Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ОСАГО по-новому: какие жуткие проблемы ждут российских водителей в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В России хорошо развиты электронные каналы заключения договоров страхования – электронные ОСАГО, КАСКО и другие массовые виды страхования. Это существенно расширило географию продаж страховщиков, не имеющих собственных точек присутствия в большинстве регионов России.
Действующее страховое законодательство по обязательным видам страхования (ОСАГО, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев опасных объектов/перевозчиков) предполагает, что при наступлении страхового случая потерпевший должен не только собрать различные справки и документы, но и предоставить их страховщику. Причём, как правило, на бумажных носителях лично или по почте.
Более того: в ОСАГО прямо предусмотрено, что обмен информацией в электронном виде не освобождает потерпевшего от предоставления всех документов для страховой выплаты на бумаге. Кроме того, есть обязанность потерпевшего предоставлять страховщику для осмотра поврежденное имущество (в ОСАГО она прямо определена законом).
В итоге в отдельных регионах возникают ситуации, когда страхователь фактически не имеет возможности получить качественное урегулирование убытка от своего страховщика, так как по договору страхования, заключенному через Интернет, оформить страховую выплату можно только в офисе страховщика – иногда за несколько тысяч километров от места постоянного проживания.
Отсюда отсутствие прямого указания на возможность и процедуру обмена электронными документами для подтверждения факта наступления страхового случая создает налоговые и иные риски в добровольных видах страхования. И это не способствует массовому переводу процессов урегулирования убытков полностью в электронную форму.
Эти проблемы препятствуют обеспечению страховой защиты – особенно в малонаселенных и отдаленных населенных пунктах – и ведут к большим затратам потерпевших на реализацию своего права на страховое возмещение. Это расходы на:
- получение и пересылку документов;
- предоставление поврежденного имущества для осмотра страховщику.
Дополнительные сложности возникли и из-за повсеместного введения ограничительных мер в связи с коронавирусом и перевода на удаленную работу части персонала страховых компаний, который занимался урегулированием убытков.
Всё это подтолкнуло законодателей к потребности в организации страховщиками полностью дистанционных сервисов по возмещению ущерба в рамках договоров страхования.
Что такое базовая ставка
В первую очередь рассмотрим, что значит понятие «базовая ставка» в страховании. В рамках закона, базовая ставка – это фиксированная сумма, выраженная в денежном соотношении, которая применяется при расчете итоговой страховой премии по ОСАГО.
Страховые компании обязаны использовать базовую ставку, независимо от того, на какой тип транспортного средства оформляется защита и в каком регионе. Для определения показателя на законодательном уровне утверждено специальное тарифное руководство.
Важно! До 2014 года со стороны государства был фиксированный размер базовой ставки. После были внесены изменения и страховщики смогли сами принимать решение, по какому тарифу делать расчет. Конечно, страховщикам предлагали утвержденный тарифный коридор.
Сегодня каждая страховая компания сама принимает решение, с использованием максимального или минимального значения работать. Именно поэтому стоимость ОСАГО в каждой компании будет различаться.
Новые коэффициенты стажа, влияющие на стоимость полиса
В 2023 году повысят стоимость ОСАГО в основном благодаря увеличению базового тарифа, представляющего собой «вилку» от начальной ставки до конечной. В новом периоде этот разбег увеличивается, и страховая организация имеет больший выбор по установлению стоимости полиса ОСАГО. Как правило, на практике страховые компании устанавливают максимальную стоимость базового тарифа.
Таблица начальных и конечных ставок базовых тарифов в зависимости от категории владельца транспортного средства в 2023 году:
Категория вождения | Новый тариф 2019 года |
---|---|
Категория A и M (мотоциклы, скутеры, мопеды и другие) | 694-1407 рублей |
Категория B и BE (легковые автомобили) физлиц | 2746-4942 рублей |
Категория B и BE (легковые) юрлиц | 2058-2911 рублей |
Категория B и BE (легковые) в такси | 4110-7399 рублей |
Категория C и CE (грузовые) массой до 16 тонн | 2807-5053 рублей |
Категория C и CE (грузовые) массой более 16 тонн | 4227-7609 рублей |
Категория D и DE (автобусы) до 16 мест | 2246-4044 рублей |
Категория D и DE (автобусы) более 16 мест | 2807-5053 рублей |
Категория D и DE (автобусы) для маршрутных перевозок | 4110-7399 рублей |
Отмена обязанности информировать страховую о ДТП
После заполнения извещения о дорожно-транспортном происшествии на бумажном носителе, составления электронного извещения водители причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств ставят в известность страхователей о дорожно-транспортном происшествии и заполнении (составлении) извещения о дорожно-транспортном происшествии любым доступным способом не позднее пяти рабочих дней.
Указанный выше абзац исключается из пункта 3.8 Правил страхования. И на первый взгляд кажется, что с 1 октября 2022 года не нужно будет сообщать в страховую о заполнении европротокола (в бумажном или электронном виде). Однако это не совсем так.
Если извещение заполняется в бумажном виде, то водитель обязан передать свой экземпляр в страховую в течение тех же самых 5 рабочих дней.
Если же документ оформляется в электронном виде, то он передается в страховую автоматически сразу же после оформления.
Так что получается, что из пункта 3.8 просто исключили абзац, который потерял актуальность.
Каким будет эффект от изменений в ОСАГО
От того, что в стоимость ремонта теперь будут включаться аналоги, граждане вряд ли выиграют. Конечно, можно предположить, что условные марки Mitsubishi или Toyota будут ездить и с российскими запчастями, но не упадет ли от этого комфорт? Да и к сроку службы тоже могут быть вопросы. Ведь запчасти будут выбираться чуть ли не самые дешевые. Конечно, на первый взгляд, нас оградили от самых дешевых и низкокачественных аналогов стоимостью менее 20 % от оригинала. Но как вы думаете, сильно ли качественнее окажутся детали стоимостью в 30 %, а то и 25 % от оригинала? Да и в конце концов, что мешает продавать низкокачественную продукцию по цене, близкой к оригиналу, и формально проходить по требованиям?
Что влияет на стоимость ОСАГО?
- Мощность автомобиля. Стоимость полиса ОСАГО увеличивается пропорционально количеству лошадиных сил в двигателе. Мощность учитывает коэффициент КМ. Например, для авто с двигателем до 50 л. с. он составляет 0,6, от 51 до 70 — 1,0. Самый высокий КМ установлен для машин мощностью свыше 150 л. с. — 1,6.
- Территория использования автомобиля. Коэффициент территории КТ учитывает вероятность попадания автомобиля в ДТП в конкретной местности. В густонаселенных мегаполисах аварии случаются ежедневно, а в небольших поселках риск стать виновником дорожно-транспортного происшествия значительно ниже. Для расчета стоимости обязательного страхования компании используют специальные таблицы территориальных коэффициентов. Например, для водителей из Мурманска КТ = 1,99. Самая дешевая страховка ОСАГО при прочих равных условиях будет для жителей Чукотки, Магаданской области и ряда других регионов с территориальным коэффициентом 0,64.
- Возраст и стаж водителя. Чем опытнее автовладелец, тем дешевле страховка. Коэффициент КВС учитывает возраст и стаж водителя и рассчитывается по специальной таблице. Самое высокое значение поправки к базовому тарифу — 1,93. Покупка ОСАГО для водителей старше 50 лет со стажем вождения свыше 14 лет будет рассчитана с коэффициентом 0,93.
- Аварии в прошлом. Аккуратность каждого водителя, допущенного к управлению, имеет большое значение для расчета стоимости ОСАГО. Коэффициент бонус-малус (КБМ) может увеличить цену вдвое или существенно ее снизить. Минимальное значение поправки — 0,5, максимальное — 2,45. Коэффициент КБМ водителя ежегодно устанавливается в автоматизированной информационной системе РСА.
- Число водителей, допущенных к управлению. Коэффициент КО равен 1, если в договоре перечислены конкретные имена и фамилии. Если вы решили застраховать автомобиль без ограничений по числу водителей, то в расчете будут использовать поправку 1,94. Для юридических лиц КО составляет 1,97.
Пошаговая инструкция внесения водителя в полис ОСАГО онлайн
Начиная с 2017 года, водители имеют право оформить электронный страховой полис ОСАГО. Это существенно упрощает порядок получения страховки и позволяет гражданам сэкономить свое время. Кроме того, такой вариант в 2023 году дает возможность вносить изменения в документ посредствам интернета. Это относиться и к внесению новых водителей.
Порядок действий здесь не многим отличается от обращения в офис СК. Поэтому для внесения водителя в полис ОСАГО онлайн страхователю потребуется выполнить несколько простых шагов.
- В первую очередь потребуется найти в интернете сайт страховой компании, в которой был оформлен документ. Сделать это не так сложно (здесь же можно найти инструкции по внесению изменений).
- Далее необходимо авторизоваться на сайте и войти в личный кабинет.
- После этого требуется собрать все необходимые документы. Страхователь через личный кабинет направляет в СК заявление и прикладывает к нему копии собранных бумаг.
- Следующим шагом станет внесения доплаты за внесение водителя в полис ОСАГО (в некоторых случаях вносить деньги не требуется).
- Когда все бумаги отправлены, а выплаты произведены, гражданин может получить новый экземпляр электронного страхового полиса.
В конце прошлого, 2021 года вступил в силу закон, отменяющий обязательный техосмотр для физических лиц-владельцев легковых машин и мотоциклов.
Несмотря на это, в случае ДТП, где причиной происшествия стала неисправность транспортного средства, к владельцу авто, не прошедшего ТО, страховая компания могла выдвинуть регрессное требование компенсации суммы ущерба, выплаченной пострадавшей стороне. Получилось, что необязательное ТО на самом деле обязательно.
Чтобы устранить данное противоречие, с 1 апреля 2022 года были внесены поправки в закон об ОСАГО, отменяющие регресс в случае ДТП с участием авто без техосмотра, если причиной аварии явилась неисправность транспортного средства. Изменения вступают в силу 12 апреля 2022 года.
ДТП через приложение стало проще оформить
В приложении «Помощник ОСАГО» в конце 2022 года появилась функция создания схемы ДТП прямо на экране смартфона при оформлении извещения о ДТП. Как рассказали в РСА, водитель может изобразить на схеме расположение автомобилей в момент ДТП и сразу после него поставить стрелки, показывающие направление движения этих автомобилей, а также указать дорожную разметку и дорожные знаки.
Обновление опубликовано в интернет-магазинах мобильных приложений. В начале будущего года такой «конструктор схемы ДТП» появится в приложениях, работающих на базе приложения «Помощник ОСАГО», в том числе — в мобильных приложениях страховых компаний, предоставляющих функционал «электронного европротокола».
При этом возможность составить схему ДТП «по-старому» — нарисовать схему ДТП на листке бумаги, сфотографировать его и прикрепить к электронному извещению о ДТП — не исключена из мобильного приложения.
Этот лимит установлен законом об ОСАГО и не зависит от того, в какой форме — электронной или бумажной — оформлено извещение о ДТП.
Как напомнили в РСА, при оформлении ДТП с помощью приложения, важно помнить о важных нюансах. Так, если у участников ДТП есть разногласия в отношении обстоятельств ДТП и причиненного вреда, то при оформлении через приложение или лимит выплаты по ОСАГО составляет 100 тыс. руб. Если разногласия отсутствуют, то лимит выплаты по ОСАГО составляет 400 тыс. руб. при выполнении фотофиксации данных о ДТП с помощью специального мобильного приложения и 100 тысяч рублей, если фотофиксация не выполнена.
Какие ещё изменения в 2020 году?
Коронавирусная пандемия внесла коррективы и в ОСАГО, точнее, коррективы будут внесены принятым законом, но из-за введенных ограничений. Речь идет про диагностическую карту.
До 30 сентября 2020 года включительно можно заключить договор ОСАГО без предоставления диагностической карты. При этом страхователь (тот, кто приобретает полис) будет обязан в течение месяца после отмены коронавирусных ограничений предоставить страховщику новую карту. В любом случае предельный срок её предоставления – до 31 октября 2020 года. Правительство сможет продлить этот срок, но не более чем на 90 дней.
Но если диагностическую карту в установленные сроки не предоставить, то всем, кто это не сделает, светит регресс от страховой в размере произведенного страхового возмещения.
Ещё 2 изменения не столь масштабны.
Камеры легко обмануть, разве нет?
Система проверяет наличие полиса, но, в отличие от инспектора ГИБДД, не может сличить данные страховки с параметрами водителя. Получается, водители с невыгодными коэффициентами могут оформить полис на другого человека, и система пропустит такую машину, ведь формально страховка у нее будет? Директор «Центра страхования» Кирилл Смолин говорит, что такая уловка возможна, но имеет и обратную сторону.
— По закону об ОСАГО страховать машину может либо собственник, либо один из водителей, — рассказывает он. — От собственника всегда берется коэффициент территории (по его прописке), то есть сэкономить на том, чтобы указать другую, более выгодную территорию, не удастся. Но если собственник не является водителем, то остальные параметры берутся от второго водителя. Поэтому, например, молодой автомобилист с аварийным стажем, для которого страховка стоит, условно, 100 тысяч рублей, может попросить своего аккуратного и опытного друга застраховать машину под его параметры.
Естественно, в случае ДТП подложный полис не спасет. Точнее, страховая выплатит пострадавшей стороне необходимую сумму, а затем взыщет ее с автовладельца в порядке регресса. Но поскольку многие отказываются от ОСАГО сознательно или просто не могут купить полис, вряд ли это соображение их остановит.
— Есть и более изощренные схемы, например, в теневой части интернета предлагают дешевые полисы, оформленные, скажем, на мотоцикл из Дагестана с минимальными коэффициентами, при том что госномер, марка, модель указаны от нужного автомобиля, — продолжает Кирилл Смолин. — Базы данных страховщиков не настолько детальные, чтобы, например, по VIN определить тип и параметры транспортного средства, чем и пользуются некоторые страхователи.
В теории эта проблема разрешима за счет более глубокой интеграции баз данных. Кроме того, современные комплексы фотовидеофиксации умеют отличать легковой автомобиль от грузового или от мотоцикла. Но это еще больше повышает нагрузку на процессинговые центры.
Не исключено, что подобные лазейки прикроют, например, резким увеличением штрафа за использование полиса, оформленного на другого водителя.
ДТП через приложение стало проще оформить
В приложении «Помощник ОСАГО» в конце 2022 года появилась функция создания схемы ДТП прямо на экране смартфона при оформлении извещения о ДТП. Как рассказали в РСА, водитель может изобразить на схеме расположение автомобилей в момент ДТП и сразу после него поставить стрелки, показывающие направление движения этих автомобилей, а также указать дорожную разметку и дорожные знаки.
Обновление опубликовано в интернет-магазинах мобильных приложений. В начале будущего года такой «конструктор схемы ДТП» появится в приложениях, работающих на базе приложения «Помощник ОСАГО», в том числе — в мобильных приложениях страховых компаний, предоставляющих функционал «электронного европротокола».
При этом возможность составить схему ДТП «по-старому» — нарисовать схему ДТП на листке бумаги, сфотографировать его и прикрепить к электронному извещению о ДТП — не исключена из мобильного приложения.
Этот лимит установлен законом об ОСАГО и не зависит от того, в какой форме — электронной или бумажной — оформлено извещение о ДТП.
Как напомнили в РСА, при оформлении ДТП с помощью приложения, важно помнить о важных нюансах. Так, если у участников ДТП есть разногласия в отношении обстоятельств ДТП и причиненного вреда, то при оформлении через приложение или лимит выплаты по ОСАГО составляет 100 тыс. руб. Если разногласия отсутствуют, то лимит выплаты по ОСАГО составляет 400 тыс. руб. при выполнении фотофиксации данных о ДТП с помощью специального мобильного приложения и 100 тысяч рублей, если фотофиксация не выполнена.
Новый список документов для получения прав
Правительство России выпустило проект постановления, согласно которому с 1 марта 2023 года изменится список документов, необходимых для прохождения водительского экзамена.
Так, будущим водителям больше не нужно будет предоставлять справку о медицинском освидетельствовании. Именно в ней прописывается, может ли человек управлять автомобилем с учетом своего состояния здоровья.
Однако медкомиссию проходить все же придется. Поскольку ее результаты сотрудники ГИБДД будут запрашивать в электронном виде через Минздрав незадолго до экзамена.
Предполагается, что такой шаг позволит ускорить сдачу экзаменов и выдачу водительских удостоверений.
Однако сотрудники Госавтоинспекции советуют все же брать с собой справку тем, кто планируется сдавать экзамен в первые месяцы после вступления нововведения в силу. На начальном этапе система будет проходить апробацию и может давать сбои.
Ввод новых бланков ОСАГО
Когда введут новые бланки ОСАГО? Действовать законопроект начал с января этого года, но если дата действия старого полиса не закончилась, то не стоит сразу же бежать и переоформлять, так как их полномочия равны. Приемлемый вариант — это электронный вид нового полиса ОСАГО.
Рекомендуем убедиться, что старый образец подлинный, поскольку на рынке присутствует высокий уровень фальсификата. Иногда владелец не подозревает, что полис недействителен. Стоит быть осторожным, так как это грозит:
- штрафом в размере 80 000 рублей;
- арестом до полугода;
- исправительными работами до двух лет;
- 480 часами принудительных работ;
- штрафом в размере зарплаты или другого дохода за 6 месяцев.
Отличия е-ОСАГО от бумажного
Казалось бы, одинаковый продукт. Однако не все так просто. Между бумажным и электронным бланком обязательного страхования есть несколько отличий. Предлагаем с ними ознакомиться.
Отличия:
Условие | ОСАГО | |
Электронный | Бумажный | |
Вид | Черно-белый. | Красочный, с переливающимися голограммами и защитными нитями |
Оформление | Самостоятельно, в режиме онлайн через портал посредника (быстрее и проще) или официальный сайт страховой компании. | Лично в офисе или через агента |
Степени защиты | Нет | Документ печатается на официальном бланке, который оснащен всеми степенями защиты |
Дополнительные услуги | Зачастую купить без допника ОСАГО крайне сложно | |
Осмотр транспорта | Может быть запрошен транспорт для осмотра. Требование разрешено правилами. | |
Страхование такси | Доступно, после предоставления договора с транспортной компанией и остальных обязательных документов | |
Оплата | По карте, иногда электронной валютой. | Доступно несколько вариантов оплаты:
|
Изучив отличия, вы сможете сделать выбор, какой полис ОСАГО подходит больше.
Электронный продукт сразу стал пользоваться спросом. Востребованность финансового продукта объясняется многочисленными его плюсами.