Россияне будут выбрасывать мусор по-новому

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Россияне будут выбрасывать мусор по-новому». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Обязанность по оплате коммунальных услуг установлена ст. 153 Жилищного кодекса. Отказаться от ее исполнения невозможно. Поэтому те, кто не будет своевременно вносить плату за обращение с ТКО, автоматически перейдут в разряд должников с вытекающими отсюда последствиями. А это пени на задолженность и последующее взыскание ее в судебном порядке.

Мусорная реформа: российских регоператоров ждут масштабные проверки

Путин заявил, что многих возмущают тарифы за вывоз мусора, которые устанавливают региональные операторы.

«Люди, конечно, возмущаются ростом тарифов, не было никогда такой строки по бытовым отходам, теперь она появилась. Нужно объяснять, откуда эти цифры. В сельской местности «вдули» многократно тарифы за вывоз мусора, хотя там никуда и не вывозили, в соседний лес все вываливали. Это непорядок», – сказал он.

Президент отметил, что в стране уже строят предприятия по переработке отходов. Но об этом населению также нужно рассказывать. Он напомнил, что в некоторых странах мусороперерабатывающие заводы стоят в черте города и никому не мешают.

«Нужно развивать отрасль на предприятиях по переработке отходов. Они уже строятся, но мы должны их увеличить. Людям нужно объяснять, что это за предприятия, как они будут работать, будет ли ущерб для окружающей среды, создадут ли они проблемы для людей. В крупных мировых мегаполисах, например в Токио, перерабатывающие предприятия находятся в черте города. Но не дымят, не воняют, жизнь людям не портят. Если мы будем использовать новейшие технологии, а мы так и планируем, не будет проблем. Для этого нужен общественный контроль, организация. Я разговаривал с ОНФ, прошу их уделить этому внимание. Если всем миром будем уделять внимание, то решим проблему», – сказал Путин.

Какие проблемы возникают при реализации мусорной реформы?

Среди проблем реализации данной реформы главной является техническая и законодательная неподготовленность большинства регионов к новеллам закона № 89-ФЗ.

Во-первых, изменения в закон № 89-ФЗ внесены «с запасом» — предусмотрена возможность введения таких правил как, например, сортировка отходов, которая повсеместно не осуществляется.

Правом обязать собственников отходов осуществлять сортировку мусора и оборудовать площадки для мусора раздельными емкостями под разные виды ТКО наделены региональные власти.

Некоторые регионы уже ввели императивное правило о сортировке ТКО (см., например, «Временный порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области», утв. Распоряжением Минэкологии МО от 19.04.2018 № 159-РМ)

Во-вторых, не все регионы к установленным срокам определились с тарифами на вывоз и утилизацию ТКО, а также правилами их расчета — исходя из площади жилого помещения или исходя из количества проживающих там лиц.

Так, например, в Тюменской области:

  • избран единый региональный оператор;
  • установлены правила исчисления оплаты услуг по обращению с ТКО (см. распоряжение департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области от 25.12.2018 №623/01-21), однако на момент публикации статьи они пересматриваются;
  • для расчета размера оплаты услуг по вывозу и утилизации ТКО принята площадь жилого помещения, а не число проживающих в помещении граждан (как во многих других регионах).

На мусор слетаются чайки

Мусорные свалки просто кишат стаями белоснежных чаек. Казалось бы, благородная морская птица… Откуда же такая любовь к гнилостной вони разлагающегося мусора? Всё очень просто: чайки – птицы всеядные. А собирать отходы на свалках легче всего. Ну, действительно просто. Мы эту схему уже разобрали: разослал квитанции, пригрозил пеней, лишением положенных за трудовые заслуги льгот, судом, наконец. «На простака не нужен нож», – пели ловкие мошенники Лиса Алиса и Кот Базилио. Но в сторону шутки.

Читайте также:  Постановка на кадастровый учет земельного участка

Посмотрим на мусорный бизнес серьёзно. Во всём мире давно и упорно идут ожесточённые схватки за рынок вывоза и переработки мусора. Увеличение тарифа на уборку и утилизацию отходов для населения значительно повысило привлекательность «мусорной экономики». Тем более что помимо абонентской платы эта строящаяся корпорация, которая уже в ближайшее время сможет конкурировать с такими «монстрами», как «РЖД» или «Газпром», будет подпитываться вливаниями из государственной казны по разделу «Экология».

До 2024 года на развитие отрасли и создание инфраструктуры по обращению с ТКО предусмот­рено выделить 104 млрд рублей. Кроме того, 190 млрд рублей заложено как затраты региональных властей и бизнеса. Эти вливания, по идее, должны способствовать выполнению прошлогодних майских указов президента. Тогда Владимир Путин говорил о масштабной программе преобразований, целью которой является переработка в России к 2024 году 60% всего объёма ТКО. Проблема назрела, так как из 70-миллионного (в тоннах) ежегодного объёма мусора более 90% попросту вывозится на полигоны, а то и просто на несанкционированные свалки.

О, кстати, поработаем и с этой цифрой – 70 млн тонн. Разделим их на россиян поровну. Получается 500 кг на человека, то есть менее куба в год. Стало быть, по Артемьеву, за мусор с 1 января 2019 года мы переплачиваем уже не 100, а все 200%. На чьи удовольствия отрываем от собственной продовольственной корзины кровные «копейки»?

Большого секрета в этом нет. «Мусорные короли» России свой бизнес ведут открыто. Вернее, мусорный у них, как правило, один из бизнесов. Так вот, за экологическую безопасность России борятся Игорь Чайка (младший сын генпрокурора РФ), Александр Шипелов (зять «мусорного» олигарха Нижегородской области г-на Агафонова), его компаньон по транспортной системе «Платон» Игорь Аркадьевич Ротенберг (сын бизнесмена из ближайшего окружения президента), Сергей Чемезов ( владелец «Ростеха»). Соблазн заработать твёрдую валюту на твёрдых бытовых отходах, по сообщению «Коммерсанта», привёл в мусорный бизнес и сына главы Сбербанка Германа Грефа Олега, и его друзей Степана и Павла Дмитриевых, сыновей экс-главы ВЭБа Владимира Дмитриева.

– Мусор – перспективный бизнес, и к тому же вечный, я пришёл в него из жадности и до сих пор не жалею. Чтобы мусорный бизнес приносил доход, нужно по возможности присутствовать на всех этапах технологической цепочки: вывозить, сортировать, депонировать и перерабатывать. Пока мы присутствуем на первых трёх, но наша бизнес-модель предполагает, что мы обязательно займёмся переработкой, нарастив достаточные объёмы поступающего сырья. Если контролировать всю цепочку, можно на каждом этапе собирать добавочную стоимость. Вывозим мусор – получаем маржу 10-15%, сортируем – ещё 15%, перерабатываем – плюс ещё столько же, – прокомментировал свой интерес генеральный директор компании «Эко-Система» Андрей Якимчук.

Как вопрос решался раньше

Потребность в нововведениях по обращению с отходами назрела давно. Предприятия ЖКХ просто собирали мусор у населения и вывозили на полигон. Перерабатывалось не более 7% отходов.

Раздельный сбор мусора не практиковался нигде. Пластиковую и стеклянную тару можно было сдать только коммерческим организациям.

В селах и садоводческих товариществах договоры на вывоз могли вообще не заключаться. Жители сваливали отходы где попало, замусорив берега рек, лесные массивы, окраины населенных пунктов.

Многие полигоны не отвечают требованиям экоконтроля. Свалки несут угрозу экологической и эпидемиологической безопасности населения. В атмосферу выбрасываются вредные вещества от горения и разложения ТКО.

Финансирование вывоза мусора происходило по остаточному принципу. Из платежей за коммунальные услуги вычитались все расходы, остатки шли на утилизацию ТБО. Не было обязанности по сортировке мусора, практически отсутствовали заводы по переработке вторичного сырья. Оплата за услугу рассчитывалась за квадратный метр площади помещения.

Мусорная реформа с 1 января 2019 г. коснется всех жителей страны. Изменится способ расчета тарифов и порядок начисления. Окончательная цифра будет зависеть от количества прописанных человек или собственников жилья.

Читайте также:  Что нужно знать о наследстве и завещаниях, чтобы не потерять свою долю

Утверждение тарифов производится на уровне региона. Каждый производитель мусора должен заключить договор с оператором на его вывоз. На полигонах запрещается прием отходов у частных лиц.

Из сферы коммунальных услуг утилизация мусора будет выделена особо. Полномочия передаются выбранным операторам. Они обязаны обеспечить инфраструктуру оборота отходов, привести в соответствие или закрыть действующие полигоны.

В перспективе запланирован переход на сбор мусора в отдельные контейнеры и его дальнейшая сортировка. Операторы должны будут взять на себя обязанности по обработке всех видов отходов, в том числе и опасных.

Перспективы и необходимость реформы в РФ

Завалы бытовых отходов, загрязнение окружающей среды стали национальной проблемой страны. Увеличение количества пластика происходит в геометрической прогрессии. Свалки мусора грозят перерасти в экологическую катастрофу.

Президент поручил Дмитрию Медведеву разработать ряд мер по изменению ситуации. Результатом стали свежие поправки в законодательство и решение реформировать существующую систему.

Несмотря на массовые выступления, реформа продвигается своим ходом. Депутаты при разработке концепции предусмотрели долговременные цели. Необходимость менять всю систему утилизации мусора назрела давно. Предлагается организовать переработку вторичных отходов – стекла, пластика, бумаги. Вместо полигонов надо строить линию современных мусоросжигательных комплексов. Система золоуловителей и фильтров делает такие заводы безопасными для окружающей среды.

Необходимо воспитать в гражданах ответственность за выброс мусора. Реформа способствует сокращению незаконных стихийных помоек. Раздельный сбор и сжигание остатков должно привести к сокращению свалок.

Кто занимается сбором мусора?

Теперь этим должны заниматься региональные операторы. Выбор такового происходит в каждом регионе с помощью проведения открытого конкурса. В одном регионе может работать несколько операторов.

Если предприятие прошло конкурсный отбор, с ним заключается договор. Как правило, срок его действия – 10 лет и более. Но если подрядчик не будет справляться со своими обязанностями, он будет лишён возможности осуществлять свою деятельность.

Чтобы предприятие или частное лицо могло участвовать в тендере, необходимо соблюсти несколько условий. Основное из них – внесение денежного залога, который будет являться гарантией качественного исполнения обязанностей. Поэтому недобросовестному оператору грозят серьёзные финансовые потери.

Обратите внимание! Если мусор не вывозится не по вине регоператора, то ответственность за загрязнение мусорной площадки лежит на УК, местных властях или собственнике участка, на котором эта площадка располагается.

Никакой мотивации разделять

Такой подход к формированию тарифов никак не мотивирует людей продолжать сортировать отходы. Зачем — если регоператор все равно берет с тебя по максимуму?

«Завышенные цены бьют людей по рукам и раздражают, — отмечает Галина Сивкова, председатель ЖСК 1277. — А еще регоператор никак не контактирует с частными переработчиками, полагая, что они отбирают его мусор — его заработок. Нам запрещают заключать с ними прямые договоры на сортировку. А мы считаем, что раз купили продукты в упаковке, то вправе отдать ее тому, кому считаем нужным».

Действительно, после старта мусорной реформы управляющие компании, ЖСК и ТСЖ теперь не могут выбирать поставщиков услуги и договариваться с ними о цене. Помимо того, что речь идет об исчезновении конкуренции, что неминуемо ведет к падению качества услуги, под угрозой — годами налаженные связи жильцов с частными заготовителями. Ситуация выглядит парадоксальной, учитывая, что последние десять лет вся инфраструктура раздельного сбора в Петербурге держалась на инициативе частных компаний и неравнодушных горожан.

Позитивный опыт есть — у единиц

В то же время у более крупных переработчиков — например, у завода «Артэко СПб» по переработке ПЭТ, складывается все неплохо. Предприятие организовывает РСО в Петербурге с 2017 года, и сейчас у них около 1,5 тыс. контейнеров под пластик и около 1,8 тыс. — под стекло. Гендиректор Артем Артюшенков рассказывает, что с «НЭО» общий язык найти удалось — возможно потому, что взаимодействовать с организацией начали еще с лета прошлого года. Сейчас компания получила письменное разрешение регоператора о том, что он не против, чтобы «Артэко» занималась РСО.

«У нас особых проблем не возникло, оператор оказался контактным. Сразу обозначил позицию: не разогнать всех, кто есть, а привести рынок вторичного сырья в порядок. У нас ведь он даже не в „серой“ зоне, а в „черной“ зоне, непонятно, чьи контейнеры, какие машины и куда везут. Такой был посыл, с которым мы в принципе согласились», — вспомнил Артюшенков.

Читайте также:  Таблица штрафов за превышение скорости в 2023 году

Мусорные протесты в России как значимое социальное явление появились еще в 2017 году, когда «мусорная реформа» начала набирать обороты. Это выразилось в закрытии части опасных полигонов, перераспределении мусорных потоков в регионах, а также появлении и переполнении новых свалок. Кроме того, по стране начали появляться площадки для строительства мусоросжигательных заводов, а вокруг них стали образовываться «горячие точки» протестов. В 2018 году протесты стали более масштабными, значительно увеличилось количество жалоб, вызванных нарушением прав граждан на охрану здоровья, в 2019 году напряжение не спало, а сама «мусорная реформа» оказалась в затяжном кризисе. Отдельные протесты продолжаются до сих пор.
Чаще всего люди протестуют либо против строительства новых мусоросжигательных заводов и мусорных полигонов под окнами их домов, либо против перенаправления в их регионы мусорных потоков из Москвы. Им противостоят те, кто везет мусор и зарабатывает на его перевозке.
Как выяснили в ходе совместного исследования издания «Важные истории«, «Жуковские вести» и «Зебра-ТВ«, больше всего на мусоре зарабатывают компании, косвенно связанные с людьми из окружения президента Владимира Путина. При этом связующие цепочки длинные и запутанные, включающие в себя номинальных директоров, подставных лиц, фирмы-прокладки и офшоры в Гонконге, Гибралтаре или Новой Зеландии.
Как подсчитали «Важные истории», компаниям, связанным с друзьями Путина, достались контракты на общую сумму 423 млрд рублей — почти четверть от всего рынка объемом 2 трлн рублей.

Перерабатывать, а не закапывать

Уровень переработки отходов в России до сих пор не превышает 10%. Хотя в ряде стран на полигоны уже отправляется 1-2% мусора, треть — сжигается, а остальное — успешно перерабатывается.

Решить проблему призван федеральный проект «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами», запущенный в 2019 году. Ключевая цель этого проекта — создание высокотехнологичной инфраструктуры обработки и утилизации отходов. Но по оценке аудиторов, цель эта остается все также далека, как и в момент запуска ФП, а его параметры требуют пересмотра.

Например, проект не предусматривает мер, направленных на сокращение объемов отходов: стимулов для использования населением той же многоразовой тары и упаковки просто нет. Как нет в проекте и мероприятий по раздельному сбору отходов.

«В проекте федеральной схемы нет ни слова о реализации высших приоритетов госполитики. Да и изменения законодательства в конце прошлого года, которые приравняли сжигание мусора с выработкой энергии к переработке, говорят о том, что налаживать систему раздельного сбора в России никто не торопится», — говорит руководитель токсического отдела Greenpeace в России Алексей Киселев.

Кроме того, отмечают аудиторы, установленные в проекте целевые результаты и показатели недостаточно увязаны между собой, а их значения не были согласованы с регионами. Итогом таких расхождений стало то, что 42% субъектов РФ не подтвердили возможность их выполнения и не заключили с Минприроды России соглашения о реализации региональных проектов.

Если же говорить о региональных программах обращения с отходами, только 39 регионов предусмотрели в них мероприятия по внедрению раздельного сбора отходов. «Лишь в 33 субъектах наблюдается сбалансированность мощностей объектов обращения с ТКО и объемов их образования. Анализ морфологического состава отходов провели всего 24 региона и только 19 субъектов предусмотрели мероприятия по привлечению бизнеса в сферу обращения с отходами. Хуже всего ситуация с созданием инфраструктуры по обращению с ТКО — лишь 9 субъектов используют для этого наилучшие доступные технологии», — говорится в отчете СП.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *