Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ремонт по страховке-2022: что нужно знать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
После внесения поправок автовладелец не может выбирать, получить ему денежную компенсацию или оплату ремонта. При участии в ДТП автомобиль будет направлен на ремонт, где ему устранят поломки и по необходимости заменят запчасти.
Транспортное средство не подлежит ремонту
Страховые компании признают под полной гибелью машины две ситуации:
- машина настолько разбита, что отремонтировать её не получится;
- автомобиль отремонтировать можно, но стоимость ремонта превысит стоимость самой машины на дату аварии или будет равна ей.
Если машина после ДТП не подлежит восстановлению, страховщик выплатит её стоимость на момент аварии, но в пределах лимитов, установленных 40-ФЗ. Есть ряд особенностей при таком страховом случае:
- Страховщик имеет право оставить поврежденное транспортное средство у себя. Однако он может сделать это только после выплаты компенсации.
- Потерпевший может оставить себе годные детали автомобиля (например, для продажи), но тогда их стоимость будет вычтена из размера страховой выплаты.
Полная гибель транспортного средства может быть установлена только экспертом после осмотра. В ходе экспертизы специалист отмечает все повреждения и оценивает стоимость ремонта, эти сведения обязательно отражаются в заключении эксперта. На следующем этапе изучается рынок автомобилей и определяется стоимость машины. Полученные цифры сопоставляются и выносится заключение.
Составление заявления в суд
В исковом заявлении с претензией по ремонту страховой ОСАГО должна быть вся необходимая информация о сути вашего дела. Кроме подробного описания вашей проблемы желательно также указывать ссылки на нормативно-правовые акты, согласно которым действия страховой компании можно признать неправомерными.
При каждом обвинении необходимо ссылаться на тот закон, который подтверждает правомерность ваших действий. Не лишним будет также упомянуть те документы, которые будут прилагаться в качестве доказательств.
Далее необходимо указать, что именно вы просите от страховой компании. Это может быть неустойка за задержку ремонта, выплату по страховому случаю исходя из ваших исключительных обстоятельств и другое.
Внизу следует поставить дату написания заявления и подпись.
Какой срок исковой давности регресса по ОСАГО?
Между тем, для реализации данного страховой организации права законом отведён срок. В нашем случае он равен общему сроку исковой давности и составляет 3 года. А дата отсчёта срока начинается со дня, когда страховщик узнал или должен был узнать о праве регресса. Речь здесь идёт не всегда о дате ДТП, но о дате, когда у страховой оказались материалы дела или другие документы, подтверждающие наличие права взыскания с виновника денег.
Обратите внимание на важную тонкость! Исковая давность регресса по ОСАГО в судебной практике 2023 года не применяется автоматически. Если вы сами не заявите возражение в связи с истечением давности регресса, то суд может удовлетворить требования страховой компании. Поэтому на такие суды нужно как минимум прийти (или отправить почтой возражение).
Виды возмещения ущерба по ОСАГО
ОСАГО – обязательный продукт, в рамках которого предусмотрена гарантированная выплата пострадавшей в ДТП стороне. Что касается виновной стороны, то она будет ремонтировать машину за счет собственных средств.
Максимальный размер выплаты предусмотрен на законодательном уровне и составляет на каждого пострадавшего:
- не более 160 тыс рублей, если причинен вред жизни и здоровью;
- не более 400 тыс рублей, если причинен ущерб ТС.
Возместить ущерб по ОСАГО страховая компания сможет в случаях, которые оговорены в правилах:
- Полная гибель. В данном случае производится выплата рыночной стоимости. Если выплата превышает оговоренный лимит в рамках обязательного продукта, то разницу обязан выплатить виновник.
- Частичное повреждение. При получении частичного повреждения компания выплачивает средства, которые необходимы для проведения ремонтных работ.
- Дополнительные расходы. В эту группу включены дополнительные расходы, которые возникают у пострадавшего, в результате наступления страхового случая: расходы на эвакуацию или хранение вещей.
Что делать, если выплаты не хватает
Не секрет, что на практике страховщики занижают сумму выплаты, с целью сокращения расходов. Необходимо знать, что согласно закону каждый пострадавший имеет право на получение полной выплаты, в рамках лимита.
Что делать, если выплаты не хватает для проведения ремонта:
Обратиться к независимому эксперту | Первым делом необходимо самостоятельно обратиться к независимому эксперту, который осмотрит автомобиль и укажет реальную сумму причиненного ущерба. Помимо официального заключения необходимо взять чек, подтверждающий оплату услуг. |
Взять справку с банка | Поскольку страховщики перечисляют средства на карту пострадавшего, предстоит обратиться в банк и взять выписку. В документе должна быть отражена:
· дата выплаты;· сумма; · организация, которая перечислила средства. На практике банки выдают выписку совершенно бесплатно, сразу в день обращения. |
Составить досудебную претензию | Составить претензию вы можете самостоятельно или обратиться за помощью к эксперту на нашем портале. |
Дождаться ответа | В течение 5 рабочих дней страховая компания должна предоставить официальный ответ или произвести выплату. |
На практике страховые компании неохотно выплачивают деньги по требованию клиента. Такое встречается только в крупных компаниях, которые дорожат не только своей репутацией, но и каждым клиентом.
Шаг №4: Суд со страховщиком
При кажущейся простоте обращения в суд из-за малой выплаты страховой компанией неподготовленному человеку, даже в случае обоснованности его требований, может быть нелегко отстоять свои права. Конечно же, лучше иметь представителя в суде, но в случаях, когда размер требований не такой большой, на гонорар юристу можно потратить большую часть спорного возмещения.
Между тем, в погоне за справедливостью необходимо трезво и здраво оценивать финансовые риски, связанные с судебным разбирательством. Так, например, по делу, где будет спор о повреждениях от ДТП как о причине малого возмещения, скорее всего, страховщик будет ходатайствовать о проведении по делу судебной экспертизы, которая, в свою очередь, стоит довольно-таки дорого. Это важно на случай, если экспертиза будет не в вашу пользу, и суд в итоге примет решение об отказе в удовлетворении ваших требований, тогда расходы по её проведению будут взысканы с истца.
Но не всё так печально и рискованно. Многие автовладельцы прекрасно справляются и сами, выигрывают суды у страховщиков и получают справедливые суммы. Ведь страховщик, нарушая свои обязательства и выплачивая мало денег, должен будет еще выплатить и штрафные санкции:
- неустойку за каждый день просрочки после истечения 20 дней в размере 1% от недоплаченной суммы,
- финансовую санкцию.
А суд в случае неудовлетворения требования потребителя взыскивает со страховщика еще и штраф в размере 50% от недоплаченного страхового возмещения.
Страховое возмещение можно получить в кассе страховщика или на банковский счёт, либо в виде оплаты ремонта в согласованном со страховщиком автосервисе. Способ возмещения выбирает потерпевший. Исключение составляют личные авто граждан РФ, зарегистрированные в России – в этом случае возможен только ремонт и его последующая оплата, если только потерпевший не погиб (погибло авто, потерпевший является инвалидом или получил тяжкий или средний вред здоровью, а также ряд иных обстоятельств, указанных в ст. 61.1 закона об ОСАГО).
Когда страхового возмещения не достаточно, виновник – причинитель вреда оплачивает разницу. Доплата может быть осуществлена страховщиком и в том случае, если возмещения не хватило на восстановление здоровья или утраченного заработка.
Суд в очередной раз отметил, что если страховщик и потерпевший согласны с размером страховой выплаты, то независимую экспертизу можно не проводить, о чем страховщик и потерпевший заключают соответствующее соглашение. Заключив такое соглашение, потерпевший не вправе потом что-либо довзыскивать, но может оспорить в суде само соглашение.
В обновленном Постановлении появился пункт о том, что, если причинителей вреда несколько и их ответственность застрахована разными страховщиками, то последние возмещают вред солидарно.
Ущерб можно обосновать непосредственно в суде
В центре третьего спора оказался отказ страховой компании «ВСК» платить из-за неполного пакета документов, который направил автовладелец. В последовавшем затем судебном процессе размер ущерба был установлен, страховщик его не оспаривал. А раз так, то лишать права на страховое возмещение нельзя, решил ВС. Можно отклонять только дополнительные требования: компенсацию морального вреда, неустойку штраф и пр., следует из кассационного определения.
«Верховный суд принял обоснованное решение», — считает Полина-Сташевская. Не согласен с ней Алексеев из СК «МАКС», у которого решение Верховного суда вызывает серьезные опасения. По его мнению, суд должен установить не только ущерб, но и документально подтвердить сам факт аварии, иначе все «пьяные» наезды на препятствия могут превратиться в ДТП.
«Злоупотребления по таким ситуациям были и раньше, а на фоне отмены с 20 октября справки о ДТП (так называемая форма №154 — ИФ) можно получить всплеск сфальсифицированных ДТП», — предупреждает он. «Действия недобросовестных страхователей могут быть весьма неприятны», — опасаются в РСА. Представители РСА видят в этом почву для конфликтов и роста числа обращений в суд.
Эту серию дел объединяет то, что страховые компании допустили явные злоупотребления, а нижестоящие суды не смогли их распознать, отмечают эксперты. «Верховный суд в целом остается на позиции защиты прав страхователя, как слабой стороны», — сказал «Интерфаксу» адвокат Алексей Михальчик.
В последнее время под давлением лоббистов страховой отрасли происходит дрейф законодательства не в пользу пострадавших, отметил он. «Требования к страхователям ужесточаются под предлогом борьбы с мошенниками, но в результате мы получаем формулировки закона, de facto устанавливающие презумпцию недобросовестности лица, обратившегося за получением страховой выплаты», — сказал Михальчик.
Но практика ВС, по его словам, отчасти нивелирует эту тенденцию. «В указанных судебных актах совершенно правильно разъясняется, что основополагающим обстоятельством для страховщика является факт ущерба, а не сопутствующие формальные обстоятельства», — отметил Михальчик.
«Эти решения Верховного суда пресекают злоупотребления, допущенные страховыми компаниями», — отметила руководитель юридического отдела юридического бюро «Падва и Эпштейн» Татьяна Манакова. При этом, по ее словам, они почти полностью основаны на разъяснениях, которые ВС дал в постановлении от 29 января 2015 года №2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Значит, резюмирует Манакова, ожидать изменения судебной практики не стоит.
Когда нужно обращаться в суд
Сразу после столкновения автомобилей граждане должны оформить документы и зафиксировать все обстоятельства ДТП. Это необходимо для получения выплат по страховке ОСАГО. Программа обязательного страхования предусматривает следующие размеры максимальных выплат, на которые смогут рассчитывать пострадавшие:
- для возмещения повреждений, полученных автотранспортом – не более 400 тыс. руб.;
- для возмещения ущерба, причиненного иному имуществу – не более 400 тыс. руб.;
- для возмещения вреда здоровью и жизни потерпевшим – не более 500 тыс. руб.
Рассчитывать на быстрое получение всех причитающихся выплат можно только при правильном оформлении извещения о ДТП и иных документов, при соблюдении срока и правил обращения в страховую компанию. Однако даже выполнение всех требований и условий программы ОСАГО не может гарантировать получение компенсации, если страховщик будет нарушать свои обязательства.
Проблемы со своевременным и полным получением компенсации возникают практически у всех автовладельцев. Выделим наиболее распространенные ситуации, когда гражданам не избежать судебного разбирательства:
- если повреждения машины или вред здоровью не были признаны страховым случаем;
- если страховщик незаконно отказал в принятии документов о выплате возмещения по ОСАГО;
- если по итогам экспертизы машины был занижен характер и степень повреждений, а также размер ущерба;
- если нарушены сроки перечисления выплат или направления машины на восстановительно-ремонтные работы;
- если страховая компания оставила без ответа претензию гражданина, либо направила необоснованный отказ в ее удовлетворении.
Срок подачи и рассмотрения
Срок исковой давности по досудебным требованиям возмещения страховых выплат составляет три года. Чаще всего потерпевший обращается с претензией гораздо раньше. Но существует порядок, когда он может подать документ:
- с даты получения от страхового агента отказа на заявление о страховой выплате;
- с даты получения выплаты по полису ОСАГО в неполном размере;
- на 21-ый день после того, как в страховую компанию было передано заявление с необходимыми документами. Период ожидания составляет 20 календарных дней.
Согласно абз.2 п.1 ст.16.1 Закона № 40-ФЗ страховой компании отводится десятидневный срок, в течение которого она обязана:
- произвести соответствующую выплату в пользу заявителя;
- предоставить мотивированный отказ по претензии.
По истечении указанного срока и отсутствии действий со стороны страховой компании потерпевший может обратиться в суд. Поскольку досудебный порядок урегулирования споров является обязательным, необходимо дождаться окончания десятидневного срока. В ином случае суд вернет исковое заявление.
Образец досудебной претензии по ОСАГО
В ОАО «Максим»
690012, г. Владивосток, ул. Иртышская, 12 «а»
от Иванова Петра Сидоровича
690024, г. Владивосток, ул. Петра Великого, д. 4 кв. 26
с.т. 89147067098
Претензия
18.01.2022 г. я, Ивапнов Петр Сидорович, обратился в страховую компанию «Максим», чтобы получить причитающуюся мне страховую выплату (выплатное дело № 135474).
08.02.2022 г. страховая компания ОАО «Максим» частично исполнила свои обязательства, и перечислила но мой расчетный счет, указанный в заявлении, денежную сумму в размере 13 500 (Тринадцать тысяч пятьсот) рублей.
Однако я считаю, что размер произведенной выплаты существенно занижен, и я с этим размером категорически не согласен по следующим основаниям.
09.02.2022 года я обратился в независимую экспертизу ООО «Альянс». В соответствии с имеющимся у меня заключением специалиста № 155 от 19 февраля 2022 г., предоставленного мне ООО «Альянс», для того, чтобы восстановить мою автомашину, пострадавшую в ДТП, мне будет необходимо потратить денежную сумму в размере в размере 70 000 (Семьдесят тысяч) рублей даже с учетом износа транспортного средства.
Основания отказа в претензии
Законодательно установлено право компании-страховщика отказать лицу, подавшему досудебную претензию, в конкретных исчерпывающих случаях:
- в заявлении указан не потерпевший, а иное лицо, у которого отсутствует нотариально заверенная доверенность от потерпевшего на предоставление заявителю соответствующих прав;
- к претензии не были приложены все необходимые документы, являющиеся основанием для заявленных требований;
- в претензии отсутствовали необходимые реквизиты потерпевшего, вследствие чего было невозможно перечислить ему страховое возмещение;
- в иных случаях, установленных действующим законодательством.
В России хорошо развиты электронные каналы заключения договоров страхования – электронные ОСАГО, КАСКО и другие массовые виды страхования. Это существенно расширило географию продаж страховщиков, не имеющих собственных точек присутствия в большинстве регионов России.
Действующее страховое законодательство по обязательным видам страхования (ОСАГО, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев опасных объектов/перевозчиков) предполагает, что при наступлении страхового случая потерпевший должен не только собрать различные справки и документы, но и предоставить их страховщику. Причём, как правило, на бумажных носителях лично или по почте.
Более того: в ОСАГО прямо предусмотрено, что обмен информацией в электронном виде не освобождает потерпевшего от предоставления всех документов для страховой выплаты на бумаге. Кроме того, есть обязанность потерпевшего предоставлять страховщику для осмотра поврежденное имущество (в ОСАГО она прямо определена законом).
В итоге в отдельных регионах возникают ситуации, когда страхователь фактически не имеет возможности получить качественное урегулирование убытка от своего страховщика, так как по договору страхования, заключенному через Интернет, оформить страховую выплату можно только в офисе страховщика – иногда за несколько тысяч километров от места постоянного проживания.
Отсюда отсутствие прямого указания на возможность и процедуру обмена электронными документами для подтверждения факта наступления страхового случая создает налоговые и иные риски в добровольных видах страхования. И это не способствует массовому переводу процессов урегулирования убытков полностью в электронную форму.
Эти проблемы препятствуют обеспечению страховой защиты – особенно в малонаселенных и отдаленных населенных пунктах – и ведут к большим затратам потерпевших на реализацию своего права на страховое возмещение. Это расходы на:
- получение и пересылку документов;
- предоставление поврежденного имущества для осмотра страховщику.
Дополнительные сложности возникли и из-за повсеместного введения ограничительных мер в связи с коронавирусом и перевода на удаленную работу части персонала страховых компаний, который занимался урегулированием убытков.
Всё это подтолкнуло законодателей к потребности в организации страховщиками полностью дистанционных сервисов по возмещению ущерба в рамках договоров страхования.
Почему страховая не может отказать в продаже полиса ОСАГО на машину?
Потому что страхование автогражданской ответственности – это обязанность любого водителя, а страховые не вправе чинить препятствия.
Однако в 2023 году вы можете столкнуться с ситуацией, когда страховщик отказывает в оформлении договора ОСАГО. Во многом это связано с политикой страховых компаний. Их цель – извлечь прибыль от коммерческой деятельности. И если за покупкой ОСАГО обращается «нежелательный» клиент, за плечами которого не одна авария или малый стаж вождения – ему могут просто отказать в оформлении. Страховая не будет работать себе в убыток и обязательно найдет повод чтобы уклониться от заключения договора ОСАГО с таким автовладельцем.
С чего начать спор со страховщиками
Согласно ч. 1 п. 16.1 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности…» 2002 г., до направления искового заявления в судебное учреждение, претендующий на выплаты участник ДТП должен предъявить страховой компании претензию в письменном виде. В таком заявлении необходимо указать:
- наименование адресата;
- ФИО обращающегося, адрес для направления ответа;
- дату аварии, краткие последствия;
- сведения об обращении в страховую компанию;
- вид возмещения, на которое претендует заявитель;
- результат рассмотрения организацией заявления на выплаты (одобрено, не одобрено, автомобиль направлен на ремонт и т.д.);
- с чем не согласен потерпевший;
- подтверждающие позицию заявителя аргументы;
- решение обратиться в суд.