8 способов обмана с возмещением ОСАГО от страховщиков

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «8 способов обмана с возмещением ОСАГО от страховщиков». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Итак, законных схем по передаче права на автомобиль и на автокредит всего две. В первом случае покупатель делит сумму, запрошенную за машину на две части – выплаченный кредит и остаток по кредиту.

по выплате страхового возмещения ущерба причиненный в дорожно-транспортном происшествииг. «» 2023 г.Гр. , паспорт: серия , № , выданный , проживающий по адресу: , именуемый в дальнейшем «Цедент», с одной стороны, и в лице , действующего на основании , именуемый в дальнейшем «Цессионарий», с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящий договор, в дальнейшем «Договор», о нижеследующем:

Образец договора цессии — схемы переуступки прав требования

Выкуп страховых долгов сегодня происходит либо по доверенности, либо по договору цессии. Образец договора цессии представлен ниже. Говоря о цессии, мы говорим о переуступке права требования к страховой компании. Другими словами, у потерпевшего в ДТП есть право требования к страховщику на выплату страхового возмещения и он это право требования может уступить другому лицу. Чтобы не было путаницы давайте назовем потерпевшего в ДТП — Первоначальный кредитор, а другое лицо — Новый кредитор. В свою очередь, после подписания договора цессии право требовать возмещения по страховому случаю со страховой компании принадлежит Новому кредитору. При этом Первоначальный кредитор (потерпевший в ДТП) получает от Нового кредитора деньги за уступаемое право. Вот и вся незамысловатая схема. Далее Новый кредитор сам судиться со страховой компанией, как правило в Арбитражном суде и после выигрыша судебного процесса получает свою часть прибыли.

Понятие цессии и/или переуступки права требования по ОСАГО для наших сограждан новое и вызывает определенные опасения. Как правило, этот договор люди видят в последний момент и у них нет возможности с ним внимательно ознакомиться. Чтобы нивелировать этот пробел мы решили разместить образец договора цессии по ОСАГО на нашем сайте. Сразу отметим, что договор уже не раз апробирован и «очищен временем» от ошибок и несоответствий.

С какими последствиями столкнутся стороны

В п. 2 ст. 453 ГК РФ четко говорится о том, что после расторжения договора обязательства сторон прекращаются.

Но не все так просто, т.к. стороны могут столкнуться с неприятными последствиями.

Название последствия

Выход из сложившейся ситуации

1. Требование по ОСАГО передано, полностью оплачено

Стороны не могут требовать друг от друга вернуть все выполненное по договору, но, если только ими или законом не были предусмотрены иные обстоятельства. Это правило регламентировано п. 4 ст. 453 ГК РФ. Помните: требование остается у второй стороны, а деньги за него – у первой.

2. Требование передано, но не оплачено, полностью или частично

Вторая сторона вправе не оплачивать право переуступки. В данном случае ей нужно вернуть требование, договор, акт, иные документы. Если же вторая сторона частично оплатила сделку, то первая сторона возвращает второй все деньги. Причем деньги нужно вернуть быстро, т.к. на них начисляются проценты. Об этом говорится в п. 2 ст. 1107 и в ст. 395 ГК РФ.

Но в п. 4 ст. 453 ГК РФ говорится о том, что можно предпринять и иные действия.

3. Требование оплачено, но не передано

Первая сторона может его не передавать, но должна вернуть второй стороне все сумму. Вторая сторона вправе получить проценты за пользование чужими деньгами начиная с того момента, как первая сторона узнала о том, что их нужно вернуть. Это правило регламентировано п. 2 ст. 1107 ГК РФ. Помните: по закону или договору стороны могут установить иные правила. Это регламентировано п. 4 ст. 453 ГК РФ.

4. Требование по ОСАГО не передано и не оплачено

В п. 2 ст. 453 ГК РФ четко говорится о том, что первая сторона не обязана передавать требование, а вторая сторона вправе не платить за него деньги. Помните: все требования о возвратах, исполненных по расторгнутому основному документу, заявляются по правилам, описанным в главе 60 ГК РФ, где рассказывается о неосновательном обогащении.

Подводные камни договора цессии

Уже ни для кого не секрет, что на улицах городов России работают так называемые Аваркомы (аварийные комиссары — ред.). Некоторые из них работают «по старинке», оказывая помощь в составлении извещения о ДТП и в сборе документов, необходимых для обращения в страховую компанию, получая за это минимальную сумму, от 1000 до 1500 рублей.

А есть такие, которые пользуясь растерянностью и состоянием шока, попавшего в беду человека, оформляют с ним договор цессии (уступки права требования).

Вот о них-то и пойдет речь в моей статье. Сразу хочу оговориться, что я лично не испытываю никаких неприязненных отношений к этим людям, у каждого своя работа и каждый по-своему зарабатывает себе на хлеб с маслом. Цель моей статьи – обратить внимание автомобилистов на то, что у каждой медали есть две стороны. А теперь обо всем по порядку.

Читайте также:  Как оформить возврат товара от розничного покупателя: законы и документы

Аваркомы предлагают потерпевшему «выкупить» его долг страховой компании за определенную плату. Варианты различные, от предложения денежных средств на месте, до полного выкупа поврежденного автомобиля. За это потерпевший, который должен быть владельцем поврежденного автомобиля, подписывает с ними договор цессии, уступая право требования страхового возмещения у страховой компании, а также оформляют нотариальную доверенность на сотрудников компании Аваркомов, доверяя им не только представлять свои интересы в страховых компания, ГИБДД, на почте и в судах, а еще и получение денежных средств, страхового возмещения и присужденного имущества.

Но, многие даже не догадываются о том, что, подписывая такой договор, они уступают Аваркому не только свое страховое возмещение, а гораздо большее. Цель автоюристов максимально использовать «страховой случай» и по возможности отсудить у страховых компаний штрафы и неустойки, ради которых и придумана вся эта схема.

Вот тут-то и начинается все самое интересное. Человек получил возмещение за поврежденный автомобиль, его все устраивает, он оправился от шока и начинает ремонт авто, а может и вовсе избавился от него и перекрестился… Аварком же нацелен на получение дополнительных бонусов, штрафов и неустоек, от имени потерпевшего, конечно. Я не буду подробно расписывать, каким образом они этого добиваются, у всех подход разный, цель моей статьи уберечь автовладельцев от подписания такого вида договора, или же, если у них все же есть необходимость реализации поврежденного авто, или же нет никакого желания заниматься получением страховой выплаты, то быть максимально внимательным и осторожным.

Для того чтобы получить штрафные санкции, обладатель договора цессии убирает его в сейф, и нигде и никому не показывает. Заявление в страховую компанию и дальнейшее обращение в суд оформляются от имени автовладельцев, подписавших цессию (уступку права требования). Все бы было ничего, и Аваркомы бы работали так и дальше, но суды стали более внимательно рассматривать такие категории дел. Согласно разъяснениям пленума Верховного суда, административный материал, составленный сотрудниками полиции в отношении виновника, при рассмотрении гражданского дела в суде не имеет преюдициального значения. То есть, говоря простым языком, виновник, при грамотном подходе и привлечении специалистов к участию в деле, может стать также и потерпевшим. Пусть не на все сто процентов, пусть на пятьдесят, но это в корне меняет ситуацию.

Бывший потерпевший, который давно забыл про свое ДТП, через год или два, узнает от судебных приставов, что должен бывшему виновнику своего ДТП определенную сумму денег, а может быть, эту определенную сумму уже даже сняли у него со счета, и он узнает об этом от сотрудника банка.

Почему так может получиться? — спросите вы меня. И я вам отвечу, что в любом ДТП виноваты оба водителя, если только это не наезд на стоящее авто. Почему оба? Да потому что водитель, севший за руль своего автомобиля, как говорил мой инструктор из автошколы ДОСААФ, «уже виноват», потому что, управляя автомобилем, водитель управляет источником повышенной опасности и несет ответственность перед всеми, кому может причинить вред, а если, не дай Бог, будет наезд на пешехода, даже если будет установлена вина последнего, водитель все равно будет отвечать перед ним, согласно Гражданскому кодексу.

Но сейчас не об этом, а о том, что при грамотной защите в суде виновник ДТП может назначить автотехническую экспертизу и поставить перед экспертами вопрос о том, имел ли второй водитель, бывший потерпевший, техническую возможность предотвратить столкновение. И как правило, в большинстве случаев эксперты отвечают, что да, имел.

Как? — спросите вы. Да, очень просто. В правилах дорожного движения есть несколько пунктов, которые мы с вами, управляя автомобилем, можем нарушать постоянно, даже не предполагая и будучи очень ответственным и дисциплинарным водителем.

Первый и самый распространённый вид нарушения, это пункт 10.1 ПДД РФ, согласно которому, управляя автомобилем, водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности — видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований ПДД. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

Смоделируем ситуацию. Вы двигаетесь по дороге, вдруг перед вами внезапно, как вам показалось, появляется другой автомобиль, выехавший из двора, резко перестроившийся из другого ряда, да и просто, выехавший с полосы встречного движения. Правила предписывают вам, что можно только тормозить, крутить руль влево-вправо — запрещено. Соответственно, применив специальные познания, эксперт-автотехник вычисляет, имели ли вы техническую возможность в момент обнаружения этого автомобиля, возникшего перед вами, остановить свое транспортное средство в строгом соблюдении пункта ПДД. И очень часто оказывается, что имели. На дороге очень много «если» — если бы не было снега, то я бы успел затормозить; если бы я не слушал громкую музыку, а бы был внимательнее, мне бы хватило времени для остановки, если бы я вовремя сменил резину, то все было бы иначе… И вы сами, и без меня, это знаете.

Еще один волшебный пункт правил, который мы частенько нарушаем, даже не задумываясь об этом, пункт 9.10 ПДД РФ: «Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения»

Читайте также:  2023. Изменения в сфере недвижимости, вступающие в силу в новом году

. А ведь в городе при таком плотном движении транспорта так сложно это сделать, правда? Мы сами, того не замечая, постоянно «жмемся» к впереди идущему автомобилю, когда торопимся, не обращаем внимания, что по разметке три полосы для движения в одном направлении, и выстраиваемся и в пять, и шесть полос на оживленном перекрестке, правда ведь? С кем такого не было?

Поэтому-то и получается, что невиновный, согласно документам ГИБДД, становится виноватым в суде.

Но вернемся к бывшему потерпевшему, которому пришло «письмо счастья» от пристава или который вдруг внезапно лишился части своих сбережений.

Начиная разбираться, этот человек узнает, что когда-то в суде был процесс, на который он, получив судебное извещение, не пошел, так как сотрудник фирмы Аваркомов сообщил ему, что все нормально, у нас же с вами договор, и мы все сделаем, не переживайте. И человек не переживал, забыл про это.

Заключение договора цессии

Для уступки права требования по обязательствам третьих лиц заключается договор цессии. В соответствии с порядком, изложенным в статье 389 ГК РФ, переход прав возможен только при заключении соглашения в соответствующей письменной форме и обязательной государственной регистрации.

При заключении договора цессии в соответствии со статьей 385 ГК РФ прежний кредитор обязан передать новому кредитору документы, удостоверяющие само наличие обязательства третьего лица перед прежним кредитором.

Для уступки права требования не требуется разрешение должника, если иное не установлено условиями договора между страховой компанией и застрахованным лицом.

При заключении договора цессии необходимо обладать информацией по налоговой дисциплине должника, т.е. страховой компании. В том случае, если сторона, несущая обязательства, имеет задолженность перед государством по налогам и иным сборам в бюджетные и внебюджетные фонды, могут возникнуть проблемы передачи прав на реализацию требования по выплате. Об этом свидетельствует современная российская практика арбитражного разбирательства.

Что делать, если подписал цессию на ремонт авто?

  • Претензии и суды.
    ФЗ об ОСАГО уже не применить, но вот закон «О защите прав потребителей» — вполне возможно. Вы заключаете возмездный договор для личных нужд, поэтому считаетесь потребителем. В ЗоЗПП предусмотрена ответственность на случай нарушения сроков выполнения работ, а также некачественного оказания услуг (статьи 29 и 30) — вплоть до расторжения договора, возмещения убытков и выплаты неустойки. Ещё в статье 33 ЗоЗПП есть правило: при наличии в договоре твёрдой сметы исполнитель в большинстве случаев не вправе требовать ее увеличения.
  • Жалоба в ЦБ РФ.
    К сожалению, пока мне не удалось найти информации о том, что ЦБ наказал какую-нибудь страховую за использование данной схемы или хотя бы заинтересовался вопросом. Формально проблема в том, что клиент вроде как сам подписал договор цессии. В любом случае можно попробовать написать жалобу в ЦБ. Если накопится критическая масса обращений по проблеме, есть шанс, что ее скорее начнут как-нибудь решать.

Выгоды для автолюбителя

При соблюдении основных правил

по передаче прав на выплаты по страховке водитель имеет огромное количество преимуществ: автомобиль ремонтируют быстро и не приходится спорить с СК. При этом важен тот факт, что не нужно участвовать ни в судебных ни в предварительных разбирательствах. Часто автовладельцы после ДТП попадают в такие жизненные ситуации, когда деньги требуются максимально быстро, а компания или объявляет себя банкротом или не желает выплачивать обещанную компенсацию. Также выгодно автолюбителю перепродать долг, если сумма выплат значительно занижена.

Важно знать! По условиям законодательства, такой договор можно составить без всякого согласия со стороны страховой компании. Но уведомить ее необходимо в обязательном порядке – в письменной форме.

В каких случаях заключается

Заключение договора цессии по ОСАГО актуально в следующих ситуациях:

  • СК отказывает страхователю в выплате компенсации, несмотря на то, что обстоятельства ДТП не соответствуют ситуациям, приведенным в ст. 6 Закона «Об ОСАГО»;
  • для получения страховой выплаты приходится обращаться в суд, на что требуется время (а это значительный срок, учитывая необходимость составления в таких ситуациях досудебной претензии);
  • страховщик пытается затянуть сроки выполнения своих обязательств по договору, несмотря на то, что по закону он обязан это сделать в течение 20 дней с момента подачи запроса от страхователя;
  • в отношении СК страхователя запущена или уже завершена процедура банкротства либо отзыва лицензии. В такой ситуации проблему придется решать через РСА, что требует времени.

Выгоды для автолюбителя

При соблюдении основных правил

по передаче прав на выплаты по страховке водитель имеет огромное количество преимуществ: автомобиль ремонтируют быстро и не приходится спорить с СК. При этом важен тот факт, что не нужно участвовать ни в судебных ни в предварительных разбирательствах. Часто автовладельцы после ДТП попадают в такие жизненные ситуации, когда деньги требуются максимально быстро, а компания или объявляет себя банкротом или не желает выплачивать обещанную компенсацию. Также выгодно автолюбителю перепродать долг, если сумма выплат значительно занижена.

Важно знать! По условиям законодательства, такой договор можно составить без всякого согласия со стороны страховой компании. Но уведомить ее необходимо в обязательном порядке – в письменной форме.

Заниженная стоимость ремонта при выплате деньгами

Вот мы и пришли к тому, что отремонтировать Ваш автомобиль качественно и в срок никто не смог, принудить страховую к ремонту не удалось и вам платят деньгами. Есть два основных способа снизить размер выплаты. Первый это учет износа и с этим бороться просто, надо просто знать, что выплатить вам должны согласно калькуляции по новым правилам без учета износа.

Читайте также:  ФНС объяснила, как платить НДФЛ и сдавать расчеты 6-НДФЛ в 2023 году

Второй способ занижения выплат базируется на занижении данных в справочниках РСА, по которым происходит расчет стоимости восстановительных работ (СВР). В нашей предыдущей статье мы подробно рассказывали о том, как РСА занижает стоимость ремонта и как трудно с этим бороться.

Есть еще вариант с «липовой» экспертизой, которая не учтет скрытых повреждений и вообще занизит ущерб путем ошибок эксперта, но на практике это бывает не так часто, поскольку заниженная стоимость по справочникам позволяет обмануть Вас более изощренно.

  • Страховая больше ни при чем. Ненавязчиво посылая вас к посредникам, страховая компания полностью снимает с себя обязанности по урегулированию страхового случая. Она не делает вам денежную выплату, не выдаёт направление на ремонт и не контролирует сроки и качество ремонта. Все связанные с ремонтом спорные вопросы ФЗ об ОСАГО больше не регулирует. Вы не получите от страховой ни выплату, ни предусмотренные законом об ОСАГО неустойки и штрафы и не сможете предъявить ей претензии по качеству ремонта.
  • Налоги. Страховые выплаты по ОСАГО освобождены от НДФЛ на основании статьи 213 НК РФ. По доходам от договоров цессии такое не предусмотрено, то есть налог в данном случае придется платить на общих основаниях (см. письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 28.07.2015 №03-04-05/43362).

Какие документы прикладываются

После того, как соглашение о переходе прав на страховую выплату заключено, страхователь обязан передать «новому кредитору» следующий перечень документов:

  • постановление и протокол о совершении административного правонарушения, если дорожная авария оформлялась при содействии сотрудников ГИБДД;
  • справку о дорожном происшествии. Документ можно получить в подразделении автоинспекции, которое зафиксировало факт ДТП;
  • заполненное извещение о ДТП, если авария оформлялась водителями самостоятельно;
  • заключение независимой экспертизы по оценке полученного ущерба с полным описанием повреждений автомобиля и предварительным расчетом суммы страховой выплаты;
  • письменный отказ страховщика в компенсации (если страховая организация приняла такое решение);
  • документы, подтверждающее частичное получение страховой выплаты (выписка с расчетного счета, справка из банка и так далее);
  • копию письменной претензии и ответ страховой организации (если такие действия выполнялись страхователем самостоятельно).

После заключения договора цессии страхователь обязан передать новому владельцу долга СК пакет документов. Его состав зависит от того, на каком этапе находится разбирательство со страховой и особенностей ситуации.

В стандартный перечень входят:

  • извещение о произошедшем ДТП при использовании Европротокола или постановление и протокол об административном правонарушении при привлечении сотрудников ГИБДД;
    Извещение о ДТП по европротоколу — Лицевая сторона Извещение о ДТП по европротоколу — Оборотная сторона
  • справка о ДТП, которая получается в отделении ГАИ;
  • экспертное заключение с оценкой нанесенного транспортному средству ущерба и расчетом суммы, требуемой для проведения ремонта.

Документы для договора цессии

Так как видов сделок несколько, то и набор документации, требуемой для подтверждения правовых оснований также разниться.

Сам договор носит первостепенную важность. Он заключается между цедентом и должником изначально. Например, если мы разберём ситуацию, когда долг должен вернуть покупатель поставщику, то этим договором будет служить контракт на поставку, либо же договор купли-продажи.

Вторым по важности документов в делах о передаче долга становится акт сверки взаиморасчётов.

Потом идут расходные и приходные документы, с помощью которых можно подтвердить или опровергнуть наличие долга.

В случае, когда речь заходит о долге перед банком, то во главу угла ставится кредитный договор соответственно. К такому основанию можно дополнительно прилагать графики выплаты долга, бумаги, подтверждающие согласие со сроками уплаты, выписки по счетам и так далее.

Договор переуступки долга также может сопровождаться дополнительным соглашением. Это нужно делать, в случае наличия условий каких-либо условий, которые не вошли в официальный изначальный договор.

Нововведения в законодательстве: запрет на переуступку

26 декабря 2017 года было выпущено постановление №58 Пленума ВС РФ . В нём рассматриваются различные спорные вопросы, которые могут возникнуть при в судебных разбирательствах, касающихся ОСАГО. После этого пошли слухи о запрете на переуступку прав требования.

Согласно указанному документу, передача права требования компенсации возможна. При этом из договора должно быть четко видно, какие именно права на какое конкретно возмещение передаются. Заключить договор цессии можно не раньше, чем наступил страховой случай (пункт 70 Постановления). Права переходят к новому кредитору ровно в том же объеме и на тех же условиях, что были применимы к владельцу авто.

По договору цессии можно передать только право на получение компенсации за вред, нанесенный автомобилю. Но не за моральный или причинённый жизни и здоровью ущерб. Не получится передать по соглашению и права на получение штрафов за просрочку страховщиком времени выплаты.

Продажа прав на требование со страховщика компенсации – удобный способ быстро и с минимальными усилиями получить деньги на ремонт машины, пусть и не в полном объёме. Но очень важно правильно заполнить документ и ответственно подойти к выбору нового кредитора. Иначе есть риск остаться вообще без возмещения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *