Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обновлены требования к перевозке грузов в открытом подвижном составе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Говоря на тему опасных для перевозки грузов, специалисты прежде всего обращают внимание на то, что под этим понятием подразумеваются вещества, открытая транспортировка которых угрожает человеческой жизни и здоровью, а также окружающей среде.
Как водителю получить разрешение ДОПОГ
Для того чтобы перевозить ОГ на территории своей страны и других государств, где действует соглашение ДОПОГ, необходимо получить соответствующее разрешение.
И первое условие – наличие трехлетнего водительского стажа без серьезных замечаний, а также открытая необходимая транспортная категория.
Помимо прочего, водителю придется пройти специальные обучающие курсы, в рамках которых он получит ознакомление с системой маркировки, классификацией вредных и опасных веществ, а также изучит правила оказания доврачебной помощи в случае чрезвычайного происшествия, принципы пожаротушения, обеззараживания и дегазации, и оптимальный алгоритм поведения в условиях ЧС.
По месту оформления свидетельства ДОПОГ заявитель должен подавать определенный пакет документов, включающий в себя справку о прохождении теоретического курса и успешной сдаче экзаменов по его итогам, права с открытой категорией и медицинское освидетельствование его годности.
К категории опасных относят различные материалы, отходы, вещества, способные нанести существенный вред и ущерб окружающей среде, животным, а также человеку. Они делятся на взрывоопасные, отравляющие, способствующие возникновению заболеваний и пр. Чтобы упростить разграничение и внести конкретику в понятие опасного груза, была разработана специальная классификация. Согласно принятым нормам, все опасные грузы разделили на 9 классов. Начиная от 1 до 9, это:
- взрывчатые и взрывоопасные различные материалы;
- сжатые, сжиженные газы;
- жидкости, обладающие свойством легко воспламеняться;
- легковоспламеняющиеся твёрдые вещества, а также самовозгорающиеся и выделяющие чрезвычайно опасный, способный легко воспламениться газ при попадании в водную среду;
- окисляющиеся;
- ядовитые и инфекционные;
- грузы с радиоактивными свойствами;
- едкие и коррозийные;
- иные.
В зависимости от конкретного класса перевозимого по ЖД опасного груза, подбираются соответствующие и отвечающие всем нормам ёмкости, контейнеры и резервуары для их транспортировки. К ним применяются различные меры по обеспечению надлежащей и эффективной безопасности. Потому класс груза имеет ключевое значение в вопросе организации грузоперевозок железнодорожным и любым другим транспортом. Только грамотная и профессиональная организация перевозок опасных грузов железнодорожным транспортом позволяет предотвратить аварийные и опасные, несущие в себе угрозу ситуации. Потому вопрос транспортирования следует доверять только тем перевозчикам, которые имеют специальные разрешения, допуски, а также располагают материально-технической базой для организации доставки опасных веществ.
Перевозка опасных грузов: основные правила
Для осуществления грамотной и безопасной перевозки опасного груза по железнодорожным путям сообщения допускается применение исключительно специальных контейнеров и ЖД вагонов, которые находятся в полностью исправном состоянии. Они арендуются перевозчиками либо являются их собственностью. Конкретный тип вагона или контейнера выбирается на основании того, какой именно груз будет перевозиться. При этом следует обязательно согласовать выбор с уполномоченными представителями МПС и Госгортехнадзора. Существует ряд обязательных требований и условий относительно вагонов, контейнеров и цистерн:
- обязательная маркировка для обозначения уровня и класса опасности перевозимого товара;
- полная техническая исправность;
- прохождение технического обслуживания и коммерческого осмотра перед началом погрузочных работ;
- применение вагона, имеющего колёсные пары со специальными подшипниками качения, а также композиционными исправными тормозными прокладками, предназначенными для грузов класса 1 и 2;
- наличие приспособлений для фиксации груза и инструкции по их применению;
- полное соответствие действующим стандартам и техническим требованиям в отношении контейнеров, используемых для транспортировки по ЖД путям опасных грузов;
- загрузка в вагон или ЖД контейнер только тех товаров, для перевозки которых он разрабатывался.
Не стоит забывать про сам локомотив, который позволяет вагонам перемещаться на большие расстояния по железнодорожным путям. К нему также предъявляются специальные требования. Их соблюдение является обязательным условием для получения разрешений и допусков на грузовые перевозки.
Поскольку локомотив и вагоны не могут перемещаться самостоятельно, для каждого железнодорожного рейса собирается команда сотрудников. Они занимаются обслуживанием вагонов и самого локомотива. К ним предъявляются следующие требования:
- возраст должен составлять не менее 21 года;
- каждый сотрудник проходит медицинскую проверку;
- все проходят специальное обучение и профессиональную аттестацию;
- каждый обязан иметь удостоверение, позволяющее работать с контейнерами и вагонами для опасных грузов.
Обучение проводят в образовательных учреждениях или в рамках специальных курсов. Их организацией занимается грузоперевозчик. Программа обучения строится на основе требований инспекции по надзору за железнодорожным транспортом при Госгортехнадзоре. Периодически каждый сотрудник проходит процедуру проверки своих знаний. Делается это не реже 1 раза в год. При этом предусмотрена и внеочередная проверка в случае:
- смены места работы;
- изменений в инструкциях;
- наличия предписаний от контролирующих органов.
Здесь важно понимать, какую ответственность несёт человек, обслуживающий вагоны и контейнеры с опасными грузами. Потому к обучению и переаттестации следует подходить предельно внимательно.
Ни одна перевозка опасных грузов по железной дороге не может осуществляться без наличия специальной документации, которая делится на разрешительную и сопроводительную. В зависимости от конкретной ситуации, в документы вносится соответствующая информация, и могут потребоваться дополнительные бумаги. Но основной набор сопроводительной и разрешительной документации состоит из:
- лицензии;
- разрешения от Минтранса;
- накладной;
- разрешений от ЖД станции;
- свидетельства о надлежащем техническом состоянии вагона;
- удостоверения о выполненном ремонте (если делался ремонт);
- акта технической экспертизы (актуально для новых вагонов);
- документов для подтверждения личности и юридического статуса при сопровождении груза;
- разрешений от МВД (требуется при доставке груза особой опасности).
Чтобы грузоперевозчик получил право на реализацию подобных грузоперевозок, где фигурируют опасные вещества и материалы, ему потребуется специальная лицензия. Выдаётся документ представителями Управления железнодорожного надзора. Также необходимо разрешение от Минтранса. Оно выдаётся в отделении ведомства после предъявления маршрута, лицензии, документов на ЖД транспорт и дополнительных бумаг. Разрешение нужно и от руководителей железнодорожной станции. Его выдают только после написания заявления с приложенными документами. Этот пакет документации передаётся начальнику станции на подпись. Лучше сделать это минимум за 1 день до загрузки товара.
Даже безупречное соблюдение всех правил при организации перевозок опасных категорий грузов специальным железнодорожным транспортом не позволяет на 100% обеспечить полную безопасность. Иногда возникают внештатные ситуации, зависящие и не зависящие от человека. Потому все сотрудники, принимающие участие в организации таких грузоперевозок, проходят регулярно специальные инструктажи и проверки, где они учатся грамотно действовать при внештатных ситуациях. Если произошло ЧП, первостепенной обязанностью машиниста является донесение информации до:
- диспетчера;
- дежурного на ближайшей ЖД станции;
- машинистов встречных поездов;
- машинистов попутных локомотивов.
При передаче информации следует постараться описать события, рассказать о количестве пострадавших вагонов, о зонах повреждений, пострадавших и пр. Бригада локомотива несёт ответственность за достоверность передаваемой информации. Потому категорически не рекомендуется шутить на эту тему или пытаться путём обмана завладеть грузом, списав всё на аварию или кражу. У каждого машиниста есть специальная аварийная карточка. Именно она описывает последовательность действий при внештатных ситуациях. Когда дежурный ЖД станции получает сообщение о ЧП, он незамедлительно передаёт информацию вышестоящему начальству, штабу ГО ЖД станции, другим диспетчерам. Сотрудники железнодорожных служб обязаны оперативно приступить к принятию мер, направленных на устранение ЧП и защиту от возможных последствий утечки, либо взрыва опасного груза. Но это допускается делать только при условии проведения предварительного инструктажа и после получения обязательных к использованию средств индивидуальной защиты.
Диспетчер, получивший сообщение про ЧП, передаёт информацию аварийным службам и при необходимости вносит изменения в движение других поездов, которые потенциально могут проходить в близости к опасному грузу, либо следовать теми же путями. При наличии угрозы для граждан и окружающей среды данные о происшествии также передаются в МВД, органы здравоохранения и иные ответственные службы. Обязательно про ЧП должны знать в Госгортехнадзоре. Грузоотправитель обязан иметь в распоряжении бригаду, в которую входят квалифицированные и подготовленные специалисты. Они отправляются к месту аварии для ликвидации.
Перевозка небезопасных грузов состоит:
- в подготовке груза и средств транспортировки;
- приеме и погрузке;
- оформлении документов;
- транспортировке до места назначения;
- выгрузке;
- транзитном хранении и перегрузки.
Правила перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом распространяются и обязательны для всех ее участников:
- отправителей груза;
- его получателей;
- персонал, промышленного и магистрального ж/д транспорта, участвующий в перевозке, сопровождении и охране;
- предприятий и организаций, занятых в производстве, техобслуживании и ремонте подвижного состава, цистерн, контейнеров.
Для транспортировки опасных материалов и веществ должны использоваться специально оборудованные, технически исправные вагоны и контейнеры, арендованные или принадлежащие предприятиям и организациям всех видов собственности, а также универсальные вагоны и контейнеры МПС.
Применение правил перевозки перевозки опасных веществ железнодорожным транспортом
При транспортировке опасных грузов железнодорожным транспортом нужно соблюдать специальные правила и нормы. Эти правила касаются самого груза, сопроводительной документации, персонала, железнодорожного транспорта и так далее.
Основные правила следующие:
- При перевозке необходимо соблюдать температурный режим внутри контейнера или вагона, поскольку многие вещества очень чувствительны к перепаду температур.
- Также следует избегать контакта опасных веществ с другими материалами, чтобы избежать утечки, окисления, взрыва и так далее.
- При транспортировке нужно придерживаться специальных скоростных режимов, которые зависят от каждого конкретного участка железной дороги.
- Поезд с вагонами не должен пересекать крупные населённые пункты, больницы, санаторно-курортные учреждения и так далее.
Перевозка опасных веществ по ж/д регламентируется СМГС.
Транспортировка должна осуществляться в специальной упаковке:
- Все опасные грузы должны быть плотно и надёжно упакованы, чтобы избежать утечки и просыпания опасного вещества.
- Стена ящика должна быть выше упакованного груза хотя бы на 5 сантиметров.
- Можно перевозить несколько различных опасных грузов в одной упаковке в пределах одного места, если такие вещества допускают совместную транспортировку.
- Также существует ряд специальных требований, которые применяются в зависимости от конкретного типа груза. Например, в случае транспортировки легковоспламеняющихся или ядовитых веществ тара должна быть герметичной. Другой пример: если перевозится какое-либо опасное вещество в стеклянной таре, то необходимо поместить тару в специальные деревянные, пластиковые или металлические ящики (вес каждого ящика — не более 50 килограмм); свободное пространство между стеклянной тарой и ящиком необходимо заполнить негорючими впитывающими материалами.
Вагоны и локомотив должны также соответствовать специальным требованиями:
- Вагоны должны быть исправными; перед погрузкой товаров необходимо пройти специальную экспертизу, чтобы удостовериться в исправности вагона.
- На вагонах должны быть специальные приспособления для крепления груза (если в них есть необходимость).
- Перед отправкой на все вагоны необходимо нанести специальную маркировку, которая будет соответствовать перевозимому грузу.
- Локомотив должен соответствовать всем государственным нормам.
- Тепловоз или электровоз должен быть оборудован техникой для тушения пожара в случае возгорания.
Железнодорожный состав, подготовленный для трансфера опасных веществ, может отправляться в поездку только при наличии квалифицированного обслуживающего персонала. Команда сотрудников сопровождает поезда с ОГ при условии выполнения утвержденных установленным порядком требований:
- возраст свыше 21 года;
- документы с допуском к работе с опасными грузами;
- действующие результаты медицинской комиссии;
- профессиональная подготовка;
- специальные курсы, пройденные непосредственно перед рейсом.
Подготовкой квалифицированного персонала занимается транспортная организация. Критерии для программы обучения устанавливает инспекция по жд надзору. Контроль знаний сотрудников проводится на ежегодной основе минимум 1 раз. Внеплановая проверка также может быть, если:
- предписана контролирующими организациями;
- сотрудник устроился на новое рабочее место;
- внесены поправки в должностные инструкции.
Для минимизации вредных последствий каждый член команды сопровождения должен быть обеспечен средствами для устранения возгорания или утечки (просыпания) груза на вверенном участке (в вагоне). И, конечно, наличие специальной защитной амуниции облегчит работу в поездке.
Номер документа: | 15 |
Дата принятия: | 05/04/1996 |
Состояние документа: | Действует |
Органы эмитенты: | Государства-участники Содружества Независимых Государств (СНГ) |
Ответственность за нарушение правил
В Правилах перевозки говорится, что в случае нарушения будут применимы нормы законодательства, которое действует. А это значит, что стоит опираться на ст. 12.21.2 КоАП Российской Федерации, где прописаны возможные меры наказания за нарушения правил транспортировки опасного груза.
К примеру, если превышен объем или нет маркировки, назначается штраф:
для водителей/машинистов | 1 – 1,5 тыс. руб. |
для должностных лиц | 5 – 10 тыс. руб. |
для компании (перевозчика) | 150 – 250 тыс. руб. |
Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам
1.1.1. Настоящие Правила распространяются на перевозки опасных грузов по железным дорогам государств — участников Содружества и являются обязательными для работников железнодорожного транспорта, отправителей и получателей опасных грузов, портов и пристаней, а также для транспортно-экспедиционных предприятий, осуществляющих обслуживание грузоотправителей и грузополучателей.
1.1.2. В части, не предусмотренной настоящими Правилами, при перевозке опасных грузов необходимо руководствоваться соответствующими правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
1.1.3. Перевозки опасных грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении производятся также в соответствии с правилами перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении.
Перевозки опасных грузов наливом производятся также в соответствии с Правилами перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума. (в ред. Протокола от 19.05.2017)
1.1.4. Перевозки опасных грузов между государствами — участниками Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), но не являющимися участниками Содружества, регламентируются Правилами перевозок опасных грузов Приложение 2 к СМГС, а между государствами — участниками Содружества и государствами, которые не являются участниками СМГС, осуществляются на основе особых соглашений. (в ред. Протокола от 19.05.2017)
1.1.5. Грузоотправители, грузополучатели, железные дороги несут ответственность за несоблюдение настоящих Правил в соответствии с действующим законодательством своих стран и международными соглашениями.
1.2.1. К опасным грузам относятся вещества, материалы, изделия, отходы производства и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств и особенностей при наличии определенных факторов в процессе транспортирования, при производстве погрузочно-разгрузочных работ и хранении могут нанести вред окружающей природной среде, послужить причиной взрыва, пожара или повреждения транспортных средств, устройств, зданий и сооружений, а также гибели, травмирования, отравления, ожогов или заболевания людей, животных и птиц.
1.2.2. Опасные грузы в соответствии с международными требованиями, установленными Типовыми правилами ООН (Рекомендации по перевозке опасных грузов) классификации веществ и изделий, по характеру опасных свойств подразделяются на следующие классы:
1.3.1. К перевозке по железным дорогам допускаются опасные грузы, поименованные в Алфавитном указателе опасных грузов, допущенных к перевозке железнодорожным транспортом (далее — Алфавитный указатель опасных грузов) (Приложение 2) и в Перечне опасных грузов класса 1 и особенности их перевозки (Приложение 10).
1.3.2. Опасные грузы (кроме указанных в пункте 1.3.3), не поименованные в Алфавитном указателе опасных грузов, но сходные по своим химическим свойствам, характеру опасности с грузами, перечисленными в нем, грузоотправитель относит к номеру ООН (наименование груза обобщенное или Н.У.К.) и перевозит свой груз на условиях, указанных для этого номера ООН (номер аварийной карточки (АК), нормы прикрытия, штемпели опасности, условия роспуска с горки и др.). При этом в накладной указывается надлежащее обобщенное наименование груза, относящееся к этому номеру ООН, и в скобках — наименование груза в соответствии со стандартом или техническими условиями.
1.3.3. В случае если груз не может быть отнесен отправителем к грузам, поименованным в Алфавитном указателе опасных грузов, а также вследствие особых обстоятельств (свойства груза, его состояние или предлагаемые грузоотправителем условия перевозок не предусмотрены настоящими Правилами), для данного груза могут устанавливаться особые условия перевозки. Перевозка грузов на особых условиях во внутригосударственном сообщении определяется национальным законодательством. В международном сообщении перевозка грузов на особых условиях устанавливается порядком, предусмотренным Соглашением о перевозке грузов на особых условиях, утвержденным на 15 заседании Совета по железнодорожному транспорту 05.04.1996.
Внесение изменений и дополнений в настоящие Правила на основании ходатайства грузоотправителя осуществляется в соответствии с Порядком внесения дополнений и изменений в Правила перевозок грузов в межгосударственном сообщении, утвержденным на 15 заседании Совета по железнодорожному транспорту 05.04.1996.
Абзац — Исключен. (в ред. Протокола от 19.10.2018)
К ходатайству на перевозку опасных грузов должны быть приложены в двух экземплярах: характеристика груза и аварийная карточка по формам, указанным соответственно в Приложении 3 к настоящим Правилам и в Аварийных карточках на опасные грузы, перевозимые по железным дорогам СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики, подписанные руководителем предприятия-грузоотправителя и заверенные печатью; стандарт или технические условия и паспорт безопасности на груз; согласование компетентного органа и железной дороги страны отправления груза предлагаемых грузоотправителем изменений в правила, если иное не предусмотрено национальным законодательством.
1.3.4. Опасные грузы в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении перевозятся только по предъявлении грузоотправителем станции отправления подтверждения о согласии водного транспорта на такую перевозку, за исключением грузов, включенных в правила перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении.
Грузоотправители в заявках и развернутых планах перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении обязаны указывать особенности перевозки тех или иных опасных грузов.
«Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам»
В соответствии с частью первой статьи 3 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 170; 2015, N 1, ст. 56) и подпунктом 5.2.1 пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2020, N 21, ст. 3255), приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов мелкими отправками.
2. Признать не подлежащим применению приказ МПС России от 18 июня 2003 г. N 33 «Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов мелкими отправками» (зарегистрирован Минюстом России 20 июня 2003 г., регистрационный N 4806).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.
Министр | Е.И. Дитрих |
1.1.1. Правила безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом устанавливают общие требования по:
изготовлению, ремонту и эксплуатации подвижного состава для этих перевозок;
подготовке опасных грузов к перевозкам;
пригодности тары и упаковки, используемой для перевозки опасных грузов;
организации перевозочного процесса на магистральном и промышленном железнодорожном транспорте;
организации контроля за перевозкой опасных грузов.
Правила направлены на охрану жизни и здоровья людей, защиту окружающей среды и обеспечение сохранности материальных ценностей при перевозке опасных грузов.
1.1.2. Настоящие Правила распространяются на перевозки опасных грузов и являются обязательными для грузоотправителей, грузополучателей, работников магистрального и промышленного железнодорожного транспорта, участвующих в процессе перевозки опасных грузов, осуществляющих сопровождение и (или) охрану их в пути следования; ими должны руководствоваться все предприятия и организации (независимо от форм собственности), занимающиеся изготовлением, техническим обслуживанием и ремонтом подвижного состава и контейнеров для перевозки опасных грузов, а также транспортно-экспедиционным обслуживанием грузоотправителей и грузополучателей.
1.1.3. Правила не распространяются:
а) на технологические перевозки опасных грузов внутри территорий предприятий и организаций, применяющих их, осуществляющих их производство, обработку, хранение или уничтожение;
б) на перевозки радиоактивных веществ;
в) на специальные перевозки опасных грузов, которые регламентируются постановлениями Правительства России или по его поручению компетентным органом.
1.1.4. Организация перевозок опасных грузов на магистральном и промышленном железнодорожном транспорте, изготовление, ремонт и эксплуатация вагонов и контейнеров для их перевозки должны осуществляться в соответствии с настоящими Правилами, а также нормативно-технической документацией по обеспечению безопасности перевозок опасных грузов, утвержденной МПС России по согласованию с Госгортехнадзором России.
Изменения и дополнения в нормативно-технической документации, касающиеся безопасности перевозки опасных грузов, производятся по согласованию с Госгортехнадзором России.
3.1.1. Прием к перевозке и выдача опасных грузов должны проводиться в соответствии с Правилами перевозок грузов.
3.1.2. Опасные грузы предъявляются к перевозке только на местах необщего пользования. Исключение составляют мелкие и контейнерные отправки, прием которых осуществляется как на местах необщего, так и общего пользования.
3.1.3. Конкретный опасный груз должен быть предъявлен грузоотправителем к перевозке только теми видами отправок, которые определены Правилами перевозок грузов, в таре и упаковке, предусмотренной стандартами или техническими условиями на данную продукцию.
3.1.4. Запрещается погрузка и выгрузка опасных грузов, перевозимых наливом, на местах общего пользования; а также на местах необщего пользования, не имеющих соответствующей оснастки и приспособлений для погрузки и выгрузки этих грузов.
3.1.5. Принятые с подъездных путей от грузоотправителей и прибывшие в адрес обслуживаемых грузополучателей вагоны с опасными грузами класса 1 не должны находиться на станции более двух часов с момента поступления на станцию.
3.1.6. В случае отгрузки опасных грузов повагонными или мелкими отправками, а также в контейнерах с разгрузкой их на местах общего пользования начальник железнодорожной станции отправления обязан иметь телеграфное или письменное согласие станции приема груза.
4.3.1. Перевозка опасных грузов этого класса должна проводиться в соответствии с Правилами перевозок грузов и другой нормативно-технической документацией.
4.3.2. Полнота слива опасных грузов этого класса, обладающих токсичными свойствами и спиртовым (винным) запахом, удаление промывной воды удостоверяются в накладной на порожнюю вагон-цистерну подписями работников станции и ответственного должностного лица предприятия-грузополучателя, назначенных приказом соответственно начальника станции и руководителя предприятия.
4.3.3. После налива и слива опасных грузов подтеки на наружной поверхности котла вагона-цистерны должны быть грузоотправителем (грузополучателем) удалены.
4.3.4. При наливе и сливе опасных грузов:
работы по наливу и сливу должны быть механизированы с обеспечением максимальной герметизации;
работники, производящие налив и слив этих грузов, должны быть перед началом работ ознакомлены с их свойствами, проинструктированы по вопросам техники безопасности при работах с этими продуктами и снабжены соответствующей защитной одеждой, средствами индивидуальной защиты;
работы внутри котла вагона-цистерны должны проводиться с обязательным применением шлангового противогаза.
Правила жд перевозок опасных грузов
При транспортировке опасных грузов железнодорожным транспортом нужно соблюдать специальные правила и нормы. Эти правила касаются самого груза, сопроводительной документации, персонала, железнодорожного транспорта и так далее.
Основные правила следующие:
- При перевозке необходимо соблюдать температурный режим внутри контейнера или вагона, поскольку многие вещества очень чувствительны к перепаду температур.
- Также следует избегать контакта опасных веществ с другими материалами, чтобы избежать утечки, окисления, взрыва и так далее.
- При транспортировке нужно придерживаться специальных скоростных режимов, которые зависят от каждого конкретного участка железной дороги.
- Поезд с вагонами не должен пересекать крупные населённые пункты, больницы, санаторно-курортные учреждения и так далее.
Перевозка опасных веществ по ж/д регламентируется СМГС.
Транспортировка должна осуществляться в специальной упаковке:
- Все опасные грузы должны быть плотно и надёжно упакованы, чтобы избежать утечки и просыпания опасного вещества.
- Стена ящика должна быть выше упакованного груза хотя бы на 5 сантиметров.
- Можно перевозить несколько различных опасных грузов в одной упаковке в пределах одного места, если такие вещества допускают совместную транспортировку.
- Также существует ряд специальных требований, которые применяются в зависимости от конкретного типа груза. Например, в случае транспортировки легковоспламеняющихся или ядовитых веществ тара должна быть герметичной. Другой пример: если перевозится какое-либо опасное вещество в стеклянной таре, то необходимо поместить тару в специальные деревянные, пластиковые или металлические ящики (вес каждого ящика — не более 50 килограмм); свободное пространство между стеклянной тарой и ящиком необходимо заполнить негорючими впитывающими материалами.
Вагоны и локомотив должны также соответствовать специальным требованиями:
- Вагоны должны быть исправными; перед погрузкой товаров необходимо пройти специальную экспертизу, чтобы удостовериться в исправности вагона.
- На вагонах должны быть специальные приспособления для крепления груза (если в них есть необходимость).
- Перед отправкой на все вагоны необходимо нанести специальную маркировку, которая будет соответствовать перевозимому грузу.
- Локомотив должен соответствовать всем государственным нормам.
- Тепловоз или электровоз должен быть оборудован техникой для тушения пожара в случае возгорания.
Для транспортировки может использоваться специальное сопровождение.
В случае перевозки некоторых опасных веществ, например, в случае транспортировки газов, сопровождение является обязательным условием перевозки.
Сопровождение осуществляется в соответствии с определенным правилами:
- Всем сопровождающим лицам должно быть не менее 21 года, а их соответствующий рабочий стаж должен составлять не менее 3 лет.
- Перед транспортировкой сопровождающие лица должны пройти медицинский осмотр.
- Каждому сопровождающему лицу должно быть выдано удостоверение.
- Все сопровождающие лица должны пройти специальные обучающие курсы по программам, которые регулируются государственным органами. Также сопровождающие лица должны проходить переаттестацию хотя бы 1 раз в 5 лет для подтверждения своей квалификации.
- Все сопровождающие лица должны быть одеты в специальную защитную форму. Также им необходимо выдать специальные материалы и оборудование, чтобы в случае аварии они могли минимизировать вред, нанесённый окружающей среде и другим участникам аварии.
- Перед транспортировкой сопровождающие лица должны быть надлежащим образом проинструктированы относительно своего груза и техники безопасности. Также сопровождающим лицам нужно напомнить, что они должны делать в случае возникновения аварии.
Перед тем, как осуществить перевозку груза с помощью жд транспорта, заказчику нужно ознакомиться со всеми условиями, изучить правила перевозки, определить риски, действия со стороны представителей жд компании. Особое внимание стоит уделить, если вам предстоит перевезти опасный груз, который может нанести вред людям и внешней среде. Рекомендовано знать классификацию взрывоопасных грузов. Перед отправкой нужно правильно оформить документы, с указанием вида вещества, его класса, количества. Указывается классификация груза в паспорте, подтверждающего безопасность отправки. На вагонах, которые перевозят опасные вещества, должна быть наклейка, что характеризует степень опасность и вид вещества.
При перевозке по железной дороге опасные грузы нужно классифицировать и маркировать
Перед жд отправкой взрывоопасного груза, важно ознакомиться с общими правилами и знать, какое вещество может нанести вред окружающей среде. Для этого есть классификация опасных грузов. Можно выделить такие классы:
- Материалы, которые вор время транспортировки могут взорваться.
- Газы. Газы могут быть сжатыми и растворенными под натиском, влиянием внешних факторов.
- Жидкость, что легко воспламеняется. Твердые вещества, что легко воспламеняются.
- Вещества, которые возгораются самостоятельно. Средства, что при контакте с водой, могут воспламениться.
- Материалы, в которых соединены атомы кислорода.
- Материалы, поддающиеся окислению
- Ядовитая субстанция и инфекционная.
- Радиоактивная субстанция.
- Другие вещества, что наносят вред.
Эти материалы были определены как опасные, соответственно установленным нормам ГОСТ 19433-88.
Где и как получить разрешение на международные перевозки опасных грузов
Предприятия, оказывающие услуги по транспортировке опасных грузов на международном уровне, должны иметь соответствующее разрешение. Выдается оно Ространснадзором (структура федерального уровня по транспорту). Существует единая форма такого документа на одну перевозку или серию транспортировок с одинаковыми качественно-количественными характеристиками опасных грузов по одному маршруту следования. Многократное разрешения может быть выдано максимум на шесть месяцев.
Чтобы получить разрешительный документ, предприятия подают заявку в региональное отделение Ространснадзора не позже, чем за неделю до запланированного числа транспортировки опасного груза. Регистрация поданных заявлений осуществляется в журнале установленной формы. После принятия решения территориальный орган предоставляет организации соответствующее уведомление (в течение 5 рабочих дней).
При выдаче разрешений выполняется проверка соответствия условий перемещения требованиям европейских соглашений по транспортировке опасных грузов, а также возможности выполнения международной перевозки по заявленному пути следования. Если все описанные условия позволяют выполнить международную транспортировку опасных грузов, учреждение оформляет разрешительную документацию на протяжении дня.
В заявке для Роснадзора на получение разрешительной документации должно указываться:
-
Наименование и вид предприятия компании перевозчика;
-
Контакты транспортной компании, номер телефона, юрадрес и фактическое местоположение;
-
ФИО и контакты ИП, в случае выполнения перевозки опасных грузов предпринимателем;
-
Номер класса опасного груза по нормативам Организации Объединенных Наций;
-
Подробные характеристики опасного груза: название, количество, вид упаковки;
-
Тип транспортного средства и его регистрация;
-
Контакты, юридический адрес и фактическое местоположение отправителя и получателя опасного груза;
-
Арендное соглашение на автотранспорт (если он не находится в собственности);
-
Копии документации, подтверждающей допуск грузовиков к транспортировке опасных грузов.
Вместе с заявкой подается следующая документация:
- Соглашение по перевозке, подписанное двумя сторонами, в котором прописан размер, категория и особенности условий международной транспортировки опасных грузов;
- Три копии товарно-транспортной накладной.
- Рекомендации по транспортировке опасного груза, включая инструкции сопровождающих в аварийных ситуациях.
- Копии экспедиторской документации и документов водителей, которые работают по конкретной перевозке опасного груза.
- Документация о проведении специнструктажа и допуска к международной транспортировке опасного груза.