Что изменится в режиме труда и отдыха водителей с 2021 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что изменится в режиме труда и отдыха водителей с 2021 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В первую очередь нужно сказать о том, что закон добавляет в Трудовой кодекс Российской Федерации новую статью 3281 «Ограничения на занятие трудовой деятельностью, непосредственно связанной с управлением легковыми такси, автобусами, трамваями, троллейбусами и подвижным составом внеуличного транспорта при осуществлении перевозок пассажиров и багажа». Ниже будут приведены выдержки из данной статьи.

Отсутствие судимости у водителя автобуса, троллейбуса, трамвая, метро

К трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением автобусами, трамваями, троллейбусами и подвижным составом внеуличного транспорта при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, не допускаются лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение следующих преступлений либо подвергающиеся уголовному преследованию за следующие преступления:

1) преступления против общественной безопасности, против основ конституционного строя и безопасности государства, против мира и безопасности человечества, относящиеся в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации к тяжким и особо тяжким преступлениям;

2) преступления, предусмотренные законодательством другого государства — члена Евразийского экономического союза, соответствующие преступлениям, указанным в пункте 1 настоящей части.

Обратите внимание, требования для водителей автобусов, трамваев, троллейбусов и метро практически полностью соответствуют требования для водителей такси.

Единственной отличие — другой перечень преступлений, который включает в себя только тяжкие и особо тяжкие преступления против общественной безопасности, против основ конституционного строя и безопасности государства, против мира и безопасности человечества.

То есть к водителям такси требования более жесткие, чем к водителям иного общественного транспорта.

Справка об отсутствии судимости для иностранных граждан при приеме на работу

Наряду с документами, предусмотренными статьей 65 настоящего Кодекса, при заключении трудового договора лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие гражданство другого государства — члена Евразийского экономического союза, поступающие на работу, непосредственно связанную с управлением легковыми такси, автобусами, трамваями, троллейбусами и подвижным составом внеуличного транспорта при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, предъявляют работодателю документ о наличии (отсутствии) судимости за совершение преступлений, указанных в пункте 2 части первой и пункте 2 части второй настоящей статьи, и (или) факта уголовного преследования за эти преступления либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданный компетентным органом соответствующего государства — члена Евразийского экономического союза, с приложением перевода на русский язык, верность которого должна быть удостоверена в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Данный абзац говорит о том, что начиная с 1 марта 2023 года при поступлении на работу иностранные граждане должны будут предоставить работодателю справку об отсутствии судимости и уголовного преследования.

Обратите внимание, справка требуется только гражданам Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, которые не являются при этом гражданами РФ.

Например, если у водителя есть гражданство Казахстана и гражданство России, то справка ему не потребуется, т.к. есть гражданство России.

Если у водителя есть только гражданство Китая, то справка ему не потребуется, т.к. нет гражданства Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии.

Если же у водителя есть только гражданство Армении (или Белоруссии, Казахстана, Киргизии), то справку нужно предоставить.

Требования к справке:

  • справка должна быть выдана компетентным органом соответствующей страны, то есть полицией Армении, Белоруссии, Казахстана или Киргизии;
  • справка должна сопровождаться заверенным переводом на русский язык.

Таким образом, с 1 марта 2023 года гражданам Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии, не имеющим гражданства РФ, устроиться на работу водителями будет гораздо сложнее. Это связано с тем, что сначала придется вернуться в страну, гражданином которой является водитель, и получить там справку об отсутствии судимости и уголовного преследования.

Профотбор водителей: три изменения 2021 года

Изменения коснулись профессионального отбора водителей. Он, как и прежде, состоит из двух этапов:

  • подтверждение соответствия предоставленных водителем документов Профессиональным и квалификационным требованиям (осталось без изменений);
  • испытание.
  1. «Испытание» пришло на смену термину «стажировка». Срок испытания фактически устанавливает работодатель. Но при выборе срока нужно руководствоваться требованиями статьи 70 ТК РФ, устанавливающей максимальную длительность срока испытания в размере 3 месяцев для большинства случаев.
  2. Появился лист испытаний. Он содержит следующие сведения:
  • номер листа испытаний;
  • ФИО водителя;
  • дата и время прохождения, испытательный период;
  • сведения о транспортном средстве: тип, марка, модель транспортного средства;
  • ФИО водителя-наставника;
  • заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, о допуске (не допуске) водителя к самостоятельной работе.
Читайте также:  Как вернуть деньги за товар? Права потребителя по закону
  • Больше не требуется оформлять лист собеседования. Также в новом порядке отсутствует требование о проведении собеседования.
  • Какими качествами должен обладать водитель автобуса

    В соответствии с квалификационными требованиями, утвержденными Приказом Министерства Транспорта России № 287 от 28.09.2015, водитель автобуса, помимо стандартных условий, предъявляемых к перевозчикам категорий В и ВЕ, должен знать:

    • особенности законодательства РФ в областях автобусных перевозок пассажиров;
    • законодательные акты в отношении обязательного страхования ответственности водителя за причинение вреда имуществу, здоровью и жизни пассажиров.

    Навыки, которыми должен обладать водитель пассажирского автобуса:

    • умение проверять исправность ТС перед поездкой и после нее;
    • обеспечение безопасной посадки, транспортировки и высадки пассажиров;
    • использование в работе тахографов.

    Участники организованной перевозки

    В настоящее время перечень лиц, которые могут участвовать в организованной перевозке, строго ограничен. Пункт 18 правил перевозки детей автобусами:

    18. При организованной перевозке группы детей запрещено допускать в автобус и (или) перевозить в нем лиц, не включенных в списки, предусмотренные подпунктом «д» пункта 4 настоящих Правил. Указанный запрет не распространяется на случаи, установленные федеральными законами.

    В автобусе могут находиться только:

    • водитель (водители), включенные в документ со сведениями о водителях;
    • дети, включенные в список детей;
    • сопровождающие, включенные в список сопровождающих;
    • работники и физические лица, включенные в список пассажиров;
    • медицинский работник, включенный в соответствующий документ.

    Обратите внимание, правомерность нахождения каждого человека в автобусе должна быть подтверждена соответствующим документом. Взять в поездку человека без документа нельзя.

    Режим труда и отдыха водителей

    2. До 11 часов на междугородних перевозках. Кроме того, время отдыха может быть уменьшено до 9 часов, но не больше 3-х раз за неделю. При этом до конца следующей недели водителю должен быть предоставлен дополнительный отдых, соответствующий «потерянному» количеству часов.

    Данная схема может использоваться, например, чтобы водитель автобуса привозил работников предприятия и развозил их по домам. При этом первая часть рабочего времени с 7:30 до 11:30, чтобы доставить работников к 9 часам, а вторая часть рабочего времени с 15:30 до 19:30, чтобы развезти работников, окончивших смену в 18 часов.

    Рекомендуем прочесть: Льготы Для Молодоженов 2020

    Оформляем прием водителя на работу

    Оформляя прием водителя на работу, помимо обязательных, вы можете включить в трудовой договор дополнительные условия (ч. четвертая ст. 57 ТК РФ). Целесообразно отразить такие специфические права и обязанности работодателя и работника, которые имеют важное значение для обеих сторон. Например, что работник обязан соблюдать правила дорожного движения, проходить медосмотры, обязательные стажировки при переводе на новую категорию транспортного средства и т. д. А работодатель – вести графики сменности, расписания движения, возмещать водителю расходы, связанные с постоянными поездками (ст. 168.1 ТК РФ) и др.

    Получив заключение с результатами проведенного осмотра, можно подписывать трудовой договор (смотрите образец ниже). Медицинское заключение с результатами предварительного медосмотра водителя обычно хранят в его личном деле. Если кандидат отказывается пройти обследование либо медкомиссия сделала отрицательные выводы о состоянии его здоровья, вы вправе отказать соискателю в приеме на работу или отстранить его от работы (ст. 64, 76 ТК РФ, п. 35 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2).

    Режим труда и отдыха водителей

    2. До 11 часов на междугородних перевозках. Кроме того, время отдыха может быть уменьшено до 9 часов, но не больше 3-х раз за неделю. При этом до конца следующей недели водителю должен быть предоставлен дополнительный отдых, соответствующий «потерянному» количеству часов.

    Данная схема может использоваться, например, чтобы водитель автобуса привозил работников предприятия и развозил их по домам. При этом первая часть рабочего времени с 7:30 до 11:30, чтобы доставить работников к 9 часам, а вторая часть рабочего времени с 15:30 до 19:30, чтобы развезти работников, окончивших смену в 18 часов.

    Читайте также:  Льготы ветеранам труда в 2023 году

    Рекомендуем прочесть: Особенности Налогообложения Иностранных Граждан В 2020

    Режим труда и отдыха водителей автомобилей в 2022 году

    Рассмотрим, какие режимы труда и отдыха водителей применяются на практике. Обычно используются такие варианты учета режима работы:

    • Ежедневный. Предусматривает 40-часовую рабочую неделю. Водитель может работать 5 или 6 дней в неделю.
    • Суммированный. Этот вариант удобно использовать если водители регулярно уезжают в многодневные рейсы, и из-за это применять ежедневный учет невозможно. Расчетным периодом по новым правилам является 1 месяц, но при согласовании с профсоюзом этот период можно увеличить до 3 месяцев. В разрезе 1 рабочего дня или 1 недели общепринятые нормы могут нарушаться, но при суммировании отработанных часов необходимо неукоснительное соблюдение режима труда и отдыха водителей.

    В соответствии с утвержденным режимом труда и отдыха водителей (Приказ Минтранса России № 424) рабочее время водителя включает в себя время, затраченное на:

    • управление автомобилем;
    • специальные перерывы на отдых от управления транспортом;
    • выполнение работы, не связанной с управлением транспортным средством.

    Прием Водителя На Работу В 2021 Году

    Общий порядок установления режима рабочего времени и времени отдыха определен Трудовым кодексом РФ. Нюансы, связанные со спецификой водительского труда, отражены в Положении об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15. Этот документ применяется в отношении водителей, работающих в организациях всех форм собственности, кроме тех, кто осуществляет международные перевозки или работает в составе вахтовых бригад. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением, обязательно учитываются при составлении графиков работы (сменности) водителей.

    Графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. В графике указывается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

    Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.

    При суммированном учете рабочего времени продолжительность смены водителей не может превышать 10 часов (за исключением отдельных случаев).

    Водителям легковых автомобилей (кроме такси) может устанавливаться ненормированный рабочий день (с учетом мнения представительного органа работников организации). Количество и продолжительность рабочих смен по графикам работы (сменности) при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.

    Время управления автомобилем не может превышать 9 (в некоторых случаях — 8) часов в день, а при суммированном учете рабочего времени может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов.

    В рабочее время водителя, кроме времени управления автомобилем, также включаются и другие периоды, в частности время предрейсового и послерейсового медосмотров, время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, время проведения работ по устранению возникших в пути неисправностей и некоторые другие. Включать в рабочее время вышеуказанные периоды можно не в полном объеме: например, время охраны груза и автомобиля засчитывается в рабочее время в размере не менее 30%, время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей — в размере не менее 50%.

    В случаях, предусмотренных ст. 99 ТК РФ, водители могут привлекаться к выполнению сверхурочных работ, однако они не должны превышать четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

    Нельзя оформлять на должность водителя по совместительству лиц, которые выполняют по основному месту работы аналогичные функции (управление транспортными средствами или их движением). Это ограничение введено ч. 1 ст. 329 ТК РФ, а также «Перечнем работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств», утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.2008 N 16. Подтвердить отсутствие подобного ограничения кандидат на позицию «водитель» может, предоставив копию трудовой книжки, справку с основного места работы либо указав в своем заявлении о приеме на работу, что его основная деятельность не связана с управлением транспортными средствами или их движением.

    Читайте также:  08.12.2022 Можно ли принять на работу сотрудника без регистрации (прописки)?

    С водителями нельзя заключать договоры о полной материальной ответственности, потому что эта профессия не указана в перечне работ и категорий работников, с которыми могут заключаться такие договоры (Перечень, утв. Постановлением Минтруда России от 31.12.2002 N 85). Заключение подобного договора возможно лишь в том случае, если на водителя одновременно возложены функции по экспедированию груза. Однако и в этой ситуации полную материальную ответственность он будет нести только в отношении обязанностей экспедитора (определение Верховного суда РФ от 19.11.2009 N 18-В09-72). Вместе с тем водитель обязан возместить работодателю причиненный последнему прямой действительный ущерб (ч. 1 ст. 238 ТК РФ). При этом неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию не подлежат.

    Полная материальная ответственность возлагается на водителя в ситуациях, предусмотренных ст. 243 ТК РФ, в частности, в следующих случаях:

    ценности были вверены на основании специального письменного договора или получены водителем по разовому документу;

    ущерб причинен умышленно;

    ущерб причинен в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического);

    работник совершил преступление (установленное судом) или административный проступок (установленный соответствующим государственным органом);

    ущерб причинен не при исполнении работником трудовых обязанностей.

    Взыскание ущерба является правом, а не обязанностью работодателя; он может полностью или частично освободить работника от его возмещения (ст. 240 ТК РФ). Если сумма ущерба не превышает среднего месячного заработка, то она может быть взыскана по письменному распоряжению работодателя (ст. 241, ч. 1 ст. 248 ТК РФ). Если размер ущерба превышает средний месячный заработок, то он может быть возмещен либо работником в добровольном порядке, либо по решению суда (ч. 2 и 4 ст. 248 ТК РФ). Причиненный ущерб может быть взыскан независимо от того, привлечен ли работник к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности (ч. 6 ст. 248 ТК РФ).

    Распространенная на практике ситуация — когда в трудовом договоре водителя указывается, что его рабочим местом является автомобиль определенной марки и с определенными номерными знаками. При этом работодатели часто объясняют включение этой информации в трудовой договор требованием ст. 57 ТК РФ об обязательном указании в трудовом договоре места работы. На самом деле в договоре с работником достаточно написать наименование организации, а в необходимых случаях указать наименование и местонахождение филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения. Включение в трудовой договор информации о конкретном автотранспортном средстве приведет к тому, что в случае его поломки, продажи или при возникновении иной необходимости пересадить водителя на другую машину работодатель будет вынужден заключить дополнительное соглашение к трудовому договору (ст. 72 ТК РФ). Если ссылки на конкретный автомобиль в трудовом договоре нет, то для того чтобы пересадить водителя на другую машину, его согласие не требуется (п. 3 ст. 72.1 ТК РФ).

    Структура профстандарта для водителя автобуса

    Разбираемся, что изменится и к чему готовиться перевозчикам: В октябре Минтранс внесло в правила расчёта рабочего времени водителей ряд изменений.

    Водитель грузового автомобиля должен иметь российское национальное водительское удостоверение соответствующей категории.

    Изменение конструкции транспортного средства должно быть подтверждено свидетельством о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности. Количество перевозимых пассажиров, масса их багажа и или ручной клади, масса транспортного средства и нагрузки на его оси не должны превышать норм, установленных организацией-изготовителем.
    N 4664-У (зарегистрировано Минюстом России 5 марта 2018 г., регистрационный N 50253), от 16 апреля 2018 г. N 4775-У (зарегистрировано Минюстом России 11 мая 2018 г., регистрационный N 51058), от 13 марта 2019 г. N 5092-У (зарегистрировано Минюстом России 16 июля 2019 г., регистрационный N 55279), от 8 октября 2019 г.

    Профессиональный стандарт водителя автобуса используется при описании его должностных функций и параметров квалификации. Дополнительно его можно использовать как базу для создания KPI, в качестве свода параметров при оценке кандидатов на работу и в иных отраслях кадровой деятельности.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *