Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кадастровое дело — что это такое / манипуляции с земельным участком». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Основная цель проведения кадастровых работ – это необходимость внесения новой записи в Росреестр по конкретному земельному наделу для отображения всех сведений по нему. По итогу такой деятельности составляется кадастровый план, который подлежит постановлению на учет в Государственном кадастре.
Законодательный аспект
Законодательство обозначает комплексные кадастровые работы, как деятельность, которая ведется на всех участках, расположенных в рамках кадастрового квартала одновременно.
К таким участкам принадлежат:
- наделы, сведения о которых в Едином государственном реестре недвижимого имущества не соответствуют законодательству в вопросе местоположения их границ (закон №218-ФЗ);
- территории, занятые объектами общего пользования (скверами, набережными, бульварами, улицами), если их размещение утвердили постановления градостроительной комиссии;
- объекты завершенного и незавершенного строительства, если права на такую деятельность дает закон №218-ФЗ.
Во время выполнения комплексных кадастровых работ преследуются такие цели:
- более точное обозначение границ надела;
- устанавливается местоположение объектов строительства на земельных участках;
- формирование новых земельных наделов, на которых располагаются здания, в том числе и жилые дома (исключением являются линейные объекты);
- образование участок земли, выделенной под общее пользование;
- исправляются ошибки, которые были сделаны в реестре.
Для выполнения комплексных кадастровых работ существует определенный порядок действий. Допускается повторное проведение процедуры для кадастрового квартала.
II. Структура и состав кадастровых сведений Реестра объектов недвижимости
5. Реестр объектов недвижимости состоит из:
1) реестров объектов недвижимости кадастровых округов, ведение которых осуществляется на электронных носителях (далее — Реестры);
сноска 2 исключена согласно приказу Министерства экономического развития РФ от 12 марта 2014 г. № 121
2) форм государственных реестров земель кадастровых районов, содержащих сведения о ранее учтенных земельных участках (далее — формы ГРЗ КР), и журналов учета кадастровых номеров кадастровых районов на бумажных носителях.
Реестры создаются на основе государственных реестров земель кадастровых округов на электронных носителях, являвшихся составной частью Единого государственного реестра земель.
Абзац 5 утратил силу согласно приказу Министерства экономического развития РФ от 12 марта 2014 г. № 121.
6. Кадастровые сведения в Реестре содержатся в текстовой форме и группируются по следующим записям:
об объектах недвижимости, расположенных на территории кадастрового округа;
о прохождении Государственной границы Российской Федерации;
о границах между субъектами Российской Федерации;
о границах муниципальных образований;
о границах населенных пунктов;
о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий;
о кадастровом делении территории кадастрового округа;
о картографической и геодезической основах кадастра.
7. Формы ГРЗ КР и журналы учета кадастровых номеров кадастровых районов содержат сведения о ранее учтенных земельных участках и их кадастровых номерах на бумажных носителях.
Внесение новых записей в формы ГРЗ КР и журналы учета кадастровых номеров кадастровых районов прекращается с 1 марта 2008 г.
Внесение новых сведений о ранее учтенных земельных участках или сведений о прекращении их существования осуществляется в Реестре. В случае снятия с кадастрового учета ранее учтенного земельного участка его подраздел на бумажном носителе закрывается, а формы закрытого подраздела ГРЗ КР включаются в кадастровое дело такого земельного участка.
8. Запись об объекте недвижимости в Реестре имеет следующую структуру:
1) общие сведения об объекте недвижимости в объеме, предусмотренном пунктами 63, 73, 76, 79 и 82 Порядка;
2) сведения о местоположении границы объекта недвижимости (для земельного участка) либо сведения о местоположении объекта недвижимости (для здания, сооружения, объекта незавершенного строительства и помещения) в объеме, предусмотренном пунктами 64, 74, 77, 80 и 83 Порядка;
3) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты, по которым осуществляется связь с собственником объекта недвижимости и обладателем иных вещных прав на объект недвижимости;
3.1) адрес объекта недвижимости в структурированном виде в соответствии с федеральной информационной адресной системой (ФИАС) на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на присвоение адресов объектам недвижимости.
Особенности формирования кадастрового дела
Кадастровое дело заводится лишь в случае присвоения участку кадастрового номера.
Чтобы вновь образуемому участку был присвоен такой номер, в орган кадастра по месту расположения надела необходимо подать следующие документы:
- заявление;
- правоустанавливающий документ;
- план участка (составляется частным инженером по заказу собственника);
- проверочный акт межевания (осуществляется сотрудниками службы в целях проверки подлинности предоставленного плана);
- справочную информацию из единого реестра прав на объекты недвижимости;
- технические документы из БТИ (бюро технической инвентаризации).
Все указанные бумаги, а в некоторых случаях их копии, будут включены в состав кадастрового дела.
Помимо указанных, в состав кадастра включаются и следующие документы:
- планы расчёта;
- журнал номеров участков на местности;
- реестр делянок по всему государству.
Помимо них, имеется перечень дополнительных документов второстепенной важности в целях кадастра:
Рекомендуем ознакомиться:
Постановка на кадастровый учет земельного участка
- различные учётные книги;
- справочная информация из налогового органа;
- список участков в публичной собственности.
Орган, оформляющий кадастровое дело
Кадастровые дела на участки необходимо составить в следующих целях:
- определить границы участка;
- контролировать земельные ресурсы;
- при учёте, первичном или вторичном.
Ответственными за создание кадастрового дела являются два органа:
- комитет по землеустройству;
- управление землеустройством.
Основной массив участков документируется сотрудниками Управления. Все случаи, связанные частным землевладением в целях индивидуального жилищного строительства, постановка и снятие с учёта частных земельных участков в пределах поселений относятся к полномочиям именно Управления.
Рекомендуем ознакомиться:
Что такое межевое дело и где его получить
Комитет по землеустройству осуществляет документальное оформление земельных участков, целевое использование которых определено законодательством. К примеру, участки под дачи, сельскохозяйственные угодья и т. д.
При вторичном учёте земельного надела кадастровое дело земельного участка заново не составляется. Для него оформляется отдельный акт инвентаризации, проводится проверка плана участка, которые и станут основной частью кадастрового дела.
Номер кадастрового дела земельного надела должен полностью соответствовать кадастровому номеру самого участка.
Представлен он в виде двух составляющих:
- номер района по кадастровому плану страны;
- номер участка из единого реестра.
Номера записываются в указанной последовательности и разделяются между собой дробью.
Заявка на кадастровый учёт
Оформление кадастрового дела начинается с подачи заявки собственником земельного надела либо уполномоченным распоряжаться государственными землями органа. Форма подачи заявки простая письменная, оформленная на специальном бланке. Заявки в иной форме уполномоченными на учёт в кадастре органами не принимаются.
При недостаточности одного бланка для представления полной текстовой части заявки она составляется на нескольких листах, каждый из которых нумеруется.
Составлять заявки на обычных листах допускается лишь в исключительных случаях. Но даже при этом логика и структура изложения должны соответствовать форме бланка, а также должны быть оформлены все необходимые реквизиты документа.
По поступлению в кадастровый орган заявка получает определённые реквизиты:
- отметку о регистрации;
- номер регистрации;
- дату поступления заявки.
Обязательным к заполнению в заявке считается графа «Автор».
В данной графе необходимо указать следующие сведения:
- фамилию, имя и отчество заявителя – физического лица;
- сокращённая форма наименования и ОКПО (общероссийский классификатор предприятий и организаций) код для заявителя – юридического лица;
- ИНН (идентификационный номер налогоплательщика), а в случае его отсутствия — реквизиты удостоверения личности;
- подпись.
При подаче групповой заявки, к примеру, при постановке на учёт общей или долевой собственности, в данной графе указывается один из собственников.
Кадастровое дело земельного участка
Создание кадастрового дела объекта учета- завершающая процедура Государственного кадастрового учета земельного участка в ЕГРЗ. Номером кадастрового дела является кадастровый номер земельного участка. В соответствии со статьей 15 ФЗ в кадастровое дело помещаются все документы, подтверждающие факт возникновения или прекращения существования земельного участка, на основании которых определяются характеристики земельного участка, предусмотренные законом.
Экономические зоны — разграниченные по определенным правилам территории, находящиеся в пределах границ административно-территориальной единицы, в границах которых действуют для земельных участков и иных объектов недвижимости установленные соответствующими органами государственной власти ставки земельного налога, величина арендной платы и нормативная цена земли.
Форма журнала регистрации документов, переданных в отдел ведения архивов для формирования кадастровых дел
Номер |
Дата |
Кол-во |
Должность |
Дата |
Должность |
Должность |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Определение кадастрового дела и классификация. Порядок и сроки хранения кадастровых документов. Кадастровые карты: определение, классификация и состав сведений
Кадастровые дела
Кадастровое дело — совокупность скомплектованных и систематизированных документов, на основании которых внесены сведения в ГКН. Классификация кадастровых дел:
- кадастровые дела объектов недвижимости (формируются после присвоения объекту недвижимости кадастрового номера из «учетного дела»);
- кадастровые дела территориальных зон;
- кадастровые дела зон с особыми условиями использования территорий;
- кадастровые дела кадастрового деления;
- кадастровые дела геодезической основы ГКН;
- кадастровые дела картографической основы ГКН;
- кадастровые дела участков Государственной границы РФ;
- кадастровые дела границ между субъектами РФ;
- кадастровые дела границ муниципальных образований;
- кадастровые дела границ населенных пунктов.
- Хранение документов государственного земельного кадастра и землеустроительной документации, включенной в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, осуществляется ОКУ;
- Хранение технических паспортов, оценочной и иной учетно-технической документации на объекты недвижимости осуществляется органами по государственному техническому учету и технической инвентаризации;
- Указанные документы являются федеральной собственностью.
Единицами хранения документов фонда ОКУ являются:
- кадастровое дело;
- лист кадастровой карты;
- каталог координат.
- об объектах недвижимости — 10 лет с момента снятия объекта с учета;
- о территориальных зонах — 10 лет с момента исключения сведений из ГКН;
- о зонах с особым режимом использования — 10 лет с момента исключения сведений из ГКН;
- о картографической основе кадастра — 10 лет с момента обновления картографической основы;
- о Государственной границе РФ, о границах между субъектами РФ, о границах муниципальных образований, о границах населенных пунктов — 10 лет с момента исключения сведений из ГКН.
Кадастровые карты
Кадастровые карты — тематические карты, составленные на единой картографической основе, на которых в графической и текстовой форме воспроизведены кадастровые сведения.
1.Общие положения.
Кадастровые карты создаются и поддерживаются в электронном цифровом, аналоговом графическом виде. В качестве картографической основы используются цифровые ортофотопланы или загруженные топографические карты. Значение масштаба определяется ОКУ в зависимости от территориального охвата и особенностей картографируемой территории:
-Земли населенных пунктов, дачных, садоводческих и огороднических товариществ — масштаб 1:1000-1:5000;
-Межселенные территории — масштаб 1:10000 и мельче.
Кадастровые карты создаются в государственной и местных системах координат (определяется Роснедвижимостью). Кадастровые карты подразделяются на:
- дежурные кадастровые карты;
- публичные кадастровые карты;
- справочные кадастровые карты.
1. границы кадастрового деления (кадастровый округ, кадастровый район, кадастровый квартал);
2. номера единиц кадастрового деления и при наличии их названия;
3. границы объектов недвижимости с учетом их статуса (учтенные, ранее учтенные объекты недвижимости, объекты недвижимости, которые носят временный характер), юридической значимости (установленные или декларированные), типа (наземные, подземные, надземные);
4. кадастровые номера объектов недвижимости (земельные участки, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства);
5. характерные точки земельных участков;
6. границы частей земельных участков;
7. Государственная граница Российской Федерации;
8. границы между субъектами Российской Федерации;
9. границы муниципальных образований;
10. границы населенных пунктов;
11. границы территориальных зон и их идентификаторы;
12. границы зон с особыми условиями использования территорий и их идентификаторы;
13. местоположение пунктов опорной межевой сети и их идентификаторы.
Публичные кадастровые карты.
- Создаются ОКУ или по договору с ОКУ иными лицами.
- Создаются в электронном, цифровом, аналоговом графическом и ином виде.
- Используются для ориентирования органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами в целях получения информации, содержащейся в ГКН.
- Обновляются с периодичностью, установленной ОКУ, но не реже 1 раза в год.
- населенных пунктов;
- муниципальных образований;
- субъектов Российской Федерации;
- кадастрового района;
- кадастрового округа;
- Российской Федерации.
1. границы кадастрового деления (кадастровый округ, кадастровый район, кадастровый квартал);
2. номера единиц кадастрового деления и при наличии их названия;
3. Государственная граница Российской Федерации;
4. границы между субъектами Российской Федерации;
5. границы муниципальных образований;
6. границы населенных пунктов;
7. могут отражаться границы наиболее больших по площади земельных участков и их кадастровые номера.
Справочные кадастровые карты создаются ОКУ или по договору с ОКУ иными лицами. Создаются в электронном, цифровом, аналоговом графическом и ином виде.
Справочные кадастровые карты могут создаваться:
- при необходимости графической иллюстрации в качестве приложения к кадастровой справке;
- для предоставления в порядке, определенном соглашениями об информационном взаимодействии с органами государственной власти и органами местного самоуправления о предоставлении кадастровой карты территории субъекта Российской Федерации или территории муниципального образования;
- в целях обеспечения аналитической работы органа кадастрового учета.
- населенных пунктов;
- муниципальных образований;
- субъектов Российской Федерации;
- кадастрового квартала или нескольких смежных кадастровых кварталов;
- кадастрового района;
- кадастрового округа;
- Российской Федерации.
Особенности учета земель
Для выполнения кадастрового учета органами власти, правообладателями земли подается заявление в компании, которые выполняют подобные работы. Для этого необходимы правоустанавливающие документы на землю и на межевание участков. Все должно быть соответствующим образом оформлено. Для этого не могут быть приняты документы, в которых есть подчистки или приписки.
Заявка фиксируется в книге учета. Выполнение процедуры предполагает проверку документов, создание описаний участков, присвоение номеров, изготовление планов и формирование кадастровых дел. Кадастровый учет осуществляется в течение месяца с подачи заявки. После работы выдаются планы земельных участков. Процедура учета полностью бесплатная. Работа по осуществлению учета подлежит страхованию.
Предназначение службы госкадастра
Служба земельного кадастра выполняет следующие функции:
- Постановка на учет земельных участков (иных объектов недвижимости). Учет новых земель производится по заявлению заинтересованных сторон. Например, юридического лица, желающего взять в аренду земельный участок.
- Учет данных о кадастровой стоимости. Не реже, чем раз в 5 лет должна производиться переоценка кадастровой стоимости всех земельных участков. Задача кадастровой службы – фиксировать все изменения в оценке ЗУ, определенные независимыми оценщиками.
- Предоставление зарегистрированной информации всем заинтересованным лицам (государственным органам, гражданам и т.д.).
Общие правила внесения сведений в Реестр
Выполнение кадастровых процедур сопровождается принятием решения:
- — о внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;
- — о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости;
- — об учете изменений объекта недвижимости (в том числе об учете, изменении либо снятии с учета части объекта недвижимости, об учете адреса правообладателя, учете в связи с исправлением кадастровой ошибки);
- — о снятии с учета объекта недвижимости;
- — об аннулировании и исключении сведений об объектах недвижимости с временным статусом сведений;
- — о внесении кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в порядке информационного взаимодействия;
- — об исправлении технических ошибок в кадастровых сведениях.
При внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета выполняются кадастровые процедуры:
- — внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;
- — постановка на гос. кадастровый учет объекта недвижимости;
- — учет изменений объекта недвижимости;
- — снятие с кадастрового учета объекта недвижимости;
- — внесение кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в орган кадастрового учета из органов гос власти и органов местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия при ведении ГКН;
- — исправление технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях;
- — аннулирование и исключение из ГКН сведений об объекте недвижимости (в том числе о частях объекта недвижимости) с временным характером сведений.
Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в гос. кадастр, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории РФ гос учетный номер (кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
В целях присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров орган кадастрового учета осуществляет кадастровое деление территории РФ на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы (единицы кадастрового деления).
Какие органы занимаются ведением кадастра?
Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется федеральным органом исполнительной власти. Таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
На данный государственный орган возложена функция организации единой системы, состоящей из государственного кадастра и системы государственной регистрации недвижимости.
Функции и полномочия упразднённых государственных органов (Роснедвижимость и Роскартография) полностью перешли в ведение Росреестра.
Чтобы получить сведения из ГКН, необходимо направить письменный запрос. Это можно сделать при личном посещении территориального органа Росреестра или посредством почтового сообщения. В пункте 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». также указано, что можно воспользоваться услугами многофункциональных центров (МФЦ).
Формирование, ведение и основные принципы государственного кадастра недвижимости
Каждое действие с участками земли и другим недвижимым имуществом должно быть зарегистрировано в Государственном кадастре недвижимости (ГКН). В противном случае сделка не будет признана действительной.
Законом единые принципы кадастрового учета объектов недвижимости введены для всех регионов России. Их исполнение обязательно для всех участников сделок с недвижимостью и сотрудников госорганов.
Справки из госкадастра могут потребоваться владельцам недвижимости по самым разным причинам.
Таким образом, практически все владельцы подобного имущества периодически имеют дело с госкадастром.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — просто позвоните, это быстро и бесплатно !
Государственный кадастр недвижимости — систематизированный свод сведений об учтенном недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий и иных сведений.
Государственный кадастр недвижимости ведется на трех уровнях:
На уровне муниципального образования в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения обо всех объектах кадастрового учета, расположенных на территории муниципального образования и ведется реестр объектов недвижимости, находящихся в собственности муниципального образования.
На уровне субъекта РФ в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о границах, входящих в него муниципальных образований, об объектах недвижимости находящихся в границах муниципальных образований в объеме, необходимом для реализации функций государственного контроля и управления, о территориальных зонах, учитываемых на уровне субъекта РФ и также ведется реестр ОН, находящихся в собственности субъекта РФ.
На федеральном уровне в кадастре недвижимости содержатся сведения о государственной границе РФ, границах между субъектами РФ, сведения об ОН в границах субъектов РФ в объеме, необходимом для реализации функций государственного контроля и управления, о территориальных зонах, учитываемых на уровне РФ, а также ведется реестр объектов недвижимости, находящихся в собственности РФ.
4. Структура (разделы) ГКН
1. Государственный кадастр недвижимости состоит из следующих разделов:
1) реестр объектов недвижимости;
2) кадастровые дела;
3) кадастровые карты.
Реестр объектов недвижимости представляет собой документ, в котором содержатся записи об объектах недвижимости в текстовой форме путем описания внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о таких объектах. Особенностью ведения реестра объектов недвижимости является то, что его ведение осуществляется только в электронном виде.
Ведение государственного кадастра недвижимости
Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется федеральным органом исполнительной власти. Таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
На данный государственный орган возложена функция организации единой системы, состоящей из государственного кадастра и системы государственной регистрации недвижимости.
Функции и полномочия упразднённых государственных органов (Роснедвижимость и Роскартография) полностью перешли в ведение Росреестра.
Чтобы получить сведения из ГКН, необходимо направить письменный запрос. Это можно сделать при личном посещении территориального органа Росреестра или посредством почтового сообщения. В пункте 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». также указано, что можно воспользоваться услугами многофункциональных центров (МФЦ).
Порядок ведения государственного кадастра недвижимости и внесения сведений в государственный кадастр недвижимости определён Приказом Минэкономразвития от 04.02.2010 г. «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости».
В Приказе указано, что существует информационное взаимодействие при ведении государственного кадастра недвижимости. В рамках этого взаимодействия осуществляется:
- кадастровый учёт в связи с внесением некоторых изменений;
- внесение сведений об объектах, которые были учтены ранее;
- исправление ошибок учёта;
- снятие с учёта.
Информационное взаимодействие осуществляется с:
- государственными органами;
- органами местного самоуправления всех субъектов федерации;
- собственниками и правообладателями недвижимости.
Эти вышеперечисленные субъекты имеют право затребовать необходимую информацию из ГКН. Такая информация должна быть предоставлена в течение 5 рабочих дней с момента поступления письменного запроса.
Внесение сведений в ГКН осуществляется по инициативе:
- гражданина, который является собственником недвижимости, не поставленной на кадастровый учёт;
- юридическим лицом;
- органом государственной власти.
Для постановки объекта недвижимости на учёт необходимо обратиться в территориальный орган Росреестра по месту нахождения недвижимости. Также заявление можно подать через МФЦ. Заявление регистрируется в день обращения, а затем направляется на рассмотрение.
Заявление будет рассмотрено в течение 10 календарных дней, а при подаче через МФЦ срок может увеличиться до 15 календарных дней.
Решение о постановке на учёт недвижимости принимается специалистами Росреестра на основании документов, которые поступают в порядке информационного взаимодействия из других государственных ведомств.
Решение о внесении сведений в ГКН в порядке информационного взаимодействия, сопровождается принятием:
- решения о внесении сведений;
- решения об отказе внесения сведения.
Отрицательный ответ должен быть представлен в письменном виде, при этом такой отказ должен быть юридически обоснован (должны быть указаны ссылки на нормативные акты).
Постановка на учёт недвижимости осуществляется в течение 30 календарных дней. Такой срок установлен, если постановка на учёт осуществляется в документальном порядке, а не в порядке информационного взаимодействия.
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.