Как Привлечь Пристава к Уголовной Ответственности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как Привлечь Пристава к Уголовной Ответственности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Люди, которым не раз приходилось быть свидетелями судебных споров, считают, что полномочия государственных органов превышены. Поэтому многих интересует вопрос: куда можно пожаловаться при нарушении прав?

Когда нужно подать заявление, чтобы его рассмотрели?

Претензия на судебного работника должна быть подана в соответствующее государственное учреждение в течение 10 дней. Началом отсчета срока считается дата получения информации о нарушении. По окончании обозначенного срока заявление не будет принята. Однако срок может быть продлен, если человек не подал заявление вовремя по уважительной причине.

Период рассмотрения жалобы на судебного исполнителя не должен превышать 10 дней. По истечении срока государственный орган должен сообщить результат в письменном виде. Официальное лицо, занимающееся рассмотрением заявления, может признать претензию обоснованной и пресечь допущенные нарушения исполнителя или отказать в выполнении просьб заявителя.

Заявка, поданная через Интернет, рассматривается 30 дней. В эти же сроки осуществляется и прокурорская проверка.

На какие действия вы вправе подать жалобу?

Наиболее частыми причинами недовольства граждан являются следующие действия:

  • Невыполнение исполнительных действий по удовлетворению требований взыскателя в продолжительный период (промедление).
  • Совершение действий, которые прямо нарушают права и обязанности граждан.

  • Неполнота исполнительных действий, проводимых по конкретным исполнительным производствам.

  • Вымогательство и шантаж, требование взятки.

  • Наложение ареста на вещи первой необходимости, том числе единственного жилья.

Кроме того, в деятельности судебных приставов имеют место следующие факты нарушений исполнительного производства:

  • Нарушение правил наложения ареста на имущество.
  • Не всегда выносится из регистрационных органов информация об имущественном положении должника.

  • Несвоевременная оценка и реализация имущества.

  • Необоснованное вынесение решений об окончании исполнительных производств на основании актов о невозможности взыскания, об отсутствии имущества.

  • Неэффективность розыска должника и его имущества.

  • Непроведение проверок наличия имущества по расположению должника.

Чаще всего на работу сотрудников ФССП жалуются взыскатели, которым не удалось получить средства по иску о возмещении задолженности, но существуют и другие причины для обжалования действий (бездействия) пристава. В представленной ниже таблице приведены возможные основания для подачи заявления.

Инициатор искового заявления Основание для жалобы
Взыскатель Бездействие
Неэффективность работы
Несвоевременный арест имущества
Непропорциональное распределение вырученных денежных средств между кредиторами
Несоблюдения процедуры веде́ния производства
Ошибки в оценке имущества должника
Утеря или повреждение изъятого имущества
Окончание исполнительного производства
Предложение о скорейшем исполнении решения суда за определённую плату
Ответчик Нарушение процедуры ИП
Неуведомление о возбуждении производства
Неправомерное взыскание исполнительского сбора
Несоразмерность стоимости арестованного имущества размеру долга
Несоблюдение специальных прав должника
Неправомерное изъятие для хранения арестованного имущества
Арест и изъятие имущества, на которое по закону (ст. 446 ГПК) не может быть обращено взыскание
Предложение о закрытии ИП за денежное вознаграждение
Третье лицо Нарушение имущественных и иных интересов во время ИП
Получение доказательств коррупционного сговора между приставом и одной из сторон делопроизводства

Привлечение к административной ответственности за неуплату алиментов: ошибки пристава

Как Привлечь Пристава к Административной Ответственности

Спустя полгода после подачи заявления о привлечении должника к административной ответственности наш должник вдруг решил сам зайти к судебному приставу. На него в тот же день попытались составить административный протокол, но он сбежал, оставив свой паспорт у судебного пристава и угрожая обратиться в прокуратуру.

Хотя многие, конечно, задаются вопросом, почему высчитывают из пенсии, оставляя сумму ниже прожиточного минимума? А вот и ответ. вы получаете не пенсию, а страховую часть, проще сказать, проценты как в банке, вот поэтому так называемая пенсия является доходом, но никак не социальным пособием! В связи с этим судебные приставы взыскиваю с вас 50 %.

Законодательством РФ предусмотрено несколько методов воздействия на деятельность судебных приставов для восстановления справедливости:

  • подача жалобы в порядке подчинённости – вопрос рассматривает непосредственный начальник пристава, руководитель конкретного территориального подразделения ФССП;
  • оформление ходатайства в центральное Управление службы – порядок проведения делопроизводства и его соответствие 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» проверяет выделенный сотрудник специального отдела по работе с жалобами;
  • обращение в Прокуратуру – правоохранительный орган оценивает действия пристава с точки зрения законности и, при необходимости применяет меры реагирования;
  • судебный иск – суд проверяет действия должностного лица на наличие административного правонарушения и защищает интересы истца.

Куда предъявляется исполнительный документ?

Существует несколько вариантов того, каким образом можно предъявить к взысканию исполнительный документ. Согласно Федеральному закону «Об исполнительном производстве», вы имеете право подать исполнительный документ в территориальное отделение Службы судебных приставов. Это может быть отделение, находящееся как по месту жительства (регистрации) должника, так и по месту его пребывания (фактическому местонахождению), а также по месту нахождения его имущества.

Кроме того, вы можете и миновать обращение к судебным приставам и подать исполнительный документ в банк, в котором открыт расчётный счёт должника. Чтобы узнать, услугами какого банка пользуется должник, обратитесь в любой налоговый орган с заявлением о предоставлении сведений о счетах должника – и сможете получить эту информацию по истечении 7 дней. А если ваш должник – гражданин из бюджетной сферы, то можно начать со Сбербанка: учитывая долю банковского рынка, которую тот занимает, шансы списать деньги должника «наугад» довольно велики. Банк, получивший исполнительный документ от взыскателя, обязан самостоятельно установить счета и списать денежные средства со всех имеющихся счетов в пределах суммы, указанной в исполнительном листе.

Наконец, исполнительный документ может быть предъявлен в организацию, которая выплачивает должнику-гражданину периодические платежи (зарплату, пенсию, стипендию). Это могут быть компания-работодатель должника, пенсионный фонд, образовательное учреждение и др. Законодательство допускает такой способ взыскания, если сумма долга не превышает 25 000 рублей либо если по исполнительному документу возмещается вред здоровью, взыскиваются алименты или другие периодические платежи.

Если пристав-исполнитель бездействует, с него могут быть взысканы убытки

Согласно абзацу второму п. 1 ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее — Закон о судебных приставах) в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

В ч. 1 ст. 36 Закона об исполнительном производстве установлено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

В силу ч. 2 ст. 119 этого же закона заинтересованные лица вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных им в результате совершения исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения.

Аналогичные положения содержатся в пп. 2 и 3 ст. 19 Закона о судебных приставах, регулирующих вопросы ответственности судебных приставов за противоправные действия, повлекшие причинение ущерба.

В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2020 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», защита прав взыскателя, должника и других лиц при совершении исполнительных действий осуществляется по правилам гл. 17 Закона об исполнительном производстве, но не исключает применения мер гражданской ответственности за вред, причиненный незаконными постановлениями, действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя (п. 80).

По делам о возмещении вреда суд должен установить факт причинения вреда, вину причинителя вреда и причинно-следственную связь между незаконными действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя и причинением вреда (п. 82).

Если в ходе исполнительного производства судебный пристав-исполнитель не осуществил необходимые исполнительные действия по исполнению исполнительного документа за счет имевшихся у должника денежных средств или другого имущества, оказавшихся впоследствии утраченными, то на истца по иску о возмещении вреда, причиненного незаконным бездействием судебного пристава-исполнителя, не может быть возложена обязанность по доказыванию того обстоятельства, что должник не владеет иным имуществом, на которое можно обратить взыскание.

В то же время отсутствие реального исполнения само по себе не является основанием для возложения на государство обязанности по возмещению не полученных от должника сумм по исполнительному документу, поскольку ответственность государства в сфере исполнения судебных актов, вынесенных в отношении частных лиц, ограничивается надлежащей организацией принудительного исполнения этих судебных актов и не подразумевает обязательности положительного результата, если таковой обусловлен объективными обстоятельствами, зависящими от должника (п. 85).

По данному делу основанием иска являлся не сам факт неисполнения решения суда, а его неисполнение вследствие незаконного бездействия судебного пристава-исполнителя, что повлекло прекращение исполнительного производства в 2020 г. в связи с отсутствием у должника денежных средств и имущества.

Из установленных судом обстоятельств следует, что после возбуждения исполнительного производства должник располагал денежными средствами и иным имуществом, достаточным для погашения задолженности перед истцом в полном объеме, однако в результате бездействия судебного пристава-исполнителя такая возможность была утрачена.

Согласно вступившему в законную силу решению суда от 24 мая 2017 г. судебный пристав-исполнитель несвоевременно принял меры по аресту денежных средств, находящихся на счете должника в банке, поскольку вынес постановление о наложении ареста лишь 22 декабря 2015 г., то есть спустя месяц с момента поступления информации о наличии денежных средств на счете должника, когда денежные средства уже были сняты.

Также в названном выше судебном постановлении указано на то, что судебным приставом-исполнителем не представлено доказательств направления в банк постановления об обращении взыскания на денежные средства должника от 3 ноября 2020 г., что способствовало распоряжению денежными средствами должником не в интересах взыскателя.

Не представлено таких сведений ответчиком и по данному делу, равно как и не объяснены причины столь длительного бездействия.

В подтверждение своих доводов заявитель ссылается на имеющуюся в материалах дела выписку по счету должника, открытому в банке, согласно которой должником с июля по декабрь 2020 г. были произведены выплаты третьим лицам в размере, превышающем 40 000 000 руб.

Согласно данной выписке на основании постановления судебного пристава-исполнителя от 30 ноября 2020 г., а не от 3 ноября 2020 г. с должника в пользу истца взысканы денежные средства лишь 30 декабря 2020 г. и 13 января 2020 г. в размере 16 531 руб. и 41 500 руб. соответственно.

Однако ответчиком, в том числе и в суде кассационной инстанции, никак не объяснено, почему при наличии у должника автотранспорта и нахождения на его счете в банке денежных сумм более 40 000 000 руб. в течение длительного времени не было исполнено решение суда о взыскании в пользу истца 1 009 990 руб.

Поскольку судом не установлено иное, то при указанных выше обстоятельствах отказ судами в иске о возмещении вреда Судебная коллегия признала противоречащим приведенным выше нормам права, а также разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

Что будет за неподчинение ФССП?

Действуя в исполнение решения суда, судебные приставы подчиняются Закону «Об исполнительном производстве» и ряду других нормативных актов. Если лицо чинит препятствия работе судебного пристава, он вправе наложить на него штраф. Размеры и порядок уплаты штрафа изложены в КоАП.

Читайте также:  Ипотека для молодой семьи на строительство дома

Судебный пристав должностное лицо, состоящее на госслужбе. Соответственно, чиня препятствия его работе, Вы тем самым пытаетесь влиять на исполнительное производство, за что предусмотрена уголовная ответственность (гл. 30 и 31 УК РФ). После того, как ответчик за 24 часа добровольно не исполнит обязательное к исполнению решение суда, либо в течение иного, указанного в документе срока, тогда на него в порядке ч. 1 ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве» будет наложено взыскание в виде исполнительского сбора.

Судебные приставы имеют право в соответствии с КоАП РФ привлекать участников исполнительного производства к административной ответственности. Неисполнение требований судебного пристава влечет наложение штрафа в сумме 1-2,5 тыс. рублей, а также штраф может быть выписан и за иные нарушения (несообщение об увольнении с работы, сокрытии важной для исполнительного производства информации и т.д.) по ч. 1 ст. 17.14 КоАП РФ.

Примечательно, что оказаться привлеченными к административной ответственности в виде штрафа на сумму в 1-2,5 тыс. рублей могут даже лица, не являющиеся должниками. Штраф могут выписать за отказ принять конфискованное приставами имущество, за неисполнение решения суда и т.д. Привлекают граждан к ответственности руководители территориальных подразделений ФССП, а также их замы.

Ответственность банка за неисполнение требований исполдокумента, предъявленного к счету должника

Согласно ч. 1 ст. 8 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем.

В судебной практике выработан подход, согласно которому в рамках исполнения требований исполнительного документа о взыскании денежных средств, предъявленного взыскателем непосредственно в кредитную организацию, банк наделен властными полномочиями по принудительному списанию денежных средств со счета должника.

Читайте также:  Оценка имущества при вступлении в наследство в г. Брянск

Следовательно, в указанных правоотношениях банк выступает как агент государственной власти[1].

Банк, обслуживающий счета должника, обязан исполнить содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств незамедлительно, о чем в течение трех дней со дня их исполнения уведомить взыскателя. В ч. 2 ст. 114 ФЗ «Об исполнительном производстве» отмечено, что в случае неисполнения в установленный законом срок исполнительного документа, содержащего требования о взыскании денежных средств с должника, банком или иной кредитной организацией, осуществляющими обслуживание счетов должника, при наличии денежных средств на указанных счетах судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении. После составления протокола судебный пристав-исполнитель направляет в арбитражный суд по месту нахождения банка или иной кредитной организации заявление о привлечении банка или иной кредитной организации к административной ответственности ч. 2 ст. 17.14 КоАП РФ. В ч. 2 ст. 17.14 КоАП РФ указано, что сумма штрафа должна равняться половине денежной суммы, подлежащей взысканию с должника, но не более 1 млн руб.

К ответственности привлечь банк может не только пристав. Но и сам взыскатель, который вправе подать заявление в арбитражный суд о наложении судебного штрафа за неисполнение судебного акта по ч. 1 ст. 332 АПК РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 119 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные штрафы налагаются арбитражным судом в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Размер судебного штрафа, налагаемого на граждан, не может превышать две тысячи пятьсот рублей, на должностных лиц — пять тысяч рублей, на организации — сто тысяч рублей.

Неисполнение банком содержащегося в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств со счета должника (при условии наличия на этом счете достаточной суммы денежных средств) является основанием для привлечения банка не только к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.14 КоАП РФ и судебному штрафу по ч. 1 ст. 332 АПК РФ. Кроме того, взыскатель вправе предъявить требования о возмещении убытков, вызванных неисполнением исполнительного документа.

Несмотря на то, что банк выступает в качестве агента государственной власти, деликтную ответственность за нарушение властных полномочий по принудительному списанию денежных средств со счета должника несет не казна РФ, но кредитная организация как гражданско-правовой субъект за счет собственного имущества.

В отношении ответственности банков суды не применяют те иммунитеты (ограничения), которые традиционного действуют при взыскании вреда с казны за незаконные действия судебных приставов-исполнителей.

Во-первых, потерпевшему не надо признавать незаконными в судебном порядке по правилам АПК РФ действия кредитной организаций.

Невключение банка в список субъектов, действия которых могут быть признаны незаконными по правилам, предусмотренным главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не может служить основанием для отказа в защите лицу, чьи права и законные интересы нарушены оспариваемыми действиями (бездействием) банка.

На обжалование бездействия (действий) исполнителя отводится 10 дней. Начало срока со дня, когда Вам стало известно о нарушении прав.

Например, получен отказ на заявлении об ознакомлении с материалами исполнительного дела. На следующей день начинается отсчет срока обжалования. Если же такой отказ направлен по почте, то днем начала срока считается день получения заявителем незаконного ответа. Данный срок может быть восстановлен, в случае пропуска его по уважительной причине.

К уважительным причинам относятся:

  • нахождение к командировке;
  • болезнь;
  • не получение соответствующего письма.

Нарушения процедуры привлечения к административной ответственности

Как показывает судебная практика, большинство заявлений судебных приставов-исполнителей о привлечении к административной ответственности были оставлены судами без удовлетворения в связи с наличием нарушений, допущенных судебными приставами-исполнителями при составлении протокола об административном правонарушении. На данный факт указывает также Федеральная служба судебных приставов в Письме от 18.03.2011 N 12/04-5833-ВВ «О практике применения судебными приставами-исполнителями части 2 и части 2.1 статьи 17.14 КоАП РФ». Несмотря на давность этого документа, в настоящее время ситуация существенно не изменилась.

Из Письма ФССП России от 18.03.2011 N 12/04-5833-ВВ «О практике применения судебными приставами-исполнителями части 2 и части 2.1 статьи 17.14 КоАП РФ»:

«Проведенный анализ показал, что основной причиной отказа арбитражными судами в удовлетворении заявлений судебных приставов-исполнителей о привлечении банков и иных кредитных организаций к административной ответственности по делам данной категории является слабое знание судебными приставами-исполнителями административного законодательства, норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и руководящих разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам, возникающим в правоприменительной практике.

Судебные приставы-исполнители при возбуждении дел по ч. 2 ст. 17.14 КоАП РФ не всегда выполняют требования закона о всестороннем, полном и объективном выяснении обстоятельств каждого дела, а также при описании деяний, подпадающих под признаки состава данного правонарушения, в протоколе не указывают конкретные обстоятельства, доказательства и нормы закона, свидетельствующие о виновности банка или иной кредитной организации в неисполнении требований исполнительного документа».

Куда лучше обращаться? Распространенные ошибки.

Заявление можно подать в три инстанции на выбор:

  1. Вышестоящему руководству. По служебной иерархии над обычным сотрудником находится руководитель отдела (старший судебный пристав). Фактически это его начальник. В обязанности старшего входит организация работы всего отдела. Обращаясь в порядке подчиненности будьте готовы: вашу жалобу никто не будет рассматривать беспристрастно. Начальник всеми способами будет помогать своему «младшему брату» и возможно закроет на нарушения глаза. Так что, если вы решительно настроились, то полагаю это не ваш вариант.
  2. Жалоба в прокуратуру. Более эффективный метод чем первый. По заявлению прокурор обязан провести проверку и принять меры прокурорского реагирования. Сроки рассмотрения заявления могут длиться до 30 суток. На практике прокурор не обладает самостоятельностью не имея право отменить незаконное постановление. Для этого он должен обратиться в судебные инстанции. В моей практике был случай, когда прокурор обратился с заявлением в интересах государства — МЧС России. Статистика такова — наибольшее количество обращений приходится на взыскателей. Поскольку не каждый человек и тем более организация готовы мириться с бездействием. Бездействие приводит к тому, что лицо не может получить присужденное (денежные средства или имущество). Небольшое отступление. В свою очередь исполнители «завалены» исполнительными производствами. Приходилось наблюдать, когда в некоторых отделах число исполнительных производств на одного человека составляло 3-4 тысячи. И о каком качестве работы можно вести речь? Только представьте — по каждому делу нужно выполнять определенные действия (возбуждения производств, арест имущества, обращение взыскания на денежные средства и прочее). Люди работают в условиях катастрофической нехватки времени при заплате около 20 тысяч рублей (не считая Москвы и Санкт-Петербурга).
  3. На мой взгляд добиваться правды в суде наиболее эффективный способ среди рассматриваемых. Минимум на Вас обратят внимание, максимум решат проблему сразу. Далеко не каждое лицо захочет нести ответственность. Решая оспаривать незаконные действия (бездействие) не забывайте про процессуальные сроки направления жалобы. Его можно подать в течение 10 дней с момента вынесения постановления. Дата вынесения документа находится в верхнем правом углу. Но бывает, постановление попросту не отправлено и о вынесении постановления Вы выяснили гораздо позже. Сроки идут с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении прав. Пропуск срока может явиться хорошим аргументом вашего оппонента для отказа в требованиях.

Что делать и куда жаловаться на бездействие пристава исполнителя

Но вот прошло два месяца, а воз и ныне там. Никаких реальных действий по исполнению нашего исполнительного листа предпринято не было. Но не будем хандрить, будем действовать! Как именно? Об этом давайте поподробнее.

Для начала запишемся на прием к судебному приставу и навестим его. Нужно это для того, чтобы понять что именно судебный пристав сделал, установить с ним по возможности благожелательный контакт. Будем откровенны: судебные приставы перегружены работой. Текучка в этих органах очень большая, поскольку объём работы не соответствует уровню заработной платы.

Вот вам не слишком весёлый факт: по статистике ФССП судебные приставы России в 2019 году смогли взыскать со своих граждан только 140 рублей из каждой 1000 (15% от общей суммы долга!), которые те были должны по решениям судебных органов. Интересный факт

Потому имеет смысл попробовать решить дело мирным путём, чтобы судебный пристав, и без того загруженный работой, имел желание заниматься нашим делом, ведь с адекватными людьми и работать безусловно приятнее. Однако, если видно, что судебный пристав на контакт идти не хочет, никаких мер по взысканию долга не предпринимает, то следует побывать на приёме у начальника отдела, в подразделении которого работает наш специалист. Чаще всего начальники отделов заинтересованы в мирном урегулировании конфликтов и отсутствии жалоб со стороны граждан. Начальники структурных подразделений проводят беседы со своими подчиненным, напоминая им о необходимости выполнять служебные обязанности с большим энтузиазмом, какие-то дела берут под личный контроль.

Но вот с судебным приставом мы познакомились лично, на беседу к начальнику отдела сходили, но наше дело так и не сдвинулось с мёртвой точки. Что дальше?

Далее, если беседа не сложилась, результатов нет и не предвидятся, то пишем официальную жалобу на имя старшего судебного пристава (коими и являются начальники отделов), которая должна быть рассмотрена в 10-дневный срок. Копия постановления, принятого по результатам рассмотрения жалобы, направляется заявителю, не позднее трех дней со дня принятия указанного постановления. Таким образом, не позднее чем через 13 дней мы узнаем результаты нашей жалобы.

Результаты мы узнали. Они, увы, оказались неблагоприятны для нас. Если нам отказали в удовлетворении жалобы, и мы считаем, что необоснованно, то нужно двигаться вверх по должностной иерархии, то есть обжаловать постановления старшего судебного пристава у главного судебного пристава субъекта, а постановления главного судебного пристава обжаловать у главного судебного пристава Российской Федерации. Да-да, жалоб мы можем написать много, наше законодательство щедро предоставляет нам такие возможности.

Способы подачи заявления

Клиенты службы судебных приставов имеют несколько возможностей для подачи своей жалобы на невыполнение должностных обязанностей работниками службы:

  • Можно подать жалобу через интернет, на официальный сайт ФССП. Но это редко дает результат, такие жалобы могут и не фиксироваться.
  • Надежнее подать письменную претензию, которая сразу составляется в двух экземплярах. Этот документ подается непосредственно в отделении службы, на экземпляре для заявителя ставится отметка о приеме.
  • Можно отправить жалобу письмом с уведомлением. Этот способ удобен для тех, кто проживает далеко от города, в котором есть отделение ССП.
  • При отправлении претензии по почте нужно сделать опись-вложение, которая подтвердит отправку документов.

Правовое регулирование условий, порядка взыскания исполнительского сбора содержится в ст. 112 ФЗИП. В ч. 1 ст. 112 названного Закона дается определение исполнительского сбора, под которым понимается денежное взыскание, налагаемое на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Впервые исполнительский сбор был предусмотрен в ст. 81 ФЗИП 1997 г.

С момента принятия данного Закона в литературе были высказаны различные точки зрения относительно правовой природы исполнительского сбора. Условно можно выделить следующие подходы к пониманию сущности исполнительского сбора.

1. Исполнительский сбор рассматривался в качестве платежа за совершение исполнительных действий судебным приставом-исполнителем. В данном случае сравнивали исполнительский сбор с государственной пошлиной, взимаемой за совершение юридически значимых действий. Д.Х. Валеев обращал внимание, что в отличие от государственной пошлины, которая взыскивается обычно с истцов, исполнительский сбор взыскивается с противоположной стороны — с должника.

В.М. Шерстюк также отмечал наличие признаков государственной пошлины в исполнительском сборе: размер исполнительского сбора устанавливается в процентном отношении от взыскиваемой суммы, стоимости имущества должника (как и государственная пошлина в судах различных инстанций); судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора до совершения принудительного исполнения по исполнительному документу (госпошлина вносится также до совершения юридически значимого действия); исполнительский сбор взыскивается только при первом предъявлении исполнительного документа (равно как и государственной пошлиной не облагается повторное рассмотрение дела после его отмены и направлении дела на новое рассмотрение); исполнительский сбор на практике взыскивается с должника независимо от его вины (как и взыскание госпошлины не зависит от виновного поведения лица, обязанного ее уплатить); у исполнительского сбора и государственной пошлины совпадают цели взыскания — в какой-то мере компенсировать затраты, понесенные государством. По мнению В.М. Шерстюка, «наличие у исполнительского сбора «родимых пятен» государственной пошлины… объясняется тем, что исполнительное производство — составная часть (элемент) механизма защиты нарушенного (оспоренного) права».

2. Исполнительский сбор рассматривался как санкция за невыполнение должником в добровольном порядке требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем. В рамках этого подхода, получившего широкое распространение в литературе, были высказаны различные мнения о характере данной санкции: штрафная (без упоминания отраслевой принадлежности санкции), исполнительная процессуальная, административная.

В 2001 г. Конституционный Суд РФ принимает знаковое Постановление, в котором дает оценку действующей на тот момент ст. 81 ФЗИП. Конституционный Суд РФ указал, что исполнительский сбор не является налогом, сбором, государственной пошлиной.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *