Объекты авторского права и смежного права

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Объекты авторского права и смежного права». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Авторское право — это совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей.

Предмет авторского права — отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права).

Авторское право сочетает в себе диспозитивно-императивные методы регулирования правоотношений.

Объекты авторского права

1. Понятие и критерии охраноспособности объекта авторского права

Объекты, охраняемые авторским правом, относятся к таким областям человеческой деятельности, как наука, литература и искусство. Закон не дает определений данных понятий. Предполагается, что они очевидны и не нуждаются в особых дефинициях. Более важно определить объекты, авторские права на которые могут принадлежать конкретным физическим лицам.

Закон устанавливает два общих легальных критерия охраноспособности объектов авторского права, дает примерный перечень произведений, которые при условии соответствия их названным критериям могут являться объектами авторского права, а также определяет сферу действия авторского права.

Смежные права и их границы

1. Понятие, источники и сфера действия смежных прав

В объективном смысле смежные права представляют собой совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по охране исполнений, постановок, фонограмм, передач организаций эфирного и кабельного вещания, установлению режима их использования, наделению исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций личными неимущественными и имущественными правами и защите этих прав. Иными словами, смежные права как институт гражданского права выполняет те же функции, что и авторское право в отношении произведений науки, литературы и искусства.

Сходны также и источники смежных и авторских прав. К отношениям в сфере смежных прав применяются многие нормы ГК РФ, регламентирующие отношения и в области авторских прав, а также нормы ЗоАП. Вместе с тем смежные права регулируются рядом специальных подзаконных правовых актов, касающихся охраны и использования фонограмм, а также некоторыми международными соглашениями, в частности Женевской конвенцией от 29 октября 1971 г. об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (вступила в силу для Российской Федерации 13 марта 1995 г.) и Римской конвенцией 1961 г. об охране прав артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций.

Гениальность музыкальных произведений Чайковского, Глинки, Бетховена и многих других великих композиторов не была бы по достоинству оценена любителями классической музыки без адекватного дарования таких виртуозных исполнителей, как музыканты М. Ростропович и С. Рихтер, дирижер Г. Рождественский, певцы Ф. Шаляпин и Л. Паваротти. В наше время развитие музыкальной, сценической и иной культуры уже немыслимо без фонограмм, радио- и телепередач, в том числе по каналам кабельного вещания. Функционирующие в данной области права исполнителей получили наименование смежных, т.е. сопряженных, сопредельных с авторскими правами.

Как отмечалось, смежные права получили свое название по их связи с авторскими правами. Смежные права производны, зависимы от авторских прав. Они примыкают к последним, сопряжены, сопредельны с ними. Нельзя сделать фонограмму исполнения песни, не использовав ее слова и музыку, сочиненные поэтом и композитором. Точно так же невозможно осуществить радио- или телепередачу без вторжения в сферу труда артистов-исполнителей, драматурга, хореографа, чтеца-декламатора или иного носителя авторского либо смежного права.

Поэтому согласно закону производитель фонограммы и вещательные организации осуществляют свои права лишь в пределах прав, полученных по договору с исполнителями и авторами записанных на фонограммах или передаваемых в эфир либо по кабелю произведений. Более того, чтобы, к примеру, передать в эфир или по кабелю постановку спектакля, вещательная организация должна получить разрешение не только от режиссера-постановщика, но и от занятых в спектакле исполнителей, а также от автора исполняемого литературного произведения.

Служебные произведения: как определяется правообладатель

По общему правилу права на служебное произведение не отходят одному субъекту, а распределяются следующим образом: исключительное право — работодателю, а личные неимущественные права — автору. При этом у последнего возникает неотчуждаемое право на вознаграждение, которое сохраняется, даже если работодатель не использует произведение и не обнародует его (ч. 3 п. 2 ст. 1295 ГК РФ). Ст. 1296 говорит о произведениях, создаваемых по заказу, при этом подрядчиком по договору выступает иной, чем автор произведения, субъект — в таком случае исключительное право принадлежит заказчику.

Согласно ст. 1297 ГК РФ, если при выполнении договора, которым прямо создание конкретного произведения не предусматривалось, оно было создано, исключительным правом обладает подрядчик.

Срок действия авторских прав зависит от их вида:

  1. Исключительное право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти.
  2. Авторство, право автора на имя и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно. После смерти автора защита этих прав осуществляется наследниками и другими заинтересованными лицами.
  3. Право доступа действует в течение жизни автора.
  4. Право следования действует, пока не прекратилось исключительное право на произведение.

После прекращения исключительного права произведения переходит в общественное достояние и может свободно использоваться любыми лицами.

Как долго действует защита творческих продуктов? Законом определено, что объекты авторских прав защищаются на протяжении всей жизни автора. Разумеется, создатель творческого продукта может по своему желанию передать права на них — это осуществляется в рамках соответствующих правовых процедур. Но с момента, когда объекты авторского права в имущественном аспекте переходят к новому владельцу, их защита также осуществляется без ограничений по сроку. Передача исключительных прав осуществляется в рамках гражданского законодательства.

Читайте также:  ЧТО В БАШКИРИИ ПОЛОЖЕНО СЕМЬЯМ С ДЕТЬМИ В 2021?

В свою очередь, в личном аспекте объекты защиты авторского права, как мы уже отметили выше, переданы быть не могут. Автор, написавший рассказ или сочинивший песню, не может передать кому-то неимущественную составляющую владения творческим продуктом. Хотя на этот счет есть разные точки зрения. Есть юристы, которые считают, что некоторые виды объектов авторского права все-таки подлежат полноценной передаче от одного владельца к другому не только в имущественном аспекте, но также и в личном.

Рассмотрим нюансы соответствующей процедуры более подробно. Мы изучили, что такое авторское право, понятие «объекты», «субъекты». Полезно будет также исследовать один из самых распространенных в среде российских экспертов дискуссионных аспектов изучаемой нами сферы юриспруденции.

Актуальность темы данной работы состоит в том, что любое научное открытие, роман, картина или музыкальное произведение могут быть безвозвратно утрачены или остаться в безвестности, если не будут сохранены или воспроизведены в какой-либо вещественной форме для будущих поколений. В связи с этим не вызывает удивления желание человека не только сохранить плоды своего труда, но и закрепить за собой преимущества и выгоды, получаемые вследствие создания художественных произведений. Именно такими проблемами и вопросами занимается авторское право. Авторское право помогает авторам не только распространять духовное богатство, но и охранять результаты творчества от их незаконного использования, что является одним из самых главных его достоинств. Более того, авторское право способствует свободе информации и самовыражению, поощряет стремления авторов создавать значительные работы, облегчает им возможность использовать эти работы в коммерческих целях.

Эта отрасль права помогает развитию российской национальной культуры, которой сложно существовать и действовать без надлежащей охраны со стороны авторского права.

Авторское право представляет собой часть гражданского права, в которой регулируются и охраняются права создателей произведений науки, литературы, искусства. Авторское право рассматривается как институт гражданского права России.

Институт авторского права заключает в себе специальные и своеобразные черты, отличающие его от всех других институтов гражданского права. Институтом этим охраняются не только имущественные интересы авторов, но также и их права, и интересы личные — нравственные и духовные. Вместе с тем этим институтом затрагиваются интересы общественные — интересы культуры и просвещения.

Любая творческая деятельность может приносить свои неплохие доходы. Но, очень часто находятся люди, выдающие чужие произведения или их часть за свои или которые занимаются распространением контрафактной продукции, что приносит им очень большую прибыль. Значимую роль в данном случае играет несовершенство законодательства в интеллектуальной сфере, а порой и незнание самих законов, как гражданами, так и авторами произведений. Лёгкий доступ к информации в наше время, в том числе к произведениям авторского, смежного и иных прав, привели к тому, что многие произведения, изобретения стали восприниматься как общее достояние, хотя на самом деле каждое из них имеет своего автора. В последние годы в нашей стране, по данным статистики, наблюдается значительный рост числа нарушений авторских и смежных прав, и это несмотря на совершенствование законодательства и усиление работы правоохранительных органов в борьбе с нарушителями. По новым, даже самым скромным подсчетам, Россия, начиная с начала века, ежегодно теряет из-за неэффективности борьбы с нарушениями различных прав интеллектуальной собственности как минимум один миллиард долларов. Теневой оборот пиратской продукции на сегодня равен в стране 60 млрд. рублей (около одного миллиарда долларов). По данным компании «Майкрософт», только от недополученных налоговых поступлений Россия теряет 731 млн. долл. в год. Таким образом, нарушаются гражданские, авторские и смежные права, а также права самих создателей продуктов интеллектуальной собственности и права государства, которое не получает огромных налоговых поступлений в бюджет.

Объектом данного исследования является авторское право и общественные отношения, возникающие в процессе его регулирования и охраны.

Предметом исследования послужило установление сущности авторского права и отдельных авторских правомочий, а также нормативные правовые акты, определяющие правоотношения в области авторского права.

Цель работы – анализ авторского права.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

1. Дать понятие и определить функции авторского права.

2. Рассмотреть исторические этапы развития авторского права в России.

3. Определить субъекты авторского права.

4. Изучить объекты авторского права.

5. Проанализировать личные неимущественные авторские права.

6. Рассмотреть исключительное право на произведение.

7. Показать иные права на произведение.

Методологическую основу исследования составляют такие традиционно используемые общенаучные методы познания как метод системного анализа, синтеза, сравнения, исторический, описательный, законы формальной логики, а также частнонаучные методы (формально-юридический и сравнительно-правовой).

Теоретическую основу курсовой работы составляют труды таких учёных-юристов, как Е.А. Моргуновой, И.В. Свечниковой, В.А. Белова, Э.П. Гаврилова, В.П. Камышанского, Н.М. Коршунова, В.И. Иванова, В.А. Дозорцева и др.

Нормативную основу исследования составили Конституция Российской Федерации, положения международных правовых актов, нормативные правовые акты гражданского законодательства Российской Федерации, регулирующие авторское право.

Практическая значимость работы состоит в том, что материалы исследования могут найти применение в учебном процессе при чтении лекций и проведении семинарских занятий по данной теме.

Структура работы обусловлена предметом, объектом, целью и задачами исследования и состоит из введения, трёх глав, заключения, а также списка использованных источников и литературы.

Существует один примечательный статус, которым могут обладать субъекты авторского права — соавторство. Данный термин обозначает тот факт, что продукт интеллектуального труда был создан при участии двух и более лиц. Соавторство предполагает, что созданное посредством коллективного творчества произведение принадлежит его авторам совместно.

При этом возможны два режима, в рамках которых может фиксироваться соавторство. Во-первых, совместное владение правами на произведение может осуществляться в нераздельном порядке, то есть в отношении продукта, который представляет собой одно целое. Во-вторых, оно может быть раздельным, когда предполагается сложная структура продукта интеллектуального труда.

Можно также отметить — субъекты авторского права соавторство могут оформить еще до того, как создадут совместными усилиями произведение. Для этого им необходимо заключить особый договор, содержащий положения, которые фиксируют вклад со стороны каждого автора, а также последующий порядок использования продукта. Так, например, подписав подобное соглашение, соавторы могут определить последовательность указания своих имен в названии произведения.

Читайте также:  Как перевести садовый дом в жилой

Изучив то, какими могут быть субъекты и объекты авторских прав, рассмотрим другую интереснейшую правовую категорию. Речь идет о смежных правах. Каковы их особенности? В принципе, в качестве их разновидности могут выступать, к примеру, исключительные права. Но не только они относятся к категории смежных.

Законодательством РФ определен отдельный перечень смежных прав. Он достаточно широкий. Если вкратце, то это могут быть права на исполнение песен, на передачу сообщений в теле- и радиоэфир, фонограммы, базы данных, а также литературные произведения после того, как они переданы в общественное достояние. Субъекты авторских и смежных прав могут не совпадать. Если к первым относятся, к примеру, композиторы, то в числе вторых будут, возможно, исполнители песни, написанной автором.

Соавторы – специфические субъекты рассматриваемого состава участников. Это лица (два и более), совместные творческие усилия которых в своем конгломерате позволили создать произведение и приобрести совместные авторские права.

Соавторство дифференцируется на два вида:

  1. Раздельное. Формат предполагает разграничение составных частей и возможность каждого автора использовать принадлежащую ему составляющую на независимых началах. Это актуально, например, для оперы, в рамках которой музыка и либретто принадлежат авторству разных субъектов и могут использоваться обособленно, но вместе формируют целостное произведение.
  2. Нераздельное. Произведение коллективного формата не может утратить состояние единого целого и использоваться по частям каждым автором. Наглядный пример – «Двенадцать стульев» авторства двух известных литераторов.

Если соглашением или законом не очерчены рамки соавторства, по умолчанию считается, что результаты совместного труда и творчества могут использоваться только при согласовании поведенческой линии и получении одобрения всех авторов. При этом законодатель не конкретизирует момент, когда именно соглашение о соавторстве считается достигнутым. Это допускается на любой стадии процесса создания, а также после окончательного завершения всех этапов.

Субъекты и объекты авторского права

  • Важным компонентом системы гражданского законодательства современных государств выступает относительно самостоятельная подотрасль – авторское право, положениями которого регламентируются отношения по признанию авторства и охране разного рода произведений, а также установлению режима их использования и наделения субъектов авторского права различными правами имущественного и неимущественного характера.
  • При этом важнейшими признаками, позволяющими сформировать представление о рассматриваемой подотрасли гражданского права, выступают характеристика его субъектов – то есть участников упорядочиваемых общественных отношений, а также объектов – то есть самих общественных отношений, на которые направлено регулятивное воздействие положений авторского права.
  • Проводя характеристику субъектов авторского права, прежде всего, закономерно следует назвать в качестве такового самого автора произведения, в качестве которого признается:

Определение 1

В качестве автора, как основного субъекта авторского права, признается физическое лицо, посредством творческого труда которого было создано произведение науки, творчества или искусства.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  1. Важным замечанием в рассматриваемой сфере выступает то, что в качестве автора по общему правилу признается лицо, указанное в качестве такового на оригинале или экземпляре соответствующего произведения, если не доказано иное.
  2. Следующей категорией субъектов авторского права выступают правопреемники авторов – то есть лица к которым в порядке универсального правопреемства (чаще всего – наследования), либо в силу норм действующего законодательства или соглашения с автором переходят отдельные авторские полномочия.
  3. При этом в качестве правопреемников авторских прав могут выступать:
  1. Физические лица, авторские права к которым переходят в результате наследования. Исключение составляют права автора на имя и защиту репутации, которые не входят в состав наследственной массы, однако могут защищаться правопреемниками автора в установленном законом порядке;
  2. Юридические лица могут приобретать отдельные авторские права в двух случаях – в результате создания служебного произведения (то есть в порядке выполнения служебных обязанностей). Права на такое произведение принадлежат лицу, нанявшему автора произведения – его работодателю. Вторым наиболее распространенным случаем, при котором юридические лица приобретают авторские права выступает издание юридическим лицом энциклопедий, газет, журналов и иных продолжающихся изданий. В таком случае, за обозначенными юридическими лицами закрепляется право использования такого произведения целиком;
  3. Государство также может быть признано в качестве носителя авторских прав, например, в ситуации ликвидации юридического лица-правообладателя авторских прав, когда авторские права входили в состав выморочного имущества, и т.д.
  1. Авторские права нарушаются наиболее часто. Мошенников привлекает огромный объем информации и достаточно широкое поле деятельности.
  2. Владельцем, то есть субъектом авторского права, является человек, который создал то или иное произведение посредством собственного интеллектуального или творческого труда.
  3. Оригинал творения обязательно должен содержать официальные инициалы автора. Обычно это сам создатель, если иное не опровергли в суде.
  4. Получить права на продукт можно только после подтверждения собственного авторства.
  5. Защитить авторские права можно только через суд. Именно на судебных сотрудников возложены подобные обязанности.

Субъекты авторского права

Прежде всего субъектом авторского права признается автор, т.е. физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. Возникновение прав автора не зависит от дееспособности, возраста, состояния здоровья, выпуска произведения в свет и т. д. Иностранный гражданин становится субъектом авторского права в РФ в случае, если его произведение выпущено в свет на территории РФ либо не выпущено, но находится на ее территории в какой-либо объективной форме. Во всех других случаях авторские права иностранного гражданина будут защищаться лишь при наличии соответствующего международного договора.

Если произведение создано творческим трудом нескольких лиц, то принято говорить о соавторстве. Авторское право на такое произведение принадлежит соавторам независимо от того, образует ли такое произведение единое целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Соавторство на произведение возникает тогда, когда второе лицо вносит свой вклад в создание произведения на любой стадии творчества. Однако такой вклад должен отвечать требованию творческого характера произведения. Не обладает творческим характером, а потому не порождает соавторство техническая помощь автору (перепечатка рукописи, подстрочный перевод и т.п.).

Читайте также:  Как зарегистрировать иностранца в арендной квартире?

Соавторство может быть раздельным и нераздельным. Под раздельным соавторством понимается авторство нескольких лиц на произведение, состоящее из отдельных самостоятельных частей, которые могут быть использованы независимо друг от друга. Например, это музыка и поэтический текст песни, текст и иллюстрации книги, разные главы учебника, если указано, кто над какой главой работал. Автор части коллективного произведения имеет на нее авторское право и может использовать ее отдельно от других частей, если иное не предусмотрено соглашением.

Нераздельное соавторство — это ситуация, когда соавторам принадлежит авторское право на все произведение в целом (например, плакаты Кукрыниксов).

Субъектами авторских прав признаются также и правопреемники авторов. Это лица, к которым переходят отдельные правомочия автора по наследству, по закону, по договору с автором. Правопреемниками автора могут быть:

  1. физические лица, получившие права автора по наследству. Не переходят по наследству права авторства, право на имя и право на защиту репутации автора произведения. Наследники лишь вправе осуществлять защиту указанных прав;
  2. юридические лица могут приобретать отдельные права автора в следующих ситуациях: в случае создания произведения в порядке выполнения служебных обязанностей права на использование произведения принадлежат лицу, нанявшему автора; в случае если издательства выпускают энциклопедии, газеты, журналы, сборники научных трудов и другие продолжающиеся издания, они приобретают право использования произведения в целом, а также в других случаях;
  3. государство становится субъектом авторского права в случае: ликвидации юридического лица, обладавшего авторским правом; когда государство становится наследником носителя авторских прав и др.

Объекты и субъекты авторского права. Авторские договоры

Авторское право – это институт гражданского права, представляющий собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства, а также регулирующих отношения по охране данных произведений. Термин «авторское право» имеет и иное значение, которое обозначает субъективные интеллектуальные права, принадлежащие автору или иному правообладателю в отношении конкретного произведения.

Субъектом авторского права признается лицо, обладающий авторскими правами на произведение науки, литературы и искусства.

Таковыми являются:

– автор – гражданин, творческим трудом которого создано произведение науки, литературы и искусства. Более того, существует презумпция того, что лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором.

– наследник автора (исключительное имущественное право, которое действует в течение 70 лет после смерти автора, входит в состав наследства);

– работодатель автора (авторские права на служебные произведения, созданное автором в рамках его трудовых обязанностей, принадлежат автору, однако по трудовому договору исключительное имущественное право может принадлежать работодателю);

– правообладатель (переводчикам, составителям, издателям, осуществившие соответственно перевод, составление сборников и издание. Также правообладателем может быть любое другое лицо, заключившее с автором лицензионный договор об использовании произведения и которому переходят исключительные имущественные права).

Под объектом авторского права понимается результат творческой деятельности, т.е. произведение науки, литературы и искусства независимо от его назначения и достоинства, а также способа выражения. Это:

  • – литературные произведения (включая программы для ЭВМ);
  • – драматические и музыкально-драматические произведения (сценарные произведения);
  • – музыкальные произведения;
  • – аудиовизуальные произведения (кино- и видеофильмы и другие телепроизведения);
  • – произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна;
  • – фотографические произведения;
  • – географические, геологические и другие карты, планы, эскизы.

Если произведение считается объектом авторского права, это значит что на него распространяется авторско-правовая охрана.

Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. Авторское право возникает в силу факта создания произведения.

Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, открытия, факты, на произведения народного творчества (фольклор) и т.д.

Таким образом, чтобы на произведение распространялось авторское право, и чтобы у автора возникли авторские права в отношении такого произведения необходимо, чтобы произведение:

— было результатом творческого, умственного, интеллектуального труда;

— должно выражаться в объективной (материальной) форме. Объективная форма выражения может быть любая, но она должна быть доступна для восприятия другими людьми, иметь какую-то пространственную форму. Это может быть звукозапись, видеоролик, статья, книга, устное исполнение, изображение, скульптура и т.д.

Использование произведения автора другими лицами (пользователями) осуществляется на основании договора, кроме случаев, специально указанных ГК РФ (свободное воспроизведение произведения в личных целях, в научных, учебных, в иных подобных целях). Выделяют 3 вида договоров:

— договор о предоставлении права использования произведения (лицензионный) – соглашение, по которому одна сторона — автор или иной правообладатель (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этого произведения в установленных договором пределах и на определенный срок.

Его разновидностью является издательский лицензионный договор между автором и издателем, по которому на последнего возлагается обязанность издать произведение в сроки и в порядке, оговоренных в договоре. Как правило, такой договор заключается в устной форме.

  1. — договор об отчуждении исключительного права на произведение, по которому автор передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное имущественное право на произведение в полном объеме приобретателю такого права.
  2. — договор авторского заказа – соглашение, в силу которого одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме.
  3. Материальный носитель, на котором воплощено произведение, передается заказчику в собственность.
  4. Под нарушением авторских прав в литературе понимается в большинстве случаев как посягательство на принадлежащие автору авторские права либо противодействие автору в осуществлении принадлежащих ему авторских прав.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *