Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как читать смету: взгляд бухгалтера». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Проверяют вопреки распространенному мнению не только сметы для госконтрактов. С ними как раз проще — смета часто идет в составе аукционной документации на площадках, т.е. кто-то ее уже составил и утвердил. Самый безопасный вариант – брать ее за основу и составлять документы по шаблону.
Основные составляющие локальной сметы
Если не вдаваться в подробности, сметы бывают разного вида, составлены с использованием различных методов и нормативных баз, даже внешне могут отличаться, потому что созданы в разных программах, но в общем они состоят из нескольких блоков:
- Заголовок или шапка. Здесь указаны основные данные: номер, даты согласования, наименование объекта и вида работ, общая сумма по смете, информация о базе расценок, актуальность цен («в ценах 1 квартала 2020 года»). Если использовались программные средства – наименование и версия программы.
- Табличная часть. Содержит перечень видов работ, их объем, стоимость, а также информацию о материалах, которые не учтены в расценках.
- Если смета составлена в базовых ценах, то после основной части последует таблица с переходом в текущий уровень цен. Также в этой дополнительной табличке указаны коэффициенты, сметная прибыль, накладные расходы, налоги и т.п.
- В конце подписи.
Чтобы вам проще было ориентироваться в терминологии, дам некоторые определения.
Расценка – это стоимость определенного объема работ, она включает не только оплату труда рабочих, но и затраты на технику, некоторые материалы. Берется из специальных сборников, имеет особый шифр, отражающий, к какому сборнику, его разделу относится.
Базовые цены – установленные цены на работы на определенную дату (базовую). К ним добавляются различные коэффициенты, и в итоге они пересчитываются в цены текущего периода.
Показатели часовой оплаты труда рабочих-строителей в текущем уровне цен
Разряд |
Стоимость |
Разряд |
Стоимость |
1,0 |
93,04 |
3,6 |
118,79 |
Сметные расценки на эксплуатацию строительных машин и механизмов (в базисных ценах но состоянию на 01.01.2000)
Код |
Наименование |
Ед. изм. |
Базисная цена, руб. |
020129 |
Краны башенные грузоподъемностью |
маш.-ч |
86,40 |
400001 |
Автомобили бортовые |
маш.-ч |
87,17 |
- Государственные элементные сметные нормы на строительные работы (ГЭСН 81-02-08-2001). Конструкции из кирпича и блоков / Росстрой. М., 2008.
- Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004) / Госстрой России. М., 2004.
- Сборник средних сметных цен на материалы, конструкции и другие ресурсы, применяемые в строительстве в текущем уровне цен (ТССЦ 81-77-2008-08) / Росстрой. М., 2008.
- Федеральные единичные расценки на строительные работы (ФЕР 81-02-08-2001). Конструкции из кирпича и блоков / Росстрой. М., 2008.
- Федеральный сборник сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств (ФСЭМ-2001) / Росстрой. М., 2008.
- Федеральный сборник сметных цен на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве (ФССЦ) / Росстрой. М., 2008.
Неучтенные материалы. Мониторинг цен
Иногда в смете встречается отдельный раздел со списком материалов или оборудования. Спрашивается, почему, ведь подобные ресурсы должны включаться в расценки на работы? На самом деле это нереально сделать в некоторых ситуациях, поскольку все зависит от конкретных инженерных и дизайнерских решений, принятых при создании проекта.
При выполнении монтажа оборудования устанавливается объем и стоимость работ, а вот цена оборудования сильно различается в зависимости от производителя и технических характеристик. Значит, нужно отразить его обособленно.
Узнать такие позиции нетрудно. Во-первых, они обычно расположены отдельным блоком в таблице (но не всегда, могут и «прикрепляться» к строке с расценкой на работу), а во-вторых, у них нет собственного шифра, и в колонке, где обычно находится номер из сборника, написано «прайс», «по прайсу ООО «Ромашка», «мониторинг цен» или что-то подобное.
Обратите внимание! Мониторинг означает, что для установления цены были собраны несколько (как правило, не менее 3) коммерческих предложений от разных организаций или ИП и выведена средняя арифметическая (или минимальная, зависит от заказчика). О методике можно прочитать в пп. 4.25 МДС 81-35.2004.
Учтите, при работе со сметой в программе или при проверке привязанные к расценкам и включенные в них материальные ресурсы зависят от объема работы и меняются вместе с ним. Неучтенным материалам количество и цена задаются вручную.
Наверное, самым запутанным и сложным является система применения специальных коэффициентов. Они бывают как понижающими, так и повышающими. Могут использоваться в следующих случаях (к каждому приведены примеры):
Таких значений много, они установлены как на федеральном, так и на местном уровне. Неспециалисту понять правомерность их применения сложно, в большинстве случаев это и не требуется бухгалтеру, но знать об их существовании необходимо.
Большое количество вопросов вызывает НДС, если точнее, его отсутствие в документах, которые составлены для фирм-упрощенцев. Когда подрядчик применяет УСН и не платит НДС, он покупает материалы, которые в подавляющем большинстве случаев включают налог. Заказчики иногда норовят выкинуть НДС из сметы вообще, это в корне неверно.
Обратите внимание! Коэффициенты могут указываться построчно, это видно в колонке с шифром, а могут отражаться в итоговой таблице. Зависит от выбранного метода расчета.
Лучше согласовать конкретный вариант оформления итоговой таблицы в части НДС с заказчиком напрямую. Обращаться при этом можно и в сметный отдел, и в бухгалтерию, ведь именно они передают документы на оплату в казначейство и наверняка знают, какой документ пройдет проверку, какой нет.
Ресурсный расчёт по Методике 2020
В связи с появлением новой Методики определения сметной стоимости строительства, которая утверждена приказом Минстроя России от 4 августа 2020 года № 421/пр, в ПК «ГРАНД-Смета» были внесены существенные дополнения – в том числе в части, касающейся ресурсного расчёта сметы.
Как и при использовании базисно-индексного метода, для ресурсного расчёта сметы в соответствии с требованиями Методики по приказу № 421/пр нужно сделать ряд настроек в окне с параметрами сметы. Главная настройка делается в разделе Расчет – Общие, здесь необходимо включить опцию (установить флажок) Методика 2020. При установленном флажке Методика 2020 становится неактивной настройка, где предусмотрен выбор способа расчёта коэффициентов к позиции – это связано с тем, что новая Методика допускает единственный вариант: в случае одновременного применения к позиции нескольких коэффициентов обязательно осуществляется Перемножение коэффициентов, а результирующее значение округляется до семи знаков после запятой.
При составлении ресурсной сметы иногда приходится пользоваться дополнительными секретами составления. По факту ничего сложного здесь нет, но самое главное – не забыть учесть данные особенности:
— некоторые материалы могут быть изначально переданы заказчиком. Тогда эти графы необходимо пометить соответственно, чтобы от итоговой суммы стоимость этих материалов была отминусована;
— следует учесть уменьшающий коэффициент, так как стоимость расходов на покупку материалов или остаточная стоимость тех, что имеются на складе, может быть снижена;
— в итоговых расчетах могут быть указаны остатки (если материалы изначально были закуплены в большем количестве, чем затем израсходованы).
Благодаря Гранд Смете сделать это можно очень быстро и просто – достаточно просто выбрать интересующие ячейки таблицы, обозначив в параметрах их как те, что относятся к конкретной категории. Все остальные расчеты программа выполнит автоматически, сохранив в папке по интересующему объекту полученный в итоге документ.
Пример составления коммерческой сметы ресурсным способом
А теперь рассмотрим пример составления ресурсной сметы для «частного строительства», когда не просто не предполагается прохождение экспертизы, но и требования к нормативной базе не предъявляются. Такие сметы часто предоставляют мастера и небольшие строительные организации, работающие с частными заказчиками и коммерческими фирмами.
Для составления коммерческих смет я рекомендую пользоваться базисным методом расчета, т.к. он проще. Для его активации зайдите в параметры объекта на вкладку «Способ расчета» и включите «Базисно-индексный» режим.
Итак, добавляем в смету пустую расценку. Заполняем наименование работы (в моем случае это устройство пола из ламината), указываем единицу измерения и количество. В панели цен (в колонке «базовая») указываем стоимость ОЗП (заработная плата) и, если необходимо, ЭММ (стоимость эксплуатации машин и механизмов) и ЗПМ (зарплата рабочих, обслуживающих машины/механизмы).
Теперь добавляем подчиненные строки. Это наши материалы, которые используются в расценке (в моем случае это подложка и ламинат). Заполняем наименование, единицу измерения и количество материала на единицу работы. Переходим в панель цен и указываем стоимость единицы материала в ячейку «Отпускная».
Повторяем действия для всех планируемых работ и материалов. Готово!
Смету можно распечатать. А кроме того, теперь можно сформировать и акты выполненных работ, и другие исполнительные документы.
Набранную смету можно использовать как шаблон (создавая копию объекта и внося правки). А если смет нужно много и работы примерно одинаковые, то можно создать свои сборники расценок и использовать их как обычную нормативную базу. Не забудьте придумать обоснования для расценок и материалов, а также создать поисковые маршруты по вашей базе.
На сегодня у меня всё. В следующий раз я расскажу про автоматическое начисление понижающих коэффициентов к НР и СП.
Основное назначение сметы ФОТ – планомерное использование «зарплатных» средств. Обычно расчеты составляются на год с разбивкой по кварталам или месяцам. Из сметы должно быть видно, по каким направлениям расходуются средства, а также величины компонентов ФОТ.
Отдельно производится разбивка «зарплатных» расходов по категориям работников (администрация, основной производственный персонал и т. д.). Это позволяет осуществлять контроль над использованием средств и использовать необходимую «зарплатную» информацию для целей внутреннего планирования.
Смета может составляться не только по основным элементам ФЗП, но и по выплатам, носящим социальный характер и прочим.
Смета ФОТ – элемент планирования, характерный в большей степени для крупных предприятий, имеющих в штате специалистов соответствующего уровня и квалификации и сохраняющих подходы к планированию со времен плановой (социалистической) экономики. В современных коммерческих структурах этот документ менее распространен или имеет иное название. О процессе планирования поговорим в следующем разделе.
Анализ использования ФОТ
Анализировать использование ФОТ – значит выявлять причины отклонения фактических «зарплатных» расходов от плановых, сопоставлять темпы роста зарплаты с темпами изменения производительности труда, определять резервы для совершенствования оплаты труда и др. Результатом анализа использования ФОТ является перечень мероприятий, направленных на улучшение использования ФОТ.
Для анализа использования «зарплатного» фонда сумму расходов на оплату труда подразделяют на 2 части: постоянную (зарплаты, доплаты и отпускные работников-повременщиков) и переменную («зарплатные» расходы сдельщиков).
В отношении постоянной части ФОТ применяются детерминированные факторные модели анализа. Проводится изучение влияния на ФОТ таких факторов, как среднесписочная численность, среднегодовая и среднедневная зарплата работника, средняя продолжительность рабочей смены, количество отработанных за год дней одним работником.
Для анализа переменной части используются иные показатели, исходя из того, что на эту часть ФОТ наибольшее влияние оказывает трудоемкость изготовления единицы продукции и расценки за единицу ее изготовления.
Проводить анализ фонда заработной платы простым сопоставлением показателей «зарплатного» фонда с аналогичными данными предыдущих периодов и плановыми данными не является достаточным. Важно учесть все структурные нюансы, влияющие на ФОТ (изменение в ассортименте выпускаемой продукции, объемах производства, трудоемкости изготовления продукции т. д.).
Эффективное использование средств, предназначенных для оплаты труда, достигается следующим условием: темп роста производительности труда должен быть выше темпа роста его оплаты.
Подробнее о методах анализа показателей бухгалтерских отчетов см. материал «Методы проведения анализа отчета о прибылях и убытках».
- информационные и аудиторские услуги, консультацию;
- аренда площадей общехозяйственного значения;
- иные управленческие траты.
Расходы при реализации Сюда относят затраты на:
- организацию сбыта, маркетинг;
- упаковочные материалы и тару;
- отправку и погрузку продукции;
- печать рекламных материалов;
- комиссии по сбыту и посредничеству;
- хранение продукции в помещении с оплатой труда обслуживающего персонала (сельхознаправления);
- представительские;
- иные аналогичные расходы, охватывающие анализ, хранение, сортировку продукции.
Важные моменты Основные этапы Накладные расходы подлежат контролю и учеты с учетом следующих положений:
- Учет накладных расходов производится с разнесением их по счетам расходов.
Нарушения, выявляемые в ходе проверки бюджетной сметы
В ходе проверки исполнения бюджетной сметы обычно выявляются следующие нарушения:
1. Отсутствует дата утверждения бюджетной сметы (предусмотрена формой сметы).
2. Наименование получателя бюджетных средств, указанное в бюджетной смете, не соответствует наименованию, указанному в уставе казенного учреждения.
3. КБК, отраженные в бюджетной смете, не соответствуют бюджетной росписи.
4. Указано ошибочное наименование главного распорядителя.
5. Значения, проставленные в столбцах «раздел», «подраздел» представленной для проверки сметы, не соответствуют значениям, содержащимся в типовой форме бюджетной сметы.
6. К сметам не прилагаются обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованные при формировании сметы и являющиеся ее неотъемлемой частью (нарушение п. 6 порядка, утвержденного Приказом Минфина РФ № 112н).
7. Нарушение методологии применения КОСГУ, установленной Указаниями № 65н. Нарушение встречается в случае детализации показателей бюджетной сметы по кодам КОСГУ.
8. Нарушения оформления платежных получений. При проведении проверки бюджетной сметы контролеры рассматривают журналы операций с безналичными денежными средствами, выписки с лицевых счетов и, соответственно, сами платежные поручения. Зачастую, просматривая последние, они выявляют нарушения при заполнении поля «назначение платежа» – это назначение не указывается.
9. Расчетные таблицы, являющиеся неотъемлемой частью бюджетной сметы по статьям бюджетной классификации, составлены без учета фактических расходов, сложившихся в предыдущем отчетном периоде, роста тарифов на электрическую и тепловую энергию.
10. Показатели бюджетной сметы расходов по учреждению не соответствуют уведомлению о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств, составленных на аналогичный период в части кодов элементов (подгрупп и элементов) видов расходов, а также дополнительно по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) классификации операций сектора государственного управления (нарушение ч. 2 ст. 221 БК РФ, п. 3 и 4 порядка, утвержденного Приказом Минфина РФ № 112н).
* * *
В завершение отметим, что при составлении бюджетной сметы на 2019 год и позднее следует применять Приказ Минфина РФ № 26н. Рекомендуемая к использованию на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов форма бюджетной сметы изменена и включает в себя следующие разделы:
-
1 «Итоговые показатели бюджетной сметы»;
-
2 «Лимиты бюджетных обязательств по расходам получателя бюджетных средств» (в этом разделе отражаются расходы, осуществляемые в целях обеспечения выполнения функций учреждения, установленные ст. 70 БК РФ);
-
3 «Лимиты бюджетных обязательств по расходам на предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, субсидий бюджетным и автономным учреждениям, иным некоммерческим организациям, межбюджетных трансфертов, субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, субсидий государственным корпорациям, компаниям, публично-правовым компаниям; осуществление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права; обслуживание государственного долга, исполнение судебных актов, государственных гарантий Российской Федерации, а также по резервным расходам»;
-
4 «Лимиты бюджетных обязательств по расходам на закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые получателем бюджетных средств в пользу третьих лиц»;
-
5 «Бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных обязательств»;
-
6 «Курс иностранной валюты к рублю Российской Федерации».
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством