дорогу без сопровождения совершеннолетнего можно только начиная с 14 лет.
Проезжать на велосипеде по пешеходному переходу запрещено. Велосипедист должен остановиться, слезть с велосипеда и катить его в руках по зебре.
Исключение: «зеленые велопереезды» — места, выделенные специальной зеленой разметкой. Такие уже делают в Минске.
ООВ «ВелоГродно» обратилось в гродненскую ГАИ УВД с вопросами, каких правил придерживаться при езде на электровелосипеде. Совпадают ли они с правилами для обычных велосипедов?
В ГАИ были вынуждены признать, что сегодня в законодательстве такого понятия как «электровелосипед» нет. Сотрудники инспекции обратили внимание, что их ответ носит лишь информационный характер и «выражает мнения управления ГАИ УВД», но не является трактованием действующего законодательства.
По мнению ГАИ, электровелосипед нельзя приравнивать к велосипеду, потому что он «приводится в движение электродвигателем, а не мускульной силой человека» (п. 2.27 ПДД). А вот приравнять его в мопедам – пожалуйста. Отсюда в ГАИ предлагают пользоваться электровелосипедом как мопедом.
Гродненские электробайкеры встретили рекомендации без восторга.
Гродненец Владимир купил электровелосипед 4 года назад и не согласен с новыми рекомендациями.
— Мощность аккумулятора в моем байке 250 Вт. Он разгоняется не больше, чем, если бы я просто ногами крутил педали. Почему тогда я должен сдавать на права, надевать мотошлем?
Несмотря на наличие электропривода, электровелосипед используется примерно так же, как и обычный велосипед, и в большинстве стран не требует для вождения наличия водительского удостоверения или номерного знака.
Например, в Великобритании ездить на электровелосипеде можно с 14 лет. Для этого не нужны права. E-bike не нужно регистрировать или страховать. Ездить на нем можно по велодорожкам.
Большинство электровелосипедов в Германии — низкомощностные (pedelec), которые развивают скорость не больше 25 км/ч. Чтобы на них ездить не нужны права, шлем или страховка. Единичные экземпляры — это настоящие e-bike, которые могут разогнаться до 45 км/ч. Для пользования ими нужны права управления автомобилем или мопедом, шлем, страховка.
Электросамокат и электроскутер. Нужно ли водительское удостоверение? Разбираемся
Временный заезд на тротуары и иные места, предназначенные для передвижения пешеходов, транспорта, включая электроскутеры и электросамокаты, на низкой скорости, разрешен в следующих случаях:
- При вынужденном маневре, если нет иного пути (не путать маневр с потоковым передвижением).
- Подвоз товара и обслуживание (только при отсутствии иного пути подъезда).
- Ремонтные, инфраструктурные и т. п. работы.
- Экстренные ситуации.
По тротуарам в общем потоке разрешается езда лишь для ТС велосипедного типа, которые не относятся к полноценной категории самодвижущихся ТС. Это возможно:
- На специально оборудованных тротуарах – с велопешеходными дорожками и соответствующей разметкой.
- По обычным тротуарам – с осторожностью, если для передвижения к цели нет иного доступного пути (а подобное в городах редкость).
Чтобы электросамокат имел право передвижения по обычному тротуару, в соответствии с последним пунктом, он должен быть оснащен устройством, автоматически отключающим мотор при скорости свыше 25 км/ч.
Кстати, в январе 2020 г. в ГИБДД рассматривали предложение одного парламентария на предмет вынесения таких средства передвижения, как сегвеи, моноколёса, гироскутеры и электросамокаты, в отдельную категорию с соответствующими дополнениями в ПДД. Однако пока эту инициативу не поддержали, т. к. по мнению ГИБДД такие виды ТС номинально считаются пешеходами (кроме электросамокатов). Но, если учесть постоянное совершенствование и увеличение мощности малых электродвигателей и аккумуляторов к ним, то в будущем все возможно.
Важно! На электросамокате по дорогам общего пользования разрешается ездить только в правой полосе, а занимать левую можно лишь при повороте налево. Кроме того, не стоит пренебрегать элементарными правилами безопасности, а именно: показывать поворот и остановку соответствующим ситуации жестом и не начинать движение без мотошлема.
Перед началом эксплуатации альтернативного транспорта, который не требует использование горючего, необходимо ознакомиться с прописанными правилами ПДД. Большинство разновидностей электротранспорта не способны разгоняться более 25 км/ч, поэтому не опасны для участников движения. По закону водительское удостоверение обязаны иметь только владельцы следующей техники:
- электроскутер;
- электровелосипед и электросамокат мощностью выше 250 Вт.
Мотовелосипед — велосипед с несколько усиленными узлами (рама, колёса) и оснащённый двигателем.
В послевоенные годы прошлого века появились мотовелосипед и мопед.
Мопед отличался оригинальными техническими решениями, практичностью и дешевизной.
Первыми их выпускала компания «Солекс» (Solex). Она была основана французскими инженерами Морисом Гударом и Марселем Меннессоном в 1905 г.
и специализировалась на производстве карбюраторов.
Гродненские электробайкеры встретили рекомендации без восторга.
Гродненец Владимир купил электровелосипед 4 года назад и не согласен с новыми рекомендациями.
— Мощность аккумулятора в моем байке 250 Вт.
Велосипедная езда на проезжей части
- Согласно пункту 1.2 ПДД РФ (понятия и термины), велосипед — двухколёсное транспортное средство, приводимое в движение в основном за счёт мускульной энергии велосипедиста, с возможностью оснащения электродвигателем, не превышающим по мощности 0,25 кВт, машинально выключающемся на скорости более 25 км/ч.
Исходя из вышесказанного, велосипед с мотором всё ещё остаётся велосипедом, для которого, как известно, права на вождение не требуются.
И, конечно, учиться ездить не следует при сложных погодных условиях.
Не стоит забывать о том, что нужно следить за движением сзади (то есть смотреть в зеркала заднего вида, чтобы вовремя увидеть угрозу).
Нужны ли права на мопед минск с 2021 года
К примеру, летом 2019 года, в Минске, выпивший бармен возвращался домой ночью по пустой проезжей части. Он был остановлен ГАИ, отправлен на освидетельствование и в итоге лишен права управления на три года.
Мы не появляемся на свет скейтбордистами или моноколесистами. При передвижении на неких устройствах, будь то самокат или скейтборд, мы обречены на взаимодействия, и думать о безопасности должен в первую очередь наездник.
Речь идет о документе категории «М», получить который можно в отделении ГИБДД по окончании курсов автошколы лицам, достигшим 16-летнего возраста.
Поэтому МВД инициировало изменения в Правила дорожного движения, которые сейчас проходят этап окончательного согласования. «Р» побеседовала с начальником отделения обеспечения правоприменительной деятельности главного управления ГАИ МВД Александром Шевченко и узнала, какие изменения по средствам индивидуальной мобильности грядут в ПДД.
В текущей редакции ПДД пользователи индивидуальных колесных средств передвижения на электротяге в отдельную категорию участников дорожного движения не выделены. И некоторые беспечные собственники средств индивидуальной мобильности этим вовсю пользуются: мчатся по тротуарам и дорогам, создавая аварийные ситуации.
Как пояснил Игорь Целинин, электровелосипед – это велосипед с электрическим приводом, который частично или полностью обеспечивает его движение. От обычного велосипеда отличается наличием в нем трёх дополнительных механизмов: электродвигателя, аккумуляторной батареи, контроллера. Купить у нас готовый электровелосипед сложно.
Велосипеды и все устройства, которые двигаются при помощи мускульной силы человека – это основная группа транспортных средств, на которых можно ездить без водительского удостоверения. Сюда входят все велоконструкции с разным количеством колес и сидений (роллер, тандем, трицикл и т. п.).
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли.
Следует уточнить, что в Правилах дорожного движение ничего не сказано о людях, которые ездят на электровелосипедах. Чтобы понять, можно ли ездить без прав на электрическом байке и нужны ли они вообще, необходимо изучить существующие категории водительских прав.
В 2013 году была введена категория «М». Распространяется она на мопеды, скутеры и другие подобные средства. Необходимость получения прав определяется техническими характеристиками устройствами.
Права нужны в том случае, если транспортное средство оснащено мотором свыше 50 кубиков или электромотором от 250 до 4000 W. Если мощность двигателя не превышает 250 W, ездить на нем можно без прав.
Становится понятно, что права на электровелосипед в России не нужны, если его мощность не превышает 250 W. Но как быть в случае, если вы владеет более мощным байком? На рынке немало моделей электровелосипедов с мотором 500, 750 и 1000 W.
Правила движения для электровелосипедов
Электрические байки с двигателями любой мощности подчиняются правилам, разработанным для простых велосипедов и мопедов. Специальной положений для этой категории транспорта не разработано.
Основные пункты ПДД для велосипедистов всех категорий.
- Движение может осуществляться только на полностью исправном велосипеде. Обязательно наличие шлема на велосипедисте. В темное время суток на габариты велосипеда должны быть обозначены фарами, катафотами.
- Движение должно осуществляться по отведенным для этой категории транспорта велодорожкам. Если выделение специальной полосы на проезжей части не предусмотрено, двигаться нужно по крайнему правому краю проезжей части, по обочине или по тротуару (если это не создает помех для движения пешеходов).
ПДД для велосипедов в Беларуси
тротуар — элемент дороги, примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном, предназначенный для движения пешеходов и велосипедистов в соответствии с настоящими Правилами; По большому счету визуально они отличаются лишь наличием знака, приведенного ниже. Наличие велосипеда внизу — это не велодорожка, это пешеходная дорожка, где преимущество в движении имеют пешеходы.
«4.6.1 Пешеходная дорожка» — разрешается движение только пешеходам, а при отсутствии велосипедной дорожки — и на велосипедах, при этом велосипедисты не должны создавать препятствий для движения пешеходов.
В нижней части знака может быть дополнительно нанесен силуэт велосипеда; В вязи с этими пунктами правил возникает вопрос — а нафига вообще нужен знак с велосипедом внизу?
Масло масленое. У велосипедистов только может возникнуть ложное впечатление что тут велодорожка.
Можно ли ездить по проезжей части на мобильном электротранспорте?
Здесь водители и ДПС Белоруссии едины во мнении – электротранспорт на проезжей части передвигаться не должен, поскольку может создать аварийную ситуацию. И не было бы повода допустить разговоров об этом, если бы не случай, когда дорожный видеорегистратор запечатлел рассекающий по белорусским дорогам со скоростью 75 км/ч электросамокат. В ДПС уверяют – уже скоро более мощные модели электротранспорта будут приравнены к мопедам.
А это значит: обязательный техосмотр, страховка и водительское удостоверение категории АМ. Кроме того, как любое транспортное средство, его нужно будет регистрировать. А пока этого не случилось на законодательном уровне, на проезжей части мобильному электротранспорту передвигаться формально нельзя. В случае ДТП, скорее всего, виновным станет участник дорожного движения (в данном случае пешеход), который находился на проезжей части вне пешеходного перехода.
Сложность в регулировании движения на электросамокатах или электроскутерах заключается еще и в том, что никто «на глаз» не определит максимальную скорость, не увидит мощность электросамоката. В нем может быть как 500 Вт, так и все 1000. И даже если инспектору предъявят документы на такой объект, где гарантия, что мотор не был заменен на более мощный?
Вполне вероятно, что уже скоро нам четко пояснят – нужны ли права на электроскутер в Беларуси. Пока непонятно, сколько лет еще пройдет, прежде чем в ПДД появится отдельный пункт о движении электрического транспорта.
Специалисты «SmartBalance» будут следить за новостями в этой области, вносить правки в статью и дополнять актуальной информацией.
Нужна ли регистрация для электровелосипеда
Регистрация велосипеда с электромотором мощностью менее 250 Ватт не потребуется. Как правило, сотрудники ГИБДД не просят предъявить регистрацию на подобные виды транспорта: зачастую на них даже нет специального места для установки госномеров. В самом деле, при отсутствии внешних маркировок, а тем более издалека, инспектору невозможно определить мощность двигателя и классифицировать электровелосипед.
Если ваш электровелосипед мощнее 4 кВт и разгоняется до скорости выше 50 км/ч, регистрация в ГАИ обязательна. Кроме прав на такой транспорт (водительские права «А») в поездке вам всегда нужно иметь с собой страховку.
Пешеход или транспортное средство?
Регулирование норм движения электрического транспорта должно начинаться с определения категории, к которой относится транспортный объект. Изменения в правилах дорожного движения в 2019 году по этому поводу ясности не прибавили. Так, согласно п. 2.27 электрический транспорт можно было бы отнести к мопедам, так как скорость его составляет 20-50 км/ч. Однако этот же документ относит к пешеходам лица, передвигающиеся на приспособлениях с элетромотором, со скоростью до 25 км/ч. Не разъяснили с тех пор ситуацию и сами сотрудники Госавтоинспекции.
На брифинге в 2019 году Дмитрий Корзюк, возглавляющий Управление ГАИ МВД, заявил о существовании доработанного проекта правил. Этот документ должны были вскоре вынести на обсуждение, но до сих этого не случилось. Сам начальник ГАИ заявил, что пока электрический самокат, велосипед или скутер правильно считать средством индивидуального передвижения, а значит, владелец транспорта будет нести ответственность как пешеход, а не как водитель.
Можно ли ездить по проезжей части на мобильном электротранспорте?
Здесь водители и ДПС Белоруссии едины во мнении – электротранспорт на проезжей части передвигаться не должен, поскольку может создать аварийную ситуацию. И не было бы повода допустить разговоров об этом, если бы не случай, когда дорожный видеорегистратор запечатлел рассекающий по белорусским дорогам со скоростью 75 км/ч электросамокат. В ДПС уверяют – уже скоро более мощные модели электротранспорта будут приравнены к мопедам.
А это значит: обязательный техосмотр, страховка и водительское удостоверение категории АМ. Кроме того, как любое транспортное средство, его нужно будет регистрировать. А пока этого не случилось на законодательном уровне, на проезжей части мобильному электротранспорту передвигаться формально нельзя. В случае ДТП, скорее всего, виновным станет участник дорожного движения (в данном случае пешеход), который находился на проезжей части вне пешеходного перехода.
Сложность в регулировании движения на электросамокатах или электроскутерах заключается еще и в том, что никто «на глаз» не определит максимальную скорость, не увидит мощность электросамоката. В нем может быть как 500 Вт, так и все 1000. И даже если инспектору предъявят документы на такой объект, где гарантия, что мотор не был заменен на более мощный?
Вполне вероятно, что уже скоро нам четко пояснят – нужны ли права на электроскутер в Беларуси. Пока непонятно, сколько лет еще пройдет, прежде чем в ПДД появится отдельный пункт о движении электрического транспорта.
Специалисты «SmartBalance» будут следить за новостями в этой области, вносить правки в статью и дополнять актуальной информацией.
Велосипед с бензиновым мотором
Велосипеды с двигателями делятся на электрические и бензиновые. Но, и в том, и в другом случае – это конструкции, имеющие педали, мотор и все, что есть у обычного велосипеда. Велосипед с мотором купить несложно в любом городе России.
Несмотря на высокую популярность электробайков, велосипед с мотором бензиновым не сдает свои позиции, являясь отличным транспортом, помогающим экономить силы.
Появился эти велосипеды давно. Вначале они комплектовались моторами от бензопил, а сегодня — велосипедными моторами, выпускающимися в большом ассортименте и отличающимися объемом и малым весом.
- Скорость, которую способен развивать велосипед с мотором, достигает 40 км/ч. Причем разгоняется транспортное средство без каких-либо усилий со стороны велосипедиста. Но, управлять им все же сложнее, чем обычным велосипедом.
- Масса велосипеда, оснащенного бензиновым мотором, составляет в среднем 30 кг. В сравнении с обычными байками, шумит он больше, что нравится не всем. К тому же, на окружающую среду бензиновый двигатель влияет негативно.
В случае, если у вас нет права управления на мопед или мотоцикл, и вы едете на велосипеде с мотором, удовлетворяющим условиям одного из этих терминов, то действующее на 2021 год законодательство предусматривает наказание в виде штрафа от 5 до 15 000 рублей по части 1 статьи 12.7 КоАП.
Кроме того, если выяснится, что транспортное средство принадлежит не вам, то штраф выпишут ещё и собственнику вело с двигателем, но тому уже в размере 30 000 рублей по части 2 этой же статьи за передачу управления лицу без прав.
Но если вы едете на моторном велосипеде с параметрами, которые подходят для мопеда, а действующие права водителя вы получали, но забыли само удостоверение дома, то такое нарушение уже по закону должно быть квалифицировано по части 2 статьи 12.3 Административного кодекса со штрафом 500 рублей.