Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Виды ответственности за нарушение требований охраны труда — 2021». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации дано чёткое пояснение по вопросу охраны труда. Под охраной труда в РФ принято понимать целую систему сохранения жизни и здоровья работников (сотрудников) компании, предприятия в процессе их трудовой деятельности.
Административная ответственность — это вид ответственности за нарушение Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) и принятых в соответствии с ним нормативный документов.
К административной ответственности за нарушение законодательства об охране труда привлекаются руководители, должностные лица и другие ответственные работники.
″ Что делать специалисту по охране труда в случае, когда его привлекают к административной ответственности?
Есть три варианта развития событий:
1. Оплатить штраф в случае, если признаете, что допустили нарушение.
2. Оплатить штраф, но попросить администрацию предприятия компенсировать оплаченный Вами штраф в случае, если Вы уверены, что Вас оштрафовали за те нарушения, которые не прописаны в Ваших должностных инструкциях. Такая практика достаточно часто встречается.
3. Обратиться к руководителю инспектора, который Вас проверял, либо обратиться в суд в случае, если Вы полностью не согласны с теми нарушениями, которые Вам предъявляют.
Ответственность по ОТ регламентируется следующими нормативными актами:
- КоАП: Ст.
5.27.1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации - УК РФ: Ст. 143. Нарушение требований охраны труда.
- ТК РФ: Х раздел
Ст. 419 ТК РФ определяет виды ответственности по ОТ:
- дисциплинарная
- материальная
- административная
- уголовная
Дисциплинарная ответственность наступает в случае нарушения трудовой дисциплины, правил охраны труда и техники безопасности.
Работники привлекаются к дисциплинарной ответственности в случаях:
- нарушения внутренних правил и актов по ОТ;
- нарушения инструкций по ОТ по безопасному проведению работ;
- уклонения от медицинского освидетельствования;
- отказа от прохождения в рабочее время специального обучения по ОТ
Комментарии к статье 143 УК РФ
Некоторые разъяснения о применении положений статьи 143 УК РФ содержатся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2018 N 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»
Объект преступления, предусмотренного ст. 143 УК РФ, — право человека на безопасные условия труда.
Дополнительный непосредственный объект преступления — здоровье человека или его жизнь.
Потерпевшим может являться только работник, состоящий в трудовых отношениях с работодателем (юридическим или физическим лицом), где были нарушены правила охраны труда. При этом не имеет значения документальное оформление трудовых отношений; потерпевшим может являться и лицо, находящееся в фактических трудовых отношениях с работодателем.
«Потерпевшими по уголовным делам об этом преступлении могут быть не только работники, с которыми в установленном порядке заключены трудовые договоры, но и те лица, с которыми такой договор не заключался либо не был оформлен надлежащим образом, но они приступили к работе с ведома или по поручению работодателя либо его уполномоченного представителя» (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2018 N 41).
Если пострадали другие лица, то содеянное является преступлением против жизни или здоровья личности (ст. ст. 109, 118 УК РФ) либо халатностью (ст. 293 УК РФ).
Если несчастный случай произошел с лицом, которое выполняло работы или оказывало услуги на основании гражданско-правового договора, в том числе договора бытового или строительного подряда, договора возмездного оказания услуг, в действиях заказчика соответствующих работ или услуг отсутствует состав преступления, предусмотренного статьями 143, 216 или 217 УК РФ (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2018 N 41).
Уголовная ответственность за нарушения в сфере охраны труда
Еще один вид ответственности за нарушения в сфере охраны труда – уголовная. Он предусмотрен только для физических лиц. Предприятие или организацию к такому виду ответственности привлечь не получится.
Назначить подобное наказание может только суд в исключительных случаях. Например, действия (бездействие) некоторых лиц, несоблюдение требований охраны труда стали причиной аварии, техногенной катастрофы, гибели людей. Все подобные случаи тщательно расследуются, прокуратура проверяет обвинительное заключение, подготовленное следователем, и передает дело в суд.
Будет ли виновное лицо приговорено к реальному сроку заключения из-за нарушения требований охраны труда зависит от тяжести последствий, наличия и количества пострадавших.
Важно!
Привлечение руководства или иных ответственных лиц к уголовной ответственности не отменяет возможности наказания предприятия в соответствии со статьями Кодекса об административных правонарушениях. Юридическое лицо можно оштрафовать или приостановить его деятельность на 90 дней.
Административная ответственность
Еще один вид ответственности за нарушение правил и инструкций охраны труда – административная; «ответчиками» могут быть:
- юридические лица (компании);
- должностные лица.
Пример грубого нарушения – отказ от выдвижения требований в адрес сотрудников о соблюдении правил, невыполнение обязанностей в области охраны труда.
Привлечение к ответственности в данном контексте – область компетенции специалиста трудовой инспекции (инспектора). Инспектор может использовать такие методы административных взысканий/санкций:
- Наложение штрафа.
- Приостановление деятельности юридического лица.
- Вынесение предупреждения в адрес должностного лица.
Частью 1 статьи 5.27 предусмотрены в виде административного наказания либо административный штраф, либо административное приостановление деятельности.
Наложение административного взыскания по части 1 статьи 5.27 КоАП осуществляет, в соответствии со статьей 23.12 КоАП РФ, инспектор федеральной инспекции по труду.
Судом установлено, что гражданин, состоявший с предпринимателем в трудовых отношениях, 30 мая 2003 года погиб от несчастного случая на производстве. О данном факте предприниматель не сообщил в Государственную инспекцию труда Свердловской области, чем нарушил требования законодательства, предусмотренные статьей 5.27 КоАП РФ.
Административное приостановление деятельности как вид административного наказания предусмотрено статьей 3.12. КоАП РФ. Согласно части 1 статьи 3.12 КоАП РФ оно заключается во временном прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
Согласно этой же части статьи 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности может быть применено в случае:
- угрозы жизни либо здоровью людей;
- возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами;
- наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы;
- причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды;
- совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
- в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Административное наказание в виде административного приостановление деятельности назначается судьей только в тех случаях, когда менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Временный запрет деятельности применяется как мера обеспечения в случае совершения административного правонарушения, за которое предусмотрено наказание в виде административного приостановления деятельности Временный запрет деятельности как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении установлен статьей 27.16 КоАП РФ. В нашем случае его будет осуществлять государственный инспектор труда путем составления протокола и передачи его в суд.
Поскольку в производственном помещении, принадлежащем предпринимателю, выявлены нарушения государственных нормативных требований труда, которые создают угрозу жизни и здоровья работников, требования инспектора труда по приостановке эксплуатации производственного помещения до устранения выявленных недостатков признаны правомерными. (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 3 февраля 2005 года по делу №Ф04-317/2005(8149-А03-19)).
Частью 1 статьи 27.16 КоАП РФ установлено, что временный запрет деятельности заключается в кратковременном прекращении деятельности. Согласно части 1 статьи 27.17 КоАП РФ срок временного запрета деятельности не должен превышать 5 суток с момента фактического прекращения деятельности. Как следует из пункта 1 части 1 статьи 27.16 КоАП РФ временный запрет деятельности применяется только в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно.
Согласно части 5 статьи 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановление деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено судьей не позднее 5 суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.
Согласно части 3 статьи 3.12 КоАП РФ судья на основании ходатайства лица, которое осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения, данного административного наказания.
В части второй статьи 5.27 КоАП РФ предусмотрена в виде административного наказания – дисквалификация, которая может быть применена к должностному лицу, которое ранее было подвергнуто административному наказанию за аналогичное административное правонарушение. В пункте 17 Постановление Пленума ВС РФ №5 Верховный Суд Российской Федерации разъясняет, что следует понимать под аналогичным правонарушением:
«Под аналогичным правонарушением, указанным в части 2 статьи 5.27 КоАП РФ, следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и охране труда (например, первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении одного, а позднее — при увольнении другого работника)».
Дисквалификация может быть применена только в качестве основного административного наказания. Дисквалификация согласно статье 3.11. КоАП РФ заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 3.11 КоАП РФ дисквалификация может быть применена также к лицам, которые осуществляют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров и к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.
Дисквалификация может быть применена к физическим лицам, работающим в организациях вне зависимости от их организационно-правовой формы.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 КоАП РФ, рассматриваются мировыми судьями. Согласно пункту 6 части 1 статьи 23 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров.
Статьей 5.44. КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность за сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. При этом сокрытием несчастного случая будет считаться несообщение о нем в течение суток.
Совершение этого правонарушения влечет наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда;
- на должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;
- на юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
Приведенная статья предусматривает ответственность за нарушение нормы статьи 228 ТК РФ, в которой в числе обязанностей работодателя предусмотрена обязанность сообщить страховщику о несчастном случае, происшедшем на производстве. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных 5.44 КоАП, также отнесено к ведению Федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда в соответствии со статьей 23.12 КоАП РФ.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа Постановлением по делу №Ф09-6045/04-АК от 26 января 2005 года подтвердил обоснованность привлечения работодателя к административной ответственности, предусмотренной статьей 5.44 КоАП РФ за сокрытие страхового случая.
Кроме того, в главе 9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за целый ряд правонарушений конкретно в области строительства.
Так в статье 9.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение норм и правил безопасности при проектировании, строительстве, приемке, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации либо выводе из эксплуатации гидротехнического сооружения. Нарушение данных норм влечет:
Для граждан — наложение административного штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда;
Для должностных лиц — наложение административного штрафа в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда;
Для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — наложение административного штрафа в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
Для юридических лиц — наложение административного штрафа в размере от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных этой статьей в соответствии со статьями 23.23, 23.31 КоАП РФ рассматриваются органами, осуществляющими государственный надзор и контроль за использованием и охраной водных объектов и органами, осуществляющими государственный горный и промышленный надзор.
В статье 9.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил или норм эксплуатации тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин и оборудования.
Нарушение норм указанной статьи влечет:
Для граждан — наложение административного штрафа в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда или лишение права управления транспортными средствами на срок от трех до шести месяцев;
для должностных лиц — наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных этой статьей, в соответствии со статьей 23.35 КоАП РФ рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники.
Статьей 9.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение обязательных требований государственных стандартов, технических условий, строительных норм и правил, утвержденных проектов, других нормативных документов в области строительства при выполнении инженерных изысканий, проектных, строительно-монтажных работ, а также при производстве строительных материалов, конструкций и изделий.
Нарушение норм указанной статьи влечет:
Для граждан — наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;
для должностных лиц — наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда;
для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
для юридических лиц — наложение административного штрафа в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных этой статьей, в соответствии со статьей 23.56 КоАП РФ рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих государственный архитектурно-строительный надзор.
Так Постановлением ФАС Поволжского округа от 24 марта 2005 года по делу №А06-2036У/3-18/04 правомерно отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным предписания Государственного архитектурного надзора, согласно которому предпринимателю было предложено произвести демонтаж дымохода, выполненного выше кровли аптеки в нарушение проекта, поскольку материалами дела подтвержден факт нарушения заявителем требований по проектированию и строительству.
Статьей 9.5. КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение установленного порядка строительства объектов, приемки, ввода их в эксплуатацию:
«1. Строительство без разрешения зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, в том числе жилых зданий, а также объектов индивидуального строительства —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
2. Нарушение правил приемки и ввода объектов в эксплуатацию, в том числе заселение жилых домов и использование гражданских и производственных объектов без оформления в установленном порядке документов о вводе в эксплуатацию, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
3. Нарушение порядка выдачи архитектурно-планировочных заданий и разрешений на строительство —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда».
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных этой статьей, в соответствии со статьей 23.56 КоАП РФ рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих государственный архитектурно-строительный надзор.
Статьей 9.9 КоАП РФ предусмотрена ответственность за ввод в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющих объектов без разрешения органов, осуществляющих государственный надзор на указанных объектах. Нарушение норм указанной статьи влечет:
— для должностных лиц — наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда;
— для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
— для юридических лиц — наложение административного штрафа в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных этой статьей, в соответствии со статьей 23.30 КоАП РФ рассматриваются государственными органами по энергетическому надзору
Как следует из части 2 статьи 23.1 КоАП РФ судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 9.2-9.4, 9.9 в случае, если орган либо должностное лицо, к которым поступило это дело, передает его на рассмотрение судьи.
КоАП РФ предусмотрена также административная ответственность для должностных лиц строительных организаций по следующим нижеперечисленым статьям:
«Статья 19.4. Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)
1. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
Статья 19.5. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)
1. Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
Статья 19.6. Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения
Непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.
Статья 19.7. Непредставление сведений (информации)
Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьями 19.7.1, 19.8, 19.19 настоящего Кодекса, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда».
Рассматривать дела об административных правонарушениях в области строительства, предусмотренных данными статьям, имеют право:
- должностные лица федеральных инспекций охраны труда в соответствии с пунктом 16 статьи части 2 статьи 28.3 КоАП РФ;
- должностные лица органов государственного энергетического надзора в соответствии с пунктом 38 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ;
- должностные лица органов государственного горного и промышленного надзора в соответствии с пунктом 39 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ;
- должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в соответствии с пунктом 43 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ;
- должностные лица органов государственного архитектурно-строительного надзора в соответствии с пунктом 70 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ.
Статьей 20.4. КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.
Так частью 1 данной статьи установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ. Нарушение данных норм влечет:
- для граждан — предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;
- для должностных лиц — наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда;
- для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
- для юридических лиц — наложение административного штрафа в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Во второй части статьи предусмотрена ответственность за те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима. Нарушение норм данной части статьи влекут наложение административного штрафа в следующем размере:
- для граждан — в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда;
- для должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда;
- для юридических лиц — от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
Частью 3 данной статьи предусматривается ответственность за нарушение требований стандартов, норм и правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого либо средней тяжести вреда здоровью человека либо без наступления иных тяжких последствий. За нарушение норм части 3 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде административного штрафа в следующем размере:
- для граждан — в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда;
- для должностных лиц — от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда;
- для юридических лиц — от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
В части 6 указанной статьи законодателем установлена ответственность за несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для пожарных машин и техники. За нарушение норм данной части статьи на нарушителя возлагается административный штраф в следующем размере:
- для граждан — в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда;
- для должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;
- для юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных этой статьей, рассматривают в соответствии с пунктом 23.34 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный пожарный надзор.
При разграничении административного правонарушения от уголовного преступления имеет значение квалификация вины и общественно опасных последствий деяния.
Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека будет квалифицироваться как преступление, предусмотренное часть 1 статьи 143 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ). А в случае, если не наступили последствия, предусмотренные этой статьей – причинен легкий или средний вред здоровью, то содеянное будет рассматриваться как административное правонарушение, предусмотренное статьей 5.27 КоАП РФ.
Ответственность «рублем»
Материальная ответственность – это возмещение ущерба, нанесенного вследствие виновных действий, какая бы сторона, работник или работодатель, ни нанесла этот ущерб.
Поскольку мы говорим о работодательской ответственности, рассмотрим, в каких случаях работник может получить компенсацию за нарушение охраны труда:
- Работодатель незаконно не позволяет работнику выполнять его обязанности. В этом случае работнику должна быть выплачена недополученная им заработная плата.
- Работодатель причинил ущерб имуществу сотрудника. Компенсация рассчитывается исходя из рыночных цен на день совершения нарушения. Ущерб можно возместить не только деньгами, но и в натуральной форме, если работник на это согласен.
- По вине работодателя работник ухудшил здоровье. Будет оплачено лечение и восстановление здоровья, если страховка не покроет этих затрат.
- Работодатель не совершил положенные выплаты вовремя. Если нарушены сроки уплаты зарплаты, отпускных, увольнительных и т.п., эти выплаты придется возместить с процентами за просрочку.
Уголовная ответственность в сфере охраны труда
Самые строгие кары нарушителям правил охраны труда предусмотрены как раз в уголовной области права, ведь несоблюдение этих требований может привести к значительным повреждениям здоровья людей и даже к их гибели. Руководитель попадет под уголовную ответственность, если одновременно соблюдены 2 условия:
- в результате нарушения сотрудник получил тяжелую (именно тяжелую, легкие травмы не требуют уголовного расследования) или смертельную травму;
- следственный комитет признал руководителя ответственным за нарушение гостребований по охране труда, в результате чего имел место несчастный инцидент.
Наказание на специалиста по охране труда и/или руководителя организации налагается в зависимости от наступивших последствий и особенностей самого несчастного случая:
-
Из-за несоблюдений требований по охране труда здоровью причинен тяжкий вред. В этом случае ответственность может быть следующей:
- штраф до 400 тыс. руб. или зарплаты виновного за полтора года;
- исправительные или принудительные работы сроком до 1-2 лет;
- лишение свободы на 1 год с ограничением права заниматься той или иной деятельностью или без такого ограничения.
-
По неосторожности лица, ответственного за охрану труда, погиб 1 человек. Суд может присудить виновному:
- принудительные работы до 4 лет;
- лишение свободы до 4 лет с лишением права занимать определенную должность до 3-летнего срока.
- По причине недостаточной охраны труда погибло 2 и более людей. Наказание еще более ужесточается:
- принудительные работы до 5 лет;
- лишение свободы до 5 лет с лимитом на соответствующую деятельность до 3 лет.
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Серьезные наказания предусмотрены УК РФ также за нарушения правил соблюдения противопожарной безопасности, что тоже относится к нормам охраны труда (ст. 219 УК РФ).
Ответственность работодателей
В результате плановой проверки деятельности компании или при расследовании несчастного случая выясняется, соблюдению т/б не уделяется должного внимания. Тогда наступает ответственность работодателя за нарушение требований охраны труда. Наказание налагается в виде материальных начетов, аннулирования лицензий, приостановки деятельности.
За упущения к организации или отдельным лицам применяются штрафы, установленные кодексом административных правонарушений, КоАП РФ. Если рабочим местам не дана оценка по системе СОУТ, на предприятие может быть наложен штраф до 80 тыс. рублей, на административное лицо до 10 тысяч. Администрации придется отвечать за нарушение требований охраны труда, выражающееся в отсутствии специалиста службы безопасности. По разным случаям нарушения организацию штрафуют до 130 тысяч рублей, ответственное лицо до 10 тысяч рублей.
Ответственность работодателя
Работодатель может быть привлечен ко всем перечисленным видам ответственности кроме, разумеется, дисциплинарной. При этом нарушителями могут быть:
- должностные лица предприятия;
- юридические лица;
- ИП, имеющие работников.
Административная ответственность может быть представлена предупреждением, штрафом, временной дисквалификацией должностного лица или приостановлением деятельности работодателя.
Норма |
Нарушение |
Ответственность |
|
ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ | Нарушение трудового законодательства, если иное не предусмотрено ч. 2 и 3 ст. 5.27 и статьей 5.27.1 КоАП | Для должностных лиц | Предупреждение или штраф от 1 000 до 5 000 руб. |
Для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица | Предупреждение или штраф от 1 000 до 5 000 руб. | ||
Для юридических лиц | Предупреждение или штраф от 30 000 до 50 000 руб. | ||
ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ | Нарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым наказанию за аналогичное административное нарушение | Для должностных лиц | Штраф от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от года до 3 лет |
Для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица | Штраф от 10 000 до 20 000 руб. | ||
Для юридических лиц | Штраф от 50 000 до 70 000 руб. | ||
ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ | Нарушение требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2-4 ст. 5.27.1 КоАП | Для должностных лиц | Предупреждение или штраф от 1 000 до 5 000 руб. |
Для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица | Предупреждение или штраф от 1 000 до 5 000 руб. | ||
Для юридических лиц | Предупреждение или штраф от 50 000 до 80 000 руб. | ||
ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ | Нарушение работодателем порядка проведения спецоценки условий труда (или ее не проведение) | Для должностных лиц | Предупреждение или штраф от 5 000 до 10 000 руб. |
Для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица | Предупреждение или штраф от 5 000 до 10 000 руб. | ||
Для юридических лиц | Предупреждение или штраф от 60 000 до 80 000 руб. | ||
ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ | Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных и периодических медосмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний | Для должностных лиц | Штраф от 15 000 до 25 000 руб. |
Для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица | Штраф от 15 000 до 25 000 руб. | ||
Для юридических лиц | Штраф от 110 000 до 130 000 руб. | ||
ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ | Не обеспечение работников средствами индивидуальной защиты | Для должностных лиц | Штраф от 20 000 до 30 000 руб. |
Для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица | Штраф от 20 000 до 30 000 руб. | ||
Для юридических лиц | Штраф от 130 000 до 150 000 руб. | ||
ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ | Совершение нарушений, предусмотренных ч. 1-4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым наказанию за аналогичное административное нарушение | Для должностных лиц | Штраф от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от года до 3 лет |
Для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица | Штраф от 30 000 до 40 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 сут. | ||
Для юридических лиц | Штраф от 100 000 до 200 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 сут. |
Административная ответственность за охрану труда
Нарушения Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП), допускаемые ответственными лицами и руководящими работниками, должны быть наказаны в соответствии с принятыми законодательными нормами. Решение о наложении административного взыскания принимают инспектора по труду или другие представители надзорных органов.
Чаще всего специалисты по охране труда, допустившие административное правонарушение, облагаются штрафом того или иного размера, в зависимости от тяжести:
- за нарушение положений нормативных актов об охране труда, особенно ТК РФ, должностные лица и руководители-ИП будут оштрафованы на 2-5 тыс. руб., а организации – на 50-80 тыс. руб.;
- за пренебрежение к оценке условий труда на рабочем месте (непроведение, ненадлежащее оценивание) специалисты и ИП ответят 5-10 тыс. руб., а юрлица – 60-80 тыс. руб.;
- допуск к работе персонала без медосмотра и проверки знаний по охране труда может быть чреват штрафом в 15-25 тыс. руб., а для организаций – в 110-130 тыс. руб.;
- необеспечение необходимыми средствами индивидуальной защиты обойдется в 20-30 тыс. руб., а юрлицам – в 130-150 тыс. руб.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если виновного «поймают» на повторном правонарушении, наказание будет значительно строже: должностные лица, как и ИП, поплатятся 30-40 тыс. руб. или будут отстранены от работы на 1-3 года, а юрлица могут остановить свой бизнес на срок до 3 месяцев или расстаться с 100-200 тыс. руб.
Таблица штрафов по ОТ
Основание | Ответственный | Штрафы по ОТ в 2020 году, рублей |
---|---|---|
Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ |
||
Часть 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ |
Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 статьи 5.27.1 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа. |
|
На должностных лиц |
От 2000 до 5000 |
|
На осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица |
От 2000 до 5000 |
|
На юрлиц |
От 50 000 до 80 000 |
|
Часть 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ |
Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа. |
|
На должностных лиц |
От 5000 до 10 000 |
|
На осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица |
От 5000 до 10 000 |
|
На юрлиц |
От 60 000 до 80 000 |
|
Часть 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ |
Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда и обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа. |
|
На должностных лиц |
От 15 000 до 25 000 |
|
На осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица |
От 15 000 до 25 000 |
|
На юрлиц |
От 110 000 до 130 000 |
|
Часть 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ |
Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты (средствами индивидуальной защиты, отнесенными техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику) влечет наложение административного штрафа. |
|
На должностных лиц |
От 20 000 до 30 000 |
|
На осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица |
От 20 000 до 30 000 |
|
На юрлиц |
От 130 000 до 150 000 |
|
Часть 5 статьи 5.27.1 КоАП РФ |
Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1-4 статьи 5.27.1 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет наложение административного штрафа. |
|
На должностных лиц |
От 30 000 до 40 000 или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет |
|
На осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица |
От 30 000 до 40 000 или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
|
На юрлиц |
От 100 000 до 200 000 или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
|
Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда. |
||
Часть 1 статьи 14.54 КоАП РФ |
Нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, установленного порядка проведения специальной оценки условий труда влечет наложение административного штрафа. |
|
На должностных лиц |
От 20 000 до 30 000 |
|
На юрлиц |
От 70 000 до 100 000 |
|
Часть 2 статьи 14.54 КоАП РФ |
Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.54 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет наложение административного штрафа. |
|
На должностных лиц (эксперт организации, проводившей специальную оценку условий труда, совершивший при проведении специальной оценки условий труда административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.54 КоАП РФ, несет административную ответственность) |
От 40 000 до 50 000 или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет |
|
На юрлиц |
От 100 000 до 200 000 или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
|
Сокрытие страхового случая |
||
Статья 15.34 КоАП РФ |
Сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний влечет наложение административного штрафа. |
|
На граждан |
От 300 до 500 |
|
На должностных лиц |
От 500 до 1000 |
|
На юридических лиц |
От 5000 до 10 000 |
|
Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль. |
||
Часть 23 статьи 19.5 КоАП РФ |
Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, влечет наложение административного штрафа. |
|
На должностных лиц |
От 30 000 до 50 000 или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет |
|
На осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица |
От 30 000 до 50 000 |
|
На юридических лиц |
От 100 000 до 200 000 |
Потерпевшим обычно становится работник, который пострадал на своем рабочем месте из-за несоблюдаемых правил техники безопасности.
К сожалению, потерпевший может быть не всегда только травмированным, некоторые несчастные случаи на предприятии приводят и к смерти работника или работников. Уголовное дело возбуждается именно тогда, когда происшествие заканчивается травмой или смертью.
ВНИМАНИЕ! Не имеет значения, выполнял во время происшествия пострадавший свою работу, шел на свое рабочее место, помогал другим.
Есть несколько важных условий для того, чтобы работник могу получить статус пострадавшего из-за несоблюдения норм по охране труда:
- У него должен быть заключен договор на трудоустройство.
- Работодатель должен поручить работнику выполнение определенной работы, во время которой и произошел несчастный случай.
- Обязательно соблюдение работником инструкции, установленных на предприятии для охраны труда. Такие инструкции должны быть выданы под подпись каждому из работников.
- Также важное условие – регулярное получение заработной платы.
Получить статус потерпевшего может и лицо, которое только устраивается на работу, например, проходит стажировку.