Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое рефлексия и рефлексивность — определение, виды и тренировка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Рефлексия — способность сознательно обращать внимание на свои мысли, эмоции и поведение, оценивать принятые решения и перспективы. Термин произошел от латинского слова «reflectio» — «отражение». Это обращение внимания на себя, переосмысление, анализ. Человек смещает фокус извне на свои чувства, собственное «Я», переосмысливает происходящее. Сократ считал рефлексию доступным способом познания и совершенствования себя. Психотерапевт Аркадий Волков объясняет: «Роль рефлексии в разных психотерапевтических подходах существенно отличается. Например, если в когнитивно-бихевиоральном подходе рефлексия, внимание к собственным мыслительным процессам, их оценка и переоценка — одна из главных опор терапевтического процесса, то в психоанализе рефлексия скорее играет вспомогательную роль и используется терапевтом в работе с материалом, получить который помогают иные, нерефлексивные методы».
Примеры глубокой и неглубокой рефлексии
Рефлексия бывает различной глубины. «Напрасно я решила, что мой новый начальник – тиран и деспот, это мне показалось, на самом деле он строгий, педантичный, но не злой» – вот пример неглубокой, но очень полезной рефлексии.
«Возможно, я почему-то изначально думаю о людях плохо» – это уже начало самоанализа. «Вероятно, я до сих пор нахожусь под влиянием взглядов мамы, которая критиковала отца и других родственников» – еще более глубокий уровень рефлексии.
По мнению замечательного психолога, педагога, мыслителя Ю. М. Орлова, через рефлексию своей Я-концепции (совокупности представлений о себе) происходит поиск человеком своей индивидуальности.
Огромное значение рефлексии для саморазвития и личностного роста придавали такие выдающиеся психологи, как Л. С. Выготский и С. Л. Рубинштейн.
Изначально понятие рефлексии возникло в философии и означало обращение внимания человека на то, что происходит в его сознании.
Размышления о рефлексии мы встречаем в трудах великих философов; о ней писали Декарт, Локк, Лейбниц, Кант, Гегель, Фихте, Гуссерль и многие другие. Это неудивительно, ведь в сфере философии рефлексия направлена на осмысление основ науки, искусства, культуры, религии, самой философии.
Человек, склонный к рефлексии, часто задумывается о том, что он собой представляет, хорошие ли он совершает поступки и почему. Соответствуют ли его представления о себе, о других людях, о мире тому, что есть на самом деле.
Размышлять над такими вопросами полезно, однако и здесь все хорошо в меру: человек, чрезмерно углубленный в рефлексию, и сам не находит покоя в душе, и часто создает проблемы своим близким.
Роль Рефлексии в нашем мире.
По детальному рассмотрению вопроса, насколько глубоко укоренилась рефлексия в житейском обиходе, сам собой напрашивается необычный вывод. Необычность заключается всего-навсего в том, что итоговая мысль вроде бы одна, как бриллиант, а граней у неё – много, как и возможностей, предоставляемых рефлексивными умениями:
- последовательный анализ собственных мыслей и наблюдение за ним; вычленение квинтэссенции, синтез;
- оценочная работа мышления, с применением отстраненности (взгляд стороннего наблюдателя-марсианина);
- оценка собственных шаблонов поведения с последующей корректировкой;
- очистка сознания от «мусора»;
- следствие очистки сознания – отказ, избавление от сомнений и колебаний, переход к модели решительного поведения;
- самое глубокое погружение — познание себя с преобразованием скрытых возможностей в используемые и полезные.
Как видно из вышесказанного, роль науки трудно переоценить. Использующий способы рефлексии, технологии рефлексии развивающийся в этом плане человек понимает себя так, что для него нет в душе его никаких закрытых, потаенных мест. Осознавая себя и свою личность, владея сильнейшим самоконтролем, какой только могут дать его новые способности, он уверенно идет путем изменившихся жизненных обстоятельств, которые задал сам, как и новую дорогу к скорректированным приоритетам.
Систематизация рефлексий, приводимая ниже, одна из самых признанных и распространенных в психологии. Каждый вид характеризуется присущими лишь ему оригинальными свойствами, несхожим набором черт и достоинств:
- рефлексия личностная. Объект познания – личность рефлексирующего человека. Объект комплексно анализирует себя, свои деяния, все признаки и проявления души, интеллекта, отношение к себе, другим членам социума, социуму в целом и к Космосу;
- рефлексия коммуникативная. Человек пытается познать «братьев по разуму». Оценивает и анализирует их поступки, поведенческую линию, распознает реакции и эмоции. Исследует причинно-следственные связи, чтобы разобраться в подоплеке поступков окружающих – для лучшего понимания их внутреннего мира;
- рефлексия интеллектуальная. Возникает «по вызову», когда «хозяину» приходится решать какую-либо «умную» задачу. Польза данной саморефлексии в том, что можно её «вызывать» многократно, возвращаться к начальным параметрам задания или проблемы, доискиваясь самого рационального решения;
- рефлексия научная. Правильнее сказать, науковедческая, поскольку занимается изучением знаний, составляющих научные базы, методов и инструментов получения результатов научных работ, теорий и обоснований, гипотез, точек зрения, доказанных законов;
- рефлексия социальная. Редкий, нечасто встречающийся вид. Похож на эмпатию: и тут, и там намерение понять чувства и деяния других людей, размышляя и ощущая за них, «влезая в их шкуру». Этот вид называют еще «внутренним предательством». Точно так же, как актер, играющий роль, человек «входит в образ» выбранного им объекта из окружающих, пытаясь уяснить, что думает о нем объект, как он его представляет, его отношение.
Есть еще пару видов рефлексий, которых одни психологи не выделяют как вид, а относят к частным случаям иных видов, другие же включают в общую классификацию:
- рефлексия философская. Естественное «орудие труда» для размышлений о смысле жизни;
- рефлексия психологическая. В социологической практике изучение общения и совместных действий отдельных личностей в социуме.
Особенности и этапы развития рефлексии
Первый этап развития способности к рефлексии приходится на раннее детство, когда ребенку исполняется 3 года. Этот возраст характеризуется тем, что малыш начинает осознавать себя как самостоятельного субъекта деятельности. Он старается определить свои границы, что ему можно делать, а что нельзя. При этом хочет доказать окружающим, что он тоже взрослый, и нередко проявляет упрямство и отказывается слушаться.
В это время малышу приходится усваивать нормы социального поведения и принимать требования. «Можно» и «нельзя» осваиваются им на поведенческом уровне. В этом возрасте ребенок не может овладеть ни самоанализом, ни самооценкой, ни, естественно, самокритикой.
Второй этап совпадает с началом учебной деятельности и приходится на возраст 6-10 лет. Этот период жизни сопровождается развитием рефлексии в области образовательных активностей. В этом возрасте у ребенка формируются первые навыки социальной рефлексии и элементы самоанализа.
Без рефлексии нет обучения. Индивид, повторяющий деятельность, предложенную в образце сто раз, может так ничему и не научиться.
Цель рефлексии — это выявить, вспомнить и осознать компоненты деятельности. Это типы, смысл, способы, пути их решения, проблемы, полученные результаты. Без осознания способов учения, механизмов познания, обучаемые неспособны присвоить те знания, которые они добыли. Обучение происходит, когда подключается направляемая рефлексия, благодаря которой выделяются схемы деятельности, а именно способы решения практических задач.
Рефлексивное чувство является внутренним опытом, способом самопознания, а также необходимым инструментом мышления. Наиболее актуальна рефлексия при дистанционных формах обучения.
Мы рассмотрели рефлексию и саморефлексию со всех углов и сторон. Выяснили, что она может быть полезна или губительна, в зависимости от «уровня погружения». Теперь перейдём к разбору того, какие всё-таки виды рефлексии существуют, за что отвечают, чем ценны и чем опасны.
Если рассматривать рефлексию, как анализ того, что произойдёт с человеком в дальнейшем:
-
Умение видеть старые грабли заранее, грамотный самоанализ, разбор себя по полочкам. Необходимо придерживаться логики, конструктивизма.
-
Деструктивный, невротический самоанализ, приводящий к разным формам расстройств, в том числе ипохондрии, зацикленности на телесных ощущениях или поиске у себя несуществующих психических недугов, когда мыслеформы начинают казаться настоящими галлюцинациями.
Согласно временным рамкам, рефлексия и саморефлексия имеют следующие значения:
-
Ситуационная, событийная. Анализ себя происходит во временных рамках «здесь и сейчас», в настоящий момент, именно в эту секунду. Человек отслеживает и анализирует своё текущее состояние, чувства, мысли.
-
Возвращающая в прошлое, ретроспекционная. Человек делает оценку уже произошедших событий, оценивает уместность и своевременность собственных действий.
-
Направленная на события завтрашнего дня, будущего в целом, рефлексия перспективная. Планирование и самоанализ тесно взаимосвязаны, будущее решение проистекает из прошлого опыта.
Итак, рефлексия имеет следующие формообразования:
-
Саморефлексия. Это – монолог с самим собой, взгляд внутрь себя, анализ собственных мыслей и чувств.
-
Коммуникационная. Этот вид рефлексии проистекает из взаимодействия с другими людьми в повседневной жизни. Анализ действий и чувств семьи, друзей, коллег.
-
Саногенный вид самопознания осуществляется при проявлении сильных, заглушающих разум эмоций. Их можно свести на нет, минимизировать.
-
Интеллектуальная. Личность сосредоточена на том, как применять имеющиеся знания и навыки в мире материальном.
Рефлексия в психологии
В психологии рефлексия играет ключевую роль, поскольку является одной из форм самоанализа. Рефлексия в психологии – это обращение сознания индивида к анализу собственных мыслей и совершенных поступков.
Первым, кто начал работать с этим понятием в психологии является А. Буземан. Он же предложил выделить рефлексию в самостоятельный раздел. Определение рефлексии по Буземану – это любое перенесение переживаний с мира внешнего на мир внутренний, то есть себя.
С.Л. Рубинштейн утверждал, что формирования полноценной зрелой личности возможно только посредством осознания индивидом границ собственного «я». Этот процесс подразумевает способность к самоанализу.
Рефлексивный акт – это остановка всего потока автоматически текущих мыслительных процессов и состояния. Происходит своеобразный переход от автоматизма до осознанности, процесс осознания личностью своего внутреннего мира – психического и духовного. Плодом такой деятельность является формирования у индивида только ему присущего уникального способа думать и жить.
Что такое рефлексия и рефлексивность
«Reflecto» в переводе с латыни – «возвращение назад». Этот же термин на французском звучит как «reflexio»и и означает «обдумывание, размышление».
Изначально понятие рефлексии появилось в философии как инструмент наблюдения за внешним миром и способом познания человеческого бытия. Через анализ явлений, происходящих в природе и обществе, личность познает себя, ищет пути для выживания и самосовершенствования. Сегодня процесс рефлексирования изучается и используется в других отраслях, в социологии и психологии.
Рефлексия — это взгляд человека внутрь себя, анализ своих мыслей и действий и их переосмысление.
Но процесс этот не бездумный, а основанный на полученных знаниях и опыте, рассмотренный через собственные ошибки. Кроме того, в социологии это способность оценивать других людей, проводить сравнения между ними и собой.
Рефлексивность – это способность анализировать самого себя, выявлять мотивы собственных поступков с включением:
- прошлых действий и событий;
- успешных или неудачных результатов деятельности;
- эмоционального состояния;
- меняющихся во времени черт личности, характера.
Степень рефлексии у каждого человека разная и зависит от уровня знаний, интеллекта, воспитания. Кто-то непрерывно размышляет над своими поступками и их мотивами, а кто-то не задумывается о них вовсе. Большую роль при этом играет и желание человека осознать свои заблуждения и ошибки, способность к самокритике и потребность в сравнении себя с окружающими людьми.
Рефлексия — это сложное и многогранное понятие. Оно обладает множеством определений, в зависимости от ситуации.
Существует несколько основных видов рефлексии:
- Личностного характера — человек познает свой внутренний мир, задумывается о внутреннем «Я».
- Коммуникативного характера — человек анализирует свои взаимоотношения с окружающим миром, другими людьми, близкими и знакомыми.
- Кооперативного характера — человек думает и анализирует возможность достичь определенной цели, действуя с кем-то сообща.
- Интеллектуального характера — размышления об определенных знаниях и возможности применить их в реальной жизни.
- Экзистенционального характера — человек погружается в глубокие и очень личные размышления.
- Саногенного характера — попытки контролировать стрессовую ситуацию, избавиться от негативных эмоций, переживаний и страданий.
Как научиться правильно рефлексировать?
Если хотите повысить свой уровень рефлексии и получить реальный результат, необходимо соблюдать два условия: упражнения и их неуклонное выполнение.
Итак, постоянный анализ и контроль своих действий. Во всем требуется адекватность. Пытайтесь все время смотреть на себя как бы со стороны. При этом, воздержитесь от крайних оценок своих действий: ужасные или идеальные. И то, и другое по разным причинам, но мешает.
Если вы научились смотреть на себя взглядом стороннего наблюдателя, то войдите в «образ» и задайте себе следующие вопросы:
- как он (т.е. вы) мог поступить еще (варианты);
- ошибки, которых можно было избежать;
- чего делать было совсем не нужно;
- можно ли что-то добавить: что?
Как можно больше общайтесь с людьми – улучшайте коммуникативные способности. Результат – научитесь лучше понимать других. Ищите новые знакомства, не страшно, если их образ мыслей будет отличаться от вашего. Сталкиваясь с новым и непривычным, мы распахиваем себя для более полного восприятия мира.
Каждый вечер «пролистывайте» прожитый день. Вспоминать нужно все до мелочей. Пусть это станет привычным. Это научит вас улавливать причину и следствие: ваше действие и результат. И пусть Рефлексия вам поможет!
Мы учимся не на опыте
Рефлексия — это определенный этап в процессе обучения, позволяющий зафиксировать образовательную деятельность. Речь идет не о самих знаниях, которые вы приобретаете, а о том, как вы учитесь, является ли сам процесс эффективным и удобным для вас. В личной траектории развития рефлексия, основанная на анализе прошлого, направляет вас к будущему. Она относится к осознанности, это навык, которому нужно учиться.
Благодаря рефлексии мы понимаем, что наше, а что — нет, какие методы, способы, форматы в обучении нам подходят. Причем рефлексировать нужно не однократно (например, по окончании одного курса), а периодически. Это этап в любом процессе обучения, к которому нужно возвращаться постоянно, так как меняемся мы, наши цели, мотивы, преподаватели, траектории развития, форматы.
Рефлексия может быть — что происходит «здесь и сейчас». В определенный момент времени мы делаем краткий анализ: какую информацию я получаю сейчас, для чего она мне необходима, комфортно ли мне ее воспринимать, запоминаю ли я сразу, что мне нужно для повышения эффективности и качества обучения.
рефлексия — это обращение к прошлому. В процессе обучения это не обязательно делать ежедневно. Мы делаем ретроспективу по логически завершенным блокам обучения, которые могут быть определены нами самими или же обусловлены самой формой обучения, например учебный семестр.
рефлексия направлена на будущее — как мы будем обучаться, каких целей хотим добиться. Этот этап необходим в построении индивидуальной траектории развития и обучения.
Рефлексивная позиция разделяется на несколько основных групп, в зависимости от объекта рефлексирования:
личностная, включающая в себя самоанализ и изучение собственного «Я», достижение самосознания;
коммуникативная, анализирующая отношения с другими людьми;
кооперативная, осмысляющая совместную деятельность для достижения цели;
интеллектуальная, обращающая внимание на знания, умения и навыки человека, а также на сферы и способы их применения;
социальная рефлексия, познающая внутреннее состояние человека через то, как его воспринимают и что о нём думают другие люди;
профессиональная, помогающая проанализировать движение по карьерной лестнице;
учебная, позволяющая лучше усвоить материал, полученный на уроке;
научная, обращённая к осмыслению знаний и умений человека, связанных с наукой;
экзистенциональная, обдумывающая смысл жизни и другие глубокие вопросы;
саногенная, направленная на контроль эмоционального состояния личности.
Профессиональная рефлексия позволит понять к чему вы пришли и куда дальше идти по карьере
Формы и виды рефлексии
Мы описали рефлексию как сложный процесс, направленный и внутрь себя, и во внешний мир, приводящий к выгоде для личности, или, напротив к ее разрушению. Рассмотрим какие формы и виды самоанализа существуют в психологии.
С точки зрения влияния на дальнейшее состояние человека:
- Правильный конструктивный самоанализ, позволяющий разобраться в себе, сделать логичные выводы и не наступать повторно на знакомые грабли.
- Вредный деструктивный самоанализ, приводящий к невротическим расстройствам и глубокому зацикливанию на проблемах, зачастую мнимых. В таких ситуациях культивируется чувство вины, беспомощности и безысходности. Человек нуждается в помощи специалиста.
С учетом временных периодов рефлексия бывает:
- Событийная или ситуационная. Индивид проводит анализ проблемы, имеющей место в настоящем времени, «здесь и сейчас».
- Ретроспекционная, обращенная в прошлое. Человек оценивает уже минувшие события и свои действия, делает выводы об их правильности и своевременности.
- Перспективная, обращенная к будущим событиям. Индивидом планируются дальнейшие действия и события, исходя из самоанализа.
Исходя из объекта исследования процесс можно разделить на такие формы как:
- Саморефлексия, обращение к собственному внутреннему миру, личным переживаниям и эмоциям.
- Коммуникативная. При этой форме размышления посвящены другим людям, взаимодействию с друзьями, родственниками, коллегами. Человек пытается проанализировать отношения и взаимодействия.
- Саногенная – разновидность самоанализа, при котором осуществляется предметное изучение сильных эмоций, поиск средств для минимизации или исключения излишних страданий и переживаний.
- Интеллектуальная. Внимание личности сосредоточено на применении знаний, навыков, возможностях их использования в материальном мире.
Рефлексия в философии
В философском понимании рефлексия – это метод, раскрывающий духовный мир личности. По большому счету философия и есть рефлексия мышления. Отдельные философские течения рассматривают этот процесс, как самое важное свойство сознания. Однако не все философы принимают этот подход, поэтому в науке регулярно появляются новые концепции и теории на эту тему.