Валютное регулирование внешнеэкономической деятельности в Таможенном союзе

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Валютное регулирование внешнеэкономической деятельности в Таможенном союзе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Зачастую все вопросы в ходе проверки на таможне решаются предоставлением дополнительных документов. Если же нарушены сроки перечисления выручки, то ситуация становится сложнее — по опыту, это самая частая проблема. Несмотря на то, что виноват обычно иностранный контрагент, который вовремя не перечислил деньги, ответственность несет российская компания.

Актуальность данного научного исследования связана с тем, что валютное регулирование и валютный контроль являются инструментами денежно-кредитной политики государства, а также одной из основ механизма финансовой стабилизации и развития внешней торговли. Можно увидеть тенденцию, которая выражается в зависимости методов валютного регулирования от экономической ситуации в стране. В момент кризисных явлений валютный контроль ужесточается, а в момент улучшения экономической ситуации наблюдаются послабления. Стоит отметить, что Россия постоянно стремится к либерализации ВЭД и унификации многих правил согласно мировым стандартам. И валютный контроль стал вынужденной мерой в борьбе с утечкой капитала, тогда была создана система таможенно-банковского валютного контроля.

Совершенствование механизмов валютного контроля всегда говорит о «белых» местах в системе контроля за валютными операциями. Пристального внимания контролирующих органов требует организация системы валютного контроля за внешней торговлей товарами, услугами и интеллектуальной собственности. Утечка капитала оказывает дестабилизирующее действие на экономику и ее развитие в целом, а также является угрозой экономической безопасности страны.

Контроль за валютными операциями осуществляют: Центральный Банк России и уполномоченные банки, Федеральная таможенная служба, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба по финансово-бюджетному надзору, Федеральная служба по финансовому мониторингу.

Таможенные органы являются одними из ближайших органов, обслуживающих участников ВЭД, именно поэтому им отводится особая роль при валютном контроле, но стоит отметить, что ФТС РФ является агентом валютного контроля. В связи с этим, при либерализации валютного и внешнеторгового законодательства следует подробно анализировать и оценивать вклад таможенных органов в данный процесс государственного финансового контроля, а также учитывать мнения и советы ФТС при ориентировании направлений совершенствования.

На основе изменений, в виде перевода ФТС РФ под руководство Министерства Финансов, продолжая расформированием ранее действующего органа валютного контроля, и заканчивая передачей полномочий органа валютного контроля ФТС и ФНС, ситуация требует создания эффективно действующей системы валютного контроля. Именно здесь актуальна данная разработка комплексной системы контроля и урегулирования информационного обмена между службами и банками, обеспечивающими безопасность страны как экономической, так и национальной.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что тема данной выпускной квалификационной работы является достаточно актуальной.

  • Объектом данного научного исследования является процесс осуществления валютного контроля.
  • Предметом исследования выступает определение места таможенных органов Российской Федерации в процессе валютного контроля.
  • Цель данной работы – обоснование необходимости получения таможенными органами Российской Федерации статуса органа валютного контроля.

Валютное регулирование в сфере таможенного дела

В настоящей работе проведено комплексное исследование вопросов, касающихся квалификации таможенных преступлений.

Уголовная политика в сфере борьбы с таможенными преступлениями призвана определять не только основные направления, цели и средства борьбы с противоправными посягательствами, но и ее формы и методы, роль и место органов, занимающихся правоприменительной практикой.

Борьба с преступлениями, совершаемыми в таможенной сфере, с учетом их большой общественной опасности, должна вестись всеми предусмотренными законом средствами и, разумеется, только в рамках закона.

В ходе работы были изучены следующие вопросы:

Теоретические и практические основы применения таможенного законодательства.

Понятие и классификация преступлений сфере таможенного дела.

Характеристика преступлений в сфере таможенного дела.

Проблемные вопросы квалификации таможенных преступлений.

Основные этапы квалификации нарушения таможенных правил.

Валютный контроль таможенными органами

Валютный контроль таможенными органами

1. Основные положения валютного контроля

1.1Общие положения о валютном контроле

На территории РФ валютное регулирование и валютный контроль осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О валютном регулировании и валютном контроле».

Закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля на территории РФ, полномочия органов валютного регулирования, а также права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

В Законе преобладают нормы, однозначно определяющие порядок осуществления тех или иных действий, конкретные права и обязанности лиц, их совершающих, правила об ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение юридических обязанностей. Возможность выбора вариантов правомерных действий для участников соответствующих правоотношений сведена к минимуму — диспозитивные правовые нормы в Законе используются редко.

Законом регламентируется право физических и юридических лиц открывать счета в зарубежных банках в государствах-членах ОЭСР или ФАТФ в уведомительном порядке;

На территории РФ, таможенные органы являются агентами валютного контроля (часть 3 ст. 22 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»), и осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через границу, в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле ст. 94 ТК ТС. Валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров через границу, заключается в проверке таможенными органами соблюдения сроков перечисления валютной выручки на счета в уполномоченные банки, подписавшие паспорта сделки по соответствующим внешнеторговым контрактам.

В соответствии с глоссарием международных таможенных терминов, дадим определение валютного контроля.

Валютный контроль — составная часть валютной политики государства в области организации контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере валютных и внешнеэкономических операций:

1)контроль перемещения через таможенную границу валютных ценностей;

2)контроль валютных операций;

)контроль выполнения резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте.

Валютный контроль — это:

контроль за перемещением лицами через таможенную границу Российской Федерации (за исключением периметров свободных таможенных зон и свободных складов) национальной валюты, ценных бумаг в валюте РФ, валютных ценностей;

контроль за валютными операциями, связанными с перемещением через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств;

составная часть единой общегосударственной политики в области организации контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ в сфере валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций;

контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами законодательства РФ и ведомственных нормативных актов, регулирующих осуществление валютных операций и за выполнением резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте. Валютный контроль осуществляется в соответствии с российским законодательством и Таможенным кодексом ТС, Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю, а также таможенными органами РФ во главе с ФТС России в пределах их компетенции.

Принципы валютного контроля:

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

1.2 Органы и агенты валютного контроля

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.

Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами и агентами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации.

Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля, а также осуществляет координацию взаимодействия уполномоченных банков как агентов валютного контроля с органами валютного контроля и другими агентами валютного контроля при обмене информацией в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частью 13 статьи 23 настоящего Федерального закона.

В соответствии со Статьей 23 Закона рассмотрим основные права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц:

. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:

Читайте также:  Будет ли повышена пенсия Чернобыльцам в 2022 году

) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

Валютное регулирование внешнеэкономической деятельности в Таможенном союзе

Сокрытие экспортной выручки, в том числе с использованием притворных сделок. Если у ФТС возникает подозрение, что сделка проводится через фирму-однодневку, она сообщает об этом в ФНС.

Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» определяет функции органов и агентов валютного контроля (ст. 12). Так, органы валютного контроля в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации, определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов.

Key words: violations of the currency legislation of the Russian Federation, currency control, currency transactions, repatriation of foreign exchange earnings, illegal movement of cash currency and monetary instruments, verification of compliance by participants of foreign economic activity of the currency legislation of the Russian Federation.

Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» определяет функции органов и агентов валютного контроля (ст. 12). Так, органы валютного контроля в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации, определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов.

When writing the work, the following research methods were used: expert assessments, analysis, synthesis, system analysis, statistical analysis, formal legal, comparative legal methods.

Если органов правительство валютного вводит такой порядок, то валютного возникают дополнительные таможенного обязанности органов участников ВЭД.

Основными источниками таможенного права в России являются следующие законодательные акты: Конституция РФ, Таможенный кодекс Таможенного союза (далее – ТК ТС), Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ΦЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе».

Базой для исчисления таможенных пошлин по адвалорным (процентным) ставкам является таможенная стоимость, которая не всегда совпадает с контрактной стоимостью товаров. Таможенная стоимость дополнительно может включать расходы на упаковку, многооборотную тару и другие расходы.

Валютное регулирование в Таможенном союзе: возможен ли уход от ответственности?

Транспортное обеспечение экспедиторами и перевозчиками ВЭД в 2021 году.

Заказчик- резидент РФ, Исполнитель – иностранец

Заказчик – резидент РФ , Исполнитель – член ЕАЭС

Заказчик член ЕАЭС , Исполнитель – резидент РФ – транзитная перевозка.

Оказание услуг по международной перевозке товаров на отдельных этапах перевозки . Позиция ВАС, ВС РФ

Когда российский заказчик становится налоговым агентом иностранного перевозчика(экспедитора) по НДС и одновременно по налогу на доходы. Исключения.

Особенности перевозок внутри СНГ, ЕАЭС , а также перевозках грузов автомобильным транспортом из иностранного государства через РФ в государство- члена ЕАЭС.

Преступления и наказание в сфере ВЭД. Обновленный КоАП РФ

Стоимость 8500 руб. Скидки: более одного участника от компании – скидка 10%, постоянным клиентам компании – скидка 15%.

Для профессиональных бухгалтеров – возможно получение сертификата идущего в зачет ежегодного повышения квалификации!

Заявки на участие и дополнительная информация по тел. (495) 517-15-97 , 510-42-90

  • кодифицированные нормативные акты: Таможенный кодекс от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ, Гражданский кодекс РФ часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ и часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ, Налоговый кодекс Российской Федерации — часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ, Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ, Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ, Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ; текущие федеральные законы;
  • собственно акты таможенного законодательства (Таможенный кодекс, Закон РФ «О таможенном тарифе»);
  • акты смежных (пограничных) отраслей законодательства (Гражданский, Налоговый кодексы, Федеральный Конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации»).

Подзаконные нормативные акты — указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные акты Федеральной таможенной службы (в форме приказов, инструкций, распоряжений, писем, указаний, телетайпов, телеграмм, телефонограмм и т. п.). В соответствии со ст. 5 Таможенного кодекса акты Федеральной таможенной службы подлежат государственной регистрации и официальному опубликованию, они не могут противоречить положениям актов таможенного законодательства и иных правовых актов (указов Президента, постановлений и распоряжений Правительства) или устанавливать дополнительные требования, запреты и ограничения. В том случае, если нормативно-правовые акты данного органа исполнительной власти затрагивают права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, то они могут быть обжалованы в арбитражном суде.

Некоторыми учеными в самостоятельный вид источников таможенного права выделяется судебная практика, решения Конституционного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Верховного Суда Российской Федерации по вопросам таможенного регулирования.

Относительно действия таможенного законодательства во времени в ст. 4 Таможенного кодекса содержатся следующие правила: акты таможенного законодательства, указы Президента Российской Федерации и постановления и распоряжения Правительства РФ применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, и не имеют обратной силы, за исключением тех случаев, когда акты таможенного законодательства и иные правовые акты улучшают правовое положение лиц, а также в иных случаях, прямо предусмотренных федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.

Положения актов таможенного законодательства, иных правовых актов в области таможенного дела должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждое лицо точно знало, какие у него есть права и обязанности, а также какие действия, когда и в каком порядке следует совершать при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. При этом никто не может быть привлечен к ответственности за нарушение таможенных правил, если это нарушение вызвано неясностью правовых норм (п. 5 ст. 6 Таможенного кодекса).

Государство возмещает убытки, причиненные лицам вследствие несвоевременного принятия, введения в действие и опубликования нормативно-правовых актов, принятие которых предусмотрено Таможенным кодексом, а также вследствие недостоверности информации, предоставленной таможенными органами. Убытки возмещаются за счет казны Российской Федерации в порядке, установленном гражданским законодательством.

В таможенном законодательстве используется ряд специфических таможенно-правовых терминов, таких как «таможенная территория», «таможенная граница», «таможенный режим», «декларант», «таможенная пошлина». Даже такие известные из гражданского права понятия, как «товары» и «транспортные средства», в таможенном законодательстве имеют свое специфическое толкование.

Применительно к терминам «товары» и «транспортные средства» применяются таможенные процедуры: таможенное оформление, определение таможенной стоимости, взыскание таможенных пошлин, налогов, сборов. В связи с этим актуальным остается вопрос, связанный с их правовым регулированием.

Таможенное оформление — это процедура помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершения действия этого режима в соответствии с требованиями и положениями Таможенного кодекса Российской Федерации.

Таможенному оформлению посвящены главы 8-16 подраздела I раздела II ТК (ст. 58-154). Таким образом, примерно пятая часть всех статей ТК посвящена таможенному оформлению. Это свидетельствует о важности данных таможенных операций.

В развитие статей Таможенного кодекса по таможенному оформлению Федеральной таможенной службой России изданы нормативно-правовые акты.

Глава 8 ТК определяет принципиальные положения, относящиеся к таможенному оформлению.

Первый принцип таможенного оформления состоит в том, что требования таможенных органов при производстве таможенного оформления должны быть обоснованы и ограничены требованиями, установленными в соответствии с ТК РФ и необходимыми для обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ.

Второй принцип заключается в том, что порядок и технологии производства таможенного оформления устанавливаются в зависимости от видов товаров, перемещаемых через таможенную границу, вида транспорта, используемого для такого перемещения (воздушный, морской (речной), железнодорожный и другие), категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства (ст. 59 ТК).

Третий принцип относится к началу и завершению таможенного оформления. При ввозе товаров оно начинается в момент предоставления таможенному органу предварительной таможенной декларации либо документов в соответствии со ст. 72 ТК (в зависимости от того, какое действие совершается ранее), а в случаях, предусмотренных ТК, устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление; при вывозе товаров — в момент предоставления таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных ТК, устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.

  • Законодательные акты Российской Федерации – Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе», Таможенный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, иные федеральные законы, прямо или косвенно затрагивающие вопросы таможенной стоимости;
  • Указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации прямо или косвенно затрагивающие вопросы таможенной стоимости;
  • Нормативные и ненормативные акты Минфина России по вопросам определения таможенной стоимости;
  • Нормативные и ненормативные акты ФТС России, приказы ФТС России, распоряжения ФТС России по таможенной стоимости и письма;
  • Организационно-распорядительные, информационные и иные правовые акты по таможенной стоимости РТУ и таможен (в пределах их компетенции);
  • Межведомственные нормативные акты, прямо или косвенно связанные с вопросами таможенной стоимости.

Отдельным блоком идут документы судебных органов по таможенной стоимости, например, такие как постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Центральное место в правовой системе по таможенной стоимости занимает Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе», заложивший правовые основы определения таможенной стоимости и тем самым сформировавший исходные предпосылки контроля таможенной стоимости.

Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» был принят в 1993 году и его положения по таможенной стоимости (раздел III и раздел IV) просуществовали в неизменном виде до 01.07.2006. В настоящее время Закон РФ «О таможенном тарифе» действует в редакции Федерального закона РФ «О внесении изменений в закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» от 08.11.2005 №144-ФЗ. В соответствии с пунктом 2 статьи 13 и статьей 14 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» Правительству Российской Федерации законодателем предоставлены (делегированы) полномочия по разработке:

  • правил применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров на основе положений этого Закона в целях обеспечения выполнения международных обязательств Российской Федерации. Такие правила должны разрабатываться на основе положений Закона РФ «О таможенном тарифе» в целях обеспечения единообразного толкования и применения на практике норм и положений вышеуказанного закона. Тем самым предусмотрена возможность введения в национальную нормативно-правовую базу по таможенной стоимости соответствующих документов, разрабатываемых Всемирной таможенной организацией (WCO) по вопросам таможенной стоимости (консультативные заключения, комментарии, пояснительные примечания и т.д.);
  • порядка определения таможенной стоимости ввозимых товаров в случаях незаконного перемещения ввезенных товаров через таможенную границу Российской Федерации;
  • порядка определения таможенной стоимости ввозимых товаров в случаях их повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы.
Читайте также:  Налоги и страховые взносы: что изменится с 2023 года?

По перечисленным вопросам издано постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №500 «О порядке определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации».

Кроме этого, статьей 14 Закона «О таможенном тарифе» определено, что Правительство Российской Федерации устанавливает порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации.

Не менее важное место в структуре нормативно-правовой базы по таможенной стоимости занимает Таможенный кодекс Российской Федерации. Нормы Таможенного кодекса России «встраивают» методологию определения таможенной стоимости в процедуру декларирования товаров и таможенного контроля. Таможенный кодекс России (в соответствии с п. 1 ст. 13 Закона «О таможенном тарифе») устанавливает особенности определения таможенной стоимости применительно к отдельным таможенным режимам.

Роль таможенного регулирования в управлении внешнеторговой деятельностью

Совершенствование управленческо-методических аспектов осуществления таможенными органами Российской Федерации валютного контроля целесообразно развивать по направлению технологии формирования данных, содержащих признаки предполагаемых нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов валютного регулирования (далее — Технология).

Целью такой Технологии должно стать выявление сведений, содержащих признаки невыполнения резидентами обязанности по зачислению на свои счета в уполномоченных банках денежных средств, причитающихся за переданные нерезидентам товары, и по
возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на территорию Российской Федерации товары, с использованием штатных программных средств.

Штатные программные средства, используемые для формирования данных, содержащих признаки предполагаемых нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования (далее — данные о нарушениях), представляют собой единый комплекс средств, обеспечивающих проведение операций по сбору, обработке, передаче и загрузке электронных учетных документов валютного контроля в региональные базы данных валютного контроля (РБД ВК) и в центральную базу данных валютного контроля (ЦБД ВК), а также осуществляющих форматно-логический контроль при проведении всех операций документального контроля, и включает в себя следующие штатные программные средства.

Для эффективной реализации Технологии целесообразно использовать информационные ресурсы:

1) электронные копии ведомостей банковского контроля (ВБК) и паспортов сделок (ПС), получаемые ФТС России от Банка России в соответствии с Соглашением об информационном взаимодействии Центрального банка Российской Федерации и Федеральной таможенной службы от 28 ноября 2006 г.;

2) электронные копии учетных документов валютного контроля, содержащие результаты проверок соблюдения участниками внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД) актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования (далее — валютное законодательство) и заполненные с использованием программных средств автоматизированной системы валютного контроля (далее — КТСК) в соответствии с Методикой учета и обработки данных реестра электронных учетных документов валютного контроля в целях выявления нарушения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, утвержденной 1 июня 2009 г. и доведенной до таможенных органов письмом ФТС России от 3 июня 2009 г. № 01-11/25323 (далее — Методика);

3) центральная база данных электронных копий деклараций на товары.
Из электронных копий деклараций на товары, содержащихся в центральной базе данных Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (далее — ЕАИС таможенных органов), используются сведения:

— регистрационный номер декларации на товары (графа А декларации на товары);

— направление перемещения товаров (первый подраздел графы 1 «Декларация» декларации на товары);

— двузначный цифровой код заявляемой таможенной процедуры (второй подраздел графы 1 декларации на товары);

— код особенности таможенного декларирования товаров (графа 7 «Справочный номер» декларации на товары);

— индивидуальный номер налогоплательщика, общероссийский государственный регистрационный номер, код причины постановки на учет и наименование лица, ответственного за финансовое урегулирование (графа 9 «Лицо, ответственное за финансовое урегулирование» декларации на товары);

— код валюты цены договора, в которой определена стоимость заявленных в декларации на товары товаров (первый подраздел графы 22 «Валюта и общая сумма по счету» декларации на товары);

— общая стоимость товара, фактически уплаченная или подлежащая уплате либо компенсируемая иными встречными предоставлениями (в форме выполнения работ, оказания услуг, передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности) в соответствии с условиями возмездного внешнеэкономического договора, в валюте цены договора (второй подраздел графы 22 «Валюта и общая сумма по счету» декларации на товары);

— код характера сделки (графа 24 «Характер сделки» декларации на товары);

— номер документа, подтверждающего соблюдение требований в области валютного контроля (номер паспорта сделки) (графа 44 «Дополнительная информация/Предоставленные документы» декларации на товары);

— номер и дата документа, подтверждающего совершение внешнеэкономической сделки (договор, контракт и дополнения к ним), либо иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами не в рамках внешнеэкономической сделки (графа 44 декларации на товары), с кодами вида документов;

— сведения о принятом решении таможенного органа в отношении товаров, которые заявлены в этой декларации на товары, в том числе, дата выпуска (условного выпуска) товаров (графа «С» декларации на товары).

Для эффективного выявления предполагаемых нарушений формирование данных о нарушениях целесообразно осуществлять поэтапно.

Итак, валютное регулирование и валютный контроль служат инструментами государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Причем, если рассматривать перемещение денежных средств через границу как России, так и Таможенного союза, таким инструментом будет валютный контроль. Его реализацией в таком случае занимаются органы таможни при взаимодействии с уполномоченными банками и Росфиннадзором.

В числе главных органов, контролирующих операции с валютой, Центральный банк (ЦБ) и Правительство РФ. Непосредственный же надзор проводят так называемые агенты валютного контроля. К ним относятся коммерческие банковские организации, наделенные полномочиями ЦБ РФ. Они несут ответственность за то, чтобы все платежи были оформлены правильно, а сведения предоставлены в полном объеме.

Таможенный контроль и нарушения

Законодательство России также определяет меры ответственности за нарушение валютного контроля. Так, нарушители будут отвечать в виде:

  1. взыскания в государственную казну всего, что было получено по сделке, которая является недействительно согласно нормам валютного законодательства;
  2. взыскания в государственную казну товаров, которые были приобретены незаконным путем.

Законодательство также предусматривает штрафные санкции за следующие действия:

  1. неправильный учет или отказ от учета выполненных валютных операций;
  2. неполное представление или представление с опозданием документации и данных о валютных операциях для агентов и органов по валютному контролю.

В настоящем случае порядок наказания лиц, которые нарушили правила валютного контроля, определяется Центральным Банком.

Соблюдение мер валютного контроля при применении таможенного режима экспорта

Исследование данного вопроса невозможно без небольшого исторического экскурса, проведение которого носит не только познавательные цели. Эволюция основ валютного контроля, совершенствование его проведения базируется на анализе нормотворческой и правоприменительной деятельности органов исполнительной власти. Здесь одинаково необходимо выявить как отрицательные рр їьтатьі, так и позитивные итоги работы субъектов валютного контроля. Данная область правоотношений в нашей стране всегда основывалась на императивном методе, предполагающем приоритет публичных интересов над частными.

Валютный контроль за экспортом товаров действует в России с 1994 года. На основании Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» он был введен совместной инструкцией ГТК РФ и Центрального Банка России «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров»1. Инструкция вступила в действие с 1 марта 1994г., и ее положения коснулись всей номенклатуры товаров с расчетами в иностранной валюте, независимо от даты заключения контрактов. Данный нормативный акт был принят в развитие постановления Совета Министров — Правительства РФ от 6 марта 1993 г. № 205 «Об усилении валютного экспортного контроля и о развитии валютного рынка»1. Необходимость принятия данной группы правовых актов была продиктована рядом факторов.

Во-первых, начало 90-х годов XX века охарактеризовалось как период массового оттока капитала за рубеж. Либерализация внешнеэкономической деятельности не только открыла ворота на мировую арену для частнопредпринимательских структур, но и непродуманно устранила все существовавшие ранее барьеры на пути вывоза финансовых ресурсов. Лейтмотивом бегства капитала как «свидетельство недоверия участников рынка к национальной экономике» явился небывалый рост предпринимательских рисков из-за нестабильности хозяйственных отношений. Девальвация отечественной валюты приводила к финансовым потерям и, как следствие, к «долларизации» экономики. При этом коммерсант был крайне заинтересован в сохранении своих активов. Данные обстоятельства привели к началу стихийного ускоренного перемещения капитала за границу. По оценке Банка России, вместе с активами, осевшими за рубежом в первые два года реформ, объем утечки капиталов за перестроечный период достиг почти 140 млрд долларов США . В середине 90-х годов российскими экспортерами ежегодно не репатриировалось до 8-12 млрд. долларов США4.

Во-вторых, несанкционированный отток капитала за рубеж повлек развитие теневого сектора нелегальной экономики. Явление такого рода не является новым для мирового хозяйства, а особенно для стран с переходной экономикой. В России же такие обстоятельства приняли масштабы, угрожающие экономической безопасности. Сложившаяся ситуация идентична замкнутому кругу: девальвация рубля породила утечку капитала, что в свою очередь стало катализатором развития инфляции в стране.

В-третьих, с целью уклонения от уплаты налогов частнопредпринимательские структуры фактически перешли на наличную форму расчетов. В развитых странах безналичные расчеты охватывают свыше 90% экономического оборота1. Естественно, что и при осуществлении внешнеэкономических операций движение капитала должно осуществляться посредством использования банковских счетов. Действующим законодательством установлена административная ответственность за осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими предприятиями, учреждениями и организациями сверх установленных предельных сумм2. В 1992-1993 годах потери России от незаконченных валютных операций составили 15-20 млрд. долларов США в год. При этом большая часть нарушений пришлась на сокрытие валютной выручки от экспорта3.

Читайте также:  26. Добровольное исполнение исполнительного документа

Рассмотренные нами факторы предопределили острейшую необходимость принятия правовой базы осуществления валютного контроля как неотъемлемой части финансовой деятельности государства. Названная выше инструкция ГТК РФ и ЦБ РФ применялась в области таможенного дела несколько лет, несмотря на нарушение принципа презумпции законности данного акта.

Валютный контроль при импортных операциях

Таможенный кодекс РФ заменил существовавший ранее режим импорта на аналогичный режим выпуска для свободного обращения. В соответствии со ст. 30 ТК РФ, под выпуском товаров для свободного обращения понимается таможенный режим, при котором ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары остаются постоянно на этой территории без обязательства об их вывозе. Валютный контроль при применении данного режима преследует цель возведения барьеров на пути утечки капитала за рубеж, который, негативно воздействуя на денежно-кредитную систему России, представляет собой «процесс изъятия части капитала из национального оборота в данной стране и перемещение его в экономику других стран с целью получения прибыли»

Способов незаконного перевода валюты несколько: это и осуществление импортной операции нерезидентом, и предварительное завышение стоимости ввозимого товара, и вывоз по кредитной карточке. На практике имеют место факты неоднократной оплаты разными юридическими лицами — резидентами одних и тех же товаров. Нередко в процессе такого вывоза задействованы и преступные организации. Особая их опасность состоит не только в том, «что они становятся все более могущественными и универсальными, но и в том, что они в отличие от правоохранительных органов разных государств нередко быстрее налаживают между собой четко организованное сотрудничество в преступной деятельности независимо от страны их местонахождения»

Зарубежный опыт свидетельствует о практике в данной сфере правоотношений. Ст.7 Конвенции ООН против транснациональной организации преступлений, принятой в Вене в ноябре 2000 года, предусматривает меры по борьбе с отмыванием денежных средств. В Уголовном кодексе республики Беларусь предусмотрена ответственность за незаконное открытие счетов за пределами республики (ст.224); невозвращение из-за границы иностранной валюты (ст.225). Создана международная организация по борьбе с валютными махинациями — ФАТФ — своеобразный валютный Интерпол. Учитывая, что в нарушениях валютного законодательства задействованы субъекты международных правоотношений, России необходимо наладить четкое взаимодействие и сотрудничество с данной структурой. Это именно тот случай, когда интеграция наиболее оптимальная и обоюдовыгодна.

Валютный контроль при совершении импортных операций осуществляется на основании Инструкции Центрального Банка Российской Федерации и Государственного таможенного комитета РФ от 4 октября 2000 г. № 91 -И и № 01-11/28644 (соответственно) «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров»1. Валютный контроль при импорте применяется при помещении товаров под следующие режимы: выпуск для свободного обращения, реимпорт, таможенный склад, магазин беспошлинной торговли, переработка на таможенной территории и под таможенным контролем, временный ввоз, свободная таможенная зона, свободный склад, отказ в пользу государства, уничтожение, реэкспорт.

Валютное законодательство и таможенное право

В основном термин «валюта» используется как определение иностранной валюты. Оценивая соотношения денежной единицы государства, и иностранных валют применяют следующие понятия: «неконвертируемая валюта», «частично конвертируемая валюта» и «конвертируемая валюта». Данные понятия являются выражением того валютного режима, который установлен в государстве.

Если про угрозу нарушений знать заранее, можно оперативно среагировать и, например, предоставить недостающие документы.

Валютный контроль в области таможенного дела.. Таможенное право: конспект лекций» — А. А. Богомолова. Таможенное право: конспект лекций. Принятые сокращения. 1. Нормативные документы 2. Органы власти 3. Прочие сокращения I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ. Тема 1. ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 1.1. Таможенное регулирование и организация таможенного дела в Российской Федерации. 1.2.

Общие положения законодательства. Каковы перспективы развития валютного регулирования цифровой валюты?

Валютный контроль необходим для того, чтобы проверить законность операций, которые проводят участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД). ## Пример употребления на «Секрете»«Допустим, вы заключили контракт на $1 млн и действительно перевели эти деньги за границу. Но таможне заявили сумму контракта в $200 000. Валютный контроль, видя это, сообщит об этом в ФНС.

Было рекомендовано продолжить работу по дальнейшей гармонизации принципов и механизмов проведения государствами — участниками ЕврАзЭС политики в указанных сферах.

ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ. 4.1. Основы таможенного контроля. 4.2. Формы таможенного контроля. 4.3. Способы и средства проведения таможенного контроля. 4.4. Контроль товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. 4.5. Валютный контроль в области таможенного дела. Тема 5. ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ. 5.1. Виды таможенных платежей. 5.2. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности. 5.3.
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них.

Информация, содержащаяся в нем, должна полностью соответствовать условиям внешнеторгового контракта. На каждый внешнеторговый контракт оформляется один паспорт сделки, который содержит реквизиты уполномоченного банка, экспортера, иностранного контрагента, условия контракта. Паспорт сделки подписывается лицом, имеющим право первой подписи по счету экспортера в банке, и скрепляется печатью.

Валютный контроль — надзор со стороны государства и банков за соблюдением валютного законодательства при операциях бизнеса и физических лиц с валютой.

Книга предназначена в качестве базового учебного пособия по курсу «Логистика» экономического факультета МГУ им. М. В.

Любая структура, применяемая в рамках государственного управления, характеризуется наличием определенных элементов, связанных между собой напрямую, или взаимодействующих автономно.

Учитывая вышесказанное можно сделать вывод, что финансовоправовое регулирование валютных отношений выражается в регулировании законодательством РФ деятельности по образованию государственных денежных фондов РФ, а так по распределению, и использованию финансовых ресурсов страны.

Любая структура, применяемая в рамках государственного управления, характеризуется наличием определенных элементов, связанных между собой напрямую, или взаимодействующих автономно.

Валютные правоотношения могут обладать свойствами граждан- ско- правового, финансово-правового и международно-правового характера. В связи с этим А.В. Емелин отмечает значение «триединого» подхода к проблеме регулирования валютных отношений.

Первый блок– к нему относятся документы нормативного и законодательного характера, которые направлены на регулирование и контроль валютных операций. Основным актом, который представляет валютное законодательство есть Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле».

Функции валютного контроля в России возложены на правительство, а также на органы и агентов валютного контроля. Главный в этой иерархии — Центробанк. Регулятор контролирует все валютные операции, которые проводятся в банках, — проверяет их на соответствие законодательству, запрашивает необходимые документы и выдаёт предписания об устранении нарушений.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ О ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ.

Основные цели валютного контроля в том, чтобы не допустить утечки капитала за рубеж и не допускать незаконных операций. Банк проверяет каждую операцию на предмет соблюдения законодательства и может запросить необходимые документы или информацию.

Сразу уточню, у банка нет цели «вставить палки в колеса», скорее наоборот, банк заинтересован в развитии бизнеса для своих клиентов и оказывает всестороннюю поддержку на всех этапах.

Давайте рассмотрим одно из самых важных требований валютного законодательства — репатриацию валютной выручки.

«Репатриация» означает возвращение на родину. То есть, экспортер обязан получить на свои счета в банке валютную выручку за экспортированный товар, а импортер – обеспечить возврат денежных средств, перечисленных за товар в виде авансовых платежей, если товар так и не был поставлен. Банк следит за тем, чтобы деньги всегда возвращались на родину в установленные сроки, в том или ином виде.

Что это за сроки, и как на них влиять, рассмотрим далее.

КАК ИЗБЕЖАТЬ НАРУШЕНИЙ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Хочу дать несколько практических советов, как избежать нарушения валютного контроля и штрафов.

  • Если вы работаете по импортному контракту, который стоит на учете в банке, рекомендую после каждого проведенного платежа сверять ВБК (ведомость банковского контроля). Это нужно для того, чтобы посмотреть с каким кодом валютной операции прошел платеж, и какой срок возврата аванса указал сотрудник банка при проведении платежа. Так как эту информацию банк указывает самостоятельно, исходя из условий договора, может возникнуть ошибка, которая впоследствии приведет к нарушению сроков и придется ее исправлять.
  • Если есть возможность, то указывать в контракте сроком репатриации срок действия договора. То есть, если договор действует до 31.12.2023, то написать, что срок исполнения обязательств сторонами 31.12.2023. В этом случае будет очень удобно, что все платежи по договору имеют один срок репатриации и, достаточно будет следить за общим сальдо расчетов, не обращая внимание на конкретные даты к тому или иному платежу.
  • Если возникают нарушения, банк отправляет данные в ЦБ примерно через 2 месяца с даты нарушения. До этого можно исправить ситуацию, если скорректировать сроки, код валютной операции или СПД. Обычно, если по договору прошел уже не один платеж, и подано большое количество СПД, разобраться трудно, но в большинстве случаев все можно исправить и избежать штрафов. По опыту скажу, что можно решить практически любую ситуацию, если вовремя обратить внимание и принять меры.

Таблица 1 — Законодательная база валютного регулирования и валютного контроля Республики Беларусь

Наименование законодательных актов

1 Закон Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. № 347-3 «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»

2 Указ Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций»

3 Указ Президента Республики Беларусь от 17 июля 2006 г. № 452 «Об обязательной продаже иностранной валюты»

4 Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 апреля 2004 г. № 72 «Об утверждении правил проведения валютных операций»

5 Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 11 ноября 2008 г. № 165 «О порядке осуществления расчетов по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт»


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *