Как провести закупку у единственного поставщика по 44-ФЗ
Как провести закупку у единственного поставщика по 44-ФЗ
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как провести закупку у единственного поставщика по 44-ФЗ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если заказчиком нарушен закон или необоснованно определен способ определения поставщика в виде закупки у единственного участника на основании статьи 93 Закона 44-фз, действия заказчика можно обжаловать в ФАС России, уполномоченный орган, суд. Ситуации, когда заказчик обязан проводить закупки и определять поставщика конкурентным способом, предусмотрены законом.
Что нужно знать о закупке у единственного поставщика
Перечень оснований проведения такой закупки ограничен, определен в ст.93 Закона № 44-фз.
Требуется расчет и обоснование цены контракта.
Такая закупка должна быть включена в план закупок и план-график (при соблюдении ограничения цены контракта и соотношения к годовому объему закупок заказчика).
Либо закупка проводится в связи с признанием конкурентной закупки несостоявшейся (при соблюдении оснований признания закупки несостоявшейся и определении ).
В ряде случаев требуется согласование с уполномоченным органом (ФАС России) заключения контракта с единственным поставщиком (например, при несостоявшемся запросе предложений) или уведомление о таком заключении (например, при «аварийных» закупках).
Для госзаказчика такой способ определения поставщика удобен, так как заранее известен поставщик и его продукт. Это упрощенный порядок закупки, который существенно экономит время.
Заказчик не обязан
размещать извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика;
обосновывать невозможность и нецелесообразность определения поставщика иным способом (по большей части закупок);
размещать отчет об исполнении контракта, проводить экспертизу продукции.
Ключевые нарушения при проведении закупки
закупка не предусмотрена планом закупок и планом-графиком;
основание закупки не соответствует ст. 93 Закона № 44-фз;
цена контракта превышает разрешенный размер;
контракт не согласован с уполномоченным органом либо отсутствует уведомление;
допущены нарушения при определении конкурентной закупки несостоявшейся.
Учитывая, что заранее в ЕИС не размещается извещение и документация закупки, закупка у единственного поставщика сложно контролируема в части нарушения закона и ограничения конкуренции. Заказчики этим могут злоупотреблять. В результате страдает как рынок товаров (работ, услуг), в котором фактически нарушается принцип конкуренции, так и бюджетная система, поскольку денежные средства расходуются не экономно.
При нарушении порядка проведения закупки у единственного поставщика контракт может быть признан недействительным.
Заказчик и поставщик в таком случае несут финансовые потери. Также, Заказчик будет привлечен к административной ответственности.
Закупка у единственного поставщика из-за пандемии коронавируса
В соответствии с позицией министерства финансов и Антимонопольной службы, распространение данного заболевания носит чрезвычайный и непреодолимый характер. Поскольку сегодня действуют обстоятельства непреодолимой силы, минфин в письме от 19.03.2020 № 24-06-06/21324, ФАС в письме от 18.03.2020 № ИА/21684/20 разрешили приобретение ТРУ в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
Тот факт, что распространение коронавирусной инфекции признано представителями названных ведомств обстоятельством непреодолимой силы, будет учитываться во время проверок. На основании данного факта должны рассматриваться:
жалобы;
дела об административных правонарушениях;
обращения о внесении исполнителя в РНП.
Сумма закупки по 44 ФЗ
Одним из наиболее распространенных случаев закупки у единственного поставщика является заключение контракта в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, позволяющим совершить разовую закупку на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей. При этом Закон № 44-ФЗ не содержит каких-либо разъяснений относительно предмета закупки и количестве контрактов, заключаемых с одним и тем же исполнителем. Общий объем закупок, осуществляемый таким способом, не должен превышать двух миллионов рублей или пяти процентов от общего объема закупок заказчика и в совокупности не более 50 миллионов рублей в год.
На основании всего вышеизложенного мы можем сделать выводы, что приобретение товаров или услуг у единственного поставщика является наиболее удобным инструментом в закупках. В ней могут быть одновременно заинтересованы обе стороны партнерских отношений, что отчасти может привести к формированию мошеннических схем.
Если говорить о «вреде» и «пользе» двух законов, посвященных закупкам, то можно с большей уверенностью сказать, что именно 223-ФЗ является, своего рода, «рассадником» не совсем честных и прозрачных платежей. Но при этом также можно утверждать, что он является основанием для движения торговли по вертикальной плоскости, в отличие от «строгого» 44-ФЗ.
В любом случае, каждый из них имеет свои положительные стороны и очевидные недостатки.
Удачи Вам в торгах, дорогие читатели! До скорого!
В каких случаях можно проводить закупку у ЕП?
Полный перечень закреплен в ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ и является исчерпывающим, наиболее распространенными являются следующие случаи:
объект закупки относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий и услуг центрального депозитария
закупка для государственных нужд, определенная указом (распоряжением) Президента РФ
сумма закупки не превышает 600 тысяч (закупка малого объема). В этом случае годовой объем закупок не должен быть выше 5 млн. руб или не должен превышать 50% СГОЗ заказчика и не составляет более чем 30 млн. руб
закупка, при которой исполнителем может быть только орган исполнительной власти или подведомственный ему орган.
закупка на оказание услуг по водоотведению, водоснабжению, газоснабжению, теплоснабжению, энергоснабжению, подключению и присоединению к сетям инженерно-технического обеспечения, по ввозу, вывозу и хранению психотропных веществ и наркотических средств.
закупка вследствие чрезвычайных ситуаций, аварий техногенного и природного характера, для оказания медицинской помощи.
закупка для осуществления управления многоквартирным домом
принятие заказчиком решения о заключении контракта с ЕП, в том случае если определение поставщика было признано несостоявшимся.
оказание услуг для направления работника в служебную командировку.
Необходимо подготовить проект будущего контракта и выбрать планируемого исполнителя. Регламентированных критериев для его выбора нет, однако стоит руководствоваться принципом разумности, использовать свой опыт заключения контрактов, проконсультироваться с организациями, которые уже сотрудничали с планируемым исполнителем.
Разместить информацию о позиции в плане-графике в ЕИС. В ней указывается сумма контракта и его условия.
Ждать 5 календарных дней. В этот период контракт должен быть подписан обеими сторонами и на 6 день уже можно выкладывать информацию о заключении контракта в реестр контрактов, вместе со сканированным подписанным документом.
В реестре контрактов необходимо создавать информацию об исполнении контракта. Прикладываются все копии приемочных документов. В реестре контрактов отдельно размещают сведения и по результатам приемки, и после оплаты. Регулярно публикуется каждая приемка товаров (приемочный документ) и оплата. Сведения (документы) размещаются в течение 5ти рабочих дней с даты подписания приемочного документа или совершения платежа (с даты платежного поручения). Публикация всех сведений (документов) один раз в конце исполнения контракта является нарушением.
Необходимость обоснования
Ч. 2 ст. 93 44-ФЗ перечисляет случаи, когда заказчик обязан в течение не более 1 рабочего дня с момента заключения контракта направить в контролирующий орган уведомление о подобной закупке, к которому следует приложить копию подписанного контракта с обоснованием его заключения.
В этот перечень включены:
работы или услуги, выполняемые или оказываемые только органами исполнительной власти, подведомственными им госучреждениями, государственными унитарными предприятиями, имеющими полномочия, которые установлены федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ;
приобретение закупочных объектов, необходимых для оказания неотложной медпомощи в экстренном виде после аварий, прочих ЧС техногенного или природного характера, когда иные способы определения поставщика, подрядчика, исполнителя в форс-мажорных обстоятельствах нецелесообразно;
заключение между федеральным органом исполнительной власти и зарубежной организацией контракта на лечение гражданина РФ за её пределами;
закупки транспортных услуг и связанных с их обеспечением дополнительных услуг в процессе осуществления воинских перевозок в случае возникновения угрозы для безопасности страны.
В некоторых случаях ч. 4 ст. 93 44-ФЗ требует от заказчика лишь обоснование цены контракта с одним закупочным субъектом.
В отчёте, объясняющем выбор закупки у единственного поставщика, обычно указываются такие обоснования:
у него нет конкурентов;
большая срочность предстоящей закупки;
отсутствие интереса к заказу у прочих закупочных субъектов;
нецелесообразность заказа товаров, работ, услуг в других регионах;
осуществление дополнительной закупки.
Основополагающие нормативные правовые акты, которые регулируют правоотношения:
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Федеральный закон от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ «О естественных монополиях».
Приказ Минэкономразвития России от 13 сентября 2013 г. N 537 «Порядок согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».
Распоряжение Правительства РФ от 30.09.2013 N 1765-р «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера».
Расчет НМЦК в Excel начальной максимальной цены контракта
Для унификации подхода к формированию НМЦК (начальной (максимальной) цены контракта, подписываемого с единственным поставщиком) при выполнении закупок в соответствии с ФЗ №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» разработаны методические рекомендации с методами и формулами расчета. А для участия в государственных торгах нужно составлять обоснование НМЦК. Расчет можно произвести в Excel.
Исчисление и обоснование начальной (максимальной) цены контракта зависит от методов, определенных в Законе:
метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка);
нормативный;
тарифный;
проектно-сметный;
затратный.
Предпочтение отдается методу сопоставимых рыночных цен. Получить ценовую информацию об одинаковых (идентичных) товарах, работах и услугах можно из следующих источников:
официальных публикаций государственных и муниципальных органов, международных организаций;
сайта госзакупок;
сведений информационно-ценовых агентств;
статистических отчетов;
общедоступной рекламы в СМИ, Интернете.
При расчете начальной цены контракта используются коэффициенты, которые учитывают:
объем товара, работ, услуг;
срок определения НМЦК, исполнения договора;
место поставки;
изменение номенклатуры и т.д.
Расчетные данные и обоснование НМЦК оформляются документально и подписываются работником контрактной службы.
Понятие закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), собственно, как и само понятие закупки, текущая редакция Закона о закупках не содержит.
Закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) или, часто называемая прямая, неконкурентная закупка — это способ закупки, «косвенно» предусмотренный Законом о закупках. В ч. 2 ст. 19 Закона о закупках указано, что Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает в единой информационной системе (далее — единая информационная система, ЕИС) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
Следует, отметить, что изменения, которые планируются внести в ближайшее время в Закон о закупках, предполагают введение закрытого перечня способов закупок и «деление» способов закупок на конкурентные способы закупки (конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений) и закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)