Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 33. Подсудность дел о банкротстве». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Порядок рассмотрения арбитражными судами дел о несостоятельности (банкротстве) регулируется главой 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ). Особенности рассмотрения арбитражными судами дел о несостоятельности (банкротстве) устанавливаются федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Заявление о признании должника банкротом
С заявлением о признании должника банкротом в арбитражный суд по месту нахождения должника вправе обратиться должник, кредиторы и иные заинтересованные лица в соответствии с федеральным законом, регулирующим вопросы несостоятельности (банкротства).
Правила подачи заявления о признании должника банкротом установлены главой III Федерального закона от 26.10.2002г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
Для чего банкротство должника нужно кредитору?
Согласно ФЗ №127 судебные издержки оплачивает тот, кто инициировал процесс банкротства. Кредиторы обычно подают заявление о банкротстве своего должника, если юридическое лицо функционирует более-менее нормально и имеет активы, позволяющие после продажи, полностью погасить долг.
В этих случаях они стремятся не затягивать с подачей заявления, понимая, что с каждым днем потенциальный банкрот все глубже проваливается «в долговую яму». Хотя бы потому, что долги по зарплате работников растут, причем именно трудовой коллектив имеет больше всех прав на удовлетворение своих требований. А значит, с каждым днем шансы кредитора вернуть свои деньги уменьшаются.
Кроме того, в соответствии с положениями закона, кредитор имеет преимущественное право выбрать временного финансового управляющего. Управляющий, действующий в интересах кредитора, увеличивает вероятность того, что долг будет возвращен. Если не весь, то хотя бы большая его часть.
Основные признаки банкротства юридического лица
Необходимость признать официально несостоятельность и банкротство юр. лица возникает, если фирма не имеет возможности рассчитываться по счетам. При этом учредители не видят перспектив дальнейшего развития своего бизнес-проекта на рынке. Появляется большая задолженность перед разными кредиторами и в выплате заработной платы сотрудникам. Собственник задумывается об этой неприятной и хлопотной процедуре как о варианте закрыть свое предприятие с долгами.
Стадии банкротства юридического лица схожи с банкротством физического лица, когда физ. лицу нужно объявить себя банкротом перед банком. Но есть и различия.
Порядок банкротства юридического лица определен в федеральном законе №127, который претерпел изменения в 2015 году. Во многих случаях он предполагает различные меры по спасению убыточного предприятия, которые входят в состав процедуры. Сам закон, определяющий, что такое банкротство юридического лица, является пошаговой инструкцией, на которую необходимо опираться на каждом этапе.
Привести предприятие к такой серьезной ситуации могли как сочетание экономических факторов, так и неумелое руководство со стороны администрации, неэффективный менеджмент. В любом случае признать несостоятельным можно должника, который имеет определенные признаки банкротства юридического лица:
- совокупная задолженность всем кредиторам составляет не менее 300 000 рублей (включая налоги и платежи в бюджет);
- срок выплаты долгов нарушен и превышает 3 месяца по каждому отдельно взятому контрагенту;
- имеется немалая просрочка по заработной плате, выходным пособиям перед сотрудниками.
Задолженность может возникать вследствие различных обстоятельств и представлять собой:
- долги перед поставщиками товаров или материалов, которые отгружены, но не оплачены по выставленным счетам;
- невыплаченную зарплату, начисления за нее в бюджет;
- невозвращенные кредитным организациям займы;
- долги перед учредителями предприятия;
- задолженность, которая образовалась перед государственными фондами.
В эту сумму могут входить различные штрафные санкции, судебные выплаты или претензии со стороны клиентов.
Вариант признания банкротства не распространяется на бюджетные учреждения, политические и религиозные организации. Для государственных предприятий такая процедура применяется только в случае, если имеется соответствующий пункт в уставе. Само признание несостоятельности проводится только в арбитражном суде по месту регистрации потенциального банкрота.
Проведение торгов по банкротству юридического лица
Проведение специальных электронных торгов или аукциона необходимо для реализации оставшегося имущества и ресурсов. Все средства, вырученные таким способом, пойдут на оплату долгов банкрота в порядке очередности. В такой процедуре может принять участие любой желающий, который правильно оформит предварительную заявку и внесет небольшой задаток (размер редко превышает 10% от суммы стартовой цены). Все расчеты и внесение задатка производятся только в безналичной форме.
Существует несколько электронных торговых площадок, на которых регулярно проводятся торги. Наиболее крупной и прозрачной считается сайт Единого федерального реестра сведений о банкротстве. Именно на него конкурсным управляющим выкладываются все сведения о банкротстве юридических лиц, информация о предстоящей распродаже и полный перечень имущества.
Сами торги проводятся через два месяца после открытого размещения всех лотов для продажи. Параллельно появляется специальное объявление в периодической печати, а также на сайте популярного среди предпринимателей издания «Коммерсант». Это позволяет всем желающим собрать необходимые для участия документы и подготовиться к торгам.
Последствия банкротства физического лица
Признание вас банкротом влечет следующие последствия (ст. 213.30 Закона N 127-ФЗ; пп. 2.1 п. 1 ст. 59 НК РФ):
1) в течение пяти лет вы не можете взять кредит/заем без указания на факт своего банкротства, а также повторно заявить о возбуждении дела о признании вас банкротом;
2) вы не вправе занимать должности в органах управления или иным образом участвовать в управлении (за исключением установленных случаев):
— кредитной организацией — в течение 10 лет;
— страховой организацией, НПФ, управляющей компанией инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и НПФ или МФК — в течение пяти лет;
— всеми остальными организациями — в течение трех лет;
3) если по итогам завершения расчетов с кредиторами у вас остались непогашенные суммы недоимки и задолженности по пеням и штрафам по налогам, такие суммы будут признаны безнадежными к взысканию.
Обратите внимание! Не облагаются НДФЛ доходы должника, полученные в виде суммы задолженности перед кредиторами, от уплаты которой он освобождается в рамках дела о его банкротстве, а также доходы от продажи имущества в случае признания его банкротом и введения процедуры реализации его имущества (п. п. 62 — 63 ст. 217 НК РФ).
Субсидиарная ответственность менеджеров и собственников при банкротстве организации
Закон о банкротстве устанавливает возможность привлечения к субсидиарной (дополнительной) ответственности менеджеров и собственников компании в случае банкротства этой организации. Такая ответственность применяется не всегда, а только при наступлении определенных обстоятельств (вины менеджеров и собственников). Для этих целей Закон о банкротстве ввел понятие:
Контролирующее должника лицо — лицо, имеющее либо имевшее в течение менее чем три года до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность в силу нахождения с должником в отношениях родства или свойства, должностного положения либо иным образом определять действия должника…
К контролирующим должника лицам могут быть отнесены некоторые менеджеры (руководящий состав) и собственники компании.
Субсидиарная ответственность может распространяться на лиц, которые признаются Контролирующими должника лицами.
Признаки неплатежеспособности юридического лица
Критерии, определяющие неплатежеспособность юридического лица:
- неспособность совершать выплаты по договорам, обязательным платежам;
- недостаточное количество имущества и активных средств.
Следует различать некоторые типы неплатежеспособности:
- временная – позволяет избежать банкротства при разработке соответствующей антикризисной стратегии;
- хроническая – означает значительное превышение доли средств, поглощаемых различными тратами (в том числе и на штрафы за неуплату) по отношению к прибыли;
- абсолютная – финансовое оздоровление невозможно или предполагаемый для него срок превышает лимит, установленный кредиторами.
Комментарии к ст. 224 АПК РФ
Нормы, содержащиеся в данной статье, носят отсылочный характер, определяя круг лиц, имеющих право на обращение с заявлением в арбитражный суд, — должник, кредиторы и иные заинтересованные лица, а также предусматривают правило об исключительной территориальной подсудности рассматриваемой категории дел.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 33 АПК дела о несостоятельности (банкротстве) относятся к специальной подведомственности арбитражных судов. Обращение в арбитражный суд по делам о несостоятельности (банкротстве) осуществляется в форме заявления (п. 4 ст. 4 АПК). Все остальные вопросы регулируются Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», а также в специальных законах, регламентирующих порядок судебного разбирательства по делам о банкротстве должников.
Следует учитывать, что Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» не применяется к процедурам ликвидации некоторых юридических лиц, которые определены соответствующими федеральными законами (Внешэкономбанк, Госкорпорация по атомной энергии «Росатом» и некоторые другие), а также к отдельным категориям юридических лиц (казенные предприятия, учреждения, политические партии и религиозные организации) . В соответствии с п. 3 ст. 1 Закона о банкротстве в предмет его регулирования входят отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.
———————————
См.: п. 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 апреля 2003 г. N 4 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Однако в соответствии с п. 2 ст. 231 Закона о банкротстве предусмотренные в нем положения о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, будут введены в действие со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы. В связи с отсутствием специального закона о банкротстве граждан, неявляющихся индивидуальными предпринимателями, обращения в суд с заявлением о банкротстве граждан, не являющихся предпринимателями, в настоящее время арбитражному суду не подведомственны.
Под лицами, имеющими право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, следует понимать конкурсных кредиторов, уполномоченные органы и самого должника (ст. ст. 2, 11 Закона о банкротстве). Конкурсными кредиторами являются кредиторы по денежным обязательствам (за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия).
Следует учитывать, что требование кредиторов к должнику неимущественного характера (например, об обращении взыскания на заложенное имущество должника по обязательствам должника или третьего лица) денежным требованием не является и не может быть основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о его банкротстве.
По смыслу п. 2 ст. 4 Закона о банкротстве денежные требования — требования соответствующих сумм, взысканных судом вместо причитавшегося кредитору исполнения обязательства в натуре (стоимость не переданной кредитору оплаченной им вещи, стоимость оплаченных, но не выполненных должником работ или услуг и др.). Денежными также являются требования по поводу сумм, присужденных кредитору в связи с изменением способа или порядка исполнения судебного акта или постановления иного органа (ст. 324 АПК, ст. 434 ГПК) .
———————————
См.: п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 декабря 2004 г. N 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Уполномоченными органами являются федеральный орган исполнительной власти, назначенный Правительством РФ для поддержания в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов РФ, муниципальных образований. Уполномоченным органом является Федеральная налоговая служба .
———————————
См.: Постановление Правительства РФ от 29 мая 2004 г. N 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве».
Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом может являться одновременно и гражданско-правовой обязанностью, предусмотренной Законом о банкротстве. В случаях, предусмотренных ст. 9 Закона о банкротстве, обращение в суд является обязанностью руководителя должника, а при нахождении должника в процедуре ликвидации — ликвидационной комиссии.
Уклонение указанных лиц от обращения в арбитражный суд с заявлением по поводу признания должника банкротом в месячный срок с момента возникновения определенных в законе обстоятельств влечет за собой их ответственность в виде убытков, а также субсидиарную ответственность по обязательствам должника, возникшим после пропуска (истечения) срока для обращения в суд (п. п. 1, 2 ст. 10 Закона о банкротстве).
Право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора с даты вступления в законную силу решения суда, арбитражного или третейского суда о взыскании с должника денежных средств (п. 2 ст. 7 Закона о банкротстве). Для возбуждения производства по делу о банкротстве требования, подтвержденные решением третейского суда, принимаются во внимание только в том случае, когда имеется вступившее в законную силу определение арбитражного суда или суда общей юрисдикции о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение этого решения, в связи с чем на основании п. 3 ст. 40 Закона о банкротстве такое определение должно быть приложено к заявлению кредитора .
———————————
См.: п. 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2009 г. N 60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».
Представляется, что аналогичный подход должен быть применен при вынесении решения в отношении должника судом иностранного государства, для чего конкурсный кредитор обязан привести в исполнение решение иностранного суда в порядке гл. 31 АПК.
В отношении уполномоченных органов закон предусмотрел возникновение права на обращение в суд с заявлением о признании должника банкротом в зависимости от порядка установления к нему требований:
— при взыскании обязательных платежей в судебном порядке право на обращение в суд возникает у уполномоченного органа по истечении 30 дней с даты вступления в силу соответствующего судебного решения (п. 2 ст. 7 Закона о банкротстве);
— при взыскании задолженности по обязательным платежам в бесспорном порядке право на обращение в суд возникает по истечении 30 дней с даты принятия налоговым (таможенным) органом решения о взыскании задолженности за счет денежных средств (либо решения о взыскании задолженности за счет иного имущества должника, если в силу установленного порядка решение о взыскании за счет денежных средств не принимается) .
———————————
См.: п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2009 г. N 60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».
Право на обращение в суд непосредственно самого должника не связано с наличием судебных актов в отношении его, однако это не освобождает должника от обязанности по доказыванию иными средствами наличия обстоятельств, указанных в законе в качестве основания для признания должника банкротом.
Кто начинает процедуру банкротства
Обратиться в арбитраж с заявлением о признании юридического лица банкротом могут следующие лица:
- Непосредственно руководитель юридического лица, погрязшего в долгах.
- Любой из кредиторов, долг перед которым соответствует основаниям для инициации процесса банкротства.
- Уполномоченный орган (ФНС) по задолженностям платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
- Нынешний или бывший работник, перед которым имеется задолженность по заработной плате.
При этом на момент обращения должны быть подтверждены описанные выше признаки банкротства. Даже если должник частично погасил долг перед кредитором, но его размер по-прежнему превышает 300 тысяч рублей, то это обстоятельств никак не отменяет право на обращение в суд.
Кроме того, статьей 9 установлена обязанность должника о самостоятельном обращении в суд с заявлением о банкротстве, если имеют место быть следующие обстоятельства:
- Если погашение долга перед одним или рядом кредиторов сделает невозможным исполнение других финансовых обязательств или своевременную уплату налогов.
- Уполномоченным органом компании-должника решено обратиться в арбитраж с заявлением должника.
- Имеются признаки несостоятельности, неплатежеспособности или же недостаточности имущества для погашения имеющихся долгов.
- Возможное обращение взыскания на имеющееся имущество компании сделает невозможным расчет по обязательствам.
- Имеются трехмесячные долги по зарплате в отношении любого числа работников.
Финансовое оздоровление: суть и методы
Как следует из названия – процедура носит «оздоровительный» характер и направлена на сохранение компании и восстановление платежеспособности.
Разрабатывается план финансового оздоровления с конкретными предложениями по погашению долга и восстановлению платежеспособности компании.
План подлежит утверждению собранием кредиторов.
На период финансового оздоровления:
- Все требования кредиторов подаются в соответствии с положениями закона ФЗ-127.
- Отменяются меры по аресту имущества и иным обеспечительным мерам.
- Останавливаются исполнительные производства.
- Вводится запрет на выделение долей в уставном капитале, их продажу.
- Вводится жесткий контроль за любыми способами прекращения обязательств должника.
- Останавливается начисление штрафов, пени и иных санкций финансового характера.
Субсидиарная ответственность – снижаем риски
Субсидиарная ответственность – это ответственность контролирующих должника лиц, виновных в банкротстве компании перед кредиторами, чьи требования остались непогашенными. Лучший способ избежать субсидиарной ответственности – это избежать банкротства компании или не иметь статуса контролирующего лица такой компании.
Риск субсидиарной ответственности также снижает отсутствие нарушений законодательства со стороны компании и контролирующих лиц:
1) налогового – в части доначисления сумм налогов, если долги перед бюджетом составят менее 50% реестра требований кредиторов;
2) корпоративного – в части обязательного хранения документов;
3) законодательства о бухгалтерском учете – в части составления и хранения документов, влияющих на достоверность сведений об обязательствах и активах должника, особенно необходимых для формирования и реализации конкурсной массы;
4) законодательства о размещении обязательной информации о деятельности юридического лица в ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц) и в ЕФРСФДЮЛ (Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности);
5) общегражданского – в части совершения сделок или действий, которые причинили существенный вред имущественным правам кредиторов.
Исключает субсидиарную ответственность и отсутствие вины в банкротстве компании. То есть банкротство должно возникнуть в ходе объективных экономических факторов или в связи с предпринимательским риском. Поскольку эти категории носят оценочный характер и являются экономическими, то именно здесь идут ожесточенные споры. Подтвердить отсутствие умысла в банкротстве компании помогут документы, которые обосновывают стратегию развития компании, принятие управленческих решений и совершение сделок.
Здесь опять уместно вспомнить о финансовом анализе и предложить руководству и собственникам компании готовить бизнес-план. О субсидиарной ответственности за неподачу руководством компании заявления о банкротстве было сказано выше.
Когда кредитор может инициировать банкротство должника?
Для того чтобы инициализировать процедуру банкротства, нужно, чтобы соблюдалось несколько важных условий, а именно:
- сумма долга превышает 300 тысяч рублей – причем в эту сумму может входить только тело кредита, неустойки, пени, упущенная выгода и т. д. не учитываются при определении данной суммы. Если же задолженность меньше указанного порога, суд не начнет процедуру банкротства. Раньше также существовала норма, которая позволяла начинать банкротство только в том случае, если наличие задолженности было подтверждено решением суда. Теперь же она отменена, и достаточно других документальных подтверждений существеннее долга – договора, акта выполненных работ и т. д.;
- просрочка составляет более 3 месяцев – для того чтобы начать процедуру банкротства, неплатежи по задолженности должны составлять минимум 3 месяца с того момента, когда долг образовался или когда был совершен последний очередной платеж. Если долг погашается, пусть и медленными темпами, и разрыв между платежами не превышает порогового значения, в процедуре банкротства будет отказано.
Кроме того, необходимо обязательно уведомить должника о том, что против него подан иск о признании банкротом. При этом суд не потребует такого уведомления, и процедура может быть начата без него, однако впоследствии должник, не получивший вовремя извещения, может легко обжаловать действия заявителя, и банкротство будет остановлено. Уведомление должно быть с обязательным подтверждением вручения, иначе не удастся доказать, что оно действительно было.