Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как заводят уголовные дела». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Наивен тот, кто думает, что при подаче заявления в МВД его там встретят с распростертыми объятиями и будут сочувствовать. И неважно, что с вами приключилось: кража кошелька, мошенничество или оскорбление. Система построена так, что сотрудники правоохранительных органов всеми силами стараются избежать лишних уголовных дел. Для них это дополнительная работа, за которую никто не доплатит.
Как происходит возбуждение уголовного дела?
Это только в сериалах полицейский сочувственно выслушивает жертву кражи, подает ей бумажный платок, чтобы вытереть слезы, и тут же бежит искать виновника по горячим следам. В реальности все происходит далеко не так радужно. Процесс довольно сложен.
Так что, если вы пришли с заявлением в МВД, будьте готовы к тому, что открывать дело станут неохотно. Вас будут отговаривать. Могут убедить, что вам все равно ничего не светит.
Случай не тянет на уголовное дело. Возбуждать его просто нет причин. Могут пообещать разобраться в самые короткие сроки, принять заявление и прислать отказ. Отсюда рождается недоверие к сотрудникам данного ведомства, а также отсутствие веры граждан в то, что можно добиться справедливости.
Регистрация заявления
Первым этапом процедуры возбуждения уголовного дела является регистрация заявления пострадавшего или его представителя. Заявление может быть подано как в письменной форме, так и устно.
В случае подачи заявления устно, сотрудник правоохранительных органов обязан его фиксировать, составлять протокол и придерживаться установленной формы документа. Заявление должно содержать такую информацию:
- личные данные пострадавшего, включая фамилию, имя и отчество (если имеется);
- данные о событии, на основании которых возникло уголовное дело, включая время и место происшествия;
- информацию о лицах, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, если такие данные известны пострадавшему;
- сведения о возможных свидетелях преступления.
Если заявление подано в письменной форме, оно должно быть подписано пострадавшим или его представителем. Также необходимо указать дату, когда заявление было составлено.
Предварительное расследование
Предварительное расследование – это этап уголовного процесса, который предшествует судебному разбирательству и нарушению делопроизводства.
Целью предварительного расследования является сбор доказательств и установление обстоятельств дела для принятия законного и обоснованного решения о возбуждении или прекращении уголовного дела. В ходе предварительного расследования проводятся следственные действия, такие как допросы свидетелей и подозреваемых, осмотры места происшествия, изъятие исследуемых вещей, проведение экспертиз и т. д.
Предварительное расследование проводится следователем, который имеет специальные полномочия и права для осуществления расследования уголовных дел. Он руководит работой следственной группы и контролирует все этапы расследования. Следователь осуществляет поиск и сбор информации, анализирует ее и принимает решение о возбуждении уголовного дела или прекращении расследования. Он также отвечает за соблюдение процессуальных прав и гарантий участников уголовного процесса.
Предварительное расследование проводится с соблюдением определенных сроков. В соответствии с законодательством, оно должно быть завершено в течение установленного законом срока. В случае необходимости, следователь может продлить сроки предварительного расследования, но только при наличии достаточных оснований.
По результатам предварительного расследования следователь составляет досье дела, в котором содержится информация о преступлении, участниках процесса, доказательствах и др. По итогам расследования он принимает решение о передаче дела в суд или об отказе в возбуждении дела.
Подача заявления о возбуждении уголовного дела
В России каждый гражданин имеет право на возбуждение уголовного дела в случае совершения преступления. Но как и где подавать заявление о возбуждении дела и что происходит с этим заявлением?
1. Возникновение преступления. Если вы стали свидетелем или пострадали от преступления, вы имеете право обратиться в правоохранительные органы для подачи заявления о возбуждении уголовного дела.
2. Подача заявления. Для подачи заявления о возбуждении уголовного дела вам необходимо обратиться в ближайший орган внутренних дел (ОВД) или прокуратуру. В некоторых случаях, например, если преступление связано с особой категорией преступлений, таких как убийство или изнасилование, заявление может быть подано только в прокуратуру.
3. Заполнение заявления. Вам потребуется заполнить специальное заявление о возбуждении уголовного дела. В заявлении нужно указать все известные вам факты преступления, его дату и место, а также данные о свидетелях, если они есть.
4. Прием заявления. Заявление принимается сотрудниками ОВД или прокуратуры. Вам могут задать дополнительные вопросы о преступлении для уточнения информации. По окончанию приема заявления вам должны выдать копию заявления с отметкой о приеме.
Когда и как возбуждается уголовное дело?
Уголовное дело возбуждается следователем, руководителем следственного органа, органом дознания или дознавателем, а по уголовным делам частного обвинения – судом путем направления соответствующего заявления заявителем непосредственно в суд. Для возбуждения уголовного дела следователь или дознаватель выносит постановление о возбуждении уголовного дела, в котором указываются:
- дата, время и место вынесения;
- сведения о сотруднике, принявшем решение;
- наличие согласия начальника следственного отдела или надзирающего прокурора;
- основание и повод для возбуждения уголовного дела;
- часть статьи и статья УК РФ, по которой возбуждается уголовное дело;
- лицо, в отношении которого возбуждается уголовное дело;
- сведения о направлении копии постановления прокурору.
Ознакомление потерпевшей стороны с материалами уголовного дела
Ознакомление с материалами уголовного дела проводится с целью обеспечения права потерпевшей стороны на защиту, а также для выяснения обстоятельств дела и подготовки к участию в судебном разбирательстве. Оно осуществляется после возбуждения уголовного дела и должно быть произведено в установленные сроки.
Если уголовное дело уже возбуждено, то потерпевшая сторона имеет право ознакомиться с материалами дела. Обвиняемый также имеет право на ознакомление с материалами и дополнительное ознакомление с ними по требованию.
Процесс ознакомления начинается с предоставления потерпевшей стороне графика, в котором указывается дата и время ее присутствия в органе, возбудившем уголовное дело. В установленное время потерпевшая сторона приходит в орган, где ей предоставляются материалы дела.
Важно отметить, что потерпевшая сторона обязана подписать, а в случае отказа – ознакомиться с материалами дела, связанными с ней. Она также имеет право внести пояснения, комментарии и предложения в отношении представленных материалов уголовного дела.
Ограничение в проведении ознакомления с материалами дела может быть наложено только по решению следователя или судьи, если это необходимо для защиты жизни, здоровья или других важных интересов участников дела или иных лиц.
Статьи УПК РФ определяют особенности возбуждения уголовного дела, устанавливают порядок применения мер процессуального пресечения, рассматривают процедуры возбуждения, рассмотрения и прекращения дела.
Уголовное дело может быть возбуждено в судебном порядке по инициативе государственного обвинителя или по представлению следователя. В зависимости от тяжести преступления и круга лиц, которые могут быть его совершителями, существуют различные виды возбуждения уголовных дел.
Статьи УПК РФ подразделяют возбуждение уголовного дела на следующие этапы:
- Возбуждение дела.
- Рассмотрение дела.
- Прекращение дела.
Каждый из этих этапов имеет свои особенности и требует выполнения определенных процедур. Например, на этапе возбуждения дела устанавливаются все обстоятельства преступления, собираются доказательства, осуществляется процессуальное преследование подозреваемого или обвиняемого.
Возбуждение уголовного дела может быть осуществлено по решению следователя или прокурора, либо по представлению физического или юридического лица. На этом этапе также могут быть применены меры процессуального пресечения, такие как заключение под стражу, задержание, обеспечение необходимости явки в суд.
Статьи УПК РФ также определяют роль сторон в уголовном процессе. Сторонами дела являются следователь, обвиняемый и защитник. Каждая из этих сторон имеет свои права и обязанности, установленные законом.
Роль сторон и доказательства в уголовном процессе
Уголовный процесс включает в себя ряд этапов, сроки и процедуры, которые необходимо пройти для возбуждения и рассмотрения уголовного дела. Начало уголовного дела может быть инициировано в различных ситуациях: после сообщения о преступлении, по требованию потерпевшего, на основании результатов оперативно-розыскной деятельности или другим способом, предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом РФ.
Уголовное дело может быть возбуждено только по преступлениям, за которые установлены уголовные наказания законом. Особенности процедуры возбуждения уголовных дел также предусмотрены УПК РФ.
Рассмотрение уголовного дела проходит в судебном порядке, где сторонами являются следователь, прокурор и защитник обвиняемого. В зависимости от типа уголовного дела роль и состав сторон может меняться.
В ходе рассмотрения уголовного дела на предварительном следствии и судебном заседании представляются доказательства, которые подтверждают или опровергают обвинения. Доказательства могут быть различными: это могут быть показания свидетелей, заключения экспертов, фото- и видеоматериалы, предметы, полученные в ходе обыска или досмотра, записи переговоров и прочие материалы, которые имеют значение для дела.
Особенности применения и допустимости доказательств в уголовном процессе также установлены УПК РФ. Доказательства должны быть получены и представлены в соответствии с установленными законом требованиями. Их истинность, достоверность и значимость определяется судом.
Важно отметить, что в уголовном процессе доказывается не только вина обвиняемого, но и отсутствие вины, в том числе наличием определенных доказательств. Стороны уголовного процесса должны представлять и подтверждать свои доводы и аргументы, чтобы суд мог принять обоснованное решение.
Помимо этого, в ходе рассмотрения уголовного дела могут быть приняты меры пресечения, такие как арест, подписка о невыезде, залог и т.д. Эти меры применяются для обеспечения проведения следствия, предотвращения скрытия от ответственности лица, а также для предотвращения возможного вреда обществу.
Таким образом, роль сторон и доказательства в уголовном процессе являются важными компонентами для правильного и справедливого рассмотрения дела. Стороны должны представлять свои интересы и представлять доказательства, которые могут влиять на решение суда. Доказательства, в свою очередь, должны быть достоверными и собранными в соответствии с установленными законом требованиями.
Порядок возбуждения уголовного дела
- Статья 146. Возбуждение уголовного дела публичного обвинения
- При наличии повода и основания, предусмотренных статьей 140 настоящего Кодекса, орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление.
- В постановлении о возбуждении уголовного дела указываются:
- 1) дата, время и место его вынесения;
- 2) кем оно вынесено;
- 3) повод и основание для возбуждения уголовного дела;
- 4) пункт, часть, статья Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которых возбуждается уголовное дело.
- Если уголовное дело направляется прокурору для определения подследственности, то об этом в постановлении о возбуждении уголовного дела делается соответствующая отметка.
Не знаю, как вам, уважаемые читатели, а автору с большим трудом удается представить себе человека, радостно спешащего на прием к прокурору или на допрос к следователю. Да и профессиональные сутяжники – это явление, пока не характерное для нашей страны.
Остальные всеми правдами и неправдами стараются по возможности избегать общения с отечественной правоохранительной системой. Но, с одной стороны, это иногда просто невозможно, о чем прекрасно знают предприниматели, которых постоянно посещают незваные гости из ОБЭП и ему подобных подразделений. А при осуществлении, например, охранно-детективной деятельности или внешнеторговых сделок постоянный контакт с правоохранительными органами подразумевается изначально. С другой стороны, сплошь и рядом возникают ситуации, когда человеку самому приходится обращаться в правоохранительные органы за помощью и защитой.
Но гражданин, выстрадавший заявление и принесший его в ближайшее отделение милиции, не застрахован от неожиданностей. Прежде всего будет удивлен тот, кто наивно полагает, что в милиции его с распростертыми объятиями встретят идеальные сотрудники образца советского телесериала «Следствие ведут знатоки». Не в меньшей мере заблуждаются и те, кто надеется увидеть там «Робокопа» или, например, слегка нетрезвых суперменов из бесконечных сериалов про «Ментов».
Нет, уважаемые, в «дежурке» вы увидите обычных людей, для которых вы сами, как и принесенное вами заявление, – это дополнительная работа, от выполнения или невыполнения которой размер зарплаты не зависит. А потому бурной радости приход очередного заявителя обычно не вызывает. Дальнейшие же события развиваются по сценарию, зависящему от порядочности и исполнительности сотрудника, к которому вы обращаетесь, а также от организации работы в данном конкретном подразделении.
«Это неправильно, – возможно, подумает читатель, которого Бог миловал от общения с нашими правоохранителями. – Не должно быть так, чтобы в каждом отделении к гражданам относились одинаково неприветливо. Ведь правоохранительные органы не частная лавочка, а существующая на средства налогоплательщиков государственная структура». И хотя такое мнение вполне обоснованно, проблема приема обращений от граждан сотрудниками правоохранительных органов все же имеет место. Причем ситуация настолько серьезна, что, несмотря на регулярно проводимые проверки и наказания нарушителей, факты «отфутболивания» заявителей или непринятия должных мер по обращениям граждан и организаций остаются обычным и широко распространенным явлением.
Общение с людьми, обращения которых в компетентные органы были проигнорированы адресатом, показывает, что многие из них убеждены в несовершенстве закона, регламентирующего процедуру разбирательства по обращениям граждан. Но они заблуждаются – процедура прохождения обращения гражданина в любой правоохранительный орган и принятия по нему решения регламентированы законом довольно четко (имеется в виду заявление о преступлении и ином правонарушении). Однако так уж повелось, что для любого чиновника, к числу которых относятся и сотрудники правоохранительных органов, на первом месте не закон, а инструкция, приказ. Понимая эту российскую (и не только) специфику, руководители ряда правоохранительных органов в последнее время провели важную работу – издали соответствующие инструкции, регламентирующие каждый шаг чиновника, к которому с соответствующим заявлением обратился гражданин.
Ниже мы проанализируем некоторые из положений упомянутых инструкций и, поскольку читателям на практике может понадобиться более подробная информация, перечислим документы такого рода. Это:
- приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, МЧС РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ, Минэкономразвития РФ и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 29.12.2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений»;
- приказ Минюста РФ от 11.07.2006 г. № 250 «Об утверждении Инструкции о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях»;
- приказ ФСБ РФ от 16.05.2006 г. № 205 «Об утверждении Инструкции по организации в органах федеральной службы безопасности приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иной информации о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности»;
- приказ МЧС РФ от 02.05.2006 г. № 270 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях в органах Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»;
- приказ Минюста РФ от 02.05.2006 г. № 139 «Об утверждении Инструкции о едином порядке организации приема, регистрации и проверки в Федеральной службе судебных приставов сообщений о преступлениях»;
- приказ Генеральной прокуратуры РФ от 16.03.2006 г. № 12 «О совершенствовании системы приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в органах прокуратуры Российской Федерации»;
- приказ МВД РФ от 01.12.2005 г. № 985 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях»;
- приказ МВД РФ от 22.09.2006 г. № 750 «Об утверждении Инструкции по работе с обращениями граждан в системе МВД России».
Основания для возбуждения уголовного дела
Основание для возбуждения уголовного дела – это существование достаточных сведений, прямо указывающих на признаки преступного деяния. Статья 140 УПК РФ однозначно устанавливает, что одного только повода для того, чтобы возбудить уголовного дело, недостаточно. Поводы лишь в том случае влекут возбуждение уголовного дела, если в наличии соответствующее для этого основания.
На начальной стадии уголовного процесса не обязательно обладать информацией обо всех элементах состава преступного деяния. Законодательство устанавливает тот минимум информации, который требуется и достаточен для возбуждения уголовного дела.
Необходим признак достаточности для того, чтобы предоставить подготовительную уголовно-правовую квалификацию содеянному. Однако признак «достаточности» не будет ни при каких условиях при явном существовании обстоятельств, которые исключают производство по делу.
Соответственно, законодательство требует от специально уполномоченных на то лиц принять сообщение о каждом совершенном либо готовящемся преступном деянии. После получения сообщения должностные лица начинают действовать в рамках собственных полномочий, однако окончательное решение следует принять в течение трех суток с момента поступления сведений. В исключительных случаях можно продлить срок до десяти суток, для чего дознаватель (следователь) представляет ходатайство в письменной форме с обоснованием целесообразности и надобности продолжения проверки сведений.
Полученные сведения должны быть достаточны для вывода о вероятности совершения преступного деяния, квалифицируемого по той либо другой статье Уголовного кодекса РФ. Вывод о совершении преступного деяния, как и квалификация преступного деяния в постановлении о возбуждении уголовного дела, имеют предположительный характер и подлежат изменению в дальнейшем производстве по уголовному делу.
По факту вывод о преступном деянии и его квалификация в постановлении о возбуждении уголовного дела признается выражением одной из возможных версий произошедшего события и проверяется при помощи выдвижения и проверки других версий.
Во время решения вопроса о возбуждении уголовного дела требуется проверить, не имеются ли обстоятельства, которые исключают возбуждение уголовного дела.
Законодательством в качестве одного из основных направлений деятельности прокурора определен надзор за уголовно-процессуальной деятельностью правоохранительных органов на досудебном этапе уголовного процесса. Основные полномочия прокурора в этой сфере закреплены в нормах УПК РФ, в частности в ст. 37.
Пожалуй, самый значительный объем работы на этом направлении приходится на обеспечение законности и обоснованности принимаемых поднадзорными органами процессуальных решений. Это касается и решений о возбуждении уголовных дел и об отказе в их возбуждении.
В частности, сразу после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела его копия должна быть направлена прокурору. Он изучает этот документ, материалы проверки.
В случае если решение по итогам изучения он признает незаконным и необоснованным, он вправе в течение суток с момента получения материалов дела отменить его своим мотивированным постановлением.
Отменить возбуждение вправе руководитель следственного органа (если оно вынесено его подчиненным). Сроки для этого не установлены.
Прокурор наделен полномочиями не только для предотвращения незаконного возбуждения уголовных дел, но и для того, чтобы не допустить незаконного отказа в возбуждении дела и укрытия имевшего места преступления. В этом случае в определенном УПК РФ и ведомственными приказами порядке он может отменить незаконное постановление, которым в возбуждении дела отказано.