Кто он — единый региональный оператор? Тариф един для всех!

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто он — единый региональный оператор? Тариф един для всех!». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Идея создания регионального оператора по обращению с ТКО реализована для улучшения экологической ситуации и стандартизации предоставляемых компаниями услуг по вывозу мусора. Оператор полностью контролирует цикл обращения отходов, признанных коммунальными. Ее цель – предоставление полного набора услуг по вывозу, сортировке, обезвреживанию, утилизации и захоронению мусора.

Пошаговая инструкция закупки услуг по вывозу ТБО

Для выбора исполнителя условий контракта по вывозу ТБО по 44-ФЗ могут использоваться конкурентные способы либо заключается соглашение с единственным поставщиком в 2020 году. При проведении конкурентных торгов заказчикам рекомендуется использоваться такую последовательность действии:

  • Описание предмета тендера.

Для этого покупателю важно точно представлять, какой вид отходов должен вывозиться с его территории. Иными словами, ему нужно понимать разницу между твердыми бытовыми (ТБО) и твердыми коммунальными отходами (ТКО):

  • ТБО представляют собой ежедневно образующийся бытовой мусор. Данную категорию принято разделять на биологические отходы, или остатки пищи и растений, и небиологические, а именно пластик, текстиль, стекло, целлюлозу.
  • ТКО являются мусором, скапливающимся в жилых и нежилых помещениях, сюда же относятся товары, более не отвечающие требованиям потребителя. В данную категорию включаются и отходы, появившиеся во время хозяйственной деятельности юридических лиц.

Понятие ТКО установлено законом 89-ФЗ. Также данный законодательный акт определяет такие коммунальные услуги, как вывоз, ликвидация мусора. По актуальным нормам любой вывозимый мусор может обозначаться исключительно как «твердые коммунальные отходы».

  • Подготовка ТЗ для исполнителя.

Главной задачей заказчика во время составления технического задания является корректное установление класса опасности вывозимых отходов. На данный момент закон фиксирует такие классы для ТКО:

  1. Чрезвычайно опасные, характеризующиеся критическим уровнем опасности, а именно отходы, содержащие ртуть, минеральные масла, терфенилы.
  2. Высокоопасные: аккумуляторы, батарейки, отходы свинца, нефть.
  3. Умеренно опасные: дизельное топливо, цементная пыль, ацетон.
  4. Малоопасные, отличающиеся низкой степенью опасности, то есть строительный мусор, ТБО, отходы от асфальта.
  5. Неопасные, от которых уровень угрозы окружающей среде очень низкий: древесина, керамические предметы, пищевой мусор.

Региональный оператор по обращению с ТКО

Регоператором может стать только юридическое лицо любой организационно-правовой формы. Оно должно соответствовать следующим требованиям:

  • Зарегистрировано в РФ;
  • Заниматься деятельностью по обращению с ТКО;
  • Иметь лицензию на работу по сбору, транспортированию, сортировке, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности.

Услуги регионального оператора оплачиваются собственниками ТКО. На оператора возлагается ответственность за размещение контейнеров на площадках, сбор и дальнейшую обработку и утилизацию ТКО. Он обеспечивает переработку мусора, вывозя его на законные объекты по обращению с отходами. Также в обязанности единого операторов входит контроль за ликвидацией незаконных свалок.

Компания-оператор устанавливает тарифы на вывоз мусора, а местные органы власти регулируют стоимость услуг. Тарифной компанией субъекта федерации определяются предельные тарифы. Если собственники ТКО считают, что стоимость услуги завышена, они могут подать жалобы в Роспотребнадзор, Антимонопольный комитет и другие контролирующие органы.

Так как услуга по обращению с ТКО коммунальная, она может индексироваться 1 января и 1 июля каждого года.

Справедливость определения нормативов потребители услуг могут проверить, запросив данные о результатах замеров и экономических выводов в местной администрации. При выявлении нарушений, тарифы можно оспорить, обратившись в прокуратуру или ФАС.

При неправильном начислении стоимости услуги, ее можно пересчитать, написав требование в управляющую компанию. Потребитель предоставляет свои данные и данные оператора, объясняет суть претензии. Согласно Постановления Правительства № 416, срок рассмотрения жалобы – 3 дня. При игнорировании обращения, следует уведомить об этом региональную Госжилинспекцию.

Нарушения лицензионных требований

Любое несоответствие указанным выше требованиям является грубым нарушением лицензионного законодательства. Кроме того, недопустимым является:

  1. допуск к деятельности по обращению с отходами лиц, которые не имеют профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV классов опасности;
  2. использование объекта размещения или обезвреживания отходов I-IV классов опасности с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, повлекшее за собой:
    • возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
    • человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Читайте также:  «Расплата» работника за ущерб, причиненный работодателю

Условия размещения отходов 1-4 классов опасности

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установил ряд запретов, которые распространяются на деятельность лицензиатов в сфере обращения с опасными отходами. Так, законодатель запретил:

  • сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;
  • размещение отходов I-IV классов опасности на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;
  • захоронение отходов I-IV классов опасности на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов;
  • ввоз в Россию опасных отходов для захоронения и обезвреживания;
  • захоронение без рекуперации отходов, которые содержат озоноразрушающие вещества.

Получение лицензии на вывоз ТБО

Лицензионный документ выдается юридическому или физическому лицу, которое имеет:

  1. Документы, подтверждающие материальную базу предприятия: строения и площадки, где перерабатывают и утилизируют отбросы. К ним относят договор по аренде помещения или договор покупки.
  2. Транспортное средство для вывоза, специальное оборудование для утилизации мусорных отходов. Они подтверждаются транспортными накладными и договорами по аренде и покупке.
  3. Профессиональную команду с трудовыми соглашениями, подтвержденными сертификатами на работу с ТБО классов 1-4.
  4. Заключение санэпидемстанции, разрешающее этот вид производства. Оно подтверждает, что здание и сооружение пригодны для использования, отвечают санитарным нормативам; транспорт регулярно проходит санобработку, имеет постоянное место стоянки.
  5. Свидетельство, содержащее сведения о работе предприятия, с какими видами отходов оно работает, класс угрозы.
  6. Договор с площадкой ТБО.

Виды деятельности: что лицензируется?

Работа по сбору, последующей утилизации, складированию мусорных отбросов регламентируется государственными органами. Издан законопроект ФЗ №458, который регулирует эту предпринимательскую сферу деятельности.

Лицензия на ТБО выдается как юридическому лицу, так и индивидуальному предпринимателю.

Законодательный акт устанавливает правила на получение документа. Лицензия на транспортировку ТБО нужна, если проводится:

  • сбор твердых бытовых, коммунальных отходов 1-4 класса (ТБО и ТКО);
  • уборка, отсортировка по классности; подготовка к дальнейшей переработке;
  • утилизация: последующее использование, повторная переработка для дальнейшего применения, компостирование;
  • ликвидация: складирование на специальных полигонах и сжигание.

Лицензия на транспортировку, обработку, размещение ТКО и ТБО выдается на вид работы и четко оговаривает функции. Если организация собирает мусорные отбросы, имеет подтверждение на сбор, она не занимается утилизацией и переработкой без дополнительного разрешения.

Условия размещения отходов 1-4 классов опасности

Федеральный закон № 7 «Об охране окружающей среды» установил ряд запретов, которые распространяются на деятельность лицензиатов в сфере обращения с опасными отходами. Так законодатель запретил:

  • сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;
  • размещение отходов I — IV классов опасности на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;
  • захоронение отходов I — IV классов опасности на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов;
  • ввоз в Россию опасных отходов для захоронения и обезвреживания;
  • захоронение без рекуперации отходов, которые содержат озоноразрушающие вещества.

Кто выдает лицензию на вывоз отходов

По российскому законодательству все организации, осуществляющие перевозку ТБО и ТКО, должны были получить лицензию до 1 июля 2017 года. Предприятия, могут изъявить желание заниматься этой деятельностью и позже установленного срока. Для получения разрешения, следует подать запрос в лицензионный орган по месту регистрации организации.

Весь пакет документов рассматривает Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.

Получение лицензии на вывоз мусора

Предприятие может получить как положительную резолюцию, так и отрицательный, обоснованный ответ. На рассмотрение всех необходимых документов обычно требуется от двух до трех месяцев, если вся информация достоверна и предоставлена в полном объеме, отказа не последует.

Любые преобразования в деятельности организации: изменение класса отходов, места нахождения или конечного пункта транспортировки не должны держаться в секрете. Предприятие обязано в течение 14 дней с момента любых важных трансформаций уведомить орган, выдавший лицензию. Оповещение производится в письменном виде.

Читайте также:  Можно ли оформить доверенность на человека без его присутствия?

Лицензирование предприятия свидетельствует о том, что оно полностью соответствует всем нормативам, утвержденным на государственном уровне. Организация имеет необходимую техническую базу для безопасной доставки отходов к месту дальнейшего расположения.

Весь этот период действия лицензии, предприятие-перевозчик регулярно проверяется государственными службами. Обычно это происходит не чаще одного раза в календарном году.

Лицензионные требования на вывоз ТБО

Лицензионные требования к заявителю зависят от видов деятельности, которыми он намерен заниматься (п. 3 положения № 1062):

  • для работ по СОУОиР нужно иметь собственное или арендованное строение или помещение, в котором будет вестись деятельность;
  • для работ по ОУО должно быть оборудование или спецустановки;
  • для работ по СТОУОиР у ИП и наемных работников (в т. ч. работников организаций) должен быть сертификат, подтверждающий прохождение профподготовки и наличие права на работу с отходами;
  • для работ по транспортировке отходов у заявителя должно быть спецоборудованное ТС;
  • для работ по размещению отходов лицензиат перед захоронением должен проводить рекуперацию веществ, разрушающих озоновый слой.

Рассмотрение заявления и реестр лицензий

Согласно п. 7 ст. 13 закона № 99-ФЗ в день обращения (отправки через интернет) заявитель получает на руки копию описи (электронное уведомление) с датой принятия (получения) его заявительных документов.

В течение 3 дней со дня принятия документов должностное лицо Росприроднадзора:

  • решает, оставить ли их для дальнейшего рассмотрения;
  • при выявлении нарушения требований положения № 1062 к оформлению документов вручает заявителю уведомление о необходимости их устранения;
  • возвращает документы с мотивированным отказом.

Если должностное лицо убедилось, что представленные документы оформлены надлежащим образом и информация, содержащаяся в них, полная, то в течение 45 дней оно проверяет соблюдение лицензионных требований, достоверность сведений и т. д.

В течение 2 дней по окончании проверки готовится проект приказа о выдаче либо отказе в выдаче лицензии.

Основанием для отказа в выдаче лицензии является:

  • недостоверная или искаженная информация в документах;
  • несоответствие заявителя лицензионным требованиям.

Обжалование отказа в выдаче лицензии

Решение об отказе в выдаче лицензии можно обжаловать в судебном порядке. В этом случае оспаривается основание отказа. В судебной практике преобладают отказы при оспаривании решения лицензирующего органа. Это связано с тем, что заявители зачастую обосновывают свою позицию формальными нарушениями лицензирующего органа, например ошибкой в оформлении документов при проведении выездной проверки (постановление АС ПО от 20.01.2017 по делу № А72-5584/2016).

Однако суды включают в предмет доказывания по таким делам в том числе вопрос о соответствии лицензиата лицензионным требованиям. Так, в упомянутом постановлении по делу № А72-5584/2016 суд указал, что предъявление документов суду не свидетельствует о фактическом наличии оборудования и транспортных средств, как того требует закон для получения лицензии.

Таким образом, стоит признать малоперспективным оспаривание решения об отказе в выдаче лицензии по причине несоблюдения процедуры и другим формальным основаниям.

Более успешны были заявители, сумевшие подтвердить свое реальное соответствие лицензионным требованиям в суде:

  • отказ по мотиву неподходящего земельного участка для хранения ТБО признан незаконным, т. к. в действительности участок соответствует законодательству об отходах и санитарным правилам (определение ВС РФ от 19.12.2016 № 307-КГ16-16818);
  • отказ по мотиву нарушения лицензиатом лицензионных требований признан незаконным, т. к. указанное нарушение не имеет правового значения при переоформлении лицензии на новый вид услуг в этой же сфере деятельности (постановление 8-го ААС от 18.04.2017 по делу № А46-17012/2016).

***

Итак, чтобы получить лицензию на вывоз ТБО, нужно:

  • соблюсти лицензионные требования (приобрести недвижимость, специальное ТС и т. д.);
  • заполнить заявление и отправить его (вместе с документами, подтверждающими соблюдение лицензионных требований) в отдел Росприроднадзора;
  • устранить ошибки или представить информацию, если лицензирующий орган потребовал этого.

Лицензия на транспортировку ТКО

Отдельно стоит рассмотреть, чем отличается лицензия на транспортировку ТКО. В зависимости от направления деятельности (сбор, утилизация, обезвреживание и др.) Росприроднадзор будет предъявлять к заявителю разные требования.

Что относится к транспортировке ТКО? Это деятельность по перемещению отходов на специальном автомобиле с контейнерной площадки, иного участка для временного хранения мусора на полигон или предприятие, которое осуществляет обработку, сортировку, утилизацию или обезвреживание.

Основные специфические требования для получения лицензии на транспортировку связаны с профессиональной подготовкой водителя и технической оснащенностью автомобиля. Во время вывоза и транспортировки ТКО предприятие обязано организовать процесс таким образом, чтобы полностью исключить падение отходов из кузова, загрязнение природы, негативное воздействие на окружающую среду. Для этого необходимо строго соблюдать стандарты безопасности во время движения, использовать механизированные средства погрузки и разгрузки отходов. Конструкция автомобиля должна быть максимально герметизирована, а кузов иметь необходимые информационные табло и цветовую маркировку.

предлагает профессиональную помощь по прохождению лицензирования в Росприроднадзоре. От заключения договора до получения желанного бланка пройдет около 2,5 месяцев. При этом вам не придется тратить время на посещение государственных ведомств, встречи с чиновниками и подрядными организациями. Сотрудники «КАСЛ» разработают и согласуют документы, будут сопровождать на каждой стадии лицензирования. Для получения подробной информации о стоимости и условиях сотрудничества, свяжитесь с менеджером по телефону или оставьте заявку на сайте.

Читайте также:  Как подготовить успешную судебную речь

Как получить лицензию – пошаговая инструкция

Если вы работаете на территории одного Федерального округа, то за лицензией нужно обращаться в Департамент Росприроднадзора по месту. Если вы намереваетесь разъезжать по нескольким округам, то заявление нужно писать в Центральный аппарат Росприроднадзора.

Подготовьтесь заранее и соберите все документы.

  1. Учредительные:
  • устав;
  • учредительные документы;
  • юридический, фактические наименования, адреса, для ИП паспорт СНИЛС.
  1. Регистрационные:
  • ИНН, подтверждение и ФНС;
  • выписки из ЕГРЮЛ, ЕГРПО;
  • право на собственность недвижимости или аренды.
  1. Производственные:
  • коммунальные договоры и платежи;
  • договоры по обеззараживанию помещений и транспорта;
  • договоры по мусору и отходам.
  1. По транспорту:
  • ПТС специализированных транспортных средств;
  • удостоверения водителей.
  1. Внутренние распорядительно-нормативные:
  • приказы по сотрудникам, договоры найма;
  • документы на каждого ответственного работника;
  • выписки об окончинии отвественными лицами специальных курсов (с указанием сроков учебы, номер и название учебного заведения);
  • трудовые книжки.
  1. Критериальные (по мусору и отходам):

Требования к заявителю

Первым делом определитесь с формой собственности, потому что в каждом случае он индивидуален: ИП, ООО, ПАО с подходящим налогообложением и банковским счетом. Указывается название фирмы, правоустанавливающие сведения, ЕГРЮЛ. Заявление должно быть подкреплено документами на право собственности и арендными соглашениями.

Камнем преткновения часто становятся взаимодействия с СЭС. Затруднительно получить заключение о том, что техническая база, обслуживающий персонал соответствуют нормативным требованиям. Однако это заключение играет решающую роль для получения лицензии.

Важно! К заявлению прикладывается развернутое описание в соответствии с классом опасности видов отходов. Сотрудничество с партнерами перерабатывающих организаций доказывается заключенными договорами.

Строгие условия предусмотрены по приему сотрудников. Они обязаны пройти обучение, медицинское обследование и получить сертификат на право допуска к работе с вредными веществами.

Платежное поручение на оплату государственной пошлины 7500 рублей. Доставку данного пакета с описанием вложенных приложений поручите почте либо принесите лично в территориальный орган Росприроднадзора. Лицензия на вывоз и утилизацию ТБО действует на всей территории России.

Сфера обращения с отходами в последнее время претерпела немало изменений. Чтобы выяснить, нужна ли лицензия на вывоз мусора или другие виды работы в этой области, надо ориентироваться на следующие актуальные нормативные документы:

  • Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ о порядке обращения с мусором;
  • Постановление Правительства от 3 октября 2015 года № 1062, устанавливающее правила лицензирования в этой области;
  • Приказ Минприроды от 5 декабря 2014 года № 541, устанавливающий порядок определения класса опасности мусора;
  • Федеральный закон от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ, определяющий общие правила лицензирования в России;
  • другие правовые документы.

Как получить лицензию на отходы?

Точный расчет цены на ТБО

Так как цена на оформление зависит от перечня выбранных отходов

и цена может варьироваться от 450 тысяч рублей до нескольких миллионов

появляется необходимость рассчитать стоимость лицензии!

Для получения лицензии, в том числе на транспортировку отходов, соискатель должен направить в лицензирующий орган заявление, в котором указывает:

а) виды отходов I — IV классов опасности, в отношении которых предоставляется лицензия, и виды деятельности, которую планирует выполнять: сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение; б) реквизиты санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ (для осуществления сбора, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов I — IV классов опасности);

в) для работ по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности — реквизиты положительного заключения государственной экологической экспертизы документации (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности) в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (за исключением периода со дня вступления в силу Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и до дня вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»); г) для работ по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности — реквизиты разрешения на строительство или разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, выданных в период с 01.01.2007 до 11.01.2009 года.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *