Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсионный возраст в Беларуси увеличится с 1 января 2022 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Первоначально социальные пенсии в Беларуси необходимы были для поддержки тех групп населения, которые по каким-либо причинам не могут работать. Например, дети-инвалиды или несовершеннолетние дети, которые потеряли родителя (потеря кормильца).
Таким образом, выход на пенсию в Беларуси происходит:
до 2017 года – у мужчин в 60 лет, у женщин в 55 лет;
· с 1 января 2017 года – у мужчин в 60 лет и 6 месяцев, у женщин в 55 лет и 6 месяцев;
· с 1 января 2018 года – у мужчин в 61 год, у женщин в 56 лет;
· с 1 января 2019 года – у мужчин в 61 год и 6 месяцев, у женщин в 56 лет и 6 месяцев;
· с 1 января 2020 года – у мужчин в 62 года, у женщин в 57 лет;
· с 1 января 2021 года – у мужчин в 62 года и 6 месяцев, у женщин — 57 лет и 6 месяцев;
· с 1 января 2022 года – у мужчин в 63 года, у женщин в 58 лет.
Указом также предусмотрено аналогичное увеличение возраста, дающего право на льготные трудовые пенсии и пенсии за выслугу лет (за 6 лет на 3 года).
Стоит отметить, что размер пенсии зависит от стажа трудовой деятельности и уровня заработной платы, с которой человек уходит на пенсию. Также существуют понятия «трудовой стаж» и «страховой стаж», и важно понимать их различия.
Общий трудовой стаж– это период трудовой, предпринимательской, общественной и иной деятельности, установленной законодательством.
Страховой стаж– это продолжительность только того времени трудовой деятельности, на протяжении которого производились обязательные страховые отчисления в государственный бюджет.
Человек, который не накопил требуемый стаж, может претендовать на социальную пенсию. Однако назначена она будет по достижении мужчинами возраста 65 лет, женщинами – 60 лет.
Минимальный страховой стаж для назначения пенсии по возрасту (как и пенсионный возраст) ежегодно увеличивается. Согласно Указу Президента Беларуси Александра Лукашенко №534 от 31 декабря 2015 года «О вопросах социального обеспечения», право на трудовую пенсию по возрасту имеют граждане, накопившие социальный стаж не менее 15,5 лет. А начиная с 1 января 2017 года данный стаж увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет.
Размер пенсионных выплат в Беларуси
Выход на пенсию в Белоруссии в 2019 году предполагает получение выплаты, которая не может быть ниже следующих величин:
Вид пенсии | Размер, % от минимального размера пенсии по возрасту на 01.10.2019 — 57,73 белорусских руб. |
Социальная пенсия по старости | 25 от прожиточного минимума |
По инвалидности I, II группы | 100 |
По инвалидности III группы | 50 |
Матерям-героиням | 100 |
По потере кормильца | 100 |
Детям-сиротам | 200 |
По выслуге лет | 100 |
Страховой стаж — 18,5 лет для обоих полов
Страховой стаж — это количество лет, за которые поступали взносы за работника в ФСЗН. До 2014 года он составлял 5 лет, в 2014-м вырос до 10 лет, в 2015-м — до 15. Его же стали ежегодно повышать на шесть месяцев во время реформы. К 2025 году он достигнет 20 лет.
Если такого стажа не хватает, вместо пенсии по возрасту человек будет получать низкую социальную пенсию. Но есть и исключения (например, многодетные матери).
Также с 2021 года вступил в силу указ, который уменьшил количество тех, кому не хватило стажа. Если мужчины старше 65 лет и женщины от 60 наработали не менее 10 лет страхового стажа, они получат право на трудовую пенсию по возрасту (а не социальную). Её размер составит 73% наибольшей величины БПМ пенсионера (сейчас это 218 рублей) плюс ещё по 3% за каждый дополнительный год страхового стажа. Но для этого пенсионерам нужно сходить и написать заявление в свой отдел ФСЗН.
Пенсия по возрасту при 10 годах страхового стажа назначается:
- женщинам, родившим четверых детей и воспитавшим их до 8-летнего возраста, имеющим общий стаж не менее 20 лет;
- лицам, имеющим продолжительный общий стаж: мужчины – не менее 40 лет, женщины – 35 лет;
- лицам, которые не менее 10 календарных лет, без учета времени нахождения в социальном отпуске по уходу за детьми, проходили военную службу (или службу в военизированных организациях), но не приобрели права на пенсию по нормам закона о пенсионном обеспечении для военнослужащих. При этом у них должен быть общий стаж не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин;
- лицам, которые более 10 лет являются инвалидами I или II группы, страховой стаж для назначения пенсии по возрасту (например, в 2021 году – это 18 лет) снижается на 6 месяцев за каждый полный год нахождения на инвалидности.
С 1 января 2021 года мужчинам, достигшим возраста 65 лет, и женщинам 60 лет, имеющим страховой стаж не менее 10 лет, но менее требуемого страхового стажа для назначения пенсии по возрасту на общих основаниях, назначается трудовая пенсия по возрасту при неполном страховом стаже. Размер такой пенсии исчисляется в процентном отношении от бюджета прожиточного минимума пенсионера.
Кому положены минимальные пенсии
Минимальный размер трудовой пенсии по возрасту установлен в размере 25 % наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения за два последних квартала.
Минимальный размер трудовой пенсии по инвалидности I и II групп установлен в размере 100 %, по III группе – 50 %, матерям-героиням (независимо от группы инвалидности) – 100% минимального размера пенсии по возрасту.
Минимальный размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца – 100 % минимального размера пенсии по возрасту, детям-сиротам – 200% минимального размера пенсии по возрасту.
Минимальный размер трудовой пенсии за выслугу лет – 100 % минимальной пенсии по возрасту.
Уровень пенсионных выплат поддерживают периодические перерасчеты.
Минтруда и соцзащиты гарантирует, что в 2023 г. трудовые пенсии будут повышены как минимум один раз. Прогноз главы государства оптимистичнее: на совещании 23 декабря он утверждал, что в следующем году трудовые пенсии могут поднять трижды.
По законодательству перерасчет осуществляется:
– трудовых пенсий – в связи с ростом средней заработной платы работников в республике на основании указов Президента не реже 1 раза в год в пределах средств ФСЗН;
– минимальных трудовых пенсий, социальных пенсий, надбавок и повышений к пенсиям, доплат к пенсиям лицам в возрасте старше 75 лет – в связи с изменением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (БПМ). БПМ обновляют 4 раза в год – 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября. Соответственно, социальные пенсии и доплаты, будем надеяться, пересмотрят четырежды.
Условия назначения трудовой пенсии по возрасту
Рассмотрим, какие условия должны выполняться для назначения трудовой пенсии по возрасту на общих основаниях, а также по некоторым льготным основаниям, предусматривающим выход на пенсию ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.
Условия назначения пенсии по возрасту на общих основаниях
Право на трудовую пенсию по возрасту на общих основаниях имеют мужчины и женщины, обладающие в совокупности следующими признаками :
— достижение общеустановленного пенсионного возраста. В 2019 году это 61 год 6 месяцев для мужчин и 56 лет 6 месяцев для женщин;
— наличие определенного стажа работы: для мужчин — не менее 25 лет, для женщин — не менее 20 лет;
— наличие необходимого стажа работы с уплатой страховых взносов (далее — страховой стаж). В 2021 году он должен быть не менее 17 лет.
Условия предоставления пенсии по возрасту на общих основаниях в 2019 году и позднее приведены в таблице 1.
Таблица 1
Год выхода на пенсию | Мужчины | Женщины | Минимальный страховой стаж | ||||
Дата рождения | Возраст выхода на пенсию | Минимальный стаж работы | Дата рождения | Возраст выхода на пенсию | Минимальный стаж работы | ||
2019 | 1-е полугодие 1958 года | 61 год 6 месяцев | 25 лет | 1-е полугодие 1963 года | 56 лет 6 месяцев | 20 лет | 17 лет |
2020 | 2-е полугодие 1958 года | 62 года | 25 лет | 2-е полугодие 1963 года | 57 лет | 20 лет | 17 лет 6 месяцев |
2021 | 1-е полугодие 1959 года | 62 года 6 месяцев | 25 лет | 1-е полугодие 1964 года | 57 лет 6 месяцев | 20 лет | 18 лет |
2022 | 2-е полугодие 1959 года | 63 года | 25 лет | 2-е полугодие 1964 года | 58 лет | 20 лет | 18 лет 6 месяцев |
2023 | 1960 год | 63 года | 25 лет | 1965 год | 58 лет | 20 лет | 19 лет |
2024 | 1961 год | 63 года | 25 лет | 1966 год | 58 лет | 20 лет | 19 лет 6 месяцев |
2025 | 1962 год | 63 года | 25 лет | 1967 год | 58 лет | 20 лет | 20 лет |
Внимание!Лицам, имеющим необходимый страховой стаж, но не имеющим стажа работы, достаточного для назначения пенсии по возрасту (см. таблицу 1), назначается пенсия по возрасту при неполном стаже работы. При назначении такой пенсий не применяются льготные условия по возрасту и стажу для назначения пенсий .
Дополнительно отметим, что лица, достигшие общеустановленного пенсионного возраста, но не имеющие необходимого страхового стажа, также имеют право на пенсию по возрасту . Условия ее предоставления приведены в таблице 2.
В 2017 году государственные служащие в республике Беларусь могут покидать свой пост и получать льготную пенсию:
- в 50 лет — женщины;
- в 55 — мужчины.
До момента достижения общеустановленного для всех обычных граждан пенсионного возраста (55 и 60 лет соответственно), они смогут получать только половину назначенных выплат. Такое ограничение не распространяется только на имеющим инвалидность 1 и 2 группы служащих.
Данную категорию работающих граждан также затронет постепенное поднятие пенсионного возраста — со второй части 2023 года они будут получать льготные выплаты:
- с 53 лет — женщины;
- с 58 — мужчины,
а полную сумму они смогут получать лишь по достижению:
- мужчинами — 63 годов;
- женщинами — 58.
Нетрудоспособные граждане республики Беларусь не имеют прав на получение трудовой пенсии, им начисляются только льготные выплаты.
Когда пора на пенсию?
Рождённые в:
- первой половине 1962 г. женщины и первой половине 1957 г. мужчины выходят на пенсию в 55,5 и 60,5 лет соответственно;
- второй половине 1962 г. женщины и второй половине 1957 г. мужчины выходят на пенсию в 56 и 61 год соответственно;
- первой половине 1963 г. женщины и первой половине 1958 г. мужчины выходят на пенсию в 56,5 и 61,5 года соответственно;
- второй половине 1963 г. женщины и второй половине 1958 г. мужчины выходят на пенсию в 57 и 62 года соответственно;
- первой половине 1964 г. женщины и первой половине 1959 г. мужчины выходят на пенсию в 57,5 и 62,5 лет соответственно;
- второй половине 1964 г. женщины и второй половине 1959 г. мужчины выходят на пенсию в 58 и 63 года соответственно.
Размер пенсионных выплат в Беларуси
Выход на пенсию в Белоруссии в 2021 году предполагает получение выплаты, которая не может быть ниже следующих величин:
Вид пенсии | Размер, % от минимального размера пенсии по возрасту на 01.10.2019 — 57,73 белорусских руб. |
Социальная пенсия по старости | 25 от прожиточного минимума |
По инвалидности I, II группы | 100 |
По инвалидности III группы | 50 |
Матерям-героиням | 100 |
По потере кормильца | 100 |
Детям-сиротам | 200 |
По выслуге лет | 100 |
Для некоторых категорий устанавливаются доплаты. Периодически проводится перерасчет, если выросла средняя зарплата в стране или изменился уровень прожиточного минимума. В зависимости от инфляции, как в России, выплаты не индексируются.
Размер пенсии рассчитывается на основе зарплаты за последние 24 года, но не больше среднего значения, увеличенного в 4 раза. Средний размер пенсионных выплат составляет 438 белорусских рублей, это 13 724 российских рубля.
Перераспределение взносов, о, покупка стажа. Какие еще есть предложения по пенсиям
Повышение пенсионного возраста и развитие системы пенсионных накоплений — не единственные возможные направления реформы пенсионной системы. Директор бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Жанна Тарасевич рассказывает, что представители бизнеса еще в 2013 году подготовили свою концепцию пенсионной реформы. Она была рассмотрена на уровне Минтруда и Федерации профсоюзов, однако в итоге власти решили, что «данные предложения заслуживают внимания, но они преждевременные».
— Хотя в тот момент мы делали анализ и говорили, что Фонд соцзащиты вскоре столкнется с трудностями. Если сегодня поднять ту аналитику и сравнить с тем, что есть сегодня, по факту, то будет видно, что мы были правы практически на 100%, — отмечает Жанна Тарасевич. — Безусловно, какие-то моменты, о которых мы говорили, были взяты: это повышение пенсионного возраста и повышение минимального страхового стажа для получения трудовой пенсии. Дальнейшее повышение пенсионного возраста, конечно, может рассматриваться, но это самое легкое, что можно сделать. Проблемы, связанные с обязательными социальными отчислениями, только за счет повышения пенсионного возраста решить не удастся. Здесь нужно менять подходы.
Одно из изменений, озвученных бизнес-союзом, — это перераспределение нагрузки по страховым взносам между работниками и нанимателями.
— Мы предлагали в течение какого-то периода времени, не одномоментно, выровнять нагрузку на нанимателя и работника, как это существует за рубежом. Сегодня у нас в Фонд соцзащиты работник платит 1% зарплаты, наниматель — 34%. Мы считаем, что нужно постепенно снижать нагрузку на нанимателя и увеличивать — на работника. Пусть это будет небольшой шаг, по 1−1,5% в год, и процесс займет 10 лет, но в конце концов мы придем к равновесию, — говорит Жанна Тарасевич. — Конечно, такая мера может вызвать всплеск недовольства у людей, которым придется больше отдавать от своей зарплаты. Но, во-первых, это реформа не одного дня, людей надо постепенно готовить к этой идее. А во-вторых, должна быть проведена работа с нанимателями, чтобы они, исходя из своих возможностей, пропорционально повышали работникам зарплаты. Это должно быть зафиксировано либо через генеральное соглашение между нанимателем и работниками, либо через какие-то другие нормативно-правовые акты. Учитывая, что у нас самые высокие обязательные социальные отчисления для бизнеса на территории ЕАЭС и вообще в близлежащих странах, мы просто не выдерживаем конкуренции.
Что говорили власти о пересмотре страховых взносов В 2021 году в Министерстве по налогам и сборам говорили о возможном снижении налоговой нагрузки, в том числе с точки зрения взносов в Фонд соцзащиты. Речь шла именно о том, чтобы перераспределить взносы между нанимателями и работниками. Позже глава Фонда соцзащиты Наталия Павлюченко уточнила, что этот вопрос рассматривается, но о каком-то решении говорить пока рано.
Еще одна проблема, на которую обращает внимание Жанна Тарасевич, — пенсионная «уравниловка».
— И человек, который получал 500 рублей, и человек, который получал 2000 рублей, в общей сумме отдавали в Фонд соцзащиты по 35% зарплаты. Но при этом пенсия у них будет отличаться всего на 100−150 рублей, а это небольшие деньги. Поэтому второй шаг — это дифференциация пенсий и пересмотр непосредственно самой формулы их расчета. Это также поможет бороться с «серыми» зарплатами, потому что выстроится прямая зависимость: чем больше ты платишь в пенсионный фонд сегодня, тем выше будет твоя зарплата завтра, — объясняет Жанна Тарасевич.
Что говорили власти о пенсионной «уравниловке» Эта проблема поднималась на самом высоком уровне. В феврале 2020-го Александр Лукашенко анонсировал новую пенсионную реформу, которая, по его словам, в том числе должна избавить систему от «уравниловки». «Надо сделать так, чтобы человек, работая, понимал: буду лучше работать, больше зарабатывать — на пенсии будет лучше», — комментировал Александр Лукашенко. О несправедливости уравнительного принципа говорил и глава Федерации профсоюзов Михаил Орда.
Также, продолжает эксперт, в Беларуси есть достаточно большое количество людей, которые могут платить страховые взносы от минимальной зарплаты и, по сути, участвовать в пенсионном накоплении по желанию. Это индивидуальные предприниматели, самозанятые, работающие без регистрации ИП, ремесленники, владельцы агроусадеб.
— С одной стороны, если человек платит взносы только от минимальной зарплаты, то он заработает только на социальную пенсию. Этим он в будущем сделает хуже самому себе, и далеко не все это осознают. А во-вторых, подобная льгота по уплате страховых взносов создает неравные условия конкуренции. Тот, кто принимает решение платить взносы по минимальной планке, сегодня может получать больший доход или имеет возможность реализовывать товар по меньшей цене по сравнению с теми, кто решил больше отдавать на пенсию, — объясняет Жанна Тарасевич. — По мере того, как у нас появляется все больше людей, которые работают на себя, вовлечение этих слоев в пенсионную систему становится все актуальнее. А ведь есть еще и предприниматели, которые оформлены где-то на часть ставки и благодаря этому могут вообще ничего дополнительно не отчислять в Фонд соцзащиты. В том числе отсюда и получается дефицит ресурсов в пенсионном фонде.
Наконец, еще одно предложение бизнес-союзов — это возможность покупать страховой стаж и тем самым, соответственно, делать дополнительные отчисления в Фонд соцзащиты.
Пенсия по возрасту: действия работодателя
При достижении определенного возраста у работника может возникнуть право на трудовую пенсию по возрасту (далее — пенсия). Вспомним условия и общий порядок назначения пенсии. Кроме того, разберемся, какие действия важно предпринять нанимателю, чтобы отследить момент наступления пенсионного возраста и назначения пенсии работникам.
Условия назначения пенсии по возрасту
Право на пенсию может возникнуть у работника при совпадении нескольких условий в совокупности :
1) достижение установленного пенсионного возраста;
2) наличие определенного минимального стажа для пенсии:
— страхового. Проще говоря, это сумма времени, в течение которого за работника были уплачены обязательные страховые взносы в ФСЗН;
— трудового, который в основном включает общий период работы по трудовому договору, договору подряда или в качестве ИП .
Некоторые периоды засчитываются в трудовой стаж лица, несмотря на неуплату в это время страховых взносов в ФСЗН. К примеру, когда работник получал высшее образование в дневной форме, находился на больничном или в декретном отпуске .
Есть ли запрос на повышение пенсионного возраста?
Наблюдения экспертов подтверждает и блиц-опрос десятка минчан, согласившихся ответить на вопросы DW. Марина, сотрудник одного из институтов Академии наук, в знак протеста против повышения пенсионного возраста вышла из профсоюза: «Считаю, что мои интересы ущемлены. Обидно при стаже 38 лет перерабатывать год. Пенсию мне назначат в 56 лет». Назначат, — потому что об уходе с работы Марина даже не думает. Как и большинство собеседников DW, она рассматривает пенсию как дополнительный к зарплате доход около 150 долларов в эквиваленте: «К моему среднемесячному заработку в 300 долларов — это не роскошь, а необходимость».
Аналогичное мнение высказывает и строитель Сергей с гораздо более высокой зарплатой. Реформа ему категорически не нравится, на пенсию он выйдет в 63 года: «Несмотря на механизацию, приходится иногда и мешок с цементом поднять, и на строительных лесах на большой высоте работать, а это и сегодня уже тяжелее, чем даже 5 лет назад». При сравнении средней зарплаты и средней пенсии становится понятно, что при выходе на пенсию доходы падают более чем на 60 процентов. Поэтому большинство пенсионеров работают в первые годы после выхода на пенсию.
Среди приветствующих реформу — минчане не занятые тяжелым физическим трудом, часто с высоким социальным статусом. Госслужащая Ольга будет «даже рада, если пенсионный возраст в Беларуси повысят до 68, как в Англии. Сам статус пенсионера не радует. Претендующие на мое место коллеги на работе не будут косо смотреть на меня в мои 55, ожидая пока я освобожу путь для их карьерного роста».
Социолог Елена Артеменко называет серьезной проблемой незащищенность людей старшего возраста на рынке труда (непродление контракта в связи с приближающейся пенсией, трудности при поиске работы). По ее словам, при повышении пенсионного возраста уязвимая группа расширилась: нижняя граница уязвимого возраста вряд ли увеличивается, а верхняя отодвигается до 58 лет для женщин и 63-х для мужчин.
Необходимые документы для пенсии в Беларуси в 2020 году
Расчет и начисление пенсии по возрасту происходит после подачи письменного заявления гражданина. Обращение нужно передать работодателю на последнем рабочем месте. Если это невозможно (ИП, безработные, творческие работники и т.д.), то необходимо напрямую обратиться в управление по труду, занятости и социальной защиты по месту жительства.
Вместе с заявлением нужно подготовить:
- паспорт или вид на жительство;
- документы, рассказывающие о размере заработка за последние 26 лет (актуально для тех, кто должен получить пенсию в 2020 году);
- документы, рассказывающие о стаже (трудовая книжка, документы о получении образования, военный билет и т.д.);
- страховое свидетельство государственного страхования.