Что такое социальная поддержка

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое социальная поддержка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Социальным страхованием называют один из видов социальной защиты населения, главная цель которого – выполнение конституционного права людей на материальную помощь в случае утраты здоровья или трудоспособности, безработицы и других подобных проблем.

Социальное страхование населения

Социальное страхование может быть коллективным, государственным или смешанным. В отличие от государственного, коллективное страхование организуется профсоюзами. По времени возникновения оно является более древним, чем государственное.

В России обязательное социальное страхование является одним из инструментов по реализации социальных программ государства. Оно финансируется из внебюджетных фондов социального страхования и других источников. Социальное страхование предусматривает выплаты государственных пособий и пенсий.

Среди пособий наиболее часто используется пособие по временной нетрудоспособности. Основанием для его выплат является выписка, получаемая в медицинском учреждении. Еще одним видом пособий является пособие по беременности и родам. Его размер приравнивается к размеру заработной платы. Также есть пособие по уходу за маленьким ребенком.

Среди других выплат можно выделить пособие по безработице, которое не пользуется популярностью у населения, вследствие чисто символического размера выплаты.

Так, например, при заключении контракта на трудоустройство сначала программа предусматривает стажировку или переобучение, выплачивая человеку ежемесячные деньги на поддержку, даже уже и при трудоустройстве, чтобы избежать рисков в испытательный период. Максимальный срок заключения соцконтрактов на профессиональное обучение – 9 месяцев.

Например, программа помощи предпринимателям предоставляет финансирование на 12 месяцев. Здесь же возможно оказание помощи и при составлении бизнес-плана, поиска потенциальных рынков сбыта. Такое направление соцконтракта для будущих предпринимателей рассчитано на возможность оказания помощи до 250 000 рублей. Использование денег возможно, например, на приобретение оборудования или аренду помещений.

В сельской местности часто берут соцконтракт на ведение личного подсобного хозяйства. Помощь оказывается на сумму до 100 000 рублей и по срокам до года. Целевое назначение выделяемых средств рекомендуется на товары начинающему фермеру.

Соцконтракт как выплата на преодоление сложной жизненной ситуации или приобретение одежды обуви к зиме рассчитан на 6 месяцев.

Надо сказать, что такая форма помощи нуждающимся гражданам, внедряемая у нас как соцконтракт, давно и успешно работает во многих странах. Причем развивается все более адресный подход, в зависимости от характера сложности жизненной ситуации. Именно так можно глубже понять проблему человека и помочь ее решить.

Ежемесячная денежная выплата

Право на ежемесячную денежную выплату имеют следующие категории «федеральных льготников»:

Если гражданин имеет одновременно право на получение ежемесячной денежной выплаты по нескольким основаниям, то назначается одна – более высокая по размеру.

Ежемесячная денежная выплата установлена в размерах:

Ежемесячная денежная выплата индексируется в порядке и в сроки, установленные Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для индексации размера БЧ трудовой пенсии.

Ее выплата осуществляется территориальным органом ПФР.

Часть суммы ежемесячной денежной выплаты может направляться на финансирование предоставления набора социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Финансирование отраслей социальной сферы

Отрасли социальной сферы финансируются централизованно, т. е., на бюджетной основе. Консолидированный бюджет Российской Федерации состоит из Федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. Особое место в финансировании социальной сферы играют внебюджетные социально-страховые фонды.

Бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты) — это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации. Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации.

Бюджетный кодекс РФ определил трехуровневую бюджетную систему, отдельно вынеся категории государственного долга, а также финансов государственных внебюджетных социально-страховых фондов.

Государственные финансы дополнены категорией муниципальных финансов, развитие которых наряду с Бюджетным кодексом РФ подчиняется законодательству о местном самоуправлении и его финансовых основах. Кодексом закреплена основная бюджетная пропорция между федеральным и субфедеральными бюджетами по доходам как 50:50.

Федеральный бюджет России разрабатывается на основе анализа развития экономики. Основные провозглашенные приоритеты этого бюджета — снижение налогового бремени и увеличение социальной направленности бюджета. Однако анализ структуры расходной части федерального бюджета доказывает, что по сравнению с другими статьями социальный приоритет выражен недостаточно.

Так, расходы на государственное управление, правоохранительную деятельность, национальную оборону из федерального бюджета составляют в среднем свыше трети всех расходов, еще треть идет на обслуживание и частично погашение государственного внешнего долга и на все остальные цели, в том числе социальную политику, помощь бюджетам других уровней и т. д., направляется всего лишь оставшаяся часть.

Частично социальные расходы оплачиваются за счет финансовой помощи федерального бюджета бюджетам других уровней. Для выравнивания материального положения уязвимых слоев населения, проживающих в разных регионах в федеральном бюджете России на 2001 год впервые создан Фонд компенсаций, из которого финансируются Федеральные законы.

«О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и «О социальной защите инвалидов в РФ». Фонд компенсации обеспечивает единые государственные гарантии социальной защиты населения на территории РФ, предусмотренные федеральным законодательством.

Создание Фонда компенсаций позволит регулярно выплачивать ежемесячные пособия на детей во всех регионах страны. К концу 2002 г. только 14 из 89 субъектов РФ не имели задолженности по выплате ежемесячных пособий. Расчет субвенций из Фонда компенсаций на выплаты ежемесячных пособий на детей каждому региону проведен по числу детей в семьях с доходами ниже прожиточного уровня. В 2003 г. ежемесячные пособия из Фонда компенсаций адресно выплачивались 23,3 млн. детей.

С точки зрения финансового обеспечения социальных расходов в переходной экономике РФ четко просматриваются три этапа, имеющие существенные различия. государственный социальный политика

Первый этап — 2005-08 гг. — характеризуется наращиванием государственных расходов на социальные нужды. Это период экстенсивного увеличения средств, доля которых к 2005 г. достигла огромной величины — более 50% (с учетом субсидий жилищно-коммунального хозяйства и общественному транспорту) в консолидированном бюджете с учетом социальных внебюджетных фондов.

Второй этап — 2005-08 гг. — период поиска эффективных форм и методов реализации социальной политики, пытающихся сохранить опыт и достижения советского периода, параллельно с частичным внедрением рыночных механизмов в социальное обеспечение. Этот период уместнее назвать временем выживания социально-культурных отраслей, попыток недопущения тотального разрушения социальной инфраструктуры, поскольку сопровождался кризисным развитием экономики, существенным сокращением выделяемых бюджетных ресурсов и повсеместным ростом платности большинства общественных услуг при сокращении реальных доходов населения.

Третий этап — 2008-2010 гг. — связан с принятием рамок практически всех институциональных социальных реформ согласно «Стратегии развития РФ до 2010 г.» фонда «Центр стратегических разработок», мер по ее реализации в «Основных направлениях социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу», приоритетных задач и плана первоочередных мер.

Эффективность проводимых социальных реформ во многом зависит от того, насколько быстро социальная сфера может адаптироваться к действию законов рыночной экономики, какие объективные и субъективные обстоятельства необходимо учитывать при их проведении.

Перечень документов на выплаты

Одного заявления на выплату соцпособий недостаточно. Гражданам необходимо подтвердить права на получение государственных денег. Для каждой ситуации потребуется особый пакет документов. Обозначим ключевой перечень:

  • заявление установленного образца. Бланк выдадут по месту обращения за соцпособием;
  • паспорт или иной формуляр, подтверждающий личность заявителя;
  • ИНН и СНИЛС;
  • реквизиты расчетного счета, куда следует зачислять госпособия.

Дополнительные бумаги и справки на детские пособия:

  • свидетельство о рождении ребенка;
  • справка о рождении;
  • справка с места работы супруга о том, что аналогичные выплаты не назначались;
  • справка о постановке на учет на ранних сроках беременности;
  • больничный лист по беременности и родам;
  • свидетельство о заключении брака;
  • справка о составе семьи;
  • справка о том, что ребенок проживает с родителями;
  • постановление об опекунстве, попечительстве или усыновлении.

Малообеспеченным и безработным:

  • справка с последнего места работы;
  • справка о заработной плате;
  • справка о заработной плате супруга и всех трудоспособных членов семьи для установления среднего дохода на каждого члена семьи;
  • справка о составе семьи;
  • платежки по коммунальным услугам;
  • договоры с компаниями, поставляющими энергоресурсы;
  • справки с места учебы несовершеннолетних детей.

Дополнительно понадобятся:

  • справка о смерти и свидетельство о смерти — для назначения выплат на погребение;
  • справка об инвалидности — для пенсии по инвалидности, в том числе на ребенка-инвалида;
  • удостоверения пенсионера, ветерана, героя и т. д. — для социальных выплат по категориям.

Виды социальных выплат

Государственные выплаты разделяют на парочку форматов, видов и даже подвидов. Некоторые компенсации даже начисляются в индивидуальном порядке, а в качестве источника используются бюджетные и внебюджетные средства.

Социально-финансовая помощь предназначена для следующих льготных категорий:

  • Гражданин оформил инвалидность. Это касается детей, у которых родители-инвалиды, а также граждан, которые ухаживают за инвалидами.
  • Сироты, в случае если они несовершеннолетние.
  • Студенты дневной очной формы обучения с детьми.
  • Многодетные семьи, при условии, что они параллельно являются малообеспеченными.
  • Пенсионеры, при условии, что они нетрудоспособные.

Размеры выплат установлены законодательно, часть пособий подлежат индексации (например, пособие по инвалидности). Между тем в некоторых перечисленных случаях поддержка оказывается лишь на региональном уровне (например, для малообеспеченных семей). Более подробные сведения указаны в таблице:

Название Описание
Нетрудоспособность Лица могут получить пособие по временной нетрудоспособности
Беременность и роды Выплаты по родам и беременности
Ранний срок беременности Единоразовая выплата для девушек, которые встали на учет на ранних сроках
После рождения малыша Единоразовая выплата, приуроченная рассматриваемому событию
При уходе за малышом Ежемесячные пособия для обеспечения ухода за крохой
Полученные профессиональные травмы

Пособие, которое получают люди по причине временной нетрудоспособности

ставшей следствием несчастного случая, проф. болезни

Погребение Пособие, что государство выделяет на компенсацию расходов на погребения усопшего
Доплата за дополнительные четыре дня

Возмещение трат, что понесли родители,

взяв дополнительные выходные для ухода за ребенком-инвалидом

Отпуск

Оплата дополнительного отпуска (более чем используется ежегодно) при условии,

что он был потрачен на само лечение или проезд к месту где оно будет проходить

Предупреждающие меры

Страхователям компенсируют расходы, потраченные на меры,

предупреждающие травматизм на производстве, заболеваемость сотрудников

(если они работают с вредными веществами)

Дополнительные расходы страхователей

Компенсация дополнительных расходов, которые несут страхователи

на внесение пособий по нетрудоспособности. Выполняется в счет федерального бюджета

и трансферов между разными бюджетами

Возмещение при страховании погребения Страхователю будут возмещены расходы, которые он понес при оплате погребения

Назначение социального пособия: куда обращаться?

Чтобы получать социальные выплаты, необходимо доказать свой социальный статус. Выплаты будут назначены только тому человеку, который докажет, что он имеет право на определенную поддержку. Меры поддержки от государства будут определены, зависимо сразу от нескольких положений. Например, размера дохода, который имеет человек, трудового направления его деятельности, семейного статуса.

Какие документы собрать и куда обращаться зависит от полагающегося вида помощи. Проблема в том, что инвалидность находится в компетенции Пенсионного фонда, выплаты на детей можно оформить в Фонде соцзащиты. Если речь о безработных, рассматриваемой проблемой будет беспокоиться центр занятости. И это далеко не полный перечень. Потому оформляя социальные выплаты, приходится существенно побегать от одной инстанции к другой.

Не так давно появилась информация, что процедуру планируют упростить с помощью ЕГИССО – единой системы, где можно выполнить все. Если человек имеет право на льготу, её ему предоставят автоматически. Останется просто посетить платформу Госуслуги, чтобы узнать о начислении.

МЕХАНИЗМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ И ЛЬГОТ, КРИТЕРИИ ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ

С 01.04.2021 установлены такие размеры социальных пенсий по инвалидности:

  • для инвалидов с детства I группы и детей-инвалидов — 13 912,10 руб.;
  • для инвалидов I группы, инвалидов с детства II группы — 11 593,52 руб.;
  • для инвалидов II группы (кроме инвалидов с детства) — 5796,76 руб.;
  • для инвалидов III группы — 4927,25 руб.

Учтите: суммы указаны без учета районных коэффициентов, установленных в регионе проживания получателя.

Помимо пенсии, инвалидам полагается ежемесячная доплата. Средства направлены на компенсацию расходов:

  • на покупку медикаментов и лекарственных препаратов;
  • приобретение санаторно-курортных путевок;
  • проезд к месту лечения и обратно.

Чтобы получать доплату, необходимо подать заявление в ПФР об отказе от предусмотренных льгот на медикаменты, санаторно-курортное лечение и проезд к месту лечения и обратно.

Материальная поддержка граждан с детьми — это отдельное направление государственной политики. Детские госпособия — самая большая доля социальных выплат гражданам.

На детей выплачивают следующие пособия:

  • единовременные выплаты при рождении, материнский капитал, при усыновлении, при постановке беременной на учет;
  • ежемесячные: по уходу до 1,5 года, президентские выплаты на 1 ребенка до 3 лет;
  • региональные: устанавливаются в каждом регионе по месту проживания заявителей.

Обновленная таблица детских пособий в 2021 году:

Наименование пособия

Размер выплаты, руб.

С 01.01.2021

С 01.02.2021

Изменение МРОТ

12 792

Единовременное пособие при рождении ребенка

18 004,12

18 886,32

Минимальное ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 года (на первого ребенка) (МРОТ × 40%)

6752,00

7082,80

Минимальное ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет (на второго и последующих детей)

6752,00

7082,80

Максимальное ежемесячное пособие по уходу за ребенком

29 600,48

29 600,48

Пособие на ребенка, переданного на воспитание в семью (усыновление, опека и попечительство)

18 004,12

18 886,32

Пособие на ребенка-инвалида или ребенка в возрасте от 7 лет или нескольких детей, которые приходятся друг другу братьями или сестрами, переданного (переданных) на воспитание в семью (усыновление, опека и попечительство)

137 566,13

144 306,87

Минимальное пособие по беременности и родам (140 дней)

58 878,40

58 878,40

Максимальное пособие по беременности и родам (140 дней)

340 795,00

340 795,00

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности

675,15

708,23

Пособие беременной женщине — жене военнослужащего по призыву

28 511,40

29 908,46

Пособие на ребенка военнослужащего, проходящего службу по призыву

12 219,17

12 817,90

Пособие на ребенка военнослужащего по потере кормильца

2457,58

2578,00

Ежемесячная выплата на ребенка, проживающего в чернобыльской зоне, от рождения до 1,5 лет

3481,83

3652,44

Источники финансирования социального обеспечения

01.00.00 Пенсионное обеспечение (за исключением социальной помощи (поддержки) по пенсионному обеспечению)

01.01.00 Обязательное пенсионное страхование

01.01.01 Страховые пенсии

01.01.02 Прочие страховые выплаты (ежемесячные доплаты к пенсии отдельным категориям специалистов)

01.02.00 Государственное пенсионное обеспечение

01.02.01 Пенсии по государственному пенсионному обеспечению (государственные пенсии)

01.02.02 Социальные пенсии по государственному пенсионному обеспечению

02.00.00 Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

02.01.00 Обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

02.02.00 Обеспечение по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

03.00.00 Социальная помощь (поддержка)

03.01.00 Социальная помощь (поддержка) в связи с донорством крови и ее компонентов

03.02.00 Социальная помощь (поддержка) в связи с инвалидностью, наличием социально-значимых, хронических, тяжелых и т.п. заболеваний, поствакцинальных осложнений

03.03.00 Социальная помощь (поддержка) в связи с отсутствием работы (безработицей)

03.04.00 Социальная помощь (поддержка) в связи с выходом на пенсию

03.05.00 Социальная помощь (поддержка) в связи с заслугами по защите Отечества, безупречной службе, продолжительным добросовестным трудом (ветеранов)

03.06.00 Социальная помощь (поддержка) в связи с воздействием радиации вследствие чернобыльской катастрофы и других техногенных катастроф

03.07.00 Социальная поддержка (помощь) семьи, материнства, отцовства и детства

03.08.00 Социальная поддержка в связи с низким уровнем дохода (малообеспеченностью)

03.09.00 Социальная поддержка военнослужащих и приравненных к ним по социальному обеспечению и членов их семей

03.10.00 Социальная поддержка отдельных категорий граждан, проживающих в сельской местности

04.00.00 Социальное обслуживание

04.01.00 Предоставление (оказание) социальных услуг в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме

04.02.00 Предоставление (оказание) социальных услуг в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в полустационарной форме

04.03.00 Предоставление (оказание) социальных услуг в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные в форме социального обслуживания на дому

Дополнительно может быть введена рубрикация 2 и 3 разделов рубрикатора по видам мер социальной поддержки и видам социальных услуг соответственно.

1.3.3. Финансирование социальной работы

Финансовые средства, необходимые для реализации социальных мероприятий, формируются в соответствии с направлениями социальной политики. Финансирование осуществляется из различных источников: федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, муниципальных бюджетов; внебюджетных фондов; негосударственных источников (благотворительные, частные фонды).
За последние годы происходит перераспределение финансовых средств в социальной сфере от ФБ к территориальным бюджетам и внебюджетным фондам. Эта тенденция наблюдается по всем статьям расходов.
Не малую роль играет Федеральный фонд социальной поддержки населения, действующий с 1992 года. Основная функция фонда — обеспечение дополнительного финансирования федеральных и республиканских целевых программ по социальной поддержке населения.
Средства фонда расходуются на:
1. предоставление натуральной помощи бесплатно или на льготной основе;
2. предоставление дотаций на оказание медицинской помощи;
3. оплату коммунальных услуг;
4. обеспечение ночного проживания бездомных граждан;
5. развитие социально-трудовой реабилитации и профессиональной ориентации;
6. создание дополнительных рабочих мест.
7. оказание помощи многодетным, малообеспеченным семьям, детям, нуждающимся в государственной поддержке, детям-инвалидам.
Государственная система социальной защиты населения финансируется по большей мере из местных бюджетов.
Существует разграничение полномочий между различными уровнями власти. Федеральные органы власти:
1. устанавливают единую систему минимальных социальных гарантий;
2. формируют внебюджетные государственные фонды;
3. финансируют объекты социальной инфраструктуры, находящиеся в их ведении;
4. определяют условия и порядок компенсации денежных доходов населения в связи с инфляцией.
Региональные и местные органы власти:
1. разрабатывают и реализуют региональные социальные программы, по возможности повышают гарантии;
2. обеспечивают социальную поддержку гражданам;
3. создают условия для деятельности благотворительных фондов;
4. финансируют учреждения социальной сферы, находящиеся в их подчинении.
Из Фонда финансовой поддержки регионов (создан в 1994 г.) финансовые средства направляются для оказания помощи слабым регионам. Средства могут быть направлены в виде трансфертов (переносить, переводить) — денежная помощь из федерального бюджета для оказания текущей финансовой помощи, покрытия путем дотаций минимально обоснованных расходов. Так же средства направляются в виде субвенций (приходить на помощь) — на финансирование федеральных программ для выравнивания уровня социально-экономического развития регионов.
Трансферты передаю��ся органам власти субъектов РФ, которые, в свою очередь, расходуют выделенные средства по своему усмотрению. Так как трансферты не имеют целевого назначения.
При формировании трансфертов ссылаются на формулу “выравнивания”. Для подтягивания текущих доходов субъектов до 95% среднедушевых доходов по РФ используют поправочный коэффициент: Кв=Бо/Бс*100%, что означает отношение бюджетных расходов на одного человека по экономическому району к среднедушевому расходу на 1 человека по всем регионам.
Существует два основных способа финансирования социальной работы.
Первый способ — прямое финансирование, т. е. денежные средства целевым назначением направляются на финансирование социальной работы (например, федеральные целевые программы).
Второй способ — косвенное финансирование путем уменьшения изъятия денежных средств (льготные налогообложение, кредитование, ценообразование на социально значимые товары и услуги).
Прямое финансирование позволяет направлять средства на решение первоочередных социальных проблем. Государством устанавливаются приоритеты принятия и реализации социальных программ. При этом учитывается их польза для общества и экономическая эффективность вкладываемых средств.
Финансирование и ресурсное обеспечение системы социальной защиты имеет трехуровневый механизм социальных гарантий при предоставлении денежных выплат:
1. дифференцированный социально гарантированный уровень обеспечения, поддерживаемый государством за счет ПФ и ФСС;
2. предоставление средств сверх государственного уровня за счет региональных фондов социального обеспечения и территориальных фондов социальной поддержки населения;
3. негосударственные, профессиональные системы — размер выплат зависит от страхового вклада граждан.
Основой финансирования системы социальной защиты является действующее законодательство: федеральные законы “Об основах социального обслуживания населения в РФ”, “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов”, “О ветеранах”, и др. Источниками финансирования государственных учреждений системы социальной защиты являются ФБ и бюджеты субъектов РФ. В учреждения муниципального подчинения средства поступают из местных бюджетов и ФБ в качестве дотаций.
Возможно и дополнительное финансирование: средства из целевых социальных фондов, доходы от хозяйственной деятельности, благотворительные взносы, оплата социальных услуг.
Недостатки финансирования социальной сферы:
1. финансовые ресурсы находятся в ведении различных министерств;
2. не разработаны научные критерии эффективности расходования выделяемых средств;
3. не достаточно четко разделены полномочия бюджетов разных уровней;
4. статьи бюджетов по обеспечению государственных социальных гарантий не защищены законодательно.

Источники финансирования денежных выплат населению

Категория: Конституционное право.

Читайте об изменениях в законодательстве в области социального обеспечения в 2021 году.

Читайте также:  Как получают разрешение на работу иностранные студенты: рассказывает эксперт

В настоящее время проблемам финансирования социального обеспечения уделяется большое внимание. Практически в каждом из законов о тех или иных родах и видах социального обеспечения содержатся нормы, указывающие на то, каким образом должно производиться финансирование обеспечительных мер, чьим расходным обязательством являются конкретные меры социальной поддержки.

Конституция РФ не содержит однозначно прописанного механизма финансирования реализации прав граждан на социальное обеспечение, так же как и указаний на конкретные организационно-правовые формы институтов социального обеспечения. Такими механизмами могут быть бюджетное финансирование, обязательное социальное страхование, а также добровольное социальное страхование. Однако в настоящее время основным механизмом, в рамках которого реализуется право граждан Российской Федерации на социальное обеспечение, является механизм обязательного социального страхования. Это подтверждается действующим законодательством, а также позицией Конституционного Суда РФ, отраженной в ряде его решений.

В России в начале 90-х годов прошлого века при переходе к рыночной модели хозяйствования была практически сформирована правовая и институциональная основа системы социального страхования. В частности, были созданы независимые специализированные институты социального страхования — так называемые внебюджетные социальные фонды. Созданные структуры — Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд и территориальные фонды обязательного медицинского страхова­ния, Государственный фонд занятости населения РФ — обладали главными характеристиками институтов социального страхования, зафиксированными в системе международных трудовых норм. Их средства не были консолидированы в составе федерального бюджета, обеспечивая тем самым большую степень прозрачности для их использования исключительно на нужды застрахованных. Каждый из фондов отвечал за управление социальной защитой от определенной группы социальных рисков, традиционно объединяемых в рамках самостоятельных отраслей социальной защиты:

  • старость, инвалидность, потеря кормильца;
  • необходимость медицинской помощи;
  • временная нетрудоспособность, включая беременность, роды и уход за малолетними детьми; безработица.

Каждый из фондов осуществлял сбор обязательных страховых взносов, уплачиваемых работодателями (и работником в случае обязательного пенсионного страхования), что определяло ответственность каждого фонда за финансовое состояние отрасли социального страхования. Порядок уплаты и размеры взносов устанавливались законом.

В июле 1999г. был принят Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования». Этот Закон занимает особое место в правовом массиве, регулирующем права граждан на социальное обеспечение, так как имеет рамочный характер. В Законе заложены правовые основы и общие принципы функционирования всей системы обязательного социального страхования. Подразумевается, что все другие законы, касающиеся отдельных видов обязательного социального страхования, должны соответствовать общим принципам, зафиксированным в данном Законе. В частности, в тексте Закона дано определение правового статуса объектов социального страхования, изложены их права и обязанности.

Впервые в этом Законе закреплены основные принципы обязательного социального страхования:

  • устойчивость его финансовой системы за счет эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;
  • всеобщий и обязательный характер;
  • доступность для застрахованных лиц;
  • государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных рисков;
  • исполнение страховщиком обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения;
  • государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
  • паритетность участия субъектов в органах управления;
  • общественный контроль.

Также предусмотрены правовые механизмы, обеспечивающие защищенность финансовых средств государственного социального страхования. Устанавливается автономность бюджетов обязательного социального страхования, которые не входят в бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления; включены положения о разделении полномочий федеральных и региональных органов государственной власти в сфере обязательного социального страхования, определен круг вопросов, относимых к ведению федеральных властей.

Для ведения финансовой деятельности государственных внебюджетных фондов ежегодно принимаются федеральные законы о бюджетных фондов на очередной финансовый год, и утверждается исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов за очередной финансовый год.

Тем не менее, изменения последних лет в законодательстве, регулирующем обязательное социальное страхование, в частности порядок его финансирования, говорят скорее о стихийном, чем последовательном развитии этой социально значимой сферы жизни общества. В данной представленной работе нас более всего интересует работа Фонда социального страхования.

Фонд социального страхования РФ – специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ, которое управляет средствами государственного социальног�� страхования Российской Федерации, является юридическим лицом, имеет гербовую печать со своим наименованием, текущие, валютные и иные счета в банках.

С 11 мая 2021 года многие регионы РФ, при назначении пособий и иных социальных выплат, стали использовать Единую государственную информационную систему социального обеспечения (ЕГИССО). Также начались выплаты новых детских пособий, которые были анонсированы президентом ранее. Сумма выплат зависит от региона и может достигать до 12 тыс. руб. в месяц. Уведомления тем родителям, которым положен данный выплат, должны появляться в личном кабинет пользователя на портале госуслуг.

Также с 1 июля 2021 года планируется увеличение размера выплат для беременных, которые стали на учет на ранних сроках в связи с трудной жизненной ситуацией. Размер выплат, которые будут начисляться ежемесячно, составит половину прожиточного минимума. Предусмотрены выплаты пособий для неполных семей с детьми до 17 летнего возраста.

6.1. Сущность и назначение специальных фондов
6.2. Классификация специальных фондов
6.3. Социальные фонды
6.4. Социальные внебюджетные фонды Российской федерации
6.5. Экономические фонды
6.6. Международные государственные фонды
Выводы
Вопросы для самопроверки
Литература

Таблица источники финансирования социальной защиты населения

1.3.3. Финансирование социальной работы

Финансовые средства, необходимые для реализации социальных мероприятий, формируются в соответствии с направлениями социальной политики. Финансирование осуществляется из различных источников: федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, муниципальных бюджетов; внебюджетных фондов; негосударственных источников (благотворительные, частные фонды).
За последние годы происходит перераспределение финансовых средств в социальной сфере от ФБ к территориальным бюджетам и внебюджетным фондам. Эта тенденция наблюдается по всем статьям расходов.
Не малую роль играет Федеральный фонд социальной поддержки населения, действующий с 1992 года. Основная функция фонда — обеспечение дополнительного финансирования федеральных и республиканских целевых программ по социальной поддержке населения.
Средства фонда расходуются на:
1. предоставление натуральной помощи бесплатно или на льготной основе;
2. предоставление дотаций на оказание медицинской помощи;
3. оплату коммунальных услуг;
4. обеспечение ночного проживания бездомных граждан;
5. развитие социально-трудовой реабилитации и профессиональной ориентации;
6. создание дополнительных рабочих мест.
7. оказание помощи многодетным, малообеспеченным семьям, детям, нуждающимся в государственной поддержке, детям-инвалидам.
Государственная система социальной защиты населения финансируется по большей мере из местных бюджетов.
Существует разграничение полномочий между различными уровнями власти. Федеральные органы власти:
1. устанавливают единую систему минимальных социальных гарантий;
2. формируют внебюджетные государственные фонды;
3. финансируют объекты социальной инфраструктуры, находящиеся в их ведении;
4. определяют условия и порядок компенсации денежных доходов населения в связи с инфляцией.
Региональные и местные органы власти:
1. разрабатывают и реализуют региональные социальные программы, по возможности повышают гарантии;
2. обеспечивают социальную поддержку гражданам;
3. создают условия для деятельности благотворительных фондов;
4. финансируют учреждения социальной сферы, находящиеся в их подчинении.
Из Фонда финансовой поддержки регионов (создан в 1994 г.) финансовые средства направляются для оказания помощи слабым регионам. Средства могут быть направлены в виде трансфертов (переносить, переводить) — денежная помощь из федерального бюджета для оказания текущей финансовой помощи, покрытия путем дотаций минимально обоснованных расходов. Так же средства направляются в виде субвенций (приходить на помощь) — на финансирование федеральных программ для выравнивания уровня социально-экономического развития регионов.
Трансферты передаются органам власти субъектов РФ, которые, в свою очередь, расходуют выделенные средства по своему усмотрению. Так как трансферты не имеют целевого назначения.
При формировании трансфертов ссылаются на формулу “выравнивания”. Для подтягивания текущих доходов субъектов до 95% среднедушевых доходов по РФ используют поправочный коэффициент: Кв=Бо/Бс*100%, что означает отношение бюджетных расходов на одного человека по экономическому району к среднедушевому расходу на 1 человека по всем регионам.
Существует два основных способа финансирования социальной работы.
Первый способ — прямое финансирование, т. е. денежные средства целевым назначением направляются на финансирование социальной работы (например, федеральные целевые программы).
Второй способ — косвенное финансирование путем уменьшения изъятия денежных средств (льготные налогообложение, кредитование, ценообразование на социально значимые товары и услуги).
Прямое финансирование позволяет направлять средства на решение первоочередных социальных проблем. Государством устанавливаются приоритеты принятия и реализации социальных программ. При этом учитывается их польза для общества и экономическая эффективность вкладываемых средств.
Финансирование и ресурсное обеспечение системы социальной защиты имеет трехуровневый механизм социальных гарантий при предоставлении денежных выплат:
1. дифференцированный социально гарантированный уровень обеспечения, поддерживаемый государством за счет ПФ и ФСС;
2. предоставление средств сверх государственного уровня за счет региональных фондов социального обеспечения и территориальных фондов социальной поддержки населения;
3. негосударственные, профессиональные системы — размер выплат зависит от страхового вклада граждан.
Основой финансирования системы социальной защиты является действующее законодательство: федеральные законы “Об основах социального обслуживания населения в РФ”, “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов”, “О ветеранах”, и др. Источниками финансирования государственных учреждений системы социальной защиты являются ФБ и бюджеты субъектов РФ. В учреждения муниципального подчинения средства поступают из местных бюджетов и ФБ в качестве дотаций.
Возможно и дополнительное финансирование: средства из целевых социальных фондов, доходы от хозяйственной деятельности, благотворительные взносы, оплата социальных услуг.
Недостатки финансирования социальной сферы:
1. финансовые ресурсы находятся в ведении различных министерств;
2. не разработаны научные критерии эффективности расходования выделяемых средств;
3. не достаточно четко разделены полномочия бюджетов разных уровней;
4. статьи бюджетов по обеспечению государстве��ных социальных гарантий не защищены законодательно.

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Назовите и раскройте звенья государственных финансов.
2. Что представляет собой государственный бюджет?
3. Перечислите направления расходования бюджетных средств.
4. Приведите понятие, элементы и основные принципы формирования налогов
5. Раскройте функции налогов.
6. Что представляет собой “кривая Лаффера”?
7. Что является основой финансирования социальной работы?
8. Перечислите источники финансирования социальной работы.
9. Какие способы финансирования социальной работы вам известны?
10. Опишите основные функции внебюджетных социальных фондов.
11. Перечислите полномочия органов власти различных уровней в вопросах финансирования социальной работы.
12. Приведите понятие трансфертов и ориентир при их формировании.
13. Что собой представляет финансирование и ресурсное обеспечение социальной защиты?
14. Назовите недостатки финансирования системы социальной защиты.

Президент Путин о социальных выплатах в 2021 году

В своем обращении к Федсобранию 21 апреля нынешнего года президент РФ объявил о новых мерах поддержки от государства.

Он сказал, что в первую очередь считает необходимым предоставить помощь от государства семьям с детьми, которые оказались в сложной жизненной ситуации. Поэтому ряд решений по этому вопросу необходимо ввести незамедлительно.

По поручению Путина были приняты единоразовые выплаты школьникам, ежемесячные пособия детям из неполных семей, поддержка женщинам, вставшим на учет по беременности на ранних сроках вынашивания ребенка. Помимо этого, с нынешнего года больничный лист родителям детей до 7 лет будет выплачиваться в 100%-ном объеме.

Государство постоянно разрабатывает новые меры поддержки людям, попавшим в сложные жизненные условия. Нужно знать свои права на предоставление соцвыплат и уметь этими правами воспользоваться, чтобы увеличить свое благосостояние и материальное положение всей семьи.

Результат финансирования социальной сферы

Для достижения национальной цели развития Российской Федерации на период до 2024 года по обеспечению устойчивого естественного роста численности населения и повышению ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году — до 80 лет) Минтруд России совместно с Минздравом России, Минспортом России, Министерством просвещения России, Минфином России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти реализует национальный проект «Демография».

Национальный проект «Демография» носит комплексный межведомственный и междисциплинарный характер и затрагивает сферы поддержки семей при рождении детей; создания условий для осуществления трудовой деятельности женщин, имеющих детей; создания условий для доступности дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет; здорового образа жизни; активного долголетия и повышения качества жизни пожилых; занятия физической культурой и спортом.

Общий объем финансирования мероприятий национального проекта составляет порядка 3 трлн рублей на шесть лет (2019 — 2024 годы).

Всего в национальный проект «Демография» включены пять федеральных проектов:

— «Финансовая поддержка семей при рождении детей»;

— «Содействие занятости женщин — создание условий дошкольного образования для детей возрасте до трех лет»;

— «Укрепление общественного здоровья»;

Источники финансирования социальной защиты населения

Финансирование мероприятий по социальной защите населения осуществляется из различных источников:

  • 1. Государственный бюджет, в том числе:
    • — федеральный бюджет;
    • — бюджеты субъектов федерации (республик, краев, автономных областей и др.);
    • — муниципальные бюджеты.
  • 2. Государственные внебюджетные фонды, в том числе:
    • — пенсионный фонд;
    • — фонд социального страхования;
    • — фонд обязательного медицинского страхования;
    • — фонд занятости;
    • — республиканский (федеральный) и территориальные фонды социальной поддержки населения.
  • 3. Негосударственные источники финансирования (частные и общественные благотворительные фонды и др.).

Федеральные и территориальные бюджеты являются определяющей формой финансового планирования. Без бюджетно-финансового планирования, как показывает опыт государств с развитыми рыночными отношениями, развитие рынка практически невозможно.

Важную роль в формировании финансовых источников социальной поддержки населения и особенно наиболее нуждающихся граждан играет Республиканский (федеральный) фонд социальной поддержки населения, обеспечивающий дополнительное сверхбюджетное финансирование федеральных и республиканских целевых программ по социальной поддержке граждан, мероприятий территориальных фондов в связи с экстремальными ситуациями. Мачульская, Е.Е. Право социального обеспечения / Е.Е. Мачульская.- М.: Норма, 2014. — С. 110.

Средства республиканского (федерального) и территориальных фондов расходуются на:

  • — предоставление помощи в виде предметов первой необходимости (одежды, обуви, питания) бесплатно или по льготным ценам;
  • — предоставление дотаций на предоставление лекарств, протезно-ортопедических изделий;
  • — плату коммунальных услуг;
  • — обеспечение ночного проживания бездомных граждан;
  • — развитие социально-трудовой реабилитации и профессиональной ориентации;
  • — создание дополнительных рабочих мест для граждан с ограниченной трудоспособностью и другие мероприятия.

За счет средств Республиканского фонда социальной поддержки населения финансируются программы многих регионов России по оказанию помощи многодетным и малообеспеченным семьям, детям-сиротам, детям-инвалидам.

Государственная система социальной защиты населения в значительной мере подкрепляется местными ресурсами. Основным источником формирования бюджетов всех уровней, особенно местных бюджетов, являются налоги.

Существует определенное разграничение полномочий между федеральными и региональными органами власти в финансировании системы социальной защиты населения и в целом социальной сферы.

Так, федеральные органы власти:

  • — устанавливают единую систему гарантий в области пенсионного обеспечения, пособий, оплаты труда, медицинского обслуживания, образования, культуры;
  • — формируют внебюджетные государственные фонды: пенсионный фонд; фонд занятости населения; фонд обязательного медицинского страхования; фонд социальной поддержки населения;
  • — финансируют объекты социальной инфраструктуры, находящиеся в федеральном ведении;
  • — определяют условия и порядок компенсации денежных доходов населения в связи с инфляцией.

Фонды обязательного медицинского страхования, их функции, формирование и использование

Медицинское страхование является одной из форм социальной защиты населения в случае потери здоровья по любой причине и гарантирует гражданам при возникновении страхового случая (заболевания) получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансирование профилактических мероприятий.

Медицинское страхование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации”. Закон определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения. Он направлен на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, организации-работодателя в охране здоровья граждан.

Обязательное медицинское страхование (ОМС) является всеобщим для населения Российской Федерации. Объектом медицинского страхования является страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая.

Условием осуществления медицинского обслуживания населения, предусмотренного данным страхованием, служит специальный фонд обязательного медицинского страхования.

Страховщиком по обязательному медицинскому страхованию является Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. Территориальные фонды обязательного медицинского страхования созданы субъектами РФ для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на их территории.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением.

Средства Фонда находятся в государственной собственности.

Устав Федерального фонда обязательного медицинского страхования утвержден Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. № 857. Управление ФФОМС осуществляется правлением во главе с председателем, состав правления утверждается Правительством РФ.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования:

  • участвует в разработке программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
  • аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования;
  • осуществляет выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;
  • ведет реестры страховых медицинских организаций, медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, экспертов качества медицинской помощи, застрахованных лиц и т. д.

Территориальный фонд создается для финансирования территориальных программ обязательного медицинского страхования. Руководят деятельностью фонда правление и директор, состав правления утверждается высшим исполнительным органом власти субъекта РФ, директор назначается им же по согласованию с ФФОМС. Контроль осуществляется высшим исполнительным органом власти субъекта РФ и ФФОМС, которым фонд подотчетен.

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС):

  • аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, осуществляет финансовое обеспечение реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в субъектах РФ, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования в порядке, установленном ФФОМС;
  • по месту оказания медицинской помощи осуществляет расчеты за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта РФ, в котором выдан полис, в объеме, установленном базовой программой ОМС, а территориальный фонд, в котором выдан полис, возмещает указанные расходы;
  • участвует в разработке территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и определении тарифов на оплату медицинской помощи на территории субъекта РФ;
  • осуществляет контроль за деятельностью страховых медицинских организаций;
  • собирает и обрабатывает данные персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах и медицинской помощи, оказанной им;
  • ведет территориальные реестры и т. д.

Для выполнения своих функций ТФОМС может создавать в городах и районах филиалы и представительства.

Финансовые средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования образуются:

  • за счет страховых взносов на обязательное медицинское страхование;
  • недоимок, пеней, штрафов по взносам в фонды обязательного медицинского страхования;
  • доходов от размещения временно свободных средств ФФОМС;
  • штрафов, санкций, сумм, поступающих в результате возмещения ущерба;
  • межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, передаваемых ФФОМС;
  • прочих поступлений.

Наряду с указанными доходами в бюджет ФФОМС зачисляются доходы от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, за налоговые периоды до 2011 г. в соответствии с п. 12 ст. 241 БК РФ.

Финансовые средства территориальных фондов обязательного медицинского страхования образуются:

  • за счет доходов от размещения временно свободных средств ТФОМС;
  • штрафов, санкций, сумм, поступающих в результате возмещения ущерба;
  • субвенций и других межбюджетных трансфертов из бюджета ФФОМС;
  • межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов РФ, передаваемых ТФОМС, в том числе на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы ОМС и на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой ОМС;
  • прочие поступления, предусмотренные законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Тарифы страховых взносов устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования”. Страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения уплачивают органы государственной власти субъектов Федерации.

Контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов в фонды возложен на Пенсионный фонд.

Расходование средств Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования осуществляется в соответствии с их бюджетами, утвержденными соответственно федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации.

Поступление средств в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в 2010 и 2012 гг. и их расходование характеризуются данными табл. 10.5.

Таблица 10.5

Поступление и расходование средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования
Показатель 2010 г. 2012 г.
млрд руб. % к итогу млрд руб. % к итогу
Поступление 101,8 100,0 966,5 100,0
В том числе:
страховые взносы, налоги 97,1 95,4 914,0 94,6
из федерального бюджета 4,7 4,6 51,8 5,4
Расходование 109,1 100,0 932,2 100,0
В том числе:
трансферты на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы ОМС 86,2 79,0 640,6 68,7
субсидии бюджетам территориальных фондов ОМС на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан 4,2 3,8 4,0 0,4
% к итогу средства, передаваемые бюджету ФСС РФ на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни 17,5 16,0 17,6 1,9
на финансирование исполнительной дирекции Фонда 0,3 0,3 0,7 0,1

Источники финансирования денежных выплат населению

  • Новая статья на сайте: «Перевод земли из аренды в собственность», 21.07.2021
  • Новый материал в разделе «Образцы юридических документов», 18.07.2021 г.
  • Обновление в разделе «Советы юриста», 17.07.2021
  • Новая статья на сайте в разделе «Блог», 16.07.2021
  • Ответы на Ваши вопросы, 15.07.2021
  • Материалы, опубликованные за июнь 2021 года
  • Подборка материала за май 2021 года, 11.06.2021
  • Опубликованные материалы за апрель 2021 года, 01.05.2021
  • Подборка материала за март 2021 года, 01.04.2021
  • Юридические статьи за февраль 2021 года, 05.03.2021
  • Каталог компаний по алфавиту
  • по отраслям
  • по регионам
  • по популярности
  • Форма заказа
  • Заявка на демо-версию


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *