Транспортный налог: комментарий МНС

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Транспортный налог: комментарий МНС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Госпошлины больше не будет. Её упразднят, а вместо неё введут транспортный налог. Суть в названии. Если сейчас надо заплатить за допуск к участию в дорожном движении, то в будущем — непосредственно за сам факт владения транспортным средством. Или средствами. Чем их больше, тем выше расходы. Сродни налогу на роскошь. В то же время новый налог коснется и владельцев так называемого автохлама. Машина зарегистрирована в Государственной автомобильной инспекции МВД? Значит, является объектом налогообложения. Не имеет значения, что она, например, давно не эксплуатируется или используется только несколько месяцев в году.

Объект налогообложения

Объектом налогообложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные за физическими лицами или организациями в ГАИ МВД (п. 1 ст. 307-2 НК).

Не признаются объектом налогообложения транспортным налогом транспортные средства:

1) используемые для оказания медицинской помощи, в т.ч. скорой медицинской помощи;

2) выпущенные не позднее 1991 г. или сведения о годе выпуска которых отсутствуют;

3) категории M1 или M1G (код 8703 80 000 2 ТН ВЭД), приводимые в движение исключительно электрическим двигателем, – по 31 декабря 2025 г.;

4) у плательщиков-организаций: предназначенные для обеспечения социального обслуживания и предоставления социальных услуг нетрудоспособным и другим категориям граждан, находящимся в трудной жизненной ситуации и на которые в соответствии с законодательством нанесена надпись «Социальная служба», а также специально оборудованные для использования инвалидами;

5) у плательщиков – физических лиц: специально оборудованные для использования инвалидами.

Главная новация — уплату налога отвяжут от прохождения техосмотра.

«Таким образом, будет решен вопрос привлечения к финансированию расходов государства на создание и развитие дорожной инфраструктуры тех владельцев транспортных средств, которые в настоящее время уклоняются от уплаты государственной пошлины и, соответственно, от прохождения технического осмотра», — пояснил первый заместитель министра финансов Дмитрий КИЙКО.

Сколько будут платить физические лица

Для того чтобы понять, какую же сумму придется доплачивать, сделаем небольшое отступление и рассмотрим тарифы. Отметим, что в технических характеристиках автомобиля учитывается разрешенная максимальная масса.

Вид транспорта Размер пошлины (руб.)
автомобиль массой не более 1,5 т 61
автомобиль массой от 1,5 до 1,75 т 81
автомобиль массой от 1,75 до 2 т 102
автомобиль массой от 2 до 2,25 т 122
автомобиль массой от 2,25 до 2,5 т 142
автомобиль массой от 2,5 до 3 т 162
автомобиль массой более 3 т 223
мотоцикл 40

Размер (ставка) транспортного налога для юридических лиц в 2022 году

Категория транспортных средств

Ставка налога, рублей

Легковой автомобиль с разрешенной максимальной массой (в тоннах):
до 1,0 т. (включительно) 162,0
от 1,0 т. до 2,0 т. 209,0
от 2,0 т. до 3,0 т. 255,0
свыше 3,0 т. 325,0
Прицеп с разрешенной максимальной массой (в тоннах):
до 0,75 т. 116,0
свыше 0,75 т. 278,0
прицеп-дача (караван) 116,0
Грузовой автомобиль (автомобиль-тягач) седельный тягач, грузопассажирский автомобиль с разрешенной максимальной массой:
до 2,5 т. 278,0
от 2,5 т. до 3,5 т. 394,0
от 3,5 т. до 12,0 т. 510,0
свыше 12,0 т. 580,0
седельный тягач 464,0
Автобусы с числом посадочных мест:
до 20 мест (включительно) 278,0
от 21 до 40 мест 394,0
свыше 40 мест 510,0
Мотоцикл (всех видов): 70

Что делать собственникам «автохлама», чтобы не платить налог

Владельцам годами простаивающего без движения «автохлама», чтобы не платить транспортный налог, необходимо до 1 июля 2021 года снять машину с регистрационного учета. Как уточнил Дмитрий Кийко до этой даты предполагается установление упрощенной процедуры снятия с учета транспортных средств, по объективным причинам выбывших из дорожного движения. Поэтому не стоит затягивать и откладывать поход в ближайший МРЭО ГАИ.

Как снять с учета автомобиль на утилизацию для частных автовладельцев, списать и сдать в утиль транспорт, принадлежащий организациям, смотрите по ссылке.

Если машина в аварийном состоянии или не исправна, но пригодна к восстановлению, то её можно продать в таком виде как она есть. Как правильно снять с учета неисправный автомобиль для продажи, информация по ссылке.

Кто освобожден от уплаты транспортного налога

Местные Советы депутатов или по их поручению исполнительные и распорядительные органы имеют право полностью или частично освобождать от уплаты транспортного налога физических лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, по транспортным средствам, не используемым при осуществлении предпринимательской деятельности.

Освобождаются от транспортного налога транспортные средства:

  • выбывшие из обладания его собственника (владельца) в результате противоправных действий других лиц — угона (кражи);
  • в отношении которых не истек срок действия разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, за выдачу которого была уплачена государственная пошлина;
  • снятые с учета до 1 июля 2021 года;
  • используемые для оказания медицинской помощи, в том числе скорой медицинской помощи;
  • выпущенные не позднее 1991 года или сведения о годе выпуска которых отсутствуют;
  • категории M1 или M1G*(электромобили), приводимые в движение исключительно электрическим двигателем, — по 31 декабря 2025 года;
  • у плательщиков-организаций — предназначенные для обеспечения социального обслуживания и предоставления социальных услуг нетрудоспособным и другим категориям граждан, находящимся в трудной жизненной ситуации и на которые в соответствии с законодательством нанесена надпись: «Социальная служба», а также специально оборудованные для использования инвалидами;
  • у плательщиков — физических лиц — специально оборудованные для использования инвалидами.

Для кого предусмотрены льготы

Меньше придется платить пенсионерам, а также лицам, имеющим право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста. На 50% размер платы уменьшится для ветеранов ВОВ, инвалидов I и II групп, на четверть – для инвалидов III группы. Но есть нюанс: льгота по снижению ставки транспортного налога на 50 и 25 процентов предоставляется при условии наличия у плательщика действительного водительского удостоверения соответствующей категории.

Транспортный налог – распространенная мировая практика. Применяется данный вид сборов и у наших ближайших соседей. Так, в Украине система расчета налога кажется более сложной. Ключевую роль играет возраст автомобиля, а также объем его двигателя. В Российской Федерации величину сбора определяет самостоятельно субъект федерации. Похожая практика применяется и в Польше, где дифференциацию ставки налога определяет каждый отдельный муниципалитет.

Читайте также:  Товарищество собственников недвижимости налогообложение в 2022 году

Более 1,43 млн транспортных средств прошло техосмотр по состоянию на 1 ноября, этот показатель превышает прошлогодний более чем в два раза.

Как уведомить налоговые органы о переходе с единого налога на НПД?

Во время общения с предпринимателями заметили общую тенденцию – самозанятые, чьи доходы слишком малы для регистрации ИП, оценивают новый налог позитивно. А предприниматели, которые никого не нанимают, уже подумывают о переходе на НПД.

Например, 32-летний фотограф Татьяна Меленкова сейчас уплачивает единый налог – 245 рублей. Больше всего расстраивает, что такую сумму необходимо перечислять не по итогам месяца, а наперед.

– Для меня это неподъемно – я только начинающий фотограф, зарабатываю немного. На уплату одного налога нужно провести условно 4 съемки, и только с пятой и последующих уже может быть прибыль. Чего добиться трудно, потому что стабильной записи наперед как таковой нет.

Каких изменений стоит ждать в 2020 году

Ежегодно количество автомобилей, проходящих техосмотр, сокращается на 15-20 %, в то время как количество участников дорожно-транспортного движения растет. Объяснить это легко: владельцы автомобилей избегают прохождения техосмотра из-за привязки к нему уплаты транспортного налога.

Не каждый автолюбитель способен внести одновременно всю сумму госпошлины и плату за техосмотр. Поэтому, в ущерб безопасности на дороге, часть водителей не проводят технический осмотр своих автомобилей. Они считают более предпочтительным получить штраф, который обычно в разы меньше самого дорожного сбора.

Госпошлина на транспорт имеет место во многих странах мира. В России она рассчитывается по мощности движка, Казахстане – по объему двигателя, Латвии – по объему выброса газов в атмосферу, Германии – по объему выброса газов, расходу бензина или весу (для электрокаров). А вот, например, в США дорожный сбор вложен в цены на бензин.

Представители власти уже давно поняли, что необходимы капитальные изменения в системе налогообложения собственников автотранспорта за пользование дорожными сетями. Еще в октябре 2018 года премьер-министр Беларуси Сергей Румас сообщил, что уплату транспортного налога в 2019 году отвяжут от техосмотра и разрешат автовладельцам оплачивать взнос по месяцам, по заявительному принципу.

Как платить новый налог в 2021 году?

Поскольку следующий год — переходный для внедрения системы платы транспортного налога в полной мере, будут предусмотрены некоторые особенности.

Так, налог не нужно платить за транспортные средства, снятые с учета с 1 января до 1 июля 2021 года. Это необходимо и для актуализации базы учета транспортных средств. На этот период предполагается упростить процедуру снятия с учета транспортных средств, которые по объективным причинам выбыли из дорожного движения.

Сумма налога по всем транспортным средствам в 2021 году составит 29 рублей, то есть предполагаемую базовую величину, и будет являться авансом за 2021 год. В 2022 году этот платеж будет зачтен при уплате налога за 2021 год с учетом фактического времени владения физлицами транспортными средствами.

Те, кто заплатил в 2020 году госпошлину, не будут платить транспортный налог до истечения срока ее действия.

Читайте также:  Взыскание алиментов на двоих детей

Что делать собственникам «автохлама», чтобы не платить налог

Владельцам годами простаивающего без движения «автохлама», чтобы не платить транспортный налог, необходимо до 1 июля 2021 года снять машину с регистрационного учета. Как уточнил Дмитрий Кийко до этой даты предполагается установление упрощенной процедуры снятия с учета транспортных средств, по объективным причинам выбывших из дорожного движения. Поэтому не стоит затягивать и откладывать поход в ближайший МРЭО ГАИ.

Как снять с учета автомобиль на утилизацию для частных автовладельцев, списать и сдать в утиль транспорт, принадлежащий организациям, смотрите по ссылке.

Если машина в аварийном состоянии или не исправна, но пригодна к восстановлению, то её можно продать в таком виде как она есть. Как правильно снять с учета неисправный автомобиль для продажи, информация по ссылке.

Льготы на оплату транспортного налога

Система оплаты транспортного (дорожного) налога по льготам с каждым годом меняется, поэтому людям, которые претендуют на льготы, должны сначала ознакомиться с актуальной информацией. Раньше на льготы могли претендовать пенсионеры, сейчас льготы на оплату налогов людям пенсионного возраста не предоставляются.

На скидку в 50% могут рассчитывать ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды первой, второй группы только в том случае, если они имеют справку о состоянии водить транспортное средство мощностью больше пяти лошадиных сил.

Есть категории транспортных средств, которые полностью освобождаются от оплаты дорожного налога:

  • пассажирские транспортные средства, представляющиеся государством, входящие в список Министерства транспорта;
  • скорые помощи;
  • транспортные средства, предназначены для перевозки людей с ограниченными возможностями;
  • машины социальных служб, на которых есть соответствующая надпись;
  • транспортные средства спасателей;
  • военные машины.

Сумма налога на машину в 2020 году

В двадцатом году размер дорожного налога в РБ был увеличен на двадцать семь базовых величин, это повышение сказалось на увеличении налога на авто в денежном эквиваленте.

Сумма зависит, согласно налоговому кодексу Республики Беларусь, от веса транспортного средства, вида и назначения, кому принадлежит – физическому, юридическому лицу.

Для юридических лиц стоимость налога в двадцатом, двадцать первом году будет выглядеть следующим образом:

  • легковые машины весом до одной тонны – 189 рубля (семь базовых величин);
  • легковые транспортные средства весом от одной до двух тонн – 243 рубля (девять базовые величины);
  • легковушки, которые весят от двух до трех тонн – 297 рублей (одиннадцать базовых величин);
  • легковые машины с тоннажем больше трех тонн – 378 рублей (четырнадцать базовых единиц);
  • грузовой вид транспорта весом до двух с половиной тонн – 324 рубля (двенадцать базовых величин);
  • грузовики, тягачи от двух с половиной до трех с половиной тонн – 459 рублей (семнадцать базовых величин);
  • грузовой, грузопассажирский транспорт от трех с половиной до двенадцати тонн – 594 рубля (двадцать две базовые величины);
  • автобус на двадцать посадочных места – 324 рубля (двенадцать базовых величин);
  • автобус, где есть от двадцати одного до сорока сидений – 459 рубля (семнадцать базовых величин);
  • большие автобусы, где есть больше сорока посадочных мест – 594 рубля (двадцать две базовые величины);
  • мотоцикл – 81 рубль.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *