Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое КФХ. Объясняем простыми словами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Во время определения конкретных наделов для крестьянско-фермерского хозяйства (КФХ), личного подсобного (ЛПХ), КФК или сельскохозяйственного производства в обязательном порядке необходимо учесть максимально возможные легальные размеры. Таким определением занимаются представители местной администрации или действующая власть субъекта РФ. В случае если размер участка слишком обширный, собственнику будет отказано в занесении в кадастровый список. Такая система позволяет предостеречь накопление земельных участков у одного собственника или от мелкого дробления территории.
Регулирование земельного вопроса
Земельный вопрос по КФХ отражается в нескольких нормативно-правовых актах. Важными из них являются следующие законы.
- В рамках Федерального закона № 74-ФЗ прописываются вопросы возможности возведения объектов на участке КФХ. Документ разрешает строительство на имеющихся территориях.
- Распределение земель КФХ происходит в соответствии с регламентом, прописанным в ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» № 101-ФЗ.
- Особые права есть у фермерских хозяйств, которым принадлежат земли. Они могут оспорить решение муниципалитета о предоставлении надела. В этом случае следует обратиться в судебные органы.
Законодательные требования для фермерских земель
Порядок использования земельных участков, предназначенных для ведения фермерства, регулируется следующими нормативными правовыми актами:
- Земельным кодексом РФ;
- Гражданским кодексом РФ;
- ФЗ «Об обороте земель с/х назначения»;
- ФЗ «О крестьянском хозяйстве».
Кодифицированные правовые акты содержат в себе общие требования, которые предъявляются к порядку предоставления, выделения или приобретения земельных участков. Кроме того, эти акты включают ряд общих требований, которым должны соответствовать указанные земельные участки.
Например, занятие фермерством может осуществляться исключительно на сельскохозяйственных землях. Учитывая обстоятельство, что такие земли располагаются за пределами населенных пунктов, необходимо выбирать вид фермерства в зависимости от доступных земельных ресурсов.
Специальным законом, который регулирует правила ведения фермерства, в том числе вопросы использования земельных участков, является ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
Указанный нормативный правовой акт устанавливает следующие требованию к землям, которые используются под фермерство.
- Занятие фермерством может осуществляться исключительно на землях сельскохозяйственного назначения, но строительство сопутствующих построек может осуществляться на территории иных категорий.
- Указанные земельные участки должны соответствовать минимальным и максимальным параметрам площади, которые устанавливаются на уровне региональной власти. Но из этого правила есть исключение: требования к минимальной площади участка не распространяются на отдельные виды фермерства, например, пчеловодство.
- Земельный участок должен быть получен исключительно в строгом соответствии с действующим гражданским и земельным законодательством.
На что обратить внимание при покупке земельного участка
Земельный участок под организацию фермерского хозяйства может быть приобретен у частных лиц, взят в аренду на длительный срок или получен в бесплатное пользование от органов местного самоуправления.
В любом случае получения земли следует обращать внимание на ряд нюансов.
- Земельный участок должен относиться к землям сельскохозяйственного назначения. Только на таких землях по закону можно непосредственно заниматься фермерством. Поэтому внимательно следите за использованием земли по целевому назначению.
- Проверьте наличие обременений на земельный участок. При покупке территории неожиданно может оказаться, что ее часть находится в аренде у третьих лиц, которые по закону имеют определенные права на ее использование. Чтобы не дать себя обмануть, внимательно изучайте сведения правоудостоверяющих документов (выписку ЕГРН или иные).
- При покупке участка из сельскохозяйственных земель следует помнить главное правило: на дату заключения сделки местная администрация должна быть уведомлена о попытке владельца продать участок и направить письмо о желании его приобрести или об отказе в приобретении. Местный муниципалитет имеет преимущественное право на покупку таких земель и если его не уведомить, сделка может быть признана незаконной.
Порядок получения земли под КФХ
Это можно сделать несколькими способами:
- Организация аукциона, инициатором которого выступает органы муниципальной власти, когда надел входит в их сферу распоряжения.
- Проведение конкурса по инициативе лиц с возможным выкупом объекта в личное владение.
- Получение территории в наем без торгов для некоторых категорий лиц.
- Арендные обязательства в отношении земли, не стоящей на кадастровом учете, без проведения торгов.
Предоставление земельных участков для фермерского хозяйства заключается совершении следующих действий:
- Выбор подходящего варианта. Подбор можно осуществить:
- Путем обращения в местный муниципалитет. У них скапливаются данные о наличии пустующих объектов;
- Приняв участие в публичном аукционе, сведения о которых публикуются на электронных ресурсах или в печатных СМИ;
- Выявить информацию на портале Росреестра.
- Представление заявления о выделении земельной площади. Оно подается в административные органы власти, уполномоченные на его принятие. В запросе необходимо указать данные об объекте:
- Цель использования:
- Полномочия обратившегося;
- Условия передачи угодий в собственность (безвозмездно или за плату):
- Необходимость представления территории необходимого размера (количество участников и работников, оборотные объемы);
- Подписанное соглашение о создании КФХ;
- Временной период, если аренда предполагается на небольшой срок.
Скачать образец заявления о предоставлении земельного участка под фермерское хозяйство
Заявка рассматривается в течении 14 дней, проект определения границ утверждается около одного месяца.
- Организация торгов. Получив заявление, сотрудниками администрации публикуется извещение о намерении передать угодья в аренду и приглашаются претенденты к участию в конкурсе. Если никто не изъявил желания поучаствовать в мероприятии, участок предоставляется инициатору без проведения торгов. Если желающие все же есть, по результатам аукциона цена аренды может вырасти существенно.
- Осуществление кадастрового учета. В ситуации, когда административный орган предварительно одобрил заявку, обратившийся должен произвести межевание объекта и его постановку на учет за свой счет. Иногда такие расходы берет на себя местный муниципалитет. Кадастровый инженер землеустроительной организации устанавливает границы территории, осуществляет топографическую съемку и оформляет необходимую документацию.Получив бумаги, нужно сдать их в Росреестр для внесения информации в единый кадастр и получения паспорта.
ВНИМАНИЕ! Если в выдаче земли будет отказано, средства, затраченные на формирование площади, возвращены не будут.
- При принятии положительного решения в пользу собственника КФХ, административный орган подписывает с заявителем соглашение о продаже или аренде земельного имущества. В нем должны быть указаны все существенные условия совершения сделки, в частности:
- Сумма арендных платежей;
- Права и обязательства сторон;
- Возможность дальнейшей покупки участка в собственность.
Когда срок его действия заканчивается, его можно:
- Продлить;
- Расторгнуть;
- Выкупить надел в собственность
- Передача земли во владение. Земельное законодательство определяет возможность выделения с/х территории в безвозмездный наем с последующим переводом его в частную собственность, если участок использовался в течении пяти лет по назначению. Его можно выкупить у государства после окончания аренды за минимальную сумму.
ВАЖНО! Договор должен пройти процедуру регистрации в Росреестре, только после этого правомочия владения участком вступят в силу.
Какие налоги придется платить за КФХ
Для КФХ доступны различные режимы налогообложения, предусмотренные законом. Наибольшей популярностью пользуются:
- общая налоговая система;
- единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
- упрощенная система налогообложения (УСН).
Если в налоговую инспекцию в течение месяца после регистрации КФХ не поступило уведомление о переходе на один из специальных режимов налогообложения, то применяется общий порядок. Систему налогообложения можно менять один раз в год. Выбранный режим будет применяться с начала следующего календарного года.
Коллективное фермерское хозяйство, которое использует общую систему налогообложения, отдельно уплачивает все установленные налоги и сборы и сдает соответствующую отчетность. Применение ЕСХН и УСН предусматривает освобождение от уплаты:
- налога на прибыль организаций или НДФЛ;
- налога на имущество;
- НДС.
Остальные налоги, сборы и страховые взносы уплачиваются на общих основаниях. Режим ЕСХН был разработан специально для КФХ. Он предусматривает значительные послабления и льготы для производителей сельскохозяйственной продукции, поэтому фермеру разумно выбрать именно эту налоговую систему.
Определение сельскохозяйственных земель
Земельный Кодекс РФ регулирует вопрос о присвоении землям определенной категории. Статья 77 формулирует, что подразумевается под сельскохозяйственными землями.
В законе сказано, что это участки, которые расположены вне пределов населенного пункта и которые могут предоставить только для ведения сельского хозяйства.
В статьях Закона 81 и 82 указано, что гражданин, получивший в пользование участок из данной категории, может организовать не только фермерское хозяйство на нем, но и создать подсобное хозяйство для личных целей.
Землю могут выделить не только отдельному гражданину, но и объединению – товариществу или обществу – для осуществления садоводства, огородничества или организации дачи.
Следует учитывать, что земли, имеющие статус сельскохозяйственных, защищаются законодательно. Поэтому за их захламление или загрязнение полагается ответственность. Такая же ответственность грозит за иные действия гражданина, которые могут иметь для земель негативные последствия.
Земля под фермерское хозяйство и ее характеристики
Итак, допустим, что у вас уже появился план, как стать успешным фермером. Исходя из своих желаний и интересов, стоит проанализировать те аспекты, с которыми придется столкнуться во время реализации возникших идей.
Государством установлена определенная классификация, согласно которой участки земли, предоставляемые для ведения сельского хозяйства отнесены к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно Земельному кодексу Российской Федерации, такие участки должны быть расположены за пределами населенных пунктов и использоваться сугубо по целевому назначению. Хотя допускается еще строительство дома на данной территории, в том случае, если это не будет противоречить действующему законодательству.
Какие размеры участков допустимы?
Участки земли имеют фиксированные размеры, превысить которые невозможно. Определением метража занимается местная администрация или Правительство региона.
Если размер участка превышает допустимые границы, собственник не сможет внести его в кадастровый реестр. Это необходимо для того, чтобы:
Разрешенная величина участков прописывается в Федеральном законе «О крестьянском хозяйстве» № 74, который был издан 11 июня 2003 года. Все они выделяются в таком количестве для ведения целевой деятельности. Уточнить минимальный и максимальный предел можно, обратившись к таблице.
Наименование населенного пункта
Величина минимум
Величина максимум
И минимальные, и максимальные показатели земель, выделяемых под КФХ, регулируются местным законодательством или региональными властями субъекта России.
Если территориям были определены границы ранее, они уже внесены в реестр с кадастровым номером. У каждой такой земли имеется собственник. Сравнивать значения с действующими параметрами не нужно.
Преимущества и недостатки фермерского бизнеса
Перед тем как отрыть КФХ, необходимо тщательно взвесить все «за» и «против». С одной стороны – это очень прибыльное дело, с другой – в нем есть и свои минусы.
К положительным моментам можно отнести:
- Первоочередным и веским доводом является постоянно растущий интерес государства к развитию этой ниши экономики, который выражается в предоставлении большого количества льгот в виде грантов, субсидий, скидок по кредитам и прочее.
- Фермер-учредитель имеет право на законное оформление рабочих (а это запись в трудовую книжку, влияющая на будущую пенсию).
- Возможность безвозмездной аренды государственной (муниципальной) земли сроком на пять лет, а далее с переходом в частную собственность.
- Немаловажна и возможность бесплатного потребления продуктов питания личного производства, за качество которых фермер сам в ответе.
К тому же фермеров (в случае добросовестного использования ресурсов) не так часто беспокоят всякого рода надзоры, можно работать спокойно без нервных напряжений.
Обратная сторона «медали» такова:
- Ожидать моментальной прибыли не приходится, на это может уйти насколько лет.
- Войдя в организацию, член команды лишает себя права быть участником другого подобного общества.
- Земельный участок нельзя использовать с и ной целью.
- Оформление и регистрация КФХ обходятся дороже другого вида бизнеса.
- Продукция может быть скоропортящейся, что приводит к убыткам.
- Постоянная привязанность к земле (иногда по нескольку лет без отпуска).
И наконец, полная зависимость от капризов природы (в случае с выращиванием овощей или зерновых культур.
Категории земель и виды разрешенного использования в таблице 2023 года
Земельные наделы сельскохозяйственного назначения – это все угодья, которые могут быть переданы как юридическим, так и физическим лицам под следующие цели:
- разработка, выращивание и обработка продукции сельского хозяйства;
- создание инфраструктуры для полного цикла производства сельхозпродукции;
- ведение исследовательской деятельности в научных и учебных целях.
К угодьям, наделам относятся следующие категории земель:
- пашня;
- угодье для покосов и сенозаготовления;
- пастбище;
- лесополоса, за исключением лесного фонда;
- надел, занятый дворами и хозяйственными постройками;
- земля под многолетними насаждениями.
Отметим, что под ведение сельского хозяйства выделяются земли, пригодные для этого. А для объектов промышленности и иных целей выделяются земли менее ценные и плодородные, не предназначенные для сельскохозяйственных работ.
Бесплатные земли под фермерское хозяйство
Земля под фермерское хозяйство бесплатно от государства – миф или реальность? Самая что ни на есть реальность! Согласно ст. 39.10 ЗК РФ, в которую в 2021 году были внесены изменения, выделение участка может происходить на безвозмездной основе в арендное владение с последующим переходом в собственность при выполнении определенных условий. В данном случае – использовать земли по прямому назначению
Выделение участка может происходить на безвозмездной основе в арендное владение с последующим переходом в собственность при выполнении определенных условий.
Вообще, существует 2 варианта, которые подразумевают бесплатное предоставление участка для КФХ и передачу земли буквально за копейки.
Какие размеры участков допустимы?
Участки земли имеют фиксированные размеры, превысить которые невозможно. Определением метража занимается местная администрация или Правительство региона.
Если размер участка превышает допустимые границы, собственник не сможет внести его в кадастровый реестр. Это необходимо для того, чтобы:
- не позволить накопить большое количество земельных участков у одного собственника;
- запретить дробление крупной территории на мелкие участки.
Разрешенная величина участков прописывается в Федеральном законе «О крестьянском хозяйстве» № 74, который был издан 11 июня 2003 года. Все они выделяются в таком количестве для ведения целевой деятельности. Уточнить минимальный и максимальный предел можно, обратившись к таблице.
Наименование населенного пункта |
Величина минимум |
Величина максимум |
Москва |
||
Санкт-Петербург |
||
Хабаровск |
||
Новосибирск |
||
Екатеринбург |
||
Ростов-на-Дону |
||
Нижний Новгород |
||
Пятигорск |
И минимальные, и максимальные показатели земель, выделяемых под КФХ, регулируются местным законодательством или региональными властями субъекта России.
Если территориям были определены границы ранее, они уже внесены в реестр с кадастровым номером. У каждой такой земли имеется собственник. Сравнивать значения с действующими параметрами не нужно.
Изменение видов разрешенного использования земельных участков
Начальник отдела развития земельных отношений департамента недвижимости Минэкономразвития России Василий Корякин осветил ключевые проблемы правоприменительной деятельности, на разрешение которых нацелен законопроект. Так, он указал на невозможность изменения вида разрешенного использования земельного участка, если в отношении соответствующих земель не устанавливаются градостроительные регламенты или на такие земли не распространяется действие регламентов, и при этом отсутствует федеральный закон, который регулировал бы этот вопрос (ч. 4, ч. 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37 Градостроительного кодекса). Такую позицию занял, в частности, Верховный Суд Российской Федерации, рассмотрев вопрос о возможности изменения видов разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Суд обосновал невозможность такого изменения отсутствием специального закона (обзор судебной практики ВС РФ за четвертый квартал 2013 г., утвержденный Президиумом ВС РФ 4 июня 2014 г.).
Законопроектом предполагается устранить обозначенный пробел правового регулирования. Планируется дополнить Земельный кодекс главой II.1 «Разрешенное использование земельных участков», в которой будут урегулированы на системной и комплексной основе вопросы, связанные с установлением, определением и изменением видов разрешенного использования земельных участков. Например, в ст. 14.2 Земельного кодекса РФ в редакции законопроекта предлагается зафиксировать, что виды разрешенного использования участков устанавливаются лесохозяйственными, градостроительными регламентами и положениями об особо охраняемых природных территориях. В некоторых случаях возможным будет установление разрешенного использования земельных участков независимо от регламента в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (при размещении линейных объектов, а также расположении участков в границах особых и свободных экономических зон и инновационных научно-технологических центров). Установление и изменение видов разрешенного использования угодий из состава земель сельскохозяйственного назначения предлагается осуществлять согласно законам субъектов РФ (п. 2-3 ст 14.3 Земельного кодекса РФ в редакции законопроекта).
Эксперт также указал на проблему определения видов разрешенного использования земельных участков правообладателями, а в частности, арендаторами и лицами, использующими участки по договорам безвозмездного пользования или на праве постоянного (бессрочного) пользования. Сейчас предусмотрено, что правообладатели вправе самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования, выбирать любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов (п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ). Однако на практике возможность выбора вида разрешенного использования земельных участков ограничивается. Например, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, отменяя соответствующие судебные решения нижестоящих инстанций, указал, что арендатор вправе использовать земельный участок только в соответствии с условиями договора аренды. Это значит, что арендатор не может выбрать иной вид разрешенного использования участка по сравнению с тем, который зафиксирован в договоре, без согласования с арендодателем в соответствии со ст. 450 Гражданского кодекса (постановление Президиума ВАС РФ от 25 июня 2013 г. № ВАС-1756/13).
В указанном постановлении ВАС РФ отметил также, что требование арендатора об изменении вида разрешенного использования участка, который изначально был предоставлен в аренду без проведения торгов, направлено по сути на обход процедуры торгов в отношении уже cформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков (ст. 39.13, ст. 39.14 Земельного кодекса РФ).
Законопроект направлен на то, чтобы сделать норму, закрепляющую за правообладателями участков право выбора вида разрешенного использования, в действительности реализуемой. С этой целью в Земельный кодекс РФ планируется включить ст. 14.4, которая будет определять общий порядок изменения вида разрешенного использования участка и устанавливать соответствующие исключения (в отношении участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах зон планируемого размещения объектов федерального, регионального или местного значения, выбора использования участков ГУП и МУП и другое). Согласно п. 2 ст. 14.4 Земельного кодекса РФ в редакции законопроекта правообладатели смогут в уведомительном порядке направлять заявление о внесении в ЕГРН сведений о выбранном виде разрешенного использования или об условном разрешенном виде использования участков в орган регистрации прав.
Выделение земли под КФХ может осуществляться только, если в орган с соответствующей компетенцией было подано специальное заявление, в котором должны быть указаны следующие аспекты и моменты:
- Цель получения фермерского угодья.
- Объем полномочий субъекта, собирающегося приобрести данный участок.
- Платные или бесплатные условия, на которых участок будет предоставляться.
- Удостоверение приобретения указанных размеров земельного участка с учетом вида дальнейшей деятельности и количества человек, которые будут находиться на данном участке.
- Соглашение на обустройство фермерского хозяйства.
- Его предположительное месторазмещение.
После отправления заявления самостоятельно следует дать приглашение на топографическую съемку, установление границ и конкретного размера участка, а также межевания, организацию землеустроения.