Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ДТП при перестроении: кто всегда виноват и как избежать проблем». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Особого внимания заслуживает дорожно-транспортное происшествие, которое произошло при выполнении автомобилистом перестроения в правый ряд. В соответствии с нормами российского законодательства, в данном случае виновников аварии будет признан водитель, который передвигался в левом ряду.
Кто прав в ДТП с перестроением?
Чтобы водитель мог разобраться в любой ситуации с перестроением, начнём объяснение с самого начала, а именно Правил дорожного движения.
«Перестроение» – выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.
Тут сразу обратим внимание наших читателей на ситуацию, когда в одной полосе могут поместиться сразу две машины. В таком случае каждый водитель едет по своему ряду и, смещаясь вправо или влево, он совершает маневр перестроения.
Пункт 8.4 Правил гласит:
При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения.
Далее вспомним одно из важнейших определений в данном пункте, а именно, «уступить дорогу».
«Уступить дорогу (не создавать помех)» – требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.
Как избежать ДТП при перестроении?
Чтобы не стать виновником ДТП при перестроении или просто не попасть в аварию специалисты рекомендуют запомнить и строго следовать нескольким правилам:
- В своем ряду следует придерживаться правой стороны. Это дает больше свободы для маневра и снижает риск столкновения. Тогда при перестроении слева, даже если придется наехать на разметку, при аварии виновным будет признан автомобиль, который перестраивался слева. А при маневре справа будет место для того, чтобы уступить приоритетному ТС.
- Если нет намерения перестраиваться — не стоит заезжать на разметку. Часто, дорожная ситуация складывается так, что приходится наезжать на разделительную полосу. Но практика показывает, что вернуться в строй потом не просто и ТС долгое время находится в состоянии перестроения. При ДТП будет большой шанс, что водителя этого авто признают виновным.
- Всегда перед маневром внимательно проанализировать дорожную ситуацию, по возможности оценить предполагаемые движения других ТС.
- При перестроении следует оценить, насколько выбранный маневр безопасен. Для этого необходимо осмотреться в боковые зеркала и заднее. Так будет возможность увидеть, что происходит на соседней полосе и сзади.
- Перестраиваться плавно, без рывков, чтобы остальные участники дорожного движения могли спрогнозировать ситуацию.
Если выполнять эти несложные советы, то можно минимизировать риски попасть в аварию при перестроении.
По итогу из всей статьи умелый водитель должен запомнить несколько основных пунктов:
- если выполняется одновременный маневр перестроения, то машина справа имеет приоритет по правилам «правой руки»;
- нельзя забывать включать световые сигналы при перестроении;
- не стоит заезжать на разметку, если нет намерения перестраиваться;
- обязательно уступить дорогу автомобилю, который движется без изменения направления движения.
В таком случае не будет риска попасть в ДТП при перестроении. Также обязательно застраховать автомобиль, чтобы в случае аварии и признания вины, была возможность возместить ущерб пострадавшим.
Взаимное перестроение по ПДД
Взаимное перестроение в разделах ПДД отдельно не рассматривается, значит, оно выполняется, как предписывают пункты 8.1 и 8.4. Но здесь тоже могут быть нюансы:
- Необходимость смещения двух машин в одну полосу. Если авто A стремится с крайне левой через центр на правую, и в это время маневр осуществляет машина B с правой на среднюю, водитель первой должен уступить. Здесь обязательно выполняется требование п.8.4 «Правил…».
- Необходимость осуществления маневра через несколько полос. Если автомобилю нужно переместиться с одной крайней на другую через центр, следует контролировать все участки. Потому что требование уступать едущим прямо по неизменной траектории и приближающимся справа не отменяется. Важная деталь действия: поворотник должен быть включен до тех пор, пока машина не окажется на нужном месте.
Сложность может представлять также рассматриваемый маневр перед перекрестком. Он здесь разрешен, ведь речь не об обгоне, а всего лишь перемещении на соседнюю полосу. Правила работают те же: уступать следующим по ряду строго прямо и автомобилям справа. Но водителю нужно быть особенно внимательным и постараться завершить действие до въезда на перекресток. Иначе на пути может оказаться транспорт, едущий по пересекающейся дороге.
Если он приближается справа, его направление главное, ему тоже уступают.
Правила перестроения из ряда в ряд по ПДД
Правила перестроения из ряда в ряд в соответствии с ПДД заключаются в следующем:
- желающий сменить линию движения обязан просигналить об этом другим водителям включением поворотника;
- если лампочка не работает, намерение перестроиться следует показать вытянутой в сторону рукой;
- уходить на другую полосу можно только после того, как по ней проехали автомобили, движущиеся в попутном направлении без изменения траектории, то есть им следует уступить;
- если две машины одновременно начали маневр, пропускать нужно ту, что оказалась с правой стороны, она имеет преимущество;
- выполнять действие разрешается только тогда, когда оно не может помешать другим участникам движения, создать угрожающую ситуацию.
Эти правила зафиксированы в пунктах 8.1 и 8.4 ПДД.
Помеха справа при перестроении по полосам
Помеха справа, как правило дорожного движения, при перестроении по полосам работает, только если автомобили перестраиваются одновременно. Когда один из них едет по своей полосе и не меняет ее, а второй перемещается на соседнюю, первый имеет преимущество в любом случае. Проще это понять на примерах:
- S следует по левой полосе и собирается сместиться на среднюю. L в тот же момент с правой стремится на центральную. S должен уступить, так как он меняет полосу, и L является для него той самой помехой.
- F едет по центру, V хочет перебраться туда же с правой стороны. Но F не должен уступать. В данном случае приоритет у него, ведь он не меняет траектории следования. И здесь правило помехи справа не работает.
Законодательство – что указано в ПДД
В проблеме левых поворотов будут важны два основных раздела Правил:
- Раздел №8, который устанавливает общий порядок движения и траекторий пути при левых поворотах.
- Раздел №13, устанавливающий порядок проезда перекрестков – с регулировкой с помощью светофоров, а также нерегулируемых.
В Правилах дорожного движения устанавливается условие проезда при наличии помехи справа. Это оговорено в пункте 8.9, но условие работает, когда пути движения транспортных средств пересекаются. А порядок движения наших рассматриваемых траекторий Правила точно не определяют.
Кроме этого, существуют и правила совершения поворотов, указанные по возрастанию важности:
- Водитель обязан занять крайнее левое положение при левом повороте – ПДД пункт 8.5.
- При наличии транспортного средства справа, водитель обязан уступить ему дорогу – правило правой помехи (пункт 8.9).
- В виде исключения, поворачивать налево можно из правой полосы, если маневр невозможно выполнить из-за больших габаритов автомобиля, либо по другим причинам (пункт 8.7).
- Встречному автомобиля необходимо уступать дорогу (пункт 13.4).
- Если поворот налево начат еще на зеленый свет светофора, то его можно заканчивать на красный свет (пункты 13.7 и 13.8).
- Водитель, решивший повернуть направо, должен приблизиться к правому краю дороги (пункт 8.6).
- При перестроении с одной полосы на другую, водитель обязан уступать дорогу (пункт 8.4).
- В конце поворота нельзя выезжать на встречную полосу (пункт 8.6).
- Водитель обязан включать сигналы поворота (пункт 8.1).
- При движении на транспортном средстве по стрелке светофора Правила требуют уступать дорогу (пункт 13.5).
Выше перечислены не все пункты ПДД, которые требуются при разборе происшествий и аварий на проезжей части. Кроме них рассматриваются и другие необходимые пункты. Также используются нормы, устанавливающие порядок поворота по второстепенной дороге, в части касающейся того, чтобы уступить дорогу автомобилям, едущим по главной дороге.
Как приоритезация здоровья может помочь восстановить экономику
До пандемии COVID-19 вопросы здоровья обычно не участвовали в дискуссиях об экономическом росте: политические дискуссии часто фокусировались на контроле за расходами на здравоохранение. Наши годичные исследования, кульминацией которых стала публикация Приоритет здоровья: рецепт процветания, , показывают, что при таком подходе упускается из виду общая картина.Обоснованные прогнозы предполагают, что пандемия и ее последствия обойдутся мировой экономике в 8 процентов реального ВВП в 2020 году. Однако каждый год плохое здоровье обходится в два раза дороже — около 15 процентов мирового реального ВВП от преждевременной смерти и утраты производственного потенциала среди населения трудоспособного возраста. По мере того как организации во всем мире ищут инструменты для ускорения восстановления экономики, переосмысление здоровья как инвестиции, а не просто затрат, может ускорить рост на десятилетия вперед.
Четыре урока пандемии показывают, как построить более здоровое и процветающее будущее.
Помеха справа – что это такое и кто должен уступить
- Перестроение на пустую полосу. Самый простой и безопасный маневр. После включения поворотника и оценки обстановки впереди, доворачивается руль, занимается пространство в соседнем ряду без снижения скорости.
- Автомобиль сзади в соседнем ряду движется с аналогичной скоростью, а свободного места на полосе достаточно для завершения маневра. Ситуация дает возможность перестроиться без снижения скорости.
- Скорость идущего сзади в нужном ряду авто ненамного превышает скорость намерившегося перестраиваться, а впереди достаточно свободного пространства. При перестроении рекомендуется несколько ускориться и после этого занять место на нужной полосе.
- Аналогичная ситуация, но скорость идущего сзади транспортного средства значительно превышает скорость выполняющего маневр. В этом случае стоит пропустить автомобиль и перестраиваться в свободное пространство позади него. Возможно также некоторое снижение скорости перед маневром, чтобы автомобиль в соседнем ряду ушел вперед быстрее.
Кто должен уступить при одновременном перестроении
В соответствии с пунктом 8.4 ПДД дорогу должен уступить тот, кто перестраивается, а в случае одновременного перестроения, преимущество на стороне участника, который располагается справа. Это правило перестроения, и чтобы перестроиться безопасно, участники, совершающие данный маневр, должны видеть друг друга.
Машины почти всегда движутся в ломанном шахматном порядке, и этот «порядок» постоянно изменяется. Чем больше попутных полос в одном направлении, тем, соответственно, большее распределение машин по рядам, и больше вариантность взаимных пересечений их путей во время перестроения, поскольку одним нужно двигаться левее, другим – правее.
На многополосной дороге (три ряда и более в одном направлении) одновременное перестроение может варьироваться разными комбинациями. Нас интересуют только те, при которых пути участников будут взаимно пересекаться, иначе теряется смысл в вопросах приоритета и безопасности:
- Варианты одновременного перестроения из двух смежных полос;
- Варианты одновременного перестроения через «соседнюю», чаще всего, среднюю полосу.
Опасность обоюдного перестроения из двух смежных полос заключается в том, что часто водителям бывает трудно определить, что они приступили к перестроению одновременно или почти одновременно. Одновременность маневра нередко распознается поздно, когда боковое сближение становится уже критическим.
В случае ДТП при одновременном перестроении, виновным будет признан водитель, чей автомобиль находится слева (преимущество у того, кто справа (пункт 8.4 ПДД)).
Что такое дорога с разделительной полосой?
Разделительная полоса представляет собой элемент дороги, выделенный конструктивно (правый рисунок) или с помощью сплошных линий разметки 1.2 (левый рисунок). Разделительная полоса отделяет друг от друга смежные проезжие части и не предназначена для движения и остановки ТС (п. 1.2).
Интересные материалы:
Какие животные относятся к Насекомоядным? Какие змеи могут плавать под водой? Какие знаки препинания ставятся при Междометиях? Какие знаки в ми миноре? Какие знаки в тональности ре минор? Какие знаки зодиака подходят для дружбы? Какие знаменитости под знаком Весы? Каким бензином лучше заправлять Дэу Матиз? Каким бизнесом занимается Лена Ленина? Каким был золотой век?
Как правильно перестраиваться по полосам согласно пдд?
Салют, друзья! При выяснении того, кто кому должен уступить на дороге, порой, доходит до рукопашной. Буквально на днях наблюдал такую «картину маслом», при этом водители кинули машины посреди дороги, а разнимать их пришлось другим участникам движения.
Беда! А посему предлагаю срочно разобраться, как правильно выполнять перестроение по полосам по ПДД.
Освежим матчасть Для начала вспомним пункт 8 и 9 ПДД, в которых речь идет о начале движения, маневрировании и расположении ТС на дороге. Какие моменты нас особенно интересуют?
- Начинаете перестроение? Уступите дорогу всем попуткам.
- Другой водитель вместе с вами начинает перестроение? Если он справа, уступите дорогу ему.
Главная поворачивает направо
Здесь установлен знак Главная дорога меняет направление. А если конкретно, то идет поворот в правую сторону.
В таком случае перед перекрестком обязательно устанавливается пара знаков.
Здесь водители должны отталкиваться от пунктов 13.10 и 13.11.
В пункте 13.10 говорится следующее. Когда главная на перекрестке меняет свое направление, то водители автотранспортных средств, движущиеся по главной, должны отталкиваться от правил проезда перекрестка равнозначных дорог. Аналогичные правила станут основой для действий тех, кто находится на второстепенной дороге.
В пункте 13.11 также есть важные моменты. На перекрестках равнозначных дорог автомобилисты обязаны уступать транспорту, который приближается с правой стороны. По такому же принципу действуют и водители трамваем.
Теперь более конкретно о маневрах.
-
Правый поворот
. Чтобы выполнить правый поворот, никому уступать не потребуется. Все просто. Ведь справа от машины, которая поворачивает, других автомобилей быть не может; -
Машина движется прямо
. Если водитель намерен проехать прямо, то сначала придется пропустить тех, кто едет справа по главной. При этом не имеет значения, какой маневр намеревается выполнить автомобиль справа. Так или иначе, приоритет на его стороне. Вы обязаны пропустить; -
Левый поворот, а также разворот
. Как и в предыдущем случае, сначала придется дать проехать тем, кто приближается к вам по главной с правой стороны. Уже только после этого сможете спокойно проехать налево, либо развернуться.
С этой ситуацией также разобрались. Осталась еще одна.
Помеха справа при перестроении по полосам
Помеха справа, как правило дорожного движения, при перестроении по полосам работает, только если автомобили перестраиваются одновременно. Когда один из них едет по своей полосе и не меняет ее, а второй перемещается на соседнюю, первый имеет преимущество в любом случае. Проще это понять на примерах:
- S следует по левой полосе и собирается сместиться на среднюю. L в тот же момент с правой стремится на центральную. S должен уступить, так как он меняет полосу, и L является для него той самой помехой.
- F едет по центру, V хочет перебраться туда же с правой стороны. Но F не должен уступать. В данном случае приоритет у него, ведь он не меняет траектории следования. И здесь правило помехи справа не работает.
Комментарии к «ДТП при одновременном перестроении из одной полосы»
Алексей-37 » 16 янв 2015, 12:47
«На практике водитель черного автомобиля первым приступает к маневру:»только в случае, когда левый ряд уже движется медленнее среднего, иначе наоборот, синий опережает автобусы и встает перед ними первый.»водитель синего автомобиля также замечает свободное пространство, однако приступает к маневру чуть-чуть позже (возможно, на доли секунды). Однако к тому моменту, когда синий автомобиль начинает перестроение, черный уже находится в соседней полосе:»
в какой момент считается, что чёрный автомобиль уже закончил манёвр и тем самым получил преимущество? например левые колёса ещё в левой полосе и тут происходит дтп с синим. я именно этот момент искал в статье… но не нашёл
Алексей-37 Сообщений: 1Зарегистрирован: 16 янв 2015, 12:47Благодарил (а): 0 раз.Поблагодарили: 0 раз.
Максим » 20 янв 2015, 13:37
Алексей-36 писал(а):Почему вы называете среднюю (вторую) полосу правой?
Согласен с Вами, изменения внесены в статью.В статье написано, что белые автомобили стоят, т.е. левый ряд по определению не может двигаться быстрее среднего. Он стоит.
Маневр закончен после того, как автомобиль оказался в «новой» полосе полностью.Если оба автомобиля перестраиваются, то преимущество имеет автомобиль, находящийся справа (пункт 8.4 ПДД).
Если черный въедет в заднюю часть синего, то виноват будет он.
Удачи на дорогах!
Максим Сообщений: 18325Зарегистрирован: 14 фев 2011, 21:58Откуда: РязаньБлагодарил (а): 93 раз.Поблагодарили: 730 раз.
Ольча » 21 июл 2017, 11:06
В указанной ситуации не рассмотрен момент с поворотниками. Он не имеет значение? Перед тем как перестроиться обе машины должны включить поворотники. Если поворотники у синей машины включены до того, как черная машина начала перестроение, то кто имеет приоритет? Имеет ли значение, если синяя машина включила поворотники позже, чем черная на пару секунд, но до того, как черная начала маневр?Ольча Сообщений: 1Зарегистрирован: 21 июл 2017, 11:06Благодарил (а): 0 раз.Поблагодарили: 0 раз.
Олег-77 » 21 июл 2017, 11:21
Разве включение поворотников даёт кому-либо преимущество? В ПДД об этом вроде бы чётко написано.Подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия мер предосторожности.
Олег-77 Сообщений: 214Зарегистрирован: 04 апр 2017, 10:26Благодарил (а): 11 раз.Поблагодарили: 7 раз.
лариса-11 » 06 авг 2017, 17:30
как правильно перестраиваться с 2 х полосной дороги в однополоснуюлариса-11 Сообщений: 1Зарегистрирован: 06 авг 2017, 17:30Благодарил (а): 0 раз.Поблагодарили: 0 раз.
Илья-97 » 02 авг 2020, 15:33
«Если оба автомобиля перестраиваются, то преимущество имеет автомобиль, находящийся справа (пункт 8.4 ПДД). Если черный въедет в заднюю часть синего, то виноват будет он.»Так, а если у чёрного скорость выше и он в процессе маневра врезается в правый бок медленнее перестраивающегося синего? А если синий начал маневр первым? Можно ли предположить здесь вину синего?Илья-97 Сообщений: 2Зарегистрирован: 27 сен 2018, 17:48Благодарил (а): 0 раз.Поблагодарили: 0 раз.
Максим » 04 авг 2020, 18:45
Илья-97, если оба автомобиля перестраиваются одновременно, то уступить дорогу должен левый автомобиль. То есть виноват синий.Если черный автомобиль ехал быстрее и уже перестроился, а синий еще перестраивается, то в ДТП опять же будет виноват синий.То, что водитель начал перестроение первым, не дает ему никакого преимущества.
Удачи на дорогах!
Максим Сообщений: 18325Зарегистрирован: 14 фев 2011, 21:58Откуда: РязаньБлагодарил (а): 93 раз.Поблагодарили: 730 раз.
Как выполняется маневр
Перестраиваясь в другой ряд, водитель должен учитывать следующие правила:
- В первую очередь нужно обращать внимание на движение других транспортных средств. Перед перестроением необходимо пропустить все машины, движущиеся справа.
- Совершая перестроение, автомобилист должен уступить дорогу тем ТС, которые не планируют менять полосу движения.
- Перестраиваясь, автомобилист должен включить поворотник. Таким образом он известит других участников движения о планируемых действиях.
Большинство ДТП при перестроении случаются по двум причинам:
- водитель не пропустил другие авто;
- перед выполнением маневра автомобилист не включил сигнал поворота.
При движении в общем транспортном потоке задачей каждого автомобилиста является контроль ситуации на дороге. Очень важно обращать внимание на движение других водителей, своевременно реагируя на изменения ситуации. Если требуется, один автомобилист должен предоставить приоритет другому.