Как прописать и обеспечить гарантийные обязательства в контракте в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как прописать и обеспечить гарантийные обязательства в контракте в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Обеспечение исполнения контракта — это тоже своего рода гарантия, которую поставщик предоставляет заказчику. Её цель — снижение возможных финансовых рисков, которым подвергается заказчик при некачественном исполнении договора поставщиком или отсутствия исполнения как такового.

Отличительные особенности обеспечения гарантийных обязательств от обеспечения исполнения контракта

Помимо тех отличительных особенностей, которые были указаны выше, следует отдельно выделить еще две:

1) Требование об обеспечении гарантийных обязательств может быть установлено заказчиком даже в тех случаях, когда предоставление обеспечения исполнения контракта не требуется. Например, при закупке компьютерного оборудования способом запроса котировок в электронной форме заказчик вправе не установить требование об обеспечении исполнении контракта (ч. 1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ), но вправе установить требование о предоставлении обеспечения гарантийных обязательств, т.к. при закупках оборудования обязан определить требования к гарантийным обязательствам в техническом задании.

2) От предоставления обеспечения гарантийных обязательств не освобождаются казенные учреждения и СМП (ч.ч. 8 и 8.1. ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Обеспечение по гарантийным обязательствам, антидемпинговые меры 44-ФЗ

Это новая норма в рамках 44-ФЗ, что была введена в 2019 году. Размер обеспечения гарантийных обязательств для Поставщика составляет до 10% от НМЦК (начальной максимальной цены контракта) и не зависит от дополнительных значений цены НМЦК (не варьируется, как обеспечение исполнения контракта в зависимости от того, превосходит ли НМЦК 5 млн. руб., 20 млн. руб. и т.д.).

  • Заказчик должен установить требование по обеспечению гарантийных обязательств в случае если установлены гарантийные обязательства в проекте контракта и в техническом задании.
  • Важным моментом остается то, что в гарантийное обязательство включается гарантия качества товаров/работ/услуг, которое у нас установлено в рамках гражданского законодательства, срок и объем гарантий качества, которые прописывают в этих требованиях к продукции (товарам/работам/услугам) в рамках технического задания и сюда входит гарантийное обслуживание, либо постгарантийное обслуживание в зависимости объекта закупки.
  • Важно иметь ввиду, что при закупке машин и оборудования — требования к гарантии являются обязательным условием, и потому требования (в этом случае) к обеспечению гарантийных обязательств должно быть в обязательном порядке установлено в техническом задании и в проекте контракта, по аналогии рекомендуется устанавливать их и в рамках 223-ФЗ.
  • Если в закупке по 44-ФЗ установлены гарантийные обязательства, то в проект контракта заказчик обязан включить условия по их предоставлению.
  • Заказчик должен включать срок по гарантийным обязательствам и размер гарантийных обязательств, если эта информация будет отсутствовать в проекте контракта, то потенциальные поставщики (подрядчики, исполнители) вправе направить запрос на разъяснение закупочной документации для уточнения соответствующих данных.
  • Обеспечение гарантийных обязательств может предоставляться в виде собственных или заемных денежных средств или в виде банковской гарантии.
  • В рамках статьи 96 (44-ФЗ) устанавливается, что действие банковской гарантии должно не менее чем на 1 месяц превышать срок исполнения обязательств по контракту и срок, установленный для обеспечение гарантийных обязательств, но данный срок должен (в обязательном порядке) быть зафиксирован в требованиях к продукции и в проекте контракта.

В качестве примера: В проекте контракта устанавливается гарантийный срок на определенную продукцию, допустим, на 12 месяцев и гарантийный срок исчисляется со дня подписания сторонами акта приемки по поставке товара. Здесь, в обязательном порядке, нужно зафиксировать дату и с какого момента идет исчисление срока.

В 44-ФЗ не установлено обязательство со стороны заказчика о сроках возврата обеспечения гарантийных обязательств. Заказчик обязательно должен установить срок возврата обеспечительных мер в проекте контракта.

Когда вернут обеспечение гарантийных обязательств?

В 44-ФЗ прямого ответа нет, но предполагаем, что заказчики будут руководствоваться теми же правилами, что и при возврате обеспечения контракта:

в течение 30 дней с даты окончания обязательств.

в течение 15 дней, если закупка проходила среди СМП.

Читайте также:  Выдача трудовой книжки на руки работнику

В любом случае порядок и сроки возврата должны быть прописаны в документах закупки. Посмотрим, как заказчики будут действовать на практике. Например, уже в некоторых закупках встречаются такие формулировки: “Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения гарантийных обязательств возвращаются заказчиком поставщику в течение 30 дней с даты обращения поставщика, но не ранее истечения срока гарантийных обязательств, указанного в пункте 7.3. контракта”.

Случаи обязательного предоставления гарантийных мер

Поставщик обязательно должен предоставлять обеспечение гарантийных обязательств, если это требование заказчик прописал в документации. Несмотря на то, что с 1 июля 2020 г. установление этого требования является для заказчика правом, а не обязанностью (ч.2.2. ст.96 44-ФЗ), поставщик обязан его выполнить, если заказчик свое право использовал.

Если заказчик это требование установил, то оно действует на всех претендентов на контракт без исключения (включая представителей СМП и СОНКО).

Требовать обеспечение гарантийных обязательств заказчик может только тогда, когда в контракте указаны гарантийные обязательства, в том числе требования к гарантийному сроку на приобретаемую продукцию (работы, услуги).

Согласно ч.4 ст. 33 44-ФЗ заказчик обязан требовать гарантийные меры, если закупаются машины и оборудование. В остальных случаях установление данного требования является всего лишь правом.

Списка закупок, по которым заказчик «вправе» требовать гарантийные меры, в контрактном законодательстве нет. Например, при закупке шкафов или строительных услуг заказчик, скорее всего, пропишет требования по гарантийным обязательствам. Но может и не делать этого, все зависит от его предпочтений.

В практике госзаказа встречаются случаи, когда заказчики устанавливают требование к гарантии качества и сами не понимают, для чего они это делают. Такие ситуации свойственны при приобретении продуктов питания, лекарственных препаратов, программного обеспечения. Плохо то, что, не разобравшись, заказчики одновременно требуют вносить обеспечение гарантийных обязательств в таких закупках. Путаница возникает вследствие того, что заказчики не различают термины «гарантийные обязательства» и «остаточный срок годности». Минус в том, что предъявление требований к гарантии и к обеспечению гарантийных обязательств в названных случаях формально не нарушают 44-ФЗ.

Какими способами обеспечивать гарантийные обязательства

Победитель закупки сам выбирает, каким способом обеспечить основные и гарантийные обязательства:

  • предоставить банковскую гарантию,
  • внести деньги на счет заказчика.

Можно ли предоставить отдельно банковскую гарантию на основные обязательства и отдельно на гарантийные? Примут ли такую гарантию?

Да, можно оформлять две банковские гарантии, причем исходя из формулировок закона это можно сделать в разное время:

  • на исполнение контракта — перед подписанием контракта,
  • на исполнение ГО — перед подписанием акта приемки.

При желании, основные и гарантийные обязательства можно обеспечить одной банковской гарантией. Но вероятны сценарии, когда поставщику выгоднее предоставлять обеспечение разными способами, например:

  • Для “заморозки” на короткое время переводить заказчику деньги (исполнение контракта), а на долгий срок (гарантийные обязательства) брать банковскую гарантию.
  • Если процент обеспечения контракта большой (например, если в закупке есть аванс), то брать на него гарантию, а если процент обеспечения ГО низкий, то переводить деньги.

Строительные госконтракты, как правило, носят долгосрочный характер. По 44-ФЗ размер обеспечения исполнения обязательств по таким контрактам составляет от 10 до 30% начальной (максимальной) цены, но не меньше аванса. Такие правила установлены для тендеров с НМЦК больше 50 млн рублей.

Госконтракт заключается после того, как участник закупки предоставил ОИК. Если он этого не сделает, его признают уклонившимся от заключения госконтракта. Это приведет к включению его в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Обеспечивать госконтракт деньгами на долгосрочный период обременительно для участников, так как на рынке подрядчиков капитального строительства нет организаций, которые спокойно изымают из оборота такие суммы. Получается, самый доступный способ обеспечить сделку — банковская гарантия.

Такие гарантии подрядчикам выдаются на срок до пяти лет, а комиссия по ним — до 5%. Это финансово нагружает подрядчика. А получить банковскую гарантию в таком размере проблематично для подрядных организаций из-за жестких требований банков.

Чтобы создать более благоприятный инвестиционный климат и условия для повышения конкуренции в строительных тендерах, подготовили поправки в ст. 96 Закона о контрактной системе. После вступления в силу изменений поставщики смогут обеспечивать отдельные этапы, а гарантийные обязательства — по годам.

Основания для изменений

Основание для установления такого права — ч. 12.1 ст. 48 ГК РФ, в которой указано, что подготовка проектной документации по инициативе застройщика или технического заказчика осуществляется применительно к отдельным этапам строительства. А Постановление Правительства №145 от 05.03.2007 о порядке организации и проведения госэкспертизы проектной документации и результатах инженерных изысканий определяет этап строительства как объект, который вводится в эксплуатацию и эксплуатируется автономно.

Читайте также:  Получить звание Ветерана труда в 2023 году

В ч. 12 ст. 51 ГК указано, что федеральный орган исполнительной власти, который уполномочен выдавать разрешения на строительство, по заявлению застройщика выдает разрешение на отдельные этапы строительства, реконструкции.

Разрешение на строительство — документ, который разрешает застройщику строить, реконструировать объект капстроительства и подтверждает соответствие проектной документации требованиям, которые установлены градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства.

Ответственность при выполнении работ и оказания услуг

Законом предусмотрена ответственность изготовителя за неподобающее качество. Гарантийные обязательства по договору подряда закрепляет глава 37 ГК РФ . Различают виды подряда:

  • бытовой и строительный;
  • на выполнение проектных и изыскательских работ;
  • по госзаказам.

Срок гарантии прерывается на время устранения недочета (п. 3 ст. 755 ГК РФ ).

Статьи по теме (кликните, чтобы посмотреть)

  • А вы знаете, что это такое товарный знак и в чем заключается его значение? Определение понятия и виды, признаки и примеры
  • Что делать если кредитная история испорчена: как «реабилитировать» заемщика
  • Классификация товаров промышленного назначения
  • Какова финансовая гарантия положена для визы в Италию
  • Федресурс банкротство физических лиц
  • Как происходит упрощенная процедура банкротства юридического лица: порядок процедуры
  • Порядок увольнения сотрудников при банкротстве предприятия, положенные компенсации и выплаты

Потребитель обязан сообщить о выявленных недоделках, неисправностях в течение гарантии в разумный срок после их обнаружения (п. 4 ст. 755 ГК РФ). Если по договору срок гарантии менее 2 лет и недочеты найдены по окончании срока гарантии, но в течение 2 лет, заказчик должен доказать возникновение недостатков не по его вине.

Для договоров строительного подряда предельный срок обнаружения недостатков — 5 лет.

Услуга предоставляется лично, если иное не оговорено соглашением сторон.

Понятие срока, в который действует гарантия на товар согласно ЗоЗПП, а также кто его устанавливает?

Понятие гарантийного срока раскрывается в тексте ФЗ №2300-I «О защите прав потребителей». В соответствии с этим нормативно-правовым актом гарантийный срок представляет собой отрезок времени, в течение которого товар, переданный потребителю, должен бесперебойно функционировать и соответствовать всем показателем, которые были заявлены производителем.

Отсчет гарантийного срока начинается в момент приобретения изделия покупателем. В том случае, когда день покупки установить не удается – отсчет гарантийных обязательств в автоматическом порядке начинается со дня фактического изготовления продукции (статья 19 настоящего закона).

Если товар был приобретен в интернет-магазине, или использование изделия возможно только в соответующий сезон – гарантия начинает действовать после того, как товар доставлен покупателю или в момент наступления времени года, для которого и было предназначено изделие.

Исчисление ГС по ЗоЗПП

Гарантийный срок по ЗоЗПП (п. 2 ст.

19) начинает свой отсчет с момента передачи товара покупателю, если другое правило не установлено соглашением. В том случае, когда такой момент установить невозможно, начало его течения отсчитывается с даты, когда товар был произведен.

Для сезонных товаров гарантийный срок по ЗоЗПП начинает свой отсчет с момента наступления соответствующего сезона, чье начало определяется исходя из климатических условий, в которых проживает покупатель.

Например, на территории г. Москвы постановлением от 16.07.2013 № 466-ПП установлены следующие даты наступления сезонов:

  • 01.11 — зимнего;
  • 01.03 — весеннего;
  • 01.05 — летнего;
  • 01.09 — весеннего.

Гарантия отсчитывается с момента доставки товара покупателю при покупке товара:

  • по образцам;
  • по почте;
  • в другом случае, когда приобретение и получение товара не совпадают.

Если товар нуждается в специальной установке или подключении и вследствие этого обстоятельства не может использоваться, гарантия начинает свой отсчет со дня подключения, установки товара либо момента устранения продавцом других обстоятельств, препятствующих началу использования товара. При невозможности определения такого дня отсчет гарантии производится с момента оформления договора купли-продажи.

В тех случаях, когда неисправности товара были выявлены по истечении ГС протяженностью менее 2 лет, покупатель может заявить свои требования, если представит доказательства, что неисправности возникли либо были вызваны причинами, возникшими до получения товара.

Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ

Обеспечение исполнения контракта — денежные средства или банковская гарантия, которые предоставляются заказчику победителем торгов при заключении контракта для покрытия возможного ущерба заказчика в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком своих обязательств.

Вопросы обеспечения исполнения контракта в рамках 44-ФЗ регулируются статьей 96.

Согласно ч. 1 ст. 96 44-ФЗ заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом ДОЛЖНО БЫТЬ установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 44-ФЗ – запрос котировок, запрос предложений и закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (для этих закупок заказчик ВПРАВЕ установить требование обеспечения исполнения контракта).

Читайте также:  Как узнать решение суда в РФ по фамилии в 2022 году

Наряду с предусмотренными ч. 2 ст. 96 44-ФЗ случаями, при которых заказчик ВПРАВЕ установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта, Правительство РФ ВПРАВЕ определить случаи и условия, при которых в 2020 году заказчик вправе не устанавливать данное требование. Таким документом является Постановление Правительства РФ от 06.03.2015 г. № 199 «О случаях и условиях, при которых в 2020 году заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта». Такими случаями, например, являются: проведение конкурсов, электронных аукционов, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства (СМП), социально ориентированные некоммерческие организации (СОНО).

Контракт с победителем заключается только после предоставления заказчику обеспечения исполнения контракта (ОИК) таким победителем в соответствии с требованиями 44-ФЗ. В том случае, если победитель не предоставил заказчику в установленный срок ОИК, такой победитель будет считаться уклонившимся от заключения контракта. Что в свою очередь чревато внесением информации о таком участнике в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Размеры обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

Размер ОИК должен составлять от 5% до 30% НМЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки (ч. 6 ст. 96 44-ФЗ).

В случае, если НМЦК превышает 50 млн. рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10% до 30% НМЦК, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

В случае, если аванс превышает 30% НМЦК, размер ОИК устанавливается в размере аванса.

В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на 25% и более процентов по отношению к НМЦК, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет ОИК в размере, превышающем в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса (аукциона) или информацию, подтверждающую добросовестность такого участника с учетом положений ст. 37 44-ФЗ (антидемпинговые меры). Более подробно про антидемпинговые меры написано здесь.

Форма требования бенефициара к гаранту

Примечанием к Постановлению Правительства РФ от 8 ноября 2013 г. N 1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Постановление Правительства РФ N 1005) установлено, что требование об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии и направляемые вместе с ним документы и (или) их копии оформляются в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Собрание законодательства РФ. 2013. N 46. Ст. 5947.

Буквальное толкование приведенного правила часто создает у заказчиков обманчивое впечатление о том, что любая банковская гарантия в рамках Закона N 44-ФЗ должна содержать возможность заказчика направить требование гаранту, как в письменной, так и в электронной форме.

Как следствие, банковские гарантии, предусматривающие только письменную форму требования, заказчиками отклоняются.

Конечно, говорить о повсеместном характере подобной практики вряд ли возможно, но такие случаи тем не менее встречаются. Безусловно, отклонение заказчиком банковской гарантии на основании отсутствия в ней возможности направления требования к гаранту в электронной форме не соответствует законодательству о контрактной системе.

Если внимательно проанализировать примечание в Постановлении Правительства РФ N 1005, то окончание формулировки примечания предполагает, что требование заказчика может быть направлено в форме электронного документа в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (выделено мной. — Ф.Т.).

Однако такой порядок законодательством Российской Федерации не предусмотрен.

Следовательно, в отсутствие механизма обращения заказчика по банковской гарантии в электронной форме ни один банк не может предоставлять заказчику возможность направлять требование по банковской гарантии в электронной форме. Заказчик может направить требование гаранту только в письменной форме.

Таким образом, предусмотренная Постановлением Правительства РФ N 1005 возможность направления бенефициаром гаранту требования в электронной форме не получила законодательного и необходимого технического обеспечения, но способствовала возникновению споров между заказчиками и поставщиками.

Поставщикам и банкам следует согласовывать в банковской гарантии формальную (не реализованную на практике) возможность предъявления заказчиком требования по гарантии в письменной и в электронной форме, чтобы избежать случаев отклонения заказчиками банковских гарантий.

Тем самым риски поставщиков, связанные с обжалованием таких неправомерных решений заказчиков в антимонопольном органе, можно исключить еще на стадии получения банковской гарантии.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *