Статья 448 УПК РФ. Возбуждение уголовного дела

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 448 УПК РФ. Возбуждение уголовного дела». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Ранее L.R уже рассказывал об этой истории. Два года назад в Керчи водитель автомобиля Skoda Rapid, принадлежащего матери Стрешенца, совершил наезд на пешехода, который впоследствии от полученных травм скончался. Следствие полагает, что за рулем был сам мировой судья. По версии СКР, он скрылся с места аварии, но за вознаграждение в 1,5 млн подговорил некоего Бондаря, чтобы тот взял на себя вину. Причем служитель Фемиды якобы проник с Бондарем в машину на спецстоянке, чтобы сообщник оставил в салоне в качестве улик свое водительское удостоверение и отпечатки пальцев. Впоследствии между матерью Стрешенца и Бондарем был заключен договор купли-продажи автомобиля.

Комментарий к ст. 448 УПК РФ

1. Данная статья устанавливает порядок не только возбуждения уголовных дел, как следует из ее названия, но также порядок привлечения в качестве обвиняемых лиц, в ней перечисленных, и порядок изменения обвинения, которое может повлечь ухудшение положения лица.

Элементами этого порядка являются:

— принятие соответствующего решения председателем Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации либо, с его согласия (п. п. 1, 2, 3 — 8, 12, 13 — 14 ч. 1 комментируемой статьи), исполняющим обязанности председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (п. 2.1), руководителем следственного органа Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации по субъекту Российской Федерации (п. п. 9, 11) либо (в отношении следователя и адвоката) руководителем следственного органа Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации по району, городу или вышестоящим руководителем следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации — в отношении прокурора, руководителя следственного органа, следователя (п. 10);

— предварительное получение соответствующим руководителем следственного органа перед принятием такого решения заключения особой коллегии из трех судей ВС РФ (п. п. 2, 2.1 ч. 1 комментируемой статьи) о наличии в деянии Генерального прокурора Российской Федерации или председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации признаков преступления;

— предварительное получение согласия Совета Федерации или Государственной Думы Федерального Собрания РФ (п. 1 ч. 1 комментируемой статьи), Конституционного Суда РФ (п. 3), соответствующей квалификационной коллегии судей (п. п. 4 — 5).

2. Заключение коллегии из трех судей Верховного Суда Российской Федерации о наличии в деянии Генерального прокурора Российской Федерации или председателя Следственного комитета признаков преступления, о которых говорится в п. п. 2, 2.1 ч. 1 и в ч. 6 настоящей статьи, по своей юридической природе есть не что иное, как разрешение суда на возбуждение уголовного дела либо привлечение лица в качестве обвиняемого или изменение предъявленного обвинения. По смыслу закона заключение должно быть мотивированным и может быть обжаловано. Согласно ч. 2 комментируемой статьи рассмотрение коллегией судей Верховного Суда Российской Федерации представления председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации или исполняющего обязанности председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации проводится в судебном заседании. Судебное заседание по рассмотрению представления прокурора производится по общим правилам, предусмотренным УПК, в том числе с ведением протокола судебного заседания . В соответствии с конституционно-правовым смыслом ч. 2 ст. 448 УПК, выявленным Конституционным Судом РФ, содержащаяся в ней норма во всяком случае не может рассматриваться как исключающая участие лица, заявившего о совершенном в отношении его преступлении, в судебном заседании при рассмотрении соответствующего представления прокурора и препятствующая обжалованию этим лицом заключения суда. Суд, давая заключение о наличии либо отсутствии в действиях лица признаков преступления, проверяет лишь достаточность и точность представленных данных, указывающих на эти признаки, и правомерность утверждения о наличии оснований для возбуждения уголовного преследования в отношении лица и не вправе делать выводы, которые могут содержаться только в итоговом решении по уголовному делу .

———————————

См.: Определение СК по УД ВС РФ N 12-Дп02-13 по делу Симолкина.

См.: Определение КС РФ от 14 декабря 2004 г. N 392-О // СЗ РФ. 2005. 7 марта. N 10. Ст. 896.

Особенности возбуждения уголовного дела в отношении отдельных категорий лиц

Особенности возбуждения уголовного дела в отношении рассматриваемой категории лиц определены в ст. 448 УПК РФ.

Правом принятия решения о возбуждении уголовных дел в отношении лиц, указанных в ст. 447 УПК РФ, наделены только должностные лица Собственного комитета РФ. Наибольшими полномочиями в этой части обладает Председатель Следственного комитета РФ. Он, в частности, принимает решение о возбуждении уголовного дела в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, Генерального прокурора РФ, экс-Президента РФ и кандидата в Президенты, судей, должностных лиц Счетной палаты РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ, прокуроров, руководителей следственных органов и следователей (за исключением прокуроров, руководителей следственных органов и следователей районного звена) и некоторых других категорий лиц.

В отношении прокуроров, руководителей следственных органов и следователей (за исключением Председателя Следственного комитета РФ, а также прокуроров, руководителей следственных органов и следователей районного звена) правом возбуждения уголовных дел в настоящее время наделены также заместители Председателя Следственного комитета РФ.

Решение вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении прокуроров, руководителей следственных органов и следователей районного звена отнесено к компетенции руководителей следственных органов Следственного комитета РФ по субъектам Российской Федерации. Они же возбуждают уголовные дела в отношении депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ; депутатов, членов выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц органов местного самоуправления; адвокатов и некоторых других лиц.

В отношении Председателя Следственного комитета РФ решение вопроса о возбуждении уголовного дела отнесено к компетенции исполняющего обязанности Председателя Следственного комитета РФ.

Кроме руководителей следственных органов Следственного комитета РФ правом возбуждения уголовных дел по правилам процедуры, предусмотренной главой 52 УПК РФ, наделены следователи Следственного комитета РФ. Они компетентны принимать такое решение в отношении двух категорий лиц: зарегистрированных кандидатов в депутаты Государственной Думы и зарегистрированных кандидатов в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ (п. 13, 14 ч. 1 ст. 448 УПК РФ).

Читайте также:  Государственное социальное обслуживание

Порядок возбуждения уголовных дел в отношении рассматриваемой категории должностных лиц отличается от обычной процедуры возбуждения уголовного дела. Причем процедура возбуждения уголовного дела в отношении лиц, указанных в ч. 1 ст. 447 УПК РФ, зависит, как правило, от должностного статуса соответствующего лица. Чем выше статус должностного лица, тем более сложная процедура возбуждения уголовного дела.

Первый вариант возбуждения уголовного дела — упрощенный. При наличии установленных законом повода и основания соответствующее должностное лицо Следственного комитета РФ выносит постановление о возбуждении уголовного дела. И на этом процедура возбуждения дела заканчивается.

В таком порядке возбуждается большинство уголовных дел рассматриваемой категории в отношении: депутатов законодательных (представительских) органов государственной власти субъектов РФ: депутатов и иных должностных лиц органов местного самоуправления; должностных лиц Счетной палаты РФ; Уполномоченного по правам человека в РФ; прокуроров (за исключением Генерального прокурора РФ), руководителей следственных органов (за исключением Председателя СК РФ), следователей, адвокатов и некоторых других лиц.

Повторяем, при упрощенном порядке соответствующее должностное лицо свое решение о возбуждении уголовного дела принимает самостоятельно без участия других лиц.

Исключение составляет возбуждение уголовного дела в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы и зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ. Такие дела, как отмечалось, в пределах своих полномочий возбуждает следователь Следственного комитета РФ, но только с согласия Председателя СК РФ или руководителя Следственного комитета РФ по субъекту РФ.

Второй вариант возбуждения уголовного дела более сложный. В процедуре принятия решения по вопросу о возбуждении уголовного дела участвует не только соответствующий руководитель Следственного комитета РФ, но и иные должностные лица или органы. Такой порядок установлен в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судей, Генерального прокурора РФ, Председателя СК РФ и экс-Президента РФ.

Так, в принятии решения о возбуждении уголовного дела в отношении Генерального прокурора РФ и Председателя Следственного комитета РФ кроме должностных лиц, уполномоченных возбудить дело, принимают участие Президент РФ и Верховный Суд РФ. До возбуждения уголовного дела Президент РФ на основании ходатайства Председателя Следственного комитета РФ или исполняющего обязанности Председателя Следственного комитета РФ обращается с представлением в Верховный Суд РФ дать заключение о наличии в действиях лица, в отношении которого решается вопрос о возбуждении уголовного дела, признаков преступления. Иначе говоря, Верховный Суд РФ должен решить вопрос о наличии основания для возбуждения уголовного дела.

Представление Президента РФ в Верховном Суде РФ рассматривает коллегия из трех судей данного суда. Представление рассматривается в закрытом судебном заседании в 10-дневный срок после его поступления с участием лица, в отношении которого решается вопрос о возбуждении дела (Генерального прокурора РФ или Председателя Следственного комитета РФ и (или) их адвокатов), на основании представленных в суд материалов (ч. 2 ст. 448 УПК РФ).

По результатам рассмотрения представления коллегия судей Верховного Суда РФ дает заключение о наличии или об отсутствии в действиях лица признаков преступления (ч. 2 и 3 ст. 448 УПК РФ). Положительное решение суда дает право руководителю следственного органа вынести постановление о возбуждении уголовного дела. Отрицательное заключение суда не дает такого права. В этом случае выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по основанию, предусмотренному п. 6 ч. 1 ст. 24 УПК РФ.

Иная процедура возбуждения уголовных дел установлена в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы и судей. Напомним, что решение вопроса о возбуждении таких дел вправе принимать только Председатель Следственного комитета РФ.

Важная часть возбуждения уголовного дела в отношении названных лиц — процедура лишении их неприкосновенности (депутатской и судейской), установленная Конституцией РФ соответственно ст. 98 и ст. 122. Для этого Председатель Следственного комитета РФ вносит в соответствующую инстанцию представление о даче согласия на возбуждение уголовного дела, к которому прилагаются необходимые материалы.

Так, вопрос о лишении неприкосновенности члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы решает соответственно Совет Федерации и Государственная Дума. Представление Председателя Следственного комитета РФ рассматривается на заседании соответствующей палаты, причем от Председателя Следственного комитета РФ могут быть потребованы дополнительные материалы. В рассмотрении вопроса на заседании соответствующей палаты вправе присутствовать лицо, в отношении которого внесено представление.

Порядок привлечения судей к уголовной ответственности

Кем принимается решение о производстве уголовного дела в отношении судебного работника? В Федеральном законе установлена следующая классификация:

  • работники Конституционного Суда привлекаются к ответственности председателем российского Следственного комитета, но с согласия самого суда;
  • в отношении работников судебных инстанций общей юрисдикции, в том числе и Верховного Суда, дело возбуждается председателем Следственного Комитета с согласия квалификационной высшей коллегии судей;
  • в отношении судебных работников любой другой инстанции – с совместного решения председателя Следственного комитета и квалификационной судебной коллегии соответствующего региона.

Уголовный процесс Сайт Константина Калиновского

При принятии судом заключения о наличии признаков преступления в действиях судьи Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ выносит постановление о возбуждении уголовного дела либо о привлечении его в качестве обвиняемого по делу, если дело было возбуждено в отношении других лиц либо по факту совершения преступления. В соответствии с ч.1. ст. 450 УПК РФ после возбуждения уголовного дела следственные и иные процессуальные действия в отношении судьи производятся в общем порядке.

4 См.: Обзор деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в 2006 году // Российская юстиция. — 2007.- № 5. — С.57-59.

16 Надзорное определение Судебной коллегии Верховного Суда РФ по уголовным делам №71-ДП04-2 по делу Грязнова. Возбуждение уголовного дела в отношении главы муниципального образования? Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за IV квартал 2004 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. — 2005. — №7 // СПС Гарант. Решение Конституционного Суда Российской Федерации, а также соответствующей квалификационной коллегии судей о даче либо об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи или привлечение его в качестве обвиняемого должно быть мотивированным.

Юридические особенности процессуального порядка возбуждения уголовного дела

В случае смерти потерпевшего уголовное дело возбуждается путем подачи заявления его близким родственником. Уголовное дело в этом случае также может быть возбуждено прокурором. После этого оно направляется для производства предварительного расследования в форме дознания (п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ).

С момента принятия судом заявления к своему производству лицо, его подавшее, является частным обвинителем. Ему должны быть разъяснены права, предусмотренные статьями 42 и 43 настоящего Кодекса, о чем составляется протокол, подписываемый судьей и лицом, подавшим заявление.

Уголовные дела о преступлениях, указанных в ч. 2. ст. 20 УПК РФ (дела о преступлениях, предусмотренных ст.

Читайте также:  Как заполнить справку 6-НДФЛ: инструкция по оформлению в 2022 году

115 «Умышленное причинение легкого вреда здоровью», ст. 116 «побои», ч. 1 ст. 129 «Клевета и ст. 130 «Оскорбление УК РФ, возбуждаются путем подачи потерпевшим или его законным представителем заявления мировому судье. г) возбуждение уголовного дела в отношении отдельных категорий лиц (ст. 448 УПК РФ). В соответствии с ч. 3 ст. 249 УПК РФ неявка потерпевшего без уважительных причин по делам частного обвинения влечет за собой прекращение уголовного дела ввиду отсутствия в деянии состава преступления (п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ). В этом случае мировой судья выносит постановление о прекращении уголовного дела в связи с отказом частного обвинителя от обвинения.

Представляется, что это положение также следует разъяснять заявителю. Указывая, кем вынесено постановление, следует указать фами­лию, инициалы, должность и наименование соответствующего органа, специальное звание или классный чин. Под уголовным делом понимается процесс уголовного судо­производства (производство процессуальных действий и приня­тие процессуальных решений), который документируется. Со­вокупность таких документов именуется материалами уголов­ного дела .

К лицам, совершившим преступления против мира и безопасности человечества, предусмотренные ст. ст. 353, 356, 357 и 358 УК, сроки давности не применяются. На возбуждение уголовного дела уполномочены орган дознания, дознаватель и следователь, а также руководитель следственного органа и начальник подразделения дознания, их заместители. Никакие иные органы государства не имеют права на возбуждение уголовного дела и их решение о необходимости поставить вопрос, о привлечении лица к уголовной ответственности может рассматриваться только как повод к возбуждению дела.

Понятие и основания особого производства по делам в отношении отдельных категорий лиц

Задачи производства по делам в отношении отдельных категорий лиц предопределяются назначением уголовного судопроизводства и его реализацией при расследовании данной категории дел. Реализация положений ст. 6 УПК РФ при особом производстве по делам в отношении отдельных категорий лиц не исключает решения частных задач, свойственных только для данной стадии уголовного процесса.

Уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации предусматривает наличие свидетельского иммунитета, дипломатической неприкосновенности (ч. 2 ст. 3 УПК РФ), а также особенностей производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц, предусмотренных разделом XVII «Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц». К числу таковых относятся члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы; депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и др.

Особенности применения мер процессуального принуждения в отношении отдельных категорий лиц и производства следственных действий с их участием

Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает ограниченный перечень мер процессуального принуждения, применяемых к лицам, обладающим процессуальным иммунитетом.

В соответствии со ст. 449 УПК РФ член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, судья федерального суда, мировой судья, прокурор, Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель и аудитор Счетной палаты, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, задержанные по подозрению в совершении преступления в порядке, установленном ст. 91 УПК РФ, должны быть освобождены немедленно после установления их личности.

Исключением из перечня оснований, изложенных в ст. 91 УПК РФ, по которым указанные лица могут быть задержаны по подозрению в совершении преступления и должны быть немедленно освобождены при установлении их личности, является задержание указанных лиц на месте совершения преступления согласно п. 1 ч. 1 ст. 91 УПК РФ (когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения).

В случае задержания на месте преступления Уполномоченного по правам человека в РФ лицо, произведшее задержание, обязано немедленно уведомить Государственную Думу, которая должна принять решение о необходимости данной процессуальной меры или ее нецелесообразности.

Избрание в качестве меры пресечения заключения под стражу, а также обыск (за исключением задержания на месте преступления), выемка, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию, прослушивание телефонных и иных переговоров в отношении лиц, обладающих процессуальным иммунитетом, производятся в соответствии со ст. 448 УПК РФ в порядке, установленном гл. 13 и 25 УПК РФ.

Судебное решение об избрании в отношении судьи Конституционного суда РФ, судей иных судов в качестве меры пресечения заключения под стражу исполняется с согласия соответственно Конституционного суда РФ или квалификационной коллегии судей.

Судебное решение об избрании в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, Уполномоченного по правам человека в РФ в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска исполняется с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы.

Мотивированное решение Конституционного суда, квалификационной коллегии судей о даче согласия на избрание в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска принимается в срок не позднее 5-ти суток со дня поступления представления Председателя Следственного комитета РФ и соответствующего судебного решения.

Ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу может быть возбуждено следователем или дознавателем в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, кандидата в Президенты Российской Федерации с согласия Председателя Следственного комитета РФ, а в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта федерации – с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту федерации (ст. 450 УПК РФ).

Следует учитывать также, что не допускается привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также при задержании на месте преступления (ч. 2 ст. 42 федерального закона «О прокуратуре»).

Следственные и иные процессуальные действия, осуществляемые, в соответствии с УПК РФ, не иначе как на основании судебного решения, в отношении лица, указанного в ч. 1 ст. 447 УПК РФ, если уголовное дело в отношении него не было возбуждено или такое лицо не было привлечено в качестве обвиняемого, производятся с согласия суда, указанного в ч. 1 ст. 448 УПК.

Читайте также:  Как оформить льготный билет на сайте РЖД и какие скидки есть

Закон «о статусе судей», в частности, третья его статья, гласит о необходимости исполнять определенные требования, без которых была бы невозможна судейская профессиональная деятельность. Так, каждый судья обязан чтить и соблюдать основной закон государства, федеральные и федеральные конституционные законы. Региональные судьи должны соблюдать устав или конституцию того субъекта, где они работают. В противном случае вероятным станет привлечение к ответственности судей, не исполнявших нормы закона.

Какие еще требования выдвигает Федеральный закон?

  1. Работник суда должен исполнять свои обязанности так, чтобы не умалять авторитет судебной ветви власти.
  2. Судья обязан грамотно разрешать конфликты интересов.

При этом судья не вправе:

  • замещать любые другие должности на государственной службе;
  • принадлежать к движениям или партиям политического типа;
  • публично выражать свое отношение к той или иной политической партии;
  • заниматься предпринимательской или любой другой оплачиваемой деятельностью, кроме судейской;
  • разглашать информацию ограниченного доступа.

Представляется ли возможным привлечение к уголовной ответственности судей за нарушение вышеперечисленных требований? Закон говорит, что нет. Это относится, скорее, к ответственности дисциплинарного типа, о которой будет рассказано далее.

Отставка и прекращение полномочий

Отставка — это не наказание, а основание выхода на пенсию. У слуги закона сохраняются все льготы и полномочия, он также остается неприкосновенным и считается принадлежным к сообществу судей.

В отставку гражданин подает сам, основанием для этого являются:

  • достижение пенсионного возраста;
  • участие в любых выборах в качестве кандидата;
  • приобретение заболевания, делающего невозможным дальнейшую работу на данной должности.

Приостановление же полномочий бывает как дисциплинарной мерой, так и следствием решения самого человека. После этого гражданин лишается высокого статуса, льгот, и неприкосновенности.

Это может произойти по следующим причинам:

  1. Получение второго гражданства или утрата гражданства РФ.
  2. Признание человека судом без вести пропавшим.
  3. Заведение в отношении лица уголовного дела.
  4. Нарушение им или его близкими родственниками норм и правил, принятых законом. Например, открытие счетов в зарубежных банках, ведение бизнеса.
  5. Истечение срока полномочия, если он предусмотрен договором.
  6. Приобретение недееспособности.
  7. Смерть.
  8. Отказ от перехода на другое место работы, если прежнее упразднено.
  9. Обвинительный приговор, который вступил в силу.

Момент возбуждения дела никак не связан со временем совершения преступного деяния. Временные рамки, в которых должно быть принято это решение, начинают отсчитывать от момента регистрации сообщения об этом преступлении.

  1. Ст. 144 УПК РФ определяет, что уполномоченное лицо обязано принять процессуальное решение по сообщению о преступлении не позднее 3 суток со дня его поступления.
  2. По мотивированному ходатайству этого лица в случае, если он не успеет провести все проверочные мероприятия за эти дни, срок может продлеваться до 10 суток, в исключительных случаях – до 30.
  3. Исключительными обстоятельствами, позволяющими проводить проверку в течение месяца, УПК называет необходимость проведения:
    • ревизий, экспертиз, документальных проверок, исследований;
    • оперативно-розыскных мероприятий.

Обжалование постановления о возбуждении дела

Все действия и решения должностных лиц, вовлеченных в уголовный процесс на любой его стадии, могут быть обжалованы. В число таких решений входит и постановление о возбуждении уголовного дела.

Правом на обжалование наделены:

  • участники процесса (потерпевший, подозреваемый, их представители, защитник);
  • прочие лица, чьи интересы затрагивает возбуждение дела.

Жалобу на постановление о возбуждении возможно подать:

  • Прокурору или руководителю следователя, принявшего решение, в порядке ст. 124 УПК РФ. Срок рассмотрения в этом случае от 3 до 10 суток. Эти лица вправе сами отменить обжалуемое постановление, если сочтут доводы обоснованными, а постановление – незаконным. Решения по жалобе этих должностных лиц можно обжаловать их вышестоящим руководителям.
  • В суд, в порядке ст. 125 УПК РФ, срок для рассмотрения – 5 суток с поступления жалобы. Но суд сам не имеет права отменить решение. Если он расценит жалобу подлежащей удовлетворению, то обяжет уполномоченных лиц (прокурора или руководителя органа следствия) устранить допущенные нарушения. Срока для их устранения УПК не предусматривает. Решение по жалобе возможно обжаловать в апелляционном порядке.

Кто может инициировать возбуждение уголовного дела

По ст. 146 этим правом обладают строго определенные в законе лица.

Инициатор Категория дел
следователь по последовательности, категория – обязательность проведения предварительного следствия
дознаватель по последовательности, категория – предварительное расследование осуществляется в виде дознания
орган дознания по последовательности, передача дела дознавателю или следователю, срок передачи уг. дела – 10 суток
председатель СК, действующий при прокуратуре РФ уг.дела в отношении определенных лиц
руководитель СУ СК при прокуратуре РФ

Категории уголовного дела и их особенности

Выделяют три вида производства, имеющих особенности:

  • в отношении лиц до 18 лет;
  • применение мер принудительного и медицинского характера;
  • отдельная категория граждан.
Категория Примеры статей УПК, УК Важные нюансы
несовершеннолетние

(лица, не достигшие 18 лет)

172, ч. 1
173
сроки проверки первичных материалов уг.дела – 3 суток+10 (исключит. случаи)
проверка целесообразности привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности
точное установление возраста подростка
меры принудительного характера ст. 99 УК –перечень мер меры направлены:
• не на привлечение лица к ответственности, а на его излечение;
• на изоляцию его от общества;
• обеспечение безопасности человека от себя самого
отдельные лица

(представители 3 –х ветвей власти+чиновники местных органов)

гл. 19, 20, 23 УПК, ст. 448 УПК эти лица привлекаются к ответственности как обвиняемые с предоставлением гарантий по ст. 448 УПК;
предварительное расследование осуществляет следователи СК РФ (ст. 151, ч. 3, п.7)

Поводы для возбуждения

Возбуждение уголовного дела как стадия уголовного процесса — это неотъемлемая, имеющая первоочередное значение часть комплекса мероприятий, направленных на восстановление справедливости, в частности наказание виновных в совершении противоправных, опасных для общества действий. Уяснив, что первая стадия – это возбуждение уголовного дела, нужно детально рассмотреть поводы к выполнению данного действия ответственными лицами.

В качестве таких поводов выступают источники сведений о совершении противоправных действий. Они воспринимаются законом как юридический факт. Согласно 140 статье УПК РФ существует всего 4 повода:

  • заявление о совершении преступления или его подготовке;
  • явка с повинной лица совершившего преступное действие;
  • сообщение о совершении противоправных действиях полученное из любых других источников;
  • постановление сотрудника прокуратуры о направлении материалов в компетентные органы для решения вопроса о возможном преследовании.

Возбуждению уголовного дела в УПК РФ отведено достаточно большое значение. В связи с этим нужно рассмотреть все возможные поводы более детально.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *