Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обгон на перекрестке по главной дороге». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Всем известно, что обгон, совершаемый на перекрестке, связан с большой опасностью в том, что можно попасть на штраф. При этом КоАП не имеет в тексте наказания за то, что автомобиль обгоняет там, где это запрещено на перекрестке. Кроме этого, именно за данный маневр наказания не существует, но есть выезд на «встречку» в нарушение Правил.
4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.
5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, — влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото— и киносъемки, видеозаписи — наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Какой штраф за нарушение
Всем известно, что обгон, совершаемый на перекрестке, связан с большой опасностью в том, что можно попасть на штраф. При этом КоАП не имеет в тексте наказания за то, что автомобиль обгоняет там, где это запрещено на перекрестке. Кроме этого, именно за данный маневр наказания не существует, но есть выезд на «встречку» в нарушение Правил.
Существующая версия текста Административного кодекса содержит две меры взыскания за данное нарушение. Это зависит от следующих причин:
- Какое по счету это нарушение.
- Повторное ли это правонарушение в течение года. Время отсчитывается после полной выплаты штрафа, завершения срока лишения прав после первого нарушения.
Если Вы первый раз задержаны сотрудником ДПС или зафиксированы камерой автоматической фиксации, то Вас могут наказать штрафом 5000 рублей, лишить прав на срок от 4 до 6 месяцев – это будет решать судья. Данные меры наказания содержатся в статье 12.15 Административного кодекса в части 4.
Если запрещенный обгон выявлен камерой автоматической фиксации, то Вам выпишут только штраф.
Если нарушение выявлено инспектором ГИБДД на дороге, то водителя наказывают в следующем порядке:
- Сотрудник полиции прямо на дороге составляет протокол и отправляет его начальнику. Самостоятельно такие решения он принимать не может.
- Начальник на комиссии по разбору нарушений в ГИБДД назначает штраф или отправляет документы в суд для лишения прав. В последнем случае дело будет рассматриваться в присутствии водителя.
- После этого суд решает, какую меру наказания вынести. При этом большую роль играют отягчающие и смягчающие обстоятельства, а также мнение судьи.
Что такое обгон и чем он отличается от опережения
С технической точки зрения обгон на перекрёстке ничем не отличается от опережения. В обоих случаях один водитель обгоняет другого. Но с юридической стороны это разные термины.
Обгон на перекрёстке – это движение, в процессе которого один водитель обгоняет соседнее ТС, выезжает на встречную полосу, после чего обратно возвращается на свою проезжую часть. Опережение – это ситуация, когда человек просто превышает скорость, не выезжая на соседнюю полосу движения.
Согласно ПДД, обгон считается опасным манёвром на дороге. Он может привести к аварийным ситуациям, ДТП. Его запрещено делать, если есть дорожные знаки и соответствующая разметка.
Опережение является разрешённым маневром. Разрешено делать как справа, так и слева, запретов нет. Особенность опережения в том, что оно не всегда подразумевает выезд за пределы первоначальной полосы. Если водитель едет по одной части дороги и благодаря увеличению скорости объезжает соседнее авто, то это снова опережение, не обгон.
Запомните: любой обгон – это опережение. Но не каждое опережение – это обгон.
В каких случаях маневр допустим
Правила дорожного движения предусматривают лишь 2 ситуации, когда обгон допускается — если ваш автомобиль передвигается по главной дороге или светофор на пересечении отсутствует.
При этом важно учитывать, что подобные зоны для проезда находятся вне городской черты.
Перед тем, как обгонять другой автомобиль, водитель обязан тщательно осведомиться в отсутствии других транспортных средств на сопутствующей движению полосе.
ВНИМАНИЕ! Для многих зеленый свет означает движение по главной дороге, однако это не так. Если пересечение регулируется, на нем нет главной и второстепенной дорог.
Разрешен или запрещен обгон на нерегулируемом перекрестке
Таким образом, возможен обгон на нерегулируемом перекрестке. Правила дорожного движения гласят, что:
- Обгон запрещен в следующих ситуациях:
- впереди идущие автомобили уже совершают или намереваются (по указателю поворота) обгон, либо двойной обгон запрещен;
- следующая машина уже начала маневр;
- обгоняющий автомобиль не имеет возможности беспрепятственно выехать на свою полосу движения (не мешая другим транспортным средствам.
- Обгон запрещен в следующих местах:
- на регулируемых перекрестках;
- на нерегулируемых перекрестках при движении автотранспорта по второстепенной дороге;
- на железнодорожных переездах с железнодорожными путями;
- 100 м до железнодорожного переезда;
- на мостах;
- на путепроводах;
- на путепроводах (и под путепроводами);
- в туннелях;
- в любом месте с недостаточной видимостью;
- в конце подъема на мост, эстакаду, эстакаду и так далее;
- в местах с опасными поворотами дороги.
Поэтому обгон на нерегулируемом перекрестке запрещен правилами только в одном случае: когда транспортное средство движется по дороге, не являющейся основной. Рассмотрим подробнее остальные ситуации.
Самый болезненный аргумент для водителей — лишение прав. Именно такое наказание грозит в большинстве случаев за выезд со встречной полосы.
Первые развернутые комментарии ГИБДД на эту тему в прессе, опубликованные в «Российской газете» («РГ и Март», «РГ-Неделя», 20 марта), широко обсуждались уже на второй неделе.
Сегодня заместитель начальника управления безопасности дорожного движения МВД Владимир Кузин продолжает комментировать для читателей неоднозначные ситуации, анализ которых не вошел в предыдущие публикации.
Еще раз отметим: этот комментарий одинаково важен как для водителей, так и для инспекторов ГАИ.
Обгон на нерегулируемом перекрестке
Статья 12.15 КоАП РФ предусматривает ответственность за выезд на встречную полосу в случаях, когда это запрещено правилами. В этой статье рассматриваются нарушения пунктов 9.2, 9.3, 9.6, 11.5, 15.3 Дорожного кодекса. Один из самых спорных случаев — обгон на перекрестке.
Всем известно, что обгон на перекрестке, особенно при движении по встречке, запрещен. И наказание за такое серьезное нарушение тоже должно быть суровым. Однако из любого правила есть исключения.
Оказывается, в некоторых случаях можно безнаказанно обгонять на перекрестке даже при движении по встречной полосе. Например, если вы совершаете обгон на нерегулируемом перекрестке главной дороги (диаграмма 1). Но только в том случае, если обгон не запрещен специальными знаками и если это позволяет разделительная линия. Если вы при обгоне на таком перекрестке пересекли сплошную линию, то лишения прав не избежать.
Запрещается обгон на нерегулируемом перекрестке, если он происходит на второстепенной дороге (схема 2). В этом случае ваши действия будут однозначно квалифицированы по части 4 статьи 12.15. В результате суд лишит вас права управлять автомобилем на срок от 4 до 6 месяцев.
Обгон на контролируемом перекрестке
Если вы обгоняете и выезжаете на встречную полосу движения на регулируемом перекрестке, попрощайтесь со своими водительскими правами.
В этом случае никакие отговорки, даже самые разумные, на ваш взгляд, не помогут — инспектор будет жестким. За это нарушение предусмотрена та же часть статьи 12.15, которая предусматривает лишение права на 4-6 месяцев (Схема 3).
Под кирпич
В наших городах схема движения меняется так часто, что водителю приходится постоянно быть начеку, чтобы не нарваться на неприятную историю. Вчера, например, можно было легко свернуть на знакомую улицу, а сегодня там уже висит «кирпич».
Схема 4 поясняет: Помните: движение по улице с односторонним движением в противоположном направлении явно квалифицируется как движение по встречной полосе.
Ответственность за такое нарушение также предусмотрена частью 4 статьи 12.15. У суда не будет альтернативы лишению водительских прав на 4-6 месяцев.
На трамвайных путях
На наших оживленных улицах трамвайные пути также активно используются поспешными водителями.
Кроме того, многие из них не считают зазорным обгонять другие машины на трамвайных путях. Или трамвай, остановившийся на противоположной дороге (диаграмма 5).
Раньше это нарушение могло быть лишено прав. Теперь эту ситуацию наглядно иллюстрирует часть 3 статьи 12.15, которая предусматривает уже не лишение свободы, а штраф от 1000 до 1500 рублей.
Обгон в условиях ограниченной видимости
Один из самых опасных маневров — обгон с выходом в наветренную полосу в конце холма и на других участках с ограниченной видимостью (рис. 6). Даже если на этих участках нет знаков, но видимость ограничена, инспектор имеет право квалифицировать данное нарушение по части 4 статьи 12.15.
Необходимо понимать: серьезность этого правила (лишение прав от 4 до 6 месяцев) оправдана: жертв такого нарушения на дорогах хоть отбавляй. Недавно так умер радиоведущий Геннадий Бачинский.
Обгон на опасном участке: как выполнить
Чтобы понять суть всех правил обгона транспортного средства на перекрестке, необходимо сначала понять разницу между обгоном и подобным маневром — движением вперед.
Правила дорожного движения определяют движение вперед как движение транспортного средства с такой скоростью, что оно обгоняет другие автомобили в том же направлении. В то же время не имеет значения, было ли необходимо перестроиться на другую полосу для выполнения маневра, или же продвижение осуществлялось только по соседней полосе, по которой изначально двигалась машина. Обгон связан именно с выездом со встречной полосы.
Обгон требует знания многих правил и нюансов, особенно на перекрестке. В первую очередь необходимо понимать, на каких перекрестках маневр разрешен, а на каких категорически запрещено продвигаться с выездом на встречную полосу.
Дороги с железнодорожным переездом в придачу
В городе автора есть ещё один сложный перекресток. Центральную дорогу пересекает небольшая улица. Перед съездом на главную дорогу с этой улицы по направлению к выезду из города находится железнодорожный переезд с дежурным. С другой же стороны по направлению в центр находится автозаправочная станция.
Согласно действующей редакции правил, приоритет имеют автомобили, которые выезжают на центральную магистраль с небольшой улицы по направлению из города, а также встречный поток транспорта, которые едут дальнейшим маршрутом вдоль железнодорожной ветки или в центр города. Поток из центра в направлении выезда из города должен пропустить автомобили обоих указанных выше потоков.
Обгон здесь запрещён из-за наличия железнодорожного переезда и риска возникновения слепой зоны. Также на параллельной путям улице четко обозначен пешеходный переход, который является дополнительным препятствием для совершения обгона.
Немного напомним читателям о нанесении разметок. Зачастую вблизи пересекающихся автотрасс движение разграничивается разделительной линией, деля его на встречное и попутное. Линия разметки бывает сплошной и прерывистой.
За сплошную заезжать нельзя, а за прерывистую можно. Разметка, запрещающая выезд, регулирует не столько езду встречного автотранспорта, а сколько неожиданный поворот налево. Такие ситуации зачастую приводят к авариям. Поэтому всем водителям стоит бдительно вести себя за рулем и заезжать только за прерывистую разметку.
С 2010 года совершением обгона признается маневр, когда воитель съезжает со своей полосы с последующим выездом навстречку. Выдвижение вперед предыдущего авто в пределах своей полосы считается опережением. (было выше написано).
Правила обгона на перекрестках
Вначале разберемся, что значит само понятие «обгон по ПДД» и чем он отличается от аналогичных маневров.
- Опережение, согласно ПДД, это движение авто со скоростью, превышающей другие машины, которые едут в этом же направлении. Вначале вы ехали сзади автомобиля, а после обгона оказались впереди. При этом нет разницы, перестраивались ли Вы из другой полосы или ехали по соседнему ряду.
- Обгон – аналогичный предыдущему маневр, но с той разницей, что он связан с выездом на «встречку», а за тем возвращением в свой ряд.
Обгон запрещён при пересечении главной дороги второстепенной улицей. Такая ситуация характерна для заторов в часы пиковых периодов, когда автомобили движутся вплотную и водители часто об этом правиле забывают. Исключением становятся дороги с выделенными полосами для поворота.
Нельзя обгонять также не перекрёстке равнозначных дорог.
Ситуация характерна для второстепенных дорог небольших городов. Также это касается главных улиц небольших городов со множеством малозначимых отклонений. Любой из них равнозначен, а значит и обгон на них неправомерный.
Запрет на обгон на регулируемом перекрёстке вызван отсутствием понятий главная и второстепенная дорога по известной модели. То есть правило аналогично равнозначным перекресткам.
Выполнение обгона по правилам дорожного движения
Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с обгоном в населенном пункте, то вам следует помнить, что:
- Все случаи, связанные с обгоном, уникальны и индивидуальны.
- Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
- Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.
Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выполнить любой из предложенных вариантов:
- Обратиться за консультацией через форму.
- Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу.
- Позвонить: ☎ Федеральный номер доб. 844
Причины возникновения аварийной ситуации бывают разные:
- психологические причины — это когда в сложной ситуации водитель потерял самообладание.
Обгон в населенном пункте
Запрещен ли обгон на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними? 1. Разрешен. 2. Запрещен. 3. Запрещен только под мостами, путепроводами и эстакадами. Ответ. Правила запрещают обгон на таких дорожных сооружениях, как мосты, путепроводы, эстакады, и под ними, а также в тоннелях.
По какой траектории водитель легкового автомобиля может выполнить обгон? 1. Только по А. 2. Только по Б. 3. По любой. Ответ. Водители приближаются к нерегулируемому перекрестку равнозначных дорог. Обгон запрещен на нерегулируемых перекрестах при движении по дороге, не являющейся главной.
Важно
Следовательно, обгон совершить можно только до перекрестка (по траектории А). Разрешен ли на двухполосной дороге обгон на перекрестках? 1. Разрешен только на перекрестках неравнозначных дорог при движении по главной дороге.
2. Разрешен только на нерегулируемых перекрестках. 3. Запрещен во всех случаях. Ответ.
Обстоятельства и места, где выезд на встречную полосу категорически запрещен
В каких местах запрещен обгон, можно понять по разметке на дорожном полотне, указательным знакам на обочине, руководствоваться всегда нужно ПДД.
- Во-первых, запрет распространяется на ситуации, когда на дороге сплошная осевая разметочная линия. При таких обстоятельствах выезд на встречную полосу категорически запрещен.
- Во-вторых, даже если осевая линия прерывистая или она вообще отсутствует, но по правую сторону дороги установлен знак с изображением двух автомобилей красного и черного цвета, обгон запрещен. Если разметка на дороге и дорожный знак противоречат друг другу, отдавать предпочтение нужно второму показателю (знаку). Однако не все знают, что даже при наличии указателя опережать мопеды, гужевые повозки, двухколесные мотоциклы и другие тихоходные транспортные средства, разрешается. При этом на них должен присутствовать опознавательный знак (красный треугольник, обрамленный в желтую рамку), свидетельствующий о неспособности быстро ехать. Если такого не имеется, то с какой бы скоростью не двигался автомобиль, обгонять его нельзя.
Что же касается конкретных мест, где запрещено опережение автомобилей с выездом навстречу другому автотранспорту, то правила дорожного движения имеют сведения и о них. Запретной зоной являются пешеходные переходы, мосты, путепроводы, эстакады, тоннели. Потенциально опасными являются попытки обогнать водителя в конце подъема, на крутых поворотах и других участках, где видимость ограничена. Это же можно сказать о железнодорожных переездах, причем речь идет о территории, расположенной на расстоянии минимум 100 м от них.
Водителям нельзя забывать и о том, что на регулируемых перекрестках совершать маневр нельзя, в том числе и на нерегулируемых пересечениях, особенно при условии нахождения на дороге, не являющейся главной. Правилами запрещено заниматься опережением в условиях движения повышенной интенсивности. При наличии препятствий на уклонах водитель транспортного средства, движущегося на спуск, должен уступить дорогу.
Даже в той ситуации, когда автолюбитель приближается к пересечению по главной дороге и имеет намерение продолжить движение прямо, но возникает необходимость обогнать тихоходное ТС, ему необходимо вспомнить не только про ПДД, но и посмотреть разметку на дорожном полотне.
Зачастую перед перекрестком наносится сплошная, которую пересекать строго запрещено на основании пункта 1.1 ПДД.
Также не следует забывать о том, что зеленый сигнал светофора вовсе не означает в данный момент движение по главной дороге, но сигнализирует лишь о том, что проезд разрешен, а дорога является регулируемой. А, как известно, обгон на регулируемом перекрестке строго запрещен.
Нередко встречаются знаки, которые указывают, что главная дорога поворачивает налево или направо, т.е. автомобиль до перекрестка едет по главной дороге, но в ходе движения прямо съезжает с нее. Как быть в такой ситуации?
В ситуации, если главная дорога поворачивает, то автолюбители, вне зависимости от того, едут они по главной дороге или нет, должны пользоваться правилом, которое действует при проезде пересечений равнозначных дорог. Это означает, что обогнать любое мешающее транспортное средство при подобной ситуации нельзя.