Изменение видов разрешенного использования арендуемой госземли. Возможно ли?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменение видов разрешенного использования арендуемой госземли. Возможно ли?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Изменение ВРИ или добавление новых, в т.ч. условно-разрешенных или вспомогательных, возможно только из перечня, закрепленных действующими на территории муниципального образования градостроительными регламентами и Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ).

Порядок действий при изменении вида разрешенного использования

Порядок действий по изменению ВРИ выглядит следующим образом:

  1. Подача Запроса (заявления) на предоставление государственной услуги об изменении одного вида разрешенного использования участка на другой.
  2. По итогам рассмотрения обращения заявителя уполномоченным органом власти выносится распорядительный акт о смене ВРИ земельного участка либо мотивированный отказ в предоставлении услуги.
  3. При положительном решении – внесение изменений в ЕГРН и в Договор аренды земельного участка (в случае аренды у города).

Перевод участка из одной категории в другую: что нужно знать

Изменение назначения для земельного участка сегодня регулируется положениями ЗК РФ и Федеральным законом № 172-ФЗ от 21.12.2004 (актуальная редакция от 29.07.2017 г., далее в тексте – ФЗ 172). Прежде чем начинать процедуру перевода категории земельного надела в другой правовой статус, владельцу (пользователю) потребуется уточнить, может ли разрешить законодательство подобные изменения. Положениями ФЗ 172 устанавливаются ограничения и обязательные условия, которые потребуется соблюдать для смены категории того или иного вид земель:

  1. Для ЗСХН. Перевод таких ценных для государства наделов на общих основаниях запрещен (пункт 2 ст. 7 ФЗ 172). Исключительные обстоятельства, допускающие изменения, предусмотрены для наделов, стоимость которых ниже, чем 50% от средней кадастровой цены на землю в регионе. К таким условиям закон относит следующие причины изменения категории:
  • консервация территории;
  • создание особо ценных зон;
  • расширение ЗНП;
  • запланированное возведение промышленных сооружений;
  • перевод в водный или лесной фонд, в зоны запаса земли, если территория ЗСХН стала непригодной для эксплуатации;
  • строительство дорог, ЛЭП, трубопроводов;
  • для нужд обороны, выполнения международных государственных проектов;
  • запланированная разработка на месте ЗСХН полезных ископаемых;
  • размещение социальных объектов, в том числе для образования и здравоохранения, если нет другой территории для строительства данного объекта.

Как установить вспомогательный вид разрешенного использования?

Вспомогательные виды устанавливаются в дополнение к основному или условно-разрешенному. То есть, чтобы определить вспомогательный вид необходимо изначально знать основной или условно-разрешенный.

В ГПЗУ должны быть отражены вспомогательные виды использования.

В свою очередь вспомогательные виды определяются с учетом правил землепользования и застройки.

При этом необходимо учитывать, что вспомогательный вид изменяется по желанию собственника, с учетом установленных ограничений, без каких-либо дополнительных разрешений со стороны органов местного самоуправления. Установление вспомогательного вида не должно подменять основной вид.

Позиция Верховного суда РФ по вопросу сноса самостроя

Самовольная постройка может быть снесена по решению суда или по решению органов местного самоуправления, в том числе, если она возведена на земельном участке, не представленном в установленном порядке для этих целей.

Вместе с тем, суд может признать право собственности на самовольную постройку, если одновременно соблюдаются следующие условия:

  • у гражданина есть права на земельный участок, которые позволяют осуществлять строительство объекта (в том числе, право собственности);
  • объект по своим параметрам должен соответствовать требованиям, установленным документацией по планировке территории, правилам землепользования и застройки или обязательным требованиям к постройке, содержащихся в иных документах;
  • сохранение постройки не нарушает прав и законных интересов других лиц и не создает угрозу для жизни и здоровья граждан.

Отметим некоторые выводы Верховного суда РФ относительно признания права собственности на самовольную постройку:

  • при рассмотрении дела применяются градостроительные и строительные нормы и правила, действовавшие во время возведения самовольной постройки (Обзор судебной практики по дела, связанным с самовольным строительством, утв. Президиумом ВС РФ от 19.03.2014 года);
  • суд может постановить снести самовольную постройку, если допущенные при возведении такой постройки нарушения градостроительных и строительных норм и правил нельзя устранить. К существенным нарушениям строительных норм и правил суды относят, например, такие неустранимые нарушения, которые могут повлечь уничтожении постройки, причинение вреда жизни, здоровью человека, повреждение или уничтожение имущества других лиц. Чтобы установить наличие или отсутствие отступлений от градостроительных и строительных правил и норм назначаются судебные строительно-технические экспертизы (Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ № 18-КГ13-14);
  • возведение объекта недвижимости без разрешительных документов само по себе не может являться основанием для сноса такого объекта. Но суд при этом должен установить, предпринимало ли лицо, построившее самострой, надлежащие меры к его легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения (Определение ВС РФ от 01.10.2013 года №18-КГ13-116);
  • рассматривая дела о сносе самовольной постройки суд должен проверять не только доказательства принадлежности земельного участка истцу, но и проверить соблюдение его целевого назначения. Суд не может признать право собственности на самовольную постройку, если компетентный орган откажет в изменении целевого назначения земельного участка (Обзор судебной практики по дела, связанным с самовольным строительством, утв. Президиумом ВС РФ от 19.03.2014 года);
  • многоквартирный дом с 90% готовностью Верховный суд РФ постановил снести. Нецелевое использование земельного участка при строительстве объекта недвижимости послужило основанием для обязания собственника земельного участка снести жилой 5-этажный многоквартирный дом (90% готовности). Дом был расположен на земельном участке с целевым назначением – индивидуальное жилищное строительство. Суд отметил, что в материалы дело не было представлено доказательств обращения собственника земельного участка в компетентные органы для изменения вида использования земельного участка (Определение ВС РФ от 09.06.2015 года № 18-КГ15-65);
  • наличие разрешения на строительство и зарегистрированное право собственности не гарантирует того, что постройка в последствие может быть признана самовольной. Если при строительстве были нарушены градостроительные и строительные нормы и правила, то жилой дом может быть снесен как самовольная постройка. Несмотря на наличие разрешительных документов и права собственности ВС РФ постановил снести жилой дом, так как он возведен на небезопасном расстоянии от оси газопровода (Определение ВС РФ от 27.09.2016 года по делу №309-ЭС16-5381).
Читайте также:  Как заполнить европротокол при ДТП

Судебная практика в Санкт-Петербурге по вопросам сноса самовольной постройки

Судебная практика в Санкт-Петербурге и Ленинградской области показывает, что суды также выступают за снос самовольных построек, расположенных на земельных участках с нарушением целевого назначения (Постановление 13ААС от 24.10.2016 года №13АП-24614/2016, Постановление 13 ААС от 01.02.2017 №13АП-24471/2016).

Интересными, на наш взгляд, являются апелляционные определения Санкт-Петербургского суда (от 19.11.2015 года №33-19003/2015, от 01.03.2016 года №33-4357/2016, от 04.10.2016 года № 33-8611/2016). В указанных делах целевое назначение земельного участка – индивидуальное жилищное строительство (то есть участки предоставлялись для строительства отдельно стоящего жилого дома с количеством не более 3 этажей, для проживания одной семьи). Вместе с тем, собственники строили на таких участках многоквартирные дома, заявляя их как отдельно стоящие жилые дома. Суды после проведения экспертизы признавали данные объекты недвижимости многоквартирными домами и подтверждали законность требований истцов об их сносе.

Если у вас возникли вопросы по сносу самовольной постройки, вы хотите узаконить самовольную постройку, позвоните по телефону + 7 (812) 409-49-30. Наши специалисты проконсультируют вас по этой теме и окажут необходимую помощь.

Изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в аренде.

По общему правилу, арендатор земельного участка может изменить вид разрешенного использования только с согласия арендодателя, то есть с согласия собственника участка.

Единой процедуры получения согласия арендодателя нет.

В каждом муниципалитете действуют свои правила и процедуры получения такого согласия.

Если вы арендуете муниципальную землю, то нужно обратиться с заявлением (в свободной форме) в администрацию, в котором обосновать необходимость изменения ВРИ и попросить дать письменное согласие.

Скорее всего, данное согласие будет выражено в распоряжении или постановлении главы администрации.

Если согласие получено, то дальнейшая процедура изменения разрешенного использования участка будет аналогична той, которая описана для собственника участка.

Если получен отказ в даче согласия, то история на этом заканчивается, потому что изменить вид разрешенного использования в таком случае не получится.

Изменение категории участка

Процесс изменения категории земли подчиняется требованиям Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21.12.2004 № 172.

Для смены категории земли нужно обращаться в земельный комитет вашей администрации с ходатайством, в котором следует указать:

  • кадастровый номер участка;
  • действующую и предполагаемую категорию участка;
  • мотивы перевода;
  • сведения о правах на участок (кто правообладатель, обременения участка).

К ходатайству обязательно прикладываются:

  • выписка из Государственного кадастра недвижимости (кадастровый паспорт участка, который можно оформить в кадастровой палате или многофункциональном центре);
  • копия вашего паспорта (для предпринимателей и предприятий — выписка из налоговой инспекции);
  • выписка из ЕГРН (документ о зарегистрированных правах на участок, который оформляется в Управлении Росреестра или многофункциональном центре);
  • заключение экологической экспертизы (уточните в земельном комитете, требуется ли вам его предоставлять);
  • согласие владельца участка на перевод его в другую категорию.

Если отказали в смене ВРИ

В случае получения отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги по изменению вида разрешенного использования земельного участка можно действовать следующими способами:

  • Устранить недостатки, которые послужили основанием для отказа в предоставлении услуги, и обратиться за ее получением повторно.
  • Написать жалобу в прокуратуру по месту расположения органа власти, действия которого обжалуются.
  • Пожаловаться на качество предоставления услуги на Портале государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Данный сервис сейчас предлагается сайтом в разделе «Порядок обжалования» дополнительной информации об услуге соответствующего муниципального или государственного органа.
  • Прибегнуть к процедуре досудебного (или внесудебного) обжалования действий сотрудника (конкретного должностного лица), принимавшего документы или непосредственно оказывающего услугу.
  • Обратиться с административным исковым заявлением о признании решения об отказе незаконным и обязании изменить вид разрешенного использования земельного участка.

Заключение – коротко о главном

Изменить категорию земельного участка непросто. Но если подойти к делу профессионально, то конечный результат будет положительным. Здесь важно грамотно преподнести аргументы в пользу начавшейся процедуры.

Еще немного внимания

Незнание закона не освобождает от ответственности. Поэтому, прежде чем приступать к какому-нибудь действу, связанному с землей, лучше получить профессиональную консультацию у юриста. Еще лучше – передать ему полномочия, чтобы он довел дело до конца. Хотелось бы услышать в комментариях о тех, кто уже имел практику перевода земельного участка в другую категорию.

Как изменить назначение участка, если этого требует предстоящая хозяйственная деятельность или планы по строительству дома? Для начала процесса следует подать заявление в местную администрацию.
Подается ходатайство о смене дозволенного использования участка, эта характеристика указывается в правоустанавливающих документах на надел.

Читайте также:  Допустимые отступы при строительстве дома в 2023 году

В этом заявлении, образец которого можно взять в той же местной администрации, указывает ряд важных данных. Они должны быть вписаны точно, из-за ошибок можно получить отказ или процедуру придется начинать повторно. Что должно быть в заявлении?

  1. Данные гражданского паспорта.
  2. На каком основании было получено право собственности на надел.
  3. Какой ВИР имеет участок на данное время.
  4. Какой вид дозволенного разрешения нужно получить.
  5. Номер участка по кадастру, его расположение, параметры, площадь.

Также нужно в ходатайстве четко указать причины для изменения, подтвердив их аргументами. Вместе с заявлением подается и целая папка документов. Если участок грамотно оформлен и зарегистрирован, собрать бумаги будет не сложно.

  • Понадобятся копии гражданского паспорта собственника и документов, которые являются правоустанавливающими относительно участка.
  • Документацию по кадастровому учету и межеванию (кадастровый паспорт, план межевания).
  • Важные бумаги – проектная документация по планам изменения ВИР участка и его эксплуатации. Должны быть расчеты по эффективности применения земли после изменения ее дозволенного использования.

Заявление обязательно нужно зарегистрировать с указанием даты подачи.

Комментарий к ст. 8.8 КоАП

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с использованием и охраной земель. Составы правонарушений формальные, т.о. объективную сторону образуют либо действия, т.е. использование земель не по целевому назначению (состав 1); либо бездействие, т.е. неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства (состав 2); либо действия или бездействие, т.е. невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (состав 3); субъективная сторона правонарушения характеризуется виной либо в форме прямого умысла (составы 1, 2), либо в форме прямого умысла или неосторожности (состав 3). Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.

2. Под использованием природных ресурсов понимается эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности (п. 15 ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ). Земли в РФ по целевому назначению подразделяются на семь категорий, в т.ч. земли сельскохозяйственного назначения, земли поселений, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса. Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенными способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, а также своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами (ч. 1 ст. 7, ч. 1, ч. 2 ст. 42 ЗК РФ). Использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, а также использование земельного участка средствами и способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки, являются основаниями принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и права пожизненного наследуемого владения земельным участком, а также права аренды земельного участка (абз. 1, абз. 2 ч. 2 ст. 45, абз. 1, абз. 2 ч. 2 ст. 46 ЗК РФ). Оборот земель сельскохозяйственного назначения, согласно Федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ, основывается на принципах, одним из которых является сохранение целевого использования земельных участков. Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет. Случаи ненадлежащего использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения определяются в соответствии с ЗК РФ (абз. 1 ч. 3 ст. 1, ч. 3 ст. 6). Член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в соответствии с Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ обязан в течение трех лет освоить земельный участок, если иной срок не установлен земельным законодательством (п. 7 ч. 2 ст. 19).

3. Охрана окружающей среды представляет собой деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленную на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (п. 10 ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ). Целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных воздействий хозяйственной деятельности, а также обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным воздействиям хозяйственной деятельности (ч. 2 ст. 12 ЗК РФ). Мелиорация земель в соответствии с Федеральным законом «О мелиорации земель» от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ представляет собой коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий. В зависимости от характера мелиоративных мероприятий различают четыре типа мелиорации земель, в том числе гидромелиорацию, агролесомелиорацию, культуртехническую мелиорацию и химическую мелиорацию (ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 5). Согласно Методике определения размеров ущерба от деградации почв и земель, утв. Минприроды РФ 11 июля 1994 г. и Председателем Роскомзема 29 июля 1994 г., согл. с Минсельхозпродом РФ 5 июля 1994 г., согл. с Президентом Российской академии сельскохозяйственных наук 30 июня 1994 г., деградация почв и земель представляет собой совокупность природных и антропогенных процессов, приводящих к изменению функций почв, количественному и качественному ухудшению их состава и свойств, снижению природно-хозяйственной значимости земель. Существует четыре основных типа деградации почв и земель, в частности технологическая (эксплуатационная) деградация, в т.ч. нарушение земель, физическая деградация и агроистощение; эрозия, в т.ч. водная и ветровая; засоление, в т.ч. засоление и осолонцевание; и заболачивание (п. 2.1, п. 2.3).

Читайте также:  Глава 34 ГК РФ. Аренда (действующая редакция)

———————————

СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 142; см. с изм. и доп.

Когда возможно изменение целевого назначения земельного участка

Главный вопрос: каким законом регулируется этой действие и всё, что с ним связано? Здесь важно разобраться с некоторыми тонкостями.

Нередко можно встретить утверждение, что сменить цель землепользования легко, гораздо легче, чем назначить другую земельную категорию. Насколько это верно? На деле – неверно абсолютно. Достаточно вчитаться в 7-ую статью ЗК РФ. Там указано: определение земельной категории ведётся по целевому назначению.

Делаем вывод: назначение той или иной земли – это и есть принцип, по которому определяется земельная категория. Следующее логическое заключение: для изменения целевого назначения необходима смена принадлежности к одной из семи категории.

Важный момент: непосредственно о смене целевого назначения земельного участка нигде не говорится. Этот факт подразумевается, когда происходит переход некоего участка из одной категории в другую. Сменой земельных категорий «командует» Федеральный закон, принятый 21 декабря 2004 года и пронумерованный как 172-ФЗ.

Далее мы расскажем, как изменить целевое назначение земельного участка.

Определившись с достаточным количеством оснований для того, чтобы изменить категорию земельного участка на другую группу, следует приступать к сбору необходимых документов. Владельцу понадобится подать следующие бумаги:

  • Копия паспорта гражданина России и копия идентификационного кода (для юридических лиц нужна будет справка из государственного реестра);
  • Правоустанавливающие документы;
  • Информация по переводимому объекту из кадастровой базы;
  • Выписка из ЕГРП;
  • Результаты проведения экологической экспертизы;
  • Письменное согласие владельца земельного участка на его перевод в другую категорию.

При рассмотрении запроса комиссия имеет право отказать в переводе по причине:

  • Законодательных ограничений и запретов;
  • Выявления несоответствий земельного участка и сведений в документах;
  • Отрицательного ответа экологической проверки из-за несоответствия стандартов.

Можно ли изменить целевое назначение земельного участка? Как поменять вид использования земли?

Для изменения назначения земельного участка в Москве или Московской области нет единого алгоритма, поскольку у каждого надела свои виды разрешенного использования, категория, ограничения на застройку и другие характеристики. Составить план действий, собрать нужный пакет документов, подать его в контролирующие органы, проконтролировать рассмотрение вопроса смогут юристы.
1. Установить новый основной, вспомогательный или условно разрешенный вид разрешенного использования.

2. Внести изменения в градостроительную документацию, чтобы поменять территориальную зону.

Рассмотрим подробнее каждый из вариантов.

Все земли, находящиеся в ведении региональных властей, допускается использовать только в соответствии с целевым использованием. Земельные отделы местных административных органов или департаменты по землеустроительству городов, имеют перечень, в котором каждая категория земель различается по видам или целям её использования, в соответствии с установленными кодами (шифрами).

Какой тип выбрать? Прочитайте наши статьи и выберите то что вам подходит!

Так как же поменять назначение земельного участка? Чтобы понимать как изменить категорию земельного участка для начала разберем условия.

Внесение изменений в градостроительную документацию

Смена территориальной зоны требует внесения корректив в правила землепользования и застройки, поэтому процедура занимает существенно больше времени, чем при изменении ВРИ. Доступна она не для каждого надела. Например, изменение назначения земельного участка сельскохозяйственного назначения возможно, только если он непригоден для сельскохозяйственной деятельности, на земле планируется добыча полезных ископаемых, выделяются площади под строительство промышленного комплекса, расширяются границы города и в некоторых других случаях. Запросить смену территориальной зоны без веских нужд у владельца недвижимости не получится.

Именно поэтому повышенную важность приобретает заявление. В нем требуется указать весомые основания для смены зоны с подробными пояснениями. Именно от аргументации собственника будет зависеть, пропустит ли ходатайство комиссия по вопросам градостроительства, землепользования и застройки. В качестве поясняющих документов можно привести доказательства, что после смены зоны земля будет эксплуатироваться в рамках законодательства, проектную документацию на будущие объекты, результаты экологической экспертизы, подтверждения от других инстанций с одобрением перевода.

В целом процедура смены территориальной зоны выглядит следующим образом:

  • Сбор документов и подача их в комиссию по вопросам градостроительства, землепользования и застройки.
  • Подготовка заявления для Москомархитектуры.
  • Рассмотрение комиссией и контролирующими органами возможностей изменения градостроительной документации.
  • Проведение публичных слушаний.
  • Передача проекта правительству Москвы.
  • Одобрение или отклонение внесения изменений в ПЗЗ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *