Статья 19.13 КоАП РФ. Заведомо ложный вызов специализированных служб

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 19.13 КоАП РФ. Заведомо ложный вызов специализированных служб». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Статья 19.13 КоАП РФ распространяется на все случаи заведомо ложного вызова специализированных служб: МЧС, пожарных, скорой, полиции и других. Штраф за ложный вызов полиции – 1000-1500 рублей. И это единственное возможное наказание.

Состав административного правонарушения и наказание

Рассмотрение административного дела и принятие решения о наказании – компетенция суда (мировых судей). Протокол составляет полиция по месту поступления (фиксации) ложного вызова. Доказательствами нарушения, как правило, являются: рапорт оперативного дежурного, копии соответствующих страниц из журнала учета (регистрации) сообщений, материалы аудиофиксации вызова, рапорта сотрудников, прибывших по вызову, объяснения нарушителя и свидетелей.

При составлении протокола и рассмотрении дела в суде факт заведомо ложного вызова должен быть доказан. Заведомо ложный характер действий заключается в понимании нарушителем, что сообщаемые им сведения при вызове полиции являются недостоверными, и при этом он намерено вводит в заблуждение сотрудников полиции.

«Пошутил», «был пьяный» и т.п. оправдания не будут приняты. Однако если человек ошибся, неправильно воспринял обстоятельства случившегося, думал, что действительно совершается правонарушение или преступление, или у него были основания так думать – все это свидетельствует об отсутствии заведомо ложного вызова. Таким образом, для привлечения к ответственности не достаточно только факта того, что сообщенные сведения не нашли подтверждения. Но полиция нередко это игнорирует, как, впрочем, и суды – в таких ситуациях есть все основания оспаривать протокол и постановление о привлечении к административной ответственности.

Комментарий к Статье 19.13 КоАП РФ

1. Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в ходе деятельности государства по ликвидации и предотвращению угроз здоровью, безопасности членов общества, общественному порядку.

2. Объективная сторона выражается в заведомо ложном вызове пожарной охраны, милиции, скорой медицинской помощи или иных специализированных служб.

3. Субъектом правонарушения являются граждане.

4. Правонарушение совершается умышленно.

5. Данные административные правонарушения рассматриваются судьями.

6. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.13, уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел, должностные лица органов, уполномоченных в области здравоохранения.

Комментарии к ст. 19.13 КОАП РФ

1. Цель данной статьи — содействовать обеспечению деятельности специализированных служб по охране жизни и здоровья граждан, борьбе с правонарушениями, охране собственности. Данный состав отнесен к правонарушениям против порядка управления, поскольку функционирование специализированных служб организуется органами государственного управления и органами местного самоуправления и финансируется за счет соответствующего бюджета.

2. Объективная сторона правонарушения состоит в умышленных действиях дееспособных граждан (с 16-летнего возраста), которые путем ложных вызовов специализированных служб фактически препятствуют их работе, связанной с принятием экстренных мер по спасению жизни и здоровья граждан, их имущества, любой формы собственности, борьбой с административными правонарушениями и преступлениями.

3. С субъективной стороны правонарушения имеет место вина в форме умысла.

4. Дела об административных правонарушениях рассматривают мировые судьи (ч. 1 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции), органов, осуществляющих государственный пожарный надзор (п. п. 1 и 42 ч. 2 ст. 28.3).

Таким образом, информация, содержащаяся в заведомо ложном доносе, обладает следующими признаками:

• она не должна соответствовать действительности;
• она должна содержать все четыре элемента состава преступления, т.е. объект, объективную сторону, субъективную сторону и субъекта преступления.
Данная информация может быть как устной, так и письменной, при этом неправильная правовая оценка деяния не образует состава ложного доноса.
В законе нет указания на органы и должностные лица, ложный донос которым образует состав преступления. Ими являются органы, осуществляющие борьбу с преступностью: полиция, прокуратура, органы следствия, органы Федеральной службы безопасности и др. Также, наличие состава рассматриваемого преступления будет и в случае ложного доноса органам, которые согласно их функциям обязаны передавать сообщения о совершении преступления органам и должностным лицам, которые наделены правом осуществлять уголовное преследование, т.е. органам государственной власти, органам местного самоуправления.
Согласно ст.15 УПК суд не является органом, осуществляющим уголовное преследование. Однако по делам частного обвинения, указанным в ч. 2 ст. 20 УПК РФ, т.е. ст.ст.115, 116, ч.1 ст. 129, 130 УК РФ, заявление о преступлении принимает мировой судья (ст. 318 УПК РФ). Если в результате производства по такому делу мировой судья установит, что имеет место заведомо ложный донос в отношении определенного лица, то помимо вынесения оправдательного приговора он должен направить информационное письмо о факте заведомо ложного доноса в орган, осуществляющий уголовное преследование, вместе с имеющимися у него материалами.

Читайте также:  Где можно получить сведения об остатке маткапитала?

Состав ложного доноса формальный

, преступление считается оконченным с момента поступления в указанные органы ложного сообщения о совершении преступления независимо от того, было ли возбуждено уголовное дело по данному факту, однако данное обстоятельство может быть учтено судом.
Субъективная сторона состава ложного доноса характеризуется прямым умыслом, т.е. лицо осознаёт заведомую ложность сообщаемых им сведений лицу или органу, осуществляющему борьбу с преступностью, либо иному органу, обязанному сообщить о совершенном преступлении. Также лицо предвидит возможность наступления общественно опасных последствий и желает их наступления.
Наличие мотива и цели на квалификацию данного преступления не оказывают влияния. Однако ложный донос, как правило, совершается из мести, зависти, а целью может быть возбуждение уголовного дела и привлечение конкретного лица к уголовной ответственности.

Ложный вызов полиции: что грозит нарушителю в 2019 году

Вызов полиции нередко совершается из-за желания пошутить над другом, разыграть родственника, досадить соседям. После первого сентябрьского дня резко увеличивается количество сообщений о терактах в школах, поджогах студенческих общежитий и институтских аудиторий.

Все подобные действия намеренные, и являются административным правонарушением, согласно статье о ложном вызове полиции и других экстренных служб № 19.3 КоАП РФ. Узнав суммы наказания, некоторые могут посмеяться. На сегодняшний день это не более чем сумма, которую дают на обед школьнику в некоторых городах России на пару недель. Ведь штраф за ложный вызов полиции составляет от 1 до 1,5 тысяч рублей.

Однако такое нарушение может рассматриваться и под несколько другим углом, с применением статей уголовного направления. Каким же будет наказание за ложный вызов полиции в этом случае?

Виды ложных вызовов полиции

По телефону диспетчеру сложно определить, слышит ли он правдивую информацию. Каждая специализированная служба не имеет права проигнорировать звонок и обязана отреагировать абсолютно на все вызовы. Недопустимо, если по приезду выяснится, что причина вызова – обман.

В судебной практике ложный вызов полиции определяется в двух видах:

  • Заранее намеренный – гражданин, вызывая экстренную службу, сообщает по телефону заведомо обманную информацию, не имеющую отношения к действительности, по приезду полиции наблюдает за происходящим. Случаются ложные звонки, сделанные с целью причинить неудобства соседям или знакомым, с которыми идет вражда.

Законодательством предусматриваются несколько видов наказаний за умышленное обращение в специализированную службу с целью обмана. Они регламентируются статьей 19.13 Кодекса об админ. нарушениях.

Вызываем специальные службы правильно

Чтобы не попасть под действие административной или уголовной ответственности за ложный вызов необходимо четко понимать свои действия и обладать действительно важной причиной. Для каждой организации есть четкий перечень обращений, который необходимо соблюдать. Не стоит вызывать скорую помощь, если у вас заболел домашний питомец или звонить в полицию, завидев незнакомого человека у себя в подъезде. Обязательно объясните последствия телефонных розыгрышей своим детям, так как они не осознают опасность подобных действий. Ложный вызов не только доставит неудобства сотрудникам полиции или медработникам, но и может привести к тому, что помощь не будет оказана людям, которые действительно в ней нуждаются. Не стоит надеяться на то, что ваш телефон не будет определен, так как современные технические средства стали гораздо более продвинутыми, а правоохранительные органы обладают гораздо более широкими возможностями, чем вы предполагаете. Прежде чем звонить даже в газовую службу, обязательно убедитесь, что для этого есть действительно веская причина.

Но не всегда эти звонки действительно необходимы, очень часто они носят развлекательный характер. Хулиганы веселятся, вызывая экстренные службы. Они и не предполагают, что по их вине может погибнуть человек, к которому своевременно не приедет любая спасательная бригада.

Читайте также:  Уголовная ответственность и наказания женщин: законы и специфика

Оператор не может проигнорировать ни один звонок, поступающий на линию экстренных номеров. А отличить ложный вызов не всегда получается. И как печально осознавать, что помощь оказывается не нужна. А ведь любой вызов экстренной службы – это эксплуатация транспорта, оборудования, расходы на бензин, а также потраченное время на дорогу и сборы.

И самое главное, ложный вызов занимает телефонную линию, и люди, которым необходима помощь специалистов остаются ни с чем.

Помимо наличия самих ложных показаний, важный момент состоит в их даче дознавателю, следователю или суду. Поэтому ложными могут быть признаны такие показания, которые оформлены в надлежащем порядке. На стадии предварительного следствия это письменные показания, внесенные в протокол допроса. Обязательной стадией допроса является письменное уведомление свидетеля или потерпевшего о возможном наступлении уголовной ответственности за дачу ложных показаний. Допрашиваемый гражданин должен ознакомиться с возможностью наступления такой ответственности и удостоверить это своей подписью. В судебном заседании ложными могут быть признаны и устные показания, однако и там гражданин подписывает документ об ознакомлении с основаниями и порядком наступления ответственности по уголовному закону. И только после дачи таких показаний и признания их заведомо ложными возможно привлечь гражданина к уголовной ответственности.

Дача показаний в суде

Аналогично и при свидетельских показаниях в суде, гражданин вызывается в суд повесткой, прибывает в назначенные время и место. В ходе допроса суд также удостоверяет личность прибывшего. В отличие от механизма допроса свидетеля на следствии, в суде свидетель расписывается и подтверждает, что уведомлен об уголовной ответственности за достоверность тех сведений, которые сообщит суду. Причем он делает это не в протоколе допроса. а в специальном бланке, подшиваемом впоследствии к материалам дела. Существенно отличается и сам допрос. Если при допросе следователем последний сам задает вопросы и записывает показания, то в суде вопросы задает как сам судья, так и стороны, пытающиеся тем или иным способом склонить свидетеля дать показания, выгодные им. Именно в суде наиболее часты случаи полного, а также частичного отказа свидетеля от ранее данных показаний. Однако число отказов или изменений свидетельских показаний несоизмеримо больше лиц, привлеченных за это к ответственности. Почему это происходит рассмотрим далее.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

В 2018 году в Государственной думе рассмотрели предложение об удваивании суммы штрафа за ложный вызов правоохранительных органов с 1,5 до 3 тыс. руб. Предлагалось также повысить планку для повторных телефонных «террористов» до 5 тыс. руб. Однако, в комитете ГД по безопасности и противодействию коррупции инициативу отклонили, сославшись на то, что решающей роли усиление штрафных санкций не сыграет.

Годом ранее депутаты приняли поправки в статьях 205 и 207 УК РФ, ужесточающие санкции за ложное сообщение о террористическом акте. Самым мягким наказанием для хулигана станет взыскание суммы от 200 до 500 тыс. руб., в качестве альтернативы отправят трудиться на благо государства на 2-3 года.

В случае причинения особо крупного ущерба штраф возрастает от 500 до 700 тыс. руб. или виновника ждет заключение сроком от 3 до 5 лет.

Взыскание материального ущерба

Кроме уголовного наказания, осужденный нередко несет и гражданскую ответственность за ложное сообщение о терроризме. Например, во время уголовного разбирательства или позже к виновному могут предъявить иск:

  • о возмещении ущерба, причиненного здоровью (при получении людьми увечий в результате давки, причиной которой послужил звонок о взрыве).
  • о возмещении морального вреда — за страдания психологического характера. В цену иска может быть включена и стоимость обследования у специалиста, цена назначенной психотерапии. В практике есть случай, когда из-за страха вследствие ложного звонка о заложенной бомбе в консерватории женщина так и не смогла справиться с паническими атаками, преследующими ее при входе в здание. Пострадавшей, уважаемому педагогу с многолетним стажем, пришлось сменить место работы – компенсацию за эти потери удалось взыскать с виновника.
  • о возмещении материального ущерба, выразившего в повреждении отделки помещения, кабинетов, окон и дверей. В панике редко кто задумывается о бережном отношении к имуществу. Люди спешат спасти свою жизнь и принимают для этого все возможные способы, при этом закон освобождает их от обязанности возместить стоимость ремонта, поскольку они действовали в состоянии крайней необходимости. А вот виновника такой паники суд может обязать выплачивать стоимость восстановительных работ.
  • о возмещении государственных затрат: выезд скорой помощи и полиции, участие спецподразделений (кинологи, взрывотехники, снайперы). Существует методика расчета стоимости вызова специалистов разного направления и представителей правоохранительных органов, для этого применяется разработанная формула подсчета. От имени государства предъявить иск к подсудимому вправе прокуратура. Для примера: в городе, где количество жителей превышает один миллион, стоимость трудозатрат на выезд по ложному сообщению о теракте может достигать несколько десятков тысяч рублей.
Читайте также:  Налоговые вычеты на образование

Если по делу признан виновным несовершеннолетний, исковые требования предъявляются к его родителям или законным представителям.

Признаки преступления

Основным признаком преступления, предусмотренного ст. 207 УК РФ, является заведомая ложность сообщения. То есть, обвиняемый осознает, что на определенном участке местности (в помещении, сооружении и т.д.) нет опасности террористического акта, но при этом намеренно сообщает властям ложные сведения об угрозе взрыва.

Если звонивший знает наверняка, что в конкретном месте заложена бомба и передает эти сведения полиции, состава данного преступления в его действиях не будет. При этом возможны три варианта:

  1. Человек достоверно знает, что обществу угрожает опасность – например, он вращается в криминальных кругах, ему становится известно о готовящемся взрыве, он хочет предотвратить его и вызвать полицию. В действиях такого лица признаки преступления отсутствуют.
  2. Лицо узнало о готовящемся взрыве и сообщает об этом в полицию, но при исследовании объекта полицейскими ничего опасного обнаружено не было. В данном случае звонивший не привлекается к уголовной ответственности, если у него действительно были веские основания полагать, что людям угрожает опасность. Пример №3. Ларионов К.Е., работающий ночным сторожем в круглосуточном торговом центре, заметил рано утром двоих мужчин, оставивших черную сумку в лифте, окликнул их, но мужчины поспешно скрылись, при этом у них в руках было устройство, похожее на пульт. Ларионов сделал вывод о том, что в лифте было оставлено взрывное устройство, о чем сообщил в полицию. В сумке были найдены продукты питания – двое мужчин были обычными ворами, которые сумели пронести из гипермаркета снэки и спиртное. Ларионов не подлежит ответственности по ст. 207 УК РФ, поскольку события, увиденные им, действительно указывали на возможный террористический акт.
  3. Представитель запрещенной в России организации сообщает другим лицам о заминировании какого-либо объекта, при этом он сам принял участие в теракте или лишь знал о нем, но не сообщил в полицию. В этом случае, при реальном обнаружении в указанном месте взрывного устройства, звонивший будет привлечен к уголовной ответственности по ст. 205, 205.6 УК РФ за террористическую деятельность на территории РФ.

Предъявление обвинения за заведомо ложное сообщение об акте терроризма по статье 207 УК РФ возможно только при наличии хулиганского умысла лица на информировании других лиц (чаще всего – должностных лиц правоохранительных органов):

  • о готовящемся взрыве;
  • о поджоге;
  • об иных действиях, создающих реальную опасность жизни людей: авария на объектах жизнеобеспечения (станциях, медучреждениях, социальных объектах и т.д.), эпидемия, радиоактивное заражение территории, нападение на военные объекты и т.д.;
  • о действиях, которые могут повлечь причинение существенного материального ущерба граждан (сопоставимого по значительности с последствиями поджога, взрыва).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *