Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Администрация переводит земли сельхозпроизводства в сельхозугодьях». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В 2024 году запланирован процесс перевода земельных участков из сельскохозяйственного назначения в земли индивидуального жилищного строительства (ИЖС). Это важное событие в развитии городской инфраструктуры и реализации программы по улучшению жилищных условий населения.
Порядок перевода земельного участка
В случае, когда документы собраны и пользователь получил одобрение на перевод, переходят к следующему этапу — проведению экспертиз и получению различных разрешений от инстанций. Также сюда включают и защиту проекта на уровне субъекта федерации, обязательно проводят котировку данных в государственном кадастре. Для выполнения всех этих манипуляций подают очередной перечень документов:
- заявление на внесение изменений в государственный кадастр (есть возможность отправить его в электронном виде в Росреестр);
- план межевания земельного надела;
- кадастровый паспорт участка;
- свидетельство о праве собственности, которое подтверждает, что заявитель может использовать участок по назначению;
- паспорт РФ гражданина;
- разрешение муниципалитета на проведение изменения ВРИ;
- результаты проведенных экспертиз.
С того момента, как будет защищен проект на уровне субъекта федерации, все необходимые изменения разрешается внести в реестр.
Можно ли оспорить отказ о преобразовании категорий земельных участков и как это сделать
Оспорить отказ можно только в том случае, если он был неправомерным. Изначально следует убедиться в этом. Чтобы это сделать, необходимо пройти через следующую последовательность действий:
- проверить, весь ли комплект документов был предоставлен в органы местного самоуправления;
- проанализировать особенности действующего законодательства, на основании которого может поступить отказ;
- узнать, возможен ли перевод конкретного участка в другую категорию;
- снова пересмотреть, нет ли установленных запретов на проведение этой процедуры по отношению к выбранному участку;
- заказать повторную экологическую экспертизу, но это лишь в том случае, если в отказном акте ссылаются на ухудшение качества земли.
Заинтересованное лицо должно знать всю последовательность проведения процедуры перевода земель из категории сельхозназначения, чтобы сформировать обращение о пересмотре принятого решения.
Определение сроков перевода
Определение сроков перевода земли из сельхозназначения в ИЖС в 2024 году является важным этапом регулирования земельных отношений. Для установления точной даты перевода необходимо провести анализ существующих правовых норм и конкретных условий в каждом конкретном регионе.
Основным фактором, влияющим на определение сроков перевода, является обеспечение баланса интересов различных сторон: сельхозпроизводителей, заинтересованных в сохранении сельскохозяйственных угодий, и граждан, желающих иметь возможность строительства на этих землях.
Для определения сроков перевода земли возможно использование стандартного промежутка времени или же установление индивидуального графика на основе общественных обсуждений и консультаций с заинтересованными сторонами. Такой подход позволяет учесть особенности регионального развития и специфику земельных отношений в каждом конкретном случае.
Оформление правоустанавливающих документов при переводе земли из сельхозназначения в земли индивидуального жилищного строительства (ИЖС) в 2024 году является неотъемлемой частью процесса. Для правильного и законного оформления необходимо учесть ряд требований и особенностей.
В первую очередь, необходимо составить договор купли-продажи земельного участка между продавцом и покупателем. В договоре должны быть указаны все существенные условия сделки, такие как стоимость участка, его границы, сроки и порядок оплаты.
Для оформления права собственности на земельный участок также требуется составление и подписание акта приема-передачи. В данном акте должны быть указаны все детали сделки, проверены границы участка и подтверждено его фактическое наличие и состояние.
После составления договора и акта приема-передачи необходимо обратиться в уполномоченные органы для регистрации права собственности на земельный участок. Для этого необходимо предоставить все оригиналы документов, а также заполнить и подписать соответствующие заявления и формы.
После регистрации права собственности на земельный участок необходимо получить выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Выписка подтверждает факт регистрации права собственности и является важным документом при последующих сделках с участком.
Как перевести земельный участок из зоны СХ-1 в зону СХ-2?
Территориальная зона земельного участка устанавливается правилами землепользования и застройки. Если надел относится к зоне СХ-1 (сельскохозяйственные угодья), допускающей обработку земли, но запрещающей строительство капитальных объектов, а вы планируете строить садоводческий поселок, придется менять зону на СХ-2 (садоводство). Также владельцы земель обращаются за изменением территориальной зоны СХ-1 на СХ-3 (сельскохозяйственное производство), когда надо построить животноводческую ферму или объекты для хранения с/х продукции и ее первичной переработки (например, овощехранилище). Для этого нужно внести изменения в ПЗЗ муниципалитета.
Процедура перевода участка из зоны СХ-1 в зону СХ-2 достаточно сложная. Ее этапы зависят от того, разработаны ли правила землепользования или они на стадии создания. Обращение об изменении территориальной зоны рассматривают в местной администрации. В заявлении необходимо отразить следующую информацию:
- обоснование необходимости перевода участка из СХ-1 в СХ-2;
- факты невозможности эффективного использования надела в зоне СХ-1;
- кадастровый номер и адрес территории, данные о правах на нее;
- просьбу о внесении правок в правила застройки и землепользования.
К заявлению необходимо приложить согласованный проект планировки территории, а в случае дальнейшего раздела участка и проект межевания.
Необходимо заблаговременно запросить у местной администрации список согласований и приложить к заявлению положительные решения. Могут затребовать согласования с Минсельхозом, Роснедра, Рослесхозом, Роспотребнадзором, Росавиацией, собственниками линейных объектов.
Земельные Юристы Геобюро предлагают Вам свои услуги по предварительной оценке возможности изменения территориальной зоны, прохождение всех необходимых согласований или полное выполнение работ по изменению территориального зонирования и вида разрешенного использования.
Какие земли сельхозназначения не получится перевести в садоводство и огородничество?
По общему правилу участки сельскохозяйственного назначения находятся за пределами населенных пунктов, а значит:
- Они не оборудованы необходимыми для ведения садоводства или огородничества коммуникациями.
- Отсутствуют подъездные дороги достаточного для ведения хозяйства уровня качества.
Это создает дополнительные трудности при переводе земель в СНТ. Приходится учитывать и предыдущее использование надела.
На территории, отведенной для сельскохозяйственного производства, разрешено возводить определенные объекты недвижимости. Используются они для обеспечения деятельности с/х предприятий. Но на территории садоводческих товариществ подобные постройки запрещены. Поэтому заявление о переводе в огородничество или садоводство не удовлетворят, пока не будут демонтированы данные конструкции.
Также следует учитывать и другие нюансы, которые влияют на возможность изменения вида использования надела:
- на территории не должны находиться незаконные строения;
- участок не должен быть выведен из оборота или законсервирован;
- важно учитывать отсутствие обременений, арестов и других ограничений;
- сельхозземля не должна относиться к особо ценным природным территориям.
Перевод земель сельхозназначения в земли промышленности
Согласно российскому законодательству большая часть земельного фонда в РФ определена под земли сельхозназначения. Удаленность таких земель от населенных пунктов делает их идеальными для возведения промышленных сооружений. Но Земельный кодекс запрещает возводить постройки такого типа на с/х землях. Единственным выходом из подобной ситуации является перевод земли из категории сельхозназначения в промназначение.
Для перевода с/х угодий в земли промышленности, необходимо наличие следующих условий (как минимум): непревышение среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) и отсутствие иных вариантов размещения промышленных объектов (подп. 4 п. 1 ст. 7 з № 172-ФЗ).
В обязательном порядке к пакету документов прикладывается проект рекультивации. Это комплекс мероприятий, который необходим для восстановления окружающей среды в результате ведения планируемого вида деятельности. Помимо этого, в большинстве случае требуется проводить экологическую экспертизу.
Позиция Верховного Суда РФ
Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ указала на то, что суды неправильно применили нормы материального и процессуального права и не учли важные обстоятельства по делу.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом № 101-ФЗ (пункт 6 статьи 27 Земельного кодекса), который устанавливает на федеральном уровне единые правила использования и оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и долей в праве общей собственности на них, направленные на создание условий для перехода земельных участков к эффективно хозяйствующим субъектам, привлечения инвестиций в агропромышленный комплекс России.
Земельный кодекс и Закон № 101-ФЗ предусматривают специальный механизм приобретения в собственность земельных участков сельскохозяйственного назначения. Таким образом, законодатель предусматривает право приобретения земельных участков в собственность для тех арендаторов, которые на протяжении длительного срока (более трех лет) надлежаще используют без нарушений земельного законодательства предоставленные им земельные участки, в целях их дальнейшего использования для сельскохозяйственного производства.
Рассмотрение спора о приобретении арендатором в собственность публичного земельного участка сельскохозяйственного назначения должно осуществляться исходя из оценки всех фактических обстоятельств дела, в частности соответствия арендатора установленным требованиям, в том числе и в части использования каждого участка в целях сельскохозяйственного производства и возможности использовать участок в этих целях в дальнейшем.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1, пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса земли по целевому назначению подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для каждой категории целевым назначением. Земли сельскохозяйственного назначения и земли населенных пунктов являются самостоятельными категориями (подпункты 1 и 2 пункта 1 статьи 7).
Статьей 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Закон № 172-ФЗ) предусмотрено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, указанных в данной норме. К числу таких исключительных случаев, допускающих перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию пунктом 3 части 1 статьи 7 Закона № 172-ФЗ отнесено установление или изменение черты населенных пунктов.
ВС РФ приходит к выводу о том, что вынесенные решения вышестоящих инстанций являются необоснованными, и указал, что в соответствии с генеральным планом и ПЗЗ Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района, утвержденными решением Совета депутатов Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, спорные земельные участки включены в границы населенного пункта и отнесены к территориальным зонам В 1, В 2 (малоэтажная застройка, зона застройки индивидуальными жилыми домами). В территориальных зонах застройки индивидуальными жилыми домами и малоэтажной застройки не предусмотрен такой вид разрешенного использования как сельскохозяйственное производство, ввиду чего испрашиваемые земельные участки в силу прямого указания закона (пункт 11 статьи 85 Земельного кодекса) не могут быть использованы в целях сельскохозяйственного производства.
В пункте 8 Обзора судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020, отражен правовой подход, согласно которому предназначенный для сельскохозяйственного производства земельный участок в составе земель населенных пунктов не может быть выкуплен на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса после изменения правилами землепользования и застройки его разрешенного использования, не предусматривающего сельскохозяйственное производство.
Поскольку на момент рассмотрения спора в суде был принят нормативный правовой акт, в силу которого спорные земельные участки переведены в категорию населенных пунктов и отнесены к зонам малоэтажной застройки и застройки индивидуальными жилыми домами, которые не предназначены для ведения сельскохозяйственного производства, данные участки не подлежат передаче в собственность в льготном порядке без торгов по основаниям подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса и Закона № 101-ФЗ.
Разные статусы участков: правовые последствия
-
Федеральный закон от 30.11.1994 N 52-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 05.04.2013 N 43-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 339-ФЗ
«О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 30.12.2015 N 431-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ
«О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 341-ФЗ
«О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов»
-
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.08.2018)
Земельный кодекс содержит правило для арендаторов, которые без торгов получили участки для ведения сельскохозяйственного производства до 1 марта 2015 года. Если такой арендатор продолжает пользоваться земельным участком, а арендодатель не возражает против этого, то договор после истечения его срока продлевается на тех же условиях на неопределенный срок. При этом арендатор имеет право подать заявление о заключении нового договора аренды без торгов (п. 3 Обзора).
Орган местного самоуправления определяет площадь выкупаемого участка из земель сельскохозяйственного назначения с учетом установленных законодательством требований к образованию земельных участков. Эта площадь не ограничена только площадью участка, необходимого для использования находящегося на нем объекта недвижимости (п. 6 Обзора).
ПРИМЕР 6. Компания захотела выкупить без торгов весь арендуемый участок сельскохозяйственной земли. Но местные власти отказали. Они считали, что достаточно предоставить арендатору в собственность землю, необходимую для эксплуатации размещенного на ней склада. Компания обратилась в суд с заявлением о признании отказа органа МСУ незаконным. Суды удовлетворили заявление истца. Законодательство не содержит ограничений по площади выкупаемого земельного участка.
Земли для сельскохозяйственного производства
Земли промышленного назначения — это такие участки, на которых разрешено строительство зданий, сооружений, главной задачей которых является изготовление промышленных продуктов любого объема. К этим же участкам относят и те, которые предназначены для добычи полезных ископаемых.
Преобразование земель происходит двумя способами: из старых участков такого же назначения (например, если ранее здесь стоял завод по переработке или производству, а потом его снесли); путем перевода из с/х грунтов в промышленные.
При возникновении вопроса, как перевести земли из сельхозназначения в другую категорию, заинтересованное лицо должно получить соответствующее разрешение, а для этого нужно подать заявление в органы, наделенные такими полномочиями и прикрепить к нему некоторый пакет документов. Для обращения нужно подготовить:
- кадастровый номер земельного участка;
- подтверждение с указанием, к какой категории на данный момент относится выбранный надел;
- письменное обоснование (возможно даже заверенное нотариусом), в котором дается четкое объяснение тому, для чего необходима смена категории земли;
- документ, подтверждающий право на владение выбранным участком.
В случае, когда документы собраны и пользователь получил одобрение на перевод, переходят к следующему этапу — проведению экспертиз и получению различных разрешений от инстанций. Также сюда включают и защиту проекта на уровне субъекта федерации, обязательно проводят котировку данных в государственном кадастре. Для выполнения всех этих манипуляций подают очередной перечень документов:
- заявление на внесение изменений в государственный кадастр (есть возможность отправить его в электронном виде в Росреестр);
- план межевания земельного надела;
- кадастровый паспорт участка;
- свидетельство о праве собственности, которое подтверждает, что заявитель может использовать участок по назначению;
- паспорт РФ гражданина;
- разрешение муниципалитета на проведение изменения ВРИ;
- результаты проведенных экспертиз.
С того момента, как будет защищен проект на уровне субъекта федерации, все необходимые изменения разрешается внести в реестр.
С целью изменения категории надела отправляется ходатайство в органы местного самоуправления после того, как собраны все документы. Процедура рассмотрения необходимости преобразования будет иметь несколько особенностей. К ним относят:
- Если земельный участок находится в рамках компетенции субъекта федерации, тогда будущий землепользователь должен обратиться в департамент земельных ресурсов. Однако чаще услугу предоставляет городской или районный комитет по управлению земельными и имущественными отношениями.
- В случае, если обращение отправлено лицом, которое не имеет право собственности на заявленный участок или же у него не имеется соответствующей доверенности от собственника, заверенной нотариальной печатью, в преобразовании категории наделов будет отказано.
- Обязательный отказ перевода земли из сельхозназначения в промышленную категорию поступит также в случае, если заявитель предоставил недостоверные сведение о себе или неполный пакет документов (уточнить его можно у органов местного самоуправления, так как для каждого региона он может быть разным).
- В случае, когда заявитель предоставил все необходимые документы строго по форме, предусмотренной действующим законодательством, рассмотрение обращения и принятие решения осуществляется в течение двух месяцев.
- Принятое решение выносится в формате акта, оформленного соответствующим образом, который устанавливается на неограниченное время. Готовый документ отправляется заинтересованному лицу строго в течение 14 дней с момента принятия решения. В этом акте должна присутствовать вся информация в соответствии со статьей 3 основного закона о переводе земель.
Обращается внимание, что акт с отрицательным решением может быть обжалован в судебном порядке.
Чем нельзя заниматься
Согласно действующему законодательству, на землях сельхозназначения строго запрещено вести какую-либо коммерческую деятельность.
Например, если вы построите на участке жилое помещение, которое оборудуете в хостел, то придется платить большой штраф.
Если земля принадлежит к категории с/х назначения, то на нее распространяется несколько ограничений, нарушение которых приведет к ответственности. Размер штрафа будет определен в соответствии с КоАП:
- физ. лицо — 0,5–1 %, но сумма не может превышать 10 000 р.;
- должностное лицо — 1–1,5 %, но сумма не может превышать 20 000 р.;
- юридическое лицо — 1,5–2 %, но сумма не может превышать 100 000 р.
Откуда берутся новые земли сельхозназначения
Процедура территориального зонирования предполагает выделение фонда перераспределения участков. Его статус предусмотрен п. 1 ст. 80 ЗК РФ и продиктован необходимостью иметь резерв для удовлетворения потребности мелких сельхозпроизводителей в земельных участках оптимального качества. Такие земли обычно перераспределяются для дачных участков, устройства и расширения фермерских хозяйств, создания ЛПХ, под сады, плантации, огороды, сенокосы, пастбища.
Создание такого фонда было продиктовано сложностями переходного периода земельной реформы конца XX века. Первоначально в него включались земли изъятые у владельцев и пользователей не выполнявших обязанностей по целевому и эффективному использованию, переведённые в угодья с низким и средним уровнем кадастровой стоимости, изъятые из оборота по другим основаниям. Все эти условия формирования фонда сохраняются и сейчас. Однако современные земельные отношения определяются уже несколько иными реалиями — в фонд поступают земли, приобретённые органами федеральной и региональной власти, а также муниципалитетами.
Когда можно изменить статус сельхоз земли?
Изменение статуса сельскохозяйственной земли на участки для иных целей возможно в случае, если существуют альтернативы для использования земли, то есть если на территории населенного пункта имеются другие свободные земельные участки, предназначенные для промышленного или жилищного строительства, иных видов использования или имеющие другой статус.
Один из вариантов изменения статуса сельхозназначения — это отказ от закрепления земельного участка за сельскохозяйственным назначением и его присвоение для индивидуального жилищного строительства (ИЖС) или иной экономической деятельности.
Для изменения статуса сельхоз земли на иное назначение необходимо соблюсти определенные условия и следовать установленному порядку. Как правило, данный процесс происходит через участие градостроительных служб и властей муниципалитета, которые определяют возможность изменения статуса земли и согласуют этот вопрос с градостроительным законодательством и общественными интересами.
Смена статуса земельного участка может быть разрешена в случае, если планируемое использование участка в новом качестве не препятствует реализации целей развития территории, сохранению окружающей среды и обеспечению жизнедеятельности населения.
Перевод земель: что это значит?
Перевод земель – это процесс изменения категории земельного участка с одной на другую, с сельскохозяйственной на земельную категорию населенных пунктов. Этот процесс регламентируется законодательством и требует определенных процедур и документации.
Перевод земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов – это одна из форм перераспределения земельных ресурсов с целью использования земель в соответствии с нуждами населенных пунктов, таких как строительство жилых домов, объектов инфраструктуры, коммерческих и промышленных предприятий.
Процесс перевода земель включает несколько этапов:
- Подготовка и рассмотрение проекта обоснования перевода земель;
- Согласование с заинтересованными сторонами и общественными организациями;
- Утверждение проекта решением органа местного самоуправления;
- Оформление и регистрация прав на земельный участок.
Причины перевода земель:
- Развитие населенных пунктов и необходимость в строительстве новых объектов;
- Рост населения и увеличение потребности в жилых домах;
- Развитие коммерческой и промышленной инфраструктуры;
- Обеспечение земельных ресурсов для строительства инфраструктуры населенных пунктов, таких как школы, больницы, детские сады и др.
Последствия перевода земель:
Перевод земель имеет ряд последствий:
- Земельные участки переходят в собственность города или населенного пункта;
- Они могут быть переданы в аренду или проданы по муниципальной собственности;
- Изменение стоимости земельных участков после перевода;
- Возможные изменения в планировке и межевании земельных участков;
- Новые инвестиции и развитие населенных пунктов.
Перевод земель является важным инструментом для развития населенных пунктов и удовлетворения потребностей жителей. Однако, при проведении процесса необходимо учитывать интересы всех заинтересованных сторон и соблюдать требования законодательства.